Битва за трезвость. Как крестьяне объявили войну водке

113
В 1858-1860 гг. в Российской империи начались массовые беспорядки, принявшие характер народного восстания. Они охватила огромные территории от Ковенской губернии на западе империи до Саратовской губернии на востоке. Об этих событиях не любили вспоминать даже в советских учебниках, что и немудрено – торговля алкогольной продукцией на протяжении многих столетий остается одним из важнейших источников финансовых поступлений в бюджет государства, вне зависимости от того, как это государство называется – Российская империя, Советский Союз или Российская Федерация. «Трезвеннические бунты» - под таким названием вошли события тех лет в историю нашей страны.

Всем известно, что к алкоголю на Руси всегда было особое отношение. Достаточно вспомнить знаменитые слова, приписываемые князю Владимиру при принятии христианства: «Руси есть веселие пити не можем, без того быти...». Однако очень долгое время, на протяжении многих столетий русской истории, люди пили, но могли, что называется, «держаться». Пили по праздникам, по особым поводам, пьянство сурово порицалось.



Сигизмунд Герберштейн, австрийский посол, побывавший в Москве в 1517 и 1526 годах, вспоминал:
Именитые либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства… Человеку простого звания воспрещены напитки — пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как, например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы....


Битва за трезвость. Как крестьяне объявили войну водке


Однако в 1552 году Иван Грозный, взяв пример с Казанского ханства, учредил на Руси кабаки. Причем если в ханстве в кабаках ели и пили, то есть это были трактиры, заведения общественного питания, то в русских кабаках подавали только питье. Одновременно началась борьба с негосударственной торговлей хмельными напитками. Торговля водкой и вином стала одним из главных источников доходов государственной казны, благо населения в Российской империи было много и за счет его спаивания в прямом смысле этого слова можно было извлекать огромную финансовую выгоду. Поэтому было принято решение о том, что каждый государственный крестьянин мужского пола приписывался к определенному кабаку и в течение года должен был оставить там определенную сумму.

Не все крестьяне могли или хотели пить, но если они не выпивали за год установленную норму и, соответственно, не оставляли в кабаке необходимую сумму, то хозяева кабаков в силу своей обязанности собирали недостающие деньги с «трезвенников и язвенников». Получается, что даже если человек по каким-либо причинам не пил или просто не успевал потребить назначенное количество алкоголя, он все равно должен был платить кабатчику.

Насаждаемое государством пьянство стало серьезной проблемой для страны. Вслед за крестьянством пьянство проникло в монастыри, в армию. У служилых людей пьянство достигло таких масштабов, что многие из них пропивали в кабаках свое обмундирование и даже оружие. Те из сановников, кто искренне был обеспокоен сложившейся ситуацией, подавали царям челобитные, докладывали о плачевном положении дел, но верховная власть никаких серьезных мер в борьбе с пьянством не предпринимала. Не помогало даже то, что винному пороку становились подвластны и сами боярские дети, которые все чаще предпочитали кутежи обучению премудростям государственного управления и военной науки.



Так Русь жила столетиями. Крестьяне и служилый люд пили и спивались, пополняя государственную казну. Государство богатело на монополии на торговлю хмельными напитками. Свою выгоду имели кабатчики, которых крестьяне ненавидели, но к которым неизбежно шли относить свои деньги, а если не они не приходили в кабак, то кабак приходил к ним.

Поводом к народному негодованию стал произвол содержателей питейных домов, который был санкционирован государством, заинтересованным в повышении денежных поступлений от торговли водкой и вином. Для сравнения: в 1819 году государство получало доход от питейных сборов в размере 22,3 млн рублей или 16% государственного налога, а в 1859 году, через сорок лет, эти доходы возросли до 106,1 млн рублей и составляли уже 38% государственного налога. Было решено увеличить откупную сумму, что привело к росту цен на водку для населения в два – три раза. Одновременно очень сильно ухудшилось и качество продаваемой водки, что также не могло не вызвать народного недовольства. Откупщики имели колоссальную по меркам других торговцев прибыль – 110%, что в два – три раза превышало размеры прибыли в других отраслях торговли.

Народная реакция на произвол откупщиков не заставила себя долго ждать. Крестьяне были очень недовольны происходящим. В стране начался стихийный бойкот питейных заведений, который постепенно охватил самые разные губернии Российской империи. При этом крестьяне в самых разных регионах действовали фактически по одному сценарию – они отказывались посещать кабаки, покупать спиртное, платить кабатчикам установленные денежные суммы за алкоголь.

Трезвый образ жизни получал все большую популярность среди русского крестьянства. И речь идет о самых обычных крестьянах, а не представителях религиозных общин, среди которых пьянство и так всегда порицалось. Крестьяне стали отказываться от алкоголя целыми селами. За пьянство сходы общин вводили телесные наказания, подчеркивая, что в «нашем селе – не пьют». Трезвость была вынужденной мерой, поскольку крестьяне видели, как пьянство разрушает семьи, привычный образ жизни общин, препятствует полноценному ведению хозяйства. Поэтому сельские общины стали принимать самые решительные меры. Возле кабаков крестьяне выставляли охрану, которая не пропускала внутрь заведений довольно многочисленных желающих выпить. Тех, кто не подчинялся решению общины, пороли.



Борьбу за трезвость крестьян поддержали и более образованные слои населения. В стране стали возникать общества трезвости, на деятельность которых вскоре власть наложила запрет. Уже в марте 1858 года министерства финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали предписание местным властям ни в коем случае не допускать создания в губерниях обществ трезвости, призывы к воздержанию от употребления вина категорически пресекать.

Но директивами чиновников разворачивавшуюся народную волну борьбы за трезвость было уже не остановить. В декабре 1858 года в Балашовском уезде Саратовской губернии бойкот кабакам и алкоголю объявили 4752 человека. Это был лишь один из самых мягких эпизодов в борьбе за трезвость. 20 мая 1859 года в г. Наровчате Пензенской губернии толпа, собравшаяся на базаре, начала угрожать погромом питейных домов. Полиция отреагировала оперативно и наиболее активные протестующие тут же были схвачены. Однако беспорядки не прекратились. В течение трех недель разгрому подверглись более 50 питейных домов в семи уездах Пензенской губернии. Пытавшиеся противостоять погромам кабаков сельские старшины и уездные начальники были избиты. В селе Исе протестующие крестьяне ранили офицера, в городе Троице атаковали воинскую команду.

Аналогичные события происходили и во многих других регионах Российской империи. В Николаевске Самарской губернии крестьяне и рабочие-отходники разгромили все питейные заведения, а полиция, поняв, что не сможет противостоять народной стихии, предпочла ретироваться. Были охвачены беспорядками уезды Оренбургской и Симбирской областей, причем среди крестьян ходили слухи, что правительство собирается отменить существующую откупную систему, но помещики этому сопротивляются. Поэтому стихийные лидеры протестующих призывали сначала громить питейные заведения и винные лавки на ярмарках, а затем приниматься за помещиков, которые якобы и стоят за откупной системой.



В Вольске 24 июля 1859 года начались настоящие массовые беспорядки. Толпа из трех тысяч человек устроила погром на ярмарке, разбив винные ларьки. Охранявшие порядок квартальные надзиратели и городовые справиться с толпой не смогли. На помощь полиции прибыли инвалидные команды и подразделения 17-й артиллерийской бригады. Однако восставшие смогли разоружить полицию и солдат и освободили заключенных местной тюрьмы. Беспорядки охватили не только Вольск, но и Вольский и соседний Хвалынский уезды. Народная стихия бушевала несколько дней, прежде чем из Саратова не были присланы войска, которые смогли навести относительный порядок. Были арестованы 27 человек, а по уездам – 132 человека. Тем не менее, ущерб для казны оказался значительным – за два дня в Вольском уезде были разгромлены 37 кабаков. Естественно, что расходы по их восстановлению государство тут же переложило на плечи простых людей, обложив крестьян уезда большими штрафами, которые направлялись на восстановление питейных заведений.

Шеф жандармов князь Василий Долгоруков докладывал императору Александру II:

В течение 1859 г . случилось у нас событие, совершенно неожиданное. Жители низших сословий, которые, как прежде казалось, не могут существовать без вина, начали добровольно воздерживаться от употребления крепких напитков.


Как и ожидалось, чиновники предпочли сразу же сослаться на внешние происки, нежели признать пагубность государственной политики для страны и ее населения. Шеф жандармов Долгоруков отчитывался императору, что в Ковенской губернии за появлением братств трезвости стоит римско-католическая церковь, поскольку братство трезвости было учреждено Пием IX и теперь в церквях католические священники призывают народ присоединиться к братству трезвости. Под влиянием этих братств оказалась Ковенская губерния и более половины населения Виленской и Гродненской губерний. Но если в Ковенской, Виленской и Гродненской губерниях католики действительно составляли основную часть населения и поэтому можно было усматривать происки Ватикана и его агентов, то как быть с исконно русскими и православными губерниями? Там тоже «римский папа виноват»?

В докладной записке шеф жандармов сообщал, что движение за трезвость началось в Саратовской губернии, как мы и отметили выше, затем распространилось на Рязанскую, Тульскую и Калужскую губернии, а вскоре к жителям этих губерний присоединилось население уездов Самарской, Орловской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Воронежской, Курской, Харьковской губерний.
Трезвеннические бунты охватили 32 губернии Российской империи. Было разгромлено 260 питейных заведений, причем 219 из них находились в губерниях Поволжья, ставших эпицентром волнений. В бунтах участвовали десятки тысяч крестьян.

О масштабах выступлений можно судить по количеству арестованных. Историк В.А. Федоров говорит о 780 арестованных участниках трезвеннических бунтов. Их судили военными судами, которые в качестве наказания назначали битье шпицрутенами и ссылку. Основная часть арестованных приходилась на государственных крестьян, отставных солдат, мещан. Другие источники называют куда большие цифры арестованных и осужденных – вплоть до 11 тысяч человек.
Несмотря на жесткое подавление, трезвеннические бунты все же привели к определенным последствиям. В 1860 году Александр II принял решение о замене с 1863 года откупной системы акцизной системой. Однако отмена откупов не привела к реальному изменению ситуации в сфере пьянства и торговли алкоголем. Количество кабаков в России стремительно росло и уже через несколько лет после перехода с откупной на акцизную систему увеличилось в шесть раз, составив более 500 тыс. питейных заведений во всех губерниях страны.

Деятельность сторонников трезвости продолжала рассматриваться как крамольная, подрывающая экономические устои российской государственности. Идеи трезвости, кстати, действительно активно эксплуатировали в тот период революционные организации социалистического толка.

Лишь к концу XIX века власти Российской империи начали осознавать все пагубные масштабы и последствия алкоголизации населения страны. За пьянством неизбежно следовали снижение производительности, безработица, нищенство, проституция, преступления и самоубийства. Поэтому государство перестало препятствовать деятельности обществ и кружков трезвости, занимавшихся организацией чаепитий, лекциями, благотворительной деятельностью. Но и поддержку этим добровольным народным обществам государство не оказывало, прекрасно понимая зависимость доходов страны от торговли водкой. Скорее на деятельность обществ трезвости просто закрывали глаза, предпочитая их не замечать. Лишь в 1913 году последний русский император Николай II впервые принял делегацию трезвенников в Царском Селе.
113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    18 июня 2018 05:20
    Откупщики имели колоссальную по меркам других торговцев прибыль – 110%, что в два – три раза превышало размеры прибыли в других отраслях торговли. Сколько лет прошло ... А норма прибыли в Российском бизнесе не изменилась...
    1. +15
      18 июня 2018 05:39
      Очень удивила, просто поразила фраза о том, что министерства боролись с обществами трезвости и предостерегали от вступления в них.Как-то не висывается в образ России, "которую мы потеряли". Хрустобулочникам об этом неизвестно ничего, наверно. Спасибо за рассказ о тех событиях, Илья
      1. +8
        18 июня 2018 06:56
        Цитата: Reptiloid
        Как-то не висывается в образ России, "которую мы потеряли". Хрустобулочникам об этом неизвестно ничего, наверно.

        Вписывается, если знать Историю и цифры: до ВОРа, в РИ более 54% мужчин и 95 % женщин и подростков не знали что такое алкоголь вообще. Соавните с 1980-ми.
        1910 г-введено учение о трезвости в школах Империи,а первый Всероссийский съезд трезвости прошел в 1909 г

        1913 г Император написал: "желаю всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения»
        30 января 1914 г. рескриптом Николая II был отправлен в отставку министр финансов В.Н. Коковцев, а в рескрипте на имя его преемника П.Л. Барка провозглашалась новая финансовая политика с отказом от получения существенной части государственных доходов за счет продажи казенной водки
        С началом войны -введен фактический запрет запрет на торговлю спиртным
        1916 г-принят сухой закон-на ВЕЧНЫЕ времена.

        НО-пришли большевики и-сухой закон отменен в 1923 г и-ПОНЕСЛОСЬ:
        Сталин:
        Что лучше: кабала заграничного капитала или введение водки,— так стоял вопрос перед нами. Ясно, что мы остановились на водке,

        Он же:
        Откуда взять деньги? Нужно, по-моему, увеличить (елико возможно) производство водки.

        Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьезной обороны страны. Стало быть, надо учесть это дело сейчас же, отложив соответствующее сырье для производства водки и формально закрепить его в госбюджете 30-31 года. серьезное развитие Гражданской авиации тоже требует уйму денег, для чего опять же придется апеллировать к водке".

        Были построены заводы, налажен массовый выпуск прежде всего крепких напитков, появилась водка 56 гр.
        Спаивание население с целью получения доходов приняло катастрофические масштабы
        1. +11
          18 июня 2018 07:24
          Цитата: Ольгович
          в РИ более 54% мужчин и 95 % женщин и подростков не знали что такое алкоголь вообще

          Ага, так хорошо не знали drinks drinks drinks алкоголя , что потребовалось вводить :
          Цитата: Ольгович
          учение о трезвости в школах Империи

          laughing laughing laughing
          Цитата: Ольгович
          пришли большевики

          ... и наладили выпуск качественной и недорогой водки. И люди теперь не давились пойлом сомнительного происхождения, а употребляли достойный алкоголь. И деньги при этом в казну поступали.
          Цитата: Ольгович
          Спаивание население с целью получения доходов приняло катастрофические масштабы

          Советские быдлы построили мощную промышленность и передовую науку; победили в самой страшной войне и первыми вышли в космос - и все это не выходя из запоев... Ольгович раскрыл еще один секрет успехов Советского Союза lol
          1. +3
            18 июня 2018 09:38
            Цитата: rkkasa 81
            наладили выпуск качественной и недорогой водки.

            И-с 1923 г начали спаивание населения , НАВСЕГДА , казалось бы, отмененное 7 лет назад в Россиской Империи.
            Что, понятно, привело к к быстрвм "замечательным" результатам: в рабочей среде потребление алкоголя с 1924 по 1928 г. выросло в 8 раз. Согласно данным обследования 1927 г., в крупных городах европейской части РСФСР только молодые рабочие расходовали на пиво и вино уже 16-17 % заработка, т. е. в полтора раза больше, чем на книги. В Ленинграде на вопрос о систематическом потреблении алкоголя утвердительно ответило 58% молодых мужчин и 23% женщин. В маленьком городке Шуя все молодые рабочие пили водку и пиво, причем почти половина из них не скрывала, что при возможности напивались «до потери сознания».
            Цитата: rkkasa 81
            Советские быдлы построили мощную промышленность и передовую науку;

            Назвать "быдлом" свой народ может только это самое.
            Мощная промышленность не разваливается , а существует и развивается: см. промышленности Запада, Японии.
            А вот то, что было достигнуто точно:
            в 1984 г. в СССР уже потребляли на душу населения 12 литров спирта. При этом по подсчетам независимого американского исследователя В. Тремля, накануне антиалкогольной кампании 1985 г. уровень среднедушевого потребления алкоголя составлял 14,2 литра.

            По данным Комиссии Политбюро ЦК КПСС по борьбе с пьянством и её главы М. Соломенцева за апрель 1984 г. в Советском Союзе насчитывалось 25 млн. пьяниц. Однако один из инициаторов антиалкогольной кампании, академик Ф. Углов, считал, что их количество достигает 37-40 млн., т.е. каждый седьмой житель СССР был алкоголиком.
            Трифонов Е.
            По потреблению спирта на человека , в 1984 г, СССР-безусловный мировой лидер.
            Гордитесь! fool -своими "достижениями" fool
            Для сравнения: До ВОРа среди передовых стран мира Россия находилась на предпоследнем месте по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века. В начале XX века меньше русских в Европе пила только Норвегия.
            1. +4
              18 июня 2018 09:58
              Цитата: Ольгович
              Гордитесь!

              Г-н трепло, я и без вашей подсказки горжусь достижениями советского периода wink
              Цитата: Ольгович
              с 1923 г начали спаивание населения... потребление алкоголя с 1924 по 1928 г. выросло в 8 раз... расходовали на пиво и вино уже 16-17 % заработка... пили водку и пиво... напивались «до потери сознания».

              Как страшно было жить в ужасном СССР crying crying crying
              1. +2
                18 июня 2018 11:25
                Цитата: rkkasa 81
                Г-н трепло, я и без вашей подсказки горжусь достижениями советского периода


                Т.
                Цитата: rkkasa 81
                Г-н трепло
                , лидерство СССР в мире- по потреблению чистого спирта на душу населения -для Вас предмет гордости! yes fool
                Браво! good Это -пять!lol
            2. +3
              18 июня 2018 10:53
              а РИ было вот так

              Крестьяне голодали в том числе и потому, что перегоняли на спирт зерно - царское правительство принудительно скупало зерно по твёрдой (читай, заниженной) цене, при этом по тупости объявило сухой закон, так что крестьянину было выгоднее перегнать зерно на спирт и продать его в город, чем отдавать зерно за бесценок, а учитывая, что зерна в северных губерниях всегда не хватало, полученные от продажи спирта деньги предназначались на покупку картофеля или ржи.
              так что корни алкоголицазии России -это безусловно царизм.
              1. +1
                18 июня 2018 11:28
                Цитата: Бар1
                так что корни алкоголицазии России -это безусловно царизм.

                Да-да: yes потребление чистого спирта при проклятом царизме (1915,1916)- 0,2 л/чел,
                при социализме, всего через 70 лет (1984)-12 л.
                Выросло-то" всего" в 60 раз! fool
                1. +3
                  18 июня 2018 11:32
                  Цитата: Ольгович
                  Цитата: Бар1
                  так что корни алкоголицазии России -это безусловно царизм.

                  Да-да: yes потребление чистого спирта при проклятом царизме (1915,1916)- 0,2 л/чел,
                  при социализме, всего через 70 лет (1984)-12 л.
                  Выросло-то" всего" в 60 раз! fool


                  вам блин целую статью написали ,как романовы спаивали Россию,а что касается позднего периода СССР это уже были не коммунисты у власти ,а предатели ,которые и сдали СССР,которые и спаивали народ.
                  1. +3
                    18 июня 2018 11:41
                    Цитата: Бар1
                    ,как романовы спаивали Россию,

                    Романовы при ПОЛНОЙ поддержке народа, ввели Сухой Закон в России на ВЕЧНЫЕ времена!
                    Который вы -отменили. Запомните! yes
                    Цитата: Бар1
                    что касается позднего периода СССР это уже были не коммунисты у власти ,а предатели ,которые и сдали СССР,которые и спаивали народ.

                    Аааа, марсиане десантировались и-прямо во власть! lol laughing
                    Куды при этом делись настоящие коммунисты-осталось загадкой.... recourse
                    Откройте же эту великую тайну, поделитесь! yes hi
                    1. +4
                      18 июня 2018 11:57
                      Цитата: Ольгович
                      Романовы при ПОЛНОЙ поддержке народа, ввели Сухой Закон в России на ВЕЧНЫЕ времена!


                      а при александре 2 или петре1 тоже народ выражал "полное одобрямс" политике царей или не одобрял?
                      Глупости говорить не надо ,нет в природе никаких демократических штучек типа "полного одобрения" или "полного осуждения",говорить так -вводить людей в заблуждение,а есть только одно -политическая воля -руководителя государства.
                      Захотел ,что бы его народ пил ,народ будет пить,захотел сбросить крутизну алкоголизации -рабы же нужны-на тебе законы о "сухом законе" или "обществах трезвости" ,или о ларьках,или о магазинах возле школ,или о запрете на рекламу пива.Потом раз и отменил запрет на продажу пива и народ опять пьёт.

                      Цитата: Ольгович
                      Который вы -отменили. Запомните!


                      у вас с головой не в порядке,я ничего не отменял и не принимал.
                      Цитата: Ольгович
                      Аааа, марсиане десантировались и-прямо во власть!
                      Куды при этом делись настоящие коммунисты-осталось загадкой....
                      Откройте же эту великую тайну, поделитесь!


                      ржачник устроили? Ну это предсказуемо с такой категорией "историкоф" ,как вы ,я другого и не ждал.
                      Насчёт власти ,обычно во власти всегда собирается всякая сволочь,за редким исключением,потому что законы попадания во власть одни и теже-это лесть,подлизывание,угодничество,подхалимаж, приспособленчество,делать как это принято во власти невзирая на этику и мораль и вот так становятся "своими в доску".
                      Власть -это -один народ,а население вокруг -другой народ.
                      1. +1
                        18 июня 2018 12:43
                        Цитата: Бар1
                        а при александре 2 или петре1 тоже народ выражал "полное одобрямс" политике царей или не одобрял?

                        В Государственной ДУМЕ РИ был принят Сухой Закон, учите госустройство России!
                        Цитата: Бар1
                        Глупости говорить не надо ,нет в природе никаких демократических штучек типа "полного одобрения" или "полного осуждения",говорить так -вводить людей в заблуждение,а есть только одно -политическая воля -руководителя государства.
                        Захотел ,что бы его народ пил ,народ будет пить,захотел сбросить крутизну алкоголизации -рабы же нужны-на тебе законы о "сухом законе" или "обществах трезвости" ,или о ларьках,или о магазинах возле школ,или о запрете на рекламу пива.Потом раз и отменил запрет на продажу пива и народ опять пьёт.

                        Госдума была избрана народом. Гражданское общество выступило инициатором Закона.
                        Цитата: Бар1
                        ржачник устроили?

                        belay
                    2. +5
                      18 июня 2018 12:14
                      Цитата: Ольгович
                      Романовы при ПОЛНОЙ поддержке народа, ввели Сухой Закон в России на ВЕЧНЫЕ времена!

                      Референдум был? laughing
                2. +6
                  18 июня 2018 13:20
                  Цитата: Ольгович
                  Цитата: Бар1
                  так что корни алкоголицазии России -это безусловно царизм.

                  Да-да: yes потребление чистого спирта при проклятом царизме (1915,1916)- 0,2 л/чел,
                  при социализме, всего через 70 лет (1984)-12 л.
                  Выросло-то" всего" в 60 раз! fool
                  -
                  1) скромно напомню что в деревнях питие самогона никто не отменял
                  2)0,2л/ч возникло в связи с введением сухого закона-когда официально перестали продавать из за сухого закона- но пить меньше не стали, возникло употребление денатуратов и прочих спиртосодержащих жидкостей(описано в худ/литературе ,в том числе дореволюционной и мемуарно - многократно)
                  3)В аналогичной ситуации в 1985 тоже официальное потребление снизилось- но появились мужики с арбузом,денатурат,одеколон и знаменитое-
                  "..или мотает БФ на сверло
                  иль самогон гонит власти назло.."© СГ

                  З.Ы. производство спирта /водки при СССР контролировалось в разы качественнее(частника то не было-а заводы все под контролем).
                  Кто мог запретить Смирнову/Шустову пустить на черный рынок свою продукцию - если в это же время поставщики ухитрялись поставлять в армию КАРТОННЫЕ подметки для сапог??Главный местный полицейский чин?угу,верю...
                  Поэтому цифра в 0,2 л/ч - она от лукавого
                  1. +1
                    18 июня 2018 14:21
                    Цитата: свой1970
                    но пить меньше не стали, возникло употребление денатуратов и прочих спиртосодержащих жидкостей(описано в худ/литературе ,в том числе дореволюционной и мемуарно - многократно

                    Стали, ибо доступность стала меньше. Как и в 1985г. Речь не о запойных (с теми понятьнл) , а стеми-кто для удовольсвия.
                    Цитата: свой1970
                    Поэтому цифра в 0,2 л/ч - она от лукавого

                    От статистики.
                    Той же, что и после революции.
                    1. +5
                      18 июня 2018 14:56
                      1)доступность просела на месяц - два, не более, а дальше вернулась на тот же уровень
                      2)повторюсь-ОФИЦИАЛЬНОЕ снижение потребление- это лажа как в 1915 так и в 1985, снизилась ОФИЦИАЛЬНАЯ продажа- но заменители нашлись тут же.Причем в 1915 запретить промышленникам пускать на черный рынок бухло - ну, теоретически, можно было,а вот практически...
                      В отличии от планового СССР - где если спирт не поступил по фондам - то водку и не сделаешь, и даже делать не надо - ибо план по спиртному урезали..

                      РИ близка была к сухому закону США - где вроде как и запрещено-но все знают- ЧТО в чайниках...
                      1. +1
                        19 июня 2018 06:44
                        Цитата: свой1970
                        1)доступность просела на месяц - два, не более, а дальше вернулась на тот же уровень

                        С какого перепугу?
                        Цитата: свой1970
                        )повторюсь-ОФИЦИАЛЬНОЕ снижение потребление- это лажа как в 1915 так и в 1985, снизилась ОФИЦИАЛЬНАЯ продажа- но заменители нашлись тут же.Причем в 1915 запретить промышленникам пускать на черный рынок бухло - ну, теоретически, можно было,а вот практически...

                        Повторюсь-заменители НИКОГДА не заменяли и не моглми заменить офиц. объем производства.
                        "Практически" не надо обосновывать теоретически, а показать практически, т.е фактами.
                        Цитата: свой1970
                        В отличии от планового СССР - где если спирт не поступил по фондам - то водку и не сделаешь, и даже делать не надо - ибо план по спиртному урезали..

                        Гнали самомогон из всего на свете: рецепт табуретовки-у О. Бендера.
                        Цитата: свой1970
                        РИ близка была к сухому закону США - где вроде как и запрещено-но все знают- ЧТО в чайниках..

                        Ерунда : Россия до ВОРа была самой непьющей страной из крууных развитых держав .
                        В Европе же, например, меньше , чем в России, пили только в Норвегии...
                      2. +3
                        19 июня 2018 08:59
                        1)открываете литературу(ДО революционную!!) и читаете КАК провожали на фронт.Искать выдержки - что эшелонами пропивали все с себя, как господа офицеры на фронте пропивали вверенное имущество/казну(и кстати в отличии от мирного времени-не стрелялись уже!),как тыловики набивали карманы и отмечали сделки в кабакам с чайниками,как бухала интеллигенция в ресторанах- увольте .Я это читал,да и вы думаю тоже...
                        "... заставили вылить мадеру в таз,после чего стали лакать оттуда как собаки, а затем выли на луну.После замечания - сняли одежду и бегали на четвереньках нагишом.." - не дословно, но близко к тексту
                        И не надо говорить что мол это проклятые большевики придумали-эти описания есть и в документальной литературе периода ПМВ
                        2)
                        Цитата: Ольгович
                        Повторюсь-заменители НИКОГДА не заменяли и не моглми заменить офиц. объем производства.
                        - вполне себе заменили в 1985,вполне - мы с вами это застали.Любители коньяка себе стали делать настойку на серединках грецких орехов
                        3)показать практически рост объемов черного рынка в 1915-если вы знаете какой нибудь способ(кроме подсчета по газетным заметкам и/или протоколам полиции)- подскажите.Я НЕ знаю таких способов
                        4)в Заволжье были "галахи"- работники пропившиеся до такого состояния что зимой их не выпускали хозяева из тепла(замерзнут).Хозяин приносил одному-двум тулупы и валенки(на голое тело - даже исподнее ухитрялись пропить) и вел на работу.Вечером тулуп забирался.В извоз их не пускали -пропьют все.Слово "галахи" - дореволюционное

                        З.Ы. если русские крестьяне такие не пьющие и богоизбранные были - зачем они тогда бар с детьми живьем жгли и коням глаза выкалывали?
                      3. +1
                        19 июня 2018 10:55
                        Цитата: свой1970
                        1)открываете литературу(ДО революционную!!) и читаете КАК провожали на фронт.Искать выдержки - что эшелонами пропивали все с себя, как господа офицеры на фронте пропивали вверенное имущество/казну(и кстати в отличии от мирного времени-не стрелялись уже!),как тыловики набивали карманы и отмечали сделки в кабакам с чайниками,как бухала интеллигенция в ресторанах- увольте .Я это читал,да и вы думаю тоже...

                        Россия до ВОРа -самая НЕПЬЮЩАЯ страна в Европе и в мире среди развитых стран.
                        Этот факт никто не оспорить не смог. При этом пьянство, безусловно, было,но масштабы не те.
                        Цитата: свой1970
                        чего стали лакать оттуда как собаки, а затем выли на луну.П

                        Помним, помним:
                        "Что день, то короче к могиле наш путь", -- томно выводили
                        пассажиры. Им стало жалко самих себя, стало обидно, что они
                        никогда не были студентами. Припев они исполнили громкими
                        голосами:
                        "По рюмочке, по маленькой, тирлим-бом-бом,
                        тирлим-бом-бом".
                        -- Стой! - закричал вдруг горбун. - Давай назад! Душа
                        горит.
                        В городе седоки захватили много белых бутылочек и какую-то
                        широкоплечую гражданку. В поле разбили бивак, ужинали с водкой,
                        а потом без музыки танцевали польку-кокетку.
                        Истомленный ночным приключением, Козлевич весь день
                        продремал у руля на своей стоянке. А к вечеру явилась вчерашняя
                        компания, уже навеселе, снова уселась в машину и всю ночь
                        носилась вокруг города. На третий день повторилось то же самое.
                        Ночные пиры веселой компании, под предводительством горбуна,
                        продолжались две недели кряду. Радости автомобилизации оказали
                        на клиентов Адама Казимировича странное влияние: лица у них
                        опухли и белели в темноте, как подушки. Горбун с куском
                        колбасы, свисавшим изо рта, походил на вурдалака.
                        yes
                        Цитата: свой1970
                        - вполне себе заменили в 1985,вполне - мы с вами это застали.Любители коньяка себе стали делать настойку на серединках грецких орехов

                        объемы, в основном,-не заменили. Кто пил, тот да, продолжил. Но те, кто не опустился, вполне себе отказались. Показатель: впервые повысилась рождаемость .
                        Цитата: свой1970
                        3)показать практически рост объемов черного рынка в 1915-если вы знаете какой нибудь способ(кроме подсчета по газетным заметкам и/или протоколам полиции)- подскажите.Я НЕ знаю таких способов

                        Если мы не знаем, а только предполагаем, то и обсуждать преполагаемое , думаю, некорректно.
                        Цитата: свой1970
                        Слово "галахи" - дореволюционное

                        Пьянство"-тоже. Но пили при этом в десятки раз меньше.
                        Цитата: свой1970
                        если русские крестьяне такие не пьющие и богоизбранные были - зачем они тогда бар с детьми живьем жгли и коням глаза выкалывали?

                        И сколько миллионов сожгли?
                        Или, вс-таки, кто-то выжил?
          2. +3
            18 июня 2018 18:22
            Ольгович цифры не выдумал, по этому вопросу есть много литературы
        2. 0
          18 июня 2018 08:11
          Цитата: Ольгович
          НО-пришли большевики и-сухой закон отменен в 1923 г и-ПОНЕСЛОСЬ:

          Вопрос на засыпку. Когда большевик Сталин пришёл к власти?
          Алкоголизация страны началась с приходом троцкиста Брежнев.

          Сегодня все алкогольные компании принадлежать забугорным хозяевам. Доходы - им, болячки - нам. Чем больше пьют, тем меньше живут, тем больше не востребованных денег в пенсионном фонде.
          1. +10
            18 июня 2018 10:03
            Цитата: Boris55
            с приходом троцкиста Брежнев.

            А кто такие, по-вашему, троцкисты? Я тут заметил, что это слово - троцкизм - употребляется как бог на душу положит... Это что теперь, просто ругательство такое, типа "либерал" и "толерантность"? Самое гнусное оскорбление: толерантный троцкист-либерал! Круто. laughing
            А если серьезно, что вы понимаете под термином "троцкист"?
            1. 0
              18 июня 2018 10:49
              Цитата: Хозяин Трилобита
              А если серьезно, что вы понимаете под термином "троцкист"?


              троцкизм-это когда Россия -это вязанка хвороста для мировой революции.
              1. +5
                18 июня 2018 12:06
                Цитата: Бар1
                троцкизм-это когда Россия -это вязанка хвороста для мировой революции.

                Примитивненько так... Но даже в этом случае - причем тут Брежнев?
                1. 0
                  18 июня 2018 12:38
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Цитата: Бар1
                  троцкизм-это когда Россия -это вязанка хвороста для мировой революции.

                  Примитивненько так... Но даже в этом случае - причем тут Брежнев?


                  ну дык Троцкий был большой любитель поболтать,мог часами уши тереть,а много болтают для того ,что бы обычно прикрыть ,какую нибудь простую и крамольную мысль,например война насмерть -за царство свободы во всём мире.

                  А что касается брежнева,то в его правление был сговор с пин_доснёй по космосу и муне,типа американцы летали на самом деле,а типа верим в это.А это уже предательство.
                  1. +6
                    18 июня 2018 13:32
                    Цитата: Бар1
                    ну дык Троцкий был большой любитель поболтать,мог часами уши тереть,а много болтают для того ,что бы обычно прикрыть ,какую нибудь простую и крамольную мысль,например война насмерть -за царство свободы во всём мире.

                    Троцкий был любитель не только поболтать. За "поболтать" наркомами не становятся. Например, создание регулярной РККА - во многом, его заслуга. А "простую крамольную мысль" он не скрывал - прямо говорил, что стремится к мировой революции ("мы на горе всем буржуям..."), был противником теории построения социализма в отдельно взятой стране. А еще он боролся с бюрократизмом в партии и отрицал принцип демократического централизма, например, да много еще чего было на уме у этого романтика революции... Но вам это неинтересно. Чем проще и примитивнее понятия, тем они вам и ближе, а разбираться в чем-то до тонкостей - ну его, и так все понятно.
                    Цитата: Бар1
                    А что касается брежнева,

                    то тут у вас вообще в огороде бузина. Что, скажите, общего между идеями троцкизма и мифическим сговором с США "по космосу", существующему, кстати, только в больном воображении некоторых современных "интеллектуалов"?
                    Теория лунного заговора неоднократно была объектом критики со стороны комиссии РАН по борьбе с лженаукой, где её сторонники ставятся в один ряд с последователями новой хронологии Фоменко.
                    Цитата из Вики.
                    1. 0
                      18 июня 2018 14:36
                      Цитата: Хозяин Трилобита
                      роцкий был любитель не только поболтать. За "поболтать" наркомами не становятся. Например, создание регулярной РККА - во многом, его заслуга


                      ну да -это стала расхожей точкой зрения ,пока не копают новых фактов. Киношку не смотрели новую "Троцкий" называется? В этой псевдо биографии "великого революционера" совсем забыли включить продолжительный кусок его жизни в америке.
                      Например самое главное ,что Троцкий оказывается имел денежки от амерских банкиров и просто купил Совет рабочих депутатов, белых офицеров для создания РККА ,кто то продавался ,кто то за идёю шёл,по разному ,но вот такая история она ,больше похожа на правду.
                      Когда после первой революции 17г было двоевластие в стране ,то прибытие Троцкого с чемоданом денег их америки просто проложило ему дорогу в реальную власть ,он же видимо спонсировал революцию октябрьскую.
                      Но в кино в этом об этом не говорят,а зато говорят ,полюбился пламенный революционер троцкий революционной матрасне и они его -еврея внесли во власть ,в партию большевиков и в Советы.
                      Взамен денег американские банкиры потребовали от него продать страну,а народ бросить на революцию во всём мире.Так и произошло ,если бы не Сталин.

                      Цитата: Хозяин Трилобита
                      то тут у вас вообще в огороде бузина. Что, скажите, общего между идеями троцкизма и мифическим сговором с США "по космосу", существующему, кстати, только в больном воображении некоторых современных "интеллектуалов"?


                      ну что общего? По разному Троцкому нужна была власть,а власть -это такой товар ,который можно хорошо продать,или даже уже иметь имея власть (сколько ушло ценностей из страны при лениен-троцком), а Брежневу-Горбачёву и всем остальным ,кто уже имел власть -спокойная жизнь под идеей частной собственности,где это можно открыть своё пти -шво и иметь свой верный гран-кусок.

                      Цитата: Хозяин Трилобита
                      Цитата из Вики.


                      вика это помойка,контролируемая мировым сионизмом.
                      1. 0
                        19 июня 2018 11:17
                        Цитата: Бар1
                        он же видимо спонсировал революцию октябрьскую.

                        Класс!!! Сразу ответ на все вопросы - кто стоит за октябрем и для чего... а то - блага для народа, фабрики крестьянам, землю рабочим...
                  2. 0
                    18 июня 2018 18:38
                    Бар, Леонид Ильич был человек неоднозначный и у него много было положительного. В 70 СССР был на пике своего могущества, а председателем совмина у него был А. Н Косыгин, которого почему-то ценил Сталин.
                    А брежневское время в народе вспоминают как " золотой период"- выходит Троцкий и троцкисты заботелись?
            2. +1
              18 июня 2018 13:51
              Цитата: Хозяин Трилобита
              А если серьезно, что вы понимаете под термином "троцкист"?

              Троцкизм — это вовсе не одна из разновидностей марксизма. Характерной чертой троцкизма в коммунистическом движении, действовавшем в ХХ веке «под колпаком» марксизма, была полная глухота троцкистов к содержанию высказываемой в его адрес критики5 в сочетании с приверженностью принципу подавления в жизни деклараций, провозглашенных троцкистами, системой умолчаний, на основе которых они реально действуют, объединившись в коллективном бессознательном.
              Это означает, что троцкизм — явление психическое. Троцкизму в искреннем личном проявлении благонамеренности его приверженцами свойственен конфликт между индивидуальным сознанием и бессознательным как индивидуальным, так и коллективным, порождаемым всеми троцкистами в их совокупности. И в этом конфликте злобно торжествует коллективное бессознательное троцкистов, подавляя личную осознаваемую благонамеренность каждого из них совокупностью дел их всех.
              Это — особенность психики тех, кого угораздило стать троцкистом, а не особенность той или иной конкретной идеологии. Психическому типу «троцкиста» могут сопутствовать самые различные идеологии. Именно по этой причине — чисто психического характера — равноправные отношения с троцкизмом и троцкистами персонально на уровне интеллектуальной дискуссии, аргументов и контраргументов — бесплодны и опасны6 для тех, кто рассматривает троцкизм в качестве одной из идеологий7 и не видит его реальной ПОД-идеологической подоплеки, не зависящей от облекающей её идеологии, которую психтроцкист может искренне неоднократно менять на протяжении своей жизни8.
              Интеллект, к которому обращаются в дискуссии в стремлении вразумить собеседника, или выявить совместно с ним истину, на основе которой можно было бы преодолеть прежние проблемы во взаимоотношениях с ним, — только одна из компонент психики в целом. Но психика в целом (в случае её троцкистского типа) не допускает интеллектуальной обработки психтроцкистом информации, которая способна изменить ту доктрину, которую в данный момент отрабатывает та из многих идеологически оформленных ветвей троцкизма, к которой психологически принадлежит индивид психтроцкист.
              Эта психическая особенность9, свойственная многим индивидам, — исторически более древнее явление, чем исторически реальный марксистский троцкизм в коммунистическом движении ХХ века. Для этого свойства психики индивидов не нашлось в прошлом иного слова, кроме слова «одержимость». А в эпоху господства материалистического мировоззрения для этого явления вообще не стало в языке слов, отвечающих существу этого типа психической ущербности, которое было названо сызнова, но не по его существу, а по псевдониму одного из его наиболее ярких представителей троцкизма в коммунистическом движении ХХ века.
              Троцкизм по его существу — шизофреническая, агрессивная политически-деятельная психика, которая может прикрываться любой идеологией, любой социологической доктриной.
              Поэтому марксизм — изначально выражение психического троцкизма. Маркс и Энгельс были психтроцкистами. Гитлер — тоже был психтроцкистом: о тождестве отношения гитлеризма и марксизма троцкистской версии ко многим явлениям жизни общества см. работу ВП СССР “Оглянись во гневе…”. Психтроцкистами антикоммунистического толка на закате СССР были диссиденты. А ныне психтроцкистами являются и большинство активистов пробуржуазных реформ в России и их оппонентов из рядов разного рода патриотических партий и всех якобы коммунистических партий, не способных отказаться от марксизма.
              1. +1
                18 июня 2018 13:52
                Большевизм, как учит история КПСС, возник в 1903*г. на II съезде РСДРП как одна из партийных фракций. Как утверждали его противники, большевики до 1917*г. никогда не представляли собой действительного большинства членов марксистской партии, и потому оппоненты большевиков в те годы всегда возражали против их самоназвания. Но такое мнение проистекало из непонимания разнородными меньшевиками сути большевизма.
                Большевизм — это не русская разновидность марксизма и не партийная принадлежность. И уж совсем бессмысленен оборот «еврейский большевизм», употребляемый Гитлером в “Майн кампф”, поскольку большевизм — явление духа Русской цивилизации, а не духа носителей доктрины библейского глобального рабовладения на расовой основе.
                Большевизм существовал до марксизма, существовал в российском марксизме, как-то существует ныне. Будет он существовать и впредь.
                Как заявляли сами большевики члены марксистской партии РСДРП*(б), именно они выражали в политике стратегические интересы трудового большинства населения многонациональной России, вследствие чего только они и имели право именоваться большевиками. Вне зависимости от того, насколько безошибочны большевики в выражении ими стратегических интересов трудового большинства, насколько само это большинство осознаёт свои стратегические интересы и верно им в жизни, суть большевизма не в численном превосходстве приверженцев неких идей над приверженцами других идей и бездумной толпой, а именно в этом:
                в искреннем стремлении выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни. Иными словами, исторически реально в каждую эпоху суть большевизма в деятельной поддержке переходного процесса от исторически сложившегося толпо-“элитаризма” к многонациональной человечности Земли будущей эры.
              2. +5
                18 июня 2018 15:48
                Цитата: Boris55
                Троцкизм — это вовсе не одна из разновидностей марксизма.

                Вы опять смешали красное и теплое. По-вашему тоцкизм - одновременно и эстремистская политическая идеология, близкая к фашистской и что-то сродни медицинскому диагнозу. Теоретически, связь в этом можно усмотреть, в том смысле, что лица, страдающие определенными паталогиями из области психиатрии часто придерживаются радикальных политических воззрений. Но возводить одно понятие и к тому и к другому, по-моему, чересчур... В любом случае спасибо за разъяснение вашего понимания термина. Очевидно, до этого мы говорили на разных языках. Для меня троцкизм это именно одно из радикально-романтических ответвлений марксизма.
                1. +2
                  18 июня 2018 18:32
                  У Троцкого было несколько иной взгляд на развитие
                  коммунистической революции, чем у Ленина: более агрессивно
                  глобальный (и утопический). Отсюда, его увлечение Коминтерном и армией.
                  Но, в целом, Ленин и Троцкий - похожие фанатики. Я их не люблю одинакого.
                  Ленину повезло - он рано умер, поэтому "ленинизм" не стало таком же бранным словом, как "троцкизм".
          2. +2
            18 июня 2018 18:35
            "Алкоголизация страны началась с приходом троцкиста Брежнев"////

            Представляю, как Леонид Ильич удивленно поднимает свои могучие
            брови, услышав такое... laughing
        3. BAI
          +6
          18 июня 2018 11:09
          Вписывается, если знать Историю и цифры: до ВОРа, в РИ более 54% мужчин и 95 % женщин и подростков не знали что такое алкоголь вообще. Соавните с 1980-ми.

          Сравним лучше с 1917 - 1953.

          Не пьющей Россия была именно после революции в частности и при кровавом Сталине - вообще. Эти 54 и 95 процентов Вы уже светили, и на вопрос Curious (Victor) представить документы благополучно отмолчались. Хотя он Вам представил фотокопию официального статистического отчета по финансам РИ за 1913 год из которого следовало, что доходы от алкоголя - 2-ая по величине статья доходов российского бюджета. Так еще раз - откуда эти цифры? С представлением хоть каких-то документов, а не криков "Историю надо знать!"
          НО-пришли большевики и-сухой закон отменен в 1923 г и-ПОНЕСЛОСЬ

          В 1925 году - АБСОЛЮТНЫЙ МИНИМУМ потребления! Понеслось в сторону сокращения потребления.
          1. +3
            18 июня 2018 11:35
            Цитата: BAI
            В 1925 году - АБСОЛЮТНЫЙ МИНИМУМ потребления! Понеслось в сторону сокращения потребления.


            ему хоть ссы в глаза...
          2. +1
            18 июня 2018 12:29
            Цитата: BAI
            Не пьющей Россия была именно после революции в частности и при кровавом Сталине

            Ложь или невежество? Думаю, что все вкупе: в 1915, 1916 году -потребление 0,2 л-ч, после ВОРа-подъем после 24 г, при сталине 2,2/ л/чел
            Цитата: BAI
            Эти 54 и 95 процентов Вы уже светили,

            В.Г. Жданов. Правда и ложь об алкоголе. 1984 г
            Цитата: BAI
            и на вопрос Curious (Victor) представить документы благополучно отмолчались

            Для меня Curious (Victor) не существует, ибо он матерщинник, поэтому его комментарии не читаю: брезгую. Он знает, согласен и мы-не общаемся.
            Цитата: BAI
            В 1925 году - АБСОЛЮТНЫЙ МИНИМУМ потребления! Понеслось в сторону сокращения потребления.

            Чушь: смотрите график


            Запомните навсегда: при вас Россия стала мировым лидером по потреблению спирта в мире ( 1984)
            1. +4
              18 июня 2018 12:41
              Цитата: Ольгович
              Для меня Curious (Victor) не существует, ибо он матерщинник, поэтому его комментарии не читаю: брезгую. Он знает, согласен и мы-не общаемся

              Я смотрю, Вы не общаетесь со всеми, кто способен задать Вам неудобные вопросы! lol Так проще втирать доверчивым камрадам "ФАКТЫ" (с) Ольгович, используя, для подтверждения оных, только Caps lock и смайлоизвержение. Да Ольгович? laughing
              1. +2
                18 июня 2018 12:46
                Цитата: HanTengri
                мот

                ОтстаньТе, любитель мата и га. Увы, черного списка нет, а Вы все навязываетесь и навязываетесь.... fool
                1. +2
                  18 июня 2018 17:09
                  Цитата: Ольгович
                  Цитата: HanTengri
                  мот

                  ОтстаньТе, любитель мата и га. Увы, черного списка нет, а Вы все навязываетесь и навязываетесь.... fool

                  надо же какой чистопюй нашёлся ,в армии видимо не служил,чё тогда на ВО делает?
                  1. +1
                    19 июня 2018 06:50
                    Цитата: Бар1
                    Цитата: Ольгович
                    Цитата: HanTengri
                    мот

                    ОтстаньТе, любитель мата и га. Увы, черного списка нет, а Вы все навязываетесь и навязываетесь.... fool

                    надо же какой чистопюй нашёлся ,в армии видимо не служил,чё тогда на ВО делает?

                    Со своими женами и детьми матом разговаривайте, а не с незнакомыми людьми.
                    1. +1
                      19 июня 2018 07:25
                      Цитата: Ольгович
                      Цитата: Бар1
                      Цитата: Ольгович
                      Цитата: HanTengri
                      мот

                      ОтстаньТе, любитель мата и га. Увы, черного списка нет, а Вы все навязываетесь и навязываетесь.... fool

                      надо же какой чистопюй нашёлся ,в армии видимо не служил,чё тогда на ВО делает?

                      Со своими женами и детьми матом разговаривайте, а не с незнакомыми людьми.

                      разговаривать буду ,как считаю нужным
            2. BAI
              +3
              18 июня 2018 14:09
              ибо он матерщинник

              Хоть один пример привести можете? И вообще, матерщинник - не аргумент в дискуссии, хотя если нечего ответить, то - конечно.
              Он знает, согласен и мы-не общаемся.

              Согласие там было только в одном - что-то доказывать бесполезно, матершинником он себя не признавал (да и сайт мат в принципе не пропустит, так что быть матершинником на сайте - исключено, по определению).

              в 1915, 1916 году -потребление 0,2

              это только в одном источнике, с дальнейшими перепечатками (именно этот график повторяют). Все остальные дают 1,2 л.
              Кстати:
              Одним из наиболее отрицательных последствий алкоголизации в России являлось распространение алкоголизма среди детей и подростков [Григорьев Н. Н., 1900; Коровин А. М., 1908; Канель В. Я., 1914, и др.].
              Потребление алкогольных напитков в России было не одинаковым в городах и селах. По расчетам В. И. Покровского, на одного взрослого приходилось в деревне 18,4 л водки, в городах —49,2 л, в крупнейших центрах — 86,1 л.

              и еще
              при государственной политике спаивания народа почти полный запрет продажи алкогольных напитков весьма скоро обнаружил свою несостоятельность. Ряд анкетных обследований, проведенных Харьковским, Полтавским, Пермским и другими земствами в начале запрета, показал, что население с первого года запрета довольно широко начинает употреблять различные алкогольные суррогаты.

              В официальную статистику не входит самогон, который имел в царское России бОлшее распространение, чем в СССР, где все зерно и сахар были государственными.
              Если бы знал, что вернемся к этой теме, сохранил бы ссылку на Екатиринославскую газету 1914-1915 года, где приводится анализ алкоголизма учеников городских школ (это о непьющих женщинах). - хороший сайт, вся история России по годам с 1901 года в сообщениях местных газет.
              1. +1
                18 июня 2018 14:27
                Цитата: BAI
                ибо он матерщинник
                Хоть один пример привести можете? И вообще, матерщинник - не аргумент в дискуссии, хотя если нечего ответить, то - конечно.

                Привести не могу, спросите Администрацию, она удаляла..
                А не общаюсь, ибо брезгую. Еще и т.н. хан тенги из той же серии.
                Цитата: BAI
                да и сайт мат в принципе не пропустит, так что быть матершинником на сайте - исключено, по определению

                спросите вышенавзанных, КАК они обошли автофильтр, это несложно.
                Цитата: BAI
                В официальную статистику

                Там, где не пили 50% мужчин в 1914 г, и 90% женщин , - в 1975 не пили только 0,75%..
                Такой вот "прогресс"
              2. +2
                18 июня 2018 16:20
                Вот посмотрите к чему приводит не слишком "информационный подход к теме". Нет ссылок на авторитетные источники и отсюда вот "это". Между тем, навскидку, есть по это: Производство и потребление водки в России в годы казенной винной монополии в начале XX века :На материалах Пензенской губернии
                тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Савченко, Мария Валерьевна
                Диссертация и автореферат на тему «Производство и потребление водки в России в годы казенной винной монополии в начале XX века :На материалах Пензенской губернии». disserCat — научная электронная библиотека.
                Автореферат
                Диссертация
                Артикул: 139550
                Год:
                2002
                Автор научной работы:
                Савченко, Мария Валерьевна
                Ученая cтепень:
                кандидат исторических наук
                Место защиты диссертации:
                Пенза
                Код cпециальности ВАК:
                07.00.02
                Специальность:
                Отечественная история
                Количество cтраниц:
                275
                Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/proizvodstvo-i-p
                otreblenie-vodki-v-rossii-v-gody-kazennoi-vinnoi-
                monopolii-v-nachale-xx-veka#ixzz5ImYoXFY1
                Можно подумать , что информационное общество это не про нас. В этой работе, автореферат которой можно посмотреть БЕСПЛАТНО, есть все. Да и сама работа стоит всего 500 р. И журналист это может осилить... И в ней все есть. И общие показатели по всей стране и по области в частности. И не надо спорить!!! Рецензенты любой диссертации это доктора наук, специализировавшиеся по этой теме. Ведушая организация - вуз, где эта тема проверяется на научность. А есть еще и "черный оппонент" и не один... Так что это хороший источник. В него надо смотреть, а не спорить невесть о чем!
                1. +2
                  19 июня 2018 11:06
                  Цитата: kalibr
                  Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/proizvodstvo-i-p
                  otreblenie-vodki-v-rossii-v-gody-kazennoi-vinnoi-
                  monopolii-v-nachale-xx-veka#ixzz5ImYoXFY1
                  Можно подумать , что информационное общество это не про нас. В этой работе, автореферат которой можно посмотреть БЕСПЛАТНО, есть все. Да и сама работа стоит всего 500 р. И журналист это может осилить... И в ней все есть. И общие показатели по всей стране и по области в частности. И не надо спорить!!!

                  Прочитал то, что доступно в интпрнете и-с выводом диссертации -согласен А он таков: :
                  С середины 1930-х гг. научное осмысление проблем пьянства практически прекращается. Связано это было в первую очередь с тем, что власть была не заинтересована в объективных исследованиях винной монополии царской России, так как «пьяный бюджет» для Советского государства стал реальностью, питейные доходы были признаны основным источником сталинской модернизации, объемы производства и потребления спиртных напитков в СССР стали быстро увеличиваться и сравнение с потреблением спиртного в царской России оказалось не в пользу первого.

                  Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/proizvodstvo-i-p
                  otreblenie-vodki-v-rossii-v-gody-kazennoi-vinnoi-
                  monopolii-v-nachale-xx-veka#ixzz5Ir9lzLgJ

                  Что я и говорил!
            3. BAI
              +2
              18 июня 2018 14:34
              Цитата: BAI
              Эти 54 и 95 процентов Вы уже светили,

              В.Г. Жданов. Правда и ложь об алкоголе. 1984 г

              Нет там таких цифр!
              Есть только:
              В 13-ом году 95 % юношей и девушек до 18 лет никогда в жизни не пробовали алкоголя.

              Этого выражения "в РИ более 54% мужчин и 95 % женщин и подростков не знали что такое алкоголь вообще" в этой лекции нет, и указанных цифр - тоже. Зачем лгать, заставлять людей тратить время на чтение материалов сомнительного происхождения?
              В.Г.Жданов. Правда и ложь об алкоголе. 1984 г.
              - Лекция подготовлена по материалам Советской районной организации общества "Звание" председателем районной организации общества "Знание" Загоруйко Николаем Григорьевичем.
              Лекцию читает научный сотрудник Института автоматики и электрометрии, лектор общества "Знание" Жданов Владимир Георгиевич.

              1. Квалификацию обсуждать не будем - такая же, как у всех, здесь присутствующих, хотя мнение профессионалов в данном вопросе было бы весомее.
              2. Это же (как Вы всегда утверждаете) лживый, неквалифицированный Советский агитпроп, которому верить нельзя, за чем же на него ссылаться?
              1. BAI
                +2
                18 июня 2018 15:32
                И там выше - я написал Екатеринаславская газета - Екатеринодарская (1913 год).
                ЕКАТЕРИНОДАР. Школьная анкета.
                В начале текущего года Екатеринодарским училищным начальством была проведена анкета среди учащихся всех Екатериндарских городских училищ об условиях семейной жизни школьников. Всего было опрошено 5700 детей, и результаты получились самые удручающие. Из всей этой массы школьников плохо питаются, голодают, или «недоедают» 2500 чел.
                По вопросу об алкоголизме анкета дала еще более ужасные результаты. Из 5700 учащихся 3500 пьют водку, пиво, вино и другие крепкие напитки. К сожалению, анкета ограничивается только вопросами о питании школьников и алкоголизме среди них; не были затронуты другие, также весьма существенные вопросы, например о жилищных условиях и т.п.
                Медицинский осмотр школьников дал весьма плачевные результаты: половина их обладает весьма слабым здоровьем и процент больных истерией необыкновенно высок. (Терские Ведомости, №59).

                http://www.starosti.ru/archive.php?y=1913&m=0
                4&d=26
                1. +2
                  18 июня 2018 16:06
                  Подобные исследования тогда массово проводились по всей России. Примерно такие же данные были и в "Пензенских губернских ведомостях"...
                  1. BAI
                    +3
                    18 июня 2018 17:39
                    Если в двух губерниях независимо друг от друга получили схожие результаты, можно достаточно обосновано утверждать, что такая картина была по всей России.
              2. +1
                19 июня 2018 08:32
                Цитата: BAI
                Нет там таких цифр!
                Есть только:
                В 13-ом году 95 % юношей и девушек до 18 лет никогда в жизни не пробовали алкоголя.
                Этого выражения "в РИ более 54% мужчин и 95 % женщин и подростков не знали что такое алкоголь вообще" в этой лекции нет, и указанных цифр - тоже. Зачем лгать, заставлять людей тратить время на чтение материалов сомнительного происхождения?

                Есть, т. Лжец и Невежда:
                В 13-ом году, в 13-ом году провели социологическое обследование среднерусских губерний, выяснили: 43 % русских мужчин были трезвенники. Каждый второй мужчина никогда не брал в рот спиртного. В 79-ом году в тех же областях таких мужчин оказалось 0,6 %. Все мужчины пьют.

                Женщины… Женщин трезвенниц на Руси было 90 % — никогда не бравших в рот алкоголя. В 59-м году таких женщин оказалось 2,4 %. 97,5 % женщин у нас пьют. Товарищи, это самый страшный итог, который мы имеем на сегодняшний день — у нас пьют женщины. Это значит, что конец наш, он уже виден!

                По молодежи до революции цифра приведена. А вот ВАША цифра ВАШИХ достижений (1981 г)
                ;пьющих до 18 лет согласно исследованиям —
                до 95%
                («Молодой коммунист», 1975 г., № 9, с. 102-103)

                ПС надоело, право слово, все время уличать Вас во лжи и невежестве.
                Читайте и учитесь САМИ!
          3. +1
            19 июня 2018 14:34
            А ваши цифры откуда? Интересно, кто, как и где статистику в 1919 и 1925 собирал. Ну все правильно. После введения сухого закона - резкое падение потребления алкоголя, после 1925 и до войны - стабильный рост. После войны (при "кровавом Сталине") - резкий рост.

            Цитата: BAI
            Хотя он Вам представил фотокопию официального статистического отчета по финансам РИ за 1913 год из которого следовало, что доходы от алкоголя - 2-ая по величине статья доходов российского бюджета.


            И как это опровергает цифры Ольговича???
        4. +1
          18 июня 2018 18:11
          Ольгович, Сталин был человек практичный и не стесняться использовать ВСЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ , что задумали при царе, а в данном случае он видел пользу для бюджета
    2. +1
      18 июня 2018 09:07
      Очень интересная книга Ивана Прыжов. История кабаков в России.
    3. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
      2. +5
        18 июня 2018 09:45
        Ну на счёт снижения психологического барьера при причастии - это сильно сказано. В церкви используется вино разбавленное водой. А причащают намоченным в этом вине крошечным кусочком хлеба, в котором вкус вина, а тем более градусы даже не чувствуются, поскольку этого разбавленного вина в намоченном хлебе- буквально несколько капель. В стакане кваса или кефира куда больше алкоголя, чем в микроскопической дозе вина в причастии. Почему бы не порассуждать о страшном вреде кефира и его роли в спаивании населения современной России? А заодно как на счёт древних греков, пивших разбавленное вино вместо воды?
        1. 0
          18 июня 2018 10:48
          Цитата: alebor
          А причащают намоченным в этом вине крошечным кусочком хлеба, в котором вкус вина, а тем более градусы даже не чувствуются, поскольку этого разбавленного вина в намоченном хлебе- буквально несколько капель. В стакане кваса или кефира куда больше алкоголя, чем в микроскопической дозе вина в причастии. Почему бы не порассуждать о страшном вреде кефира и его роли в спаивании населения современной России?



          это сейчас так и то не везде,а на показ.А раньше именно вином,а то и просто самогоном-откуда вино в деревенской церкви? И никаким не разбавленным,а с конкретными градусами.
          Вообще самое главное -это конечно массовое принятие алкоголя.Это уже преступление,например староверы-старообрядцы причащаются просто хлебом без всякого алкоголя.
          А самогон гнали и в самих монастырях ,как для причастий,так и для просто продажи -наживы пойлом -отравой.
        2. +3
          18 июня 2018 11:03
          Цитата: alebor
          В стакане кваса или кефира куда больше алкоголя, чем в микроскопической дозе вина в причастии. Почему бы не порассуждать о страшном вреде кефира и его роли в спаивании населения современной России?

          Кефир - это новинка, в России он стал известен только после покоерния Кавказа, а вот квас... Сопоставляя имена скандинавского Квасира и индийского Квасуры, можно уверенно заявить, что квас существует со времен индоевропейской общности - и коварные служители культа уже как минимум 5 тысяч лет спаивают квасом простодушных арийцев! laughing
      3. +2
        18 июня 2018 10:49
        Цитата: Бар1
        "Прими кровь христову раб божий"- и на тебе ложку алкоголя вместо крови христовой.

        Ага... Чайная ложечка красного вина раз в месяц - это как раз та доза, от которой человек быстро и неизбежно спивается! wassat

        Цитата: Бар1
        любые народы контролировались методом замутнения мозгов т.е. введением наркотических веществ в сферу образа жизни народа и люди становились легко управляемы потому что пьяные люди не борятся за свои права.

        Это да.. Вот в Саудовской Аравии за употребление спиртного полагается 40 плетей - поэтому тамошний трезвый народ упорно боролся за свои права - и построил-таки самое демократическое в мире государство! laughing
        1. 0
          18 июня 2018 10:59
          Цитата: Weyland
          Ага... Чайная ложечка красного вина раз в месяц - это как раз та доза, от которой человек быстро и неизбежно спивается!


          дядя ,я ж сказал ,что всё начинается с малого и это начало освещено РПЦ.
          Цитата: Weyland
          Это да.. Вот в Саудовской Аравии за употребление спиртного полагается 40 плетей - поэтому тамошний трезвый народ упорно боролся за свои права - и построил-таки самое демократическое в мире государство


          а что демократия -это царство божие? Это разводилово для дураков,когда личное голосование не значит ничего ,потому что всё уже украдено до вас.
          1. +2
            18 июня 2018 13:00
            Цитата: Бар1
            я ж сказал ,что всё начинается с малого

            Сударь, Вы вообще-то в курсе, что алкоголь входит в метаболизм человека? И в силу этого факта в малых дозах безопасен в принципе? "Всё есть яд и всё есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом и яд лекарством" (Парацельс).

            Цитата: Бар1
            а что демократия -это царство божие?

            "Демократия - в аду, а на Небе - Царство!" (с). Но с таким понятием, как ирония (по поводу разгула свободы в СА), Вы явно не знакомы... Что же, если человек лишен чувства юмора - значит, было за что!
            1. 0
              18 июня 2018 13:04
              Цитата: Weyland
              Сударь, Вы вообще-то в курсе, что алкоголь входит в метаболизм человека?
              Цитата: Бар1


              ну если у вас так много метаалкоголизма,то зачем вам ещё церковная ложка раз в месяц?

              насчёт Саудовской аравии -40 плетей за выпивку-это правильно,прописано же в коране -не пей.
              1. +1
                18 июня 2018 15:46
                Цитата: Бар1
                прописано же в коране -не пей.

                Антихристианский характер корана именно из этого и следует: полностью запретно именно виноградное вино (т.е. то, которое используют для Причастия), а другие виды (например, финиковое) - можно, но только не допьяна:
                - О халиф всех правоверных, за что ты меня бьешь - ведь я же выпил из твоей фляжки!
                - Бью не за то, что пил, а за то, что напился!
                1. 0
                  18 июня 2018 18:15
                  Цитата: Weyland
                  Антихристианский характер корана именно из этого и следует: полностью запретно именно виноградное вино (т.е.


                  не антихристианский,а антиалкогольный характер запретов в коране.
                  1. +1
                    18 июня 2018 21:58
                    Цитата: Бар1
                    а антиалкогольный характер запретов в коране.

                    тогда бы он запрещал любой алкоголь! А многи е и водочку с коньяком потребляют, ибо Мухаммед сказал: "То, что прошло перегонный куб - очищено Аллахом!"
                    1. 0
                      18 июня 2018 22:31
                      Цитата: Weyland
                      Цитата: Бар1
                      а антиалкогольный характер запретов в коране.

                      тогда бы он запрещал любой алкоголь! А многи е и водочку с коньяком потребляют, ибо Мухаммед сказал: "То, что прошло перегонный куб - очищено Аллахом!"


                      а вы не врёте? Где это у Мухамада такое написано?
                      1. +1
                        19 июня 2018 11:39
                        Цитата: Бар1
                        а вы не врёте? Где это у Мухамада такое написано?

                        Не имею привычки врать без необходимости. У Мухаммеда это не написано, а сказано - в хадисах. На самом деле Мухаммед имел в виду т.н. мусалас (кубовый остаток, безалкогольное вино, в нем остается 1-2% спирта, как в квасе и кефире) - но из-за нечеткости формулировки многие мусульмане юзают т.н. арак (досл. "возгон" - т.е. водку, бренди и т.п. самогоночку) laughing
                    2. +1
                      18 июня 2018 22:49
                      Цитата: Weyland
                      тогда бы он запрещал любой алкоголь!
                      А он, любой и запрещает.
                      Цитата: Weyland
                      А многи е и водочку с коньяком потребляют, ибо Мухаммед сказал: "То, что прошло перегонный куб - очищено Аллахом!"

                      Суру и айят не напомните? Или Мухамед это Вам в личной беседе поведал? lol Вы осторожней, смотрите, а то, ведь, "Если человек говорит с богом, это называется молитва, А если бог говорит с человеком то это называется шизофрения." Думаю, к беседе с давно умершим пророком это тоже относится! laughing
                      1. 0
                        19 июня 2018 11:41
                        Цитата: HanTengri
                        Суру и айят не напомните? Или Мухамед это Вам в личной беседе поведал?

                        Это не Коран, это хадис (если Вы в курсе, что это такое). Так что в личной беседе он поведал это не мне, а вот кому именно, точно не скажу - иснад (опять же, если Вы в курсе, что это такое) этого хадиса я не помню, я не улем! Если интересно - спросите какого-нибудь улема, у вас там их найти не проблема!
                        На самом деле Мухаммед имел в виду т.н. мусалас (кубовый остаток, безалкогольное вино, в нем остается 1-2% спирта, как в квасе и кефире) - но из-за нечеткости формулировки многие мусульмане юзают т.н. арак (досл. "возгон" - т.е. водку, бренди)
              2. +1
                19 июня 2018 11:46
                Цитата: Бар1
                если у вас так много метаалкоголизма,то зачем вам ещё церковная ложка раз в месяц?

                Вы мусульманин, Вам не понять - это т.н. таинство, а в исламе такого понятия нет! Для нас это не вино, в Кровь Христова!
                1. 0
                  19 июня 2018 15:20
                  Цитата: Weyland
                  Цитата: Бар1
                  если у вас так много метаалкоголизма,то зачем вам ещё церковная ложка раз в месяц?

                  Вы мусульманин, Вам не понять - это т.н. таинство, а в исламе такого понятия нет! Для нас это не вино, в Кровь Христова!


                  я не мусульманин и не христианин,и не иудей и не вуду, я здравосмысл и реалист, свободный художник и исследователь,поэтому таких ,как вы вурдалаков,кто пьёт кровь в любом виде презираю.
                  1. +2
                    20 июня 2018 11:47
                    Цитата: Бар1
                    таких ,как вы вурдалаков,кто пьёт кровь в любом виде презираю.

                    Как Вы можете пить томатный сок?! Это ведь кровь зверски убитых помидоров! laughing
    4. 0
      19 июня 2018 12:44
      Цитата: Vard
      Откупщики имели колоссальную по меркам других торговцев прибыль – 110%, что в два – три раза превышало размеры прибыли в других отраслях торговли. Сколько лет прошло ... А норма прибыли в Российском бизнесе не изменилась...

      Хорошая статья!
      Актуальная сегодня как никогда...
      Если алкоголизация населения выгодна государству, то в распространении наркоты и прочей дури виновны....
      Боюсь даже предположить, кто
  2. +4
    18 июня 2018 07:08
    Крестьяне стали отказываться от алкоголя целыми селами. За пьянство сходы общин вводили телесные наказания, подчеркивая, что в «нашем селе – не пьют». Трезвость была вынужденной мерой, поскольку крестьяне видели, как пьянство разрушает семьи, привычный образ жизни общин, препятствует полноценному ведению хозяйства.

    Все просто - пьяница это плохой работник, а всевозможные сборы, налоги - они накладывались не на каждого отдельного крестьянина, а на всю сельскую общину в целом. Круговая порука.
    Поэтому, и старались не допускать разгула пьянства. И правильно делали.
    1. +2
      18 июня 2018 07:23
      Честно сказать, по вопросу пьянства и отказа от него в царское время ничего не знал, буду читатть.. Думаю, что указы можно издавать чисто формально, как бы для ради заботы, а прибыль есть прибыль и какой капиталист от неё откажется.
      1. 0
        19 июня 2018 12:46
        Цитата: Reptiloid
        Честно сказать, по вопросу пьянства и отказа от него в царское время ничего не знал, буду читатть.. Думаю, что указы можно издавать чисто формально, как бы для ради заботы, а прибыль есть прибыль и какой капиталист от неё откажется.

        Такому капитализму - смерть!
  3. +6
    18 июня 2018 08:17
    "Проблема пьянства на Руси" из той же серии. что и "Россия - тюрьма народов" и как всё плохо у нас и как всё благостно в Европах. Что сегодня всякая гадость смакуется, ажиотаж создается и деньги на нем зарабатываются, что тогда. Не бывает великих стран со спившимся населением.
  4. +3
    18 июня 2018 08:25
    Ну все, понеслась душа в рай! Вся полемика по статье сводится к погворке моего дошкольного детства: "Красные - прекрасные, белые - смелые". Детский сад - штаны на лямках! Что примечательно: обе фракции едины в своем негативном отношении к дню сегодняшнему. А самое смешное, что, в свете принятия грядущих законопроектов, представители одних "непримиримых" будут обеспечивать пенсию представителям других.
    1. +1
      18 июня 2018 09:26
      Цитата: 3x3zsave
      Вся полемика по статье сводится к погворке моего дошкольного детства: "Красные - прекрасные, белые - смелые". Детский сад - штаны на лямках!

      Ну хорошо, полемика наша так себе, уровня детского сада. Ок. Так удивите же нас своим достойным, высокоинтеллектуальным комментарием. Хотя бы уровня школы lol
      ЗЫ
      Баба Лера, вы ж вроде прибрались ? Или никак ожили ?! wassat
  5. +2
    18 июня 2018 08:54
    Большое спасибо за статью...
    ПЬЯНСТВО БОЙ!!!!!!! am
    1. +1
      18 июня 2018 09:21
      Как говорили в моей юности: "И гёрл!" laughing
      1. +1
        18 июня 2018 13:12
        Цитата: 3x3zsave
        Как говорили в моей юности: "И гёрл!"

        говорили иначе: "Пьянству - бой, а бою - гёрл!" laughing
  6. +1
    18 июня 2018 09:40
    нужная статья
  7. +3
    18 июня 2018 10:42
    Есть у А.К. Толстого прекрасное стихотворение на эту тему - "Богатырь". Но целиком сюда поместить его нельзя - сразу забанят из-за прямого и недвусмысленного указания на национальность большинства откупщиков!

    По русскому славному царству,
    На кляче разбитой верхом,
    Один богатырь разъезжает
    И взад, и вперёд, и кругом.

    Покрыт он дырявой рогожей,
    Мочалы вокруг сапогов,
    На брови надвинута шапка,
    За пазухой пеннику штоф.

    «Ко мне, горемычные люди,
    Ко мне, молодцы, поскорей!
    Ко мне, молодицы и девки, —
    Отведайте водки моей!»

    Он потчует всех без разбору,
    Гроша ни с кого не берёт,
    Встречает его с хлебом-солью,
    Честит его русский народ.

    Красив ли он, стар или молод —
    Никто не заметил того;
    Но ссоры, болезни и голод
    Плетутся за клячей его.

    И кто его водки отведал,
    От ней не отстанет никак,
    И всадник его провожает
    Услужливо в ближний кабак.

    Стучат и расходятся чарки,
    Трехпробное льётся вино,
    В кабак, до последней рубахи,
    Добро мужика снесено.
    (...)
    И много Понтийских Пилатов,
    И много лукавых Иуд
    Отчизну свою распинают,
    Христа своего продают.

    Стучат и расходятся чарки,
    Рекою бушует вино,
    Уносит деревни и сёла
    И Русь затопляет оно.

    Дерутся и режутся братья,
    И мать дочерей продаёт,
    Плач, песни, и вой, и проклятья —
    Питейное дело растёт!

    И гордо на кляче гарцует
    Теперь богатырь удалой;
    Уж сбросил с себя он рогожу,
    Он шапку сымает долой:

    Гарцует оглоданный остов,
    Венец на плешивом челе,
    Венец из разбитых бутылок
    Блестит и сверкает во мгле.

    И череп безглазый смеётся:
    «Призванье моё свершено!
    Hедаром же им достаётся
    Моё даровое вино!»
  8. +6
    18 июня 2018 10:44
    По статье.
    Поставил плюс, интересно.
    Неплохо было бы привести побольше цифр и их источники, желательно в динамике. Многое бы стало нагляднее.
    Лично у меня отношение к алкоголю двойственное - считаю его злом, но сам иногда употребляю с удовольствием. Пропаганду алкоголя не одобряю категорически, но культуру его потребления, считаю, прививать нужно. А как это делать без того, чтобы пропагандировать? Вопрос.
    За жизнь насмотрелся на спившихся и спивающихся, многие уходили просто не глазах - деградировали и погибали.
    А я пешком в чистом поле иду-бреду по бурьяну
    К погибшим от алкоголя друзьям Ваську и Роману

    (с) Игорь Растеряев
    С одной стороны, подавляющее большинство насильственных преступлений, в том числе особо тяжких, совершается "под мухой". То же самое можно сказать о глупостях, приводящих к крупным неприятностям. А с другой, как себе отказать когда приходишь домой с работы, зимой, например, с мороза, а дома горячий ужин и бутылка в холодильнике? Или летом на выходных -
    шашлычок под коньячок вкусно очень
    (С) Сергей Трофимов.
    Могу сказать с уверенностью только одно - нормальный мужик при любимом и интересном деле до бытового пьянства никогда не скатится. Так что лучшее лекарство от пьянства - занятость, а лучший стимул - безделье.
    1. +1
      18 июня 2018 11:25
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Лично у меня отношение к алкоголю двойственное - считаю его злом, но сам иногда употребляю с удовольствием. Пропаганду алкоголя не одобряю категорически, но культуру его потребления, считаю, прививать нужно


      Цитата: Хозяин Трилобита
      С одной стороны, подавляющее большинство насильственных преступлений, в том числе особо тяжких, совершается "под мухой". То же самое можно сказать о глупостях, приводящих к крупным неприятностям. А с другой, как себе отказать когда приходишь домой с работы, зимой, например, с мороза, а дома горячий ужин и бутылка в холодильнике? Или летом на выходных -
      шашлычок под коньячок вкусно очень (С) Сергей Трофимов


      знакомая точка зрения -выпей,потом осуди ,нагреши ,потом покайся,так говорили многие пропагандисты -церковники типа Гришки Распутина за что его народ очень не любил ,зато любила очень романовская власть.
      Алкоголь -это -абсолютное зло в любом виде и в любых количествах.
      1. +5
        18 июня 2018 12:17
        Цитата: Бар1
        Алкоголь -это -абсолютное зло в любом виде и в любых количествах.

        От человека с вашим образом мышления (весьма примитивным, надо сказать) ничего другого кроме категоричных вплоть до глупости высказываний я и не жду. То, что втемяшится вам в голову вы вечно доводите до полного абсурда и безжалостно транслируете на окружающих. Есть такая русская поговорка: "с дуру можно и хрен сломать". Присмотритесь к своему корнеплоду - на нем наверняка уже не один десяток зарубок. laughing
        1. +1
          18 июня 2018 12:45
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Цитата: Бар1
          Алкоголь -это -абсолютное зло в любом виде и в любых количествах.

          От человека с вашим образом мышления (весьма примитивным, надо сказать) ничего другого кроме категоричных вплоть до глупости высказываний я и не жду. То, что втемяшится вам в голову вы вечно доводите до полного абсурда и безжалостно транслируете на окружающих. Есть такая русская поговорка: "с дуру можно и хрен сломать". Присмотритесь к своему корнеплоду - на нем наверняка уже не один десяток зарубок. laughing


          ну это так,говорят ,что мудрость приходит с годами ,но в вашем случае -годы приходят одни.
          Выводов нет,так плывёте по течению общего мнения,без своего собственного.
      2. +2
        18 июня 2018 12:19
        Цитата: Бар1
        Алкоголь -это -абсолютное зло в любом виде и в любых количествах.

        Жизнь, вообще,вредная штука! От нее, как правило, умирают. laughing
        1. +1
          18 июня 2018 21:19
          Я тоже люблю эту поговорку. И, что примечательно, даже для основателей мировых религий не было сделано исключений. Продолжу. "Жизнь - болезнь материи..." (братья Стругацкие)
          1. +1
            18 июня 2018 22:17
            Цитата: 3x3zsave
            И, что примечательно, даже для основателей мировых религий не было сделано исключений.

            Даже самые светлые в мире умы
            Не смогли разогнать окружающей тьмы.
            Рассказали нам несколько сказочек на ночь —
            И отправились, мудрые, спать, как и мы.
            Омар Хайям.
            Цитата: 3x3zsave
            Продолжу. "Жизнь - болезнь материи..." (братья Стругацкие)

            Я бы конкретизировал: Жизнь (разумная) - это кратковременный всплеск уменьшения энтропии, в замкнутой системе, с неминуемым, последующем ее (энтропии) скачкообразным увеличением. (шутка, надеюсь...).
  9. 0
    18 июня 2018 10:58
    Шеф жандармов Долгоруков отчитывался императору, что в Ковенской губернии за появлением братств трезвости стоит римско-католическая церковь, поскольку братство трезвости было учреждено Пием IX и теперь в церквях католические священники призывают народ присоединиться к братству трезвости. Под влиянием этих братств оказалась Ковенская губерния и более половины населения Виленской и Гродненской губерний. Но если в Ковенской, Виленской и Гродненской губерниях католики действительно составляли основную часть населения и поэтому можно было усматривать происки Ватикана и его агентов, то как быть с исконно русскими и православными губерниями? Там тоже «римский папа виноват»?
    А фича в том, что законы о принудительном спаивании населения Россия заимствовала из.... цивилизованной Европы, и прежде всего Речи Посполитой: после ее раздела и включения ВКЛ и части Польши в состав РИ на этих территориях сохранились многие старые законы, в т.ч. "пропинационное право":
    Пропинационное право (от латинского propinare — пить за чье-либо здоровье) — исключительное право выделки и продажа крепких напитков на землях того или иного владельца. (К 1898 г.) сохранилось в Бессарабской губернии, в Царстве Польском, в Западном крае и в губерниях Прибалтийских и является для управомоченных лиц — пропинаторов — источником значительных доходов, нередко, в особенности во владетельных городах и местечках, обусловливающих главную ценность имения. (...) в XIII—XIV вв. оно устанавливалось не иначе как на основании специальных актов королей, жаловавших это право отдельным лицам, обыкновенно в воздаяние за какие-либо особые заслуги. С течением времени упоминание в жалованных грамотах особо о праве П. встречается реже, и это право вместе с другими средневековыми поборами и повинностями начинают считать одним из естественных элементов права собственности. Вместе со всеми этими поборами П. право сохранилось до последних дней Речи Посполитой и пережило даже введение в герцогстве Варшавском Наполеоновского кодекса, не признававшего тех средневековых форм землевладения, на которых основывались и с которыми были тесно связаны все права вотчинников. В польских провинциях, присоединенных к России, П. право было не только подтверждено многими законодательными актами, но и было признано составной частью права вотчинного (Выс. утв. мн. Госуд. совета 30 сентября 1834 г. по делу о городе Бердичеве; ст. 17 закона 19 февраля 1864 г. и др.). Несмотря на то, что указом 28 октября 1866 г. все вотчинные повинности были отменены, право пропинации было сохранено, хотя по характеру своему оно вполне подходило к категории поборов, тогда отменявшихся и притом без вознаграждения вотчинников. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91
    %D0%95/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0
    %D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF
    %D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE)
  10. +1
    18 июня 2018 11:07
    Очень актуально и интересно. Кстати кабаки (если ничего не путаю) - введение Ивана что Грозный.
    А антиалкогольные кампании в истории России шли с завидной периодичностью.
    С одной стороны - правительство пыталось бороться с алкоголизмом (производительность труда, генофонд нации).
    С другой стороны - уж больно весомая часть бюджета (что РИ, что СССР).
    Кампания при Горбачеве, насколько знаю, привела лишь к гибели виноградников и таких сортов вин как Киндзмараули и Хванчкара. Потом - лишь подделки.
    И то ли еще будет)
    Почему просто не производить качественный и в то же время сравнительно недорогой алкоголь (как в Болгарии или Казахстане) при сохранении госмонополии? Тогда и периодические антиалкогольные кампании окажутся не нужны, думаю.
    1. +2
      18 июня 2018 12:56
      Цитата: Albatroz
      Кампания при Горбачеве, насколько знаю, привела лишь к гибели виноградников и таких сортов вин как Киндзмараули и Хванчкара. Потом - лишь подделки.

      Не только: коффициент суммарной рождаемости на три года стал больше единицы, т.е. на три года перестали вымирать (впервые с 1964 г).
    2. +2
      18 июня 2018 13:07
      Цитата: Albatroz
      Кстати кабаки (если ничего не путаю) - введение Ивана что Грозный.

      Да, но при нем был всего один кабак - только для опричников! А массовое спаивание населения - это Тишайший. Кстати, с самогоноварением он боролся без лицемерных заявлений (как в совке), что "самогон - это яд!", а заявлял честно, что его интересует только бабло: "Тот есть вор и пес, кто убытчит казну государеву, – питий не пьет на кабаке, а варит на дому без меры!"
      1. +1
        18 июня 2018 13:49
        Закон был принят: питухов от кабакех не гоняти, блудных женок в кабакех не имети, в зернь и карты не играти, скоморохи с сопели и бубны не водити, а сидети и пити царево куреное вино дондеже оный питух до креста и портков не пропьется!!!
        1. BAI
          +3
          18 июня 2018 15:36
          Закон был принят

          Если не ошибаюсь, там еще предусматривалось телесное наказание, для тех, кто пытался вывести "питухов" из кабака.
          1. +2
            18 июня 2018 15:59
            Да, достаточно было кабатчику закричать "Слово и дело государево! Он/она пес/псица убытчит казну государеву, как все - рубили ногу или руки и отрубленное прибивали на дверь кабака! Но и кабатчикам приходилось изворачиваться: было впервые (как потом в СССР!) введено планирование от достигнутого. То есть "иметь напойной казны государевой противу лоненешных (нонешних!) годов", то есть больше год от года, а иначе "бить батоги!".
        2. +2
          18 июня 2018 15:43
          Цитата: kalibr
          дондеже оный питух до креста и портков не пропьется!!!

          Вячеслав Олегович hi , Вы пропустили очень важный и жуткий момент:
          питухов от кабаков не отзывати, не гоняти — ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне иной, — дондеже оный питух до креста не пропьется"
          И закон этот, ЕМНИП, тоже при Тишайшем принят
          1. +2
            18 июня 2018 16:00
            Да вы правы, забыл. Сейчас не помню опять же, но вроде бы была там даже конкретизация и такая - "ни сусядям,ни посуседникам".
  11. 0
    18 июня 2018 11:33
    интересно ,что в моем первом сообщении не понравилось отрезателю? Хоть бы сказал...
  12. 0
    18 июня 2018 12:53
    Ольгович,
    Госдума была избрана народом. Гражданское общество выступило инициатором Закона.


    закон -это знаете ,что такое? Это то что За Коном.
    госдума -это сборище миллиардеров,которые по определению -не народ ,потому все большие состояния нажиты не чесным путём.Поэтому народ никак не может выбирать воров.
  13. +1
    18 июня 2018 13:46
    Цитата: rkkasa 81

    Советские быдлы построили мощную промышленность и передовую науку; победили в самой страшной войне и первыми вышли в космос - и все это не выходя из запоев... Ольгович раскрыл еще один секрет успехов Советского Союза
    А потом успешно допустили развал всего этого...
  14. +3
    18 июня 2018 16:11
    За пьянство сходы общин вводили телесные наказания, подчеркивая, что в «нашем селе – не пьют». (...) Возле кабаков крестьяне выставляли охрану, которая не пропускала внутрь заведений довольно многочисленных желающих выпить. Тех, кто не подчинялся решению общины, пороли.

    Вся прогрессивная общественность обязана заклеймить позором эти действия - как противозаконные, негуманные и нетолерантные! laughing "Шурик, это же не наш метод! Где гуманизм?!"
    Удивительно, что в советском фильме допустили открытую пропаганду телесных наказаний - ибо, с учетом продемонстрированной высокой эффективности данного метода good , иначе как пропагандой это не назовёшь!
  15. +3
    18 июня 2018 18:20
    Мне понравилась эта фраза:
    "Как и ожидалось, чиновники предпочли сразу же сослаться на внешние происки,
    нежели признать пагубность государственной политики для страны и ее населения."
    1. +1
      18 июня 2018 22:26
      А что, в Израиле как-то по другому?
      1. +1
        19 июня 2018 15:14
        У нас не ищут внешних врагов, а говорят:
        "премьер - лопух", идем на досрочные выборы
        1. +1
          19 июня 2018 15:32
          Цитата: voyaka uh
          У нас не ищут внешних врагов

          А они точно у вас есть? Ну, чтобы искать?
          Персов и хезов - не предлагать, вы с ними в разных (сильно разных) весовых категориях.
          Ну вот так, на серьезе:
          - кому и чем мешает Израиль?
          - соответственно, кому и зачем он так уж сильно нужен? Враждовать с ним, типа?
          1. +2
            19 июня 2018 15:41
            Поэтому и не ищут. Их происками никак нельзя
            оправдать просчеты правительства и чиновников.
            В 80-е годы паршивые правительства любили
            гнать пургу: "мы в кольце врагов, все деньги - на оборону, поэтому терпите, ребята, из-за арабов такая инфляция, спад и безработица".
            Паршивые правительства поперли, произвели резкие
            экономические реформы, и с середины 90-х начался довольно устойчивый подъем. И продолжается до сих пор.
            1. +1
              19 июня 2018 15:46
              Цитата: voyaka uh
              Их происками никак нельзя оправдать просчеты правительства и чиновников

              А вот у нас, блин, можно. И оправдывают. Хотя ваш подход:
              Цитата: voyaka uh
              "премьер - лопух", идем на досрочные выборы

              - мне лично нравится good
  16. 0
    19 июня 2018 16:57
    эх какой спор... а все о чем? Что до 17-го, что после 17-го власть в России пыталась за счет пристрастия к алкоголю поправить бюджет. У кого-то получилось лучше. У кого то хуже. А спорить там совершенно не о чем
  17. 0
    19 июня 2018 21:07
    Ольгович,
    вот вы упертый
    1909
    "Большие строительные работы по возведению Кушкинской крепости также должны были способствовать улучшению положения поселенцев. Но, к несчастью, все эти благоприятные условия в значительной степени уничтожались тем страшным злом, с которым так трудно бороться — пьянством. Несмотря на страшные жары(до +60 летом-я там служил), все почти население от мала до велика охотно посещает гостеприимно распахнувший свои двери местный трактир, около которого толпилась куча народу.
    Страсть сколько пропивает народ наш постоянно, — сообщил нам словоохотливый старик поселенец, к которому мы обратились с вопросом, не праздник ли сегодня. — То есть кабы не водка, богатеями бы все жили. Уж больно по нашим местам разбаловался народ. Особливо бабы… От простой водки-то теперь отворачивается, подавай замест ее коньяку да рому. Мы и в хересах понятие вот какое получили, все равно как бы все были из купеческого звания. Ну и хлеб здесь легкий… Горб-то свой никто сильно не трудит, оттого и пьянствуют…
    В общем, толпа не имела того праздничного, привлекательного вида, который замечается в некоторых местах приволжских и малорусских губерний. Полунемецкий костюм в виде какого-то пиджака, высокие сапоги, смятые картузы, надетые на поселенцах, имели заношенный и далеко не опрятный вид."
    "— Шибко торгует буфет в дни прихода поездов, — сообщает нам один из знакомых офицеров. — Главная причина — адская жара, а тут лед к услугам каждого, ну и пьют, да еще не считают дорогим 30 коп. за бутылку посредственного пива. А с другой стороны, прямо не знаешь, куда даваться от скуки. Идешь на вокзал с надеждою, что хоть какое ни на есть новое лицо увидишь. Ведь скука здесь одуряющая. Занятия в ротах окончились, и не знаешь, куда себя пристроить. Читать в такую жару лень. Идти и жарко, да и некуда. Вот изо дня в день и валяешься на кровати или на полу своей комнаты. Мысли в голове ни одной. Томление какое-то. И что бы вы думали, к этому состоянию привыкаешь; втягиваешься в него до того, что по прошествии 3—4 лет уже ничто не интересует. Для молодого офицера Кушка с ее жизнью такое болото, из которого не выберешься, оно так и поглотит без возврата. Прямо засасывает такая жизнь. Кто еще с характером, так еще туда-сюда, выдержит, ну а если нет — пиши пропало. Рюмочка здесь в большом ходу. От скуки вместо концертов звон бутылок да стаканов любят слушать. И ничего, одобряют… Хорошо, что начальство вошло в наше положение и, принимая во внимание климатические и другие условия местной жизни, предоставило право переводиться из Кушки по прослужении пяти лет в нашем гарнизоне."
    Кавказ 1903
    "На деле кавказские молокане к началу века алкоголь употребляли, только не публично, а дома. Молокане водки открыто не пьют — это запрещено правилами их секты, но в деревне старики пьют ее с солью "отъ живота", бабы пьют с камфорою, когда "подкатит под сердце", а девки и парни при всяком удобном случае« (1903).
  18. 0
    28 июня 2018 16:13
    Автору поклон низкий за статью - очень интересно. Хочется припомнить не далекое прошлое - времена СССР. Много было перегибов, много не нужного. Но все же борьба с алкоголизмом велась принудительной системой лечения от алкоголизма в ЛТП, тюрьмах. Народу просто не позволяли опустится и потерять человеческий облик. Очень жаль что этого сейчас нет.