Военное обозрение

Как войска «царя-ирода» штурмовали оплот русской веры

91
350 лет назад, 22 июня 1668 года, Соловецкий монастырь восстал против церковной реформы Никона и против царя-«ирода». Правительственные войска смогли взять оплот русской веры только после почти 8-летней осады (в 1676 году).


Предыстория

Церковную реформу Никона знаменитый на всю Россию Соловецкий монастырь осудил как ересь. Это выступление возглавил сам архимандрит Илья. Присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги решением совета соборных старцев были отвергнуты, богослужение проводилось по старым книгам. В следующем году Илья созвал всю соловецкую братию и увещевал её постоять за православие, не принимать «латинских» новшеств. Монахи подписали общий приговор, чтобы священники не смели служить по новопечатным книгам. Илья и его помощники стали распространять свои взгляды по всему Поморскому краю. Илья вскоре умер. Новый архимандрит Варфоломей пытался отменить приговор и ввести новые книги, но безуспешно. Стойкая приверженность старообрядчеству и проповедь о наступлении времени антихриста уже прочно укрепились среди братии и окрестного населения.

В 1666-1667 годах монахи написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В это же время состоялся Большой Московский собор, который окончательно одобрил реформы Никона. Варфоломей был вызван в Москву на собор и рассказал, что пытался ввести новые книги, но безуспешно. Для расследования собор отправил на Соловки комиссию во главе с ярославско-спасским архимандритом Сергием в сопровождении стрельцов. Соловецкие иноки приняли её крайне неприязненно и комиссия уехала, ничего не добившись. Летом 1667 года власти назначили настоятелем монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф прибыл в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля. Иосиф был изгнан из монастыря, настоятелем был избран бывший архимандрит любимого царем Саввы-Сторожевского монастыря Никанор, который удалился в Соловки на покой. Царю Алексею Михайловичу снова послали челобитную с просьбою оставить старые порядки. В декабре 1667 царь указал отобрать соловецкие вотчины в казну и прекратить монастырю подвоз хлебных припасов. Московский собор предал анафеме непокорных монахов и старообрядчество. Но Соловки не покорились.

Суть конфликта была в том, что Романовы и Никон шли по пути вестернизации России. Возможно, что это была концептуально-идеологическая диверсия с Запада. Они уничтожали «старые обряды» и внедряли новогреческие («латинские»), сжигали старые книги. А старообрядцы выступали как духовные наследники Сергия Радонежского. В итоге на официальном уровне происходила полная подмена смысла. Русское огненное и живое православие (славие прави, правды) подменяли пустой формой. Романовы начали преследовать людей за веру.

Как войска «царя-ирода» штурмовали оплот русской веры

Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. С. Милорадович

Восстание

3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. Монахи со многими находившимися у них в ссылке и на богомолье мирянами вооружились и приготовились к обороне. На уговоры отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами. Малый отряд стрельцов отступил. Началась осада, которая затянулась почти 8 лет.

Стоит отметить, что монастырь был мощной крепостью, направленной против Швеции. Само островное положение, на далеком море, полгода закованном во льды, удаленное от крупных городов, было отличной защитой. Монастырь был хорошо укреплён и вооружён (90 орудий и пищалей), а его население владело воинскими навыками. Гарнизон Соловков превышал 500 человек, в том числе до 200 монахов и послушников и более 300 мирян: крестьян, беглых холопов, стрельцов, донских казаков и даже иноземцев – шведов, поляков, татар. Рвение о старой вере придавало участником Соловецкого восстания большую моральную силу. Монастырь обладал большими запасами продовольствия на случай неожиданной шведской осады (на многие годы). Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря и поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря. Сообщения с берегом и доставка продовольствия ещё долго не прекращались.


Соловецкий монастырь (фото Сергея Прокудина-Горского, 1915)

Воевода Волохов стал на Заячьем острове в нескольких верстах от монастыря. Ничего не достигнув, на зиму ушел на твердую землю. Он поставил в Кемском городке заставу, с задачей не пропускать в монастырь запасов, а сам засел поблизости в Сумском остроге и занялся поборами с монастырских волостей. Тут он вошёл в конфликт с архимандритом Иосифом. Изгнанный из Соловецкой обители после начала восстания, Иосиф поселился на том же Заячьем острове, и откуда управлял сумскими и кемскими монастырскими вотчинами и всякими промыслами. Иосиф жаловался в Москву на злоупотребления Волохова, а последний доносил, будто архимандрит и его старцы бражничают, за государево здоровье не молятся и даже способствуют мятежникам. Распря дошло до того, что Волохов избил архимандрита и посадил его на цепь. Оба противника были вызваны в Москву и уже не вернулись на Белое море.

Подавлять восстание вместо Волохова в 1672 году направили стрелецкого голову Иевлева с подкреплением в 600 стрельцов из Холмогор и Архангельска. В августе 1672 года воевода с 725 людьми подступил к монастырю, но ограничился тем, что сжег ближние хозяйственные постойки, побил скот и ушел в Сумский острог, сославшись на недостаток боеприпасов. Тут он по примеру Волохова начал притеснять местных крестьян с целью наживы, оправдываясь сбором провианта для своего отряда. Таким образом, первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами. Летом царские войска высаживались на Соловках, пытались блокировать монастырь и прервать его связь с материком, а на зиму уезжали на берег в Сумский острог. Причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на зиму по домам.

В 1673 году Иевлева отозвали. Руководить подавлением бунта было поручено Ивану Мещеринову с новым подкреплением и указом «быть на Соловецком острове неотступно». Подчиненные ему начальники (иноземцы Келер, Буш, Гутковский и Стахорский) должны были обучать стрельцов пехотному строю и стрельбе. Летом 1674 года Мещеринов собрал ладьи и карбасы и высадился на Соловецком острове. Тут выяснилось, что Иевлев, предав огню постройки, окружавшие монастырь, облегчил оборону и затруднил нападение. Строения давали бы возможность осаждающим скрытно и близко подойти к стенам, имея некоторую защиту от обстрела. Теперь стрельцам приходилось действовать против мятежников на открытой местности под огнём крепостной артиллерии. Грунт был каменистый, и шанцы (окопы) приходилось копать с большим трудом. Кое-как укрепившись, стрельцы стали обстреливать монастырь, оттуда отвечали. Наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. Там повторилось то же, что было при Волохове и Иевлеве. В Москву пошли жалобы на притеснения и корысть воеводы Мещеринова, который под видом сбора продовольствия производил поборы в Сумском уезде.

Самым ярым мятежником стал бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор. Он благословил на стрельбу из пушек, ходил по башням и кропил святой водой голландские пушки, приговаривая: «матушки мои галаночки, надеемся на вас». Рядом с Никанором во главе Соловецкого восстания действовали келарь Маркел, городничий старец Дорофей, прозванием Морж, сотники Исачко Воронин и Самко. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В начале 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя-«ирода». Это привело к расколу среди восставших. Мятежники выгнали из монастыря некоторых черных священников, а другие ушли сами, явившись к Мещеринову, принеся покаяние царю и распространяя про участников Соловецкого восстания разные порочащие слухи. Раскаявшиеся священники изъявили согласие принять новоисправленные книги и троеперстие.

Стрелецкий отряд усилили. Летом 1675 года Мещеринов снова высадился у монастыря, имея более 1000 ратников. На сей раз он решил осаждать монастырь и зимой, для чего устроил вокруг монастыря 13 земляных городков с пушками и повел подкопы под три башни. Однако защитники монастыря активно оборонялись, стреляли из пушек и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке защитников монастыря. 23 декабря 1675 года (2 января 1676 года) отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, но штурм был отбит, погибли 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.

Таким образом, монастырь ещё мог долго обороняться, если бы не помогла измена. В ноябре из монастыря убежал чернец Феоктист. Он указал Мещеринову слабое место обороны восставших: слегка заложенное камнями окно у Белой башни. Воевода сначала не обратил на это внимание. Но после неудачного штурма, Мещеринов воспользовался советом Феоктиста. В ночь на 22 января (1 февраля) 1676 года он послал отряд с майором Кашиным. Феоктист знал час, когда караулы расходятся по кельям, а на стенах остается только по одному человеку. Стрельцы выломали камни в окне, вошли в Белую башню и впустили войско. Защитники монастыря обнаружили противника слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов и погибли в неравном бою, остальных разоружили. К рассвету монастырь был в руках царской рати. Вожди Соловецкого восстания - архимандрит Никанор и сотник Самко - были повешены. Также казнили 26 других активных участников мятежа, других заточили по острогам. Есть источники, которые сообщают о пытках и зверствах – защитников монастыря топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, морозили во льду. Часть простых людей, которые повинились, простили.

Немного позже Романовы сожгли духовного вождя старообрядцев протопопа Аввакума и десятки его последователей. Однако, несмотря на жестокий террор и жестокость, ряды сторонников старой веры ширились и крепли. В России происходит раскол: народ и власть отделяются друг от друга (главная предпосылка катастрофы 1917 года). При этом от России Романовых отпала самая пассионарная, лучшая, трудолюбивая и живущая по совести часть народа. В раскол ушло до 20% населения Руси. Староверы уйдут в отдаленные, глухие области (русский Север, Запорожье, Урал, Сибирь) и создадут свою, «параллельную» Россию. А в остальной, «никонианской» России произойдёт постепенная утрата веры, падение авторитета церкви и духовенства. Веры будет выхолощена, станет формальностью. Казенное никонианское православие будет мельчать и вырождаться, станет просто формой без огненной сути. В итоге мы увидим катастрофу 1917-1918 гг. с взорванными храмами и расстрелянными священниками и монахами (при полном равнодушии большей части народа).


«Путешествие Аввакума по Сибири» (1898). С. Милорадович
Автор:
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Андрей Сухарев
    Андрей Сухарев 25 июня 2018 05:53
    +14
    Религия- опиум для народа. Чем труднее живут люди, тем больше церквей.
    1. Бар1
      Бар1 25 июня 2018 07:06
      +10
      традики ,как то не особенно объясняют причину раскола.Все эти бунты и вся кровь была оказывается из за
      замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как
      -неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
      -написание «Иисус» вместо «Исус»;
      -сокращение числа просфор для литургии;
      -во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
      движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
      -в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.
      Это объяснение РПЦ и официальной науки.Неужели ради таких мелочей люди массово восставали против власти и шли на гибель и изгнание?
      Мы никогда не поймём ,что же происходило тогда и какая на самом деле была обстановка в мире и на Руси,если будем читать только официальную историю.
      1. Korsar4
        Korsar4 25 июня 2018 07:12
        +6
        Это не мелочи.

        Как не мелочи и то, что, например называя людей " традики" Вы проявляете неуважение.

        Одну логику вижу - "Багира нас заметила" (с).
        1. Бар1
          Бар1 25 июня 2018 07:19
          +3
          Цитата: Korsar4
          Это не мелочи.


          вы не хотите представить себе картину того времени,раскол длился СТОЛЕТИЯМИ вплоть до революции ,староверы ради этого троеперстия разбегались с Руси по всему миру. Нет официальная наука меня не убеждает со своими "традиционными" объяснениями.

          Цитата: Korsar4
          ак не мелочи и то, что, например называя людей " традики" Вы проявляете неуважение.


          опять не поняли ,не людей,а традиционную историческую науку,которая врёт и изворачивается ничего не желая рассказать на самом деле.
          1. Korsar4
            Korsar4 25 июня 2018 07:24
            +3
            Что прочитал у Вас - то и прочитал.
            И это топором уже не вырубить.
          2. dsk
            dsk 25 июня 2018 16:40
            +1
            Цитата: Бар1
            раскол длился СТОЛЕТИЯМИ вплоть до революции

            Именной высочайший Указ Николая II, данный Сенату, Об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 года.
            Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году, созванный для избрания патриарха, специально рассмотрел вопрос о «клятвах на старые обряды и на придерживающихся их» и принял следующее решение: "Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им."
            В 1974 году аналогичное решение приняла и Русская православная церковь за рубежом.
            17 мая 2007 года Патриархом Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром был подписан Акт о каноническом общении, которым был ликвидирован восьмидесятилетний раскол между Московским патриархатом и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) /wikipedia/.
        2. Нагайбак
          Нагайбак 9 июля 2018 14:05
          0
          Korsar4"Как не мелочи и то, что, например называя людей " традики" Вы проявляете неуважение."
          Через какое то время выяснится как и откуда пришли к нам эльфийцы и прочие тартарарийцы.))) И кто прикладывал усилия к их продвижению. А те кто на сайте отсвечивает просто попки)))).... которые приняли на веру обычную чушь и пытаются ее здесь отстаивать.)))
    2. tlSver4-K-L(tat)
      tlSver4-K-L(tat) 26 июня 2018 23:53
      +1
      Во-первых, про опиум- это цитата, не твоя мысль, гр. Сухарев.
      Во-вторых, и это самое главное, ты ничего не понял из статьи...
      1. tlSver4-K-L(tat)
        tlSver4-K-L(tat) 27 июня 2018 00:06
        +1
        СЧамое главное, что было предпринято в РФ , это то, что было признание Русской Православной Церковью митрополита старообрядцев (кстати, до крещения Сергий Радонежский носил имя Варфоломей) и награждение митрополита орденом "Дружбы Народов",
        и Варфоломеем назвался патриарх Иерусалимский.
        Как-то эти события по воле Небес объединились и случилось это в 2013 году.
        Этот факт имел огромное значение.
  2. Ольгович
    Ольгович 25 июня 2018 06:19
    +11
    При этом от России Романовых отпала самая пассионарная, лучшая, трудолюбивая и живущая по совести часть народа. В раскол ушло до 20% населения Руси. Староверы уйдут в отдаленные, глухие области (русский Север, Запорожье, Урал, Сибирь) и создадут свою, «параллельную» Россию. А в остальной, «никонианской» России произойдёт постепенная утрата веры, падение авторитета церкви и духовенства.

    Пока они создавали параллельную Россию в глухих местах , остальные 80% народа во главе с Романовыми построили реальную Россию, самую большую страну в мире.
    Более того, часть параллельной России сражалась с Отечеством в рядах отъявленных врагов России-Турции...
    1. Фишер Мартин
      Фишер Мартин 25 июня 2018 07:03
      +5
      Цитата: Ольгович
      Пока они создавали параллельную Россию в глухих местах , остальные 80% народа во главе с Романовыми построили реальную Россию, самую большую страну в мире.

      А в остальной, «никонианской» России произойдёт постепенная утрата веры, падение авторитета церкви и духовенства. Веры будет выхолощена, станет формальностью. Казенное никонианское православие будет мельчать и вырождаться, станет просто формой без огненной сути. В итоге мы увидим катастрофу 1917-1918 гг. с взорванными храмами и расстрелянными священниками и монахами (при полном равнодушии 80 % народа). laughing
      1. Korsar4
        Korsar4 25 июня 2018 07:15
        +2
        Так же представляю.

        Только в этой долгой смуте находится место и тому, что старообрядческое купечество революцию спонсировало.
      2. Ольгович
        Ольгович 25 июня 2018 07:56
        +3
        Цитата: Фишер Мартин
        при полном равнодушии 80 % народа

        Да-да именно о равнодушии народа говорят эти ОФИЦИАЛЬНЫЕ нерабочие праздничные дни в 1925 году:

        1 января — Новый Год
        22 января — День 9 января 1905 года
        12 марта — Низвержение самодержавия
        18 марта — День Парижской Коммуны
        18 апреля — Страстная суббота
        19—20 апреля — Пасха
        1 мая — День Интернационала
        28 мая — Вознесение
        7 июня — Троица
        8 июня — Духов день
        6 августа — Преображение
        15 августа — Успение
        7 ноября — День Пролетарской Революции
        25—26 декабря — Рождество
        fool yes
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
    2. Бар1
      Бар1 25 июня 2018 07:10
      0
      Цитата: Ольгович
      Романовыми построили реальную Россию, самую большую страну в мире.


      страна и до западников была самая большая,ваша "реальная" Россия отвергла веру отцов и обратилась к вере чужой не руской.
      Что касается войн ,то романовым надо было ,как то уничтожать народы имеющих старые устои,поэтому и вели романовы войны до самого расстрела царей.
      1. Фишер Мартин
        Фишер Мартин 25 июня 2018 07:28
        +1
        Цитата: Бар1
        страна и до западников была самая большая,ваша "реальная" Россия отвергла веру отцов и обратилась к вере чужой не руской.

        И церковь стала обслуживать интересы правящего класса bully
        Цитата: Бар1
        Что касается войн ,то романовым надо было ,как то уничтожать народы имеющих старые устои,поэтому и вели романовы войны до самого расстрела царей.

        Ну Романовы были разные и эпоха их была не однозначна, как и всё в нашей истории. hi
      2. Ольгович
        Ольгович 25 июня 2018 08:02
        +2
        Цитата: Бар1
        страна и до западников была самая большая

        В школу! Ну, или:"В САД!"
        Цитата: Бар1
        ваша "реальная" Россия отвергла веру отцов и обратилась к вере чужой не руской.

        lol Знаем, знаем: Иисус-русский человек, как и Византия-русская страна wink
        У Вас есть соратники на Руине:они считают так же, правда ,истинными руськими -себя считатют. lol
        1. мордвин 3
          мордвин 3 25 июня 2018 09:27
          +2
          Цитата: Ольгович
          В школу! Ну, или:"В САД!

          Ольгович, а как насчет Масленницы? Языческий праздник ведь.
        2. Бар1
          Бар1 25 июня 2018 09:37
          0
          Цитата: Ольгович
          В школу! Ну, или:"В САД!"


          стандартный ответ от традика.

          Цитата: Ольгович
          Знаем, знаем: Иисус-русский человек, как и Византия-русская страна
          У Вас есть соратники на Руине:они считают так же, правда ,истинными руськими -себя считатют.


          паяц...
      3. avt
        avt 25 июня 2018 08:48
        +5
        Цитата: Бар1
        Россия отвергла веру отцов и обратилась к вере чужой не руской.

        bully
        Цитата: Ольгович
        В школу! Ну, или:"В САД!
        И то не поможет. bully
        Каку таку
        Цитата: Бар1
        веру отцов
        ??? С какого момента считать то надумали ? С аналогичной церковной реформы Василия №3 ,которую продолжил Ваня №4 ? Или сразу начнёте родноверить с крещения Владимиром ? bully
        Цитата: Фишер Мартин
        И церковь стала обслуживать интересы правящего класса

        А это было всегда и везде и с разными религиями в МИРЕ, ВСЕ правители рихтовали религию под себя и выкидывали все эти
        Цитата: Бар1
        старые устои

        ради сиюминутной выгоды в укреплении личной власти . Причём КПСС возведшая идеологическую теорию в ранг религиозного культа , не исключение из правила. Понадобилось приватизировать страну - моментально отреклись от своих проповедуемых идеалов и практически не опротестанились- замасонились на раз. bully
        1. Бар1
          Бар1 25 июня 2018 09:41
          0
          Цитата: avt
          С какого момента считать то надумали ? С аналогичной церковной реформы Василия №3 ,которую продолжил Ваня №4 ? Или сразу начнёте родноверить с крещения Владимиром


          а чё при Василии3 был раскол? Болтать не надо лишнего.
          1. avt
            avt 25 июня 2018 09:44
            +6
            Цитата: Бар1
            а чё при Василии3 был раскол? Болтать не надо лишнего.

            Учи матчасть . Тогда и
            Цитата: Бар1
            Болтать

            глупости не придётся .
          2. Weyland
            Weyland 25 июня 2018 15:35
            +3
            Цитата: Бар1
            а чё при Василии3 был раскол?

            И еще какой! гуглите "иосифляне и нестяжатели"
            1. Бар1
              Бар1 25 июня 2018 23:35
              0
              Цитата: Weyland
              Цитата: Бар1
              а чё при Василии3 был раскол?

              И еще какой! гуглите "иосифляне и нестяжатели"


              вот вовсе не "ещё какой" .По масштабам и конфликт между стяжателями и нестяжателями ,а так же ересью жидовствующих с расколом 17века рядом не стоят.Не стоят они рядом и по идеологии,реформы Никона -это замена именно веры отцов на западные устои,а конфликты 15-16в не затрагивали глубины церковных канонов.
              Да и вообще скорей всего все эти "церковные конфликты" 15-16в ,это отражение именно раскола и перенесено ,как водится у традикоф в 15-16в.
              1. Weyland
                Weyland 26 июня 2018 10:36
                0
                Цитата: Бар1
                По масштабам и конфликт между стяжателями и нестяжателями ,а так же ересью жидовствующих с расколом 17века рядом не стоят.

                Ха-ха! По уровню противоречий - да, а вот по экономическим последствиям... Да если бы Василия инсульт не хватил, то он, основываясь на идеях нестяжателей, провел секуляризацию лет на 20 раньше, чем лютеране в Европе! Вы хоть представляете, какое это было мегабабло?
      4. Sovpadenie
        Sovpadenie 27 июня 2018 11:13
        0
        стесняюсь спросить, а какая она- "русская вера отцов"? Кто устанавливает эти критерии ? Если уж от корней, то это язычество. А эту веру, тоже как то князь- реформато под корень извёл.
    3. Weyland
      Weyland 25 июня 2018 15:33
      +2
      Цитата: Ольгович
      часть параллельной России сражалась с Отечеством в рядах отъявленных врагов России-Турции...

      Ошибаетесь: это бывшие запорожцы Задунайской Сечи (ни разу не староверы) от всей души резали "клятых м.ск.лей", а старообрядцы-некрасовцы, хотя и служили Турции, свято блюли "заветы Игната": "Против России - не воевать!". Кстати, уже на турецкой территории между задунайцами и некрасовцами была настоящая война - причем битвы между бывшими соратниками-казаками — запорожцами и донцами-некрасовцами были чрезвычайно кровопролитным. Некрасовцы выслеживали отряды запорожцев и, неожиданно напав, вырезали всех до одного. Зато, когда запорожцы врывались в некрасовскую слободу, то не оставляли живыми даже женщин и детей.
      Турецкое правительство в войну некрасовцев и запорожцев не вмешивалось.
      1. Бар1
        Бар1 25 июня 2018 23:36
        +1
        Цитата: Weyland
        ато, когда запорожцы врывались в некрасовскую слободу, то не оставляли живыми даже женщин и детей.
        Турецкое правительство в войну некрасовцев и запорожцев не вмешивалось.


        это откуда такое? Ссылку?
        1. Weyland
          Weyland 26 июня 2018 10:39
          0
          Цитата: Бар1
          это откуда такое? Ссылку?

          в википедии наберите "Задунайская Сечь" - внизу там пруфы есть!
          1. Бар1
            Бар1 27 июня 2018 10:43
            0
            Цитата: Weyland
            Задунайская Сечь

            то что некрасовцы и убивали казаков -это вполне вкладывается в концепцию ТИ т.е. сплошное враньё.И у казаков и у некрасовцев был один враг -немцы- романовы.И тот и другой народ был гоним и гоним был романовыми и ихними идеологическими приспешниками -РПЦ.
            И вообще на конкретный вопрос давайте конкретный ответ ссылку или цитату,а не- "ищите сами здесь"...
      2. Ольгович
        Ольгович 26 июня 2018 09:07
        +1
        Цитата: Weyland
        Ошибаетесь: это бывшие запорожцы Задунайской Сечи (ни разу не староверы) от всей души резали "клятых м.ск.лей", а старообрядцы-некрасовцы, хотя и служили Турции, свято блюли "заветы Игната": "Против России - не воевать!".

        Сам Некрасов против России и воевал! Кто его разбил в боях? belay
        Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов.

        В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.
        Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

        Источник: Некрасовцы: казаки, которые стали турками
        © Русская Семерка russian7.ru
    4. costo
      costo 26 июня 2018 01:05
      +2
      Доброго времени суток, Андрей hi
      Более того, часть параллельной России сражалась с Отечеством в рядах отъявленных врагов России-Турции...

      Некрасовцы - не совсем корректный пример. Ярые фанатики не в счет.
      Добрая половина российского казачества была староверами. Именно под влиянием гребенского старшины А.Бековича, более известного как "Хасбулат" или "Князь Черкесский", Петр 1 и принял свой знаменитый "закон о бороде", где уровнял в правах казаков старой и новой веры. Добрая половина казачих храмов России имеет купола Голубого и серебряного цвета, а не золотого как православные. Добрая половина, дошедшего до нас казачьего оружия отделано серебром, а не золотом, какая уж тут паралельная Россия
      вот фото 1906 года терские конвойцы СЕИВГ (личная царская охрана) бритые -православные, бородатые - староверы. Кого больше?
    5. Михаил Матюгин
      Михаил Матюгин 1 июля 2018 20:34
      0
      Цитата: Ольгович
      Пока они создавали параллельную Россию в глухих местах , остальные 80% народа во главе с Романовыми построили реальную Россию, самую большую страну в мире.
      Более того, часть параллельной России сражалась с Отечеством в рядах отъявленных врагов России-Турции...

      Тут всё не так просто. Во первых, зачем участвовать в делах государства, во главе которого встали слуги Антихриста ? Расширять и укреплять его - служить антихристианской власти. Именно так считали те, кто выступил против рефор Никона и Ко.

      Во вторых, касательно сражаться на стороне Турции. Снова не совсем так. Те же например казаки-некрасовцы имели особые договорённости не посылаться султаном против русских, а служили на иных территориях и т.п.
  3. Korsar4
    Korsar4 25 июня 2018 07:04
    +1
    Статья сильно неоднозначная.

    С чем согласен: раскол - одна из предпосылок 1917 года.

    Православное священство считает, что в рукописных книгах накопились ошибки.
    Думаю, не все так просто.

    А крепость характеров многих старообрядцев сомнению не подлежит.
    1. Фишер Мартин
      Фишер Мартин 25 июня 2018 07:18
      +4
      Цитата: Korsar4
      Статья сильно неоднозначная.

      С чем согласен: раскол - одна из предпосылок 1917 года.

      Православное священство считает, что в рукописных книгах накопились ошибки.
      Думаю, не все так просто.

      Ну тык Романовы подгоняли церковь под себя , оттуда и Никонианская реформа. Это как с Генрихом Восьмым - когда Папа не разрешил ему женится на Болейн и расстаться с Катей Арагонской, тот решил оторвать местную церковь от Рима и сами стать Главой Церкви. После чего естественно женился на Анне Болейн. lol
      1. Korsar4
        Korsar4 25 июня 2018 07:40
        +1
        А Вы представляете - что благочестивый юноша Алексей Михайлович: "Дай ка подгоню Церковь под себя." Или какая фигура за ним стояла?

        "Темна вода в облацех" (с).
        1. Фишер Мартин
          Фишер Мартин 25 июня 2018 07:52
          +3
          Цитата: Korsar4
          А Вы представляете - что благочестивый юноша Алексей Михайлович: "Дай ка подгоню Церковь под себя."

          Представляю. Он хоть и Тишайший, но как известно в тихом омуте больше чертей водиться wink
          Цитата: Korsar4
          Или какая фигура за ним стояла?

          Не фигура , а фигуры , Алёша не вакууме же находился . Были интересы правящего класса , полонизированного кстати . Вот так вот bully
          1. Weyland
            Weyland 25 июня 2018 15:39
            0
            Цитата: Фишер Мартин
            Он хоть и Тишайший, но как известно в тихом омуте больше чертей водиться

            Тишайший - это калька одного из его официальных титулов, скопипащенных у Европы ("серениссимус"). Причем прозвище скорее ироническое - он был крайне вспыльчив, во время службы в церкви мог покрыть матом чтеца за ошибку в титуловании патриарха !
            1. avt
              avt 25 июня 2018 16:56
              +3
              Цитата: Weyland
              Тишайший - это калька одного из его официальных титулов, скопипащенных у Европы ("серениссимус"). Причем прозвище скорее ироническое - он был крайне вспыльчив, во время службы в церкви мог покрыть матом чтеца за ошибку в титуловании патриарха !

              Чтеца!!?? Да по мемуарам ( правда в повторных ,,бюджетных" изданиях это убрали, а в первом -,,подарочном" было) отца Павла , ,,Тишайший" во время службы Никона в Саввино-Сторожевском монастыре своём любимом в присутствии патриарха Макария Антиохийского со свитой , крыл Никона ни много ни мало ,,бляжим сыном".!!!На что Никон ему только - ,По что государь ??" Уж тише просто некуда ! bully Модераторы могу , ну в рамках правил сайта о мате, сверить это в первоисточнике с подтверждением издания московской патриархии в архиве МИДа РФ, где хранятся рукописи отца Павла на арабском и перевод её на аглицкую мову .
  4. bober1982
    bober1982 25 июня 2018 07:38
    +4
    Статья написана с грубыми ошибками, главная из которых - сам факт восстания на Соловках преподносится,как борьба за чистоту веры против злобных правительственных церковников, "притянули" сюда старообрядцев (раскольников),естественно,как идейных борцов за нашу родную (?),справедливую (?) веру.
    На момент решающих сражений с бунтовщиками, как таковых монахов в монастыре почти не осталось,а оборонялся вообщем-то обычный сброд - разбойники,разинцы,беглые и проч.
    1. Korsar4
      Korsar4 25 июня 2018 07:49
      +5
      Для Старообрядческой Церкви восставшие - мученики и исповедники.
    2. Boris55
      Boris55 25 июня 2018 07:50
      +3
      Цитата: bober1982
      сам факт восстания на Соловках преподносится,как борьба за чистоту веры

      Есть факт, ни кем не отрицаемый, о том, что Никон проводил реформы. Именно его реформы привели к расколу единой церкви. По факту Никон - раскольник. И не надо нас убеждать в том, что только неадекваты были с ним не согласны.
      Видео в тему:.
      1. bober1982
        bober1982 25 июня 2018 08:08
        +2
        Цитата: Boris55
        И не надо нас убеждать в том, что только неадекваты были с ним не согласны.

        Я никого и не убеждаю, неадекватов, как вы выразились, было достаточно с обеих враждующих сторон.Власти совершили ошибку,конфисковав монастырские вотчины и промыслы (за непослушание), тем самым сами же власти и перевели восстание в экономическую борьбу.
        1. Boris55
          Boris55 25 июня 2018 08:19
          +1
          Цитата: bober1982
          Я никого и не убеждаю, неадекватов,

          А как же это понимать: "...а оборонялся вообщем-то обычный сброд - разбойники,разинцы,беглые и проч..."?
          Не надо забывать ещё и о том, что церковь в те времена была, что-то вроде партии по нынешнему. Пришла новая власть, этой власти было необходимо политическое обеспечение. Новая власть стремилась поработить народ (крепостное право). Народ с этим был не согласен... Это основная причина раскола. Всё остальное - это последствия. Открытое противостояние закончилось казню стрельцов. Но РПСЦ существует и по ныне.
      2. Reptiloid
        Reptiloid 25 июня 2018 08:37
        0
        Пока нет времени посмотреть видео. Скорей всего вечером дома посмотрю. Читал о том, что люди, не согласные с вопросами веры, бежали массами из Государства Российского в другие страны или в Сибирь, что ближе. А пограничные заставы, в первую очередь, были против убегающих из страны, а не против тех, кто хотел проникнуть в страну
        1. Boris55
          Boris55 25 июня 2018 09:37
          0
          Цитата: Reptiloid
          Пока нет времени посмотреть видео.

          Посмотрите обязательно, да же если будите не согласны с увиденным, всё равно это будет полезно. В видео то, что на сегодня известно официальной науке и чему учат будущих учителей наших школ. МПГУ - Московский педагогический государственный институт, дата основания 1872 г.
      3. Бар1
        Бар1 25 июня 2018 10:23
        0
        Пыжиков разводит национализм,например его пассаж -" польско-украинские группировки" ,несмотря на то что тогда никаких украинцев не было,т.е мы люди должны проникнуться неприятием всего украинского,как вредоносного и интриганского против Руси.
        1. Boris55
          Boris55 25 июня 2018 10:27
          0
          Цитата: Бар1
          " польско-украинские группировки"

          В своей книге Пыжиков даёт пояснение к употребляемым им словом украина. Этим он обозначает часть территории Руси, что бы современному обывателю было легче ориентироваться в пространстве. Извиняюсь, что сразу не дал этого пояснения под видео.
          1. Бар1
            Бар1 25 июня 2018 10:36
            0
            Цитата: Boris55
            Цитата: Бар1
            " польско-украинские группировки"

            В своей книге Пыжиков даёт пояснение к употребляемым им словом украина. Этим он обозначает часть территории Руси, что бы современному обывателю было легче ориентироваться в пространстве. Извиняюсь, что сразу не дал этого пояснения под видео.


            не,не,не так Пыжиков многократно употребляет именно конкретно -"польско-украинские" группировки,что это такое? Там есть слова про Могилянскую духовную академию в Киеве,но это ещё не вся украина,как всу или порошенко тоже не вся украина,поэтому тут Пыжиков вводит в заблуждение народ намеряно.
            1. Boris55
              Boris55 25 июня 2018 10:41
              0
              Цитата: Бар1
              Там есть слова про Могилянскую духовную академию в Киеве,но это ещё не вся украина,

              А вы карту Украины 17-го века можете выложить? laughing
              1. Бар1
                Бар1 25 июня 2018 10:44
                0
                Цитата: Boris55
                Цитата: Бар1
                Там есть слова про Могилянскую духовную академию в Киеве,но это ещё не вся украина,

                А вы карту Украины 17-го века можете выложить? laughing

                украины ,как государства в 17 в не было,какая карта вам нужна?
    3. Фишер Мартин
      Фишер Мартин 25 июня 2018 08:01
      +3
      Цитата: bober1982
      Статья написана с грубыми ошибками, главная из которых - сам факт восстания на Соловках преподносится,как борьба за чистоту веры против злобных правительственных церковников, "притянули" сюда старообрядцев (раскольников),естественно,как идейных борцов за нашу родную (?),справедливую (?) веру.

      Одним из фактором восстания была как раз Никонианская реформа, которую на дух не переносили тогдашние священнослужители.
      Цитата: bober1982
      На момент решающих сражений с бунтовщиками, как таковых монахов в монастыре почти не осталось,а оборонялся вообщем-то обычный сброд - разбойники,разинцы,беглые и проч.

      Как раз монахи вместе с простым людом и обороняли Соловецкий монастырь. И не надо здесь ничего упрощать.
      1. bober1982
        bober1982 25 июня 2018 08:22
        0
        Цитата: Фишер Мартин
        Одним из фактором восстания была как раз Никонианская реформа

        Согласен.
        Цитата: Фишер Мартин
        Как раз монахи вместе с простым людом и обороняли Соловецкий монастырь. И не надо здесь ничего упрощать.

        А вот здесь не согласен.Не такие и простые люди обороняли монастырь.Властями была совершена ошибка,когда в монастырь ссылали стрельцов,беглых, бродяг и тому подобное.Тогда о какой борьбе за чистоту веры можно говорить?
        И не надо, наоборот, всё усложнять............История об отцах и страдальцах Соловецких, за благочестие пострадавших...... , это и называется,передёргиванием фактов.
        1. Boris55
          Boris55 25 июня 2018 08:27
          0
          Хронология раскола в Русской церкви

          Февраль 1651 года — после церковного собора было объявлено о введении «единогласия» в богослужении вместо «многогласия» по всем церквям. Царь Алексей Михайлович, не утвердив соборного постановления 1649 года о допустимости «многогласия», поддерживаемого Московским патриархом Иосифом, обратился к Константинопольскому патриарху, который решил этот вопрос в пользу «единогласия». На этом же стояли царский духовник Стефан Вонифатьев и постельничийФёдор Михайлович Ртищев, которые упросили царя Алексея Михайловича утвердить в церквах единогласное пение вместо многогласного.
          11 февраля 1653 года — патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении.
          21 февраля 1653 года — Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.
          Cентябрь 1653 года — Протопопа Аввакума бросают в подвал Андрониевского монастыря, где он просидел 3 дня и 3 ночи «не евши и не пивши». Увещевают принять «новые книги», однако безуспешно. Патриарх Никон велел расстричь его. Но царь заступается, и Аввакум Петров был сослан в Тобольск.
          1654 год — патриарх Никон устраивает церковный собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику. Среди участников собора был епископ Коломенский и Каширский Павел. На соборе он открыто выступил в защиту «старых книг», а под соборными постановлениями вместо подписи написал: «Если кто от преданных обычаев святой соборной церкви отымет, или приложит к ним, или каким-либо образом развратит, анафема да будет». Никон избил Павла на соборе, сорвал с него мантию, без соборного суда лишил епископской кафедры и сослал в Палеостровский монастырь.
          1654 год — по приказу патриарха Никона начинают сжигать старые иконы.[источник не указан 94 дня] Это был шок для массы верующих, в сознании которых принцип иконопочитания является безусловным для православной христианской культуры.
          Прибл. 1655 год — ссылка протопопа Аввакума с семьёй «в Даурскую землю». Шесть лет провёл там Аввакум, доходил до Нерчинска, Шилки и Амура. К 1663 году, после ухода от дел патриарха Никона, возвращён в Москву.
          1654 — 1655 год — патриарх Никон посылает послание с вопросами о необходимости унификации русских обрядов, считая их еретическими, по греческим образцам; в Константинополе патриарх Паисий собрал собор, на который пригласил 28 архиереев, и присылает соборный ответ, в котором пишет, что разница в обрядах не является преступлением против догматов и признаком ереси и раскола; разные поместные церкви вполне могут отличатся порядками, например, временем совершения литургии или какими перстами должен благословлять священник.[11][12]
          Начало 1656 года — Поместный собор, проходивший в Москве, и собранный патриархом Никоном с участием четырех восточных иерархов: Антиохийского патpиаpхаМакаpия, Сеpбского патpиаpха Гавpиила, митpополита Hикейского Гpигоpия и митрополита всей Молдавии Гедеона, осудил двоеперстие, а всех крестящихся двоеперстно проклял. Все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Отца, Сына и Святого Духа. Издание книги под названием «Скрижаль».
          В неделю Торжества православия (в первое воскресение Великого поста) 1656 года — в московском Успенском соборе Патриархом Антиохийским Макарием, Патриархом Сербским Гавриилом и митрополитом Никейским Григорием была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами во время богослужения.
          3 (16) апреля 1656 года — епископ Павел Коломенский переведён под более строгий надзор в новгородский Хутынский монастырь, где и был, по-видимому, убит.
          1664 год — протопоп Аввакум сослан в Мезень, где он продолжил свою проповедь и поддерживал своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».
          29 апреля 1666 года — царь Алексей Михайлович произнес перед Большим Московским церковным собором речь, в которой говорил о том, что на Руси Православная вера насаждена апостолами через Кирилла и Мефодия , Ольгу и Владимира. Эту веру царь назвал чистой пшеницей. Далее он перечислял заблуждения противников реформы («раскольников» или «диаволе семя»), говоривших про церковь хулы: «яко церковь не есть церковь, тайны божественные — не тайны, крещение — не крещение, архиереи — не архиереи, писания — лестна, учения — неправедное, и вся скверна и не благочестна.» Далее царь говорил, что надо очищать пшеницу (церковь) от плевел (раскольников), опираясь на авторитет четырех «адамантов» : восточных греческих патриархов. В ответ от имени русских архиереев выступил митрополит Иоаким, который согласился с царем, назвав раскольников «врагами и супостами» церкви, и который просил царя помочь покорить врагов архиереям с помощью царской власти.
          15 мая 1666 года — перед Большим Московским церковным собором предстал протопоп Аввакум, который отказался принести покаяние, и был осужден в ссылку вПустозерский острог на Печоре. На соборе отказался принести покаяние и поп Лазарь, за что был сослан в тот же острог. На собор был приведен диакон Благовещенского собора Феодор, который на соборе не принес покаяние, был предан анафеме, и был сослан в Николо-Угрешский монастырь. Вскоре он прислал свое письменное покаяние на собор, был прощен, но затем вернулся к своим прежним взглядам, за что ему в 1667 году отрежут язык и отправят в Пустозерский острог, в ссылку, а затем сожгут живьем в срубе вместе с протопопом Аввакумом.
          1. Boris55
            Boris55 25 июня 2018 08:28
            0
            На втором этапе Большого Московского церковного собора 1666—1667 годов патриарху Макарию Антиохийскому, вместе с также участвующим в работе СобораПаисием, патриархом Александрийским, удалось навязать чрезвычайно жесткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые фактически сделали необратимым раскол в Русской Церкви. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками и еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.
            1667 год — из-за отказа братии Соловецкого монастыря принять нововведения правительство распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря.
            С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Старообрядцы совершали нападения на монастыри, грабили монахов-никониан, захватывали церкви.
            22 июня 1668 года — На Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря (Соловецкое восстание).
            Ноябрь 1671 года — верховная дворцовая боярыня, представительница одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государстваФеодосия Морозова, твёрдая сторонница старого обряда, была перевезена в Чудов монастырь в Кремле, откуда после допросов отправлена в заключение на подворье Псково-Печерского монастыря.
            1672 год — в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 старообрядцев.[источник не указан 38 дней] Первый известный случай массовых самосожжений, так называемых «гарей».
            Конец 1674 года — боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. По распоряжению царя Алексея Михайловича Морозова с сестрой высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе.
            11 (21) сентября 1675 года — Евдокия Урусова скончалась от истощения.
            2 (12) ноября 1675 года — Феодосия Морозова также была уморена голодом в земляной тюрьме, 14 слуг Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой были сожжены живыми в срубе.
            22 января (1 февраля) 1676 года — Соловецкий монастырь взят приступом. Бунт в обители, во время которого погибли 400 человек, был жестоко подавлен.
            В 1677 и в 1678 году на Малом и Большом церковных поместных соборах Русской церкви была деканонизирована благоверная княгиня Анна Кашинская (в схиме монахиня София) за то, что рука княгини, скончавшейся в XIV веке, изображала двоеперстие, а её открытые мощи лежали в соборе города Кашина для всеобщего поклонения. Она была объявлена не святой, мощи закопали и запретили служить ей службу, оставив только панихиды, а храм в честь княгини переименовали. Причем сначала, приезжая комиссия из нескольких человек в Кашине закопала мощи и объявила её не святой, закрыла церковь, отобрали иконы с изображением святой Анны, а затем задним числом провели два собора. Анну Кашинскую только в 1649 году на церковном поместном соборе Русской церкви причислили к лику святых, затем торжественно в присутствии всей царской семьи и при большом стечении народа перенесли нетленные мощи в кафедральный собор (царь дважды ездил в Кашин в 1649 и в 1650 году: на открытие и на перенесение мощей), написали святые иконы с её изображением, которые стояли в церкви для поклонения, написали церковную службу Анне, которую служили и молились святой Анне, в честь Анны называли новокрещаемых детей.
            С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли от самосожжений около 20 000 человек-старообрядцев.[источник не указан 38 дней]Самосожжения продолжались и в XVIII веке.
            6 января 1681 года — восстание, организованное приверженцами старообрядчества в Москве. Вероятным его организатором был Аввакум Петров.[источник не указан 38 дней]
            1681 год — Новый Церковный Собор признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской властей с усиливавшимся «расколом», просил царя подтвердить постановления Большого Московского собора 1667 года об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги и взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные.
            14 (24) апреля 1682 года, Пустозёрск — сожжение в срубе протопопа Аввакума и трёх его товарищей по тюремному заточению (см.Пустозёрские страдальцы) Протопоп Аввакум в момент сожжения, по преданию, предсказал близкую смерть царю Фёдору Алексеевичу.
            27 апреля 1682 года — в возрасте 20 лет скончался царь Фёдор Алексеевич, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Вопрос о престолонаследии вызвал волнения, разрешившиеся решением о венчании на царство одновременно двух царей — малолетних Ивана V и Петра I при регентстве их старшей сестрыСофьи Алексеевны.
            5 июля 1682 года — диспут о вере в Грановитой палате Московского Кремля. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким (главным действующим лицом со стороны православных был не он, а Афанасий, епископ Холмогорский и Важеский), старообрядческую — Никита Пустосвят. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе, хотя фактически диспут не пришёл ни к какому результату. Шантажируемые царевной Софьей стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить стрельцов против царей. И. А. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить раскольников: Никита Пустосвят был казнён на Лобном месте, а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать.
            В 1685 году был издан указ — «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Тайных сторонников старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь». Явных противников реформы велено пытать, а затем казнить. До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было.
            В 1702 году Петр I посещает Выг — большое старообрядческое поселение и не трогает стаообрядцев.
            В 1709 году написано сочинение против старых обрядов — Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина (впервые упоминает о нем Димитрий Ростовский), примерно же в это время создан Феогностов сборник. Оба сочинения сделаны под древние рукописи, но таковыми не являются, оба будут использоваться новобрядческими миссионерами весь синодальный период против старых обрядов.
            В начале 1716 года отменены Двенадцать статей и издан указ, согласно которому старообрядцы могут легально жить, но обязаны платить двойной налог.
            В 1716—1719 году архиепископ Питирим отправляется на Керженец ради миссионерства к старообрядцам с вопросами. В 1719 году Александр Дьякон от имени кержаков подает письменные Нижеградские ответы, в которых изобличается подложность обоих вышеупомятых сочинений. В этом же году поселение на Керженце старообрядцев было разгромлено царскими войсками под руководством Питирима.
            В 1720 году казнен Александр Дьякон, и в этом же году вышел указ читать подложное Деяние на Мартина во всех церквях во время богослужения; того, кто сомневался в наличии Мартина, согласно указу надо было сжечь.
            В 1722 году на Выг (Олонецкая губерния), в старообрядческую общину ради миссионерства был отправлен иеромонах Неофит, он принес 106 вопросов, среди которых был опять вопросы о еретике Мартине и о Киевском соборе. Братья Денисовы в Поморсих ответах снова провели подобный разбор ложности и подлога документа, найдя в нём множество откровенных топорных ляпов, и послали ответ Петру. Ответ прочитали, но старообрядцев на сей раз не тронули.
            В конце 1790 годов учреждено Единоверие — разрешено по снисхождению служение по древним православным чинам в Русской церкви, создание приходов для древлеправославных, и стали рукополагать священников для единоверцев (старообрядцев соединившихся с новообрядцами), при этом сами древнейшие православные чины официально продолжают считать в Русской церкви еретическими, берущими свое начало от армян и евреев.
            1. avt
              avt 25 июня 2018 09:54
              +2
              На втором этапе Большого Московского церковного собора 1666—1667 годов патриарху Макарию Антиохийскому, вместе с также участвующим в работе СобораПаисием, патриархом Александрийским, удалось навязать чрезвычайно жесткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые фактически сделали необратимым раскол в Русской Церкви. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды.
              no Макарий Антиохийский ничего и никому не навязывал ! Он был приглашён как авторитет стоящий выше по рангу в православии Московского патриарха Лёшей ,,Тишайшим" , причём по ходу поездки посетил и Константинопольвкого патриарха , вообще то в иерархии православия первым стоящим , так что позиция была согласована ,,в высших инстанциях". Так что если угодно роль его в ДВУХ посещениях России была ...ну угодно третейского судьи в легиматизации нововведений . Он , как более высокий авторитет чем Никон по факту, рукоположил часть высшего духовенства нового. Он- Макарий как раз в какой то степени минимизировал раскол , а не был его катализатором. Интересный факт - параллельно с ним в Москве было и походу вызванное с той же целью царём греческое духовенство , о котором арабы православные иначе как о жуликах , вымогавших средства у царя , не отзывались . bully
              1. Boris55
                Boris55 25 июня 2018 09:59
                0
                Цитата: avt
                Макарий Антиохийский ничего и никому не навязывал ! Он был приглашён как авторитет стоящий выше по рангу

                Только хотя бы одно его присутствие, уже есть само по себе давление на принятие решений.
                1. avt
                  avt 25 июня 2018 13:26
                  0
                  Цитата: Boris55
                  олько хотя бы одно его присутствие, уже есть само по себе давление на принятие решений.

                  Ещё раз - никакого такого
                  Цитата: Boris55
                  давление на принятие решений.

                  не бы-ло со стороны Макария . Он работал по процедуре , согласованной с Константинопольским патриархом и ПОЛНОСТЬЮ управляемой Лёшей ,,Тишайшим".Путаете синее с кислым. Его пригласили именно устаканить ситуацию в религиозном культе просто своим присутствием и авторитетом его патриархата Антиохийского, когда стало ясно - сами реально раздуют пожар гражданской войны уже и как религилзной. И он таки был раздут Разиным . НО не как религиозная война, а как вполне себе ,,привычная" борьба за верховную власть.Вклад в умиротворение Макария ОГРОМЕН!Авторитетом своей церкви , издавно уважаемой и
                  Цитата: avt
                  как авторитет стоящий выше по рангу в православии Московского патриарха

                  да ещё и с благословения Константинопольского , ему удалось , не полностью, но смягчить последствия реформации.Почитайте путевые записки его сына -отца Павла. Очень многое почерпнёте по вопросу и ситуации в стране в целом на тот момент.Практически он своим присутствием и рукоположением легимитизировал аппарат управленцев церкви, который был таки принят на местах большинством населения.
        2. Фишер Мартин
          Фишер Мартин 25 июня 2018 09:21
          0
          Цитата: bober1982
          А вот здесь не согласен.Не такие и простые люди обороняли монастырь.Властями была совершена ошибка,когда в монастырь ссылали стрельцов,беглых, бродяг и тому подобное.Тогда о какой борьбе за чистоту веры можно говорить?
          И не надо, наоборот, всё усложнять............История об отцах и страдальцах Соловецких, за благочестие пострадавших...... , это и называется,передёргиванием фактов.

          Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было около 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Какие на хрен зеки ? " И не надо, наоборот, всё усложнять."- Вот именно не надо ничего упрощать.
          1. bober1982
            bober1982 25 июня 2018 09:51
            +1
            Бунт начали монахи, а заканчивали его всякого рода сброд, сами монахи в большинстве своём разбежались,такой вот оплот веры получается.
            1. Boris55
              Boris55 25 июня 2018 10:23
              0
              Цитата: bober1982
              Бунт начали монахи, а заканчивали его всякого рода сброд

              Посмотрите видео которое я выложил выше с 4-й минуты. Это не просто блогеры, Это уважаемые профессора государственного института готовящее школьных учителей.
            2. Boris55
              Boris55 25 июня 2018 11:20
              0
              Цитата: bober1982
              Бунт начали монахи, а заканчивали его всякого рода сброд,

              Не слишком ли много "сброда" было на Руси? А может это вовсе и не сброд, а мы и еть они?
              1. bober1982
                bober1982 25 июня 2018 11:54
                0
                Период правления Алексея Михайловича - череда непрерывных мятежей,везде и всюду,и по любому поводу.В сброд всех записывать конечно было бы несправедливо, но и говорить об "ужасах" царизма,тоже поспешно.
                1. Boris55
                  Boris55 25 июня 2018 13:30
                  0
                  Цитата: bober1982
                  но и говорить об "ужасах" царизма,тоже поспешно.

                  Романовы ввели на Руси рабство, именуемое у нас крепостным правом, а так конечно, всё окей. laughing
                2. avt
                  avt 25 июня 2018 13:33
                  0
                  Цитата: bober1982
                  Период правления Алексея Михайловича - череда непрерывных мятежей,везде и всюду,и по любому поводу.

                  no Повод был всегда ОДИН! Борьба за власть новой , молодой , практически только во втором поколении династии на царстве.
    4. Михаил Матюгин
      Михаил Матюгин 1 июля 2018 20:36
      0
      Цитата: bober1982
      На момент решающих сражений с бунтовщиками, как таковых монахов в монастыре почти не осталось,а оборонялся вообщем-то обычный сброд - разбойники,разинцы,беглые и проч

      Ну не надо уж так резко, вообще то, говоря так, можно договориться до многого, в частности сказать, что и Троице-Сергиеву Лавру обороняли от поляков тоже "сброд" ?
  5. Reptiloid
    Reptiloid 25 июня 2018 08:55
    +1
    Цитата: Korsar4
    Так же представляю.Только в этой долгой смуте находится место и тому, что старообрядческое купечество революцию спонсировало.
    Да, спонсировало.А официальные представители РПЦ приветствовали власть временного правительства множеством телеграмм, которые сейчас в архивах. Кто знает, как они поддерживали...
  6. Бар1
    Бар1 25 июня 2018 09:44
    0
    Цитата: avt
    Цитата: Бар1
    а чё при Василии3 был раскол? Болтать не надо лишнего.

    Учи матчасть . Тогда и
    Цитата: Бар1
    Болтать

    глупости не придётся .

    ты сам учись
    1. avt
      avt 25 июня 2018 17:04
      0
      Цитата: Бар1
      ты сам учись

      bully Да уж ! Долго видать мозг тужил и вот -родил нетленное. bully Реально видать наука в прок не пойдёт , никакая , от слова -совсем.
      1. Бар1
        Бар1 25 июня 2018 19:28
        0
        Цитата: avt
        Цитата: Бар1
        ты сам учись

        bully Да уж ! Долго видать мозг тужил и вот -родил нетленное. bully Реально видать наука в прок не пойдёт , никакая , от слова -совсем.


        не,я сразу ответил на твоё раскол при Василии3.
  7. Curious
    Curious 25 июня 2018 09:49
    +5
    Рецепт творчества от Самсонова - берем любую статью из Вики, добавляем немного про происки коварного Запада, чего нибуть про суперэтнос и - наброс готов.
    При этом автор использует в своекорыстных целях даже такой крайне сложный и деликатный вопрос, как история Церкви в целом и Раскола Русской церкви в частности. Ко всему прочему, автор даже не счел нужным изучить вопрос, в том числе о переселении староверов. Если брать украинские земли, то старообрядцы достаточно быстро освоили почти все её регионы: начиная с севера и востока и заканчивая западом и югом. Практически одновременно были заселены Стародубье, Подолия, Южная Бессарабия, Крым, Слобожанщина и Буковина. Массовые переселения староверов на территорию Украины продолжались на протяжении всего ХVIII в., а в 70-е гг. заселяются Киевщина, центральная и южная часть Украины. В середине ХIХ в. в г. Киеве насчитывалось 52,5% купцов I гильдии, принадлежащих к старообрядчеству. Как то с "параллельной Россией в глухомани" сие не вяжется.
    1. Бар1
      Бар1 25 июня 2018 09:55
      +1
      Цитата: Curious
      В середине ХIХ в. в г. Киеве насчитывалось 52,5% купцов I гильдии, принадлежащих к старообрядчеству.


      почему только киевщина? Капиталы старообрядцев собственно и подняли Россию,например текстильную промышленность на 100% была старообрядческой перед революцией. Это было ,то что называлось -Руское экономическое чудо.Но только романовы к этому никакого отношения не имели.

    2. Korsar4
      Korsar4 25 июня 2018 13:11
      0
      И тут еще истории Белой Криницы и приглашенного епископа. И различные толки в расколе.
      И Новозыбков, и Керженец, и Гуслицы, и поселения в Вятской губернии.
      И Рогожское.

      Даже просто прочитав две книги Мельникова-Печорского можно прикоснуться к этому удивительному миру.
  8. alebor
    alebor 25 июня 2018 10:06
    +4
    Возможно, что это была концептуально-идеологическая диверсия с Запада.
    У А.Самсонова ни одна статья не обходится без зловещих "хозяев Запада". Не удивлюсь если в следующей статье на эту тему он заявит, что патриарх Никон был завербован иезуитами или масонами.
  9. Seal
    Seal 25 июня 2018 11:53
    +1
    Цитата: Ольгович
    Более того, часть параллельной России сражалась с Отечеством в рядах отъявленных врагов России-Турции...

    Да что вы с таким упорством разжигаете ненависть между народами России и Турции ? Причем же на абсолютно пустом месте.
    Ведь из 12-ти русско-турецких войн в 8-ми войнах инициаторами были однозначно мы, а в Первой Мировой мы объявили войну Турции в ответ на их провокацию с обстрелом наших приморских городов.

    Более всего мы воевали со шведами. 17 войн, не считая пограничных конфликтов 1375—1396 г.г.
    Затем идут поляки. 14 войн. Но если брать три польских восстания, которые по масштаб были покруче, чем иная война (1794 - восстание Костюшко; 1830-1831 ноябрьское восстание; 1863-1864 январское восстание) , а также наш поход в Польшу в сентябре 1939 года – то русско-польских войн будет даже больше русско-шведских.
    И лишь затем идут русско-турецкие войны (12 войн).
    Причем в 8-ми войнах, как я уже говорил выше, инициаторами были однозначно мы.
    Лишь на пару войн меньше мы воевали с литовцами.
    А сколько битв было у различных русских княжеств с крестоносцами - о том и история не помнит.
    По продолжительности самые длительные не русско-османские, а русско-польские войны. В общей сложности мы воевали с поляками более 100 лет.
    Самые кровавые – русско-германские войны. В общей сложности на счету немцев за две мировые войны – свыше 30 миллионов жизней наших соотечественников.
    Османы нам никогда не делали таких подлянок, как:
    - шведы после несчастной для нас битвы при Фрауштадте, состоявшаяся 2 февраля 1706 (юлианский календарь); 3 февраля 1706 (шведский календарь); 13 февраля 1706 (григорианский календарь) когда победители-шведы перекололи холодным оружием 4 тысячи наших пленных.
    «В битве при Фрауштадте обнаружилась непонятная, истинно звериная жестокость шведов именно относительно русских. Ведь в этой сборной армии саксонского генерала Шуленбурга, потерпевшей такой разгром, были и саксонцы, и поляки, и даже французы, служившие в саксонской армии, и, наконец, русские. После своей победы (3 февраля 1706 г.) шведская армия брала в плен всех, кто не был убит и не успел бежать. Всех, кроме русских! "Россияне також многие побиты, а которые из солдат взяты были в полон, и с теми неприятель зело немилосердно поступил, по выданному об них прежде королевскому указу, дабы им пардона (или пощады) не давать, и ругателски положа человека по 2 и по 3 один на другого кололи их копьями и багинетами (штыками. — Е. Т.). Таким варварским способом шведы истребили 4 тыс. обезоруженных русских пленных после боя.» Е. В. Тарле, "Северная война и шведское нашествие на Россию";

    - немцы, напавшие на нас без объявления войны 22.06.1941 года.
    Османы, в тех редких случаях, когда они если сами начинали, сперва по всем правилам объявляли нам войну, а боевые действия начинали где-то через пол-года после объявления.А то и позднее.

    - поляки, которые в буквальном смысле обосрали кремлевские храмы.

    Так чем османы хуже шведов, поляков или немцев ?
    1. Бар1
      Бар1 25 июня 2018 12:07
      0
      Цитата: Seal
      Да что вы с таким упорством разжигаете ненависть между народами России и Турции ? Причем же на абсолютно пустом месте.
      Ведь из 12-ти русско-турецких войн в 8-ми войнах инициаторами были однозначно мы, а в Первой Мировой мы объявили войну Турции в ответ на их провокацию с обстрелом наших приморских городов.


      если учесть ещё ,что в ПМВ Германия объявила войну России в ответ на всеобщую мобилизацию,то становится понятным ,чем же на самом деле занимались Романовы,это были разжигатели всех войн.
    2. Weyland
      Weyland 25 июня 2018 15:49
      0
      Цитата: Seal
      Ведь из 12-ти русско-турецких войн в 8-ми войнах инициаторами были однозначно мы, а в Первой Мировой мы объявили войну Турции в ответ на их провокацию с обстрелом наших приморских городов.

      Ага.. так это наши вассалы чуть ли не ежегодно устраивали набеги на Турцию - за рабами? Или всё-таки крымцы - на нас?
    3. Михаил Матюгин
      Михаил Матюгин 1 июля 2018 20:39
      0
      Цитата: Seal

      - поляки, которые в буквальном смысле обосрали кремлевские храмы.

      Ну вообще то османы просто не дошли до Москвы, а если бы дошли, то порезвились бы там так, как татары ранее ! Или почитайте, что творили османы в сербских и болгарских селениях даже вроде как в цивилизованный XIX век, накануне Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
  10. M0xHaTka
    M0xHaTka 25 июня 2018 11:59
    +3
    Все бы ничего, информация новая, интересная, но пропагандистские мотивы так и прут. Раздражает. Пассионарии были и есть с обеих сторон, а уж утверждать, что старые священники были сплошь хорошие, так и вообще грех. Все одним Миром мазаны...
    С т.з. истории познавательно. С т.з. религии отвратительно. Хоть и отношу себя к христианам, но подобное противопоставление вызывает откровенный негатив.
    1. Sovpadenie
      Sovpadenie 26 июня 2018 15:27
      0
      Да и с точки зрения истории- не убедительно. Одна только "концептуально-идеологическая диверсия с Запада" чего стоит
  11. Seal
    Seal 25 июня 2018 12:14
    +1
    Цитата: Boris55
    Хронология раскола в Русской церкви

    Хронология - да . А причины ? На мой взгляд они довольно хорошо разобраны Кеслером Я.А.
    На что он обращает внимание.
    После изнурительных межконфессиональных кровопролитий XVI века, на рубеже XVI—XVII веков религиозное размежевание не только затормозилось путем формального примирения разных течений внутри общей монотеистической религии и восстановления относительной свободы вероисповедания, но возникло и стремление к объединению конфессий («Брестская уния» 1596 г., «Нантский эдикт» Генриха Бурбона 1598 г., Виленский съезд «католиков, протестантов и православных» 1599 г., «закон о веротерпимости» султана Ахмета I 1603 г. и т.п.).
    В традиционной православной историографии история Брестской унии сильно искажена. Убедительным свидетельством реального состояния религии того времени служит подлинное письмо крупнейшего русского просветителя, поэта, автора первого русского учебника грамматики Мелетия Смотрицкого (Максим Герасимович, 1577—1633) своему бывшему учителю, Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису, написанное в 1627 г., накануне своего окончательного перехода на униатские позиции (ВСЛ, стр. 106-114).
    Из текста письма явствует, что и патриарх Кирилл (после своей гибели представленный позднейшими православными толкователями как «защитник православия») не видел какой-либо существенной разницы между «греческим» и «римским» толкованиями догматов, разделявших их, что, в конце концов, признал и Смотрицкий, приняв объединительную позицию униатов.
    1. Seal
      Seal 25 июня 2018 12:14
      0
      В частности, говоря о расколе и обращаясь к патриарху Кириллу, Смотрицкий пишет: «Уже московский царь подал нам в том пример: ибо прежде он сам со всем своим народом подчинялся престолу, занимаемому вашим преосвя¬щенством, а теперь не только запрещает своим подданным, духовным и светским, ездить в Грецию, но еще вывел московскую церковь из подначалия константинопольского патриарха и сделал из нее все, что хотел (!!!). Кто же запретит и королю польскому поступить таким же образом в своей державе?», и далее: «Закрыв пропасть злосчастного раздора, вы совершите дело Божие и сделаете, что Русь, Польша и Литва будут отныне хвалить и славить своего создателя Бога едиными устами и единым сердцем. Ваше преосвященство слишком опытны и проницательны, чтобы не видеть и не уважить того, что в нынешнем положении дел едва ли возможно русскому народу уклониться от церковного единства».
      Из этого фрагмента видно, что московская церковь вышла из подчинения Константинополю только с приходом к власти Романовых в 1626 г., а не в 1441 году! При этом совершенно очевидно, что Смотрицкий считает главным раскольником христианской церкви не папство, и не польского короля, а Великого Государя и Патриарха Московского Филарета! Это находится в вопиющем противоречии с традиционной православной историографией.
      Еще один пассаж цитируемого письма касается «великосубботнего огня у Гроба Господня в Иерусалиме». Вот что пишет Смотрицкий: «Ваше преосвященство, вероятно, помните, что я однажды спрашивал у Вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря и стараясь доказать превосходство старого перед новым… не упоминает об этом знаменитом чуде иерусалимском?
      На этот вопрос Вы отвечали мне… что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Христа. Еще резче отозвался об этом патриарх Иерусалимский. Тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу.
      Таким образом, прискорбно сказать, наши православные единоверцы, относительно этого чудесного огня, который некогда действительно являлся, а теперь, за грехи наши, перестал являться, предпочитают быть заодно с еретиками, каковы евтихиане, диоскориты и яковиты, нежели с католиками, которые чуда этого не допускают по весьма уважительным причинам, особенно при виде того, что в то время делают у гроба еретики абиссинцы»(!).
      1. Seal
        Seal 25 июня 2018 12:19
        0
        У нас с момента воцарения Романовых были серьезные проблемы с Польшей. Польша (и подачи Рима) навязывала православным Унию. Однако староверы в первой половине XVII века не выступали против униатов, ибо считали их единоверцами. Традиционная для официальной церкви борьба с «униатством», представляемая как протест «православных» против засилья «католиков», — это чистейшая политическая борьба за влияние в Белой Руси-Литве (т.е. на территории современных Украины и Беларуси).
        Староверы активно боролись против «греческих» и «латинских» реформ. А не против язычников, мусульман или иудеев.
        Этого государство позволить уже не могло.
        1. andrew42
          andrew42 25 июня 2018 13:08
          0
          Староверы это и есть "язычники", а по сути православные (до кражи имени никонианцами). Для них униат / католик / схизматик, - всё одно нерусь. Старообрядцы - христиане Руси, до-раскольные, и не принявшние новый никоновский церковный чин.
  12. andrew42
    andrew42 25 июня 2018 13:04
    0
    Суть раскола не количестве перстов, а в том, что христианская церковь на Руси полностью легла под государство, стала безапелляционно обслуживать интересы того, кто в данный момент сидит на троне в шапке Мономаха. Была там конечно замена атрибутики служб, в частности ход вокруг алтаря стал против солнца, а не посолонь ,как ранее, итд, ит.п. Но это лишь нюансы, инструментики в борьбе с несогласными. Всё верно, началось с победы иосифлян над нестяжателями, оформилось при Никоне (мавр сделал своё дело и....), а закончилось 1917 годом.
  13. Weyland
    Weyland 25 июня 2018 15:22
    0
    "Фрасибул же отправился с прибывшим от Периандра глашатаем за город и привел его на ниву. Проходя вместе с ним по полю, Фрасибул снова и снова переспрашивал о причине прибытия его из Коринфа. При этом тиран, видя возвышающиеся над другими колосья, все время обрывал их. Обрывая же колосья, он выбрасывал их, пока не уничтожил таким образом самую красивую и густую часть нивы. Так вот, проведя глашатая через поле и не дав никакого ответа, тиран отпустил его. По возвращении же глашатая в Коринф Периандр полюбопытствовал узнать ответ Фрасибула. А глашатай объявил, что не привез никакого ответа и удивляется, как это Периандр мог послать его за советом к такому безумному человеку, который опустошает собственную землю. Затем он рассказал, что видел у Фрасибула. Периандр же понял поступок Фрасибула, сообразив, что тот ему советует умертвить выдающихся граждан."
    Задачей Тишайшего было спровоцировать сопротивление всех, для кого авторитет Бога был выше царского - и беспощадно истребить их. После чего и Никон за ненадобностью был отправлен вы ссылку. А после того, как Тишайший сломал Церковь через колено, его сыночку уже ничего не стоило запретить выборы патриарха, насильно брить бороды, собирать Всепьянейший Синод...
    "Вожди Соловецкого восстания - архимандрит Никанор и сотник Самко - были повешены. Также казнили 26 других активных участников мятежа, других заточили по острогам. Есть источники, которые сообщают о пытках и зверствах – защитников монастыря топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, морозили во льду."
    Только вот через неделю царь Алексей Михайлович Тишайший скончался от сердечного приступа на 47 году жизни.
    Шесть лет спустя, в правление его сына Фёдора Алексеевича в Пустозерске был сожжен в срубе протопоп Аввакум - а через две недели Фёдор Алексеевич скончался в возрасте 20 лет.
    Из сыновей Тишайшего дольше всех прожил Пётр - 52 года.
    С чего бы всё это...

    PS 300 лет спустя Поместный собор Русской православной церкви (1971) отменил анафему старообрядцам. Стаpые pусские обpяды были пpизнаны "спасительными и pавночестными" с новыми обрядами. В докладе, зачитанном на Поместном Собоpе, Hиконова pефоpма 17 века была охаpактеpизована как "кpутая и поспешная ломка pусской цеpковной обpядности". Основания для замены двоепеpстия на тpоепеpстие объявлены более чем сомнительными.
    1. 3x3zsave
      3x3zsave 25 июня 2018 15:37
      0
      Константин, как-то это несколько надуманно, так и до тамплиерского проклятия договорится можно.
      1. Weyland
        Weyland 25 июня 2018 18:53
        0
        Цитата: 3x3zsave
        так и до тамплиерского проклятия договорится можно.

        А что, разве проклятие Жака де Молэ не сбылось?
  14. мичман
    мичман 25 июня 2018 19:39
    +1
    Спасибо Александр, познавательная статья.
    1. Sovpadenie
      Sovpadenie 26 июня 2018 15:24
      0
      Вредная и глупая статья.
  15. Sovpadenie
    Sovpadenie 26 июня 2018 15:24
    +1
    Какой бред. Автор, явно сторонник "теории заговоров" ("концептуально-идеологическая диверсия с Запада"). Причина никоновской реформы- приведение богослужения к единому соответствию. Ранее все богослужебные книги переписывались вручную, что приводило к появлению неточностей, ошибок, "отсебятины" переписчиков и т.п. Естественно были противники. По мнению автора 20% раскольников, это большинство населения ? А со временем их становилось меньше ! И уж называть раскол предпосылкой 1917 года, это дважды бредятина !
    1. Korsar4
      Korsar4 26 июня 2018 23:25
      0
      А вот Бердяев так не считал.

      У Вас на все вопросы готовы правильные ответы?