Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны

22
В морских сражениях Великой Отечественной войны приняли участие не только корабли и подводные лодки советского флота, но также и боевые самолеты. Советская морская авиация внесла ощутимый вклад в победу в войне. В ходе Великой Отечественной советский флот выполнил все задачи, которые ставились перед ним Верховным Главнокомандованием. За всю войну советские моряки ни разу не отступили ни на море, ни на суше. Именно с помощью флота страна смогла вернуть себе Южный Сахалин и Курильские острова, открыв СССР стратегический выход в акваторию Тихого океана.

Главной задачей ВМФ СССР в годы войны стало всемерное содействие приморским флангам армий Красной Армии, на которые ложилась основная тяжесть борьбы с немецкими захватчиками. Советские города-герои Ленинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск были свидетелями тесного взаимодействия частей армии и флота. В годы войны советская морская авиация произвела около 76 300 боевых самолетовылетов, потопив более 970 транспортов и 410 вражеских кораблей охранения, общий тоннаж которых составляет около 780 тыс. тонн. Именно на долю морской авиации пришлось около 2/3 потопленных и поврежденных кораблей противника. За годы Великой Отечественной войны 17 дивизий и полков авиации ВМФ были представлены к званию гвардейских, 57 соединений стали орденоносными, 241 морской летчик был представлен к званию Героя Советского Союза, а 5 летчиков получили эту награду дважды.

Свою первую боевую проверку подразделения морской авиации прошли еще в ходе боевых действий с японцами у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а также во время советско-финской войны, зимой 1939/40 годов. В этой войне авиация Балтийского флота осуществляла разведывательные полеты, постановку мин с самолетов в ледовые фарватеры, а также бомбардировку портов противника, подавляла огнем береговые батареи, участвовала в штурмовке и разрушении узлов коммуникаций и уничтожении самолетов противника на аэродромах. Всего в рамках данной кампании летчиками морской авиации было совершено свыше 16 тыс. самолетовылетов. Многие из них были награждены правительственными орденами и медалями, 17 были представлены к званию Героя Советского Союза.

Опыт, полученный в ходе боевых действий, был положен в основу мероприятий, которые были направлены на дальнейшее укрепление советской морской авиации. Однако к 1941 году работа в этом направлении завершена не была.
Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны
Торпедоносец Ил-4Т (ДБ-3Ф)

К 21.06.1941 в составе советской морской авиации насчитывалось около 2 500 боевых самолетов. В основном это были бомбардировщики СБ и ТБ-3, торпедоносцы-бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф, истребители И-15бис, И-153, И-16, Як-1 и МиГ-3, а также гидросамолеты МБР-2 и Че-2. В процентном отношении состав морской авиации выглядел следующим образом. На долю бомбардировщиков приходилось – 14%, торпедоносцев – 9,7%, истребителей – 45,3%, гидросамолеты (разведчики) – 25% боевого состава. Остальные 6% самолетов приходились на самолеты специального назначения и вспомогательную технику.

На Балтийском флоте было 3 авиабригады, 2 отдельных авиаполка и 7 отдельных эскадрилий. На Черноморском флоте – 2 авиабригады, 2 отдельных авиаполка, 2 авиаотряда и 13 отдельных эскадрилий. В составе Северного флота находилось 2 отдельных авиаполка и 1 эскадрилья. Боеспособность авиации ВМФ в целом была достаточно высокой: свыше 50% всех экипажей имели летный стаж более 2-х лет, около 2/3 летчиков разведывательной авиации и половина летчиков бомбардировочной авиации были подготовлены к боевым действиям ночью. Ведущие экипажи бомбардировочной и минно-торпедной авиации обладали достаточными навыками для действий против подвижных морских целей.

Однако в самом начале войны советская морская авиация в основном использовалась не для борьбы с кораблями противника, а против наступающих немецких войск и наземных объектов. Бомбардировщики, торпедоносцы и разведчики ВМФ оказывали помощь сухопутным войскам наравне с обычной фронтовой авиацией. Одновременно с этим на морских коммуникациях велась систематическая воздушная разведка, обеспечивалось прикрытие своих баз и судоходства, наносились удары по коммуникациям и базам противника.

Использование морской авиации для ее действий в интересах сухопутных войск часто происходило неорганизованно, без знания расположения войск противника и своих войск, часто без должного прикрытия истребительной авиацией. Большинство решаемых задач были несвойственны морской авиации, что приводило к существенным потерям в людях и технике. Так с 22 но 26 июня – было потеряно 20 самолетов (боевые потери – 18, небоевые – 2), а в период с 26 июня по 3 июля уже 82 машины. Военно-воздушные силы советских флотов решали примерно одинаковые задачи, но затрачивали на них далеко не равные усилия, что, естественно, во многом зависело от конкретной складывающейся на фронте обстановки, условий базирования, наличия сил и средств, а также множества других факторов.
Гидросамолеты МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) Черноморского флота 1940 год

К примеру, авиация Балтийского флота примерно 1/3 от общего числа своих самолетовылетов во время войны совершила в интересах сухопутных войск, в то время как на Северном флоте таких вылетов было в 5 раз меньше. В то же время авиация Северного флота 1/5 своих вылетов произвела для защиты своих коммуникаций, что на Балтике не являлось первостепенной задачей. Авиация Северного флота использовалась для отражения немецкого наступления на Мурманск, а уже после стабилизации фронта для защиты морских конвоев (союзнических и наших), а также баз флота. Морские конвои имели для СССР очень важное значение – все перевозки в Заполярье осуществлялись только морским путем.

В связи со своей исключительной ролью в течение 1941-1942 годов авиация Северного флота была существенно усилена. Уже в июле 1941 года с КБФ на север была перебазирована эскадрилья самолетов СБ, к концу года был сформирован полк на истребителях Харрикейн, а в январе 1942 года флоту был передан полк тяжелых истребителей Пе-3. В течение самого первого года войны на Северный флот из резерва авиации ВМФ было передано 5 авиаполков. В 1942-1943 годах, не смотря на потери, здесь всегда поддерживался уровень боеготовых самолетов в 280-300 единиц.

Авиация Краснознаменного Балтийского флота во время оборонительных боев в Прибалтике, наносила удары по неприятельским аэродромам и технике, поддерживая наши сухопутные войска, штурмовала танковые и моторизованные колонны противника. В августе 1941 года именно летчики КБФ провели одну из самых известных операций в истории военно-морской авиации СССР. В ответ на бомбардировки Москвы и ряда других мирных советских городов – летчики Балтийского флота провели серию налетов на столицу фашистской Германии – Берлин. Их полеты вглубь немецкой территории стали своего рода предупреждением фашистам о ждущем их в будущем возмездии.

Бомбардировки Берлина осуществлялись силами военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул с крупнейшего острова Моонзундского архипелага, который контролировался советскими войсками, хотя и был расположен уже в глубине быстро продвигающихся войск вермахта. С 7 августа по 5 сентября советская авиация сбросила на Берлин около 21 тонны бомб. Участвовала авиация Балтийского флота и в отражении сентябрьского наступления немцев на Ленинград. Только для прикрытия важнейшей дороги жизни, проложенной по льду Ладожского озера, летчики-балтийцы произвели около 8 000 самолетовылетов.
Истребители И-16 4-го гиап ВВС БФ на аэродроме Новая Ладогa

Авиация Черноморского флота в течение июня 1941 года систематически наносила удары по портам, нефтепромыслам и военно-морским базам противника. В дальнейшем авиация в основном была перенаправлена на содействие сухопутным войскам, которые обороняли Одессу и Севастополь, а позднее вели бои на Кавказе. При этом на всех флотах с первых же дней войны началась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Морская авиация часто выполняла задачи по защите баз флота и своих аэродромов, а также наносила удары по неприятельским аэродромам.

В 1943 году начался процесс количественного и, что самое главное, качественного обновления морской авиации. В короткий срок соединения фронтов были перевооружены на новые самолеты. В авиаполки поступали торпедоносцы и бомбардировщики Ил-4 и А-20Ж, а также пикирующие бомбардировщики Пе-2, новые истребители Ла-5 и Ла-7, а также Як-3, Як-7, Як-9. Значительное значение приобретала штурмовая авиация, которая вооружалась знаменитыми штурмовиками Ил-2. В результате своего перевооружения советская морская авиация смогла активизировать свои действия, в особенности на морских сообщениях Германии и ее сателлитов.

К началу 1944 года в авиации Северного флота насчитывалось 298 самолетов, Балтийского 313, Черноморского 429. В дальнейшем и до самого конца войны, на Севере и на Черном море поддерживался уровень около 400 самолетов, а на Балтике число самолетов было доведено до 787. На Черном море авиация флота при поддержке подводных лодок и торпедных катеров содействовала срыву эвакуации немецких войск с Крымского полуострова.

Уже после окончания Великой Отечественной войны вступила в дело и авиация Тихоокеанского флота, которая к началу войны с Японией имела в своем составе около 1 500 самолетов, которые были сведены в 6 авиадивизий (2 истребительных, 2 смешанных, бомбардировочную и минно-торпедную), а также 10 отдельных авиаполков и 14 эскадрилий. Летный состав, который в большинстве свом прибыл с других флотов, уже обладал существенным боевым опытом. Одной из главных боевых задач авиации Тихоокеанского флота стало обеспечение морских десантных операции. В целях нарушения японских морских сообщений авиация флота наносила бомбово-штурмовые удары по захваченным Японией корейским порта Сейсин и Расин.

Использованы источники:
www.base13.glasnet.ru/text/tactic/v.htm
www.avialegend.ru/morsk.htm
www.otvoyna.ru/more.htm
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Dust
    +3
    11 мая 2012 10:38
    Если говорить честно, то именно в борьбе с морскими целями были достигнуты наименьшие успехи! Гораздо больших результатов достигали на сухопутном направлении...
    1. Алексей67
      +7
      11 мая 2012 10:44
      Цитата: Dust
      то именно в борьбе с морскими целями были достигнуты наименьшие успехи!

      Трудно судить, а давайте подумаем
      сбитый над сушей имеет большой шанс выжить, сбитый над морем...
      про торпедоносцев умолчу, какую волю нужно иметь для захода на атаку... по прямой, не обращая внимания на огонь зениток
      1. Dust
        +2
        11 мая 2012 10:57
        Флотская авиация достигала больших успехов на суше по той простой причине, что уровень техники был достаточно низким, квалификация летного состава недостаточно высокая. поэтому и ориентироваться летчикам на суше проще было, и цели совсем другие!
        Даже в конце войны авиация не смогла полноценно бороться с морскими целями уже фактически разгромленной Германии - вполне успешно эвакуация проходила у немцев на Балтике...
        1. +5
          11 мая 2012 14:43
          Цитата: Dust
          Флотская авиация достигала больших успехов на суше по той простой причине, что уровень техники был достаточно низким,


          У немцев ситуация была не лучше, флотская авиация процветала в авианосных странах
        2. 0
          11 мая 2012 15:32
          Цитата: Dust
          вполне успешно эвакуация проходила у немцев на Балтике

          Ув. Дуст начну с "Густлова", потопленного Маринеско (это не про плохую авиацию, а про успешную эвакуацию). Если будет необходимо, продолжение последует. Результативность в цифрах конечно не такая, как у кригсмарине и люфтваффе в начале войны, но... Уточняйте факты, погоду и специфику, мсье.
          1. Братец Сарыч
            +1
            11 мая 2012 22:11
            Потопление Густлова и Штойбена было большой удачей, но если измерять в штуках, то эвакуация проходила достаточно успешно! Окончательно заблокировать немцев так и не удалось...
      2. Kibb
        +5
        11 мая 2012 12:24
        Цитата: Алексей67
        про торпедоносцев умолчу, какую волю нужно иметь для захода на атаку... по прямой, не обращая внимания на огонь зениток

        Только на днях пересматривал "Торпедоносцы"
        1. Алексей67
          +5
          11 мая 2012 14:44
          Цитата: Kibb
          Только на днях пересматривал "Торпедоносцы"

          Достойный фильм good
    2. +6
      11 мая 2012 14:31
      Странно, по моему не было в морской авиации человека более известного чем дважды ГСС Сафонов Борис Феоктистович Командир 2-го ГИАП летал на И-16, на "Харрикейне" который с его легкой руки вооружили Швак и на "Киттихауке" "Аллисон" которого как считают и подвел героя в воздушном бою. Всего на момент гибели 30 мая 1942 года при защите конвоя PQ-16 сбил 20 самолетов фашистов, не считая "подарков" молодежи

      В статье о нем ни слова
      1. Алексей67
        +4
        11 мая 2012 14:48
        Цитата: Vadivak
        В статье о нем ни слова

        А мы тут зачем? Спасибо за наводку, даю инфу
        Борис Сафонов родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии.

        Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза. Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба Сафонов направился учиться в Качинскую авиационную школу, затем — в Белорусский военный округ. Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, Сафонов сразу же записался на Север, служил в морской авиации Северного флота. Он был назначен командиром 72-го смешанного авиационного полка.

        С началом Великой Отечественной войны он отличился в воздушных боях с Люфтваффе. Ходят легенды, что немцы передавали специальное сообщение: «Сафонов в воздухе» это означало, что немецким самолетам надлежало вернуться на базу. К началу января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 22 декабря 1941 года). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь. 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Через месяц командование ВВС СФ вверило майору Сафонову вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк. 22 января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (и среди них — Б. Ф. Сафонову) глава британской миссии генерал-лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».

        30 мая 1942 года гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го Гвардейского Краснознамённого авиаполка, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Ведя бой с превосходящими силами противника, Б. Сафонов сбил три немецких самолета, но погиб сам в этом бою.

        По словам служившего во 2-ом Гвардейском полку сержанта, участники боя говорили, что Сафонов не был сбит в воздухе, а совершил жесткую посадку на воду после того, как у его машины закончилось горючее. Самолет был расстрелян немцами уже на воде, и пилот погиб. Воздушный бой наблюдали также и с кораблей, но помочь летчикам не могли.[источник?]

        Всего за время боевых действий Борис Сафонов сбил лично 30 вражеских самолётов и 3 вместе с товарищами.

        14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Б. Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда». Следует отметить, что представление к награде было отослано еще до смерти Сафонова[1]:89. Произошло исключительное событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

        Трудно переоценить роль Б. Ф. Сафонова в становлении Военно-Воздушных Сил нашей страны. Среди его воспитанников — 13 Героев Советского Союза. И каждый год, когда сафоновцы собираются на встречу в музее военно-воздушных сил Северного флота, они с любовью вспоминают своего командира и боевого товарища — Бориса Феоктистовича Сафонова.
      2. Kibb
        +3
        11 мая 2012 14:59
        Статья обзорная,без личностьей, про Ракова тоже нет
  2. 755962
    +6
    11 мая 2012 10:52
    Горжусь своим земляком Преображенским Евгением Николаевичем.родился 9 (22) июня 1909 года в селе Волокославинское Кирилловский район Вологодской области в семье сельского преподавателя. Учился в Череповецком педагогическом техникуме.
    В 1927 году по комсомольской путевке был призван в морскую авиацию.
    В 1930 году окончил Севастопольское Военно-морское авиационное училище. Служил летчиком, затем командиром эскадрильи и командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиабригады Балтийского флота.
    В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 под командованием Е. Н. Преображенского участвовала в нанесении первого бомбового удара по военно-промышленным объектам Берлина.13 августа 1941 года Е. Н. Преображенскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Всего авиагруппа Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года.
    С августа 1942 года Е. Н. Преображенский — командир авиационной бригады ВВС Балтийского флота. С апреля 1943 года по сентябрь 1944 года — начальник штаба, а с сентября 1944 года по апрель 1945 года — исполняющий обязанности командующего ВВС Северного флота.
    С апреля 1945 года Е. Н. Преображенский — заместитель командующего, а с февраля 1946 года — командующий ВВС Тихоокеанского флота.
    1. +4
      11 мая 2012 16:44
      Каберов Игорь Александрович ГСС морская авиация

      Всего Игорь Александрович Каберов совершил 476 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 18 в группе, ещё одна победа не получила официального подтверждения. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 14 групповых побед. ]

      В « Харрикейне » есть одна хитрость. Если ты ее не знаешь, то в самолет не сядешь, особенно при моем росте. (И.А. Каберов был очень небольшого роста). Крыло у него было высокое, не запрыгнуть, но на фюзеляже есть потайные ступеньки. Англичане устроили небольшой экзамен, чтобы проверить: летал ли я действительно на « Харрикейне ». Дескать, как он залезать будет? Там, если не знаешь устройство ступенек, то и в кабину не залезешь. Тем более, что ростом я не большой, на крыло мне никак не заскочить. Я им говорю, что если можно в кабину сесть, то это здорово! Там вокруг толпа репортеров собралась, журналистов. Все ждут, что будет? Я подошел, на кнопку нажал – на меня вот такими «фарами» все глянули – секунда, и я в кабине. Они как загалдели, зааплодировали: « Мистер Каберов , мистер Каберов »! Аппаратами защелкали, камерам зажужжали.
  3. +6
    11 мая 2012 12:48
    Меня всегда восхищали моряки. А уж морские летчики вообще элита элит. Очень достойные, грамотные офицеры какие-то наивные и бесшабашные. Нужно быть очень преданным своему делу человеком, что бы летать над морем.
  4. Сокерин
    +4
    11 мая 2012 15:14
    «Советская морская авиация внесла ощутимый вклад в победу в войне.»

    Куда уж «ощутимее»

    В ходе Второй мировой войны четко определилась роль морской авиации, как главной силы в боевых действиях на море. На ее долю приходилось свыше 50% тоннажа транспортных судов и более 70% боевых и вспомогательных кораблей, потеярных фашистской Германией от воздействия нашего флота в целом (Тактика морской авиации, Ленинград, 1990 год, стр. 5).

    Процент потопленных кораблей и вспомогательных судов Германии и ее союзников от воздействия Советского Военно-Морского флота:

    • авиация – 66 %
    • подводные лодки – 5%
    • надводные корабли – 9%
    • береговая артиллерия – 3%
    • мины – 17%

    Как мы видим, на долю подводных лодок, надводных кораблей и береговой артиллерии приходится 17%, т.е. ровно столько же, сколько на мины. Если учесть, что бОльшая часть мин была выставлена авиацией, то ее роль в борьбе на море будет еще более впечатляющей.
    (История военно-морского искусства, Ленинград, 1987 год, А.Н. Замчалов, стр. 431-432).


    http://www.stihi.ru/2010/06/26/3264

    «В годы войны советская морская авиация произвела около 76 300 боевых самолетовылетов»


    Только ВВС БФ 158 тысяч вылетов выполнили, откуда взялись 76 за всю морскую авиацию четырёх флотов ?

    Всего за период войны:

    - самолётовылетов - 158050

    http://www.stihi.ru/2010/06/20/3741

    http://www.proza.ru/pics/2010/08/02/114.jpg?2610
  5. Spartak
    +5
    11 мая 2012 15:15
    Надо отдать должное летчикам, сражаться в небе очень опасно. Тем более над морем. Где не всегда смогут подобрать эвакуировавшийся экипаж. А на Севере это в два раза опаснее, вода жутко холодная.

    Памятник ИЛ-4 в Североморске
  6. Сокерин
    0
    11 мая 2012 15:26
    Это из книги Замчалова
    ttp://www.proza.ru/pics/2010/08/02/114.jpg?2610
  7. Rodver
    +3
    11 мая 2012 15:29
    Морская авиация - это особеннвя, романтическая авиация.
  8. Сокерин
    +2
    11 мая 2012 15:33
    Таблицы из учебника История военно-морского искусства, Ленинград, 1987 год, А.Н. Замчалов

    Которую оЧЧень не жалуют флотоводы, ибо их роль там - ничтожна в сравнении с лётчиками....


    Поздравили

    http://www.proza.ru/2010/08/02/114

    Вот здесь я и «Красную Звезду» за откровенную чушь мордой по столу повозил, ибо

    « Лучше бы ничего не писали, ибо: не знаешь – не лепи…»
    1. Братец Сарыч
      +3
      11 мая 2012 22:19
      Ну цифры и цифры - и что?
      А если посмотреть более трезво?
      Черное море - противника практически нет, чуть не самая большая посудина самоходная баржа! С кем воевать подводным лодкам. с кем воевать надводным кораблям?
      Балтика - за пару месяцев остатки флота оказались в Кронштадте, Финский залив и тот в руках противника, перегорожен сетями, мин больше, чем гороха в гороховом супе! С кем воевать подводникам, с кем воевать надводным кораблям?
      Север - противник практически не отходит от своих берегов, рейдеры не поймаешь на огромных диких просторах, главная задача - провести конвои! Что-то похоже на морскую войну только на этом театре...
      Если у противника флот практически не задействован, то с кем должен был бороться наш флот ?
      1. +3
        12 мая 2012 09:38
        Если у противника флот практически не задействован, то с кем должен был бороться наш флот ?

        Воевать было с кем. Другое дело, что в первой половине войны, особенно на Чёрном море, флотское начальство оказалось не на высоте. Большинство потерь было на их совести. Недаром Октябрьского Верховный понизил в должности. Да, и лётчики были подготовлены слабо. Увы, налёт часов перед войной был у лётчиков не на много больше, чем у сегодняшних. А из-за боязни лётных происшествий, многие командиры не планировали отработку с лётным составом сложных манёвров, полёты в сложных метеоусловиях и т.д. К тому же в части стала поступать новая техника, ещё сырая, с детскими болезнями, которую лётный состав не успел мало-мальски освоить.
        Фактически учились воевать, расплачиваясь кровью. И там, где командиры оказались грамотными, решительными и инициативными, результаты вскоре появились. Другие части быстро потеряли технику и лётный состав, а потому ушли на переформирование. Вернулись же на фронт, по большей части, с новыми командирами.
  9. +2
    11 мая 2012 19:02
    В одной из песен есть слова "морская авиация,страшней чем радиация".
    1. +2
      11 мая 2012 21:42
      Цитата: Вялик
      В одной из песен есть слова "морская авиация,страшней чем радиация".


      из этой же серии - Не взлетим так поплаваем!