Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах

Сегодня такую функцию как транспортировка вертолетами груза любого назначения просто нечем заменить – быстрая возможность осуществления транспортировки, действие над любой поверхностью и с любой поверхности, меньшие риски при транспортировке по сравнению с авиационной. Поэтому основное перемещение военных подразделений на различные расстояния для решения поставленных задач сегодня возложено на вертолеты.

Для России здесь основным становится опыт, полученный в военных конфликтах еще Советского Союза. В частности, неоценимым стал опыт применения вертолетов в Афганистане. Доставка грузов, оборудования и личного состава, разделенных между собой расстоянием опорных пунктов 40 армии шла вертолетами. Ими осуществлялась доставка десантов для обеспечения преимущества на узловых пунктах, важных дорогах, преобладающих высотах. Так, вертолеты перемещали на позиции от крупногабаритной техники и оборудования до последнего гвоздя.

Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах



В начале1980 года, Кандагар был полностью взят под контроль благодаря силам крупного десанта, доставленного на вертолетах. Летом 1982 года при осуществлении Панджшерской операции для захвата тактически важных высот и территорий более 4.2 тысячи военнослужащих из 20-ти афганских и советских батальонов были транспортированы вертолетными машинами. Речь идет о сотне вертолетов, выполнявших поставленные задачи по транспортировке личного состава. В середине 1985 года при осуществлении планов операции «Пустыня» вертолеты переместили в горы более 7000 военнослужащих. Осенью 1985 года 12 тысячный десант доставленный вертолетами заблокировал около 170 километров Кунарского ущелья. В конце осени при проведении операций под Кандагаром советские вертолеты за полмесяца совершили более полутысячи вылетов, обеспечивая десант на 2-х десятках площадей.

В Афганистане была отработана современная тактика применения вертолетов для обеспечения сил специального назначения 8-ми батальонов спецназначения, объединенные в 15 и 18 бригады выполняли поставленные задачи. Для выполнения задач им придаются 205 и 239 ОВЭ. Действуя на опережение, спецназ при помощи вертолетов скрытно и внезапно для врага прибывал в заданную точку, устраивал засады. Или создавая поисково-ударные группы, вертолеты со спецназом на борту патрулировали заданные районы, ведя поиск противника с воздуха, либо уничтожали с воздуха, либо проводилась ликвидация высаженной группой. Эта тактика начала применяться с 1982 года созданными ДШМГ (десантно-штурмовая маневренная группа), которые стали выполнять схожие задачи.

Основная нагрузка военных действий в Афганистане легла на только создававшиеся подразделения аэромобильного типа. Большая часть военных действий в Афганистане – противодействие иррегулярным силам противника небольшими подразделениями. Крупные силы не имели пространства для разворачивания и в основном контролировали территорию важных районов, тем самым выполняя оборонные функции. Активные функции нападения выполняли в основном, кроме крупных операций, бронированные маневренные подразделения либо небольшие группы, большая часть которых десантировалась с вертолетов. Десантируемые с вертолетов группы обеспечивали себе оперативный простор и скрытность перемещения. Вертолеты, используя для своего базирования часть асфальтированных дорог, площадки с щебенкой или настилы из металлических листов обеспечивали выполнения задач любых подразделений. Поэтому для выполнения задач даже транспортные вертолеты потребовали для своего обеспечения дополнительное вооружение и бронирование, сделав их них, таким образом, транспортно-боевые вертолеты. Очень часто именно вертолеты становились единственно доступной огневой поддержкой, которая была весьма оперативна, обладала большой точностью попаданий и дополнительно обладала очень необходимой функцией как эвакуация. Все группы спецназначения были обеспечены связью не только с ЦБУ, но и вертолетами поддержки, для оперативной выдачи координат цели.

Изменение тактики применения вертолетов пришло после активного противодействия со стороны противника (душманов). Вертолеты стали выполнять задачи на малых высотах, не оставляя противнику достаточного времени на точное прицеливание из стрелкового оружия и из переносных зенитных ракетных комплексов типа «Стингер», которые практически не захватывали цели на высоте менее 30 метров. Пилоты вертолетов стали применять новый противозенитный маневр с резким уходом на большую высоту. Стала применяться тактика наведения, когда вертолеты совершали патрулирование группами, и передняя группа вертолетов только фиксировала данные и ориентиры, а вторая группа более оснащенных вертолетов (ударных) уничтожала цель. Групповая атака вертолетов осуществлялась «вертушкой» - замкнутым кругом. Вертолеты заходят на цель в пикировании и при выходе, из которого, следующий за ним открывал огонь. Так, производилось непрерывное огневое воздействие, и повышалась безопасность вертолетов. Остальные тактики были малоэффективными, или ограничивали использование бортового вооружения. В горах, вертолеты применяли тактику атаки один за другим, расстояние между машинами минимальное, выход вертолета после атаки происходил либо на малых высотах, либо, по возможности, с резким набором высоты. Зависания на одном месте старались не использовать, так как вертолет сразу становился хорошей мишенью для разного вооружения противника.

Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах


Полученный опыт взаимодействия различных типов вертолетов и наземных войск, стал бесценным не только для Советского Союза, но и для вооруженных сил многих стран мира – Советский Союз произвел структурные изменения в ВС, появились новые виды подразделений, такие как аэромобильные, которые распространились как вид по всему миру. Преимуществ у вертолетов много, но есть и «недостатки» - относительная уязвимость вертолетных машин. Так, некоторые критики говорят о существенной уязвимости винтокрылых машин от современных ПВО и средств типа ПЗРК. Их слова основаны на том, что аэромобильные подразделения после Вьетнамской войны, используются только в конфликтах с менее оснащенным в военном плане противником.

Рассмотрим американскую концепцию применения в военных конфликтах вертолетов и применение вертолетов, если противник обеспечен современными средствами противодействия. Американцы, первый опыт насыщенного применения вертолетов в боевых условиях получили во время военного конфликта во Вьетнаме. На основе полученного опыта, стали воплощаться в жизнь новые принципы использования вертолетов в боевых действиях. И хотя противник применял схожие действия и во многом опыт был похож на советский в Афганистане. Для Соединенных Штатов, на то время, главный противник был СССР и тактика использование военной техники была адаптирована для вероятного столкновения с Советским Союзом. Одной из проблем для американцев были советские танковые подразделения, способные на то время взломать оборону любого европейского государства и лучшие средства ПВО, которые совместно с передовой авиацией создавали эффективную защиту наземных войск от ударов с воздуха. Соединенные штаты, не особо развивали собственные средства ПВО, больше полагаясь на авиацию. Поэтому американские вертолеты взяли на себя функцию борьбы с танковыми подразделениями. Используя преимущества вертолетной техники и несовершенство РЛС того времени, вертолеты имели явное преимущество по сравнению с тактической авиацией. Так появляется первый вертолет боевого назначения AH-1 «Cobra», обладавший малыми размерами, узкой фронтальной проекцией и малой шумностью. А во Вьетнаме, американцы постарались адаптировать его к решению несвойственных задач. Советский вертолет боевого назначения Ми-24, создавался как машина поддержки мотострелковых подразделений, которые уступали танковым подразделениям по огневой мощи. Ми-24 обеспечен десантной кабиной, улучшенной броней и отличными характеристиками летно-технического плана, что не позволяет уменьшить его размер и вес. Сравнивая эти вертолеты, делаем вывод о подходе к живучести машины, который у Соединенных штатов заключался в небольших размерах и тихом (скрытном) подходе-отходе, а у Советского Союза заключался в бронезащите и маневренности.

Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах


Выяснить какой подход лучше не представилось возможности, не считая применением в военных конфликтах третьими странами техники американского и советского производства. Наращивание и модернизация техники не оставалась на месте. Для американцев в этом плане, становится комом в горле появление на вооружение Советской армии средства ПВО - ЗСУ-23-4 «Шилка».

Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах


Она вошла в состав полковых ПВО и обладала повышенной эффективностью, обнаруживая воздушные объекты с помощью РЛС и используя наведения автоматического типа. Это резко уменьшает шансы американцев. В свою очередь, они совершенствуют вооружение вертолета, который получил новые ракеты с большой дальностью действия. Теперь вертолету не надо входить в контакт с противником, а улучшенные бортовые системы обнаружения и СУО, которые увеличили дальность действия бортового вооружения, дали возможность выполнять задачи в ночное время, избегая визуального контакта с противником. Первым таким вертолетом становится AH-64 «Apache». Он и сейчас является основой ударной авиации Соединенных Штатов.

Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах


Американский принцип применения вертолетов носит откровенно наступательных характер, ведь применение войск происходит у них на большом удалении от собственных баз и практически все подразделения обязаны обладать высокой мобильностью, и поэтому чрезмерно насыщены армейской авиацией. Советские (Росийские) аэромобильные войска, такие как ВДВ, созданы для выполнения совершенно иных задач. Используемое тяжелое вооружение приблизило их по мощи в мотострелковым подразделениям, и противостоять достаточно сильному противнику при большом отрыве от собственных баз. Аэромобильное подразделение, высаживаясь парашютным способом в тылу противника, предназначается для захвата плацдарма, разрушения оборонительных позиций, глубоких рейдов для вывода из строя коммуникаций, связывание боем внутренних эшелонов защиты. В этом сценарии нет вертолетов – они становятся сильно уязвимы вдалеке от основных подразделений. Использование вертолетов как транспортных средств мало осуществимо из-за тяжести наземной техники ВДВ. Некоторые ДШП можно использовать с вертолетов, но без использования тяжелых видов наземной техники. Поэтому в Афганистане, подразделения ВДВ использовали как подразделения мотострелков, используя по назначению лучшую боевую подготовку. Там же их пересадили на более защищенные БМП в отличие от штатных боевых машин. А использовать по назначению подразделения ВДВ у Советского Союза и России – в крупном военном конфликте пока (к счастью) повода не было.

Американский аналог подразделений отечественных ВДВ – единственная 82 дивизия. Задачи похожи, но имеют меньший размер, тяжелой техники практически нет, и фактически являются подразделением легкой пехоты. А вот вертолетное обеспечение более чем солидное – 132 вертолета. Вообще, насыщенность винтокрылыми машинами позволяет Соединенным Штатам быстро создать тактическую аэромобильную группу в любом подразделении ВС США. Подчинение армейской авиации (вертолетов) – непосредственное, войсковое.

У нас с этим все не так как хотелось бы – опыт, полученный в Афганистане, практически забыт. Командир подразделения мог непосредственно вызывать вертолеты на поле боя, и если в Афганистане вертолеты появлялись в необходимой точке через 10-30 минут, то уже Кавказ показал, что вызов вертолетов сегодня составляет долгие часы.

Соединенные штаты, стараясь свести уязвимость вертолетов к минимуму, стала улучшать разведывательную составную армейской авиации. Становятся в строй разведывательно-боевые машины OH-58D «Kiowa Warrior», с установленным оборудованием над втулкой винта. Высота полета до 15 метров при выполнении разведывательных задач, ища укрытия в рельефе местности.

Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах


Основное предназначение – наведение ударных вертолетов, подсветка целей целеуказателем лазерного типа. Это делало возможным применение ракет «Хелфаер» (дальность действия до 10 километров) ударными вертолетами и малое время нахождения в зане видимости самих OH-58D. «Апачи» обеспечены возможностью самим выполнять разведывательные действия, но так вырастает время идентификации цели и прицеливание вооружением. Ирак показал, что подобная тактика применения вертолетов Соединенными штатами себя в принципе оправдала. А вот поддержка подразделений на поле боя выявила серьезные проблемы. Среди «Апачей» были большие потери. Вертолеты долго оставались в зоне видимости пытаясь найти, определить и совершить прицеливание. Здесь хорошо себя показали устаревшие «Кобры» морской пехоты. Не имея современных средств разведки и СУО они «проигрывают» «Апачам». Но используя тактику, основанную на советском опыте применения вертолетов в Афганистане – взаимодействие с пехотными подразделениями, получения целеуказаний от передовых наблюдателей, в том числе и от беспилотников, вертолеты шли к целям на малых высотах с большой скоростью, перед целью набирая высоту и отстрелявшись, уходили назад, без зависаний. Атака велась волнами в 2-3 захода (аналог «вертушки»). Поэтому боевые потери среди «Кобр» были очень незначительны.

Изучив американскую тактику применения армейской авиации у Советского союза на боевом посту «Шилку» сменяет «Тунгуска» с дальностью действия до 8 километров и другие современные комплексы.

Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах


Среди вертолетов появились новейшие Ми-28, Ка-50 и Ка-52 – хорошо защищенные и маневренные вертолеты, получившие новые комплексы вооружения и оборудования, которые дали возможность применять вооружение с расстояния. Идея использовать отдельные вертолеты для разведки в России не приживается. Отечественные перспективы – это интеграция на поле боя различных компонентов, взаимодействие с пехотными подразделениями, использование беспилотников для разведки. В основном это невостребованный долгое время опыт применения вертолетов в Афганистане.

Рождение современной тактики применения и противодействия вертолетов в военных конфликтах


Преимущества отечественных вертолетов в слабости ПВО противника, которые в основном строятся на использование ПЗРК, а российские вертолеты имеют бортовое оборудование противодействия инфракрасного наведение таких ракет. Преимущества в защите – более совершенные средства ПВО. Любое моделирование ближнего боя показывает, что российские маневренные и бронированные вертолеты имеют преимущество в боевой живучести перед американскими вертолетами.

Особо отметим пришедшее понимание возвращения в войска армейской авиации. Подразделениям придадут соответствующие выполняемым задачам подразделения армейской авиации. Сначала перемены почувствуют подразделения спецназначения, немного позже остальные подразделения сухопутных войск.

видео в тему:



Источники информации:
http://topwar.ru/756-mi-28n-i-an-64-apache-protiv-ka-52.html
http://www.odnako.org/blogs/show_17080/
http://pvo.guns.ru/tunguska/tunguska.htm
http://topwar.ru/752-shilka-zsu-23-4.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. Виктор 11 мая 2012 09:45
    Анализ безусловно интересный Только, как практику, хотелось бы заметить, что гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Реальную картинку преимущества наших вертолётов может выявить только прямые боестолкновения наземных войск с применением винтокрылых машин. Именно поэтому, необходима симуляция боевых процессов на самом высоком уровне. Примерно также, как сейчас натаскивают танкистов. А так, по качеству подачи материала, статье безусловно +.
    1. аксакал 11 мая 2012 11:50
      Цитата: Виктор
      Реальную картинку преимущества наших вертолётов может выявить только прямые боестолкновения наземных войск с применением винтокрылых машин. Именно поэтому, необходима симуляция боевых процессов на самом высоком уровне. Примерно также, как сейчас натаскивают танкистов.
      - Таких откровенных боестолкновений не было, но было одно весьма показательное. Это знаменитый вертолетный бой в Ирано-Иракском конфликтев 80-х годах прошлого столетия. С Иракской стороны - были МИ-24, с Иранской - те же "Кобры".
      Бой тот закончился совсем плачевно для иранцев, после этого боя у амеров и всего Запада клише о неуязвимости Российских вертолетов. Даже таким они и показали "крокодила" в одном из очередных серий про Рэмбо. Правда, там Сталлоне все-таки ухитряется сбить российскую птичку, но как бы с большим трудом.

      Статья хорошая. Мне понравилась.
      1. 755962 11 мая 2012 12:07
        Цитата: аксакал
        может выявить только прямые боестолкновения наземных войск с применением винтокрылых машин.

        Только так .Или на основе глубокого анализа.
        российские маневренные и бронированные вертолеты имеют преимущество в боевой живучести перед американскими вертолетами.

        На Западе за высокую огневую мощь вертолет Ми-28Н получил прозвище "Разрушитель" - 16 управляемых ракет "Атака", 80 неуправляемых реактивных снарядов, 30-мм подвижная пушка стреляющая почти килограммовым беприпасом. Но уникальным вертолет сделала электроника, не случайно Ми-28Н называют "летающим компьютером" - его система навигации даже лучше чем у стратегического бомбардировщика. Вертолет имеет 5 систем наблюдения, включая тепловизор, радиолокатор и телекамеры, позволяющие вести боевые действия круглосуточно и в любых погодных условиях. Трудно представить, что задуман этот вертолет был 40 лет назад.
        755962
  2. Borz 11 мая 2012 10:47
    Спасибо автору,всё предельно ясно.
  3. leon-iv 11 мая 2012 10:48
    самая главная беда вертолетов это невозможность сделать его малозаметным.
    А так на большом поле боя главный враг это авиация.
  4. Redpartyzan 11 мая 2012 11:22
    Наши ка—52 лучшие в мире нужно только наладить взаимодейстаие с сухопутными войсками и нам вобще равных в локальных конфликтах не будет. несколько часов ждать огневой поддержки это конечно никуда не годится! В израиле каждая меркава имеет связь с вертолетои. Их опыт взаимодействия является поучительным.
    Redpartyzan
  5. AK-74-1 11 мая 2012 12:43
    Отличная статья. Очень примечательно, что анализ содержит прямой вывод о необходимости наличия авиаподразделений в подчинении бригад (пример 205 и 239 ОВЭ в подчинении 15 и 18-й бригад). Уж в подразделениях десантников точно должны быть на батальонном уровне вертолеты, как ударного так и транспортного назначения, да и обычные мотострелковые бригады должны иметь свои авиаподразделения. При этом никто не говорит об отсутствии авиаподразделений армейского подчинения, окружного подчинения и резерва ВГК.
    А кто-то меня в этом упрекал в комментариях к стате про Зелина, что это распыление сил и средств.
  6. andrey903 11 мая 2012 13:02
    Одна из причин плохого применения вертолётов в Чечне,большое количество генералов-туристов в Ханкале и Моздоке,которые использовали вертолёты для своих нужд
    andrey903
    1. zadorin1974 15 мая 2012 01:27
      плюс всякие делегаты как наши так и не наши -к каждой такой команде взвод разведки 2-3 вертушки и рота ВДВ для охраны их светлейших задниц по всему маршруту- а саперная разведка ваще в каматозе -землю только ниже 10 метров непроверяет
  7. болот 11 мая 2012 13:05
    smile Вот подтверждение моих слов smile О выходе той или иной статьи,и о методах ведения войны. smile
    1. болот 11 мая 2012 19:00
      http://lenta.ru/news/2012/05/11/ec725/
  8. Дублер 11 мая 2012 13:33
    Цитата: AK-74-1
    да и обычные мотострелковые бригады должны иметь свои авиаподразделения

    Позволю поинтересоваться... а кто и где будет организовывать их обслуживание, снабжение, учебу, полеты вертушек? Желание, конечно, благое, но далекое от реальности. Во всяком случае, пока.
    1. AK-74-1 11 мая 2012 13:44
      Надеюсь что изменения последуют в ближайшей перспективе. Ибо наличие любого летательного аппарата, это возможность заглянуть за горизонт.
  9. Prometey 11 мая 2012 13:38
    Американцы сейчас разрабатывают вертолет с малошумными винтами, вернее уже разработали. Винты сделаны из прочных полимеров и практически не создают удара звуковой волны, как обычные. Возможно для боевых вертолетов это не понадобится, но для вертолетов спецназначения это прорыв - самое то для проведения спецопераций и диверсий. Для нашей армии такой вертолет тоже был бы не лишним.
    И может не совсем по теме. По каналу Дискавери как-то показывали документальный фильм о поединке вертолета "Апач" и иракского (советского) танка Т-55 - без всякого бахвальства и снобизма. Оказывается, даже на такой крутой технике их пилоты боятся старых советских военных машин, что как-то не вяжется с их агитплакатами о сотнях сожженных танках. Экипаж танка Т-55 вел неравный бой с британским вертолетом в одной из иракских деревень. Но в конце-концов победила технология и танк был поражен.
  10. аксакал 11 мая 2012 14:36
    Цитата: Prometey
    По каналу Дискавери как-то показывали документальный фильм о поединке вертолета "Апач" и иракского (советского) танка Т-55 - без всякого бахвальства и снобизма. Оказывается, даже на такой крутой технике их пилоты боятся старых советских военных машин, что как-то не вяжется с их агитплакатами о сотнях сожженных танках. Экипаж танка Т-55 вел неравный бой с британским вертолетом в одной из иракских деревень. Но в конце-концов победила технология и танк был поражен

    - ну не пораженным наш танк по такому каналу быть неможет, ежу (гордой птице) и то это ясно laughing
    Но мне там понравился командир иракского экипаж - реально грамотно действовал! Маскировался, грамотно прятался. Была бы у него хоть самая простенькая ракета типа стингера или Иглы, да хотя бы один ствол Шилки на башне - не унес бы тот вертолет ноги с того поединка!!! За того иракца обидно. sad
  11. Салават 11 мая 2012 15:43
    прочитал статью и вспомнилась повесть "Бортжурнал № 57-22-10". хорошая художественная книга о борттехнике вертолета ми-8, служившем в Афганистане.
    Салават
  12. vylvyn 12 мая 2012 02:53
    Без авиации сегодня никуда. А вертолёт, вообще - рабочая лошадь и поля боя и народного хозяйства. Надо отдать должное тов.Сталину, который увидел перспективу в этой технике и дал путёвку в жизнь Милю и Камову (плюс Яковлев создал свой уникальный "летающий вагон"). Следующий интересный и очень перспективный шаг в развитии воздухоплавания - дирижабли. Как и вертолёты - их также можно использовать и в народном хозяйстве и в военных целях.
    vylvyn
  13. Wolkin 29 мая 2012 16:26
    Для Соединенных Штатов, на то время, главный противник был СССР и тактика использование военной техники была адаптирована для вероятного столкновения с Советским Союзом.

    А кто вероятный противник у нас? Под кого мы адаптируем тактику нашей авиации. При советах ВВС насчитывало 6000-6500 вертолетов, а сейчас сколько? Для такой страны как наша этого количества достаточно?
    Wolkin
  14. puteovii 29 января 2015 20:35
    Грамотная статья.Спасибо. fellow

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня