Военное обозрение

Александр Маринеско. Самый неординарный герой Великой Отечественной

104
Он стал самым эффективным подводником Великой Отечественной войны, но превратил собственную жизнь в авантюрный роман с печальным концом и едва не канул в безвестность.


Имя Александра Маринеско известно далеко не каждому жителю нашей страны, хотя один из его подводных ударов военные эксперты окрестили «атакой века», повторить которую до сих пор не удалось никому.



Несмотря на свой высочайший профессионализм и личную отвагу, он не смог стать примером для подражания. И все потому, что имел сложнейший характер, не церемонился с командирами и политработниками, часто по поводу и без оного посылая их очень далеко. А успех Маринеско у красивых женщин вызывал зависть и злость других офицеров.

Коренной одессит

Родился Александр Маринеско в 1913 году в Одессе в румынско-украинской семье. Его отец был румынским матросом, который жестоко избил своего командира. Спасаясь от трибунала и каторги, он бежал в Россию, осев в Одессе-маме.

В этом приморском городе беглец быстро наладил контакты с местными контрабандистами и жуликами, которые приняли Иона Маринеско за своего, и предложили поучаствовать в нескольких рискованных операциях

По отдельным сведениям, мужчина пробыл контрабандистом недолго. Он не скатился до уровня простого бандита, а нашел себе работу в морском порту. Ион женился на крестьянке из Херсонской губернии Татьяне Коваль, которая тоже приехала в Одессу в поисках лучшей жизни.

Их сын Александр полностью пошел в отца, переняв его неукротимый и вольнолюбивый нрав. Многие исследователи биографии Александра Маринеско допускают, что мальчик в составе банд таких же босоногих сорванцов мог приворовывать на Привозе, но прямых доказательств его криминального детства не существует.

«Стану настоящим капитаном»

Уже к семи годам Саша плавал как рыба, часами пропадая на берегу, где слушал морские байки, рассказываемые бывалыми рыбаками. И пускай большинство таких историй были обычными выдумками, но морская романтика полностью захватила Сашу, который решил обязательно стать настоящим моряком.

Учиться в обычной школе будущему герою было не интересно, и после 6-го класса в 13-летнем возрасте он сбежал из дома, устроившись помощником матроса на один из кораблей Черноморского флота.



Александр демонстрировал такое рвение и дисциплинированность, что его направили учиться в школу юнг, а уже к 17 годам его имя появилось в списке матросов 1-го класса.

В 1930 году Саша Маринеско, несмотря на серьезный конкурсный отбор, легко поступает в Одесский мореходный техникум. В учебе он демонстрирует невероятное рвение, чрезвычайно радуя этим своих преподавателей.

В 1933 году двадцатилетний Александр получает диплом с отличием и к 20 годам становится помощником капитана корабля «Красный флот». Невероятная даже для того времени карьера!

Удар по детской мечте

Такие специалисты оказались нужны РККА, и уже через несколько месяцев Александр получил комсомольскую путевку на спецкурсы командного состава военного флота.

Это был серьезный удар по самолюбию молодого человека, который видел себя свободным капитаном гражданского судна, а должен был стать военным моряком, беспрекословно подчиняющимся чужим приказам.

По окончании курсов Александра Маринеско направили служить штурманом подводной лодки Щ-306 «Пикша», базировавшейся на Балтийском флоте. Холодная Балтика разительно отличалась от нежного и приветливого Черного моря. Молодого офицера охватила депрессия, которую он все чаще снимал спиртными напитками.

Отличник и разгильдяй

Надеясь на возможное увольнение в запас, он становится агрессивным и не всегда управляемым, не лезет в карман за матерным словцом. Он не задумывается о последствиях несоблюдения субординации, вступает в перепалки при первом удобном случае.

Но во время учебных походов демонстрирует настолько высокий профессионализм, что командование вынуждено в 1936 году присвоить ему звание лейтенанта, а в 1938 году – старшего лейтенанта. Хотя в обоих представлениях на получение звания было указано: «Недостаточно дисциплинирован».

В те годы страна готовилась к будущей большой войне, и разбрасываться такими кадрами, как Александр Маринеско, было сродни диверсии, за которую командиров могли репрессировать и сослать в ГУЛАГ (если не расстрелять).

Расследования пьяных историй, в которых молодой офицер был главным зачинщиком, спускали на тормозах, а полученные Александром взыскания снимались с него практически сразу.

О высоком профессионализме офицера-подводника говорит хотя бы тот факт, что лучшей подводной лодкой Балтийского флота в 1940 году признали субмарину М-96, которой командовал… капитан-лейтенант Александр Маринеско.

Его экипаж установил невероятный даже для сегодняшних подводных лодок рекорд скорости погружений – 19,5 секунды. И это при том, что норматив составлял 35 секунд.



Ну как могло командование уволить со службы такого офицера? И пускай он пьянствовал и дебоширил, в увольнениях посещал жен других офицеров, а политработников прямо называл паразитами, прихлебателями и лизоблюдами…

Бабник и организатор азартных игр

С начала войны подводная лодка М-96 обеспечивала патрулирование Рижского залива, а в свободное от службы время Александр Маринеско веселился в компаниях других офицеров и женщин легкого поведения.

В августе 1941 года прогремел настоящий скандал, когда группу офицеров-подводников уличили в организации азартных игр. Заводилой компании, как всегда, был Маринеско, которого незамедлительно исключили из кандидатов в члены ВКП(б).

Думаете, помогло? В ноябре 1942 года Маринеско провел блестящую военную операцию по скрытой высадке десанта в Нарвской бухте. Десантники разгромили немецкий штаб, в котором должна была находиться шифровальная машина «Энигма». И пускай самой машины в штабе не оказалось, но в руки советского командования попало большое количество сверхважных документов.

За профессионализм и отвагу офицер получил очередное воинское звание капитан-лейтенанта, орден Ленина и был восстановлен кандидатом в члены партии. Хотя в его служебной характеристике все же сохранился пункт о чрезмерном пристрастии к алкоголю.

«Неуправляемый» командир легендарной С-13

Весной 1943 года Александра Маринеско назначили командиром ПЛ С-13, которая почти год стояла на ремонте и не выходила в море. От безделья на базе офицер запил, загулял, благо легкодоступных женщин вокруг материально хорошо обеспеченных подводников всегда крутилось очень много. Он дважды сидел на гауптвахте, получал взыскания по партийной линии.

Александр Маринеско. Самый неординарный герой Великой Отечественной


В октябре 1944 года во время первого же своего выхода в море подводная лодка С-13 обнаружила немецкий транспорт «Зигфрид». Атака четырьмя торпедами не увенчалась успехом, и Маринеско отдал приказ на всплытие. Субмарина расстреляла судно из артиллерийских орудий, после чего скрылась в пучине от развернувшейся на С-13 охоты. За этот поход офицер получил очередной орден Красной Звезды, а все его предыдущие прегрешения были полностью списаны.

К концу 1944 года подлодку С-13 перевели в один из портов Финляндии, вышедшей к тому времени из войны.

В ночь на 1 января 1945 года Александр Маринеско самовольно покинул находившуюся на боевом дежурстве субмарину и направился в гости к новой возлюбленной (шведке).

Оставшийся без командира экипаж встретил Новый год с огромным количеством спиртного, после чего направился выяснять отношения с местным населением. Все закончилось массовой дракой, которая лишь по счастливой случайности обошлась без человеческих жертв.

Командующий Балтфлотом Владимир Трибуц потребовал подвергнуть командира С-13 и весь экипаж суду военного трибунала. Но дал возможность реабилитироваться, направив 9 января в «штрафной» боевой поход.

Фактически подводная лодка С-13 стала единственной «штрафной» субмариной Великой Отечественной войны.

Спасти жизнь и карьеру

Почти месяц С-13 патрулировала указанный квадрат, в который совсем не заходили немецкие корабли. Понимая, что после возвращения на базу он предстанет перед судом военного трибунала, Маринеско принимает самовольное решение изменить квадрат патрулирования. Пытавшийся выразить возмущение вопиющим нарушением приказа политработник был незамедлительно послан куда подальше, а лодка направилась в сторону осажденного города Кенигсберга.

30 января Александр Маринеско увидел в перископе огромный плавучий госпиталь «Вильгельм Густлофф», который до войны был круизным лайнером. По непонятным причинам он шел без конвоя и мог стать отличной целью для торпед С-13.

Командир лично вывел свою субмарину на ударную позицию. Каждая из трех выпущенных торпед поразила цель, и «Вильгельм Густлофф», на борту которого находилось около 10,5 тыс. человек, затонул. В немецких документах указывается, что в результате атаки С-13 погибли 4855 человек, включая 405 курсантов-подводников, которые могли укомплектовать несколько десятков экипажей немецких субмарин.



10 февраля в районе Данцигской бухты С-13 атаковала санитарный транспорт «Штойбен», на котором находилось более 4 тысяч раненых и беженцев. Корабль в течение нескольких минут затонул, а спасти удалось лишь 659 человекам.

Позднее Александр Маринеско признавался, что принял это вооруженное зенитными орудиями судно за легкий крейсер «Эмден».

Вместо славы — «плевок в душу»

«Штрафной» экипаж вернулся на базу в роли героев. Всем подводникам простили старые грехи, командира предложили наградить золотой Звездой Героя Советского Союза.

Но командир бригады Лев Курников пошел на принцип, рекомендовав вручить Маринеско орден Красного Знамени, чем «до смерти» обидел офицера.

В следующем боевом походе Александр Маринеско не проявлял особой активности в поиске целей, пьянствовал на борту, а результаты самого похода признали неудовлетворительными.

По окончании войны на пьяные выходки Маринеско перестали смотреть сквозь пальцы. В сентябре 1945 года его отстранили от командования подводной лодкой, понизили в звании с капитана третьего ранга до старшего лейтенанта (сразу на две ступени) и назначили командиром тральщика Т-34.

Такого оскорбления морская душа Александра снести не могла, и 30 ноября 1945 года ему удалось уволиться в запас. В течение четырех лет он служил помощником капитана торгового судна, а в 1949 году перешел работать директором Ленинградского института переливания крови.

Там герой-подводник проворовался, после чего три года провел в колымских лагерях.

В 1953 году Александр Маринеско вернулся в Ленинград, где ему помогли устроиться начальником отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Он сильно болел, до 1960 года, пока друзья не добились отмены его разжалования, получал мизерную пенсию. Умер 25 ноября 1963 года в возрасте 50 лет.

Восстановление славного имени

Из полного забвения Александра Маринеско вернули времена перестройки и гласности. Сначала в газете «Известия» была опубликована статья о капитане ПЛ С-13, который оказался самым результативным советским подводником по суммарному тоннажу пущенных на дно фашистских кораблей.

Михаил Горбачев был шокирован, узнав, насколько нагло сотрудники политуправления флота затирали талантливого моряка, лишая его заслуженных наград и званий.

Выяснилось, что еще в 1977 году скульптор Валерий Приходько на собранные среди моряков деньги воздвиг в Лиепае памятник Александру Маринеско и членам его героического экипажа. Но в ту же ночь по прямому приказу из Москвы фамилию капитана и слово «героическому» с памятника спилили.

Общественный резонанс был настолько сильным, что 5 мая 1990 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза (посмертно).
Автор:
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Dart2027
    Dart2027 25 июня 2018 06:12
    +11
    Сколько же замечательных людей погубила водка.
    1. svp67
      svp67 25 июня 2018 06:34
      +24
      Цитата: Dart2027
      Сколько же замечательных людей погубила водка.

      а еще женщины и не удовлетворенные амбиции. По большому счету его надо было увольнять еще курсантом.
      1. Дедкастарый
        Дедкастарый 25 июня 2018 06:59
        +8
        Имя Александра Маринеско известно далеко не каждому жителю нашей страны
        спорно...я с детства знаю,отец рассказывал.
        Цитата: svp67
        По большому счету его надо было увольнять еще курсантом.

        в то время,и так нормально,и посадили,и расстреляли,а флот у нас был не из лучших, а стране он послужил,при любом раскладе.( не одобряю поведение,но факт есть факт)
        1. 210окв
          210окв 25 июня 2018 09:32
          +10
          Совершенно верно,с самого детства.В середине 70-х я точно знал про этого Героя.При чем тут перестройка и гласность.Ранее были статьи в журналах и газетах,военных мемуарах.
          Цитата: Дедкастарый
          Имя Александра Маринеско известно далеко не каждому жителю нашей страны
          спорно...я с детства знаю,отец рассказывал.
          Цитата: svp67
          По большому счету его надо было увольнять еще курсантом.

          в то время,и так нормально,и посадили,и расстреляли,а флот у нас был не из лучших, а стране он послужил,при любом раскладе.( не одобряю поведение,но факт есть факт)
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 25 июня 2018 11:23
            +2
            Все верно, в Ленинграде одна из школ (номер не помню) носила имя Маринеско.
        2. Vladimir 5
          Vladimir 5 25 июня 2018 12:57
          +6
          Из всего вывод явно однозначный, как военный, он никакой, своим поведением старался "списаться" с подводников, но желающих заменить мало, вот и держали такого, хотя при надобности себя показывал хорошо..... Удача улыбнулась в 1945, вот только эта улыбка кривая, по исследованиям, эта девица "шведка" оказалась английскай агенткой, не зря приголубившая капитана-подводника и. передавшая информацию о немецких транспортах союзнику (англичане всегда ревносно топили любой флот, как конкурента своей главной опоре,- "грандфлит"., отсюда и самовольное покидание капитаном квадрата патрулирования и подозрительно долгое ожидание и успех, потому и звезду героя не дали. не так всё просто с этим удачливым - неудачливым моряком, и случайно подводником...Для наших флотов не хватало настоящих героев (причины организационные и системные), вот и поднимают личностей с аморалкой и удачными несколькими походами под занавес войны...
      2. Weyland
        Weyland 25 июня 2018 14:56
        +3
        Цитата: svp67
        По большому счету его надо было увольнять еще курсантом.

        и кто бы тогда "Густлофф" утопил?
        1. Alexey RA
          Alexey RA 25 июня 2018 16:52
          +3
          Цитата: Weyland
          и кто бы тогда "Густлофф" утопил?

          Другой командир С-13. Или вообще другая ПЛ.
      3. Алекс
        Алекс 26 июня 2018 08:45
        +4
        Цитата: Dart2027
        Сколько же замечательных людей погубила водка.

        Цитата: svp67
        а еще женщины


        "Говорил я ему - водка и бабы доведут до цугундера" (С).
    2. ARES623
      ARES623 25 июня 2018 20:33
      +8
      Цитата: Dart2027
      Сколько же замечательных людей погубила водка.

      Водка не губит, губит дурь беспросветная и самонадеянность.
      1. Reptiloid
        Reptiloid 26 июня 2018 11:24
        +2
        В Ленинграде, а теперь в Санкт-Петербурге --- есть улица Маринеско с 1990 года в Автово. На доме N6 есть мемориальная доска о том, что там жил Александр Иванович Маринеско.
        1. ARES623
          ARES623 26 июня 2018 20:50
          0
          Цитата: Reptiloid
          есть мемориальная доска о том, что там жил Александр Иванович Маринеско.

          Есть в Кронштадте квартира-музей А.И.Маринеско. И что? Можно пьянствовать, исчезать в военное время на 2 (слава Богу не на 4) суток, а потом грехи замаливать? Заметьте, геройствует еще и экипаж, а пьянствует и ........... один командир....
        2. Антарес
          Антарес 29 июня 2018 04:13
          +2
          Цитата: Reptiloid
          В Ленинграде, а теперь в Санкт-Петербурге --- есть улица Маринеско с 1990 года в Автово

          на его родине-спуск с его именем и памятник

          каждый год отмечают 25 ноября.Курсанты, цветы....
  2. brom
    brom 25 июня 2018 06:18
    +1
    К концу 1944 года подлодку С-14 перевели в один из портов Финляндии, вышедшей к тому времени из войны.


    ???
    1. тлауикол
      тлауикол 25 июня 2018 08:11
      +9
      Цитата: brom
      К концу 1944 года подлодку С-14 перевели в один из портов Финляндии, вышедшей к тому времени из войны.


      ???

      в сентябре 44года фины вышли из войны, предоставив базы и карты минных полей. С13 базировалась в Ханко
      1. brom
        brom 25 июня 2018 09:24
        +1
        Вы цитату читать внимательно не пробовали? Ликбез: С-14 служила на КСФ.
        1. RomanRoman
          25 июня 2018 10:54
          +8
          Вы очень внимательны к явной опечатке. Нужно быть немного терпимее)))
          1. weksha50
            weksha50 25 июня 2018 19:46
            +2
            Цитата: RomanRoman
            Вы очень внимательны к явной опечатке. Нужно быть немного терпимее)))


            Гм... Хотел промолчать, однако Вы меня вынудили обратить внимание на некорректно написанную статью...
            Воинское звание "капитан-лейтенант" присвоено в 1940 году... Затем за боевой подвиг - в 1942 году... а затем через 21 года разжаловали из капитанов 3-го ранга до старшего лейтенанта...
            И командир он - то С-13, то С-14...
            Автор торопился ? recourse hi
      2. Vladimir 5
        Vladimir 5 25 июня 2018 13:01
        -1
        На К. Манергейма помои , а это его заслуга, как главнокомандующего, участвовать в разгроме Германии, и переговоры шли задолго до сентября 1944года.
        1. Кот_Кузя
          Кот_Кузя 25 июня 2018 13:06
          +17
          Вы совсем того? Может, предложите дать этой гитлеровской собаке орден Победы, как Михаю? Вообще-то именно эта шведо-финнская шкура виновна в блокаде Ленинграда и гибели миллиона ленинградцев. Если бы финны не блокировали город с севера, то никакой блокады Ленинграда не было бы. Так что правильно на Маннергейма помои льют.
        2. Alexey RA
          Alexey RA 25 июня 2018 17:28
          +15
          Цитата: Vladimir 5
          На К. Манергейма помои , а это его заслуга, как главнокомандующего, участвовать в разгроме Германии, и переговоры шли задолго до сентября 1944года.

          А ещё его заслуга - блокада Ленинграда, перерезанная ж/д на Мурманск, концлагеря для гражданского населения Карелии и Выборгская резня. Эти заслуги ничем не перекрыть.
    2. RomanRoman
      25 июня 2018 08:38
      +4
      Да,такое было время. Финляндия из войны вышла, но советские суда и подлодки в ее порты зашли. Как-никак сокращение времени дохода до нужного квадрата, а также очень высокая экономия топлива.
      1. alstr
        alstr 25 июня 2018 13:02
        +4
        Там все проще было. Весь Финский залив был в минах, как суп в гренках. 15 лет потом чистили и то до сих пор всплывают.
        Поэтому безопаснее всего было пройти шхерами у ФИнляндии и оттуда уже выходить в Балтийское море.
        1. тлауикол
          тлауикол 25 июня 2018 15:57
          +2
          они предоставили нам карты минных полей. немецким крейсерам мины не мешали заходить в залив и стрелять во фланг нашим войскам. а Краснознаменный БФ бухал в это время, ссылаясь на мины, один пехотный Ваня пер вперед
          1. Alexey RA
            Alexey RA 25 июня 2018 17:52
            +7
            Цитата: тлауикол
            они предоставили нам карты минных полей. немецким крейсерам мины не мешали заходить в залив и стрелять во фланг нашим войскам. а Краснознаменный БФ бухал в это время, ссылаясь на мины, один пехотный Ваня пер вперед

            С каких это пор остров Эзель находится в Финском Заливе? wink
            В том-то и засада была, что именно с нашей стороны была самая большая плотность минных полей. А с учётом того, что ставили их со всех сторон и зачастую довольно приблизительно (например, выставляли минную банку ночью с МО или штурмботов - какая уж тут точная привязка), то даже карты не спасали. КРЛ "Киров" в 1945 умудрился подорваться рядом с Кронштадтом.
            У Таллина ФЗ был настоящим "супом с клёцками" - Нарген-Порккалаудский противолодочный рубеж оказалось проще обойти через финские порты и шхерный фарватер. Траление приходилось начинать со шлюпок и разъездных катеров - даже КАТЩ с их 60-90 сантиметрами осадки уже подрывались на минах.
            А вот Балтика со стороны немцев оказалась практически чистой - основные МЗ начинались в горле Финского Залива.
            Цитата: тлауикол
            а Краснознаменный БФ бухал в это время, ссылаясь на мины, один пехотный Ваня пер вперед

            Краснознамённый БФ в это время приходил в себя после блокады. Если малый флот по причине постоянного использования ещё худо-бедно сохранил экипажи, то на ЭМ и выше в 1941 на сухопутный фронт забирали всех, включая спецов. Плюс в 1944 из экипажей отобрали специалистов на ленд-лизовские корабли СФ. По факту, сохранившиеся экипажи "больших горшков" КБФ обеспечивали только ПВО и работу главного калибра.
            1. alstr
              alstr 25 июня 2018 21:29
              +4
              Добавлю.
              Шхерный фарватер Финляндии не мог быть атакован торпедами. Наши во всяком случае не смогли этого сделать.

              А насчет спокойно ходить, то после войны имея карты полей все равно еще 15 лет тралили. И до сих пор мины попадаются. Более того, траление прекратили после истечения срока годности мин. Сколько в Финском заливе осталось мин до сих пор не знает никто.
              Кстати немцы и ходили только со стороны Балтики и крупных кораблей в Финский залив не выпускали. Там были в основном только катера, тральщики и морские охотники.
              1. Alexey RA
                Alexey RA 27 июня 2018 12:20
                0
                Цитата: alstr
                Кстати немцы и ходили только со стороны Балтики и крупных кораблей в Финский залив не выпускали. Там были в основном только катера, тральщики и морские охотники.

                В августе 1944 немцы попытались выставить новое минное заграждение в Нарвском заливе. Пока мины ставили с БДБ и ТЩ - всё было ничего. Как только привлекли 6-ю флотилию ММ - так в первом же выходе на дно пошли Т-22, Т-30 и Т-32. На базу вернулся только Т-23. Причём немцы подорвались на немецких же минах: проводившие предыдущую постановку мин БДБ ошиблись и поставили их не в намеченном районе, а в районе будущей "работы" ММ. Получилось, что по картам район постановки с ММ был чист, а по факту - заминирован. smile
  3. iury.vorgul
    iury.vorgul 25 июня 2018 06:22
    +21
    А с какого-то кляпа "Густлофф" и "Штойбен" оказались госпиталем и санитарным транспортом? Оба были обычными войсковыми транспортами, которые использовались для перевозки раненых, и никаких специальных опознавательных знаков "красного креста" не несли, а значит, были законными целями для атаки!!!!!!
    1. svp67
      svp67 25 июня 2018 06:38
      +8
      Цитата: iury.vorgul
      а значит, были законными целями для атаки!!!!!!

      Так тут с этим не кто и не спорит. Больше вызывает споры вот это:
      Михаил Горбачев был шокирован, узнав, насколько нагло сотрудники политуправления флота затирали талантливого моряка, лишая его заслуженных наград и званий.
      Можно подумать, что лишать было не за что. Даже если взять его самый знаменитый поход, когда он утопил "Густлова", то ведь он действительно был ШТРАФНОЙ, как для него, так и для команды, за все "подвиги, на базе" и по его итогам разговор шел не о наградах, а о мере наказания, за "похождения".
      1. RomanRoman
        25 июня 2018 08:43
        +7
        Хитрый Горбачев использовал пример Маринеско, чтобы показать "сволочизм" коммунистической власти. А то что подводник был, скажем прямо, не удеалом, так это факт. В конце 50-х во многих пивбарах Ленинграда встречали Сашку-подводника, который давал еще того жару, рассказывая о "нелегкой" службе)))
        1. alstr
          alstr 25 июня 2018 13:15
          +5
          Дед у меня воевал на Щ-307 (старшиной мотористов служил). Он тоже о Маринеско отзывался не очень.
        2. Алекс
          Алекс 26 июня 2018 08:54
          +4
          Цитата: RomanRoman
          А то что подводник был, скажем прямо, не идеалом, так это факт.

          У Александра Крона в "Капитане дальнего плавания" есть такой момент, что Маринеско сам ему сказал о роли водки в своей судьбе. Он не оправдывался и не сваливал свои грехи на других. Что же, человеком он был честным. Во всяком случае, перед самим собой.
    2. Vladimir 5
      Vladimir 5 25 июня 2018 16:30
      +2
      Да были знаки на Густлофе и Штойбене, только немцы уже 1941 году топили наши суда с красным крестом на палубе. Уже при переходе Таллин-Кронштадт и на ЧМФ сколько судов утопили еными, при эвакуации Одессы и Севастополя так же... Война шла на истребление, кто кого, не говоря о убийстве раненых в захваченных немцами наших госпиталях...Гитлер определил, что славяне не подлежат международному праву и должны уничтожаться, потому так дрались немцы до последнего на восточном фронте, ибо боялись возмездия...
      1. Avior
        Avior 26 июня 2018 01:41
        +3
        Не знаю ни одного случая, когда немцы утопили бы советское госпитальное судно, выполнявшее условия конвенции- отсутсвие войск на борту, вооружения, движение вне конвоя, освещение ночью и прочее.
        Не просветите по конкретной информации?
        А Густлоф и Штойбен не были госпитальными судами, Густлов к тому же шел в конвое, на Штойбене стояло вооружение
        1. alstr
          alstr 26 июня 2018 09:01
          +3
          Во первых, у нас было всего два госпитальных судна официально. «А. Жданов» на Балтийском и «Воронеж» на Северном флотах.
          Для эвакуации раненных использовались все подручные плавсредства.
          При этом надо заметить, что все они были так или иначе вооружены для защиты от АВИАЦИИ.
          Многие несли КРАСНЫЙ КРЕСТ.
          При этом надо понимать, что вооружение поставили не просто так, а из-за массового уничтожения санитарных поездов (вот там сначала совсем не было вооружения и красные кресты присутствовали). Более того, все воющие стороны госпитальные суда проводили с конвоем и с вооружением.
          Много гражданских судов, переоборудованных под госпитальные, было потоплено на Ладоге на Дороге Жизни.
          Известна трагедии на ЧМ "Армении". Когда погибло до 7000 человек. При этом "конвой" состоял из двух катеров и двух И-16. Теперь сравните конвоем Густлофа.
          1. Avior
            Avior 27 июня 2018 09:42
            0
            Конвенция о боевых действиях на море к поездам не относится.
            По конвенции госпитальное судно не должно подвергаться атаке, если оно не вооружено, имеет четко различимые отличительные знаки, используется для помощи раненым и больным и идет вне конвоя (так чтобы его можно было остановить и проверить).
            Армения была вооружена зенитками и шла в составе военного конвоя, так что под конвенцию не попадала.
            Вы знаете случаи, когда немцы топили советские госпитальные суда, шедшие под защитой конвенции?
            Я о таких никогда не слышал.
            А что там в поездах было- не проверишь.
      2. Алекс
        Алекс 26 июня 2018 08:56
        +4
        Цитата: Vladimir 5
        Да были знаки на Густлофе и Штойбене
        Не было. И хватит этой мути.

        Цитата: Vladimir 5
        только немцы уже 1941 году топили наши суда с красным крестом на палубе
        И это не аргумент. Методы "око за око, зуб за зуб" нам не свойственны.
        1. Vladimir 5
          Vladimir 5 5 июля 2018 17:10
          -1
          Вы сегодня с дивана не трубите о благородстве на смертельном побоище, что была ВОВ, там ненависть зашкаливала .....
          1. Алекс
            Алекс 12 июля 2018 23:22
            +1
            Конечно, вам с дивана намного видней.
  4. Кот_Кузя
    Кот_Кузя 25 июня 2018 08:38
    +11
    Эх, добрые были чекисты, добрые! Я такого сразу бы лично расстрелял, ибо дисциплина превыше всего! А вот это вообще дикость:
    В ночь на 1 января 1945 года Александр Маринеско самовольно покинул находившуюся на боевом дежурстве субмарину и направился в гости к новой возлюбленной (шведке).
    Оставшийся без командира экипаж встретил Новый год с огромным количеством спиртного, после чего направился выяснять отношения с местным населением. Все закончилось массовой дракой, которая лишь по счастливой случайности обошлась без человеческих жертв.
    В пехоте, артиллерии, авиации и танковых войсках комбата, который ушел бы в загул, своим личным примером разложил батальон, дивизион или эскадрилью, расстреляли бы без лишних разговоров. За такое даже в штрафбат не отправили бы. Неудивительно, что РККФ всю войну никак себя не показал, с такой-то дисциплиной и отношением командования к таким разгильдяям.
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 25 июня 2018 09:08
      +5
      Вы за весь-то флот не говорите.
    2. Фил77
      Фил77 25 июня 2018 12:34
      +3
      Между прочим и с такой дисциплиной и в боевые походы ходили,и ни одного случая спуска флага перед противником не было!!!Да и на берегу ,вспомните,кого *чёрной смертью*называли!?!Так что за весь ВМФ и правда не надо!
      1. Кот_Кузя
        Кот_Кузя 25 июня 2018 13:03
        +3
        "Черной смертью" называли Ил-2. Точнее, это дословный перевод с немецкого. Корректнее было бы переводить как "Чума", так как европейцы Черной Смертью называли чуму.
        1. Фил77
          Фил77 25 июня 2018 13:44
          +6
          Цитата: Кот_Кузя
          "Черной смертью" называли Ил-2. Точнее, это дословный перевод с немецкого. Корректнее было бы переводить как "Чума", так как европейцы Черной Смертью называли чуму.

          Немцы называли*Чёрной смертью* нашу морскую пехоту.Точнее моряков снятых с кораблей и дерущихся в составе бригад морской пехоты.С Уважением.
          1. Алекс
            Алекс 26 июня 2018 08:59
            +4
            Цитата: Фил77
            Немцы называли*Чёрной смертью* нашу морскую пехоту.

            Мой отец-одессит говорил, что морскую пехоту немцы называли "черными комиссарами". Утверждать не буду, а уточнить уже, увы, не у кого. Хотя он мог и ошибаться: в войну совсем мальчишкой был.
        2. CentDo
          CentDo 25 июня 2018 15:01
          +5
          Спорное утверждение, чума по-немецки будет "pest". Непонятно, с какого перепуга немцы стали бы подменять понятия. Они чаще называли Ил-2 "Железным Густавом", "Мясником" или "Мясорубкой". Пилоты еще называли "Бетонным самолетом". А прозвища "Черная смерть" удостоились все-таки советские морские пехотинцы. Про Ил-2 это скорее красивая байка.
          1. Vladimir 5
            Vladimir 5 25 июня 2018 16:39
            +1
            Матросов, снятых с кораблей Г.Жуковым на КБФ под Ленинградом, и особенно с ЧМФ под Одессой. и в Севастополем, румыны, а потом и прибывшие немцы звали "чёрной смертью" ибо в первые два года войны отказывались переодеваться, и воевали в матросских чёрных бушлатах и клёшевых штанах, воевали храбро, потому и "чёрная смерть"... Позже ИЛ-2 также прозвали немцы "Чёрной смертью".. Так оба правы.... .
            1. CentDo
              CentDo 25 июня 2018 17:09
              +1
              Вот с чего Ил-2 стал "Черной смертью"? В черный их отродясь не красили, так что прямое значение тут не подходит. Про "Чуму" я написал выше: в немецком языке есть вполне конкретное слово "pest", которое именно чуму и означает.
              1. Vladimir 5
                Vladimir 5 25 июня 2018 22:30
                +2
                На немецком "шварц тодт",- образно выражаясь так немцы называли неустранимую грозную смерть, устранить которую невозможно, и попусту по их понятием ежедневно косившую ряды друзей. Потому и "чёрная, неотвратимая смерть" А так и было, с 1943 года сотни эжедневно по несколько раз эскадрильи в 10 -12 самолётов прицельно утюжили передовой край немцев, а навес немалый пара 100 кг бомб, нурсов с 8-10, пушка и два пулемёта умножим на десяток, каждый прилёт прибавлял немало гробов у немцев......
                1. Авиатор_
                  Авиатор_ 30 июня 2018 20:22
                  +2
                  Общался ещё в 1968 году с нашим пехотным ветераном. Он рассказал случай, когда звено ИЛ-2 по ошибке ударило по его подразделению на марше. Лёжа в канаве он воочию понял, что это действительно "чёрная смерть" (его выражение).
          2. Avior
            Avior 26 июня 2018 01:42
            +3
            как про морпехов, похоже
      2. KVIRTU
        KVIRTU 25 июня 2018 22:33
        +2
        Автор более 20-ти книг по истории Военно-Морского флота России, ветеран-подводник Владимир Бойко :"«Он был неординарной личностью. Он не подходил в рамки советского офицера, которого делали замполиты, политорганы и вся эта наша советская идеология коммунистическая. Он был нормальным офицером-подводником. Таких, как он процентов 50 на флоте служит».
        Думаю, человек знает, о чем говорит.
  5. vladimirvn
    vladimirvn 25 июня 2018 08:42
    +3
    Да на войне именно таким "шалопаям" и сопутствует успех.
  6. Доктор13
    Доктор13 25 июня 2018 08:49
    +2
    Всем привет.Я вот слегка шокирован только одним в этом так сказать "эпическом" повествовании- до коих пор будут переделывать историю-???Видимо автор счттает себя таким творцом и писакой знающим и повествующим и преподносчщим??????Придется указать на пару оспектов в попвтке переписать историю-Маринеску не к воздюбленой Шведке ходил-Он оставив караул на подлодке со всей командой отправился в публичный дом,предварительно связав замполита .И огромная ложь что он как выражается автор Много пил- полный бред!!!!!Как и бред что заслуженно был возвращен из забвения при иудешке Горбачеве.Дорого автор при Брежневе это было-ХВАТИТ ПЕРЕВЕРАТЬ ИСТОРИЮ.
    1. RomanRoman
      25 июня 2018 10:57
      +1
      Интересный вы человек. Используете свои источники, но не доверяете другим. А вдруг именно ваши источники и являются лживыми? (простите, не совсем правдивыми и искусственно перевранными). Возможно он и был в публичном доме, но не со своими моряками, которые "бухали" на лодке.
    2. армеец2
      армеец2 25 июня 2018 12:48
      +4
      Как-то в юности мне пришлось читать книгу об Александре Маринеско. Она была написана на основании бесед автора с А.М. и его женой. Она, кстати, была постоянно с ним во время его тяжелой болезни (если не ошибаюсь, рак гортани; по крайней мере у него трубка в гортани стояла).
      Папу Александра звали Ион Маринеску. А последнюю букву в фамилии он поменял, так как не был уверен, что его примут в училище с румынской фамилией. Из училища его, кстати исключили из-за происхождения, но потом восстановили.
      Я всю жизнь прослужил в армии и с трудом могу представить как смог бы командовать ПЛ неуправляемый алкоголик, тем более вывести ее в лучшие на КБФ. Те, кто служил в отдаленных гарнизонах, подтвердят, что пьют не мало, но так, чтобы на подъем л/с быть как огурец.
      На гражданке он не проворовался, как утверждает автор, а давал бесплатно нуждающимся сотрудникам казенный уголь. Зам. по снабжению, которого Маринеско всячески гнобил за мелкое воровство, написал заявление в милицию. Результат - три года. Причем этот факт многочисленными исследователями биографии А.М. давно подтвержден.
      Про шок Горбачева - это вообще за гранью научной фантастики.
      1. свой1970
        свой1970 25 июня 2018 14:15
        +3
        Цитата: армеец2
        На гражданке он не проворовался, как утверждает автор, а давал бесплатно нуждающимся сотрудникам казенный уголь. Зам. по снабжению, которого Маринеско всячески гнобил за мелкое воровство, написал заявление в милицию. Результат - три года.
        -раздача КАЗЕННОГО имущества и есть воровство - и какие слова не используй -платно/бесплатно - для государства это именно воровство и есть

        и судьба его кружило потом нехило - моряк - директор Ленинградского института переливания крови.Врачей/да хоть фельдшеров на эту должность не нашлось-раз взяли первого попавшегося не специалиста?
  7. Andrewgross
    Andrewgross 25 июня 2018 09:31
    +8
    "Зигфрид" тоже не утонул, так что к моменту атаки на "Густлова" у Маринеско не было ни одной победы.
    Я присутствовал при моменте, когда курсанты военно-морского училища спрашивали при встрече с Горшковым, почему Родина не оценила подвиг Маринеско, на что главком отвечал, что нет большого героизма утопить прямоидущий транспорт с курсантами, нестроевиками, беженцами и "разной швалью"...
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 25 июня 2018 10:28
      +2
      Думаю, что Горшков несколько покривил душой, умолчав о "штрафном" характере похода. Лунину за меньшее Героя присвоили.
      1. Дирижер
        Дирижер 25 июня 2018 11:27
        +2
        Лунину Героя дали до мифической атаки .
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 25 июня 2018 11:47
          0
          Совершенно верно, Героя дали за "Консул Шульте"
    2. RomanRoman
      25 июня 2018 10:59
      +2
      "Субмарина расстреляла судно из артиллерийских орудий, после чего скрылась в пучине от развернувшейся на С-13 охоты". Автор и не пишет о том, что "Зигфрид" затонул
      1. Andrewgross
        Andrewgross 25 июня 2018 15:54
        0
        Маринеско на голубом глазу доложил, что утопил транспорт в/и 5000 брт, за что орден и получил... :(
    3. Ищущий
      Ищущий 25 июня 2018 17:57
      +3
      АБСОЛЮТНО ВЕРНО!!! А подняли этого пьяницу на щит,лишь потому что ему ПРОСТО ПОВЕЗЛО!!! оказаться в нужном месте в нужное время и результатом оказался,САМЫЙ КРУПНЫЙ ТОННАЖ за всю войну.
    4. Алекс
      Алекс 26 июня 2018 09:05
      +4
      Цитата: Andrewgross
      главком отвечал, что нет большого героизма утопить прямоидущий транспорт с курсантами, нестроевиками, беженцами и "разной швалью"...

      И то, что на корабле была именно "шваль", на его борту было написано крупными буквами... Да Горшков просто "колебался вместе с линией партии": надо было "затирать" Маринеско - "затирал"; приказали бы возвеличивать - героем изобразил.
  8. Дирижер
    Дирижер 25 июня 2018 11:27
    0
    Да уж никаму ))) Автор, историю читайте . американцы утопили Синано . Тизенгаузен - Бархэм . ПРо атаку u 9 напомнить ?
    1. Дирижер
      Дирижер 25 июня 2018 11:30
      0
      А потопить транспорт , в соповождении хиленкого конвоя - ммм, не подвиг.
    2. мордвин 3
      мордвин 3 25 июня 2018 11:31
      +2
      Цитата: Дирижер
      Да уж никаму ))) Автор, историю читайте . американцы утопили Синано . Тизенгаузен - Бархэм . ПРо атаку u 9 напомнить ?

      Хрень всё это, атака нумер девять. Америкашки в два раза результат увеличили. А по факту, никуда они не попали.
      1. Дирижер
        Дирижер 25 июня 2018 11:46
        +1
        Ну в море то попали!
        1. мордвин 3
          мордвин 3 25 июня 2018 11:50
          +3
          Цитата: Дирижер
          Ну в море то попали!

          А... Ну и ладно... Хочь операцию "Тени Ямато" завалили. sad
    3. Алекс
      Алекс 26 июня 2018 09:08
      +4
      Цитата: Дирижер
      американцы утопили Синано

      "Синано" - это, типа, боевой корабль? Уже не-линкор, недопеределанный в еще не-авианосец, шел с половиной команды, в основном новички и рабочие, наполовину перепотрошенный... Конечно, американцы этого не знали, но и представлять это все как сверх-подвиг, простите, как-то не совсем.
  9. Fitter65
    Fitter65 25 июня 2018 12:06
    +1
    В те годы страна готовилась к будущей большой войне, и разбрасываться такими кадрами, как Александр Маринеско, было сродни диверсии, за которую командиров могли репрессировать и сослать в ГУЛАГ

    ГУЛАГ,для плохознающих расшифровывается как Главное Управление ЛАГерей. Туда не кого ни когда не ссылали, хотя в виде наказания вполне могли из Народного комиссариата отправить в "ссылку" в это управление.
    А на счёт ценности кадров, могли ведь и за дискредитацию звания красного командира уволить ,а то и посадить. Просто была катастрофическая нехватка грамотных командиров, и поэтому очень многое именно с таким,как у Маринеску, послужным списком оставались в строю.
  10. M0xHaTka
    M0xHaTka 25 июня 2018 12:16
    +2
    Пожалуй соглашусь с вышеуказанной оценкой. Герой с дырой. Бунтарь в первую очередь. Человек движения. Была бы возможность круглогодично сидеть в бою - цены бы ему не было, а так что было то было
  11. Fitter65
    Fitter65 25 июня 2018 12:32
    +2
    Немного далее читаем:
    О высоком профессионализме офицера-подводника говорит хотя бы тот факт, что лучшей подводной лодкой Балтийского флота в 1940 году признали субмарину М-96, которой командовал… капитан-лейтенант Александр Маринеско

    Ну вроде всё хорошо 1940 год капитан-лейтенант, правда в другом источнике говорится-" ПЛ М-96, экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта" то есть,он в 1940 по итогам Б и ПП получил звание.
    но десятком строк ниже в данной статье читаем:
    В ноябре 1942 года Маринеско провел блестящую военную операцию по скрытой высадке десанта в Нарвской бухте...За профессионализм и отвагу офицер получил очередное воинское звание капитан-лейтенанта, орден Ленина и был восстановлен кандидатом в члены партии...

    а в Википедии люди утверждают:
    В конце 1942 года Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б),

    автор вы когда статью из вики перепечатываете не надо интерпретировать, перепечатали бы как есть без этих ваших косяков... hi
  12. Морской Кот
    Морской Кот 25 июня 2018 12:44
    +2
    Цитата: svp67
    Цитата: Dart2027
    Сколько же замечательных людей погубила водка.

    а еще женщины и не удовлетворенные амбиции. По большому счету его надо было увольнять еще курсантом.


    Молодец Серёга! Туда же и Покрышкина с Кожедубом! Поувольняй всех и сам соверши Атаку века. Бог в помощь, непризнанный "герой" нашего времени. laughing

    P.S. А насчёт амбиций и женщин, это что, из личного опыта? hi
    1. Дирижер
      Дирижер 25 июня 2018 13:30
      +6
      Пардон,а в чем атака века то ? Вот Бисмарк тот да, Худа потопил в бою ,а тут войсковой транспорт и в охранении 1миноносца и что то вроде нашего МО (но не шнельбот0) Атака века))) Не было у нашего флота побед достойных . В 1946 Цеппелин не могли потопить , без хода и без прикрытия . А тут атака века. Вот бриг Меркурий . тот да . османам вдал . да тот же пароход Сибиряков против карманного бился получше.
      1. Фил77
        Фил77 25 июня 2018 15:41
        +1
        Цитата: Дирижер
        Пардон,а в чем атака века то ? Вот Бисмарк тот да, Худа потопил в бою ,а тут войсковой транспорт и в охранении 1миноносца и что то вроде нашего МО (но не шнельбот0) Атака века))) Не было у нашего флота побед достойных . В 1946 Цеппелин не могли потопить , без хода и без прикрытия . А тут атака века. Вот бриг Меркурий . тот да . османам вдал . да тот же пароход Сибиряков против карманного бился получше.

        Не согласен!А как же Таллинский прорыв в 41 году,сопровождение северных конвоев на протяжении всей войны,оборона Ленинграда,Севастополя,Одессы и т.д.?Подвиги подводников,отдельных кораблей,высадка и поддержка десантов?Что касается Бисмарка,то вспомните какая экадра его притопила!?Да и не было у нас кораблей подобного класса,океанских задач мы не решали тогда!Ну и бой *Сибирякова*со*Шпеером*конечно!
        1. Дирижер
          Дирижер 25 июня 2018 16:25
          +3
          Оборону держали и флот и пехота . А таллинский прорыв чем запомнился? 17 000 бойцов погибло ? при странном прорыве вдоль берега. Оборона Ленинграда - да, На Пискаревское кладбище сходите . Там 900000 тысяч лежит ( за цифру сорри , точно не помню ) . Севастополь = при полном превосходстве ЧФ, так бездарно воевать . 1943 3 эсминца потерять . от 6 111 хенкелей. да и Линкор в Поти стоящий не привлекает своим образом. . Одесса . там да, я так не знаю, осоьенно за ее оборону , но вроде грамотно бились . да и эвакуация толковая была. А насчет Бисмарка , так это и есть фло и грамотный бой , если согнали тучу всего . на линкор.
        2. Дирижер
          Дирижер 25 июня 2018 16:31
          0
          Что Сибиряков , вооруженный пароход , против 6 - 280 мм и 8- 150 мм ну никак не играет . однако воевали .
        3. Дирижер
          Дирижер 25 июня 2018 16:34
          +1
          Вот немецкие рейдеры те да (не сочтите за низкопоклонство ) Сидней утопили . при мадаскаре Корнуолл чуть не потопили .
  13. Curious
    Curious 25 июня 2018 13:34
    +4
    "Выяснилось, что еще в 1977 году скульптор Валерий Приходько на собранные среди моряков деньги воздвиг в Лиепае памятник Александру Маринеско"
    Сайт ВО преследует то ли злой рок, то ли какое другое несчастье, но авторы на сайте подбираются совсем уж в своем подавляющем большинстве никакие. Вот и сегодня некто Заблоцкий не смог даже изложение нормально написать.
    В 1977 году будущему скульптору Валерию Семеновичу Приходько было 22 года и он после окончания архитектурно-строительного техникума в Минске проходил действительную службу старшиной команды рулевых сигнальщиков на тральщике бригады кораблей охраны водного района Балтийского флота. Там он и узнал о Маринеско. Закончив в 1977 году службу, Приходько В. убыл в свой Минск, где поступил в театрально-художественный институт на факультет скульптуры. На 3 курсе стал победителем республиканской олимпиады, как бы сейчас выразились,- в номинации " патриотическая тема". А дипломной работой стала тема: " Образ командира подводной лодки "С-13" Александра Маринеско".
    И вот- вот, когда скульптор созрел и готов выдать свою продукцию "на-гора", надо было найти заказчика. Скажем мягко, не спешили откликнуться на его предложение в Одессе, Кронштадте, Ленинграде. Один потому, что нос по ветру держит, другие сами руководствовались двойными стандартами- требовали подать им героя без сучка и задоринки.
    Молодого скульптора поддержали те самые подводники эскадры Балтфлота, с которыми он в 70-е годы тесно общался на суше и на море. Они то знали, по чем фунт лиха.
    Моряки собрали деньги на оплату труда литейщиков и приобретение бронзы. Автор памятника отказался от гонорара. Мало того, он и в дальнейшем выполнял другие работы, свой гонорар пересылал членам экипажа ПЛ"С-13 "или их семьям, хотя сам нуждался в материальной поддержке.
    Подводники попросили скульптора лишь об одном - посвятить памятный монумент не только командиру, но и всему экипажу. Привели в качестве аргумента высказывание Героя - североморца М.И. Гаджиева: "Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают". Скульптор согласился. Сами моряки помогли найти и дополнительный материал - 17 глыб шведского гранита,весом около тонны каждая. Ранее этот гранит не одну сотню лет крепил пирсы Либавского порта и Военно-Морской базы.
    В рекордно короткий срок (месяц с небольшим) на 29 судоремонтном военном заводе ("Тосмаре", Латвийская ССР) были отлиты в бронзе центральная часть памятника, на которой изображен командир у перископа подводной лодки, и другие бронзовые детали, в т.ч. 47 фамилий членов экипажа. Командир Александр Маринеско исполнен в виде горельефа: левая рука на рукоятке перископа, лицо повернуто к экипажу "Есть цель!",правая рука твердо держит рукоятку перископа.Командир ситуацией владеет, но передается ощущение того, что он обращается к экипажу - своей главной опоре в выполнении решения. В верхней части бронзовой стелы был набран строгий текст: "Героическому экипажу Краснознаменной подводной лодки "С-13", его боевому командиру А.И. Маринеско".
    Открытие памятного монумента в 1986 году явилось большим праздником не только для членов экипажа, но и для всех подводников Балтики, жителей города Лиепая.
    Через два дня после открытия, чьим-то властным распоряжением от надписи на памятнике осталось лишь «Экипажу краснознаменной подводной лодки
    «С-13». Газета «Известия» (автор Эдвард Поляновский) поведала об этом кощунстве, что вызвало шквал негодования буквально во всех уголках страны, в том числе и в среде флотской общественности СССР. Начался сбор подписей за восстановление доброго имени Маринеско и признание его боевых заслуг. В конце концов, пятого мая 1990 года Указом Президента СССР Александру Ивановичу Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза. Увы, посмертно!
    После распада СССР памятник из Лиепаи пришлось перенести в Кронштадт, где он был повторно открыт в годовщину Дня Победы 9 мая 1995 года в Купеческой гавани, на берегу. В 2003 году автор отмечен грамотой губернатора Санкт-Петербурга «За создание современного скульптурного облика г. С-Петербурга», а в 2007 году Российская Академия Художеств наградила его Золотой медалью имени В.В. Верещагина.
    О том, что до пересторойки о Маринеско не упоминали - неправда.
    В 1963 году русский советский писатель, историк, радио- и телеведущий, общественный деятель Сергей Смирнов в телепередаче сказал, что легендарный подводник живет практически в нищете. Со всех концов страны в Ленинград хлынули деньги, в том числе от студентов, пенсионеров - часто по три, пять рублей. Маринеско умер, а переводы еще долго шли.
    В седьмом номере журнала "Нева" за 1968 Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов поместил статью о Маринеско и его атаке на " Вильгельм Густлов" и " Генерал Штойбен".
    В книге "Адмирал Флота Советского Союза Исаков Иван Степанович", вышедшей в 1984 году, адмирал флота Советского Союза И.С. Исаков подтверждает: "...Подвиг сам по себе настолько значителен, что не нуждается в преувеличениях и украшательствах...Подвиг экипажа "С-13" ускорил моральный и физический разгром гитлеризма".
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 30 июня 2018 20:34
      0
      [/quote]В конце концов, пятого мая 1990 года Указом Президента СССР Александру Ивановичу Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза.[quote]
      Хоть Горбачёв и имел юридическое образование, но его дурость иной раз превышала дурость безграмотного Хруща кукурузного. За одно и то же деяние нельзя дважды награждать, либо наказывать. Если бы присвоение звания было легитимным, то сначала следовало тем же Указом отменить предыдущее награждение, а затем, с формулировкой "по вновь открывшимся обстоятельствам" с перечислением оных, давать текст о награждении званием Героя. Но никаких "новых обстоятельств" не было.
  14. Weyland
    Weyland 25 июня 2018 14:53
    +3
    "Весной 1943 года Александра Маринеско назначили командиром ПЛ С-13, которая почти год стояла на ремонте и не выходила в море. От безделья на базе офицер запил, загулял, благо легкодоступных женщин вокруг материально хорошо обеспеченных подводников всегда крутилось очень много."

    А вот за это я бы спросил по полной с его начальства! С глубокой древности известно, что безделье разлагает армию - грамотный командир никогда не допустит, чтобы его подчиненные бездельничали - пусть уж лучше круглое носят, а квадратное катают!
    "Мой принцип прост: солдат должен быть сыт, обмундирован и постоянно занят делом. Разумеется, и жалованье он должен получать в срок. А если у солдата остаются силы роптать, значит, кентурион мало его гоняет. В моей когорте таких кентурионов нет. " (А. Мазин. "Цена империи")
  15. XII легион
    XII легион 25 июня 2018 15:04
    +3
    Военно-морские базы на территории Финляндии значительно повысили эффективность подводников Балтфлота.
    И это было далеко не случайно
    Маринеско - удачливый и эффективный подводник. А без дерзости нет и результатов
  16. Alexey RA
    Alexey RA 25 июня 2018 16:35
    +3
    10 февраля в районе Данцигской бухты С-13 атаковала санитарный транспорт «Штойбен», на котором находилось более 4 тысяч раненых и беженцев.

    Угу... интересный такой санитарный транспорт, на котором были зенитные орудия и 64 человека военной команды.
    1. Дирижер
      Дирижер 25 июня 2018 17:00
      0
      Так отож и топили, что вооруженный , пусть и флаки . но 4 орудия точно было . вроде 20 мм. а это как никак вооружен
  17. мичман
    мичман 25 июня 2018 19:12
    +5
    А. И. Маринеско похоронен на Богословском кладбище. Крк то я приехал из Москвы на могилу отца (он погиб 27.12. 1941 года на Ленинградском фронте), похоронен сослуживцами в отдельной могиле. Сижу, разговариваю с отцом. Подходят ко мне два офицера. Интересуются, где находится могила известного подводника Героя А.И. Маринеско. Я объяснил как к ней пройти. Разговорились, видимо они увидели во мне своего коллегу. И я рассказал им о своем хорошем товарище Дважды Герое Советского Союза А.О. Шабалине. На его счету 20 тыс фашистов, пущенных на дно Баренцева моря. . Офицеры помолчали, отдали честь моему отцу и пошли к могиле Маринеско..
  18. mister-red
    mister-red 25 июня 2018 20:46
    +3
    Из полного забвения Александра Маринеско вернули времена перестройки и гласности.

    Почему я о Маринеско знал ещё в школе, которую закончил за несколько лет до перестройки?
  19. Морской Кот
    Морской Кот 25 июня 2018 21:57
    +3
    Цитата: mister-red
    Из полного забвения Александра Маринеско вернули времена перестройки и гласности.

    Почему я о Маринеско знал ещё в школе, которую закончил за несколько лет до перестройки?


    Вы просто хотели Знать, и возможно не только о Маринеско. А тот кто тогда не хотел, тот и сейчас не знает. hi
  20. Морской Кот
    Морской Кот 25 июня 2018 22:28
    +4
    Цитата: Дирижер
    Пардон,а в чем атака века то ? Вот Бисмарк тот да, Худа потопил в бою ,а тут войсковой транспорт и в охранении 1миноносца и что то вроде нашего МО (но не шнельбот0) Атака века))) Не было у нашего флота побед достойных . В 1946 Цеппелин не могли потопить , без хода и без прикрытия . А тут атака века..


    Прально дирижер! Какая на фиг "атака века"! Вот англичане - эт да: Бисмарков как котят топили, с Роммелями воевали, "брали" Париж, а мы тут так, покурить до ветру вышли. Куда уж тут сиволапому Ваньке супротив англикосов! Да и Густлова со Штойбеном исключительно по пьяне утопили, Адольф с чегой-то вдруг обиделся и Маринеско во "враги народа" записал. Тоже наверное спьяну. Валяй, пиши дальше, интересно почитать будет. laughing

    P.S. Кстати, насчёт "1миноносца и что то вроде нашего МО ( но не шнельбот0)" если можно поподробней.
    Кстати, ЧТО-ТО пишется через дефис. tongue
    1. Дирижер
      Дирижер 26 июня 2018 04:17
      +2
      Ну давайте факты , а не треп курсистки . Почитайте . к примеру. что наши утопили на КСФ за войну. Боевого , а не мифы всякие. А англичан . можно и третировать, но на море они были гораздо лутче , Наши вот финский броненосец, Вайнемяйнен , 2 топили , и не утопили ))))
      1. Кот_Кузя
        Кот_Кузя 26 июня 2018 05:17
        +2
        Да ничего они не топили, всю войну как мышь под веником на своих базах сидели, только подлодки иногда выходили в поход. Вон даже "Шпеера" не смогли потопить, тот безнаказанно до Диксона доходил и обратно к себе вернулся. На Черном море вообще один только позор был, немецких и румынских кораблей там раз-два и обчелся было, а Октябрьский дрожал над каждым своим кораблем, и до середины 1944 г и носа не смел казать из кавказских портов. На Балтике тоже ничем лучше не было, даже нормально вывести флот из Таллина до Кронштадта не смогли, а это ведь всего несколько десятков миль. На месте Сталина я там всех адмиралов и каперангов за этот позорный таллинский выход, расстрелял бы и новых моряков бы назначил.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 27 июня 2018 12:43
          +2
          Цитата: Кот_Кузя
          Да ничего они не топили, всю войну как мышь под веником на своих базах сидели, только подлодки иногда выходили в поход.

          Очень сложно воевать флотом, для которого 5 ЭМ противника уже являются превосходящими силами (это я про СФ).
          Цитата: Кот_Кузя
          Вон даже "Шпеера" не смогли потопить, тот безнаказанно до Диксона доходил и обратно к себе вернулся.

          Чем топить-то будем? Крейсеров Харвуда у нас на СФ не было. У нас вообще крейсеров на СФ не было до 1944 - одни ЭМ. Можно, конечно, было привлечь ещё могучие ВВС СФ, в которых на 1942 было аж 6 боеготовых торпедоносцев. sad
          Цитата: Кот_Кузя
          На Черном море вообще один только позор был, немецких и румынских кораблей там раз-два и обчелся было, а Октябрьский дрожал над каждым своим кораблем, и до середины 1944 г и носа не смел казать из кавказских портов.

          Скажите спасибо армии, благодаря которой ЧФ уже в 1942 потерял все довоенные базы и судоремонтные мощности. К середине 1942 могучий ЧФ сдулся до 1-2 боеготовых КР, 1-2 ЛД, 3-4 ЭМ и пары СКР. Ремонт любого крупного корабля превращался в технический шаманизм - "Молотову" ремонтировали корму почти год, причём в доке, который был вполовину короче крейсера.
          И дрожать Октябрьскому было от чего. Операция "Верп" в 1943 показала, что без эскадрильи истребителей над кораблями их не спасут ни ПВО, ни маневрирование. Немцы спокойно потопили 1 ЛД и 2 ЭМ - и им не помешали ни пара "топоров", ни 28-узловая скорость кораблей.
          Цитата: Кот_Кузя
          На Балтике тоже ничем лучше не было, даже нормально вывести флот из Таллина до Кронштадта не смогли, а это ведь всего несколько десятков миль.

          Вообще-то, флот уже был в Кронштадте. В Таллине оставался ОЛС и старые ЭМ. И как раз корабли из Таллина дошли с наименьшими потерями - потеряны были в основном старые "новики". Основные потери пришлись на транспорты.
          Цитата: Кот_Кузя
          На месте Сталина я там всех адмиралов и каперангов за этот позорный таллинский выход, расстрелял бы и новых моряков бы назначил.

          Вы не можете не знать, что у нас нет в резерве Гинденбургов.
          © ИВС
          К тому же, репрессии в данном случае придётся начинать с товарища Ворошилова. Ибо БФ был подчинён сухопутному командованию СЗН. И именно это командование, кстати, оставило БФ единственный маршрут прорыва - закрыв своим приказом от 12.08.1941 южный прибрежный фарватер.
        2. Alexey RA
          Alexey RA 27 июня 2018 13:47
          +1
          Цитата: Кот_Кузя
          На Балтике тоже ничем лучше не было, даже нормально вывести флот из Таллина до Кронштадта не смогли, а это ведь всего несколько десятков миль.

          А как это - нормально?
          Южный фарватер закрыт с 12.08.41 решением Военного совета ЮЗН. И закрыт не по прихоти Ворошилова - а в связи с выходом противника на берег ФЗ и развёртыванием им артиллерии береговой обороны. Причём артиллерия эта, поначалу ведшая огонь только по судам на южном фарватере, к середине августа стала добивать уже и до центрального фарватера.
          9 августа, к примеру, в районе Кунды противник обстрелял ТР “Балхаш”, “Тобол”, “Эвальд” и “Даугава”; в тот же день там же огнем артиллерии были уничтожены электромагнитные тральщики “Скат” и “Смелый”; 17 августа с мыса Пурикари был обстрелян дозорный СКА ПК-231; 18, 24 и 25 августа с мыса Юминда были обстреляны конвои, шедшие по фарватеру № 10 ТБ;
          © контр-адмирал в отставке Р.А. Зубков. Противоминная оборона корабельных сил Балтийского флота при их прорыве из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. ВИЖ № 11, 2003, С. 18 – 25.
          Подавить береговую артиллерию даже на временных позициях силами корабельных орудий без авиакорректировки вряд ли удастся - насчёт этого командование КБФ после СФВ иллюзий не имело. Зато для полевой артиллерии немцев - полное раздолье:
          При попытке же флота пройти прибрежным маршрутом артиллерийские батареи могли стрелять по кораблям практически в упор с расстояния 30— 40 кабельтовых (5,5—7,2 км) около 10 часов во время прохождения сил флота мимо них в кильватерной колонне со скоростью 5—6 узлов. Сложный в навигационном отношении проход узкостью по фарватеру № 13 ТБ ночью в условиях недействующего навигационного оборудования района плавания был бы чреват авариями кораблей, а дневное плавание в случае непрерывного прикрытия кораблей дымовыми завесами превратилось бы в ночное.
          © он же
          Северный фарватер на первый взгляд выглядит очень привлекательно - плотность и глубина минных заграждений там наименьшая. Но вся привлекательность этого фарватера сводится к нулю тем фактом, что он проходит прямо под носом батарей финской береговой обороны. И это не полевые орудия, а полноценная стационарная артиллерия. Например, на острове Мякилуото стоит пара 12"/52 (в своё время вместе с 12" о. Нарген они должны были перекрывать ФЗ). А на о. Куйвасаари, как раз на фланге основного МЗ - три таких же 12"/52.
          Так вот, если бы флот пошел курсом 54° до выхода на маршрут, удаленный от ФВК №10 ТБ на 7 миль, затем повернул на курс 77°, параллельный этим фарватерам, и шел им до параллели 60°, далее по этой же параллели, не обращая внимания на мели, к острову Гогланд, корабли находились бы в пределах досягаемости пяти орудий финских батарей калибра 305 мм на протяжении 34 миль перехода, т.е. на протяжении почти 7 часов. Подавить огонь этих батарей было бы нечем.
          © он же
          Вообще, северный фланг Юминдского минного заграждения имеет самое сильное прикрытие артиллерией - потому как его прикрывает береговая оборона Хельсинки.
          И остаётся командованию КБФ только центральный фарватер.
  21. trahterist
    trahterist 25 июня 2018 22:44
    +2
    Цитата: Vladimir 5
    Из всего вывод явно однозначный, как военный, он никакой, своим поведением старался "списаться" с подводников, но желающих заменить мало, вот и держали такого, хотя при надобности себя показывал хорошо..... Удача улыбнулась в 1945, вот только эта улыбка кривая, по исследованиям, эта девица "шведка" оказалась английскай агенткой, не зря приголубившая капитана-подводника и. передавшая информацию о немецких транспортах союзнику (англичане всегда ревносно топили любой флот, как конкурента своей главной опоре,- "грандфлит"., отсюда и самовольное покидание капитаном квадрата патрулирования и подозрительно долгое ожидание и успех, потому и звезду героя не дали. не так всё просто с этим удачливым - неудачливым моряком, и случайно подводником...Для наших флотов не хватало настоящих героев (причины организационные и системные), вот и поднимают личностей с аморалкой и удачными несколькими походами под занавес войны...

    Весьма странное суждение!
    'Как военный' он как раз таки был Очень даже КАКОЙ.
    При надобности и на смертельный риск шел не раздумывая, именно таких и называют Героями, а не тихих мышей, что лямку волокут, лишь бы до пенсии без залетов дослужить...
    А аморалка всегда и везде была, есть и будет!
    Особенно ярко это у генералов-адмиралов выражено.
    Только не принято ее афишировать
    1. Vladimir 5
      Vladimir 5 5 июля 2018 17:29
      -1
      Если служили, знаете, что есть пределы аморалке: гудеть и сливать напрягу, - командование понимает и гасит ( побили посуду, надрали морды, пощупали официанток и девок без перебора и тд. Губа и свободен)... Но замполита связать, при сталинских понималках, ПОЛИТИЧЕСКОЕ преступление, за которое и вышка может выпасть... Генеральская аморалка, это уже поздне брежневское явление, при ВОВ даже начал небыло...
  22. Морской Кот
    Морской Кот 26 июня 2018 19:59
    +2
    Цитата: Дирижер
    Ну давайте факты , а не треп курсистки . Почитайте . к примеру. что наши утопили на КСФ за войну. Боевого , а не мифы всякие. А англичан . можно и третировать, но на море они были гораздо лутче , Наши вот финский броненосец, Вайнемяйнен , 2 топили , и не утопили ))))


    Каков был состав неприятельского флота на ЧФ? Т.е. кого там было топить? Да ещё при подавляющем превосходстве германской авиации, спасибо, что вообще выходили в море. Про минные поля и цепи перегораживающие Финский залив слышали? Это на БФ. А на Северном Флоте какие у нас были корабли и сколько?
    К тому же исход войны на нашем фронте решался исключительно на сухопутном театре. Вот и выходит, что делали то, что могли. А такие люди как Маринеско и его экипаж даже несколько больше. А Вам непременно подавай потопленные крейсера и линкоры? Много их было у противника на Чёрном море и Балтике? Что же касается финского броненосца, то скажите на милость, кому был нужен этот ископаемый монстр? Меньше всего самим финам, наверное. Так что насчёт курсистки -- это Вы к зеркалу. tongue
    1. Кот_Кузя
      Кот_Кузя 26 июня 2018 21:54
      0
      Ну вот вы и сами пришли к выводу, что флот России/СССР нахрен не был нужен, и не нужен сейчас. Все решает армия, а не флот. Россия не островная страна как Британия, Япония или США, окруженная со всех сторон морем и не имеющая сильных соседей. Поэтому России надо развивать армию, а не увлекаться писькомерянием с морскими странами.
    2. Vladimir 5
      Vladimir 5 5 июля 2018 17:42
      -1
      Не надо защищать безмозглое командование КБФ (как и ЧМФ) , один переход из Таллина в Кроншдадт показывает всю сущность глупость, невладение ситуацией и неадекватность.... Немцы только авиацией утопили более половины судов и кораблей в походе, а это тысячи раненых бойцов, матросов ,. почему не сосредоточили на время похода всю возможную привлечь авиацию.- да им в голову не пришло то , что нецы делали ещё с 1939 года...
  23. Морской Кот
    Морской Кот 27 июня 2018 12:36
    +3
    Цитата: Кот_Кузя
    Ну вот вы и сами пришли к выводу, что флот России/СССР нахрен не был нужен, и не нужен сейчас. Все решает армия, а не флот. Россия не островная страна как Британия, Япония или США, окруженная со всех сторон морем и не имеющая сильных соседей. Поэтому России надо развивать армию, а не увлекаться писькомерянием с морскими странами.


    Доброго дня Коту от Кота! wink

    Честно говоря, я к этому выводу пришел ещё лет сорок назад, если не больше. Но... В середине семидесятых слушал одного нашего адмирала, который рассказывал о том как наши и штатники пасли друг друга на море во время индо-пакистанского конфликта. Так вот, адмирал с горечью рассказывал как достали наших моряков постоянно "висящие" над головой самолёты с белыми звёздами. И сколько было восторга, когда над ними пролетели наши стратеги, и ребята впервые за долгие месяцы увидели звёзды красные. Надо сказать, что адмирал тот был весьма далёк от лирического восприятия мира. А получилось, как он объяснил, следующее: наш МИД, уж не знаю как, договорился с некой страной (не помню с какой) о промежуточной посадке наших самолётов и таким образом получилось попугать натовцев и заодно поддержать наших.
    К чему я это всё: Получается так, что если наша страна собирается участвовать в решении неких мировых проблем вдали от собственной территории, то флот ей всё-таки нужен. Даже с авианосцами. hi
  24. Дирижер
    Дирижер 11 августа 2018 02:52
    0
    Особенно про атаку века набило оскомину . Атака века уж тогда потопление Бархэма или Синано . а не вооруженного зенитками транспорта практически без охранения.
  25. Parus
    Parus 14 декабря 2018 06:56
    0
    Автор что то слышал о том, что Маринеско все таки родился в Лохвице, Украина, и только потом был перевезен в Одессу?
  26. ABM
    ABM 7 октября 2019 20:35
    0
    Ванино - это далеко не Колыма, Хабаровский край, южнее Москвы по широте... Эх
  27. Niko
    Niko 28 октября 2019 15:57
    0
    Во флотах и армиях других стран тоже были люди убивавшие по ошибке или стечению обстоятельств женщин и детей ,но ГОРДИТЬСЯ ЭТИМ?????