Рассказы об оружии. СУ-100 снаружи и внутри

30


Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года и представляла собой дальнейшее развитие СУ-85. К тому времени уже стало ясно, что 85-мм орудие СУ-85 не является достойным соперником в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.



Рассказы об оружии. СУ-100 снаружи и внутри
СУ-100 и СУ-85. Внешнее различие в командирской башенке, выступающей за корпус


Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951-1956 годах производство самоходки по лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и ЧССР было выпущено 4976 СУ-100.

Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года в Венгрии, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. Просто «не успели на войну», как те же ИС-3.



После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской Армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн.

История самоходки могла быть несколько иной, кстати. Когда в 1943 году было издано распоряжение ГКО о скорейшем создании более эффективных противотанковых средств, на Уралмашзаводе был, в числе ряда других САУ на базе Т-34, проект установки 122-мм пушки Д-25 в несколько изменённом корпусе СУ-85.

От проекта отказались, и не только из-за возросшей почти на 3 тонны массе машины. Откровенно слабовато было шасси Т-34. Решили оставить шасси, но смотреть в сторону проектов с пушкой меньшего калибра и увеличенной боевой рубкой.

В итоге новая боевая машина была создана на базе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались абсолютно прежними. Так как устанавливаемая пушка Д-10С (самоходная) была тяжелее 85-мм пушки, то пришлось усилить подвеску передних катков, увеличив диаметр пружин с 30 до 34 мм.

Корпус от СУ-85 подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: лобовую броню увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, скопированные с английский образцов, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов вместо одного.







Боекомплект орудия состоял из 33 выстрелов, размещенных на стеллажах в задней части (8) и с левого борта (17) боевого отделения, а также на полу справа от орудия(8).





Номенклатура боеприпасов для Д-10С оказалась на редкость разнообразной:

УБР-412 – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-412 и взрывателем МД-8.
УБР-412Б – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим тупоголовым снарядом БР-412Б и взрывателем МД-8.
УО-412 – унитарный патрон с осколочной морской гранатой О-412 и взрывателем РГМ.
УОФ-412 – унитарный патрон с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 и взрывателем РГМ.
УОФ-412У – унитарный патрон с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 с уменьшенным зарядом и взрывателем РГМ.
УД-412 – унитарный дымовой выстрел массой 30,1 кг со взрывателями РГМ, РГМ-6, В-429.
УД-412У – унитарный дымовой выстрел массой 30,1 кг со взрывателем В-429.
УБР-421Д – унитарный патрон с бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим бронебойным наконечником БР-412Д.
УБК9 – унитарный патрон с кумулятивным снарядом БК5М.
Унитарный патрон с бронебойно-подкалиберным снарядом.

Последние три типа снарядов появились в боекомплекте СУ-100 только после окончания войны, так что после 1945 года стандартная комплектация включала 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных выстрелов.

Здесь вполне можно порассуждать о том, что СУ-100 являлась больше универсальным штурмовым орудием, чем специализированным противотанковым средством, если исходить от раскладки боекомплекта.

Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1.

Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ, поджиг которых производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.

Приборы наблюдения были немногочисленны, но весьма удачно размещены на корпусе самоходки. Водитель в походном положении вёл машину с открытым люком, а в боевом использовал оптические смотровые приборы с броневыми крышками.





В командирской башенке, располагавшейся по правому борту, имелось пять смотровых целей с бронестеклами. На крыше монтировался прибор наблюдения МК-4.

ТТХ СУ-100

Экипаж, чел: 4
Боевой вес, т: 31,6
Длина, м: 9,45
Ширина, м: 3
Высота, м: 2,24

Вооружение: 100-мм пушка Д-10С
Боекомплект: 33 выстрела



Двигатель: В-2-34М мощностью 520 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 50
Запас хода, км: 310



Бронирование, мм:
маска пушки — 110
лоб рубки — 75
лоб корпуса – 45
борт корпуса — 45
корма корпуса — 40
днище — 15
крыша — 20



Отделение управления располагалось в носовой части САУ. В нем размещались сиденье механика-водителя, кулиса коробки передач, рычаги и педали приводов управления, контрольно-измерительные приборы, два баллона со сжатым воздухом, передние топливные баки, часть боекомплекта и ЗИП, аппарат ТПУ.











Боевое отделение находилось в средней части корпуса за отделением управления. В нем размещались вооружение с прицельными приспособлениями, основная часть боекомплекта, радиостанция, два аппарата ТПУ и часть ЗИП. Справа от орудия было сиденье командира, за ним — сиденье заряжающего, слева от орудия — сиденье наводчика. В крыше боевого отделения под двумя бронеколпаками крепились два вытяжных вентилятора.







СУ-100, без сомнения, — самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 тонн легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «Ягдпантера», СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую подвижность.



Начальная скорость бронебойного снаряда 88-мм немецкой пушки Рак 43/3 с длиной ствола 71 калибр составляла 1000 м/с. Ее боекомплект (57 выстрелов) был больше, чем у Д-10С. Использование немцами бронебойного снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечниками обеспечивало пушке «Ягдпантеры» лучшую бронепробиваемость на дальних дистанциях. У нас аналогичный снаряд, БР-412Д, появился только после войны.

В отличие от немецкой САУ, в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные снаряды. Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было, естественно, выше, чем у 88-мм. В целом эти две лучшие средние самоходки Второй мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ. Ну и количественно «Ягдпантера» проигрывала вчистую.

Но сравнение этих выдающихся машин – тема отдельной статьи.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. BAI
    +5
    19 июня 2018 17:17
    Как-то так получилось, что их слишком часто неправильно использовали. В Венгрии - как танки, потом в городских боях (тут надо отметить, что длинная пушка затрудняла маневрирование на городских улицах). А при правильном использовании: батарея СУ-100 против королевских тигров - счет 3:0 в пользу Сушек, без потерь с их стороны.
    В отчете о боевых действиях в оборонительных боях под Будапештом отмечалось, что самоходки СУ-100, при чуть больших габаритах, имеют существенное преимущество перед СУ-85 по огневой мощности. Хотя скорострельность Д-10С в боевых условиях составляла 3-4 выстрела в минуту (5-6 у пушки Д-5С-85) масса выстрела заметно компенсировала это отставание. Также было отмечено, что “лобовая часть СУ-100 для легкой и средней артиллерии неуязвима, для тяжелых танков и артиллерии калибра 88-мм лобовая броня недостаточна, очень хрупкая”. Из недостатков нарекания поступали в адрес тугой работы механизмов наведения пушки и большая уязвимость прицельных приспособлений. Кроме того, высказывалось пожелание оснастить СУ-100 пулеметов, как это делалось на тяжелых ИСУ-152. В итоговом заключении указывалось, что 100-мм самоходки являются “самыми эффективными средствами борьбы с тяжелыми танками противника”.
  2. +4
    19 июня 2018 17:41
    Спасибо за статью.
    Не у всех есть возможность побывать внутри боевой машины. А то, что местами ржавчина повылазила (жуки), так это не проблема. Не эстетично, но ни на что не влияет. Это я как моряк заявляю. Ведь пароходы всегда ржавеют, ржавчина вылазит наружу, выглядит более некрасиво, тем не менее, судно работает. Многое зависит от толщины металла.

    Наша коптильня, которая много лет стоит на палубе под открытым небом, некрашенная, но свою функцию прекрасно выполняет. good
    1. +2
      19 июня 2018 17:47
      Вид на нижнюю часть:
  3. +1
    19 июня 2018 17:55
    СУ-100 никак не может считаться штурмовым орудием. Д-10 предназначена для истребления танков. Использовать ее как штурмовое орудие можно, но не нужно. К концу войны было достаточно ИСУ122/152. Хотя и ИСУ-122 больше противотанковая.

    Жаль конечно что СУ-85 сразу не стали делать с усиленной ВЛД. А может можно было усилить ВЛД на Т-34 такой же модернизацией подвески? Даже дополнительные 20-30мм резко усилили бы живучесть танка.
    1. +1
      19 июня 2018 23:13
      СУ-85М -
      Первая СУ-85М была изготовлена в июле 1944 года, а в августе она полностью сменила СУ-85 на сборочных линиях Уралмашзавода. Выпуск СУ-85М продолжался до ноября того же года, в течение трёх месяцев — параллельно с СУ-100, небоеспособными в тот период из-за отсутствия бронебойных снарядов; всего было выпущено 315 САУ этого типа. СУ-85М приняли участие в боях Великой Отечественной войны, но какие-либо подробности их боевого применения пока неизвестны.

      Лобовая часть корпуса состояла из двух соединённых клином плит: верхней, толщиной 75 мм, расположенной под наклоном в 50° к вертикали, и 45-мм нижней, имевшей наклон в 55°. Плиты соединялись между собой через литую балку. Борта корпуса выполнялись из 45-мм бронеплит и в нижней части были вертикальными, верхняя же их часть в районе моторно-трансмиссионного отделения располагалась под наклоном в 40°, тогда как в районе боевого отделения плиты, образовывавшие борта рубки, имели наклон лишь в 20°. В вырезе в правой бортовой плите рубки монтировалась командирская башенка цилиндрической формы, также выполнявшаяся из 45-мм бронеплиты. Корма корпуса была образована верхней и нижней 45-мм плитами, располагавшимися под наклоном, соответственно, в 48° и 45°, тогда как 45-мм же корма рубки была вертикальной. Днище и крыша корпуса и рубки, как и надгусеничные полки, изготавливались из 20-мм бронелистов. Маска орудия состояла из литых подвижной и неподвижной частей сложной формы и имела в лобовой части толщину до 110 мм.
      1. 0
        20 июня 2018 04:37
        СУ-85М появилась почти в одно время с СУ-100, из за отсутствия ББ снарядов.
        Я о другом. На СУ-100 нашли возможность усилить подвеску для дополнительного бронирования лба. Опять же траки на ВЛД возили уже года с 43. неужели нельзя было сразу усиливать подвеску для доп бронирования ВЛД? Двадцатимиллиметровый лист на ВЛД весил бы чуть больше тонны, приведенка больше 90мм, на километре можно было оставить не у дел пак 40.
        1. 0
          20 июня 2018 08:14
          Эти вопросы навсегда останутся без ответов! Конструкторы и заказчики СУ-85 давно почили...
          Но скорее всего это было сделано по причине жёстких сроков отведённых на конструирование машины!
          Постановление ГОКО № 3187 от 15 апреля 1943 г. требовало значительно усилить танковое вооружение с целью противодействия немецким тяжелым танкам и САУ, а также создать высокоэффективные специализированные бронированные самоходные истребители танков. Эти САУ, согласно требованиям ГАУ, должны были уметь пробивать по нормали броню толщиной 90-120 мм на дистанции 500-1000 м.
          Постановление ГКО № 3289сс 5 мая 1943 г. устанавливало жесткий срок изготовления таких самоходов, причем соисполнители определены таким образом: ЦАКБ – спроектировать артиллерийскую часть 85-мм самоходной пушки, завод № 9 НКВ, изготовить три опытных образца орудия, а Уралмашзавод осуществить изготовление самой САУ и смонтировать вооружение внутри боевого отделения.
          Планами Уралмашзавода, чтобы уложиться в жестко заданные сроки, предусматривалось осуществить изготовление 85-мм САУ на основе бронекорпуса СУ-122М, для чего еще в начале мая ЦАКБ были отправлены чертежи боевого отделения этой САУ. Однако ЦАКБ повел себя более чем странно. С опозданием на десять дней на Уралмашзавод были присланы рабочие чертежи 85-мм танковой пушки С-31 с цапфами и без карданной рамки. Даже невооруженным глазом было видно, что указанная пушка не может быть установлена в боевое отделение СУ-122М, но главное – эта пушка не могла серийно изготавливаться на заводе № 9 ввиду отсутствия необходимого оборудования.
          Чтобы уложиться в заданный срок, КБ Уралмашзавода обратилось к КБ артиллерийского завода № 9 с просьбой о проведении разработки 85-мм орудия для артсамохода. Ф.Ф. Петров с готовностью отозвался на данную просьбу и вскоре предложил эскизный проект 85-мм пушки Д-5С85, выполненный на основании переработанного проекта орудия У-9 разработки В.Е. Сидоренко и A.B. Усенко 1941-1942 гг. Уже к 20 мая проект был скорректирован в КБ Уралмашзавода и поступил на утверждение Техуправления НКВ.
          Лишь 23 мая 1943 г. ЦАКБ, занятое обустройством на новом месте, прислало новый проект 85-мм пушки, имеющей индекс С-18. Однако, по каким-то соображениям, этот вариант орудия снова был скорее танковым, чем самоходным.

          Просто не было лишнего времени! Взяли корпус от СУ-122 и установили 85мм орудие!
        2. +1
          20 июня 2018 09:48
          Цитата: demiurg
          На СУ-100 нашли возможность усилить подвеску для дополнительного бронирования лба. Опять же траки на ВЛД возили уже года с 43. неужели нельзя было сразу усиливать подвеску для доп бронирования ВЛД? Двадцатимиллиметровый лист на ВЛД весил бы чуть больше тонны, приведенка больше 90мм, на километре можно было оставить не у дел пак 40.

          Вопрос в другом - а был ли этот утолщённый бронелист в 1943 в требуемых количествах? Как писал ув. М.Свирин, где-то до 1944 г. бронепрокат толще 45 мм был огромным дефицитом. Из-за его отсутствия, кстати, зарубили первый проект "формочки" из 60-мм брони.
          ...к концу лета 1942 г. путем жесткой стандартизации, уменьшения номенклатуры проката и стопроцентного контроля выпускаемой продукции положение с 45-мм бронелистом выправилось. Но 60-мм листа, из которого предлагалось штамповать башенные купола, все еще было недостаточно.
          © М.Свирин
          Также нехватка толстого бронепроката привела к широкому использованию в конструкции ИСа литой брони.
          1. 0
            20 июня 2018 12:48
            Можно наваривать лист поверх основной брони. .
            Если утяжелять лоб Т-34 на 3 тонны как у СУ-100, можно было 40мм листом обварить. Или два по двадцать. И гонять по полю боя носителей ахт-ахт ссаными тряпками. 120мм приведенной брони.
            1. 0
              22 июня 2018 01:10
              ахт-ахт имеет хорошую нормализацию, а подкалиберы и 200 пробивали.
        3. 0
          20 июня 2018 10:12
          Результаты испытаний обстрелом немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E в конце апреля 1943 года оказали на советское танкостроение эффект разорвавшейся бомбы. 76-мм пушка Ф-34 не смогла пробить немецкий танк даже в борт, причём с минимальной дистанции. Что же касается гаубицы М-30, то ни один из 15 выстрелов из неё не привёл к зачётному поражению. Зато очень хорошо проявила себя 85-мм зенитная пушка 52-К. Она успешно пробивала «Тигр» в лобовой проекции на дистанции в 1000 метров.

          Сразу после получения результатов испытаний обстрелом была начата работа по проектированию установки такого орудия в машину на базе СУ-122. Но если быть точнее — в это время уже начавшиеся работы лишь официально утвердили, ведь ещё 12 апреля Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) разработал предварительные тактико-технические требования на «85-мм самоходную пушку «истребитель танков». Начало работ напрямую увязывалось с появлением на вооружении вермахта «Тигра». Основными целями для перспективной машины указывались тяжёлые немецкие танки с толщиной брони 90–120 мм, которые 85-мм пушке предстояло уверенно поражать на дистанции 500–1000 метров. Согласно требованиям, орудие планировалось установить на шасси СУ-35М (СУ-122М), массу которого требовалось уменьшить на 1–1,5 тонны. Требуемый боекомплект к 85-мм пушке составлял 60 патронов, разрешалась как горизонтальная, так и вертикальная укладки. Интересно, что в качестве альтернативного шасси указывались трофейные немецкие танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.

          6 марта 1943 года в ГАУ КА были составлены тактико-технические требования на проектирование и изготовление опытного образца 85-мм танковой пушки, которая стала наследницей ЗИС-25. Именно эту систему и взяли за основу при проектировании 85-мм самоходной пушки. Помимо ЦАКБ 14 апреля 1943 года письмо с ТТТ на 85-мм самоходную пушку было отправлено в Свердловск директору завода №9 Л.Р. Гонору, а также директору Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) Б.Г. Мурзукову. КБ завода №9 занималось орудийной частью, а УЗТМ — шасси.
          Сроком изготовления эскизных проектов и ЦАКБ, и КБ завода №9 было определено 5 мая. По состоянию на 29 апреля ЦАКБ уже заканчивало предварительный проект. К той же дате завод №9 официально даже не принял заказ. Тем не менее, из телефонного разговора стало известно, что завод №9 уже приступил к проектированию системы. Таким образом, к моменту подписания 5 мая 1943 года постановления Государственного комитета обороны (ГКО) №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» у советских конструкторов уже имелся определённый багаж наработок по этой теме.
  4. +3
    19 июня 2018 18:18
    По традиции

  5. +15
    19 июня 2018 18:30
    СУ-100, в роли СУ-85, весьма показателен в шикарном фильме "На войне, как на войне"
    1. +4
      19 июня 2018 20:42
      Эт точно. Вечный фильм!

  6. +2
    19 июня 2018 18:52
    Отличная машина, 100 % истребитель танков ,жаль поздно появилась .
  7. +1
    19 июня 2018 19:06
    ну, да, хотелось бы посмотреть на "срач" между этими машинами
    1. +1
      18 августа 2018 19:24
      Цитата: prodi
      ну, да, хотелось бы посмотреть на "срач" между этими машинами

      Вы имеете в виду Су-100 против Ягдпантеры ? так всё дело будет в грамотной тактике и в обученности экипажа + у немцев преимущество в виде подкалиберников и кумулятивников + лучшей оптической системе наведения, а у советской самоходки - лучшая подвижность.
  8. +1
    19 июня 2018 19:19
    Когда в 1943 году было издано распоряжение ГКО о скорейшем создании более эффективных противотанковых средств, на Уралмашзаводе был, в числе ряда других САУ на базе Т-34, проект установки 122-мм пушки Д-25 в несколько изменённом корпусе СУ-85.
    От проекта отказались, и не только из-за возросшей почти на 3 тонны массе машины. Откровенно слабовато было шасси Т-34. Решили оставить шасси, но смотреть в сторону проектов с пушкой меньшего калибра и увеличенной боевой рубкой.

    СУ-122П (Д-25С на базе Т-34) сделали в металле. Причина проста - у 100-мм орудия исходно не было бронебойного снаряда. И как подстраховку, на тот случай если промышленность традиционно сорвёт все сроки, сделали эту САУ.
    Но промышленность крайний срок сорвать не смогла - и в ноябре 1944 100-мм ББС был в серии. А поскольку Д-25С была в дефиците, то приоритет отдали ИСУ, а 122-мм САУ на базе СТ задвинули в долгий ящик.
  9. Комментарий был удален.
    1. 0
      20 июня 2018 09:15
      Не пали контору laughing
  10. +1
    19 июня 2018 22:04
    Роман, спасибо!
    Надеюсь, что ваши статьи не ограничатся временами СССР ( ну по возможности) winked
  11. 0
    19 июня 2018 22:36
    СУ-100, без сомнения, — самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ

    Не совсем так.
    СУ-100-это истребитель танков,а не противотанковая САУ. Разница между этими типами в толщине брони. Истребитель танков-это Насхорн, мощное орудие при тонкой броне.
    Да и мощность В-2 на СУ-100 не 520, а 500 кобыл.
    1. 0
      21 июня 2018 10:19
      Истребитель танков-это Насхорн, мощное орудие при тонкой броне.

      Да, у "Насорога" шкурка была тонковата. lol
      http://military-photo.com/germany/afv2/spg2/nasho
      rn/13259-photo.html
  12. +2
    20 июня 2018 05:48
    Судя по наличию блока питания от радиостанции Р-123 и ТПУ Р-124, то эта машина после войны прошла модернизацию.
  13. 0
    21 июня 2018 10:14
    Спасибо за статью-обзор! Лишний раз убеждаешься, что Т-34/85 очень сильно не хватало 100 мм орудия. smile
    http://military-photo.com/ussr/afv/spg/su-100/135
    45-photo.html
  14. 0
    21 июня 2018 17:22
    давным давно читал мемуары самоходчика, так он писал что у первых САУчасть крыши и вроде задняя часть прикрывались брезентом и изначально как то не сильно это нравилось, но потом нашли в этом свои изюминку, по ночам красивый вид на звездное небо открывался, достаточно было только брезент откинуть. вот только не помню это СУ-85 или мож другая. Может автор знает?
    1. +1
      21 июня 2018 23:11
      Эт у СУ 76 крыши не было))
    2. +1
      23 июня 2018 16:19
      Цитата: глум
      но потом нашли в этом свои изюминку, по ночам красивый вид на звездное небо открывался,

      Вот нашим танкистам больше делать нечего было, как ночью на звезды любоваться. Зарядиться, заправиться, матчасть проверить, элементарно выспаться-нет, будем на звезды любоваться, а то летом ночи такие короткие. Вы в армии много на звезды любовались ?
      Цитата: глум
      давным давно читал мемуары самоходчика, так он писал что у первых САУчасть крыши и вроде задняя часть прикрывались брезентом и изначально как то не сильно это нравилось,

      А этот самоходчик не знал, что отсутствие крыши очень благотворно влияет на отсутствие в боевом отделении пороховых газов после выстрела ? И то, что СУ-76, будучи машиной поддержки пехоты, очень удобно было получать целеуказания от пехоты ?
      1. 0
        23 июня 2018 16:45
        я ж не говорю что так оно и было, просто вспомнилось из воспоминаний прочитаного, может про звезды это автор решил приукрасить и по поводу знал ли он как благотворно влияет скажу что знал, т.к. он как раз был командиром самоходки, а не нравилось тем кто с танка пришел на самоходку и привык быть в полной броне, а не обрезаной.
        1. 0
          23 июня 2018 17:22
          Так пусть правду и пишет, а не сказки рассказывает.
  15. 0
    21 июня 2018 23:10
    Были у нас в Каштаке в учебке парочка соток. Но поводить на ней не довелось. А так машинка ладная))