«Грачонок» мал, да «удал» ..

14

На верфи Зеленодольского судостроительного завода им. М. Горького (Татарстан) 5 мая текущего года был заложен четвертый в серии боевой катер специального назначения пр. 21980 с характерным названием «Грачонок».

Как сказал Александр Карпов, первый заместитель генерального директора завода, по завершению строительства в 2013 г., катер должен поступить в состав Черноморского флота и нести боевую службу по охране акватории военно-морской базы (ВМБ) в Новороссийске.

Ожидается, что этот катер будет участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности при подготовке и проведении Олимпиады в Сочи в 2014 г. Примечательно, что это событие состоялось ровно через год после закладки и начала строительства третьего катера этого же проекта.

«Грачонок» мал, да «удал» ..

На возможный вопрос, заслуживает ли это событие такого внимания, следует ответить утвердительно и однозначно - да, заслуживает! В первую очередь, потому, что строительство этого, пусть и небольшого по размерам катера, говорит о продолжающейся реализации планов по развитию и повышению возможностей российского ВМФ. А второй причиной для такого утверждения является то, что сам катер неординарен и вызывает определенный интерес к себе. Что же представляет собой этот катер и оправдано ли к нему такое внимание на самом деле?

«Грачонок» (пр.21980) представляет собой высокоскоростной маневренный противодиверсионный катер (ПРДК) многоцелевого назначения. Уникальный, по словам заместителя начальника отдела надводных кораблей Департамента по обеспечению гособоронзаказа Минобороны РФ Андрея Шербаня, катер предназначен для борьбы с террористическими силами и средствами при защите акваторий ВМБ и пунктов базирования ВМФ России.

Кроме того, оснащение и технические характеристики катера позволяют использовать его в интересах антитеррористической безопасности при подготовке и проведении крупных мероприятий, а также для содействия Пограничной службе РФ в охране и защите государственной границы России. Следует отметить, что катер типа «Грачонок» в составе советского флота не было и на вооружение российского ВМФ принят недавно.


Катер пр. 21980 «Грачонок» разработан специалистами ОАО «КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород) и серийно производится на мощностях ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» по контракту с Минобороны, подписанного в 2007 г. Головной катер П-104 (заводской номер 981, бортовой 889) был заложен 18.02.2008 г., спущен на воду 25.04.2009 г. и после успешных испытаний в акваториях р. Волга и Балтийского моря в декабре того же года вошел в состав Балтийского флота ВМФ России.

На следующий год (4.05.2010 г.) на нем был поднят Адреевский флаг. В настоящее время катер несет боевую службу по охране водного района Ленинградской военно-морской базы, а летом 2011 г. в оригинальной маскировочной окраске он демонстрировался на Международном военно-морском салоне.


Второй ПРДК пр.21980 «Грачонок» (заводской номер 982, бортовой 840) был заложен 7.05.2010 г, спущен на воду в июле 2011 г. В конце октября этого же года был подписан акт о передаче катера в состав соединения кораблей охраны водного района Новороссийской ВМБ Черноморского флота. Накануне 67-ой годовщины Великой Победы на нем планировалось торжественное поднятие военно-морского флага.

В мае прошлого 2011 г. на мощностях Зеленодольского судостроительного завода был заложен третий противодиверсионный катер пр. 21980, активное строительство которого активно ведется в настоящее время. Таким образом, майская закладка катеров этого проекта стала традиционной в практике одного из крупнейшего судостроительных предприятий России, основанного в 1895 г.

На стапелях этого завода было построено около 600 военных кораблей для России и ряда зарубежных (Германии, Египта, Вьетнама, Кубы, Ливии, Сирии и др.) стран, а также около 900 пассажирских морских и речных судов. Сегодня ОАО «Зеленодольский судостроительный завод» входит в состав структуры холдинговой компании «Ак Барс».


Катер «Грачонок» (пр. 21980) имеет следующие основные характеристики. При стандартном водоизмещении в 138 т (длина, ширина, осадка – 31 м, 7,4 м, 1,85 м соответственно) силовая установка из двух дизелей обеспечивает движение полным ходом со скоростью 23 узлов и автономность действий экипажа из 8 человек до 5 суток. На вооружении катера состоит комплекс огневых и радиоэлектронных средств.

В состав первых входит 4 переносных зенитных ракетных комплекса (ПЗРК) «Игла» (9К38 с ЗУР 9М39), одна 14,5-мм крупнокалиберная морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ), а также 55-мм десятиствольный (в составе комплекса ДП-65А) и 45-мм (ДП-64) противодиверсионные гранатометы.

ПЗРК «Игла» (9К310, SA-16, Gimlet) представляет собой высокомобильный ЗРК ближнего действия, предназначенный для борьбы самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, наличия естественных и искусственных тепловых помех. ПЗРК обеспечивает поражение указанных целей, действующих в диапазоне дальностей и высот 1-5,2 км и 0,01-2,5 км со скоростями до 360 м/с.


14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Установленная на палубе «Грачонка» МТПУ обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях и высотах до 2000 м и 1500 м соответственно.


Десятиствольный 55-мм гранатомет в составе дистанционно управляемого гранатометного комплекса ДП-65 обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа РГ-55М на дальностях 50-500 м, действующих на глубинах до 40 м в радиусе 16 м от точки нахождения гранаты.

Комплекс работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение гранатомета в точку стрельбы.


Ручной 45-мм противодиверсионный гранатомет ДП-64 предназначен для решения аналогичных задач и при массе не более 10 кг он обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа ФГ-45 на дальностях до 400 м и глубинах до 40 м в зоне радиусом 14 м.


Вторая группа объединяет в своем составе современные радиоэлектронные и радиотехнические средства, а также водолазное оборудование, позволяющее обнаруживать и обследовать подводные объекты – гидроакустический комплекс «Кальмар», навигационная РЛС МР-231 «Пал», оптико-телевизионный комплекс МТ-201.М3 и противодиверсионная ОГАС «Анапа».

Особое значение в решении катером задач по предназначению имеет гидроакустический комплекс «Кальмар» (ОАО «Тетис Про». Входящие в его состав многолучевые гидролокатор и эхолот, навигационная гидроакустическая станция и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат обеспечивают поиск и обнаружение различных подводных объектов (дальность до 500 м), в т.ч. пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла, и обследование дна (на глубине до 200 м) при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов.

Кроме того, «Кальмар» позволяет вести гидролокационное и визуальное обследование обнаруженных объектов с использованием телеуправляемого необитаемого подводного аппарата, отображение в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, их обработку и сохранение, а также решать др. задачи.


По результатам госиспытаний комплекса «Кальмар» на головном катере «Граченок» была проведена модернизация гидролокационной станции, позволившая значительно увеличить дальность обнаружения подводных пловцов. В ходе испытаний, при движении судна со скоростью около 6 узлов, она обеспечивала наблюдение различных объектов на дне, в т.ч. якорных цепей и причальных стенок, на расстояниях 70-400 м. В дальнейшем планируется модернизация комплекса «Кальмар», в т.ч. использование нового телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.


Корабельная навигационная РЛС типа «Пал» (ОАО КБ «Аметист») предназначена для кругового радиолокационного обзора и обеспечения безопасного судовождения. Она позволяет обнаруживать надводные цели с отражающей поверхностью 5500 (300) кв. м на дальности до 16 (6) миль. При разрешающей способности 20 м по дальности и 1 градус по азимуту РЛС способна в автоматическом режиме одновременно сопровождать до 50 целей в течение 24 часов непрерывной работы.

Станция имеет систему опознавания государственной принадлежности целей, позволяет накладывать радиолокационную информацию на цифровую карту района плавания, отличается повышенными скрытностью собственного излучения и точностью определения угловых координат.


Гидроакустическая станция типа «Анапа» (ЗАО «Аквамарин») предназначена для поиска и обнаружения боевых пловцов на дальности не менее 300 м при одновременном обзоре горизонтального сектора в 360 градусов. При одновременном сопровождении всех обнаруженных целей среднеквадратическая ошибка определения координат каждой из них по дальности и пеленгу не превышает 2% и 2 град. соответственно.

Таким образом, судя по известным данным и характеристикам вооружения и др. технических средств, противодиверсионный катер пр.21980 «Грачонок», несмотря на его скромные размеры, способен решать целый комплекс задач в области обеспечения безопасности.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Йошкин Кот
    +6
    12 мая 2012 08:49
    неплохо, будем надеятся, что дальше будет только лучше
    1. Физрук
      -1
      13 мая 2012 09:10
      Очередной блеф российского ВПК
      Водоизмещение "Граченка" - 138 тонн
      Претензия не в том, что это плохой катер, а в том, что это ничтожное событие вызывает столько внимания. Сто лет назад такие "кораблики" штамповались сотнями.
      Три катера ну никак не могут обеспечить противодиверсионную защиту Севастополя, Новороссийска и сразу всех кораблей laughing . Только в случае массового производства пр.21980 "Граченок" имеет смысл, а так получилась отличная яхта для офицеров Черноморского флота.

      Для сравнения - Флот Великобритании за последние несколько лет пополнился 6 новейшими эсминцами ПВО типа "Дэринг" (8000 тонн каждый), Американский флот -вообще зверь, каждый год по 2-3 новых "Арли Берка" (10 000 тонн каждый) + раз в 5 лет новый авианосец по 100 000 тонн

      А эти - скорлупу 138 тонн построили и радуются. Дальше - только лучше, получите катер "Соболь" водоизмещением АЖ 60 тонн, а потом Русский ВМФ деградируети до боевых плотов с сигнальными ракетами laughing
      1. 0
        13 мая 2012 14:25
        Всё это домыслы, Физрук. Ну а с чего то ведь нужно начинать, возраждать... Пусть и такой катер, но это лучше, чем ничего.
      2. Йошкин Кот
        +1
        14 мая 2012 11:52
        угу, давай на авианосце в дельте Волги и Дона рассекать, да по азову с каспием ходить,
        з.ы. купи батон
  2. Олегыч
    +11
    12 мая 2012 09:01
    "Грачонок" занял свою нишу. Круг задач специфический, и остро необходимый. Предприятие доказало что может выполнять оборонзаказы. Успехов! good
  3. vostok
    +8
    12 мая 2012 10:10
    Хороший катер! Но надо что нибудь по маштабней.
    1. Redpartyzan
      +5
      12 мая 2012 10:48
      Полностью согласен, хорошая новость! Ждем обещанных корветов.
  4. 755962
    +6
    12 мая 2012 11:09
    Трепещите диверсанты.Для своего тоннажа неплохая по оснащению посудинка.
  5. +5
    12 мая 2012 12:12
    Если бы были такие катера в 50-х годах прошлого века, возможно бы итальяшки не потопили бы в Севастополе линкор "Новороссийск".
    Действительно уникальный катер, принимая во внимание очень специфический круг задач. Найти пловца - ещё та задача. Ведь те тоже в свою очередь нашпигованы всякой гадастью для обеспечения скрытности.
    Как мне представляется, было бы эффективно использовать этот катер совместно с какими-то стационарными средствами обнаружения, постановку которых он бы и осуществлял, и, являлся бы центром целой системы обнаружения. Так можно было бы значительно увельчить контролируемую площадь. Можно бы было и скорость полного хода хотя бы до 40 узлов довести, поставив какую-нибудь компактную турбину.
    А в общем такой катер действительно необходим. Думается, что это только начало, а там его возможности по-любому расширят. А камуфляж просто суперский!!! Даже в фильмах с Джеймсом Бондом не стыдно показать))
  6. патриот2
    +4
    12 мая 2012 13:23
    Voodoo, согласен, был пацаном на "Новороссийске" с отцом, он в ВМФ служил в севастопольской ВМБ. Линкор был огромадный, особо для меня 7-летнего пацаненка.
    "Грачат" надо иметь в каждой военно-морской базе хотя бы по одному, а кое-где и больше. Плохо, когда гибнут боевые судам прямо на рейде, еще хуже, когда нет должной защиты от диверсантов.
    1. +1
      12 мая 2012 13:44
      У меня дядька тоже служил на "Новороссийске". Пережил все эти страшные события, чудом остался жив.
      Как по мне, так я больше склоняюсь к версии диверсии со сторны итальяшек. Гордость итальянского флота, честь страны и всё такое... Тем более у них диверсионные силы были развиты на очень высоком уровне.
      А если учесть, как в своё время англичане за любимый всеми "Худ" (тоже гордость флота и страны в целом) порвали "Бисмарк", то всё сходится, почти...
  7. Братец Сарыч
    -2
    12 мая 2012 14:38
    Какой-то несерьезный кораблик - по моему мнению все его вооружение и оснащение можно без особых проблем на любую яхту установить, так еще и скорость повыше будет!
    1. +1
      12 мая 2012 16:10
      Не согласен. Как ты себе это представляешь? Ведь это хоть и маленькая, но боевая единица флота, предназначенная для борьбы с подводными диверсантами, боевыми пловцами и малогабаритными подводными целями, а не с дайверами-любителями. Ну а для диверсий и яхта подойдёт...это точно.
  8. НикНик
    0
    12 мая 2012 16:15
    Да прав Братец Сарыч!
    Как оно будет обнаруживать если у него гидроакустики нет, да и вообще ничего нет. Опять двадцать пять! Вместо фрегатов иголки штампуем.
    1. +1
      13 мая 2012 14:34
      Не согласен. В статье ясно указано как и чем производится обнаружение. А детали...считай, что они составляют государственную тайну.
      А насчёт "иголок"... Наверное не секрет, как в своё время торпедные катера (иголки) топили линейные корабли!? Так и здесь - если данного класса корабля достаточно для выполнения возложенных на него задач, зачем строить больше?? Экономически не целесообразно. Не зря есть такая поговорка: если хотите разорить небольшое государство - подарите ему крейсер))
  9. lotus04
    +2
    12 мая 2012 17:35
    "Грачонок" конечно удался на славу, но хочется поскорее и "Орла" посмотреть!
  10. Tirpitz
    +2
    13 мая 2012 14:43
    Будут и эсминцы со временим ( может быть). А Пока нужно выпускать граченков серией 100-120шт. На каждой базе подлодок они должны быть, возле всех промышленных (особо важных) обьектах в том числе и на реках, если есть такая возможность. 2-3 шт должны быть в любом портовом городе.
    1. 0
      13 мая 2012 14:46
      Поностью согласен. "Булки" нельзя расслаблять)) Уважать перестанут...
  11. Кавторанг
    0
    13 мая 2012 14:52
    Подведем итог. Поставлены три цели: 1.Борьба с диверсионными силами и средствами. 2. Обеспечение АТБ при проведении крупных мероприятий. 3. Содействие пограничникам.
    Соответствует ли? ИМХО на все 100%, даже с перебором - ну четыре ПЗРК на фига ? Предпочел бы взамен "спарку" 7,62 мм - против параплана или какого СЛА хватит, а огневая мощь для типичных задач вырастет.
    Строить, строить, строить - нынешнее состояние катеров ПДСС уже даже не убогое, а чистая агония.
  12. Мишя
    +1
    20 мая 2012 10:16
    Этот "Грачёнок" подозрительно сильно похож на америкаские катера типа "Циклон"