«Ночные ведьмы»: смерть гитлеровцам!

Утром 16 сентября командование отдало приказ о бомбардировке немецкого штаба, размещавшегося в центре Новороссийска. Задача была очень рискованной. Ведь экипажам предстояло выполнять ее в светлое время суток, был очень большой риск потерь от огня немецкой противовоздушной обороны. Но приказ летчицы выполнили. Немецкий штаб был разбомблен, а через непродолжительное время освободили и Новороссийск. Ведь не зря немцы называли отважных летчиц «ночными ведьмами».

Идея о создании особого женского авиационного полка родилась не сразу. Командование достаточно долго сомневалось, сможет ли полноценно воевать авиационная часть, состоящая из женщин. Но прославленной летчице Марине Расковой, стоявшей у истоков формирования «Ночных ведьм», удалось убедить высших руководителей Советского Союза и Народного комиссариата обороны.

Чтобы советское руководство дало добро на создание женских авиаполков Марине Расковой пришлось использовать все свои возможности, включая и личное знакомство с всесильным генсеком Иосифом Сталиным. У Марины Расковой авторитет в то время действительно был, причем немаленький. Вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко 24-25 сентября 1938 года Раскова в качестве штурмана участвовала в беспосадочном перелете по маршруту Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км. Перелет длился 26 часов 29 минут, установив женский мировой рекорд дальности полета. Летчицы стали народными героинями. Уже 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звание Героя Советского Союза.


К сожалению, в 1939 году 31-летняя майор Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе, Валентина Гризодубова продолжала службу в авиации, а Марина Раскова сделала головокружительную карьеру и в том же 1938 году, в 26-летнем возрасте, возглавила Управление международных воздушных линий СССР. Имея прямой выход на высших руководителей советского государства, с самого начала Великой Отечественной войны она стала развивать идею создания женских авиационных полков. Раскову поддержали тысячи советских женщин, рвавшихся на фронт. И Раскова смогла добиться своей цели. 8 октября 1941 года был издан приказ Народного комиссариата обороны СССР «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», который и дал старт знаменитым «Ночным ведьмам».



Первым был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, командовать которым поручили 28-летней Евдокии Давыдовне Бершанской – летчице с десятилетним стажем, перед войной командовавшей авиазвеном в 218-м авиаотряде специального применения, дислоцировавшемся в станице Пашковской (Краснодарский край). Формирование полка началось в г. Энгельс, там же личный состав проходил подготовку. В отличие от двух других женских авиационных полков - 586-го истребительного (Як-1) и 587-го бомбардировочного (Пе-2), обладавших смешанным личным составом, в 588-м авиаполку служили исключительно женщины, причем на всех должностях – и летчиками, и штурманами, и механиками, и политработниками. В начале в полку насчитывалось 20 самолетов и 115 человек личного состава, из которых летный состав составлял 40 человек.

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт и 27 мая оказался в зоне боевых действий. Первый боевой вылет экипажей полка произошел 12 июня 1942 года. До августа 1942 года полк сражался в Сальских степях, затем на Дону и на Миусе, где понес первые боевые потери. На протяжении целого года полк участвовал в боях на Кавказе. 8 февраля 1943 года 588-й полк был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.

«Ночные ведьмы»: смерть гитлеровцам!


В ночь на 1 августа 1943 года полк потерял сразу четыре самолета, поскольку немецкое командование, чтобы пресечь постоянные ночные бомбардировки, направило против полка специальную группу ночных истребителей с подготовленными летчиками. Атака немецких истребителей стала полной неожиданностью для «Ночных ведьм». Немецкий ас Йозеф Коциок, кавалер Железного креста, умудрился сжечь в воздухе три бомбардировщика, а четвертый бомбардировщик был сбит зенитной артиллерией. В результате погибли 20-летняя гвардии младший лейтенант Анна Высоцкая и ее штурман 22-летняя младший лейтенант Галина Докутович, гвардии младший лейтенант 22-летняя Евгения Крутова и ее штурман Елена Саликова, Валентина Полунина и ее штурман 22-летняя Глафира Каширина, Софья Рогова со своим штурманом Евгенией Сухоруковой. Но потери полка лишь заставили «Ночных ведьм» воевать еще более ожесточенно. Немецкое командование, которое сначала воспринимало сведения о появлении в составе советской авиации целого женского авиационного полка как продукт советской пропаганды, стало бояться наших летчиц как огня. И это очень точное сравнение, поскольку в результате ударов с воздуха взрывались и дотла сгорали самые разные объекты немецкой военной инфраструктуры, от транспортов до штабов.



Одной из самых ярких страниц в истории полка стали бои за Керченский полуостров, в которых «Ночные ведьмы» приняли самое активное участие. В задачу полка входило обеспечение высадки советского десанта на Керченском полуострове. Поскольку немецкая артиллерия вела огонь по советским десантным катерам, советские бомбардировщики работали парами – один бил по прожектору, освещавшему море, другой – по артиллерийскому орудию. Кроме того, шум моторов делал для немцев неслышимыми подход советских катеров. В том числе и благодаря летчицам, советским десантникам удалось высадиться и закрепиться на очень узкой прибрежной полосе. Но они сразу оказались под немецким обстрелом. У десантников очень быстро закончились продовольствие, медикаменты, боеприпасы. Поэтому перед «Ночными ведьмами» была поставлена новая задача – советские бомбардировщики сбрасывали десантникам патроны, бинты и лекарства, провизию. Для советских солдат, оборонявшихся на прибрежной полосе, такие полеты «Ночных ведьм» стали настоящим спасением. Ночные полеты продолжались 26 дней, при этом бомбардировщики полка взлетали каждые 5-10 минут. Самолет только успевал заправиться, загрузиться бомбами или боеприпасами и продовольствием для советских десантников и вновь вылететь на Эльтиген.

Во время боевых действий на Керченском полуострове погибли летчик Прасковья Прокопьева, которой было всего 24 года, и летевшая с ней штурман полка гвардии старший лейтенант 23-летняя Евгения Руднева. Перед экипажем была поставлена задача разбомбить объект в поселке Булганак севернее Керчи. На задание Руднева и Прокопьева вылетели в ночь на 9 апреля 1944 года. Для Евгении Рудневой это был ее 645-й вылет. Несмотря на юный возраст, Евгения была опытнейшим штурманом, а до войны училась на астронома на мехмате МГУ. На фронт выпускница третьего курса университета пошла добровольно, решив, что продолжит образование после войны. Рудневу направили в школу штурманов, а затем – в полк «Ночных ведьм», где она служила штурманом экипажа, эскадрильи, а потом и полка.

Прасковья Прокопьева, несмотря на наличие летного образования, очень долго пыталась попасть на фронт. Ее отправили в Монголию – перевозить гражданские грузы, но девушка упорно добивалась своей цели. На фронт Прасковья попала лишь в 1943 году. Самолет Прокопьевой и Рудневой был сбит огнем немецкой зенитной артиллерии, однако сбросить бомбы на объект летчицам все же удалось. Лишь спустя двадцать лет удалось узнать, что в Керчи захоронены некие неизвестные летчицы. Это и были Руднева и Прокопьева.

Героически сражались летчицы и во время освобождения Севастополя, к которому отступали гитлеровские части, вытесненные с Керченского полуострова. Главной задачей полка в это время была бомбардировка немецких аэродромов в окрестностях города русской морской славы. Уже потом, после войны, ветераны полка вспоминали, насколько сложной была эта задача, как страшен был заградительный огонь немецких зениток. Но, тем не менее, полку не только удавалось отлично справляться с поставленными задачами, но и выйти из Севастопольской операции без потерь. Севастополь был освобожден 9 мая 1944 года. После освобождения Крыма «Ночные ведьмы» были переброшены в Белоруссию, где также шли ожесточенные бои с гитлеровскими оккупантами, а затем стали летать в Польшу. В январе 1945 года полк бомбил немецкие объекты в Восточной Пруссии, затем был переброшен на освобождение Гданьска, а с апреля 1945 года и до самой победы участвовал в прорыве обороны гитлеровцев на Одере.



За годы Великой Отечественной войны 23 военнослужащих полка были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. И их могло быть и больше. По сложившимся правилам, летавших на У-2 представляли к званию Героя Советского Союза при наличии 500 боевых вылетов. Но практически у каждой летчицы полка было столь внушительное количество боевых вылетов, что специально для «Ночных ведьм» планку подняли выше и стали представлять к званию Героя Советского Союза за 600 и более боевых вылетов. Если всего звания Героя Советского Союза были удостоены 59 пилотов, летавших на бомбардировщиках У-2, то более трети из них составляли летчицы одного лишь 46-го ночного бомбардировочного авиационного полка.

В 1995 году звания Героя Российской Федерации получили гвардии старший лейтенант Татьяна Николаевна Сумарокова, совершившая 725 боевых вылетов, и гвардии старший лейтенант Александра Федоровна Акимова, совершившая 680 боевых вылетов. Кроме того, в Казахстане звание Народный Герой получила гвардии старший лейтенант Хиуаз Каировна Доспанова, служившая штурманом-стрелком и совершившая 300 боевых вылетов. Хиуаз Доспановой удалось выжить во время авиакатастрофы, когда в темноте, возвращаясь на аэродром, один самолет сел на другой. Девушка получила тяжелейшие травмы, стала инвалидом 2-й группы, но вернулась в строй, чтобы продолжить службу.

Больше всех вылетов в полку за время войны совершила гвардии старший лейтенант Ирина Федоровна Себрова (1914-2000), командовавшая в полку авиационным звеном. На ее счету – 1004 боевых ночных вылета на бомбардировку войск противника. Конечно, Ирине Себровой было присвоено звание Героя Советского Союза. Общее же количество вылетов полка за три года участия в войне – 24 тысячи. Но при этом, хотя каждая из летчиц полка совершила огромное количество боевых вылетов, потери в личном составе были для авиационных полков минимальными. Так, за все время войны полк потерял 32 человека, причем это не только погибшие, но и умершие от ран и от болезней.

15 октября 1945 года Гвардейский Таманский Краснознаменный, ордена Суворова ночной бомбардировочный авиационный полк был расформирован. Поскольку в мирное время женщин в военные летчики было решено не брать, практически все героические летчицы полка были вынуждены уйти «на гражданку». Судьбы их сложились по-разному. Кому-то посчастливилось сделать серьезную карьеру на государственной службе или в партийных органах, кто-то прожил жизнь обычных тружениц. Так, Хиуаз Каировна Доспанова занимала пост секретаря Президиума Верховного Совета Казахской ССР, затем секретаря Алма-Атинского городского комитета партии, но была вынуждена уйти на пенсию в 40 лет – давали о себе знать последствия тяжелейших травм, полученных во время войны. Правда, на пенсии Хиуаз Каировна прожила почти полвека и скончалась только в 2008 году.

Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская вышла замуж за командира 889-го ночного легкобомбардировочного авиаполка Константина Бочарова и сменила фамилию, работала после войны в Комитете советских женщин, а скончалась в 1982 году в возрасте 69 лет от инфаркта. Раиса Ермолаевна Аронова после войны окончила окончила Военный институт иностранных языков, служила переводчиком в органах МВД СССР, КГБ СССР, в аппарате ЦК КПСС, вышла в запас в звании майора в 1961 году.

Разные люди – разные судьбы. Но все они были объединены единым страшным и героическим, но очень сближающим прошлым. Евдокия Яковлевна Рачкевич, служившая заместителем командира полка по политической части, после войны поставила своей целью объединять ветеранов полка, увековечивать память о погибших летчицах. Именно ей удалось обнаружить захоронение погибшей под Керчью Евгении Рудневой. Она изучила все места гибели пропавших без вести летчиц, проведя огромную работу. Именно благодаря этой замечательной женщине в 46-м ночном бомбардировочном авиаполку нет пропавших без вести, все захоронения героических летчиц установлены. Славный боевой путь «Ночных ведьм» от Сальских степей до Германии, бесстрашие советских летчиц – совсем молодых девушек – принесли полку вечную славу.
Автор:
Илья Полонский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

46 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. igordok Офлайн
    igordok (Игорь) 15 июня 2018 05:33
    +5
    От души, спасибо!
    1. Серж Горелый (Серж Горелый) 15 июня 2018 16:34
      +5
      А за что спасибо? Ведьмами наших лётчиц называли ФАШИСТЫ. "Наш" автор это название повторяет. Кстати, наших партизан фашисты не иначе как бандиты не называли. Тоже переименуем? Или тупое обезьяничанье натовских погонял - вместо "Воеводы" "Сатана"... Не тошно ещё?
      1. sxfRipper Офлайн
        sxfRipper (Александр) 15 июня 2018 22:32
        +3
        Ведьмами наших лётчиц называли ФАШИСТЫ
        Да,
        За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».

        https://ru.wikipedia.org/wiki/46-й_гвардейский_но
        чной_бомбардировочный_авиационный_полк
        А современные шведы просто спели о них
      2. Комментарий был удален.
      3. bandabas Офлайн
        bandabas (bandabas) 16 июня 2018 13:59
        +2
        А чем Вам не нравится название? Вы баптист или стукач иеговы? Нет. Наверное страж какой то обезбашни. Не пригорел еще?
  2. Декларант Офлайн
    Декларант 15 июня 2018 05:56
    +6
    И не слова а Магубе Сыртлановой ? В моем городе её именем названа улица. Она родом из Белебея. Похоронена в городе Уфе, на аллее героев. Герой Советского Союза.
    1. BAI Офлайн
      BAI 15 июня 2018 10:09
      +8
      Ну так найдите ее и сами расскажите о ней.
    2. Роялист Офлайн
      Роялист (Святослав) 15 июня 2018 13:54
      +2
      Сегодня земляки Сартлановой и все мусульмане отмечают праздник Ураза Байрам. Все друг другу желают мира, добра и семейного благополучия
    3. Арон Заави Офлайн
      Арон Заави (Арон) 15 июня 2018 15:58
      +6
      Цитата: Декларант
      И не слова а Магубе Сыртлановой ? В моем городе её именем названа улица. Она родом из Белебея. Похоронена в городе Уфе, на аллее героев. Герой Советского Союза.

      Ну у нас тоже есть улица летчицы этого полка.

      Полина Владимировна Гельман (24 октября 1919 — 29 ноября 2005) — начальник связи авиационной эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, 4-й воздушной армии ,2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Совершила 860 боевых вылетов. Герой Советского Союза.



  3. Huumi Офлайн
    Huumi (Ваня) 15 июня 2018 06:19
    +6
    Ночные полеты сложная штука-сродни полеты над морем - требуются навыки хорошие штурманские и память.Может на у 2 летать не так сложно как на более скоростном истребителе но надо иметь вообще то глаза совы и внутри компас чтоб в темноте ориентиры искать и видеть..В общем не из приятных работа
  4. Ольгович Офлайн
    Ольгович (Андрей) 15 июня 2018 06:49
    +2
    .
    Атака немецких истребителей стала полной неожиданностью для «Ночных ведьм». Немецкий ас Йозеф Коциок, кавалер Железного креста, умудрился сжечь в воздухе три бомбардировщика, а четвертый бомбардировщик был сбит зенитной артиллерией. . Но потери полка лишь заставили «Ночных ведьм» воевать еще более ожесточенно.

    Летчицы летели без парашютов.
    После того, как стало понятно, что работают Мессершмиты 110, полеты были временно прекращены.

    Героические , удивительные женщины.
    Нижайший поклон hi
    1. Weyland Офлайн
      Weyland (Константин) 15 июня 2018 15:17
      +2
      Цитата: Ольгович
      Летчицы летели без парашютов.

      Парашюты могли понадобиться лишь в случае, если самолет разваливался прямо в воздухе (а если самолет сгорал - сгорел бы и парашют). Скорость снижения при планировании с неработающим мотором у ПО-2 была вдвое ниже, чем у парашютиста!
      1. Ольгович Офлайн
        Ольгович (Андрей) 16 июня 2018 09:20
        +2
        Цитата: Weyland
        (а если самолет сгорал - сгорел бы и парашют).

        Из горящих самолетов летчик ВЫПРЫГИВАЮТ с НЕгорящим парашютом.
        Примеров-миллион.
        А спланирует вниз уже головешка...
    2. KVIRTU Офлайн
      KVIRTU (Григорий) 24 июня 2018 22:58
      0
      Не М-110, не вводите в заблуждение. А из эскадрильи 10./ZG 1 обер-фельдфебель Йозеф Коциок на Ju 88G-6 сбил наших девушек. Врага надо знать в лицо, т.с.
      Через два месяца над Керчью у него парашут не раскрылся. Собаке собачье.
    3. Михаил Матюгин (Михаил ) 1 июля 2018 21:02
      0
      Цитата: Ольгович
      Летчицы летели без парашютов.
      После того, как стало понятно, что работают Мессершмиты 110, полеты были временно прекращены.
      Героические , удивительные женщины.

      Ну как живучи мифы ! Кроме Ме-110х наиболее опасными врагами "ночных ведьм" и вообще всех тех, кто летал на По-2, были Fw-189, известные "Рамы", "заточенные" на ночную охоту. На ВО даже специальная статья об этом была : https://topwar.ru/92936-samyy-nenavistnyy-dlya-so
      vetskoy-pehoty-nemeckiy-samolet-ili-snova-o-fw-18
      9-statya-v-razdel-vooruzhenie-aviaciya.html
  5. alstr Офлайн
    alstr (Александр Стрелков) 15 июня 2018 07:22
    +8
    Низкий поклон всем им. И вечная память всем погибшим летчицам.

    Отдельное спасибо мы должны сказать Евдокия Яковлевна Рачкевич, которая установила все места гибели своих летчиц. Не все авиа полки могут похвастаться этим.
  6. Fitter65 Офлайн
    Fitter65 (Александр.) 15 июня 2018 07:35
    +1
    (Керби, район Комсомольска-на-Амуре)

    Ну, как то не совсем район Комсомольска-на-Амуре и даже не Комсомольский район. Сейчас до п. им. Полины Осипенко на автобусе, из Комсомольска-на-Амуре, на автобусе ехать почти 8 часов.Ну это так к географическим привязкам.
  7. Fitter65 Офлайн
    Fitter65 (Александр.) 15 июня 2018 07:44
    +3
    Да очень славный 46 Гвардейский Ночной Бомбардировочный Авиаполк, и хотя он и был единственным женским ночным БАП, а ночных БАП во время войны было более сотни, то когда говорят о прочих то обязательно упомянут(мужской). Вот как славно воевали во время войны наши девчата, а то что немцы прозвали их ведьмами,так это от того что девчата ведали как громить немецко-фашистскую нечисть. Вечная добрая память всем этим милым тогда ещё девушкам которые не убоялись смерти, и пошли воевать за ЖИЗНЬ.
    И хотел бы немного поправить автора
    (Керби, район Комсомольска-на-Амуре)

    Керби,или ныне посёлок им. Полины Осипенко,кстате административный центр одноимённого района, находится в 335 км от Комсомольска-на-Амуре, это примерно часов 5-6 на машине, в основном,по грунтовке.
  8. Черный Джо Офлайн
    Черный Джо (Амантай) 15 июня 2018 07:45
    +6
    Какие прекрасные фотографии, открытые и одухотворенные лица.
    Спасибо за статью hi
  9. Albatroz Офлайн
    Albatroz (Manfred) 15 июня 2018 08:42
    +1
    У немцев кстати тоже действовали летчицы
    Между прочим, сражались над Днепром
    1. Роялист Офлайн
      Роялист (Святослав) 15 июня 2018 13:17
      0
      Для меня новость нас, чтобы в люфтваффе были женщины
      1. Albatroz Офлайн
        Albatroz (Manfred) 15 июня 2018 13:48
        +1
        Мне рассказывал о том мой покойный и глубоко уважаемый дед по матери (второго уже не застал) - участник форсирования Днепра, кавалер ордена Отечественной войны, медали За боевые заслуги и т.д. и т.п. Затем участник Карибского кризиса и чуть было не состоявшийся военный советник во Вьетнаме, полковник в отставке.
        Так вот, он рассказывал, что когда сбили несколько немецких самолетов, бомбивших Днепр - с парашютами выкинулись летчики. Они оказались женщинами. Естественно, их куда-то солдаты толпой и увели.
        Скорее всего - надоели до смерти.
        Насчет того что в люфтваффе были женщины - есть вот такая книга, наверное знаете.

        Там есть и о женщинах в люфтваффе.
        1. Albatroz Офлайн
          Albatroz (Manfred) 15 июня 2018 13:50
          +1
          не "надоели" - а з.а.т.р.а.х.а.л.и написал, програ поправила)
          1. Reptiloid Офлайн
            Reptiloid (Дмитрий) 16 июня 2018 13:03
            +2
            Есть стихотворение Военного поэта Виктора Пахомова:
            У нас у всех с войною счёты.
            Шёл сорок первый горький год...
            В разгар уборочной работы
            Кружил над нами самолёт.
            Он не стрелял, он развлекался.
            Патроны, видимо, берёг.
            Но вдруг из облаков прорвался
            Наш краснозвёздный ""ястребок"".
            Как мама плакала от счастья,
            Сестрёнку и меня обняв,
            Когда, рассыпавшись на части,
            Стервятник вспыхнул среди трав.
            Мы, подбежав, глядели немо,
            И ноги налились свинцом---
            Из-под разодранного шлема
            Белело женское лицо.
            Открытый рот, вставные зубы,
            И струйка пота---не слеза,
            И ярко крашенные губы,
            И подведённые глаза.
            Испуганно шептались травы
            В тени разбитого крыла...
            Не верилось, чтоб эта фрау
            Кому-то матерью была.
          2. Лекало Офлайн
            Лекало (Алексей) 14 июля 2018 14:36
            0
            Думаете наш солдат только и думал о том, как бы ему изнасиловать немку?!
        2. Михаил Матюгин (Михаил ) 1 июля 2018 20:55
          0
          Цитата: Albatroz

          Так вот, он рассказывал, что когда сбили несколько немецких самолетов, бомбивших Днепр - с парашютами выкинулись летчики. Они оказались женщинами. Естественно, их куда-то солдаты толпой и увели.

          Это известная фронтовая байка, выдуманная озабоченными от отсутствия женского тела солдатами, не находящая подтверждения. Ну не использовали женщин в Люфтваффе как боевых пилотов, тем более на Восточном фронте, в отличии от СССР ! (всего у них было буквально несколько единиц, и то они летали только как спортивные пилоты над территорией Германии)
  10. ingvar1951 Офлайн
    ingvar1951 15 июня 2018 08:57
    +3
    В книге немецкого штабного офицера Вальтера Швабедиссена приводятся воспоминания немецкого лётчика штурмовой авиации майора Мейера.В 1943 году под Орлом он был подбит.Он сбросил фонарь и начал выбираться из кабины,но советский лётчик продолжал вести огонь.Сброшенный фонарь ударил по двигателю советского истребителя он загорелся и пошёл на посадку.При посадке он скапотировал.Немец приземлился на парашюте и подошёл к самолёту.Мёртвый лётчик висел на ремнях.Немец был поражён тем, что это была девушка без знаков различия и без парашюта.Интересно кто из наших девушек это мог быть.

    Имя твоё неизвестно-Подвиг твой бессмертен
  11. Bakht Офлайн
    Bakht (Bakhtiyar) 15 июня 2018 09:02
    +1
    Из к/ф "В небе ночные ведьмы"
    1. Лебедев Сергей (Сергей) 15 июня 2018 19:19
      +2
      Вам кажется, что с неба смотрят звёзды,
      А это мы с небес глядим на вас.
    2. Лебедев Сергей (Сергей) 15 июня 2018 19:26
      +1
      AELLA - Ночные ведьмы - летчицам Великой Отечественной посвящается
  12. bubalik Офлайн
    bubalik (Сергей) 15 июня 2018 09:46
    +4
    Поскольку в мирное время женщин в военные летчики было решено не брать, практически все героические летчицы полка были вынуждены уйти «на гражданку».


    Герой Советского Союза ,Майор
    Гельман Полина Владимировна(1919 - 2005). Совершила 860 боевых вылетов.
    П.В.Гельман к маю 1945 года, как штурман самолёта «ПО-2», совершила 860 боевых вылетов, провела 1300 часов в воздухе, сбросила 113 тонн бомб в расположение противника, произвела 164 сильных взрыва и 142 очага пожаров.
    В 1951 году окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года гвардии майор П.В.Гельман - в отставке. После развёртывания событий на Кубе в районе Плайя-Хирон, работала там в качестве переводчика и посла мира. До выхода на заслуженный отдых в 1990 году П.В.Гельман работала в Институте общественных наук при ЦК КПСС, доцент кафедры политэкономии. Кандидат экономических наук (1970). Являлась членом правления Общества «СССР - Уругвай».

    Награждена орденом Ленина (15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени (25.10.1943; 25.05.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (26.04.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (9.09.1942; 30.12.1956), медалями.
  13. BAI Офлайн
    BAI 15 июня 2018 09:46
    +7
    Понятно, что в рамках статьи вспомнить всех невозможно. Можно в комментариях дополнить и вспомнить как можно больше:

    Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герой Советского Союза старший лейтенант Руфина Гашева (справа) и Серафима Амосова.
    Руфина Сергеевна Гашева (р. 1921) — штурман, за годы войны совершила 848 боевых вылетов.
    Серафима Тарасовна Амосова (1914—1992) — летчик, за годы войны совершила 555 боевых вылетов.
    Звание Героя Советского Союза Р.С. Гашевой присвоено 23 февраля 1945 года.
    1. BAI Офлайн
      BAI 15 июня 2018 09:51
      +6
      Статья пр 46 полк, но в статье упоминается 586 полк и приводится фотография летчиц - истребителей. Тогда можно вспомнить и этот полк:

      Портрет летчицы 586-го женского истребительного авиаполка ПВО лейтенанта Валерии Дмитриевны Хомяковой (1914—1942).
      Участница Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Летала на истребителе Як-1. Первой среди женщин-летчиц сбила в ночном бою 24 сентября 1942 года немецкий бомбардировщик Ю-88.
      Погибла в авиакатастрофе во время ночного вылета по тревоге на аэродроме под Саратовом 6 октября 1942 года.
      1. Cannonball Офлайн
        Cannonball 15 июня 2018 11:45
        +5
        В том же 586-м истребительном авиаполку начинала воевать и Екатерина Васильевна Буданова (1916-1943). В 1993-м ей посмертно было присвоено звание Героя России.
        На её счету 11 сбитых немецких самолётов. По числу побед, одержанных в воздушных боях, среди женщин-истребителей уступает только Лидии Литвяк.


        В память о ней названа улица на западе Москвы, а на ней на одном из домов в честь неё сделали граффити
        1. Reptiloid Офлайн
          Reptiloid (Дмитрий) 16 июня 2018 13:07
          +2
          Замечательно! Здорово! Молодцы, кто такое граффити с портретом сделал!!!
    2. bubalik Офлайн
      bubalik (Сергей) 15 июня 2018 10:02
      +7
      Евдокия Бершанская (слева), Мария Смирнова (стоит) и Полина Гельман.
      Евдокия Бершанская единственная среди женщин награждена полководческими орденами Суворова (III степени) и Александра Невского.
  14. Хозяин Трилобита (Михаил) 15 июня 2018 12:47
    +7
    Я еще обязательно бы упомянул о Марии Александровне Фортус, первом начальнике штаба полка. На мой взгляд, одна из самых интересных, я бы сказал, романтических биографий. Неохота копипастить сюда материал из Вики, кто захочет - сам посмотрит, это того стоит. Есть еще несколько информативных статей по ней в сети, например статья Марка Штейнберга https://www.chayka.org/node/2195
    Я, когда знакомился с ее биографией, был впечатлен до крайности.
  15. Роялист Офлайн
    Роялист (Святослав) 15 июня 2018 13:04
    +3
    Сейчас одна из улиц в Пашковской названа именем Берлинской,а в сквере стояли два памятника: большой погибшим в годы ВОВ и чуть в стороне скромный обелиск летчицам 46 гвардейского полка. Уже не помню их фамилий. Знаю, что раньше молодежь сговаривалась:" вечерком до летчиц сходим". У библиотекарш была традиция:сажать у памятника летчицам цветы. Потом в сквере построили красивый мемориал: с двух сторон плиты с именами погибших пашковчан, а обелиск летчицам убрали?
    Мемориал конечно хороший красивый, но какой-то холодный, а скромный обелиск был как-то уютнее
  16. Роялист Офлайн
    Роялист (Святослав) 15 июня 2018 13:15
    +2
    Цитата: ingvar1951
    В книге немецкого штабного офицера Вальтера Швабедиссена приводятся воспоминания немецкого лётчика штурмовой авиации майора Мейера.В 1943 году под Орлом он был подбит.Он сбросил фонарь и начал выбираться из кабины,но советский лётчик продолжал вести огонь.Сброшенный фонарь ударил по двигателю советского истребителя он загорелся и пошёл на посадку.При посадке он скапотировал.Немец приземлился на парашюте и подошёл к самолёту.Мёртвый лётчик висел на ремнях.Немец был поражён тем, что это была девушка без знаков различия и без парашюта.Интересно кто из наших девушек это мог быть.

    Имя твоё неизвестно-Подвиг твой бессмертен

    Хорошо если в своей части знали ,где она погибла, а то казенное:" с боевого задания не вернулс(лась)",а причина,где погибла?
    Расковой нужно сказать отдельное спасибо,что установила места гибели и где похоронены подруги
    1. Пеший Офлайн
      Пеший (Виталий) 15 июня 2018 16:15
      +4
      Цитата: Роялист


      Расковой нужно сказать отдельное спасибо,что установила места гибели и где похоронены подруги


      ВЫ перепутали фамилии- Марина Раскова погибла в авиакатастрофе, а устанавливала места гибели
      Евдокия Раткевич.
  17. Авиатор_ Офлайн
    Авиатор_ (Сергей) 15 июня 2018 21:20
    +5
    Мой отец воевал в 889 НЛБАП, после войны 889 и 46 Гвардейский организовывали совместные встречи в Москве. Я в середине 70-х учился в Москве, пару раз отец брал меня на эти встречи в качестве фотокорреспондента. Запомнилось, что Евдокия Давыдовна говорила мне : "Вступай в партию!" Я, конечно, говорил, что вступлю, но меня, студента, там никто не ждал. Для вступления надо было быть ярым комсомольским функционером. А они, коммунисты времён войны, опасались, что когда они уйдут, то конъюнктурщики погубят страну. Так и вышло.
  18. Дирижер Офлайн
    Дирижер 16 июня 2018 09:42
    0
    Вот никак не пойму для чего дам брали в боевые части ! Ни в одной армии сего вроде не было. А у нас, и летчики, и снайпера, и медсестры , и даже танкистка была.
    1. alstr Офлайн
      alstr (Александр Стрелков) 16 июня 2018 10:06
      +1
      Это не только у нас было. Почитайте тут статьи были про вспомогательные и не совсем части немецкой армии. Женские части были у скандинавов.

      А так женщин нужны были, т.к. не хватало не только простых солдат, но и грамотных специалистов. Некоторую часть таких вакансий и заменили женщины.
      Плюс не забываем, что многие искренне хотели помочь своей родине, а кто-то просто отомстить за своих родных.
  19. Дирижер Офлайн
    Дирижер 16 июня 2018 11:44
    0
    Ну скандинавы то не воевало за искл финнов, у немцев бое частях не было (про люфтов сказки) , англичан не было, итальянцы не слынал, французы тоже не слышал, у греков и Югов в партизанах их было. американцы только вспомогат части , И где в статье упоминания об иностр женских воинских формированиях
  20. Филин Офлайн
    Филин (Филипп) 16 июня 2018 14:44
    +1
    Моя бабушка, Мария Антиповна Щелканова (Козлова) была техником эскадрильи, училась на лётчика, но "по зрению" стала техником и как все добровольцы - получила строку: "мобилизована из ГВФ".
  21. Плотник 2329 Офлайн
    Плотник 2329 (Вася) 17 июня 2018 10:05
    +1
    Цитата: Albatroz
    Мне рассказывал о том мой покойный и глубоко уважаемый дед по матери (второго уже не застал) - участник форсирования Днепра, кавалер ордена Отечественной войны, медали За боевые заслуги и т.д. и т.п. Затем участник Карибского кризиса и чуть было не состоявшийся военный советник во Вьетнаме, полковник в отставке.
    Так вот, он рассказывал, что когда сбили несколько немецких самолетов, бомбивших Днепр - с парашютами выкинулись летчики. Они оказались женщинами. Естественно, их куда-то солдаты толпой и увели.
    Скорее всего - надоели до смерти.
    Насчет того что в люфтваффе были женщины - есть вот такая книга, наверное знаете.

    Там есть и о женщинах в люфтваффе.

    Нигде и никакой инфы о лётном составе Лв, кроме безбашенной Ханны Райч. Если бы немки летали на Остфронте - давно бы в Сети вылезло.
  22. Плотник 2329 Офлайн
    Плотник 2329 (Вася) 17 июня 2018 10:10
    +2
    Цитата: Дирижер
    Ну скандинавы то не воевало за искл финнов, у немцев бое частях не было (про люфтов сказки) , англичан не было, итальянцы не слынал, французы тоже не слышал, у греков и Югов в партизанах их было. американцы только вспомогат части , И где в статье упоминания об иностр женских воинских формированиях

    У французов - были. В постелях с немцами воевали с особой зверзостью и до потери пульса. Потом французики их героически прилюдно стригли после освобождения. И это была самая великая победа Франции в той войне.
Картина дня