Последний довод королей из Копенгагена

25
Сегодня у нас будет экскурсия, и не куда-нибудь, а в Датский Королевский музей-арсенал. Другое его название - Музей военной истории и оружия, (дат. Tøjhusmuseet), а находится он рядом со зданием парламента страны Кристианборгом в здании арсенала времён Кристиана IV (1604 год), из-за чего его так назвали. Нужно подчеркнуть: это не просто музей, а богатейшее собрание военного снаряжения, амуниции и всех видов оружия, в котором чего только нет, включая инсталляцию войны в Афганистане. Но наиболее зрелищной его частью, на мой взгляд, является зал, в котором собраны различные артиллерийские орудия. Зал светлый, хорошо освещенный, поэтому все выставленные в нем пушки удобно обозревать и фотографировать. И – что самое главное, всех этих пушек в нем очень много, что позволяет наглядно проследить всю историю развития артиллерии. Когда-то с легкой руки кардинала Ришелье эти слова появились на всех французских пушках. Ну, вот и давайте полюбуемся на эти «доводы» из музея потомков древних викингов…


Так выглядит само здание Tøjhusmuseet…




Первые орудия XV века. Создать такое чудо военной мысли было в то время совсем нелегко. Во-первых, требовалось сковать из железа полосы клиновидного профиля и тщательно пришлифовать их одну к другой. Затем их раскаляли докрасна и сковывали из них трубу, соединяя воедино посредством кузнечной сварки. Во-вторых, следовало сделать обручи диаметром меньше, чем ствол, нагреть их докрасна и надеть на ствол с натягом. Отдельно нужно было сделать пороховую зарядную камору, причем не одну, а чем не больше, тем лучше. Обе эти детали должны были точно подходить одна к другой, чтобы не было прорыва газов. Камора запиралась клином. Поскольку порох имел вид липкой мякоти, заряжать каморы было довольно сложным и опасным делом, но зато позволяло обеспечить хотя бы какую-то скорострельность!


В XVI веке орудия уже научились отливать из меди и даже чугуна. Датско-норвежские 6 фунтовые корабельные пушки.


А вот это уже 14-фунтовые бронзовые орудия короля Кристиана IV.

Последний довод королей из Копенгагена

Литье развязало руки мастерам, ведь отливали их по восковым формам, и пушки превратились в самые настоящие произведения искусства. Вот, например, орудие, отлитое в 1564 году Матиасом Беннингком в Любеке для адмиральского корабля «Энгл».


Орудие, отлитое в 1687 году в Копенгагене Альбертом Беннингком (семейный, так сказать, подряд) для Кристиана IV, короля Дании и Норвегии.


Мортира 1692 года с аббревиатурой завода-производителя.


Пушки теперь иной раз специально отливали, чтобы преподнести как дар. Вот, например, 27-фунтовое бронзовое орудие XVI века, подарок Кристиана IV герцогу Олденбургскому.


Это же орудие вид сзади.


12-фунтовое полевое орудие 1849 года с бронзовым стволом.


Пушки в XIX веке служили подолгу. Вот датская 24-фунтовая полевая пушка образца 1834 года, участвовавшая в войне 1864 года.


Датская 12-фунтовая крепостная нарезная пушка M1862-1863.


Датская 30-фунтовая береговая пушка M1865.


Датская 12-фунтовая крепостная нарезная пушка M1862-1876.


Датская 150-мм M1887-1924 крепостная пушка на полевом лафете.


Датская 190-мм гаубица 1898 г. крепостной артиллерии.


Бельгийская пушка 120-мм конца XIX в.


Как видите, затвор уже клиновой.


Датская 90-мм полевая пушка М1876.


Датская крепостная 150-мм пушка M1884.


Датская 75-mm полевая пушка конца XIX в.


Ну и, конечно, 37-мм револьверная пушка Гочкиса на полевом лафете. Ну как без нее…


В свое время журнал «Моделист-конструктор» публиковал материалы о линкоре «Двенадцать апостолов», о мощнейших 68-фунтовых бомбических орудиях, установленных на нижних деках кораблей «Париж», «Великий князь Константин», «Двенадцать апостолов» и той роли, что они сыграли в Синопском бою. Но и у тех же датчан в то время уже были и вот такие, совершенно уж чудовищные, 100-фунтовые (45,4 кг) железные корабельные гаубицы.


Датское нарезное корабельное 84-фунтовое орудия с поршневым затвором.


Оно же: вид спереди.


Эдакие «поросята»…


Датская 150-мм экспериментальная нарезная гаубица.


Датская 1887 года выпуска 170-мм пушка Фридриха Круппа. Без него, конечно, здесь тоже никак не обошлось…


А это ее казенная часть под горизонтальный клиновидный затвор.


Датская 75-мм корабельная скорострельная пушка 1914 года.


Так она выглядит сзади.


Датская скорострельная корабельная 37-мм пушка с плечевым упором 1886 г.


Датская скорострельная корабельная 47-мм пушка с плечевым упором 1887 г.


А это уже шведско-датская 37-мм противотанковая пушка 1938 г.


Знаменитая французская 75-мм полевая пушка М1897 Пюто и Депора. С нее-то и началась вся современная скорострельная артиллерия…


Вид на нее сзади. Что и говорить, орудие сохраняется в таком качестве, что хоть сейчас заряжай и стреляй!


А вот это для сравнения германская 77-мм полевая пушка 1896 г. Ни тебе элегантности, ни изящества.


Так она выглядела сзади. В принципе, ничего себе, но скорострельность все равно была ниже, чем у «француженки», 10 против 15. Из-за более короткого ствола меньше была и дальнобойность.


Зато вот на этой конструкции немцы взяли реванш: 7,5-см противотанковое орудие М1940.


40-мм корабельный «пом-пом». У датчан во флоте они тоже были!


Датский 20-мм зенитный автомат 1940 г.


40-мм зенитный автомат фирмы «Бофорс» 1936 г. на установке для береговых фортификационных сооружений.


Знаменитая германская зенитная пушка «88» 1936 г.


Музей располагает и впечатляющей коллекцией мортир. Вот одна из них. Мортира датско-норвежского производства 1600-1700 гг.


Ну, а вот это и вовсе уникальный экспонат – печка для того, чтобы раскаливать пушечные ядра для стрельбы по деревянным кораблям. Ядра закладывались сверху и опускались вниз по мере нагревания, откуда их брали специальными клещами. Ядро должно было иметь темно-вишневый цвет, чтобы не стать слишком уж мягким.


А вот это тележка, при помощи которой раскаленные ядра доставлялись к орудиям. В Англии сняли очень интересный сериал «Хорнблауэр» про карьеру английского морского офицера эпохи адмирала Нельсона и на основе фактов его же биографии. Так вот там в одной из серий очень реалистично показано, как раскаляют ядра и стреляют калеными ядрами по кораблям. Только вот печка там другая. Но все равно – очень рекомендую этот фильм посмотреть!

Будете в Копенгагене, сходите в этот музей обязательно. Там еще много всего интересного. Жаль только, что за стеклом.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    30 июня 2018 06:26
    Очень познавательно. Спасибо автору.
    Но всё-же не стоит забывать и про то КАК датчане укреплялись на Балтике.
    Не стоит забывать и про то как они во время ВМВ *спасали*евреев, требуя оплаты за труды, и даже кредиты предоставляли для оплаты спасения. Ну и *смелость* при *сопротивлении* о чём смело рассказывали после 1945 года.
    Кстати в Дании снова стали звучать воинственные заявления. К чему-бы это?
    1. +7
      30 июня 2018 07:28
      Не стоит забывать, что будучи нейтральной державой в ПМВ, Дания по окончанию войны оторвала маленький кусочек от Германии, и пополнила свой золотой запас.
      А по поводу статьи.
      Зато вот на этой конструкции немцы взяли реванш: 7,5-см противотанковое орудие М1940.

      Использование привычного названия Pak 40 более актуально. Если же, в датской армии это орудие проходило под другим названием, то следовало-бы это указать.
      За статью спасибо. Жалко что в этом музее вряд-ли удастся побывать.
  2. +12
    30 июня 2018 07:09
    Спасибо за такие обзоры. Когда еще сам возможность найду съездить. (да и получится ли вообще, жизнь непредсказуемая). А если статья написана со знанием и любовью -как будто сам побывал
  3. +9
    30 июня 2018 07:28
    Спасибо, Вячеслав Олегович. Интересная экскурсия по уникальному музею и хорошие фотографии.
  4. +7
    30 июня 2018 08:51
    Позволю себе внести некоторые уточнения.
    "Первые орудия XV века. Создать такое чудо военной мысли было в то время совсем нелегко. Во-первых, требовалось сковать из железа полосы клиновидного профиля и тщательно пришлифовать их одну к другой. Затем их раскаляли докрасна и сковывали из них трубу, соединяя воедино посредством кузнечной сварки. Во-вторых, следовало сделать обручи диаметром меньше, чем ствол, нагреть их докрасна и надеть на ствол с натягом."
    Технология выглядела несколько по другому. Тот, кто знаком с английским языком знает, что и слово "бочка" и слово "ствол" в английском - "barrel". Это совсем не случайно. И бочка и кованый ствол изготавливались одинаковым способом - соединением полос с помощью металлических обручей.
    Выкованные полосы закреплялись на деревянном сердечнике. Затем на них через определенное расстояние, как обручи на бочку, устанавливались нагретые железные кольца. При нагревании кольцо расширяется, остывая - возвращается к первоначалному размеру, стягивая полосы. Так как колец много, то усилие, с которым стягиваются полосы, достаточное, для обеспечения необходимой прочности. Далее собранный таким образом ствол раскалялся добела и полосы сваривались между собой благодаря сжимающему усилию обручей и такому явлению, как диффузия. Затем деревянная оправка выжигается и ствол готов.
    1. +5
      30 июня 2018 09:26
      собранный таким образом ствол раскалялся добела и полосы сваривались между собой

      Затем деревянная оправка выжигается и ствол готов.

      А что, при нагреве ствола "до бела" деревянная оправка оставалась целой? Не сгорала? wink
      1. +3
        30 июня 2018 14:58
        Сам я стволы так не изготавливал, но практический опыт металлурга подсказывает, что не сгорал. Для горения дерева кроме температуры нужен кислород, доступ которого в данном случае ограничен.
        1. +1
          30 июня 2018 15:34
          "Кислород" говорите.....а как древесный уголь получают?
          1. +3
            30 июня 2018 18:39
            Древесный уголь получают путем пиролиза древесины, т.е. разложения древесины при нагревании до 450 °C без доступа воздуха с образованием газообразных и жидких (в т. ч. древесной смолы) продуктов, а также твердого остатка — древесного угля.
            Но кузнечный горн и заготовка ствола это, вве же, не ретортадля пиролиза. Условия не идеальные и времени мало.
        2. +1
          30 июня 2018 19:24
          Совершенно верно. Из детских опытов отливания всякой фигни из свинца. Щепка, сунутая в расплав не горит, а только подугливается. Возможно и оправки не выжигали, а выбивали, предварительно обстучав ствол. Ведь какой-то процент воздуха все равно попадал между деревом и металлом, сответственно, оправка должна слегка подгорать.
          1. +3
            30 июня 2018 19:35
            Аналогично скребок для скачивания шлака из ковша, который представляет собой березовую чурку.
  5. +3
    30 июня 2018 09:02
    Меня всекда удивляло то, что в России, даже в центральных музеях бедные коллекции оружия и военной техники, Был в музее Артиллерии и инженерных войск в Питере-не впечатлило совсем, по сравнению, с таким же финским музеем, в Хямеенлинне. Военно-морской музей в том же Питере тоже особо не запомнился -насышен в основном моделями кораблей, в том же финском Турку, в Морском музее, выставка интереснее...
    1. +3
      30 июня 2018 13:37
      приезжайте в ТУЛУ там находится музей оружия. там вы найдете все что пожелаете!!!! wink
      1. 0
        30 июня 2018 15:37
        Тульский музей стрелковки известен-его выставки раньше часто по городам ездили.... Мне больше интересна артиллерия, морская, инженерно-заградительная тематики, история военной химии...
  6. +4
    30 июня 2018 09:34
    Богато иллюстрированная статья
    Мне такие обзоры тоже нравятся
    Супер, спс
  7. +3
    30 июня 2018 14:25
    Сам большой любитель оружейных музеев. Спасибо, Вячеслав Олегович, за хорошую статью! hi
  8. +8
    30 июня 2018 15:11
    "Литье развязало руки мастерам, ведь отливали их по восковым формам, и пушки превратились в самые настоящие произведения искусства. "
    Позволю себе еще одно уточнение. По восковым моделям пушки не отливали. Пушку нельзя отлить по восковой модели. При методе медленной формовки воск применялся в качестве вспомогательного материала.
    Пушки отливались по глиняной модели на деревянном стержне. На этот стержень первоначально наматывали соломенный канат, который обмазывали глиной. С помощью шаблона формировали наружную поверхность модели, диаметр которой должен был быть на 20-25 мм меньше внешнего диаметра готовой пушки. Когда глина подсыхала, на модель наносили последний слой, состоящий из воска и сала, к которым для твердости примешивали толченый уголь. Украшения (гербы, надписи и т.п.) делали отдельно в гипсовых стержневых ящиках и прикрепляли к телу модели.
    Изготовление самой литейной формы начиналось с нанесения кистью слоя тощей глины, смешанной с углем и волокнистыми материалами (соломой, паклей). Толщина слоя составляла примерно 15 мм, а число таких слоев достигало 25-30. затем наносили слои жирной глины, пока общая толщина глиняной обмазки достигала 120-150 мм в зависимости от диаметра орудия. После этого накладывали поперечные обручи, а на них - ряд продольных брусьев. По окончании обмазывания и подсушивания (при этом восковой слой вытапливается) удаляли деревянные стержень. Далее вставляли керамический стержень. Прилепляли отдельно изготовленную форму казенной части и приступали к заливке.
    В период Великой французской революции, когда республиканцам потребовалось большое количество артиллерии для сохранения завоеваний революции, во Франции Гаспаром Монжем введен был новый способ изготовления пушечных стволов, которые стали отливать в двух опоках, укладывая внутрь их пустотелую бронзовую или чугунную модель.
  9. 0
    30 июня 2018 15:24
    27 фунтовка подарочная . просто блеск! а 37 мм с плечевым упором, все никак не пойму , как отдача то гасилась
  10. +1
    30 июня 2018 17:10
    О каленых ядрах слышал. Тут впервые увидел технологию каления. Только эта спираль должна быть в печке с длинной трубой, иначе простым костерком не довести до каления. Тогда и корабль будет выглядеть как пароход, и тут можно почерпнуть идею для водотрубный котлов. Только уже позже.
  11. 0
    30 июня 2018 17:49
    В Каунасе , в военном музее тоже богатая коллекция оружия ! И пушек , и мушкетов , и стрелкового оружия 19--20-го веков ! Только мушкеты фотать неудобно , стеклянная витрина блики делает .
  12. +1
    30 июня 2018 18:29
    Больше всего обычно бесят всевозможные фанерные лафеты придуманные хозяином музея. Почему то считается что достаточно показать ствол пушки. А как ее реально использовали это типа проблема фантазии посетителя.
    1. +1
      30 июня 2018 21:30
      Наверное в пользу мульт - Остров Сокровищ , там , один . не хороший дядя, из , пушки лили очередями , но спекся )))))))))
  13. 0
    1 июля 2018 20:14
    Очередной прекрасный материал, спасибо уважаемому Вячеславу.
  14. 0
    9 июля 2018 13:26
    Автору - респект, как всегда, впрочем!
  15. 0
    9 июля 2018 13:31
    Кстати, не артиллерист, поэтому вопрос, - а что это за зверь "пом-пом"?