Отец гитлеровских истребителей

104
Среди всех неприятельских самолетов Великой Отечественной войны «Мессершмитт» - один из самых известных. Историки называют его в числе наиболее совершенных истребителей люфтваффе, а люди, пережившие войну, еще долгие десятилетия спустя вспоминали «мессершмитты» недобрым словом. Между тем самолетостроительная компания Messerschmitt AG, которая выпускала знаменитые истребители, существовала не только в Третьем рейхе, но и в послевоенной Германии. Как только ФРГ разрешили иметь собственные вооруженные силы, компания моментально возродилась. Практически вся ее история связана с именем одного человека, которому 26 июня исполнилось бы 120 лет.

Вильгельм Эмиль Мессершмитт, или просто Вилли Мессершмитт, родился 26 июня 1898 года в небольшом городе Бамберге в Верхней Франконии, которая входит в состав Баварии. Его отец, Фердинанд Мессершмитт, был богатым и известным виноторговцем, содержавшим большой магазин с винным баром. Когда Фердинанд Мессершмитт умер, его вдова и мать Вилли Анна Мария Шаллер вышла второй раз замуж – за известного художника профессора Карла фон Марра. Подростковые и юношеские годы Вилли Мессершмитта пришлись на первые пятнадцать лет ХХ века. Это было время растущего интереса к авиации. Человек только стал покорять небо, поэтому профессия летчика считалась сродни волшебству и мало кто из парней не мечтал о полетах. Вилли Мессершмитт не был исключением.



Отец гитлеровских истребителей


Первую модель самолета он собрал уже в 10-летнем возрасте. В 13 лет Вилли познакомился с легендарным Фридрихом Хартом – одним из основателей планеризма. Впоследствии Харт стал старшим товарищем и учителем Вилли. В 16 лет Мессершмитт испытал свой первый летательный аппарат. Школу Вилли заканчивал в разгар Первой мировой войны. В 1917 году его призвали на военную службу, однако война вскоре закончилась и Вилли вернулся к мирной жизни. Он поступил в Мюнхенский технический университет, не забывая параллельно с учебой заниматься любимым делом – авиамоделированием.

В 1921 году 23-летний Вилли построил планер S8, поставивший рекорд по продолжительности полета. Кстати, поднимался на планере сам Фридрих Харт. После того, как Вилли Мессершмитт в 1923 году завершил обучение в Мюнхенском университете и получил квалификацию инженера, он вернулся в родной Бамберг, где основал собственную авиастроительную фирму - Messerschmitt Flugzeugbau. В том же году разошлись пути Мессершмитта с другом и наставником Хартом, дальше Вилли работал в сфере авиастроения уже самостоятельно. В 1925 году он решил лично подняться в воздух, но этот опыт оказался для талантливого инженера неудачным – Вилли попал в больницу после аварийной посадки. Ведь далеко не во всех случаях хороший авиастроитель может стать превосходным летчиком.

Во второй половине 1920-х гг. Мессершмитт продолжал конструкторскую деятельность. Так, он разработал легкий транспортный самолет М18, рассчитанный на пилота и трех пассажиров. 25 марта 1926 года была основана Messerschmitt Flugzeugbau GmbH, которая вскоре получила финансовую субсидию от правительства Баварии. После этого дела Мессершмитта пошли в гору. Уже 30 июля 1926 года правительство Баварии при поддержке банкирского дома Мерк, Финк и К основало Bayerische Flugzeugwerke (BFW), которое впоследствии станет важнейшей авиационной компанией Германии и в годы Второй мировой войны выпустит 43% немецких боевых самолетов. Известно, что практически все модели Мессершмитта имели на фюзеляже аббревиатуру Вf. Это было связано с тем, что Мессершмитту под давлением баварского правительства пришлось вскоре включить свою компанию в состав Bayerische Flugzeugwerke. При этом инженер остался главным конструктором и проектировщиком самолетов, за ним было признано авторское право на самолеты, тогда как компания занялась серийным производством.

Компания развернула бурную деятельность по производству самолетов. В достаточно короткие сроки были спроектированы различные варианты самолетов М18 и М20b, двухдвигательный бомбардировщик М 22, учебный биплан М21, двухместный спортивный моноплан М23, восьмиместный пассажирский М24, легкие спортивные самолеты для высшего пилотажа М-28 и М-35, 12-местный скоростной пассажирский самолет. Самым известным проектом Вилли Мессершмитта в это время стал четырехместный спортивный самолет Ме-108 "Тайфун", который уже впоследствии был признан классическим и стал образцом для разработок самолетов подобного класса. Однако в самом конце 1920-х гг. у компании начались тяжелые времена, которые были связаны с финансовыми трудностями.

Ситуация усугубилась тем, что в 1933 году к власти пришли нацисты и бывший управляющий директор Lufthansa Эрхард Мильх, у которого с Вилли Мессершмиттом были очень сложные отношения, стал государственным секретарем по делам авиации. В гитлеровской Германии Эрхард Мильх пользовался особым влиянием – он имел очень серьезного покровителя в лице Германа Геринга, который сумел даже «прикрыть» еврейское происхождение Мильха и генерал, имевший отца – еврея, остался на самом верху германской военной иерархии. В такой ситуации Вилли Мессершмитту не оставалось иного выхода, как наладить связи с другими высокопоставленными нацистами, которые могли бы отстаивать его интересы перед блоком «Мильх – Геринг». Таким покровителем для Мессершмитта стал Рудольф Гесс – человек, в то время очень близкий к Адольфу Гитлеру и считавшийся едва ли не вторым номером в нацистской партии. С помощью Гесса Мессершмитту удалось сохранить свое положение, однако германское руководство продолжало сомневаться в нем как в авиаконструкторе. Руководители Третьего Рейха считали, что Вилли Мессершмитт – неплохой администратор авиационной компании, но к конструированию самолетов его лучше не допускать.

Тем временем, в 1934 году министерством авиации Германии был объявлен конкурс на разработку нового истребителя для военно-воздушных сил страны. В конкурентной борьбе столкнулись компании Arado, Focke-Wulf и Heinkel. Благодаря своим связям попал в число конкурсантов и Вильгельм Мессершмитт. Впрочем, шансы на его победу были очень призрачны. Однако вскоре Мессершмитт представил вниманию государственной комиссии самолет Вf109.

Наиболее сильное впечатление эта машина произвела на будущего инспектора истребительной и бомбардировочной авиации Третьего Рейха генерала Эрнста Удета. Для германской авиации Удет был фигурой знаковой, одним из самых известных летчиков военно-воздушных сил страны. Закончив Первую мировую войну 22-летним летчиком – истребителем, Эрнст Удет по количеству побед в воздушных боях, а было их 62, уступал только самому Манфреду фон Рихтгофену. Авторитет Удета в германской авиации был незыблемым, что заставляло и германские власти внимательно прислушиваться к позиции генерала. Понаблюдав за испытаниями истребителя Вf109 Удет понял, что это – лучшая машина, которая на тот период была в Германии. Так к Мессершмитту вновь пришел успех. Руководимая им компания стала получать заказы на производство самолетов, а вскоре было начато строительство нового завода в Регенсбурге.

11 июля 1938 г BFW сменила название на Messerschmitt AG. Сам инженер Вильгельм занял в компании пост председателя правления и управляющего директора. Благодаря генералу Удету Мессершмитт быстро вошел в число самых авторитетных фигур в германской авиационной промышленности. Уже в 1936 году созданные им самолеты были опробованы в Испании, где им предстояло столкнуться с советскими истребителями И-16. Воздушные бои в небе над Испанией показали, на что действительно способны истребители, созданные Вилли Мессершмиттом. 26 апреля 1939 года на самолете Ме-209 был поставлен мировой рекорд скорости для винтовых машин - 755,1 километров в час. Поставил его летчик Фриц Вендель, а продержался рекорд целых тридцать лет – огромный срок для авиации, особенно в период ее бурного развития.

Во время Второй мировой войны «мессеры» стали самым распространенным германским истребителем. Компанией Вильгельма Мессершмитта было произведено 35 тысяч истребителей Вf109. Они воевали на всех фронтах, где сражалась германская авиация – в битве за Британию, в боях на Балканах и в Средиземноморье, на Восточном фронте. Первое время советская авиация именно из-за «мессершмиттов» несла очень большие потери. В начале Великой Отечественной войны каждый седьмой советский летчик погибал при первом боевом вылете. «Мессершмитты» обеспечили превосходство люфтваффе в воздухе в 1941-1942 гг. Лишь затем ситуация стала меняться, что было связано с развитием советского авиастроения и появлением новых советских самолетов, которые уже могли на равных сражаться с «мессершмиттами». Однако советские летчики до конца войны считали истребители Bf-109 своими самыми опасными противниками.



Серьезным ударом по германской авиации стало появление и новых моделей самолетов у союзников. Американские P-51 «Мустанг» и английские Спитфайры Mark V и Mark IX не уступали «мессершмиттам», что способствовало перелому в воздушных сражениях. Территория Германии стала подвергаться налетам авиации союзников, а люфтваффе стремительно слабело и уже не могло защищать немецкое небо от американской, британской, а затем и советской авиации. Свою роль играло и снижение уровня подготовки германских летчиков, поскольку многие опытные пилоты гибли в боях на Восточном фронте и люфтваффе комплектовалось «свежими» выпускниками училищ, не имевшими достаточного опыта и проигрывавшими сильным пилотам советской и союзной авиации. Капитуляция гитлеровской Германии стала сокрушительным ударом по немецкой военной промышленности, в том числе и по авиастроению. Вильгельм Мессершмитт, еще недавно возглавлявший авиационную компанию, оказался на скамье подсудимых. Нельзя сказать, что инженера привлекли несправедливо. Ему инкриминировали использование труда рабов, насильно вывезенных из оккупированных стран в Германию, на своих предприятиях.

Впрочем, в тюрьме Вильгельм Мессершмитт провел всего два года. Как и многие другие видные немецкие предприниматели и политики, которые не были прямо причастны к самым откровенным зверствам гитлеровского режима, Мессершмитт был освобожден. Он уехал в Испанию, где продолжал править Франсиско Франко – один из двух европейских диктаторов, не лишившихся власти по итогам Второй мировой войны. Затем Мессершмитт вернулся к руководству своей компанией, которая к этому времени находилась в удручающем положении. По итогам Второй мировой войны иметь собственные вооруженные силы и военную промышленность Германии не полагалось. Инженер Мессершмитт, всю жизнь посвятивший авиастроению, переквалифицировал свою компанию на производство швейных машин и автомобилей – «малолитражек». В течение трех лет, с 1958 по 1961 годы, было произведено 950 автомобилей Messerschmitt TG-500.

Не исключено, что в этот период своей жизни Вильгельм Мессершмитт мог быть уверен в том, что уже никогда больше ему не удастся заниматься авиастроением для именно германских нужд. Но через несколько лет мировая и европейская политическая ситуация в корне изменились. Шла Холодная война и США нуждались в «младших партнерах» для противостояния с Советским Союзом и коммунистическим влиянием в Европе.

После провозглашения Федеративной Республики Германии вскоре началось и формирование ее вооруженных сил – бундесвера. Самое непосредственное участие в создании бундесвера принимали не только американские военные советники, но и бывшие гитлеровские генералы и офицеры. Не остались в стороне и военные промышленники. Компания Messerschmitt AG вернулась в строй. Она получила лицензии на производство Lockheed F-104 Starfighter для военно-воздушных сил бундесвера. Затем Вильгельм Мессершмитт, еще не думавший выходить на пенсию, разработал по заказу Египта легкий сверхзвуковой перехватчик Helwan HA-300 для нужд египетской военной авиации. Это была последняя конструкторская разработка, авторство которой принадлежало лично Вилли Мессершмитту.

Компания Messerschmitt AG в 1968 году слилась с Bölkow, в 1969 – с Hamburger Flugzeugbau, а затем получила название Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB). Вильгельм Мессершмитт сохранял пост председателя компании до 1970 года. В возрасте 72 лет он все же принял решение уйти в отставку. 15 сентября 1978 года, через восемь лет после выхода на пенсию, 80-летний Вильгельм Мессершмитт тихо скончался в одной из мюнхенских больниц.
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    26 июня 2018 15:13
    Сильной стороной мессера был не только планер, но и двигатель. Ни слова о реактивном мессере, почему?
    в далеком школьном советском детстве был в пионерлагере в помосковье от минобороны. был у нас умненький мальчки, который все знал. На встрече с одни артистом он задал вопрос, правда и что чертежи мессеришмита перед войной оказались в СССР и были использованы при конструировании. А еще он упорно нам доказывал, что Сталин знал о точной дате начала войны. Было мне тогда лет 10-11. Надо же полвека назад.
    1. +6
      26 июня 2018 16:15
      "правда и что чертежи мессеришмита перед войной оказались в СССР"///

      Это правда. Чертежи были переданы вполне официально, "в знак долгой дружбы и доверия" после заключения Пакта. Гитлер тогда всерьез хотел присоединить СССР к своим планам завоевания Англии и делал щедрые подарки.
      1. +3
        27 июня 2018 12:20
        Цитата: voyaka uh
        Гитлер тогда всерьез хотел присоединить СССР к своим планам завоевания Англии и делал щедрые подарки.

        Это Ваше утверждение не имеет под собой оснований. Гитлер рассчитывал взять Москву в августе 1941 года. Даже производство зимней формы одежды для солдат вермахта не было предусмотрено. Считалось, что СССР - "колосс на глиняных ногах". Немцы понимали, что русские до начала войны не смогут освоить передовые германские технологии. Так же рассуждал Сталин, заключая "пакт Молотов-Риббентроп", разместив заказ на линкор в Германии: тот линкор загрузил производственные мощности, но так и не был построен.
        Обе стороны знали, что среди победителей окажется тот, кого поддержит администрация Рузвельта. Решение этого вопроса целиком определялось тем, кого администрация Рузвельта признает "агрессором". В этом соревновании Сталин победил Гитлера.
        1. +3
          27 июня 2018 12:38
          "Это Ваше утверждение не имеет под собой оснований."///

          Домументальным основанием являются записи переговоров
          Молотова и Риббентропа в Берлине в ноябре 1940 года.
          Там это было озвучено. Переговоры окончились крахом и
          ссорой с Гитлером (по вине Молотова).
          С этого момента план Барбаросса передали
          на оперативную разработку в немецкий Генштаб.
          1. +2
            28 июня 2018 00:13
            это с чего вы вину на Молотова вдруг возложили?
            СССР достаточно было оставаться как есть - не воевать и торговать.
            активные требования выдвигала Германия и если они не были приняты - это не вина Молотова или СССР. Вина в неадекватности требований. Не стоит подтасовкой заниматься.
            1. -3
              16 августа 2018 12:23
              СССР достаточно было оставаться как есть - не воевать и торговать.


              Технологии немецкие действительно были переданы. Это и крейсер Лютцов, который ржавел до середины 50-х у Васильевского острова, и лидер Ташкент от дуче и технические решения в авиастроении, благодаря которым советским КБ удалось в короткий срок представить в серийный выпуск три новых истребителя: Миг-3, ЛАГГ-3 и Як-1. Сталин сам претендовал на участие в разделе мира и не соглашался быть на вторых ролях. Вот это и стало причиной раздрая с фюрером.
      2. +1
        28 июня 2018 00:09
        перед войной на выставке в Берлине советская делегация закупила целый спектр техники Германии - в их числе были Ю-88, физлер (запустили в производство совесткую копию аист),
        купили и bf-109E. Вот эту машину изучали перед войной, но не имели возможности изучить Bf-109f2 и bf109f4, которые существенно превосходили модель Е.

        Насчет планов завоевания Англии Германии не нужна была военная помощь СССР- достаточно было широких торговых отношений и увольнения Геринга до начала "битвы за британию".
        По оценкам специалистов, германии нужно было после капитуляции Франции от 7 до 12 месяцев на подготовку вторжения и Англия ничего бы не успела сделать.
        А подготовка включала в себя расчистку коридора от защищающих сил, ослабление авиации и транспортных узлов, усиленную подводную войну, подготовку сил для форсирования пролива - барж, катеров, транспортных планеров, перегруппировку флота, строительство дополнительных причалов для снабжения, минные поля прикрытия и блокирования баз флота и т.д.
        Геринг же со своими понтами угробил кучу времени и ценные ресурсы авиации и сделал вторжение в Англию куда более сложным мероприятием.
        1. +1
          28 июня 2018 18:39
          Насчет планов завоевания Англии Германии не нужна была военная помощь СССР- достаточно было широких торговых отношений и увольнения Геринга до начала "битвы за британию".


          Геринг же со своими понтами угробил кучу времени и ценные ресурсы авиации и сделал вторжение в Англию куда более сложным мероприятием.


          Во всём этом был виноват не только Геринг. Ошибок было слишком много и основной причиной был недостаток опыта у большого количества руководителей Люфтваффе по причине запрета на работы в области авиации. Кое что немцы втихушку всё равно разрабатывали где это только было возможно. Еще одной веской причиной был недостаток средств выделяемых на развитие Люфтваффе во второй половине 1930-х годов. Гитлер и его ближайшее окружение считали необходимым наибольшее внимание уделить постройке большого количества крупных надводных кораблей для противостояния Британской империи. Сухопутные войска Вермахта в это время тоже не получали необходимых для полноценного развития средств. В полной мере все ошибки касавшиеся развитя Люфтваффе немцы осознали к концу 1941 года-началу 1942 года когда исправить ранее совершенные ошибки уже не было возможным.
        2. 0
          1 июля 2018 22:39
          Цитата: yehat
          купили и bf-109E. Вот эту машину изучали перед войной, но не имели возможности изучить Bf-109f2 и bf109f4, которые существенно превосходили модель Е.

          Изучили, да. И решили, что в общем у СССР тоже есть хорошие истребители, и германские ВВС ничего не представляют собой. Но у наших ВВС было три главных проблемы : отсутствие должного обучения, острый дефицит качественных моторов, да и планеров, и главное - непонимание тактики гитлеровской авиации... Поэтому, имея численное превосходство 4:1, проиграли небо 1941 ....
          1. 0
            5 июля 2018 01:33
            нашу армию сильно подвело то, что называли "стахановским движением". Приписки, подтасовки, бравурные рапорты, завышения реальных итогов, "вал" любой ценой.
            Оголделый карьеризм, опираясь на эту идею, нанес колоссальный урон экономике,
            руководство плохо понимало реальное положение дел из-за тотального несоответствия рапортов действительности и, кстати, поэтому Сталин активно боролся с этой ошибкой пропаганды. По цифрам РККА и ВВС были сильны, но начало боевых действий быстро все поставило на места. Десятки и сотни историй - про плохие снаряды к 45-кам, про несбалансированную структуру мехкорпусов, про недокомплект механиков, про просчеты с буксировкой артиллерии и логистикой и т.д. - все это и составило то, что неудачное стратегическое положение на 22 июня превратилось в чудовищный погром.
            А что касается наших ВВС, главной проблемой были даже не моторы, а нужное количество высокооктанового топлива. Большиинство ИАП летом 41 были укомплектованы личным составом, где 5-10% летчиков были опытными пилотами, можно сказать асами. И в принципе этого было достаточно.
          2. Комментарий был удален.
    2. +4
      26 июня 2018 17:51
      Не только чертежи но и десятки экземпляров новейших самолётов и двигателей.Впервые об этом узнал от Шаврова "Самолёты СССР 1939-55г."Испытал шок!
      1. +1
        27 июня 2018 21:16
        Цитата: andrewkor
        Не только чертежи но и десятки экземпляров новейших самолётов и двигателей.Впервые об этом узнал от Шаврова "Самолёты СССР 1939-55г."Испытал шок!


        Воспользоваться большей частью всего этого СССР в кратчайшие сроки всё равно не мог. Особенно в части того, что имело отношение к немецким авиационным двигателям.
      2. +1
        27 июня 2018 21:32
        Было.И.Шелест. С крыла на крыло.
      3. 0
        5 июля 2018 01:43
        не новейших - это заблуждение
        Ju-88 был продан со старым крылом и без последних модификаций
        bf-109E был не новейшим тоже.
        Мы не смогли купить главного - технический уровень исполнения изделий, хотя активно старались - с Германии в СССР пришли сотни станков, немцами было построено 2 военных завода.
    3. +2
      26 июня 2018 18:48
      Цитата: Балу
      Сильной стороной мессера был не только планер, но и двигатель. Ни слова о реактивном мессере, почему?


      Если бы вместо двигателя DB-605 примерно с анчала 1941 года на Ме-109 устанавливали бы более мощный и перспективный DB-608, то Ме-109 был бы еще лучше. Однако серьёзный недостаток в виде узкой колеи шасси в этом случае создал бы еще больше проблемм при взлётах и посадках.
      1. +4
        26 июня 2018 22:02
        Разговоры о узкой колеи шасси, это не тот недостаток на который можно ссылаться. Самолёт имел высокую посадочную скорость и вполне уверенно управлялся во время посадки.

        Мессершмитт имел планер,, который адаптировал развитие моторов практически без изменений. Можно говорить о универсальности платформы.
        1. Комментарий был удален.
        2. +3
          27 июня 2018 07:59
          Цитата: gladcu2
          Разговоры о узкой колеи шасси, это не тот недостаток на который можно ссылаться.

          Проблема была не только в узкой колее шасси, но и в самой конструкции стойки, которая при нагрузке сбоку (например, снос при посадке с боковым ветром) легко подламывалась.
          1. +3
            28 июня 2018 14:09
            Прибавьте к проблемному шасси ещё и проблемное крыло "мессера". Однолонжеронное, с выемками-нишами под шасси, плюс радиатор, да ещё и подвешивали на подкрыльевые узлы то бомбы, то всякие "вундер-комплекты". Крыло на виражах и разворотах начинало "играть", проще говоря скручиваться крыло начинало, из-за чего "мессер" очень неважно себя вел на виражах, в маневренном бою
            1. +1
              29 июня 2018 07:35
              Да, читал эту статью, В. Бакурский, "Главный противник".
        3. 0
          27 июня 2018 16:51
          Цитата: gladcu2
          Разговоры о узкой колеи шасси, это не тот недостаток на который можно ссылаться. Самолёт имел высокую посадочную скорость и вполне уверенно управлялся во время посадки.

          Мессершмитт имел планер,, который адаптировал развитие моторов практически без изменений. Можно говорить о универсальности платформы.


          Тут мнение лётчиков воевавших на Ме-109:

          http://www.airpages.ru/lw/3m_4.shtml
        4. +2
          28 июня 2018 00:18
          высокая посадочная скорость - серьезный недостаток.
          я в симуляторе ИЛ-2 пилотировал мессер - посадка на нем не самое приятное занятие.
          проблема усиливалась на грунтовых аэродромах - сочетание высокой скорости, относительно небольшого запаса прочности шасси и узкой колеи делало аварийность обычным делом.
          Не помню точно статистику - но около половины погибших пилотов bf-109 погибли не в бою, а на посадке.
          осложняло посадку и несколько других фактов - относительно малый запас топлива и проблемы с планированием, если отказал двигатель, из-за высокой удельной нагрузки на крыло. Из-за этого пилоты торопились и чаще ошибались.
          Усиливалось это и усталостью - пилоты часто делали по 2-3 и больше вылетов в день
          А посадка требовала высокой точности и аккуратности. Попробуй после пары часов в воздухе и боя с перегрузками до 5-7g посадить самолет аккуратно.
    4. -1
      26 августа 2018 16:45
      Цитата: Балу
      СССР и были использованы при конструировании.

      Правда -ме-110 был переделан в знаменитый Пе-2.хотя изначально конструировался как истребитель..
  2. +8
    26 июня 2018 15:22
    "Воздушные бои в небе над Испанией показали, на что действительно способны истребители, созданные Вилли Мессершмиттом." Ни чего они не показали... двигатель был слабеньким... самолёт раскрылся после замены двигателя... но есть выражение с хорошим двигателем и забор полетит...
    1. +9
      26 июня 2018 15:53
      Ну зачем Вы так.Очень сильный был самолёт,а с хорошим двигателем стал ещё лучше.Был бы плохим не воевали б на нём аж до 45года.Талантливый конструктор герр Вилли был.
      1. +5
        26 июня 2018 17:19
        Исторический факт... наши И-16 били Мессеры ранних модефикаций в Испании вполне успешно...
        1. +5
          26 июня 2018 17:33
          Цитата: Vard
          Исторический факт... наши И-16 били Мессеры ранних модефикаций в Испании вполне успешно...

          Всё правильно били,но процесс был взаимный.Всё решало мастерство пилотов.
          1. +3
            26 июня 2018 17:36
            Насчёт мастерства не возражаю... но тогда И-16 выигрывал на вертикале у Мессера... а вот в сорок первом уже нет...
            1. +4
              26 июня 2018 18:21
              Цитата: Vard
              Насчёт мастерства не возражаю... но тогда И-16 выигрывал на вертикале у Мессера... а вот в сорок первом уже нет...

              Так я поэтому и пишу,что самолёт был хороший,у *мессера*были возможны
              модификации,а И-16 в 41уже своё отвоевал по всем параметрам.А *109*начинал свою историю с 2 пулемётами,а заканчивал,боюсь ошибиться с 1 пушкой и2 пулемётами.Ну и скорость неплохая для своего времени.
              1. 0
                27 июня 2018 13:15
                Не забывайте, что Поликарпов проектировал И-180 как глубокую модификацию И-16 под новый мотор М-88.
                1. +1
                  28 июня 2018 01:10
                  и-180, итп и ряд других замен и-16 поликарпов проектировал принципиально иначе,
                  потому что это были самолеты с устойчивой аэродинамикой и совершенно иначе вели себя в воздухе..
            2. +6
              26 июня 2018 18:55
              Цитата: Vard
              Насчёт мастерства не возражаю... но тогда И-16 выигрывал на вертикале у Мессера... а вот в сорок первом уже нет...


              Уже в 1939 году Ме-109 Е-1 попавшие в Испанию значительно превосходили И-16. В 1941 году приемущество самолётов серий Ме-109 F стало еще большим.
        2. +5
          26 июня 2018 18:01
          На "испанских" Bf-109 стояли моторы Jumo-210 в 700 л.с.,что давал скорость 470 км.час. , что вполне сопостовимо с И-16 тех лет!
          1. +6
            26 июня 2018 18:57
            Цитата: andrewkor
            На "испанских" Bf-109 стояли моторы Jumo-210 в 700 л.с.,что давал скорость 470 км.час. , что вполне сопостовимо с И-16 тех лет!


            В первой половине 1939 года в Испанию были отправлены Ме-109 Е-1 с двигателем DB-601. Они превосходили И-16 по всем параметрам кроме горизонтальной маневренности.
            1. +4
              26 июня 2018 22:06
              Мессершмитт хорошо сохрянал скорость и не вступая в маневренный бой имел приоритет над противником. Доминировал.

              Конечно, если пилот терял скорость, то И-16 уже не оставлял шанса.
              1. 0
                27 июня 2018 16:55
                Цитата: gladcu2
                Мессершмитт хорошо сохрянал скорость и не вступая в маневренный бой имел приоритет над противником. Доминировал.

                Конечно, если пилот терял скорость, то И-16 уже не оставлял шанса.


                Это было отработано немцами еще в Испании. И американские истребители использую высокую скорость своих истребителей в пикировании и их высокую прочность так же достаточно успешно вели бои с японцами на в выгодных им условиях.
    2. 0
      28 июня 2018 00:26
      в Испании Bf-109b показали, что в отличие от И-16 имеют большие резервы для улучшения характеристик и если в Испании они лишь немного превосходили за счет скорости, то было ясно, что с ростом мощности двигателя они серьезно оторвутся от "ишака".
      1. 0
        2 июля 2018 21:15
        Цитата: yehat
        в Испании Bf-109b показали, что в отличие от И-16 имеют большие резервы для улучшения характеристик и если в Испании они лишь немного превосходили за счет скорости, то было ясно, что с ростом мощности двигателя они серьезно оторвутся от "ишака".


        Немецкая промышленность тоже не осталась в стороне. Производившиеся в Германии к концу 1930-х годов поршневые авиационные двигатели были мощнее советских авиадвигателей и это тоже позволило немцам получить не малое приемущество в части ТТХ их боевых самолётов.
    3. 0
      1 июля 2018 22:41
      Цитата: Vard
      "Воздушные бои в небе над Испанией показали, на что действительно способны истребители, созданные Вилли Мессершмиттом." Ни чего они не показали... двигатель был слабеньким... самолёт раскрылся после замены двигателя... но есть выражение с хорошим двигателем и забор полетит...

      Ничего они не показали ? а только вымели республиканскую авиацию из испанского неба, всего делов ! Пиллотам всегда хочеться ещё более мощного двигателя, оружейникам - поставить больше пушек и т.п. Весь вопрос в удачном компромиссе !
  3. +2
    26 июня 2018 16:24
    Старфайтер , вот уж точно забором был , если от него отказались в НАТе
  4. +3
    26 июня 2018 16:27
    В целом статья интересная, но когда вставляют политику, уровень статьи падает до минимума.
  5. +3
    26 июня 2018 18:08
    Есть хорошая книга-альбом " Истребитель Мессершмитт Bf-109 германский " Король воздуха" .Медведев А.,Хазанов Д.Очень рекомендую! А в статье ничего нового, но для открытия дискуссии сойдёт!
    1. +1
      28 июня 2018 00:33
      Для дискуссии недостаточно обзора мессершмидта, Хеншель, Дорнье и Фокке-фульф несколько раз предлагали вполне конкурентные прототипы истребителей и не только они. Так появился Fw-190a.
      А могли появиться и другие. Лично меня больше всего поразил не Me-262, а Do-335.
      Итальянцы сделали отличную альтернативу Bf-109 - Macci VIIC - у него были лучше летные характеристики с тем же двигателем.
      1. 0
        1 июля 2018 22:43
        Цитата: yehat
        А могли появиться и другие. Лично меня больше всего поразил не Me-262, а Do-335.

        Дело в том, что Ме-262 был достаточно крупносерийной машиной и вовсю участвовал в боях, в отличии от иных уберлетунов... 1400 шт произведённых - это нечто.
  6. +3
    26 июня 2018 18:44
    Вильгельм Эмиль Мессершмитт, или просто Вилли Мессершмитт, родился 26 июня 1898 года в небольшом городе Бамберге в Верхней Франконии, которая входит в состав Баварии.


    Красивый город этот Бамберг. Вроде и не большой, зато есть что по смотреть. И в округе с этим тоже всё не плохо обстоит.
    1. +2
      26 июня 2018 18:52
      В Германии насчёт красоты старинных городов весьма неплохо,срочку служил в Тюрингии. smile
      1. +3
        26 июня 2018 19:13
        Цитата: Фил77
        В Германии насчёт красоты старинных городов весьма неплохо,срочку служил в Тюрингии. smile


        Бавария в этом плане вне конкуренции.
        1. +1
          26 июня 2018 21:46
          Цитата: NF68
          Цитата: Фил77
          В Германии насчёт красоты старинных городов весьма неплохо,срочку служил в Тюрингии. smile


          Бавария в этом плане вне конкуренции.

          Жил в Вюрцбурге, шо правда, то правда! Хотя мне лично по душе Франкфурт ам Майн :)
        2. +2
          26 июня 2018 22:43
          "Зелёное сердце Германии" = Тюрингия. smile
    2. +2
      26 июня 2018 19:12
      Да, согласен.
      А про войну нам гид так и сказал, мол, нечего было там бомбить, поэтому его и не бомбили. А еще там есть т.н. "дымное" пиво (реально как прокоптили), которое выпускается со средних веков...
      1. 0
        27 июня 2018 13:18
        Ну таки солод реально коптят перед варкой сусла.
        1. 0
          27 июня 2018 17:47
          ЭТО коптят как-то особенно, потому что вкус не похож на другие немецкие "пивы", а по цвету - как кока-кола
      2. 0
        27 июня 2018 18:02
        Цитата: DimanC
        Да, согласен.
        А про войну нам гид так и сказал, мол, нечего было там бомбить, поэтому его и не бомбили. А еще там есть т.н. "дымное" пиво (реально как прокоптили), которое выпускается со средних веков...

        Дымное пиво? Не встречал, к сожалению. А любитель всего копчёного drinks
        1. +1
          28 июня 2018 07:48
          Можно встретить и у нас, но цена в 400 р. за бутылочку 0,33 останавливает.
  7. +1
    26 июня 2018 19:28
    В первую очередь ему создали пилоты репутацию. К концу войны когда мастеров стало мало. Все преимущество его свелось к нулю. Тем более воздушный маневренный бой никогда не был его сильным звеном.
    1. 0
      26 июня 2018 22:07
      "Тем более воздушный маневренный бой никогда не был его сильным звеном."
      Можно почитать мемуары Евстигнеева о бое в Венгрии. Восьмёрка Ла-5 против шестёрки "Мессеров".
      "Никогда не говори никогда..."
      wink
    2. 0
      28 июня 2018 00:40
      Bf-109f2 и F4 вполне хорошо вели маневренный бой, не хуже большинства советских истребителей.
      Но есть одно но - нужно было пользоваться механизацией крыла и это очень выматывало пилота, из-за чего длительный маневренный бой был нежелателен.
      Проблемы с маневренностью начали нарастать с модели G6, это начало 43 года.
  8. +3
    26 июня 2018 19:48
    Люблю такие истории про людей "сделавших себя сами". Из его творений для себя считаю лучшим Bf 108 Taifun. smile

    Кто хочет может прочитать про Bf 108 Taifun пройдя по ссылке:
    http://www.airwar.ru/enc/other2/bf108.html
    1. 0
      28 июня 2018 01:06
      если по-честному выбирать, на каком истребителе хотелось бы летать в WW2 в период с 41 по 43 год,
      я бы выбрал Bf-109f2 или G2 с прозрачной бронеспинкой.
      Были достойные машины у многих - французский девуатин, зеро, як-1, ла-5, первые мустанги, спитфайр5, FW-190a, P40, G50, P47, P-39, но елки палки, мессер тупо лучше.
      1. +1
        28 июня 2018 15:46
        Уважаемый yehat, вы тут выше упомянули про полеты в "Ил-2" на "мессере". Если вы делаете вывод в пользу "фридриха" или "густава" с прозрачной бронеспинкой на основании своего "вирпилства", то ей Богу же зря... "Ил-2 Штурмовик"- штука хорошая, классная, во-истину не имеющая аналогов в мире, НО! Это авиасимулятор, дающий относительно общие представления.И во многом он все-таки далек от реалий Великой войны.
        Цитирую: "...но елки палки, мессер тупо лучше." Кого, чего и в чем он лучше?
        Исходя из своего опыта -я взял бы себе в 41-43 гг. Як-1Б, как у Луганского, или Як-9 образца 42 года,ранний. И поверьте, в бою уделал бы и "фридриха" и "густава", и по фигу, какая у вас там бронеспинка- "прозрачная" или нет. Как-то так, yehat.
        1. 0
          28 июня 2018 16:57
          ну давайте уточним вопрос ))))
          почему я бы выбрал мессера - ему не заливало маслом лобовое стекло, у него было кислородное оборудование, автоматический шаг винта, автоматика регулировала и топливоподачу, хочу обратить внимание на приборную доску - я во времена вирпила сильно уставал на русских самолетах, потому что плохо видно из-за окраски и других особенностей.
          ну и еще ряд подобных мелочей. Все это сливалось в то, что пилоту требовалось намного меньше внимания тратить на слежение за машиной и больше оставалось собственно, на владение ситуацией. Эта особенность давала неплохие шансы новичкам сделать что-то полезное в первые боевые вылеты. Это первый и довольно важный пункт.
          Второй пункт - универсальность. Этот самолет мог действовать в широком диапазоне высот,
          при этом часто имел преимущество в горизонтальной скорости и в скорости пикирования, что давало неплохие предпосылки для захвата инициативы. Многие оппоненты имели разного рода минусы, которые можно было использовать в бою.
          Прозрачная бронеспинка хотя бы частично решала проблему обзора сзади - слабое место bf-109. Так же, в 42 году начали активно поставлять так называемые комплекты оборудования -
          впрыск с временным форсажем, подвесные пушки, разного рода радары и прочие приблуды, что позволяло гибче эксплуатировать машину. Наконец, на мессере была какая-никакая защита пилота. Ну и напомню про простоту обслуживания машины - доступ к агрегатам был отличный.
          И все это было, а посмотрите на другие машины - да, их ттх где-то даже переплевывали мессер, но имели и минусы и минусы не слабые.
          И вот про сказки про "уделал" не надо. Мессер я выбрал не потому, что немцы - это круто, а потому что именно выбрал, сравнивая альтернативы. Модели F2,f4,g2 в свое время обеспечивали весьма высокую выживаемость пилота в бою.
          вот вы упомянули Як-1Б. давайте уточним - это самолет с отвратительной связью, как правило, плохо покрашеный и имевший горизонтальную скорость на 50-80 км ниже мессершмидта, при этом слабее двигатель, никакущая защищенность, осталась часть слабостей в конструкции (но это не вина конструктора - тупо нет дюраля).
          Длительность обслуживания в принципе не дает шансов делать больше 2-3 вылетов в сутки.
          Идем дальше. Радиаторы не достаточно хорошо сделаны и в бою больше 3-5 минут чтобы перегрева не было, нужно их выпускать, что снижает скорость еще на 30-40 кмч.
          в разных обзорах пишут, что як-1Б разгонялся до 594 кмч. А в рельности строевые машины не летали быстрее 480-490 (по прямой).
          я еще не все проблемы перечислил, можно и дальше.
          надеюсь, теперь вы понимаете, что я про мессер имею основательное мнение.
          и это не случайно. Дело в том, что лучшая промышленность центра европы доводила этот самолет с испанской войны и сделала его действительно хорошим, а большинство его оппонентов были крайне сырыми машинами.
          1. +1
            28 июня 2018 17:42
            Давайте уточним вопрос.
            Отбросьте эту догму про залитое маслом стекло Яка. Было на ранних сериях, но благополучно исправлено.На Як-1Б уже ничего не забрызгивало и не заливало.Технари уже научились регулировать двигатель правильно. Кислородное оборудование на маловысотных полетах не требуется. Автоматика-да, согласен, "герат-прибор" вещь нужная, но и без нее абсолютно не критично. Тренированный пилот обойдется без него. У Яка абсолютно удобная кабина, лаконичная эргономичная панель приборов, очень удобно расположены высотометр и спидометр-взгляд всегда падает на них.Обзор великолепный, каплевидный фонарь- то, чего "мессер" так и не получил. Про защиту Яка не передергивайте- переднее и заднее бронестекла имеются. А вот что может говорить про защиту пилот "мессера" сидящий верхом на бензобаке??? Какая тут защищенность? Все приблуды о которых вы тут говорите-это утяжеление мессера, снижение его ЛТХ. Яки же наоборот, начав с дерева, постепенно переходили к алюминию в конструкции, что вело к улучшению их ЛТХ. Отвратительная связь, говорите, была на Як-1Б. Не согласен. Ознакомьтесь с мнениями пилотов. Да, в начале войны связи не было вообще, но сначала 43-го связь на советских истребителях была вполне приличной.И приемники были и передатчики. Ну и про скорость также отвечу- максимальная скорость, как таковая, она в бою-то и не нужна,как ни парадоксально это ни звучит. Гораздо важнее-динамическая скорость истребителя, т.е. то насколько он быстро может сбросить скорость, выполнить маневр и снова набрать ее. Вот эта скорость и есть главный показатель в маневренном воздушном бою. А такие как раз и происходили на Восточном фронте. Яки тут были непревзойденными. Як- он буквально "ходил за газом". Если мне не верите-почитайте. Хотя бы того же Драбкина, "Я-истребитель".Ну и про "широкий диапазон высот". Не нужен он был на Востоке. От земли до 3-4 км, коридор для Илов и Пешек. А на этих высотах Як мессеру не уступал ни в чем, за исключением вертикали, и то не все Яки. Поздние "Девятки", Як-9У с М-107,ну и конечно Як-3 превосходили мессеров и в вертикальном маневре. Насчет доступа к агрегатам- так и наши механики не жаловались на Яки. Наоборот, ремонтопригодность была потрясающей. Можно было "на коленке" разложить и отремонтировать, даже без ПАРМ. А вот если Гансу ЗИП соответствующий не привезет "Опель-Блитц"- курят на земле и пилот и механик.
            Так что у меня не менее основательное мнение про отечественные истребители. Сырость конструкций которых к концу 42-го - началу 43-го была уже преодолена.Машины начали совершенствоваться, в то время как мессер с модели "густав6", начал наоборот терять свои характеристики, по причине утяжеления, попыткам сделать из него "универсал-вундер", да и потому что Европу уже сотрясали бомбардировки. То один, то другой поставщик выходил из строя. А "Эрзац-замены" уже начали негативно сказываться на самой конструкции.
            1. 0
              28 июня 2018 20:27
              сначала 43-го связь

              я рассматриваю период 41, 42 и только самое начало 43 года
              после этого периода в Bf-109 практически не становился лучше,
              а противники постоянно улучшали конструкции.
              и не надо рассказывать по ла5фн, як9 и т.д. Это все 43 и 44 год.
              да и про защиту Як-1Б. У него не было бронеспинки вообще, только бронеподголовник
              и бронестекла, которые обычно не выдерживали воздействие очереди пулемета.
              и лобовое бронестекло было тоньше, чем у мессера и фактически давало только шанс против винтовочного калибра.
              1. +2
                28 июня 2018 21:16
                Долго думали и выдали что-то несуразное.
                Про бронеспинку Як-1Б я ни словом не обмолвился.
                А про нашу авиационную броню, в том числе "прозрачную", да будет вам известно, что она превосходила немецкую той же геометрической толщины в 1.5-2 раза ПО ПРОЧНОСТИ! Это факт. Не верите мне- читайте, yehat! Об этом Олег Растренин еще 2 года назад писал в своих работах. Называются они "Штурмовики люфтваффе.Мифы и реальность". И еще: "Уход Летающего танка".
                Так что не надо тут мне рассказывать про, якобы хрупкость нашей авиаброни.
                А вот крыло мессера, имело склонность к аэродинамической скрутке, кроме того, "гениальный Вилли" разместил гидроцилиндры уборки шасси не в силовом контуре, они не опирались на лонжероны, проще говоря, поэтому при жесткой посадке, мессер не только ломал стойки, но и с "мясом" выдирал всю систему шасси, калеча крыло без возможности дальнейшего ремонта. "Изящная" хвостовая часть "мессера" была так гениально-технологически "продумана" и спроектирована, что при повреждении уже не могла быть отремонтирована в полевых условиях.
                И о защите мессера-бензобак его сзади защищала стенка, набранная из 27 листов обычного дюраля, толщиной 0.8мм, и легко пробивалась пулями уже с расстояния 400 м. Почему для защиты нельзя было поставить броневую стенку? Это было бы даже предпочтительней по весу-бронеплита такого же размера весила меньше, чем многослойная дюраль-стенка.Почему?
                Я вам отвечу- потому что в хвосте мессера не было предусмотрено мощных продольных силовых элементов. И отчасти поэтому, ее нельзя было ослаблять, снижая высоту гаргрота. Поэтому-то никогда каплевидный фонарь и не мог быть установлен на Вф-109!
                Так что вся якобы гениальная продуманность конструкции мессера- во многом миф, раздутый геббельсовской пропагандой.И не стоит на это вестись.
                В очередной раз отсылаю вас, yehat, к первоисточникам.
                Виктор Бакурский " Главный противник". Цикл статей в журнале "Авиация и Космонавтика". Читайте.Очень вам рекомендую.
                1. 0
                  28 июня 2018 21:41
                  продуманность конструкции мессера- во многом миф,

                  похоже, вы вообще не читаете, что я говорю и на своей волне
                  о какой продуманности вы говорите?
                  я говорил о том, что у мессера перед войной был хороший запас по времени на доводку и немцы его использовали. А у большинства его противников детские болезни долгое время сильно снижали боеспособность. Это касается и як, и лавки, и кобры, и мустанга, и p40, и спитфайра, и девуатина, и миг и ряда других машин. я уж не говорю про устав, по которому вам любимый як-1Б просто превращался в пассивную мишень.
                  1. +1
                    28 июня 2018 23:04
                    Вы же говорили что про мессер имеете "основательное мнение". А я вам привел факты, на которые вам нечего сказать. Ваше основательное мнение увы, молчит. По существу вам сказать и возразить нечего. Пишите какую-то ерунду- то бронестекло трескалось,то рация не работала... Теперь вот что-то про устав говорите. Простите, но я вас, yehat, не понимаю. Видимо, пора заканчивать дискуссию- у нас с вами разговор немого с глухим получается. Пойдемте лучше футбол, что ли посмотрим...
                    1. 0
                      29 июня 2018 00:33
                      большинство из сказанного вами я знал и раньше. и вы часто говорите какую-то чушь, не относящуюся к сравнительному анализу
                      какое мне дело до отсутствия каплевидного фонаря, когда я сам отмечал этот недостаток, зачем вы гоните пургу про вес бронеплит или пропаганду Геббельса? про аэродинамическую скрутку просто феерично - это было проблемой абсолютно всех скоростных истребителей тех лет, даже полностью металлических, а як-а тем более.
                      Столько ерунды,
                      но почему-то не говорите о других важных проблемах - например, проблемах закрылков крыла bf-109 при набранной в пикировании скорости, серьезных ограничениях на пользование рулевыми плоскостями, про то, что триммер на перегрузках бум-зумной тактики ломался и при посадке самолет начинал чудить и других особенностях конкретно bf-109, а не всех монопланов с низким расположением крыла. Не сказали вы и о радиокомпасе, который существенно облегчал навигацию пилотам люфтваффе, ведь среди летчиков - истребителей было мало хороших штурманов.
                      На последок скажу - я давно ушел от детского восприятия боевых самолетов, когда сравнивают вес залпа, количество пулеметов или количество снарядов. Самолет нужно рассматривать как цельный комплекс, имеющий не только боевые ттх, но и эксплуатационные, возможности вариаций тактики и многое другое. А вы остались в каком-то детстве.
                      Наконец, почитайте другие книжки, где не хвалятся конструкторы, как много и хорошо делали, а реальные пилоты описывают проблемы, с которыми сталкивались на наших самолетах.
                      1. +2
                        29 июня 2018 10:34
                        Напоследок и я вам скажу- ваше "основательное мнение" про мессер и вообще про истребители второй мировой войны - ни стоит ничего. Вы только общие понятия знаете, верхушки, так называемые, а вот глубины знаний- у вас извините никакой нет. Столько публикаций по этой теме прошло мимо вас. Вы остались далеко в прошлом, судя по вашим рассуждениям.И даже не пытаетесь повысить свой уровень.Ну тут-дело ваше. Я вам дал рекомендованный список литературы.Когда поймете, что отстаете в плане развития, как специалист по авиатехнике Второй Мировой - возьмите их и почитайте. Уверяю-откроете для себя много нового и интересного. А заодно вспомните постулаты сопромата, термеха и всего, что касается прочности конструкции самолетов. Это вам относительно скрутки крыльев. Подвергались-то все, а вот последствия были разными- мессер очень плох был на виражах из-за этого, а вот Як или Лавочкин-наоборот. Все дело здесь в двухлонжеронной конструкции крыла с замкнутым силовым контуром.Такая конструкция намного меньше подвержена скрутке.Она лучше держит перегрузки на виражах и противодействует скручиванию крыла. Но мессеру такая конструкция даже и не снилась...
                        Вы вот советуете мне - "почитайте другие книжки, где не хвалятся конструкторы..." а конкретики-то никакой! Что это за книжки? Кто авторы их? И сами уже видимо не помните, когда и какие книжки читали. А пытаетесь советы давать... Кто из нас двоих в детском восприятии после этого? Это точно не я.
            2. -1
              1 июля 2018 22:48
              Цитата: ангел-истребитель
              Сырость конструкций которых к концу 42-го - началу 43-го была уже преодолена.

              Товарищ Покрышкин вот с Вами несогласный ! В боях с 1941 года, но только как в 1943 г получил импортную янковскую "Аэрокбору", так пошёл валить немцев десяками.

              Ну и про запас высот типа не надо - ну ну. Любое преимущество по высоте и на вертикали - значительный плюс в бою.
              1. +2
                2 июля 2018 11:19
                Товарищ Покрышкин свою первую "десятку" фрицев завалил на МиГ-3. Аккурат в 1941 году. И был очень даже хорошего мнения об этой машине.Несмотря на некоторые недостатки. И бой на вертикалях начал отрабатывать именно на МиГ-3, он это вполне позволял. Чтобы не быть голословным- все это отлично им же описано в книге "Познать себя в бою".
  9. +1
    26 июня 2018 21:33
    Вf-109 - "хорошая" машина. Горит хорошо. И в виде дюралевого лома обильно посыпала европейскую часть СССР. А так же и саму Европу.
    1. +3
      26 июня 2018 22:03
      Цитата: pro100y.belarus
      Вf-109 - "хорошая" машина. Горит хорошо. И в виде дюралевого лома обильно посыпала европейскую часть СССР. А так же и саму Европу.

      Ну вообще то надо быть более об'ективным,там ведь лежали не только *мессера* и пр.*фоккеры*,но и наших парней немало!
      1. +2
        26 июня 2018 23:58
        Да, дорогой ценой приземляли *мессера*. recourse Вспомнился отрывок из одного гениальнейшего фильма...
  10. -1
    26 июня 2018 21:42
    Цитата: Vard
    "Воздушные бои в небе над Испанией показали, на что действительно способны истребители, созданные Вилли Мессершмиттом." Ни чего они не показали... двигатель был слабеньким... самолёт раскрылся после замены двигателя... но есть выражение с хорошим двигателем и забор полетит...

    Почему? Там воевали Bf.109E с движком DB-601. "Ишаки" уже мало что могли сделать.
    Выводы последовали несвоевременные и малоубедительные.
    За исключением И-180 (не говоря уже -185).
    1. +1
      27 июня 2018 07:54
      Цитата: Плотник 2329
      Почему? Там воевали Bf.109E с движком DB-601. "Ишаки" уже мало что могли сделать.

      Bf.109E появились в Испании в 1938-м, когда активные боевые действия уже закончились.
      1. +1
        28 июня 2018 00:44
        Bf-109B тоже гоняли ишаков, но не потому, что сильно были лучше, а потому что были намного проще и удобнее. Ишак хорошо летал только в руках настоящего аса, а таких было очень мало.
      2. +1
        1 июля 2018 22:51
        Цитата: Snakebyte
        Bf.109E появились в Испании в 1938-м, когда активные боевые действия уже закончились.

        Господин-товарищ, Вы видимо ну совсем про Испанскую войну 1936=39 гг не в курсе. В 1938 году закончились ?!? А ничего так что как раз ПИК БОЁВ - это как раз 1938 год, когда республиканцы кинули ВСЁ ЧТО МОГЛИ в бой, намного численно превзойдя франкистов, но те разгромили их именно из-за тактики - что в небе, что на земле ?
        1. 0
          2 июля 2018 13:37
          Если Вы "в курсе", то должны знать, что реально до конца марта 1939 г., когда война закончилась, в Испании успели собрать только половину из прибывших 15 "Эмилей", которые практически не участвовали в боях.
    2. 0
      27 июня 2018 08:20
      Сначало в Испании были B.f.109B с двигателем Jumo 210B 640 л.с Емили появились позднее а до них ещё отметились Цезари и Доры
  11. +1
    26 июня 2018 21:45
    Цитата: Фил77
    В Германии насчёт красоты старинных городов весьма неплохо,срочку служил в Тюрингии. smile

    Rudolstsdt forever!
    1. 0
      26 июня 2018 22:00
      Цитата: Плотник 2329
      Цитата: Фил77
      В Германии насчёт красоты старинных городов весьма неплохо,срочку служил в Тюрингии. smile

      Rudolstsdt forever!

      Учебка-Торгау,где наши в 45м hi с американцами встретились!
    2. +1
      27 июня 2018 18:06
      Цитата: Плотник 2329
      Цитата: Фил77
      В Германии насчёт красоты старинных городов весьма неплохо,срочку служил в Тюрингии. smile

      Rudolstsdt forever!

      Если Тюрингия, то только Ордруф и Майнинген! drinks
      1. +1
        27 июня 2018 20:38
        Цитата: Doliva63
        Цитата: Плотник 2329
        Цитата: Фил77
        В Германии насчёт красоты старинных городов весьма неплохо,срочку служил в Тюрингии. smile

        Rudolstsdt forever!

        Если Тюрингия, то только Ордруф и Майнинген! drinks

        Арнштадт,маленький,но очень красивый городок!
        1. 0
          28 июня 2018 18:18
          Цитата: Фил77
          Цитата: Doliva63
          Цитата: Плотник 2329
          Цитата: Фил77
          В Германии насчёт красоты старинных городов весьма неплохо,срочку служил в Тюрингии. smile

          Rudolstsdt forever!

          Если Тюрингия, то только Ордруф и Майнинген! drinks

          Арнштадт,маленький,но очень красивый городок!

          Ещё в школе переписывался с немкой из Арнштадта. В 89-м она уже училкой в школе работала - самые хорошие воспоминания! Потому и городок мне тоже понравился laughing laughing drinks
  12. -1
    26 июня 2018 22:01
    Цитата: pro100y.belarus
    Вf-109 - "хорошая" машина. Горит хорошо. И в виде дюралевого лома обильно посыпала европейскую часть СССР. А так же и саму Европу.

    Как ЕМНИП было написано в "Крыльях Родины" прим. в 1993м г. : "В начале войны - превосходил... , а в конце войны, как минимум - не уступал..."
  13. +5
    26 июня 2018 22:11
    Мессершмитт - талантливый конструктор. Согласен.
    Но мне больше по душе талант Лавочкина, который создал такую машину, как Ла-5ФН. Из серии - "слепили из того, что было".
    Всунуть в деревянный планер мотор АШ-82, изначально для него не предназначавшийся и создать машину, не уступавшую "мессеру" - дорогого стоит.
    Даже боюсь представить, как летал бы Bf-109 с деревянным планером, а Ла-5 летал и спускал "мессеров" на землю.
    1. +2
      28 июня 2018 00:51
      талант Лавочкина

      вообще-то Лавочкин приклепал звезду только когда реально встал вопрос о закрытии его КБ
      и приклепал уже готовое решение с СУ-2, которое уже давно ему советовал, например, Поликарпов. Так появился Ла-5. А потом, через полтора года, когда исправили тяп-ляп и превратили в Ла-7, появился нормальный истребитель.
      Не в этом талант Лавочкина, а в том, что полевые испытания имели хорошую обратную связь и КБ быстро исправляло ляпы конструкции. В этом он оказался куда сильнее Яковлева.
      1. +4
        28 июня 2018 16:22
        А чем вам Семен Алексеевич не талант???
        Готовое решение с Су-2 Лавочкин не клепал, не надо здесь людей вводить в заблуждение!
        Вы знаете Анатолия Ивановича Валединского? Советского конструктора-двигателиста?
        Движок АШ-82 пытались поставить не только на "ЛаГГ", а еще и на МиГ-3, и на Як-7.
        Но почему-то полетел с ним только Лавочкин. Не знаете почему?
        А очень просто- Яковлев и Микоян с Гуревичем ставили двигатель сами на свои машины, а Лавочкин решил к установке двигателя привлечь двигателистов ОКБ Швецова, под руководством А.И.Валединского. Именно он установил АШ-82, определил степень охлаждения каждого из цилиндров и разработал дефлекторы и новый воздухозаборник туннеля подвода воздуха к карбюратору.
        Поликарпов Лавочкину ничего не советовал. Давайте будем с уважением относиться к Николаю Николаевичу, и не приписывать ему тех заслуг, которых он не совершал. У него своих заслуг более чем достаточно. А делать из Поликарпова "Святого провидца Советской Авиации" не надо. Он же им не был. И "мученический ореол" снимите с человека.
        Ла-5 не был "тяп-ляп", он вполне успешно начал воевать уже осенью 42-го под Сталинградом. Почитайте про боевые действия 5 ГИАП майора Зайцева -только за месяц летая на Ла-5, полк "завалил" 46 вражеских машин, при собственных потерях 14 "Лавочкиных". Это не фига вам не тяп-ляп. Про Ла-5Ф, форсированный, и про Ла-5ФН, с непосредственным впрыском, даже говорить тут нечего. Машины высочайшего класса, лучшие фронтовые, маловысотные истребители Второй Мировой.
        Насчет обратной связи и быстрого исправления.
        За сколько исправили дефект обшивки крыльев на Яках, вызванный некачественной краской, летом 43-го? За три недели.
        А количество модификаций Як-9, Як-7? Это вам не пример ли обратной связи? Нужен вам разведчик-истребитель? Получите-Як-9Р. Нужен "убийца бомберов и танков"? Вот вам Як-9Т.
        Нужен охотник за мессерами? Пожалуйста-Як-1Б, и Як-3. Появилась возможность использовать алюминий в конструкции- Як-9 "без буквы", с алюминиевыми лонжеронами. Довел более-менее Климов в 1944 году М-107- пожалуйста, Як-9У. С конца 44-го на фронте. Техперсонал только нужен толковый, чтоб работать с М-107, по инструкции, а не как со "Стопятыми"...
        1. 0
          28 июня 2018 17:09
          вы бы почитали, как сделали ла-7. Это просто доведение быстрых решений до нормального инженерного уровня. И Лавочкин сам об этом говорил.
          Что же касается присоединения звездообразного агрегата, Поликарпов советовал дело, просто вы не в курсе. Он советовал переделать основу с Су-2 по примеру американских новых капотов звездообразных двигателей, которые уже применялись с десяток лет, что дало бы заметную прибавку в качестве аэродинамики. Это не было решено и на ла-7.
          1. +2
            28 июня 2018 17:48
            Вот как раз потому что читал.
            Поэтому и написал здесь.
            Есть такая книга: Николай Якубович."Истребители Лавочкина.Сломавшие хребет люфтваффе".
            Рекомендую вам настоятельно!
            Прочитайте, и не будете извините, плести здесь то, чего не было.
        2. 0
          1 июля 2018 23:02
          Цитата: ангел-истребитель
          Ла-5 не был "тяп-ляп", он вполне успешно начал воевать уже осенью 42-го под Сталинградом. Почитайте про боевые действия 5 ГИАП майора Зайцева -только за месяц летая на Ла-5, полк "завалил" 46 вражеских машин, при собственных потерях 14 "Лавочкиных". Это не фига вам не тяп-ляп. Про Ла-5Ф, форсированный, и про Ла-5ФН, с непосредственным впрыском, даже говорить тут нечего. Машины высочайшего класса, лучшие фронтовые, маловысотные истребители Второй Мировой.


          Это Вы про Ла-5 что ли ? Ну мягко говоря некорректно, уж тогда на звание лучшего советского истребителя возьмите Як-3, а на 2 месте - Ла-7, но не Ла-5. "Лавка", к сожалению, оставалась "лавкой" и осенью 42, и весной 41, и даже осенью 43...

          А про часть майора Зайцева, убирая за скобки вопрос приписок воздушных побед (который, как выяснилось, но о чём не любят говорить, стоял в советской авиации более остро, чем в Люфтваффе) - просто надо анализировать детальнее, и посмотреть, сколько из этих 46 сбитых было транспортниками Ju-52 и транспортными планерами, а сколько собственно Мессеров, и всё станет на свои места.
          1. +2
            2 июля 2018 13:04
            Факты будьте добры, предоставьте. Про "лавку" и список побед 5 ГИАП. Тогда и поговорим, а так - это пустое воздухосотрясание.
  14. +2
    27 июня 2018 07:51
    Если быть точным, то "отцом" Bf.109 был не Вилли Месершмитт, а Роберт Люссер. Он разругался с руководством и ушел работать к Хейнкелю, поэтому остался в тени.
  15. +4
    27 июня 2018 09:48

    http://www.seriouswheels.com/mno/Messerschmitt-TG
    500-Tiger-White-FA.htm
    Очень заметен "самолетный" дизайн.
  16. +1
    27 июня 2018 13:18
    Цитата: alatanas

    http://www.seriouswheels.com/mno/Messerschmitt-TG
    500-Tiger-White-FA.htm
    Очень заметен "самолетный" дизайн.

    Блин,на лягушонка похож...ей богу
  17. +1
    27 июня 2018 21:40
    Что-то "мрачный гений тевтонской авиации" в послевоенный период ничем выдающимся себя не проявил... Кончилась, видимо, "гениальность". Сдулся Вилли! То ли дело наши, Советские авиаконструкторы в послевоенный период!!!
    1. 0
      28 июня 2018 08:31
      Америкосы принципиально не давали и не дают немцам строить самолеты. Делают или агрегаты или что-то по лицензии. Вся немецкая авиация в прошлом. Кто бы мог подумать, что немцы могли делать какое-то итальянское дер&^%^&%мо по лицензии?
      1. 0
        28 июня 2018 16:54
        Странно, а вот англосаксам почему-то дают делать свои самолеты...И французам. И немного даже итальянцам. Чем же немчура так "провинилась"?
  18. 0
    28 июня 2018 08:33
    А я ехидно поправлю с немецкой дотошностью, как когда-то мучили меня немцы: не Мессершмитт, а доктор Мессершмитт. И никак иначе :-)).
  19. +2
    30 июня 2018 07:12
    Цитата: ангел-истребитель
    Прибавьте к проблемному шасси ещё и проблемное крыло "мессера". Однолонжеронное, с выемками-нишами под шасси, плюс радиатор, да ещё и подвешивали на подкрыльевые узлы то бомбы, то всякие "вундер-комплекты". Крыло на виражах и разворотах начинало "играть", проще говоря скручиваться крыло начинало, из-за чего "мессер" очень неважно себя вел на виражах, в маневренном бою

    Самый главный просчёт Мессера - это его управление. Самолёт имел планер и рули управления расчитанные на максимальную скорость в 450-470км/час. При превышении этой скорости штурвал "деревенел" и чем выше была скорость - тем хуже самолёт управлялся.Мессер , как маневренный истребитель закончился на "Фридрихе". Густаву с новым мотором ничего не оставалось - только как работать на проходах(бум-зум).
    К примеру - доставшихся немцам трофейный ЛА5Фн поразил немцев до глубины души - цитирую тест -пилота немцев - " эффективность элеронов - фантастическая , полный оборот (бочку) на скорости 450км/час самолёт делает всего за 4!!! сек " .Т.е угловая скорость крена на этой скорости была 90гр/сек. Совершенно недостижимый результат для немцев.
    Кто в теме - тот поймёт , что даёт такое преимущество ))
    1. +2
      1 июля 2018 11:05
      Ваши бы слова, да некоторым ТУГОГОЛОВЫМ здесь бы в уши!!! Я про тех у которых мессер - "тупо лучше всех"...
  20. 0
    2 июля 2018 06:05
    Цитата: voyaka uh

    Домументальным основанием являются записи переговоров
    Молотова и Риббентропа в Берлине в ноябре 1940 года.
    Там это было озвучено. Переговоры окончились крахом и
    ссорой с Гитлером (по вине Молотова).
    С этого момента план Барбаросса передали
    на оперативную разработку в немецкий Генштаб.


    То есть вы сами подтвердили, что заявление о соглашении - ложь. Это были проекты, которые не были с Гитлером достигнуты. Про "вину" Молотова - ваша отсебятина. А факты: 1)соглашения не было, 2)ваше заявление - ложь.
  21. +1
    2 июля 2018 06:07
    Слабых стороны 109-ки была куча. Например, слабое шасси, которое складывалось на плохих грунтовках. В статье про это ноль
  22. 0
    2 июля 2018 06:10
    Цитата: mmaxx
    А я ехидно поправлю с немецкой дотошностью, как когда-то мучили меня немцы: не Мессершмитт, а доктор Мессершмитт. И никак иначе :-)).

    Советских конструкторов вы с той же педантичностью величаете?
  23. 0
    15 сентября 2018 23:30
    Хорошая статья, редкость в современном информационном шуме.

    В одной из книг Адольфа Г. назвали "Чингизхан с мотором", гений авиаконструктора зачастую заключается в том, чтобы вокруг имеющегося мотора создать машину, способную выполнять поставленные задачи. Г-н Мессершмит создал своё самое известное творение так, что моторы, создаваемые после начала серийной постройки первой модификации 109-го удавалось удачно вписывать в конструкцию в последующие годы.

    Статья умалчивает о том, что фирмой Мессершмит были построены грузовые планеры, по временам периода второй мировой просто гиганты. Почему-то она построена почти полностью на самой известной машине Вилли. Не охватывает статья и 110-й, который много неприятностей преподнёс на северном театре ВД.
    Однако это можно считать придирками. Автору плюс.