Ударные вертолёты. Грозные винтокрылые машины

35
Уже в ближайшие годы их могут заменить ударные беспилотники, но вертолеты боевой поддержки пехоты все равно останутся одним из наиболее эффективных типов боевой техники, поддерживающей пехотные атаки.

Всю вторую половину XX века мир сотрясали десятки локальных военных конфликтов, участники которых беспощадно сражались в горах, пустынях, лесах и болотах, а также на покрытых непроходимыми джунглями тропических островах.



Российский Ка-52 "Аллигатор" в атаке
Российский Ка-52 "Аллигатор" в атаке


Использование танков и бомбардировочной авиации в условиях таких войн оказалось совершенно неэффективным и чрезвычайно дорогим удовольствием. И тогда на помощь бойцам пришли ударные вертолеты. Они могли взлетать и садиться на практически любую горизонтальную площадку ограниченного объема, а мощь их огненного удара была достаточной для уничтожения любого оборонительного сооружения, бронетехники или скопления войск противника.

Благодаря использованию сверхсовременного навигационного и радиолокационного оборудования экипажи ударных вертолетов прекрасно ориентируются в пространстве даже в абсолютной темноте. А современные тепловизоры позволяют обнаружить и уничтожить противника, скрывающегося в складках пересеченной местности.

Сегодня мы расскажем о наиболее распространенных ударных вертолетах мира, без участия которых не обходится ни один военный конфликт.

Ми-24. Самый распространенный

Совершивший свой первый полет в далеком 1970 году советский Ми-24 до сих пор используется армиями более чем 60 стран и является самым распространенным вертолетом мира.


Хищный "Крокодил" Ми-24 в горах Афганистана


За великолепную маневренность американские военные эксперты нарекли этот геликоптер «Ланью», а за хищный внешний вид – «Крокодилом». Именно второе название наиболее прочно приклеилось к Ми-24, постепенно перейдя и на другие ударные вертолеты России, включая современный Ми-35.

Уникальность Ми-24, которых было выпущено более 3,5 тысячи единиц, является их поразительная надежность и ремонтопригодность. Во время войны в Афганистане (1979—1989 годы) советским летчикам неоднократно удавалось посадить подбитые вертолеты на миниатюрные площадки, провести их ремонт собственными силами и вернуться на базу.

При необходимости Ми-24 вооружают встроенным и подвесным стрелково-пушечным вооружением, управляемыми и неуправляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», бомбами и кассетами.

Один вид ощетинившегося ракетами и пушечно-пулеметными стволами «Крокодила» вызывает неподдельный ужас у любого противника, а скорость его полета позволяет Ми-24 появляться на поле боя практически из ниоткуда.

Ударные вертолёты. Грозные винтокрылые машины

Ми-24 является самым быстрым вертолетом мира. В 1978 году летчик-испытатель Гурген Карапетян установил абсолютный рекорд скорости для геликоптеров, разогнав Ми-24 до невероятных 368,4 км/час.

На сегодняшний день произведено около четырех десятков различных модификаций вертолета Ми-24, включая 6 экспортных вариантов, передававшихся армиям дружественных СССР/России государств. «Крокодил» является чрезвычайно востребованным продуктом на рынке вооружений, а его экспортные модификации под маркировкой Ми-35 летают на всех континентах, включая Северную Америку.

McDonnell Douglas AH-64 Apache. Универсальный американский

Заслуженно занимающий вторую строчку нашего рейтинга американский вертолет AH-64 Apache является очень серьезным противником для российского «Крокодила». Его последняя модификация Block III оснащена сверхсовременной системой управления полетом, мощными двигателями и лопастями из композитных материалов, позволивших значительно увеличить вес боевой нагрузки.

McDonnell Douglas AH-64 Apache
Ударный вертолет McDonnell Douglas AH-64 Apache


Благодаря использованию навигационной системы GPRS американский «индеец» прекрасно ориентируется на местности, обнаруживая даже максимально замаскированные объекты. Экипаж одного Block III имеет возможность управлять разведывательными и ударными дронами, способными создать настоящую воздушную эскадрилью, обрушивающую огненный шквал на позиции врага.

С середины 80-х годов минувшего столетия было выпущено более 2 тысяч «Апачей» в различных комплектациях. Они используются армиями 15 стран мира и стали основными ударными вертолетами блока НАТО.

Обычно AH-64 Apache комплектуются 30-миллиметровой автоматической пушкой, ракетными комплексами «Стингер» для ведения воздушного боя, а также противотанковыми ракетами «Хэллфайр», неуправляемыми 70-миллиметровыми реактивными снарядами и крупнокалиберными пулеметами.

Во время войн в Ираке и Афганистане модификация AH-64D использовалась в качестве командного вертолета и с успехом координировала взаимодействие между сухопутными подразделениями и мобильными авиагруппами.

Kawasaki OH-1 Ninja. Самый легкий японский

Этот разведывательно-ударный вертолет японских ВВС обладает высочайшей мобильностью, за что получил характерное название «Ниндзя». Благодаря широкому использованию композитных материалов конструкторам удалось снизить вес этой боевой машины до 2,4 тонн.

Сверхлегкий японский "Ниндзя" Kawasaki OH-1
Сверхлегкий японский "Ниндзя" Kawasaki OH-1


Запущенный в серию в 1998 году Kawasaki OH-1 Ninja имеет длину 13,4 метра, а ширина его фюзеляжа едва превышает 1 метр, делая «Ниндзю» очень сложной для поражения целью.

Вертолет развивает скорость до 277 км/час. Он совсем не имеет встроенного вооружения, но четыре специальные подвески позволяют закрепить на вертолете комплекты обычных или кассетных мин, автоматические пушки, крупнокалиберные пулеметы и противотанковые ракетные системы. Правда, боевая загрузка OH-1 Ninja не может превышать 130 кг.

Всего выпущено около 100 единиц этих вертолетов, которые оснащены цветной телевизионной системой наблюдения, лазерным дальномером и мощным тепловизором, способным различать живые объекты на сверхдальних расстояниях.

Ка-52 «Аллигатор». Неубиваемый российский

Об этой боевой машине, ставшей продолжением разработки легендарной «Черной акулы» Ка-50, можно говорить до бесконечности. Достаточно упомянуть лишь о том, что с 1997 года, когда взлетел в воздух первый опытный экземпляр Ка-52, ни одна из более чем 200 выпущенных боевых машин не потерпела крушения и не была сбита неприятелем.

Ка-52 «Аллигатор» во время учебной атаки
Ка-52 «Аллигатор» во время учебной атаки


Ка-52 «Аллигатор» и его военно-морская модификация Ка-52К «Катран» с укороченными и складывающимися винтами являются единственными вертолетами мира, в которых установлена система экстренного катапультирования членов экипажа.

Благодаря дублированной системе управления каждый их членов экипажа может выполнять функции основного пилота, что очень удобно при учебно-тренировочных занятиях и в боевой обстановке.

С 2016 года несколько «Аллигаторов» несут службу на сирийской военной базе Хмеймим, периодически нанося огненные удары по позициям террористов, их боевой технике и скоплениям живой силы.

Кроме стандартных типов вооружения, устанавливающихся на Ми-24 и Ми-35, «Аллигатор» и «Катран» имеют на вооружении отечественные противотанковые ракеты «Вихрь». Они поражают цели со скоростью 610 метров в секунду, преодолевая четырех километровую дистанцию в полтора раза быстрее американских ПТУР «Хеллфайр» (9 секунд против 15).

Во время одного боевого захода Ка-52 с легкостью уничтожает несколько наземных целей, а прочная броня делает этот вертолет практически неуязвимым.

Eurocopter Tiger. Сверхвыносливый европейский

Совместный проект франко-германского консорциума Eurocopter поступил в эксплуатацию лишь в 2003 года и на сегодняшний день является самым выносливым вертолетом мира.

Вертолет Eurocopter Tiger ВВС Германии
Вертолет Eurocopter Tiger ВВС Германии


Он на 4/5 изготовлен из композитных материалов, способен развивать скорость до 278 км/час и преодолевать без посадки до 800 километров. Фюзеляж европейского «Тигра» имеет несколько слоев кевлара, выполняющего роль непробиваемой брони и поглотителя сигналов РЛС, что делает боевую машину практически незаметной для радаров.

Опытные испытания продемонстрировали, что имеющий массу не более 3 тонн Eurocopter Tiger без труда выдерживает прямое попадание одного 23-миллиметрового осколочно-фугасного снаряда и продолжает выполнение боевой задачи.

На вооружении этой боевой машины стоит стандартная 30-миллиметровая пушка, а внешние точки подвески позволяют укреплять управляемые и неуправляемые реактивные снаряды, а также кассетно-бомбовую загрузку.

Европейский «Тигр» уже стоит на вооружении армий Германии, Франции, Испании и Австралии, а представители компании Eurocopter активно продвигают свое детище на мировом рынке вооружений, отдавая предпочтение армиям стран НАТО.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 июня 2018 05:46
    На первый взгляд вундервафля... А на второй идеальная цель для ПЗРК...
  2. +26
    27 июня 2018 06:41
    Ударные вертолёты. Грозные винтокрылые машины
    Название и содержание публикации рассчитаны на школьников младших классов. negative
    1. +13
      27 июня 2018 08:01
      Я , конечно , понимаю что каждый кулик своё болото хвалит , но вот такая откровенная ложь :
      Достаточно упомянуть лишь о том, что с 1997 года, когда взлетел в воздух первый опытный экземпляр Ка-52, ни одна из более чем 200 выпущенных боевых машин не потерпела крушения и не была сбита неприятелем.

      не делает чести автору .
      Вот подтверждение моих слов : https://ria.ru/spravka/20180508/1520098564.html
      1. +12
        27 июня 2018 13:32
        У меня тоже этот пассаж вызвал удивление. 3 вертолета потеряно, 4 погибших.
        А самым быстрым вертолетом классической схемы является Линкс (но он не ударный).
        Слабенькая статья.
        1. MPN
          +8
          27 июня 2018 14:56
          Японский вообще под определение "Ударные вертолёты. Грозные винтокрылые машины" не подходит. sad
          1. +8
            27 июня 2018 22:28
            о наиболее распространенных ударных вертолетах

            Всего выпущено около 100 единиц этих вертолетов

            Смешно.
            Легче сказать, где НЕ воевал Крокодил.
            Легче сказать, где НЕ воевал Индеец.
            Нескромный вопрос к автору-Где воевал Ниндзя ?
      2. MPN
        +5
        27 июня 2018 14:55
        Цитата: bouncyhunter
        Вот подтверждение моих слов

        И это еще не все..., на испытаниях была потеряна первая машина . и еще где то то же по программе испытаний, копаться лень, простите без доказательств. feel
    2. +1
      5 сентября 2018 20:37
      Цитата: zyablik.olga
      Ударные вертолёты. Грозные винтокрылые машины
      Название и содержание публикации рассчитаны на школьников младших классов. negative

      =======
      Увы - статья откровенно "слабенькая" (Уж извините, Роман!!!).... Кстати крушение Ка-52 имело место... Один из пилотов погиб, второй вроде выжил... А вот боевых потерь - НЕ БЫЛО - Это ФАКТ!!! Кстати система катапультирования была предусмотрена еще на Ка-50 ("Черная акула"), и на "Аллигаторах" тоже вроде стоит...
      Откуда уважаемый Автор взял данную информацию ??? Увы - не знаю!!!
  3. +8
    27 июня 2018 07:01
    Статья скорее для детской энциклопедии какой-нибудь, чем для ВО
  4. +9
    27 июня 2018 07:54
    Про Ка-52 мощно задвинули. Насчет отсутствия потерь:
    12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (б/н 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва — Санкт-Петербург (трасса М-10)[30]. В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался[31].

    29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы[32]. Вертолёт совершал испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта[33].

    7 мая 2018 года во время планового полёта над восточными районами Сирийской Арабской Республики потерпел крушение российский вертолёт Ка-52, оба пилота погибли. По предварительным данным, причиной стала техническая неисправность[34]. Cогласно неофициальной версии, борт сбит радикальными исламистами из переносного зенитного ракетного комплекса[35].
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Ка-52#Происшествия
    1. +3
      27 июня 2018 07:58
      Аварии в связи с техническими неисправностями или ошибками экипажа и боевые потери - это две совершенно разные вещи.
      1. +4
        27 июня 2018 11:22
        Читайте текст:
        с 1997 года, когда взлетел в воздух первый опытный экземпляр Ка-52, ни одна из более чем 200 выпущенных боевых машин не потерпела крушения и не была сбита неприятелем.
      2. +5
        27 июня 2018 13:26
        Цитата: RomanRoman
        Аварии в связи с техническими неисправностями или ошибками экипажа и боевые потери - это две совершенно разные вещи.

        Роман, я с большим уважением отношусь к тем кто пишет, но ещё больше уважаю читателей Военного обозрения. С сожалением вынужден констатировать, что данная публикация содержит ряд неточностей, в целом малоинформативна и весьма поверхностна. Надеюсь, в будущем Вы больше внимания уделите качеству подготовки материала.
        1. +1
          27 июня 2018 15:09
          Мне очень приятно услышать Ваше мнение. Но вы забываете, что у каждого автора существует свое видение подачи информации.
          Я видел много ваших материалов, и мне их читать абсолютно не интересно как раз из-за огромного количества фактического цифрового материала. Но я не позволяю себе советовать размещать их на специализированных технических сайтах. Но вы видите их так и я уважаю ваш выбор. Хотя в них кроме экспертов вряд ли кто разберется.
          Уровень информативности понятие субъективное и важно не то, сколько ее написано, а сколько останется в голове))))
          Но, в любом случае. я ваши пожелания услышал
  5. +8
    27 июня 2018 08:33
    "Благодаря использованию навигационной системы GPRS"- может все таки GPS? Вряд ли американцы по сотовому интернету ориентируются )))
  6. Kir
    +5
    27 июня 2018 09:01
    Статья скажем так с неточностями(самый скоростной развил скорость свыше 400км/ч) и очень минимальной информацией, короче, как верно заметили ей максимум, что в детской литературе место.
    1. +3
      27 июня 2018 11:08
      В целом сегласен с Вами,но детей особенно важно правильно информировать, что бы не было проблем в будующем!
      1. Комментарий был удален.
  7. +4
    27 июня 2018 10:18
    Ми-24 хорошая машинка, имеет интересную особенность фюзеляж слегка закручен относительно вала несущего винта на пару градусов внешне и не заметишь. Скоро юбилей будет 50 лет в строю
  8. +3
    27 июня 2018 13:05
    Цитата: andrewkor
    В целом сегласен с Вами,но детей особенно важно правильно информировать, что бы не было проблем в будующем!

    Вы имеете в виду тех аналитиков сайта, у которых сейчас школьные каникулы? smile
    1. +2
      27 июня 2018 14:24
      Уважаемый Chifka ,я про тех комментаторов,что отсылают статью,довольно поверхностную,согласен,в отдел литературы для детей,но лозунг "Все лучшее ,детям" до сих пор актуален. Авторы,пожалейте детей ,не пудрите им мозги!(Это я не Вам,Chifka).
  9. +3
    27 июня 2018 14:05
    Вот уж точно статье место - в детской энциклопедии. AH-64 тогда уж с Ми-28Н сравнивать надо: они оба ударные, а Ми-24 - многоцелевой (там отсек для десанта есть, правда, так как он небронированный, то десант там сидит редко). Он, конечно , один из самый быстрый: из серийных военных многоцелевых вертолетов. В абсолютном зачете- увы. Японский разведывательный тут непонятно как затесался в статью про ударные вертолеты... В общем: много неточностей и очень слабенько в целом.
  10. +1
    27 июня 2018 14:52
    Поражают комментарии "специалистов", считающих, что публицистическая статья для среднего читателя и молодежи должна быть усеяна цифровыми выкладками ТТХ. Да уже одно то, что она заставила многих из вас залезть в Википедию и другие источники является несомненным плюсом. А вот детям и молодежи, которые (на всякий случай) являются нашим будущим, в ней почитать однозначно есть что. Даже при наличии определенных неточностей
    1. +6
      27 июня 2018 15:17
      Цитата: RomanRoman
      Поражают комментарии "специалистов", считающих, что публицистическая статья для среднего читателя и молодежи должна быть усеяна цифровыми выкладками ТТХ. Да уже одно то, что она заставила многих из вас залезть в Википедию и другие источники является несомненным плюсом. А вот детям и молодежи, которые (на всякий случай) являются нашим будущим, в ней почитать однозначно есть что. Даже при наличии определенных неточностей

      А вот зря Вы так, читателя необходимо уважать, иначе у Вас репутация будет как у Даманцева. Оно Вам надо? Я с удовольствием прочла Вашу публикацию про Маринеско. Но в данной публикации Вы темы откровенно не знаете, и не стоит обижаться на конструктивную критику. На мой взгляд в этой статье больше "журналистики",чем информационной составляющей. И Bongo прав, читателя всё же надо уважать!
      1. -1
        27 июня 2018 19:00
        Очень радует, что соотношение негативных комментариев по отношению к количеству просмотров явно не в пользу первых. Да и критика исходит от других авторов.))))
        Учитывая журналистскую субъективность, (которой я тоже страдаю))), к таким отзывам нужно относиться вполне лояльно.
        Читатели то, (как раз!!!) и не написали, что автор статьи относится к ним без должного уважения))).
        Вывод: все делается правильно, нужно только подтянуть мелкие недочеты.
        А любители поглощать цифровую информацию имеют возможность сделать это, читая другие статьи)))
        1. +2
          27 июня 2018 22:32
          Цитата: RomanRoman
          нужно только подтянуть мелкие недочеты.

          Как-то, полностью переписать статью.
        2. Просто некоторые из комментаторов уже видели эту статью на другом (других) ресурсах и комментировать одно и то же просто лениво.

          Досадные неточности и искажения фактов...

          Но спасибо.
        3. +2
          28 июня 2018 05:12
          Цитата: RomanRoman
          Очень радует, что соотношение негативных комментариев по отношению к количеству просмотров явно не в пользу первых.

          А вы сравните с другими статьями количество просмотров и количество +.
          Цитата: RomanRoman
          Читатели то, (как раз!!!) и не написали, что автор статьи относится к ним без должного уважения

          Уважение к читателю - это в первую очередь качественно сделанная работа!
          Цитата: RomanRoman
          Вывод: все делается правильно, нужно только подтянуть мелкие недочеты.

          А что Вы про это мнение скажете:
          Цитата: Альф
          Как-то, полностью переписать статью.
          ?
          Со стороны то виднее, не находите?
          Цитата: RomanRoman
          А любители поглощать цифровую информацию имеют возможность сделать это, читая другие статьи)

          Дело не в "цифровой информации", а в её достоверности и полноте. Вы ведь на достоверность претендуете или нет?
          1. -1
            28 июня 2018 08:21
            В любом случае спасибо за ваше мнение.

            А теперь не совсем по конкретной теме, а по смыслу. В интернете писать легко, навязывая читателю свой подход и точку зрения. Ему некуда деваться. и он просто ВЫНУЖДЕН просматривать тексты с огромным количеством информационного мусора.

            Если человек никогда не работал в печатных изданиях, то он не знает, что покупатель никогда не будет читать газету или журнал, написанные НЕ ИНТЕРЕСНО. Иногда в целях провокации допускается использование неточностей и не полной правды. Вы ведь читали Маринеско. Нашли, что я добавил от себя?

            Просто есть разные стили и подходы написания текстов. Радует, что этот сайт не является СПРАВОЧНЫМ и рассчитан на среднестатистического читателя. Кому ИНТЕРЕСНО читать, и который должен что-то из этого почерпнуть.
            Если он заинтересуется тем или иным фактом, то легко найдет справочную информацию в Википедии или где-нибудь еще.
            А найдя неточности в исходной статье только повысит уровень своей самооценки.)))) Разве это плохо?

            Поэтому, пишем, как видим, уважаем друг друга и даем только дельные советы. Караван то должен продолжать идти.

            И последнее. Ни в коем случае не хотел никого обидеть. Это прекрасно, когда существуют люди с разным видением происходящих процессов и собственным мнением.
            1. 0
              28 июня 2018 20:37
              Что-то вы не совсем понятны в плане государственной принадлежности,Роман. Вчера у вас французский флажок был,сегодня украинский...
              1. 0
                28 июня 2018 21:11
                А этот вопрос не дает вам покоя? )))
                1. +2
                  28 июня 2018 21:19
                  А почему вы его так болезненно воспринимаете? Вы расскажите-мы постараемся понять...
                  1. 0
                    29 июня 2018 06:30
                    ))))))))))))))))))) Абсолютно не болезненно. Я из Украины, сижу в ВПН. Что еще объяснить, что бы вам было меня легче понять? ))))
                    1. 0
                      29 июня 2018 13:54
                      Ничего. Все пока на этом...
    2. +2
      28 июня 2018 07:58
      Искажать информацию права никто не давал. Это неприемлемо в любом случае.
  11. 0
    28 июня 2018 21:16
    Выносливый? В смысле?
  12. +2
    2 сентября 2018 18:03
    Совершивший свой первый полет в далеком 1970 году советский Ми-24 до сих пор используется армиями более чем 60 стран и является самым распространенным вертолетом мира.
    За великолепную маневренность американские военные эксперты нарекли этот геликоптер «Ланью», а за хищный внешний вид – «Крокодилом».
    Ну зачем писать глупость?
    Ланью Hind Ми-24 назвали не "за великолепную маневренность", а потому что всем советским вертолётам присваивалось кодовое обозначение, начинающееся на букву "Н". Эти обозначения как правило не несли смысловой составляющей и были просто словами на букву "Н":

    Ка-1 - Hat (шляпа),
    Ка-15 - Hen (курица),
    Ка-18 - Hog (свинья),
    Ка-22 - Hoop (обруч, кольцо),
    Ка-25 - Hormone (гормон),
    Ка-26/Ка-126/Ка-226 - Hoodlum (хулиган),
    Ка-27/Ка-28/Ка-29/Ка-31/Ка-32 - Helix (спираль),
    Ка-50/Ка-52 - Hokum (обман, жульничество),
    В-12 - Homer (почтовый голубь),
    Ми-1 - Hare (заяц, кролик),
    Ми-2 - Hoplite (гоплит),
    Ми-4 - Hound (собака),
    Ми-6/Ми-22 - Hook (крюк),
    Ми-8/Ми-9/Ми-13/Ми-17 - Hip (бедро),
    Ми-10 - Harke (грабли, нем.),
    Ми-14 - Haze (мгла, туман),
    Ми-24/Ми-35 - Hind (лань, задний),
    Ми-26 - Halo (гало, ореол),
    Ми-28 - Havoc (хаос опустошение),
    Ми-34 - Hermit (отшельник),
    Як-24 - Horse (лошадь).

    Один вид ощетинившегося ракетами и пушечно-пулеметными стволами «Крокодила» вызывает неподдельный ужас у любого противника
    Ми-24 вооружались либо пулемётами, либо пушками, А пушечно-пулемётным вооружение может быть только в случае использования подвесных вертолётных гондол ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных пулемёта ГШГ-7,62) на пушечных вертолётах и, соответственно на пулемёных машинах - подвесных пушечных контейнеров УПК-23-250 (пушка ГШ-23Л с боекомплектом 250 снарядов). Есть ещё подвесные вертолётные гондолы ГУВ-1 с автоматическим гранатомётом АГС-17 «Пламя».