Соперничество линейных крейсеров. "Худ" и "Эрзац Йорк"

54
Процесс создания линейных крейсеров в Германии не прекратился на кораблях типа «Макензен», хотя и мог бы, потому что в феврале 1915 г. было решено продолжить строительство серии линейных крейсеров по тому же проекту, доведя общее их количество до семи, и никаких новых кораблей до конца войны Германия не заказывала. Однако 17 марта 1916 г произошло эпохальное для германского флота событие – Альфред фон Тирпиц покинул пост статс-секретаря военно-морского ведомства (морской министр) и его место занял адмирал Эдуард фон Капелле (Eduard von Capelle), отчего решение о продолжении строительства линейных крейсеров по типу «Макензен» подверглось пересмотру.

Началось все с проработок линейных крейсеров, которые должны были строиться после семерки «Макензенов»: 19 апреля 1916 г. конструкторское бюро представило на рассмотрение три варианта нового линейного крейсера. Все они имели один и тот же состав вооружения: 8*380-мм орудий в двухорудийных башнях, 16*150-мм пушек, 8*88-мм зенитных орудий и пять 600-мм торпедных аппаратов. Бронирование за небольшими отклонениями соответствовало тому, что использовалось на «Макензенах». При этом вариант GK 1 имел нормальное водоизмещение 34 000 т, мощность машин 110 000 л.с. и скорость 29,25 уз при максимальном запасе топлива в 6 500 т. Вариант GK 2 был крупнее (38 000 т), мощность механизмов 120 000 л.с., запас топлива 7 500 т. и скорость 29,5 уз. Вариант GK 3 при равном водоизмещении и запасах топлива с вариантом GK 2 имел более толстые барбеты башен главного калибра (350 мм против 300 мм), но на 5 000 л.с. меньшую мощность, отчего должен был развивать только 29 уз. Насколько смог понять автор настоящей статьи, в остальном варианты различались только толщинами (и, возможно, формой) броневой палубы вне пределов цитадели – если первые два предусматривали защиту толщиной 50-80 мм в корме и 50 мм в носу, то третий имел усиление до 120 мм и 80 мм соответственно (но это не точно). В то же время в пределах цитадели бронирование оставалось (как и у «Макензена») весьма слабым – всего 30 мм.



Еще одним отличием от «Макензенов» стало бы увеличение количества котлов на нефтяном отоплении с 8 до 12. Перейти на нефть полностью немцы опять оказались не готовы, на этот раз ключевым аргументом было не отсутствие нефтедобычи на территории Германии, а то, что броневая защита «Макензена» не считалась совершенно достаточной для новых кораблей, и ослаблять ее дополнительно отсутствием угольных ям (которые, по мнению немцев, играли существенную роль в обеспечении живучести корабля) было признано невозможным. Рейнхард Шеер, к тому моменту уже вступивший в командование хохзеефлотте, предпочел наиболее быстроходный вариант GK 2.

Но все три указанных варианта представляли собой развитие линейных крейсеров, и это полностью устраивало морское министерство, продолжавшее стремиться к разделению «капитальных» кораблей на линкоры и линейные крейсера. А вот новый статс-секретарь считал такой подход устаревшим и высказывался в пользу слияния их в единый класс: соответственно, он предлагал строить новые корабли как быстроходные линкоры, обладающие бронированием и защитой линейного корабля, и скоростью, позволяющей им действовать совместно с линейными крейсерами.

Естественно, такое предложение повлекло за собой дискуссии: морское министерство предложило пересмотреть проект линейного крейсера, поставив во главе не усиление вооружения, а усиление бронезащиты, что, по мнению специалистов, давало кораблю больше шансов в противостоянии с линкорами и не нарушало «Закона о флоте». Впоследствии такие линейные крейсера могли развиться в тип быстроходного линкора. При этом контр-адмирал Хеббингаус (Hebbinghaus) выступил за отмену строительства четырех линейных крейсеров из семи. Статс-секретарь поддержал контр-адмирала, но по итогам рассмотрения приостановили заказ только трех линейных крейсеров, имевших обозначения «Эрзац Йорк», «Эрзац Шарнхорст» и «Эрзац Гнейзенау» с тем, чтобы создавать их по новому проекту. Был предложен вариант GK 6, имевший то же вооружение, что и представленные ранее варианты, но нормальное водоизмещение в 36 500 т и уменьшенную до 28 узлов скорость, запасы топлива должны были составить 7 000 т (на 500 т меньше, чем у вариантов GK 2 и 3). Толщина палубной брони вне цитадели уменьшалась до 50 мм, а верхнего броневого пояса – с 240 мм до 200 мм, зато толщину барбетов и лоб башен довели до 350 мм. Адмирал Шеер не одобрил такого решения, он считал, что линейному крейсеру следует быть более быстроходным.

В общем, получалось следующее: уже в который раз немцы сформулировали идею быстроходного линкора, но решиться на его строительство так и не смогли. Для линейного крейсера водоизмещение в 38 000 т выглядело очень большим, а уместить нужный флоту корабль в меньшие размеры не получалось. При этом получившийся корабль (да тот же GK 6) был, конечно, сильнее «Макензена», но, по всей видимости, адмиралы решили, что прирост его боевой эффективности не оправдывает дополнительных сложностей, которые возникнут при создании кораблей по новому проекту. В итоге 24 августа 1916 г статс-секретарь переменил свое мнение и предложил строить «Эрзац Йорк», «Эрзац Шарнхорст» и «Эрзац Гнейзенау» по образцу и подобию «Макензена».

С одной стороны, подобное решение как будто было вполне обоснованным, потому что сравнение «Макензенов» с британскими линейными крейсерами демонстрировало явное превосходство германских кораблей. Однако в этот раз немцы почему-то совершенно проигнорировали возможности встречи «Макензенов» с быстроходным крылом англичан, состоявшим из линкоров типа «Куин Элизабет», с которыми «Макензенам» тягаться было бы все же тяжело.

Как бы то ни было, но в августе 1916 г немцы вернулись к проекту «Макензена», однако же ненадолго: в этот раз катализатором изменений стали британские «Рипалс» и «Ринаун». О том, что британцы строят новые линейные крейсера с 381-мм пушками, в Германии стало известно 31 октября 1916 г, а кроме того, тогда же поступили сведения о том, что и американцы, после долгих раздумий, собираются вводить корабли этого класса в состав своего флота.

После этого переход на 380-мм орудия был фактически безальтернативен, и немцы проработали снова шесть различных вариантов линейного крейсера с такими пушками, но дело в том, что заказы на три линейных крейсера были уже размещены, а «Эрзац Йорк» уже успели и заложить – это случилось в июле 1916 г. В итоге возникло искушение не создавать проект с нуля, а использовать механизмы, которые уже были заказаны для этих кораблей. В результате корабли типа «Эрзац Йорк» фактически стали перевооруженными на 380-мм пушки «Макензенами». Как мы помним, немцы, проектируя «Макензен», в какой-то момент пришли к кораблю водоизмещением 33 000 т и с восемью 380-мм пушками, но, убоявшись столь высокого водоизмещения, сократили количество башен главного калибра до трех. Теперь же они, можно сказать, вновь вернулись к этому варианту: «Эрзац Йорк», обладая защитой на уровне «Макензена», имел нормальное водоизмещение в 33 500 т и вооружение из 8*380-мм пушек.



Артиллерия

Немецкие 380-мм орудия серьезно отличались от британской 15-дм артсистемы, представляя собой пушки противоположных концепций: если английская 381-мм представляла собой классические «тяжелый снаряд-малая начальная скорость», то германская С/13 (то есть пушка образца 1913 г), наоборот, была «легкий снаряд – высокая начальная скорость».

Другими словами, если английская пушка отправляла в полет снаряд массой 871 кг с начальной скоростью 732 м/сек, то германская – снаряд массой 750 кг с начальной скоростью 800 м/сек. Однако вряд ли у кого-то повернется язык назвать германские снаряды слабыми: содержание ВВ в бронебойном 380-мм снаряде достигало 23,5 кг против 20,5 кг бронебойного «гринбоя». А вот фугасные германские снаряды ощутимо проигрывали британским - 67,1 кг тринитротолуола против 101,6 кг лиддита.

Прочее артиллерийское вооружение было представлено дюжиной 150-мм орудий и восемью 150-мм зенитками. Количество торпедных аппаратов сокращалось до трех, но их калибр должен был составить 70 см.

Энергетическая установка

Номинальная мощность машин должна была составить 90 000 л.с., ожидалось, что при такой мощности «Эрзац Йорки» смогут развить 27,25 уз. Максимальный запас топлива должен был составить 4 000 т угля и 2 000 т нефти.

Бронирование соответствовало таковому на «Макензенах», от которых «Эрзац Йорк» отличался лишь незначительно большими геометрическими размерами (он был длиннее на 4,8 м и сидел в воде на 30 см глубже, ширина оставалась той же самой) и незначительным изменением компоновки, в результате чего дымоходы удалось объединить в одну трубу. Это было сочтено очень прогрессивным решением, поскольку отодвигало трубу от боевой рубки, позволило сместить в корму мачту и тем самым обеспечило лучшие углы обзора из боевой рубки.

Итак, можно говорить о том, что в 1916 г немцы все же решились сделать шаг, который должен был состояться годом ранее - тогда все было готово к созданию линейных крейсеров с вооружением из восьми 380-мм орудий и водоизмещением в 33 000 т. Конечно, они в любом случае не вошли бы в состав хохзеефлотте и впоследствии были бы бесславно разобраны на металл, но, разумеется, в 1915 г. об этом было еще неизвестно. Сравнивая уже не стальных гигантов, а только военно-морскую мысль Англии и Германии, мы понимаем, что "Эрзац Йорки" по своим ТТХ могли бы стать полноценным противовесом британскому "быстроходному крылу" из пятерки линкоров типа "Куин Элизабет". Они также по всем параметрам (кроме скорости) превосходили бы английские "Рипалс" и "Ринаун". Однако в 1916 г, когда Германия заложила свой последний линейный крейсер, Великобритания приступила к строительству "Худа".

Продолжение следует!

P.S. Несколько забегая вперед, уделим немного внимания одному из самых забавнейших казусов германского кораблестроения. После того, как в Германии стали известны характеристики британских "больших легких крейсеров" типа "Корейджес", германские конструкторы в марте 1918 представили несколько проектов аналогичного корабля. В лучших традициях германских корабелов, германский "белый слон" был чуть лучше бронирован (в различных проектах толщина бронепояса составляла 100 либо 150 мм), нес вооружение несколько меньшего калибра (четыре 350-мм пушки в двух башнях, размещенных в оконечностях) и имел, как ни странно, скорость от 32 до 34 узлов.



Восхитителен состав вспомогательной артиллерии - конечно, на тот момент вооружение из 8*88-мм зенитных орудий было вполне адекватным ПВО - не потому, что оно действительно позволяло защитить корабль от воздушной атаки, а потому что на прочих кораблях мира ПВО было столь же неадекватно. Но интересно, на что рассчитывали в Германии, планируя установить противоминный калибр из четырех 150-мм пушек, из которых на один борт могло стрелять только две?

Самый быстроходный вариант должен был иметь номинальную мощность машин 200 000 л.с., но что интересно - даже на столь быстроходном корабле немцы не смогли отказаться полностью от угольных котлов - 40 котлов должны были работать на нефти и 8 - на угле. Водоизмещение этих проектов колебалось от 29 500 - 30 000 т.

Как мы уже говорили ранее, у англичан не было никакой причины строить легкие линейные крейсера типа "Корейджес" - корабли этого типа, в сущности, родились благодаря причуде Д. Фишера и совершенно не были нужны флоту. Британские адмиралы старались откреститься от них еще на стадии строительства, предлагая переоборудовать все три "Корейджеса" в авианосцы. У "Корейджесов" просто не было своей тактической ниши, все, что они могли, можно было сделать лучше или дешевле с использованием мониторов или тяжелых крейсеров наподобие "Хокинса", а то и обычных легких крейсеров. В лице "Корейджеса", "Глориэса" и "Фьюриэса" англичане действительно получили трех "белых слонов" (животное редкое, но неспособное к работе). Но как только об этом стало известно в Германии, там немедленно было инициировано создание корабля "такого же, только лучше". Не имея никакой тактической ниши в Королевском флоте, "большие легкие крейсера" (или легкие линейные, если угодно) тем более никак не могли быть полезными Германии, а единственной причиной, по которой по ним были начаты работы, можно считать лишь "раз у англичан есть, значит и нам надо". В общем, можно только выразить сожаление тому, что германская военно-морская мысль, на самом деле весьма успешно конкурировавшая с Англией, до самого конца войны так и не смогла избавиться от внутреннего ощущения британского превосходства.

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 июня 2018 16:03
    +++++ ув. Андрей. Дождались! и будем еще ожидать...
    Прочее артиллерийское вооружение ... и восемью 150-мм зенитками

    Опечатка- вероятно 88мм
    А про "немецких слонов" узнал впервые- обезьянщина полная. Русский МТК раньше тоже етим грешил.
    1. +1
      27 июня 2018 17:37
      Цитата: anzar
      Опечатка- вероятно 88мм

      Так точно, очепятка feel
  2. +1
    27 июня 2018 16:03
    Как всегда интересный материал.
  3. +1
    27 июня 2018 16:57
    Спасибо! Отлично! Ну а "германские белые слоны" - это даже не "сумрачный тевтонский гений". Это просто "сумерки" германского (считай кайзеровского) кораблестроения
  4. +3
    27 июня 2018 16:58
    Огромное спасибо за цикл интересных и познавательных статей.
    Будут ли "спин-оффы" к данной серии, посвященные G-3, Измаилу, Амаги и Лексингтону?
    1. +4
      27 июня 2018 17:36
      Да, Михаил, будут. Я сперва не планировал, но раз читателям хочется, то почему бы и нет?
      КОнечно, информации по ним не так много (кроме Измаила, о котором вообще неясно что писать - о нем уже написаны великолепные работы), но... сравним!
      1. 0
        27 июня 2018 22:11
        Да-да! И ещё ,если можно, французский проект 13-14 годов
  5. +2
    27 июня 2018 17:13
    40 котлов должны были работать на нефти и 8 - на угле

    Интересно сколько машинистов обслуживали такое количество котлов и как была реализована подача топлива.
    Однако в 1916 г, когда Германия заложила свой последний линейный крейсер, Великобритания приступила к строительству "Худа".
    Продолжение следует!

    Да, последний линейный крейсер британского флота который.. Впрочем не будем забегать вперед..)
    1. 0
      27 июня 2018 18:18
      Не надоело в тысячный раз пережёвывать общеизвестные факты?
      1. +6
        27 июня 2018 19:25
        Если вы мне, то мне интересно послушать все в изложении человека которому интересен флот и который неплохо разбирается в его истории.
        Также, на сайт заходит много разных людей и возможно история "Худа" будет для него в новинку.
  6. +1
    27 июня 2018 17:49
    Все никак не пойму , зачем ТА ставили на линкоры? Вроде еще Цусима показала полную ненужность ТА
    1. +4
      27 июня 2018 17:55
      Цитата: Дирижер
      Все никак не пойму , зачем ТА ставили на линкоры?

      А как же традиция?:)))))))
      На самом деле ответ прост - несмотря на то, что шансов применить торпедное вооружение у тяжелых кораблей было не так уж много, последствия его попаданий были ультимативно-тяжелыми, поэтому считалось, что хоть шансов и мало, а ставить надо. Другой вопрос что ПМВ убедительно показало - шансов не то, чтобы мало, их нет вообще.
      1. +1
        27 июня 2018 23:43
        торпеды предполагалось использовать в 2 случаях
        1. добивать - дешевый способ
        2. во время линейного/эскадренного боя всякое случается, в суматохе и тесноте может появиться шанс/необходимость ударить вблизи
      2. 0
        29 июня 2018 18:47
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Другой вопрос что ПМВ убедительно показало - шансов не то, чтобы мало, их нет вообще.

        Тем не менее, даже "Нельсон" и "Родней" получили ТА. Причём не какие-нибудь 450 мм или 533 мм - а аж 622 мм.
        До сих пор спорят - попал ли "Родней" торпедой в "Бисмарк". smile Но расход одной 622-мм торпеды в том бою зафиксирован.
    2. +3
      27 июня 2018 17:57
      Торпеды со времен Цусимы стали злее (быстроходнее и дальнобойнее), а в Северном море условия видимости предполагали бой на достаточно близких дистанциях. Вот и.... Лепили.
      1. +2
        27 июня 2018 18:45
        А что - германская 700мм торпеда - было бы любопытно... посмотреть характеристики (если имеются конечно). Просто какое то Wunderwaffe в чистом виде.
        1. +5
          27 июня 2018 19:09
          Цитата: alsoclean
          А что - германская 700мм торпеда - было бы любопытно... посмотреть характеристики

          Кое что есть.:))) Это монстро должно было иметь 9 м длины (в скобочках буду давать ТТХ реальной 600 мм торпеды, 8 м) нести 315 кг гексанита (210 кг) и иметь дальность 18 км на скорости 29 уз(14 км на 30 уз или 6 км на 36 уз). Но знаете что самое интересное? Немцам этого показалось мало, поэтому они свернули разработку 700 мм торпеды в пользу 750 мм wassat laughing
          А вот про последнюю, увы, данных не сохранилось
          1. +1
            27 июня 2018 22:09
            Благодарю за информацию - внушает!!
            Ну советские "65-76" были 650 мм - это понятно. Но вот 750 мм - это по-моему уже " по ту сторону добра и зла" laughing
            1. +4
              27 июня 2018 23:08
              Цитата: alsoclean
              Но вот 750 мм - это по-моему уже " по ту сторону добра и зла" laughing

              У меня такое ощущение, что ее применение мыслилось таким: линейный крейсер стреляет такой торпедой, набрасывает на нее лассо и выходит на глиссирование laughing
    3. +1
      27 июня 2018 18:05
      При этом, утопив "Лютцов" и чуть не утопив "Баден" (или "Байерн", кто точно не помню)
  7. +2
    27 июня 2018 18:03
    Как часто это бывает, концепты гораздо интереснее "серийных" образцов. Так и тут. Хотя, в очередной раз можно отметить, что прогресс в технических средствах не привел к прогрессу в головах и, соответственно, в идеях...
  8. 0
    27 июня 2018 18:23
    вот бы сделали башни четырёхствольными: нижние - гл. калибра, верхние - 150мм
    1. 0
      27 июня 2018 19:28
      вот бы сделали башни четырёхствольными

      Вроде единственными кораблями с 4-х орудийной башней были линкоры типа Кинг Джордж V. Но это более поздняя разработка.
      1. 0
        27 июня 2018 19:43
        А задним числом, между труб, вместо ТА и зенитной артиллерии ещё одну 4-х ствольную башню гл. калибра
      2. +1
        27 июня 2018 19:58
        Да и у Франции были.
        1. +2
          27 июня 2018 20:41
          Да и у Франции были.

          Точно, "Ришелье".
          Запамятовал.. Увлекался флотом в школьные годы, книгу "Корабли и сражения" Смирнова зачитал до дыр тогда..)
          1. +2
            29 июня 2018 16:55
            Цитата: Razvedka_Boem
            "Корабли и сражения" Смирнова зачитал до дыр тогда..)

            Это в те годы была просто какая-то библия школьников-мореманов:))))) Я, когда мне ее родители подарили на ДР бегал кругами по потолку от счастья
            1. +1
              29 июня 2018 18:01
              Это в те годы была просто какая-то библия школьников-мореманов:)))))

              Потом мне попалась книга Льва Шапиро - "Самые быстрые корабли", оттуда тоже узнал немало полезного.
              Вообще, детская и юношеская литература тогда была разнообразной, а тиражи книг были просто фантастические..
              А военным делом увлекся с "Книга будущих командиров" Митяева.
              1. +1
                29 июня 2018 20:38
                Цитата: Razvedka_Boem
                Потом мне попалась книга Льва Шапиро - "Самые быстрые корабли", оттуда тоже узнал немало полезного.

                Это да:)))) "Приготовить пиво и графит". Было у меня еще два "раритета" - Броненосец Потемкин и Корабли проходят испытания.
      3. +1
        27 июня 2018 23:09
        Цитата: Razvedka_Boem
        Вроде единственными кораблями с 4-х орудийной башней были линкоры типа Кинг Джордж V

        Норманди строились с четырехорудийными, да не достроились. У нас кстати четырехорудийные проектировали тоже в ПМВ:)))
        1. 0
          28 июня 2018 15:26
          Ну да. Проект Бубнова 1915 год
        2. +1
          29 июня 2018 07:49
          Первыми вошедшими в строй кораблями с четырёхорудийными башнями были французские линейные крейсера Дюнкерк и Страсбург. 8 330-мм пушек в 2 башнях. Сбалансированные, хорошо бронированные и быстроходные корабли при ограниченном водоизмещении в 26500т.
          Обе башни в носовой части. Охотники за карманными линкорами.
      4. +2
        28 июня 2018 06:58
        в таком виде, как описывает коллега,(т.е. с двумя разными калибрами) только американцы.
        1. 0
          28 июня 2018 20:58
          если вы о моём мнении, то мне это видится несколько иначе, чем на изображении: типовая линейно-возвышенная схема спереди и сзади: возвышены башни 6" - проще и практичнее почти во всех смыслах. Центральная средняя башня, желательно, стволами вперёд
  9. +3
    27 июня 2018 19:24
    Прекрасный цикл статей, получаю большое удовольствие от чтения. Формат подачи материала - в виде сравнительного анализа - великолепен. Искренне благодарю и надеюсь на многочисленные продолжения!
  10. -1
    27 июня 2018 22:29
    Видимо немцам идея корабля типа "Корейджес" все же сильно понравилась. "Дойчланды" явно по ее мотивам сделаны. Большие пушки и фанерные борта.
    1. +2
      29 июня 2018 12:30
      У немцев с Дойчландами были совсем другие посылы. Позорный для Германии мир ограничивал водоизмещение кораблей в 10000т и калибр в 280мм. Можно было сделать хороший монитор с сильной бронёй и ограниченной скоростью и районом плавания. Как шведский БРБО Сверидж, к примеру.
      Но они пошли по пути создания океанского рейдера с сильной артиллерией, где вооружению и дальности плавания и скорости принесли в жертву броню.
      Впрочем, как БРБО в 1945г они (Лютцов) дали жару в Курляндии, да и на Моонзунде также перед этим, нашим войскам.
      1. -1
        29 июня 2018 23:52
        Грубая ошибка немцев - скорость. После ПМВ фактическим британским крейсерским стандартом англичан стали 32 узла. И все это знали. Делать рейдер медленнее - это даже не знаю как сказать. Облажались это если мягко.

        Кстати, может поэтому, немцы объявили "Дойчланды" броненосцами! Брони правда не положили.. Но народ поверил же! Даже сегодня все читают историю и с нетерпением ждут когда же тот же "Шпее" начнет гонять англичан по Атлантике ссаными тряпками! :)

        А он бедолага не может же.. :(
        1. +1
          1 июля 2018 23:40
          Ещё раз основная вводная - по версальскому миру ограничение стандартного водоизмещения 10000т. Немцы "тайно" превысили его на 2000т. Но для сбалансированного корабля и этого мало!
          Хотите скорость 32 узла - добавляем 1000т на механизмы и тонн 300-400 на дополнительное топливо. Хотите брони 200мм - ещё 1000 тнн в плюс. Что отнимем?
          Ну, можно вооружение. оставляем 8-150, получаем легкий крейсер.
          Можно топливо. Получаем корабль акватории Балтийского моря. БРБО, С заправкой через 3 дня.
          Можно корпус отнять. Поставить мощные механизмы и броню на стенку и мечтать о дальнем океане. Дойчланды - дети ограничений и компромисов. После того, как Ади отбросил ограничения, следующие "карманные линкоры", оставшиеся в проекте, тянули уже на 20000т.
          Убили их, кстати, в том числе и Дюнкерки. Стала ясна слабость Дойчландов.
          1. 0
            2 июля 2018 01:08
            Расклад правильный но выбранное немцами решение ущербно. Ничего в итоге не получилось. Уродец.. Для линейного корабля нет брони, для рейдера нет скорости.

            Японцы в тот же тоннаж вместили шикарный 36-узловый тяжелый крейсер, тип Могами например. Ну почти вместили :)
            1. Цитата: Saxahorse
              Японцы в тот же тоннаж вместили шикарный 36-узловый тяжелый крейсер

              Знать бы еще, что в нем шикарного...
              1. 0
                2 июля 2018 22:03
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Знать бы еще, что в нем шикарного...

                Например способность удрать если станет очень уж неуютно. Немцы своему детищу в такой возможности заранее отказали.
                1. 0
                  3 июля 2018 22:42
                  Про Могами на ВО уже была публикация и обсуждение. Сам считаю этот корабль хорошим, особенно учитывая хитрость японцев, позволивших им сделать тяжёлые крейсеры из лёгких. Страдали они, кстати, как и немцы, от облегчения корпуса донельзя - вибрации и повреждения.
                  Вот только немцы не могли строить вашингтонские крейсера. Их предел - броненосцы. Взамен 6 оставленных им. И в этом пределе они и фантазировали.
                  Не даром в самом начале помянул Сверидж - отличный корабль. Даже скорость 22 узла, и 4-283 в ГК. При 7500 т. Вот только это БРБО. А не рейдер с дальностью в 28000 миль, недоступной ни для кого в то время.
                  1. 0
                    3 июля 2018 23:40
                    Вот и нужно было строить хороший БРБО. Или три хороших легких крейсера. Было бы три рейдера. Или хороший тяжелый крейсер. Или даже хороший авианосец типа Сорю\Хирю к примеру. А так получилось чисто по Фрейду, построили плохой корабль исключительно ради большой пушки.
            2. 0
              2 июля 2018 17:02
              шикарный 36-узловый тяжелый крейсер, тип Могами

              Насколько я помню, известны тем, что впихнув на него 5 башен ГК, японцы получили трещины по швам.
              А "Дойчланд" как уже заметили -
              дети ограничений и компромисов
  11. 0
    27 июня 2018 23:04
    Да, "наружный вид" крейсера "Йорк" это нечто! Почти как глобус Украины. Невежество иных авторов ВО не знает границ!
    1. 0
      27 июня 2018 23:10
      Цитата: Вова Кабаев
      Невежество иных авторов ВО не знает границ!

      Нельзя ли чуть подробнее?:)
      1. 0
        28 июня 2018 00:56
        Прочтите подпись к рисунку этого корабля!
        1. +1
          28 июня 2018 07:37
          Цитата: Вова Кабаев
          Прочтите подпись к рисунку этого корабля!

          Прочел. Линейный крейсер "Эрзац Йорк". И что Вас не устраивает, вежественный Вы наш?:))) Давайте, ударьте интеллектом по бездорожью и разгильдяйству:)
  12. +2
    28 июня 2018 09:04
    Торчу я с этих немцев. У них война идет, а они "Закон о флоте" блюдут.
    1. +4
      28 июня 2018 13:29
      Цитата: mmaxx
      У них война идет, а они "Закон о флоте" блюдут.

      Орднунг, однако! wassat
      В 1943 г Шпеер обратился к Гитлеру сократить объемы производства щипцов для волос (это было нужно для расширения производства вооружений). Гитлер запретил категорически. Немцы....
    2. 0
      29 июня 2018 18:57
      Цитата: mmaxx
      Торчу я с этих немцев. У них война идет, а они "Закон о флоте" блюдут.

      Хе-хе-хе... это ещё ничего. Во время следующей войны для финансирования ракетной программы немцы планировали приватизировать опытное производство и ракетный полигон. smile
      Когда Дорнбергер пришёл к Шпееру просить денег, то Шпеер денег не дал, но выделил эффективного менеджера Дегенколба, до этого занимавшегося локомотивами. И всё заверте...
      - Полковник, - начал Хеттлаге, - я пригласил вас, чтобы обсудить наилучший путь преобразования армейского учреждения в Пенемюнде в частную акционерную компанию.
      (...)
      - Могу ли я осведомиться, как предполагается провести это изменение?
      - Мы преобразуем Пенемюнде в акционерную компанию с ограниченной ответственностью. В настоящее время весь капитал компании остается в руках государства. Сама фирма будет управляться большим концерном, который возьмет на себя роль доверенного лица, - например "Дженерал электрик", "Сименс", "Лоренц" или "Рейнметалл", - а затем, после амортизации инвестированного капитала, предприятие перейдет во владение фирмы.
      (...)
      - Хотелось бы спросить, почему преобразование намечено именно на этот момент? - осведомился я.
      - Причина в том, - ответил Хеттлаге, - что данное предприятие не отвечает требованиям, предъявляемым к современному, хорошо организованному производству, которое управляется по законам экономики.
      © из воспоминаний Вальтера Дорнбергера
      Кстати, обратите внимание на список возможных управляющих концернов. smile
  13. 0
    29 июня 2018 07:26
    Спасибо, ждём продолжения!
  14. 0
    31 августа 2018 15:06
    Цитата: Saxahorse
    Для линейного корабля нет брони, для рейдера нет скорости

    как линкор он и не планировался.
    скорости для рейдера вполне достаточно. догонит любого торговца.