Опасная «пятёрка». Чем вооружат Су-57

36
Су-57 — машина во многих отношениях секретная. Никто не будет приносить точные характеристики и состав вооружения на блюдечке с голубой каемочкой. На официальном сайте ОАО Компания «Сухой» имеется скудная информация о потенциально высоких возможностях самолета, таких, как хорошая маневренность, длительный сверхзвуковой крейсерский режим полета, мероприятия по обеспечению малой радиолокационной заметности и т.д. «Самолет имеет широкую номенклатуру вооружения как класса «воздух-воздух», так и класса «воздух-поверхность», обеспечивающего решение истребительных и ударных задач», — отмечает ресурс. На сайте производителя машины (КнААЗа) информации и того меньше. Ее почти нет.


Су-57




Можно, конечно, вспомнить многочисленные заявления чиновников с пространными формулировками и откровенно нереальными сроками реализации. Цену таким заявлениям все хорошо знают. Напомним, впрочем, что в свое время генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов заявил, что специально для Су-57 разрабатывают четырнадцать типов вооружения, среди которых ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различной дальности и способов наведения на цель, а также корректируемые авиабомбы.

Сказать — одно, сделать — другое. Тем более что сброс боеприпаса из внутреннего отсека (особенно на сверхзвуковой скорости) требует долгих испытаний. Это гораздо более сложно, чем интегрировать бомбу или ракету на внешние держатели.

Удивительно, но некоторые вполне уважаемые эксперты и издания, рассуждая о Су-57, приводят сугубо предположительные характеристики машины, взятые из Википедии. Из всего там перечисленного с уверенностью можно судить о нескольких вещах. Во-первых, серийный самолет на базе Т-50, вероятно, будет иметь как внутренние, так и внешние держатели. С упором, естественно, на первый вариант, ибо во втором случае на малозаметности можно будет поставить точку. Во-вторых, и это более важно, самолет получит четыре внутренних отсека:

— два боковых (БГрО). Здесь будут размещаться ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности;
— два основных (ОГрО). В них будут ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности и вооружение класса «воздух-поверхность».


Все эти отсеки можно видеть на прототипах самолета. Изменится ли что-то на серийной версии? Вероятно, нет. Во всяком случае, число и общее расположение отсеков вооружения останутся прежними. Не зря некоторые специалисты гордо именуют самолет «ранним предсерийным образцом». Действительно, он уже перерос стадию раннего прототипа, и меняться концептуально не будет. Про установку двигателей второго этапа вместо привычных АЛ-41Ф1 мы сейчас не говорим: это тема для отдельной дискуссии.

Пункт первый. Концепция

Кстати, о концепции. Существует заблуждение, что сравнивать Су-57, F-22 и F-35 нельзя. Мол, разные машины. И отечественный истребитель по умолчанию намного более многоцелевой. Доля правды в этом есть, но не стоит эту мысль воспринимать буквально. Возможно, самолет будет таковым в будущем, но сейчас мы не знаем всех его возможностей. Стоит сказать, что «Раптор» и «Лайтинг», вопреки расхожему мнению, имеют достаточно широкие возможности по поражению наземных целей. Хотя и несколько проигрывают по совокупному потенциалу тому же F-15E (это если предположить, что у врага нет современных зенитных ракетных систем и средств обнаружения).

Разберем более детально. Истребитель F-22 кроме двух 450-кг бомб GBU-32 JDAM может работать по земле при помощи миниатюрных боеприпасов GBU-39 Small Diameter Bomb c дальностью действия более 100 километров. Всего во внутренних отсеках их можно разместить восемь единиц. В свою очередь, модификации «Лайтинга» для морпехов и флота — F-35B и F-35C — должны в обозримом будущем получить еще более совершенную GBU-53/B. Это следующее поколение Small Diameter Bomb, которое в теории сможет очень эффективно поражать наземные цели, используя инфракрасную головку самонаведения.


Сброс GBU-39


В силу малой цены и небольшого размера Small Diameter Bomb многие эксперты считают самым перспективным авиационным ударным вооружением. Иными словами, можно говорить, что американские истребители пятого поколения и Су-57 не будут отличаться концептуально. В идеале каждый из них должен быть многоцелевой машиной, способной эффективно бороться как с воздушными, так и с наземными целями.

Пункт второй. Ракеты класса «воздух-воздух»

Тут существует два заблуждения, которые не получится вложить в один абзац. Некоторые полагают, что самолет вообще не сможет носить вооружение внутри, а отсеки существуют лишь «для показухи». Критиковать этот непрофессионализм смысла нет. Имеются кадры Минобороны, на которых Су-57 производит запуск ракеты из ОГрО. Есть также сведения из надежных источников о более ранних пусках ракет во время испытаний (проверить их, впрочем, невозможно).

Другой тезис, пожалуй, интересней. Ряд экспертов пытается «впихнуть» в основные отсеки шесть, а иногда и восемь ракет средней дальности. Между тем предположительные габариты ОГрО в сумме с известными габаритами ракетного вооружения позволяют предположить, что в основных отсеках самолет может нести до четырех ракет класса «воздух-воздух» средней дальности.

Во время испытаний на внешних держателях Т-50 заметили изделия семейства РВВ-АЕ (или макеты этой ракеты). Вероятно, именно они, а если быть точней их модификации, изделие 180 и изделие 180-БД, станут основой вооружения истребителя. В каждом из двух боковых отсеков, скорее всего, будут размещаться по одной ракете малой дальности РВВ-МД. Таким образом, всего ракет класса «воздух-воздух», вероятно, будет шесть. И это будут ракеты малой и средней дальности.


РВВ-АЕ


Более туманной выглядит интеграция в состав комплекса ракет сверхбольшой дальности, таких, как Р-37М или полумифической КС-172. Кажется вообще сомнительным, что функции МиГ-31 полностью переложат на плечи 57-го. Это машины разных классов все-таки. Неизвестно и то, сколько таких ракет сверхбольшой дальности получится поместить во внутренние отсеки Су-57.

Пункт третий. Работа по наземным целям

Как мы уже отмечали, Су-57 никогда не создавался в качестве бескомпромиссного воздушного бойца. А недавно СМИ заявили, что самолет сможет применять новейшую авиабомбу «Дрель», которая способна планировать на 30 километров и уничтожать цели самоприцеливающимися боевыми элементами. Масса планирующей бомбовой кассеты в снаряжении самоприцеливающимися боевыми элементами составляет 500 килограммов. Напомним, что самонаводящиеся элементы в составе авиационных боеприпасов ранее уже применяли как США, так и РФ.

На испытаниях на Т-50 можно было видеть на внешних держателях ракеты семейства Х-31. Есть противокорабельный (Х-31А) и противорадиолокационный (Х-31П) варианты ракет. Ранее в Минобороны заявили, что ракеты намерены устанавливать как на внешние держатели, так и во внутренние отсеки. Ракета при всех ее достоинствах выглядит для такого самолета великоватой. Это не удивительно, если учесть, что ее разработали еще в СССР. Совершенно очевидно, что истребителю пятого поколения нужны не настолько большие боеприпасы. В противном случае либо а) теряется малозаметность (при использовании внешних держателей); либо б) ударный потенциал самолета будет ограничен (в силу ограниченного пространства во внутренних отсеках).


Су-57 с Х-31


Самой же интригующей в этой связи новостью стала информация о запусках перспективных многоцелевых малозаметных крылатых ракет оперативно-тактического назначения Х-59МК2 из внутренних отсеков самолета. Российское Минобороны даже представило эффектное видео по этому поводу. Вопреки названию, Х-59МК2 имеет мало общего с советской Х-59 «Овод». Новая ракета представляет собой аналог новой американской AGM-158 JASSM. Она имеет инерциальную систему наведения, комплексированную с оптико-электронной головкой самонаведения и системами GPS/ГЛОНАСС. Предположительная дальность полета — 500 километров. Иными словами, Су-57 не придется входить в зону поражения зенитных ракетных комплексов противника.


Су-57 запускает Х-59МК2


В целом малозаметный самолет, оснащенный дальнобойной малозаметной ракетой, — весомый аргумент в любом «споре». Некоторые даже предложили оснастить ракету ядерной БЧ в довесок к кассетной и проникающей боевой части. С другой стороны, пока в России не будет аналога относительно дешевых бомб JDAM и SBD, говорить о массовом корректируемом оружии класса «воздух-поверхность» сложно. Стоимость таких ракет, как Х-31 и тем более Х-59МК2, по умолчанию достаточно высока.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 июня 2018 05:48
    У планирующих бомб на большой дальности очевидный недостаток... Забор ее держит... Не может она горку сделать...
    1. +8
      18 июня 2018 06:10
      Цитата: Vard
      У планирующих бомб на большой дальности очевидный недостаток... Забор ее держит... Не может она горку сделать...


      Как-то не очень держит:

      1. +4
        18 июня 2018 06:46
        У планирующей бомбы траектория предсказуемая, особенно до этапа коррекции над целью. "Забор" - это ПВО
      2. +3
        18 июня 2018 07:36
        На фото забора нет...
  2. +11
    18 июня 2018 07:04
    Насчёт Х-59МК2 инфа в интернете довольно-таки "разноречивая"...если "суммировать" её,то вырисовывается такая картинка: 1.В случае поставки Х-59МК2 "за рубеж", "дальнобойность" экспортных образцов составит 300 км;2. для внутрироссийского употребления-500 км (в некоторых источниках-400 км)...в одной статье говорилось,что в Х-59МК2 заложена возможность увеличения дальности до 1000 км .
    При "обкашливании" ттх ракет,предназначенных (будто бы или в самом деле...) для Су-57,можно заметить,что длина таких ракет не превышает 4,2 м.Поэтому,все ракеты упомянутой длины можно считать "кандидатками" на вооружение Су-57...В том же ряду,что и Х-59МК2,находятся ПР-ракета Х-58УШКЭ и тактическая РВП Х-38МЭ в разных модификациях...ПКР Х-35УЭ в принципе,может применяться Су-57 на внешней подвеске...;а после некоторой доработки, и во внутреннем отсеке...(длина позволяет...) Так что уже в настоящее время,Су-57 может быть "вооружён до зубов" !
  3. +5
    18 июня 2018 07:57
    А с чего вы взяли, что бомбы малого калибра дешевы? С оптикой, GPS, гироскопом и с минимальным отклонением от цели? Там ввиду повышения точности снизили массу ВВ и диаметр, для увеличения боекомплекта.
    1. +1
      18 июня 2018 08:28
      Ну и "чтобы влезало".
      1. 0
        20 июня 2018 11:34
        Последние западные образцы с очень сложной и дорогой ГСН.
  4. +5
    18 июня 2018 08:48
    На практике же, видимо, придут к очевидному решению, что малозаметность и ТТХ одного самолета не имеют критического значения в масштабах большой системы, способной подавлять вражеское ПВО, после чего с задачей бомбовых ударов успешно справится не то что Су-34, а старый добрый Су-25.

    Аналогично, в 1945-ом Т-34-85 было сложно назвать живучим танком, но система делала свое дело, расчищая перед ним дорогу, а наличие танка вообще могло сэкономить больше живой силы, чем некоторое уменьшение потерь собственно танков за счет роста их ТТХ ценой удорожания и потерь времени на внедрение новых моделей.

    Если США пошли в этом плане по пути унификации в рамках одного самолета с посредственными ЛТХ, то у нас, видимо, будет наоборот, распад авиации на 2 части: дорогую элитную истребительную и дешевую ударную. Первая расчищает дорогу второй в большой войне и отвечает за ПВО, вторая будет рутинно бомбить, тем более что маленькие войны бывают в разы чаще, чем большие и есть масса стран, которым эскадрилья истребителей ничего не даст, а вот несколько десятков простых ударных машин очень полезны. Аргумент в пользу этого наличие свыше 200 Су-34 и Су-30СМ, первые уже бомбардировщики, вторые, видимо, перейдут в этот класс, когда их ЛТХ перестанут удовлетворять истребительную авиацию. И эти машины будут в строю года до 2050-го точно.
    1. +7
      18 июня 2018 10:05
      В следущем десятилетии, я предполагаю, произойдет
      некий переворот в оружии истребителей. И в воздушных боях соответственно.
      Истребители получат "локальную ПРО" - ракеты ВВ малой дальности,
      способные уничтожать тараном ракеты ВВ противника ( и ЗУР тоже) на встречных курсах.
      Сегодня существуют пассивные ловушки для вражеских ракет и начинают внедрять лазеры для отклонения вражеских ракет. Или надо делать противоракетный маневр. Станет возможным просто отстреливаться.
      1. MPN
        +9
        18 июня 2018 13:08
        Цитата: voyaka uh
        способные уничтожать тараном ракеты ВВ противника ( и ЗУР тоже) на встречных курсах.

        А системы нападения (ракеты ВВ и зенитные)) обзаведутся ложными целями и активными или пассивными помехами и лазерами для отклонения вражеских ракет... smile Стандартный уровень противостояния...
        1. +3
          18 июня 2018 16:14
          "А системы нападения (ракеты ВВ и зенитные)) обзаведутся ложными целями"///
          ----
          Это будет, но сильно их удорожит. ЗУР и так - очень дорогая штука. Даже без
          современной ГСН, только управляемая радаром комплекса.
          И ракеты ВВ большой дальности - тоже очень дорогие.
          А ракеты ПРО ВВ могут позволить себе быть 1) маленькими и 2) дозвуковыми.
          Встречный удар по ЗУР (или ВВ большой дальности) на небольшом (несколько сот метров) расстоянии от своего самолета. Такая мини-ракета ПРО будет относительно дешевой. 3/4 стоимости ее будет электроника.
          1. MPN
            +7
            18 июня 2018 16:17
            Цитата: voyaka uh
            Это будет, но сильно их удорожит. ЗУР и так - очень дорогая штука.

            Алексей ну во первых я привел альтернативу развития, как и вы. И тут вашими же аргументами. А разве про самолета не удорожает самолет?
            1. +4
              18 июня 2018 16:26
              У нас общая дискуссия без "победителей" в споре... drinks
              Самолет стоит и так примерно 100 млн долларов.
              Он универсальный многоразовый аппарат, поэтому в его защиту разумно вкладывать деньги.
              Ракеты малой дальности, которыми и так оснащают истребители,
              получат дополнительные функции ПРО. Раньше ими можно было
              стрелять по самолетам противника, а от его ракет - только уворачиваться.
              Но вот-вот станет возможным прямо стрелять по атакующим ракетам.
              Ракеты ЗУР - огромные (1-ая ступень) дорогие и одноразовые. В нашем случае оборона получается дешевле средств нападения на самолет.
              1. MPN
                +8
                18 июня 2018 16:29
                Цитата: voyaka uh
                У нас общая дискуссия без "победителей" в споре...

                drinks По сему зачем запускать дорогущую ракету на убой? Лучше ей добавить антипро и все таки сбить дорогущий самолет не находите?
          2. +1
            21 июня 2018 09:26
            Так и ЗУР запросто превратят в носителя трех-пяти исполнительных элементов с малой Б/ч и высокой маневренностью для сброса перед целью. Тогда, атаковать цель будет рой с разных направлений и никакая активная защита не поможет. История щита и меча продолжится
      2. +1
        18 июня 2018 15:27
        Как следует из информации представленной китайским сетевым изданием «East Day», 11 июня 2018 года российские истребители Су-57, взлетев с российской военной авиабазы «Хмеймим», перехватили израильский истребитель F-35I Adir, который чрезвычайно близко подлетел к границе Сирии со стороны Ливана. Ранее об этом уже сообщалось порталом Avia.pro, однако сегодня днём появились сведения о том, что речь идёт о первом воздушном перехвате, произошедшем между российскими истребителя пятого поколения и истребителями F-35.

        Подробнее на: http://avia.pro/news/rossiyskie-su-57-perehvatili
        -izrailskiy-f-35
        1. +1
          18 июня 2018 16:17
          "11 июня 2018 года российские истребители Су-57"///

          А они разве не вернулись в Россию после кратковременного
          пребывания в Сирии?
      3. 0
        19 июня 2018 01:37
        Цитата: voyaka uh
        В следущем десятилетии, я предполагаю, произойдет
        некий переворот в оружии истребителей. И в воздушных боях соответственно.
        Истребители получат "локальную ПРО" - ракеты ВВ малой дальности,
        способные уничтожать тараном ракеты ВВ противника ( и ЗУР тоже) на встречных курсах.
        Сегодня существуют пассивные ловушки для вражеских ракет и начинают внедрять лазеры для отклонения вражеских ракет. Или надо делать противоракетный маневр. Станет возможным просто отстреливаться.

        Странно, что ещё не создали такие ракеты. Похоже это сложней чем кажется
        1. +1
          20 июня 2018 09:31
          Цитата: Grazdanin

          Странно, что ещё не создали такие ракеты. Похоже это сложней чем кажется


          Да, это сложная задача.
          Но вражеские Рейтеон и Л-М ею занимаются именно в инициативном порядке.
          Как раз на будущее.
          Проекты CUDA и SACM никто не закрывал.
    2. +2
      18 июня 2018 13:23
      Ещё век назад по небу со скоростью 60 км/ч на высоте несколько сотен метров парили полуфанерные-полутряпочные этажерки, пилоты которых палили друг в друга из наганов а для поражения живой силы сбрасывали из ящиков нечто вроде гвоздей. Боюсь, что в наш век электроники и нанотехнологий до 50-х годов авиация может не дотянуть, и ей на смену придёт нечто иное, не похожее ни на "Су", ни на "МиГ", ни на "F". Во всяком случае, лётчиков там точно не будет. разве что операторы, сидящие за сотни и тысячи км. (если, конечно, машинный интеллект не сможет до конца вытеснить человеческий)
  5. +2
    18 июня 2018 09:51
    Я не эксперт, но как мне кажется для бомбардировки есть другие самолёты более подходящие Су 24, Су 34 а Су 57 как самолёт поддержки и подавления авиации противника.
    1. +4
      18 июня 2018 10:26
      Цитата: Pavil144
      Я не эксперт, но как мне кажется для бомбардировки есть другие самолёты более подходящие Су 24, Су 34 а Су 57 как самолёт поддержки и подавления авиации противника.


      Для того, что бы Су-24/34 могли нормально действовать - кто-то должен подавить(уничтожить) вражескую наземную ПВО.
      Для подавления вражеской ПВО, привычной считается использование сотен и тысяч КР.
      Но, тут очень влияет временной лаг, особенно у старых КР, не имеющих фунцуонала перенацеливания и барражирования.
      Поэтому для реально оперативной работы и планируют использовать малозаметные самолеты. Как раз.
      1. +3
        18 июня 2018 11:51
        ПВО давится тактикой в первую очередь.
        1. +1
          18 июня 2018 15:25
          Цитата: EvilLion
          ПВО давится тактикой в первую очередь.


          Но вот сотни Томагавков в Ливии, Ираке, Югославии - были как раз первыми на подавлении ПВО.
          А тактика вкупе с "Дикими Ласками" - только дочищала...
      2. 0
        2 июля 2018 06:39
        Для подавления вражеской ПВО, привычной считается использование сотен и тысяч КР.


        Только не надо американский высер против Ирака со сбросом ржавого железа считать "привычным" и правильным.
        Использовать КР против ПВО - это худшее
    2. 0
      18 июня 2018 11:52
      Ну так самолёт же многофункциональный.
    3. 0
      20 июня 2018 11:36
      5 поколения и делают для того, чтобы и истребитель и перехватчик и разведчик были в одном флаконе..
  6. KCA
    +2
    18 июня 2018 11:02
    Х-31, скорее всего, подвешивали для испытания СУО, у МКБ "Радуга" вполне ещё есть время чтобы разработать новую ракету конкретно под СУ-57, а не скрещивать осла с жирафом
  7. +2
    18 июня 2018 11:32
    Можно вооружить ... российскими пенсиями ...Воистину оружие массового поражения.)))
    Впрочем, при жизни их скоро запретят .
  8. +1
    18 июня 2018 11:57
    А как же ФАБы?

    И Дрель обещали на него
  9. +2
    18 июня 2018 12:47
    Цитата: Zaurbek
    А с чего вы взяли, что бомбы малого калибра дешевы? С оптикой, GPS, гироскопом и с минимальным отклонением от цели? Там ввиду повышения точности снизили массу ВВ и диаметр, для увеличения боекомплекта.

    Как бы логично, меньший калибр, меньше и цена.
  10. +2
    18 июня 2018 12:58
    Цитата: Pavil144
    Я не эксперт, но как мне кажется для бомбардировки есть другие самолёты более подходящие Су 24, Су 34 а Су 57 как самолёт поддержки и подавления авиации противника.

    Полностью согласен, каждый должен заниматься "своим" делом, а "лепить" супер-пупер смолёт который всё "умеет" глупо да и нереально!
  11. +1
    18 июня 2018 14:12
    По-моему, очень красивая машина получилась. Заметно элегантнее раптора или второй молнии.
  12. +1
    24 июня 2018 18:06
    Не надо пытаться "копаться" в перспективах. Я прослужил в ВВС СССР много лет, и то не полностью знал возможности боевого применения своего самолёта. Есть такое понятие - "особый период", а дальше задачу ставят и доводят возможности применяемых средств.
  13. +1
    24 июня 2018 18:10
    Пока примут на вооружение, пока сформируют хоть одну эскадрилью, пока освоят вооружение до приемлемого уровня, уже пора будет списывать как морально устаревшее оборудование, поменяется и тактика и концепция. Век авиатехники не долог и эксплуатационная жизнь на современных требованиях скоротечна. Все уже давно ведут работы по 6-ке.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»