В Ульяновске готовятся к возобновлению производства Ан-124 "Руслан"

68
Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" готовится к возобновлению производства Ан-124 "Руслан". В настоящее время на предприятии началась подготовительная работа, параллельно решается вопрос с возможным двигателем для новых "Русланов", передает "Интерфакс" со ссылкой на осведомленный источник.

В Ульяновске готовятся к возобновлению производства Ан-124 "Руслан"




По данным издания, в настоящее время ведется предварительная работа, составляется план, готовятся помещения. Устаревшее оборудование готовится к демонтажу, освобождаются производственные площади. Далее будет проведена оценка готовности мощностей предприятия к производству модернизированного самолета Ан-124-100М. Кроме этого, на предприятии готовятся производственные помещения для производства военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и Ил-276, а также изготовления агрегатов стратегического ракетоносца Ту-160М2.

О возобновлении производства самого грузоподъемного серийного самолета Ан-124 "Руслан" ранее заявил в начале июня командующий военно-транспортной авиацией РФ Владимир Бенедиктов, который напомнил, что что Ан-124 был разработан в советское время КБ "Антонов" и интеллектуальной собственностью Украины не является, чтобы там в Киеве не заявляли. В тоже время в КБ "Антонов" заявили, что возобновление производства "Русланов" в России не возможно без участия Украины, так как только ГП "Антонов" обладает всеми техническими знаниями и необходимой информацией о производстве самолетов.

В тоже время, на сайте "Авиастар-СП" имеется информация о том, что хотя производство Ан-124 прекращено в России в 2003 году, но в рамках программы глубокой модернизации и поддержки летной годности данных самолетов, предприятие обладает полной технологией производства, так как за все время на предприятии было изготовлено 36 самолетов Ан-124 "Руслан".
  • http://www.modernmachinery.ru/ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    19 июня 2018 13:38
    А где возьмут так быстро нужные движки? И когда найдут новые движки, все равно придется проводить испытания, что бы понять, что же получилось. Не лучше ли было сразу делать новый самолет от Ильюшина, чем повторять уже пройденное и устаревшее?
    1. +8
      19 июня 2018 13:43
      смыслы аэродинамики не изменились. Можно делать старый самолет из новых материалов и с новым оборудованием. Конечно это не легко - изменение веса и всё такое - но я верю в то что смогут

      планер то чудный
      1. +22
        19 июня 2018 13:45
        К сожалению пока одни разговоры. Но раз тема все чаще муссируется, то вполне вероятно, что возобновят. По моему личному мнению это самый красивый самолет, олицетворяющий всю мощь советской промышленности.
        1. +2
          19 июня 2018 13:56
          Цитата: maxim947
          олицетворяющий всю мощь советской промышленности.

          Вот именно, что СОВЕТСКОГО. Которого уже нет три десятилетия. Зачем же нам топтаться на месте и повторять, то что было сделало три десятилетия назад. Двигаться надо только вперед
          1. +13
            19 июня 2018 13:58
            А кто сказал, что самолет будет идентичным, заменят авионику, двигатели (что сложней) и т.п. Он и так до сих пор лучший в своем класе.
            И зря они беспокоятся, что мы не смогем.
            Два авиазавода — ульяновский и киевский — собрали, в общей сложности, 56 самолетов Ан-124, и вроде как только 17 вна украине..., так что опыт имеется. 36 - в строю)
            1. +1
              19 июня 2018 14:03
              Цитата: maxim947
              так что опыт имеется.

              Вы же понимаете, что они в этом даже не сомневаются, потому и НАПОМИНАЮТ, что "Антонов" является КБ - разработчиком... Нам, по любому, при налаживании выпуска придется делать, что то так, что бы у них даже вариантов не возникло, каким либо образом воспрепятствовать появлению нашего нового самолета за пределами РФ
              1. +6
                19 июня 2018 14:25
                Я не думаю, что это сложный вопрос. Назовут Его к примеру УЛ-100, в смысле Ульяновский)), делов-то. Вот с двигателями напряг.
                1. +2
                  19 июня 2018 17:07
                  Или Ил-107 smile Да с движками напряг!Ждать только ПД-35 движка
            2. +1
              19 июня 2018 14:16
              Двигатели, Карл, двигатели... Нет аналогов Д-18. Западные - МО не примет.
              1. +1
                19 июня 2018 14:24
                Производство двигателей Д - 18 прекращено. Всего выпустили около 180 шт., но несколько потеряно в катастрофах. Восстановить выпуск - теоретически возможно, но потребуется время и деньги. Разрабатывается новый двигатель АИ - 38, с лучшими характеристиками, но когда его "доведут до ума" - большой вопрос.
                1. +3
                  19 июня 2018 14:34
                  АИ-38 для Руслана - перебор, у него около 33-35 т. тяги, против 25т. Д-18. Да и права на него будут китайскими, и производить его тоже будут в Китае, причем в начальной стадии украинскими руками.
                  1. +2
                    19 июня 2018 16:14
                    АИ - 38 разрабатывает КБ "Ивченко - Прогресс", которое 100 % принадлежит государству и к Китаю никакого отношения не имеет. Вот производить его. они сами не смогут. Для производства нужна "Мотор Сич".
                    1. +1
                      19 июня 2018 18:05
                      Финансирует Китай и делать его в случае успеха будут в Китае, на других условиях они бы не соглпсились
                      1. +1
                        19 июня 2018 18:18
                        Вашингтонская рейхсканцелярия не позволит своим куевским холуям продать в Китай хоть один винтик от него, даже если бы они очень этого хотели.
              2. +3
                19 июня 2018 14:51
                Цитата: zapfen
                Двигатели, Карл, двигатели... Нет аналогов Д-18. Западные - МО не примет.

                На базе НК-32-2 могут сделать либо разрабатывать ПД-24.
                1. +2
                  19 июня 2018 16:35
                  Для такого транспортного самолёта лучше всего подойдёт винтовентиляторный трд со степенью двухконтурности выше 24 - тяга большая и расход топлива малый.
              3. +4
                19 июня 2018 16:44
                ПС-90А тяга 16 тонн, на 2010 год было выпущено 300 шт., ПС-90А-76 тяга 14,5 тонн, ПС-90А1 тяга 17,4 тонн, ПС-90А2/А3 тяга 18 тонн
                ПД-18Р тяга 18-20 тонн, ПД-14М тяга 15 тонн
                В разработке ПД-35 с тягой 40 тонн
          2. +1
            20 июня 2018 06:24
            ...ага-* нормальные герои всегда идут в обход*..
    2. +5
      19 июня 2018 13:52
      А где возьмут так быстро нужные движки? И когда найдут новые движки, все равно придется проводить испытания, что бы понять, что же получилось. Не лучше ли было сразу делать новый самолет от Ильюшеначем повторять уже пройденное и устаревшее?

      В своё время обосновали движки НК-32 второй серии. Они есть и производятся для Ту-160. Планер вряд ли будут кк-то менять. А вот авионика будет новой, по ней уже есть решения в рамках модернизации Ил-76.
      Новый самолёт делать смысла нет, т.к. спрос даже при лучшем раскладе пока ограничивается 40 штуками для всех заказчиков. Так что нет смысла городить огород с ОКР, игра не стоит свеч. Будут не торопясь строить новые машины и по их стандартам модернизировать старые. Планер могут немного модернизировать только для того, чтобы потом сказать что это новый самолёт Ил и к украинскому Антонову не имеет никакого отношения.
      1. +3
        19 июня 2018 13:59
        Цитата: Berkut24
        Новый самолёт делать смысла нет, т.к. спрос даже при лучшем раскладе пока ограничивается 40 штуками для всех заказчиков.

        Не знаю, но сирийская компания показала, что этот или такой самолет нам ОЧЕНЬ нужен. И в больших количествах, чем 40 штук. А ведь мир одной Сирией не ограничивается
        1. +2
          19 июня 2018 18:08
          Между 20 и 40 штуками - это расчеты специалистов. Что до Министерства обороны, то оно сейчас укомплектовано этими машинами. Речь может идти только о замене АН-124 в ближайшие десятилетия. Прям сейчас такой проблемы нет. Для перевозок над Россией украинского сопровождения не нужно, в нынешней ситуации иранцы и сирийцы тоже никаких вопросов задавать не будут.
        2. +2
          19 июня 2018 18:09
          Где она это показала? В каком месте? Вот то, что БДК и т.п. не хватает, это да.
    3. +3
      19 июня 2018 13:53
      Пока нед движка ни для какого тяжёлого дальне магистрального самолета .... ПД 14 наше всё, должны довести тягу до 18т, вот и вся наша перспектива пока!
      Надо от обещаний переходить к делу! Но это будет даж не завтра!
    4. +3
      19 июня 2018 13:58
      У Ильюшина нет таких мощных двигателей, как у АН-124. Соответственно и характеристики будут ниже.
    5. 0
      19 июня 2018 14:02
      А для Ильюшина движок есть? Тоже нет. НК-92 умер не родившись. Да и кто проектировать будет? Ильюшинское - бывшее КБ. А на Руслана вся заводская, подготовленная, отработанная, исправленная документация есть, оснастка, стапели - есть. Движка нет, да. Но ПД-35 все равно нужен китайцам, так что вопрос лишь в желании.
      1. +2
        19 июня 2018 16:38
        Считаю что ПД 35 за шесть лет сделают, испытают и сертифицируют, а к этому времени и новый 124 подойдёт.
        1. +1
          19 июня 2018 17:16
          Цитата: Вадим237
          Считаю что ПД 35 за шесть лет сделают, испытают и сертифицируют, а к этому времени и новый 124 подойдёт.

          Самый оптимистичный вариант - 10 лет, т.е. 2028 год. Да и не нужен он для 124-го.
    6. Комментарий был удален.
    7. avt
      +3
      19 июня 2018 17:12
      Цитата: svp67
      Не лучше ли было сразу делать новый самолет от Ильюшина,

      А кто его будет делать ?? А. Рогозин ? Типа Рог-1 ... wassat Ну так он никак в небо не поднимет Ил-112 и 114 , причём последний даже из задела ТАПОимЧ. request
      Цитата: svp67
      чем повторять уже пройденное и устаревшее?

      Расскажите USам , которые перелицовывают С-130 беспрестанно и С-5 Гэлакси.По факту ноне проще назвать 124 потовому и выпустить хоть под ником ИЛ-106 . Совсем недавно тут был некролог о руководителе ,,Волга -Днепр" , который собственно на ,,Антонове" и делал во времена СССР . Так что технически восстановить на качественно новом уровне 124 не проблем. ВСЁ есть , надо только юридические вопросы утрясти и 100 -я модификация вполне в серию встанет. good
  2. +4
    19 июня 2018 13:42
    только ГП "Антонов" обладает всеми техническими знаниями и необходимой информацией о производстве самолетов

    Прям тайны тайные хранятся в сейфе в кабинете самого главного начальника ГП "Антонов", не так ли? Без их участия России самолёт не собрать, да? Вот печалька
    1. +1
      19 июня 2018 13:57
      С планером фигня вопрос, они есть, движков нет, а это решаемая проблема, никак не печалька.
      Кстати, у Антонова тож движков большой размерности нет, так что ....
    2. +2
      19 июня 2018 14:00
      Зря иронизируешь. Так и есть, особенно авторские права. Конечно, можно плюнуть, покряхтеть и что-то родить. Но тогда эта марка может летать только в пределах России.
      1. +10
        19 июня 2018 14:06
        Цитата: Лена363
        Так и есть, особенно авторские права.

        Я Вас умоляю. Этот самолет создавался всем СССР и там "авторских прав" со всех союзных республик. К слову украинцы этот самолет то же только собирали, из того что поступало со всего СССР.
        1. +1
          19 июня 2018 14:17
          С авторскими тож фигня вопрос, решаемо ... кстати свои планеры есть, к тому же чем восстанавливать технологию "руслана", разумнее "илюшиными" заняться!
          Всё равно пока это только ПЛАНЫ, переиграют на раз, когда дойдёт, что для такого гиганта двигателей готовых нет.
          Будут движки, планер сделают и ни одна зар.... из за бугра процесс не остановит.
  3. +5
    19 июня 2018 13:42
    Двигателя НЕТ и скоро не предвидится!
    Планы, обещания, эт просто слова. Где двигатель брать будут? За бугром покупать!!!
    1. +2
      19 июня 2018 16:40
      А вдруг НК 93 реанимируют.
      1. 0
        19 июня 2018 21:01
        И когда он будет готов?
        А своя грузовая да и пассажирская авиация нужна ещё вчера!
        Делать над, РЕАЛЬНО, а не фантазии строить и обещания раздавать.... ессно с попилом бюджета.
        Беда такая - проблема с движком обозначилась не вчера, так почему заранее никто шевелиться не стал???
        1. +1
          20 июня 2018 10:34
          Если сейчас начнут сертифицировать, то года через 4 будет готов к серийному производству, винтовентиляторный трд, со сверхвысокой степенью двухконтурности, самый лучший вариант для тяжёлого транспортного самолёта.
          1. 0
            20 июня 2018 11:11
            Не спорю, не знаю просто, но если за движок наработки серьёзные есть, надо делать!
            Беда у нас, шоб что то сдвинулось нужен грозный рык с самого верху и деньги конечно.
            Но проблема столь актуально, если не сказать, что жизненно важна, то и денег потерять не жаль на эксперименты! Хоть один вариант в дело пойдет, а потери можно не считать, потому что ОЧЕНЬ НАДО!
            1. 0
              20 июня 2018 14:38
              У нас основная проблемища - у ВТА тяжёлых транспортных самолётов почти нет.
              1. 0
                20 июня 2018 15:16
                Проблема по круче, не хватает почти всего! Да и то шо есть не такое новое, а то и на пороге списания находиться!
  4. +2
    19 июня 2018 13:51
    Интересно что за двигатель будут ставить, т.к. аналогичного по тяге у нас нет. Наверно можно будет поставить ПС-90А, но грузоподъёмность в таком варианте сильно уменьшится.
  5. +6
    19 июня 2018 13:53
    Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" готовится к возобновлению производства Ан-124 "Руслан".

    Рад за своих земляков! Очень рад!!!
  6. +1
    19 июня 2018 13:57
    " так как за все время на предприятии было изготовлено 36 самолетов Ан-124 "Руслан". Данная фраза неверно сформулирована. Не изготовлены, а собраны, т.к. самолеты собирают из тысяч изделий разных заводов. Часть из которых явно были украинские. Как будут их заменять, особенно двигатели? Похоже бегут впереди паровоза.
    1. 0
      19 июня 2018 15:02
      Цитата: Лена363
      Часть из которых явно были украинские. Как будут их заменять, особенно двигатели? Похоже бегут впереди паровоза.

      Хочу обратить Ваше внимание на то, что саудиты, только что истребовавшие Антонов в оплату долгов, долго и тщательно "переговаривали" в Москве.
      Таки Вы уверены в своем утверждении?
  7. +1
    19 июня 2018 14:10
    интересно как решат вопрос с 24-25 тысячью тоннами тяги с одного двигателя и расходом как у Д-18Т...полный цикл производства наладят?
  8. +1
    19 июня 2018 14:10
    не знаю возобновят производство или нет,но одно точно,эта новость ещё один повод для истерики из Киева...
  9. 0
    19 июня 2018 14:20
    Решили импортные двигатели ставить?
    1. 0
      19 июня 2018 16:42
      Для иностранных заказчиков и Волги Днепр, вполне могут двигатели GE ставить.
  10. +1
    19 июня 2018 14:29
    Отличная новость. Давно пора строить новые Русланы.
  11. 0
    19 июня 2018 14:44
    Думаю, проблемм будет больше даже не с технической, а "бумажной" стороны. Предположим, все срослось. Построили. Что будет делать фирма "антонов"? Правильно, подавать во все мировые суды и инстанции. Кто выиграет? Правильно, антоновцы. Мы ложим на штраф болт, суды ложат на имущество и ценные бумаги РФ конфискацию. И оно нам надо?
    1. 0
      19 июня 2018 15:06
      Цитата: Вождь краснокожих
      Что будет делать фирма "антонов"?

      Какой такой "антонов"? Тот самый, который украинцы саудитам профукали? И который саудиты пытаются по частям нам продать?!
      1. 0
        19 июня 2018 15:08
        Что то вы, батенька, рано бредить начали. Пока что юридически "антонов" в составе Украины. А кому он потом будет принадлежать, тому и деньги придется платить за желания что то копировать....
        1. +2
          19 июня 2018 15:16
          Цитата: Вождь краснокожих
          Пока что юридически "антонов" в составе Украины.

          И кому это интересно? Продажа/передача фирм заключается в передаче патентного пакета. И да, как давно Украина оплачивала продление прав по "Антонову"?
          Таки Вы, видимо, до сих пор не заметили, что на Интеле вместо гордого Co стоит вшивое Inc? Та же печалька с Южмаш и "Антоновым".
    2. 0
      19 июня 2018 15:25
      Ну прям уж так и выиграют. :) Самолёт можно производить под отечественной маркой. Крыло скорее всего будут пересчитывать, после того как Ил-76 добавили 10% грузоподъёмности за этот счёт, такое будет полезно. Двигатели другие, БРЭО другое. А на отдельные агрегаты наверняка есть техническая документация и патенты разработчиков из России. Самолёт то на Украине только собирался из готовых узлов.

      Там ещё нужно будет очень сильно вывернуться, чтобы доказать, что новый "НЕАн - 124" вообще имеет что-то общее с Русланом. А назвать самолёт "ЛюдмИЛа". Троллинг -- это святое :)
      1. 0
        19 июня 2018 16:19
        Правильно сказали. Но после перечисленного вами, это уже будет не тот "руслан". Следовательно, новые сертификации. А раз так, то и статья должна называться по другому. Е
        Например... "Создан новый ВТ самолет на базе советского Ан-124 "Руслан")))))
        1. +1
          19 июня 2018 17:23
          Цитата: Вождь краснокожих
          Создан новый ВТ самолет на базе советского Ан-124 "Руслан")))))

          А кто у нас правопреемник всего советского? Кто выплачивал все долги СССР? Неужели .... Украина?
          Юридически, всё принадлежит России.
          1. 0
            19 июня 2018 18:36
            Не стоит путать политическое, экономическое и техническое наследие. Голубчик, не выдавайте желаемое за действительное. В техническом плане все по другому.
            1. 0
              20 июня 2018 11:41
              Цитата: Вождь краснокожих
              Голубчик, не выдавайте желаемое за действительное. В техническом плане все по другому.

              Редисочка, причем тут "технический план". Весь вопрос в патентах и правах, которые направлены на стрижку клиентов. Финансирование разработки Руслана производилась из общего бюджета союза и права принадлежат союзу. А Украина просто хочет стричь денежку, хотя ремонты и модернизацию может делать и производитель. И никакое международное право здесь не существует. Здесь сама Украина создала прецедент, когда начала самостоятельно ремонтировать Илы, Сушки, МиГи, Мили..... и , даже, для зарубежных заказчиков.
  12. +1
    19 июня 2018 14:45
    Скорее всего, ПД14 уже заканчивают подготовку к производству, наверно узлы ПД35 скоро испытывать начнут.
    1. +1
      19 июня 2018 14:55
      Поставить можно но взлётный вес по сравнению с Д-18 сильно снизиться. Тяга у него ниже даже в самом мощном варианте.
  13. 0
    19 июня 2018 14:58
    Пустые слова! Никакого производства Руслана не будет. Разработчик -Украина, без ее согласия это пиратская копия, которой не выдадут даже международного сертификата, а значит небо за пределами РФ будет закрыто. Более того, в РФ нет подходящего двигателя с тягой <18 т, Украина по понятным причинам свои не даст. Доработка своих минимум 5-10 лет. Нет смысла с нуля восстанавливать пр-во машины 80х гг. Прошлого века. Нужна принципиально новая машина.
    1. +1
      19 июня 2018 16:43
      можно сделать как китайцы...это не АН-124, а Ун-125 с двигателями Ру-17П...)
    2. +2
      19 июня 2018 16:46
      Вот проект ТТС "Слон"
      1. +2
        19 июня 2018 16:47
        В ходе Московского авиационно-космического салона МАКС-2017 был представлен ряд интересных концептов перспективных летательных аппаратов. Один из них можно было увидеть в презентации ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (ЦАГИ). ЦАГИ был представлен коцепт перспективного тяжелого транспортного самолета (ТТС), который должен прийти на замену существующему Ан-124 "Руслан". Проект получил наименование "Слон".
        Среди причин появления данного проекта названы моральное и техническое устаревание Ан-124, его неконкурентоспособность на мировом рынке авиационных перевозок генеральных грузов, сокращение ресурса и усложнение технического обслуживания Ан-124 и его двигателей Д-18Т в текущей политической обстановке.Имеется два варианта сечения фюзеляжа - один сделан исходя из требований компании "Волга-Днепр" (попереченое сечение 5,3 м х 5,2 м (ширинахвысота), второй вариант - в интересах МО и МЧС России - ширина пола достигает 6,4 м для перевозки военной техники в два ряда.
    3. avt
      0
      19 июня 2018 18:25
      Цитата: Бшкаус
      Пустые слова! Никакого производства Руслана не будет.

      bully Оно есть и именно в Ульяновске
      Цитата: Бшкаус
      Разработчик -Украина,
      fool Учи матчасть ! Разработчик СССР и его ОКБ ,,Антонов" МАП, а вот держатель сертификата типа - ОКБ ,,Антонов" и решаются все юридические вопросы реально , ну если упрощённо -
      Цитата: abc_alex
      Самолёт можно производить под отечественной маркой.

      Цитата: abc_alex
      Там ещё нужно будет очень сильно вывернуться, чтобы доказать, что новый "НЕАн - 124" вообще имеет что-то общее с Русланом. А назвать самолёт "ЛюдмИЛа". Троллинг -- это святое :)

      Естественно что тогда нужно будет
      Цитата: Вождь краснокожих
      Правильно сказали. Но после перечисленного вами, это уже будет не тот "руслан". Следовательно, новые сертификации.

      Так что ничего непреодолимого нет. Равно как и вопрос двигателей вполне решаем.
  14. 0
    20 июня 2018 06:55
    Укропитеки совсем с катушек съехали, это ведь интеллектуальная собственность всего советского народа. Если рассуждать как они , ведь весь союз восстанавливал с нуля промышленность украины, разрушенную в годы войны. Пусть тогда расплатятся со всеми народами ссср за помощь... укропитек умрет укропитеком...
  15. 0
    20 июня 2018 06:59
    врут-ничего не делают на авиастаре!!!!люди тут работают и ничего не знают про все!
  16. +2
    20 июня 2018 12:28
    а мне повезло,я присутствовал при выходе первого "руслана" в ульяновске,руками трогал - мощь во всем.
    В тоже время, на сайте "Авиастар-СП" имеется информация о том, что хотя производство Ан-124 прекращено в России в 2003 году, но в рамках программы глубокой модернизации и поддержки летной годности данных самолетов, предприятие обладает полной технологией производства, так как за все время на предприятии было изготовлено 36 самолетов Ан-124 "Руслан".
    я думаю все срастется и получится,чему очень рад,а технологические цепочки с "братьями" надо рвать, зависимость не нужна.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»