Рассказы об оружии. Танк М3А «Стюарт» снаружи и внутри

37


Да, о «Стюарте» мы вдоволь поговорили в цикле «Свой среди чужих», рассказывая о трофейной и ленд-лизовской технике. Но показать… Вот, показываем.





Танк интересный, если смотреть изнутри. Но ощущения назвать приятными нельзя. Много вопросов типа «И кто так придумал?» Если сравнивать с англичанином «Валентайном» и нашими Т-26, которые тоже с английским акцентом, то он им проигрывает.

Собственно, и история у танка была своеобразная.

Боевую деятельность М3А начал не под родным американским, а под английским флагом. Но это явно не вина танка или американских властей, начавших снабжать англичан по принципу «Отдай другим, боже, что себе негоже». Британские командиры решили оказать помощь Гитлеру и подарили ему больше половины имевшихся танков под Дюнкерком.

Восполнить потери за счет собственного производства у англичан не было возможности, пришлось обратиться к Дяде Сэму.

Англичан в первую очередь интересовали средние танки, но в итоге им досталось то, что было в наличии. А единственным танком, который реально имелся в армии США в достаточных количествах, был легкий М3.

Не до жиру! И американец М3 стал английским подданным и начал свою боевую деятельность от тихоокеанских колоний до Африки и Европы.

Правда, американцы вели дела честно и оборудовали танки английскими радиостанциями, ящиками для ЗИП и снаряжения английского образца, дымовыми гранатометами.

Повоевал М3 и на наших просторах.

Рассказы об оружии. Танк М3А «Стюарт» снаружи и внутри


РККА стала третьей армией по количеству М3 после американской и английской армий. По ленд-лизу в СССР было поставлено 1232 единицы: 977 — в 1942 году и 255 — в 1943-м.

Первые 46 "Стюартов" прибыли в СССР в январе 1942-го, а последние 16 — в апреле 1943-го. В советских документах тех лет невозможно встретить ни обозначений М3 или M3А1, ни названия "Стюарт". В Красной Армии танк назывался М3 "легкий", или кратко M3л.



Танк «не зашел» и успехом не пользовался. Высокие ходовые качества и вроде бы превосходство по сумме характеристик над советскими лёгкими танками не смогли нивелировать недостатков.

Танк отличался реально большими габаритами, слабым бронированием и вооружением, был сложен, по советским меркам, в эксплуатации. И новые советские легкие танки Т-60 и Т-70 его превосходили по ТТХ.

Но главный «минус» заключался в моторе. Танк жрал просто огромное количество высокооктанового авиационного бензина (см. ТТХ), с которым в СССР было весьма непросто.

Кроме того, первоначально вместе со «Стюартами» поставлялись только бронебойные снаряды к 37-мм пушечке, что серьёзно ограничивало возможности танка к борьбе с пехотой или противотанковыми орудиями.

M3А поступали на вооружение батальонов легких танков в составе танковых бригад и отдельных танковых батальонов. Последние могли иметь как смешанный состав — из средних M3с и легких M3л, так и однородный.

Интересно, что М3л стали первыми советскими танками, вступившими в бой с немецкими в сражении на Курской дуге — уже в ночь с 4 на 5 июля танки 245-го отдельного танкового полка приняли на себя удар немецких войск, а 11 июля М3л и М3с этого полка приняли участие в Прохоровском сражении

С мая 1943 года по инициативе советской стороны поставки танков "Стюарт" прекратили. Тем не менее, в ряде танковых частей их продолжали использовать на советско-германском фронте в 1943, 1944 и даже в 1945 годах. Так, например, по состоянию на 25 марта 1945 года в составе 1-й конно-механизированной группы 2-го Украинского фронта имелось 20 танков M3л.

Но в целом танкисты только перекрестились, когда «Стюарта» в БТВ РККА не стало.


Люки весьма неплохи. И обзор прекрасный, и свалить из машины в случае чего мехводу никаких проблем.

Вращение башни на танках модификации M3 осуществлялось вручную, при помощи плечевого упора, а начиная с M3A1 — при помощи электропривода. На ранних «Стюартах» командир и заряжающий стояли на полу боевого отделения и были вынуждены передвигаться в соответствии с вращением башни, что было весьма непросто, учитывая проходивший через боевое отделение карданный вал.

Поэтому, начиная с модификации M3A1, «Стюарт» получил так называемую «башенную корзину» с сидениями для командира и заряжающего, вращавшуюся вместе с башней.


Снято с места мехвода. Корзина — штука странная. Она еще и вынимается вместе с башней.





Не очень просторно, да.



Слева место мехвода, справа — пулеметчика












ТТХ М3А «Стюарт»

Годы производства — 1941-1944
Количество выпущенных, шт. — 23 685[1]

Размеры
Длина корпуса, мм — 4531
Ширина, мм — 2235
Высота, мм — 2640
Клиренс, мм — 420

Бронирование
Тип брони: стальная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. — 38 / 17°
Лоб корпуса (середина), мм/град. — 16 / 69°
Борт корпуса, мм/град. — 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. — 25 / 59°
Днище, мм — 10-13
Крыша корпуса, мм — 13
Лоб башни, мм/град. — 38 / 10°
Маска орудия, мм/град. — 38 / 0-14°

Вооружение
Калибр и марка пушки — 37-мм M6
Боекомплект пушки — 103
Углы ВН, град. — −10…+20°

Пулемёты — 5 × 7,62-мм Браунинг M1919A4

Подвижность
Тип двигателя — звездообразный 7-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. — 250
Скорость по шоссе, км/ч — 61
Запас хода по шоссе, км — 113
Запас хода по пересечённой местности, км — 72

Преодолеваемый подъём, град. — 35°
Преодолеваемая стенка, м — 0,6
Преодолеваемый ров, м — 1,8
Преодолеваемый брод, м — 0,9

Помимо пушки, вооружение танка модификации M3 составляли пять 7,62-мм пулемётов «Браунинг» M1919A4.

Один из них находился в спаренной с пушкой установке и управлялся командиром, другой был расположен в шаровой установке в лобовом листе корпуса и обслуживался стрелком.

Ещё два размещались в бортовых спонсонах, огонь из них вёл дистанционно механик-водитель при помощи спусковых тросов. Куда-то туда… Угол наведения шаровых установок этих пулемётов был ограничен, и наведение их на цель осуществлялось обычно поворотом всей машины.



Пятый, зенитный пулемёт размещался на турели на крыше башни. Начиная с модификации M3A1, отказались от установки бортовых пулемётов и заменили спаренный с пушкой пулемёт более приспособленным к установке в танках вариантом M1919A5.

Боекомплект пулемётов, в зависимости от модификации, варьировался от 6250 до 8470 патронов, большей частью размещённых в надгусеничных нишах.

Для самообороны экипажа танки оснащались пистолетом-пулемётом Томпсона калибром 11,43 мм, 350—540 (в зависимости от модификации танка) патронами к нему и 14 ручными гранатами (4 оборонительных MkII, 2 наступательных MkIIIA2, 4 дымовых M15 и 2 зажигательных).
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 июня 2018 15:36
    Меня одного удивляет качество сохрана амеровского танка в сравнении с Советской техникой? Всё чистенько и прилично в отличии от родной техники. какой то армагедонц блин. Или не наш музей?
    1. +3
      28 июня 2018 15:49
      Это наш музей. Кубинка. Качество американское...
    2. +7
      28 июня 2018 15:50
      Съезди в музей УВЗ - там в 72 и 34-76 можно внутрь залезть - внутри тоже всё чистенько. А если экспонат стоит на улице, то малолетки его обычно засирают. Кроме того, если экспонат "работает" только внешним видом - то на внутренне убранство забивают и не обслуживают его так пристально.
    3. +3
      29 июня 2018 05:29
      Я ты, видать, много видел музейных танков изнутри?
      Качество чистоты внутри танка зависит от отношения к танку сотрудников музея конкретно к конкретному музейному экземпляру.
  2. +13
    28 июня 2018 16:23
    Вообще-то броня и 38 мм для легкого танка - очень неплохо.
    Но нижняя лобовая плита корпуса у Стюарта больше - 44 мм,
    а маска орудия - 51 мм
    Для сравнения:
    У советского легкого танка Т-60 броня была 20 мм
    Лоб корпуса среднего танка Т-34 был 45 мм
    Главной проблемой Стюарта в СССР был качественный автомобильный
    бензин, который был дефицитом.
    1. 0
      28 июня 2018 16:32
      На М3 стояли бензиновые авиамоторы Continental W670–9A мощностью 250 л.с.
      А "кушать" они любили бензины первого сорта марок Б-70 или КБ-70!
      В 1942 году в связи с нехваткой стандартных бензиновых авиамоторов Continental W670–9A мощностью 250 л.с. часть танков выпустили с дизельным двигателем Guiberson Т-1020–4 мощностью 265 л.с. Следует отметить, что дизельные танки не прижились в американской армии, они использовались главным образом в учебных целях и поставлялись на экспорт. В качестве топлива для танков с бензиновыми двигателями использовался авиационный бензин с октановым числом не ниже 92. В случае крайней необходимости мог использоваться бензин с меньшим октановым числом, но не ниже 82.

      Дизельные М3 в СССР не поставлялись.
      1. +3
        28 июня 2018 18:06
        Б-70 или КБ-70 он любить не могли. Они их "кушали" с отвращением и от голода.
        "В качестве топлива для танков с бензиновыми двигателями использовался авиационный бензин с октановым числом не ниже 92."
        Из советских бензинов в то время под это требование подходил только 4Б-74(92), 2Б-78(92), 3Б-78(93), 4Б-78(95). Все остальное - крайний случай. Б-70 имел октановое число от 80 до 88.
        1. +5
          28 июня 2018 20:18
          В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа, так как двигатели советских самолетов могли использовать бензин с гораздо более низким октановым числом, чем на Западе. Достаточно сказать, что более 97 % импортного бензина имело октановое число 99 и выше, тогда как в СССР в огромном дефиците был даже бензин Б-78 и наиболее распространенными были бензины Б-70 и КБ-70.

          С хорошим бензином у нас и сейчас проблемы...
      2. +5
        28 июня 2018 18:47
        Цитата: hohol95
        На М3 стояли бензиновые авиамоторы Continental W670–9A мощностью 250 л.с.
        А "кушать" они любили бензины первого сорта марок Б-70 или КБ-70!

        Равно как и отечественные лёгкие танки. smile
        Довоенные Т-26 и БТ требовали Б-70 или КБ-70 "не хуже бакинского или грозненского". Т-60, 70 и СУ-76 - тоже. Автомобильный бензин разрешалось использовать только в крайних случаях.
      3. 0
        28 июня 2018 20:08
        Дизельные М3 в СССР не поставлялись.

        Не знаю как было на самом деле, но судя по фотографии дизельный М3A1 Stuart поставлялся. smile
        http://military-photo.com/usa/afv4/tank4/light4/m
        3l/8266-photo.html
    2. 0
      28 июня 2018 20:14
      Лоб корпуса (середина), мм/град. — 16 / 69°
      Борт корпуса, мм/град. — 25 / 0°
      Корма корпуса (верх), мм/град. — 25 / 59°

      Что то не очень да ещё броня т-34 под наклонам и уже не 45 мм а больше
    3. 0
      29 июня 2018 13:32
      Цитата: voyaka uh
      Вообще-то броня и 38 мм для легкого танка - очень неплохо.

      Но не в том случае, когда в ней столько вырезов и люков
  3. +3
    28 июня 2018 16:29
    Стюарт называли "кадиллак-танк" smile из-за автомобильного
    мотора и большой скорости, которую он мог развить.
    Он один из самых долгодействующих танков
    в мире. Армия Бразилии списала последние в 90-х годах.
    1. +3
      28 июня 2018 17:06
      На американских танках устанавливались АВИАЦИОННЫЕ бензиновые двигатели!

      Укажите на приведённой схеме АВТОМОБИЛЬНЫЙ двигатель да ещё мощностью в 250 л.с.!
      1. +5
        28 июня 2018 18:54
        Цитата: hohol95
        Стюарт называли "кадиллак-танк" smile из-за автомобильного
        мотора и большой скорости, которую он мог развить.

        Цитата: hohol95
        На американских танках устанавливались АВИАЦИОННЫЕ бензиновые двигатели!

        Не ссорьтесь - Вы оба правы. smile
        Весной 1942 в производство был запущен новый "Стюарт" со спаркой автомобильных движков "Кадиллак" - 2х110 л.с. Но это был уже не М3 "Стюарт", а М5 "Стюарт".
    2. +4
      28 июня 2018 17:24

      Книга хорошая! Только художник ошибку совершил - М5 никогда в СССР не поставлялся в тех количества, чтобы его могли использовать в боях!
      Вы спутали "СТЮАРТ" М-3 и "СТЮАРТ" М-5 -
      М5 — силовая установка из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей «Кадиллак» Series 42 V8 суммарной мощностью 220 л. с. и автоматическая коробка передач «Кадиллак» Hydra-Matic. Новый полностью сварной корпус с лобовой броней толщиной 63 мм. Башня и ходовая часть — как у М3А1. Изготовлено 2074 единицы.

      Вот у этой модификации стоял автомобильный двигатель!
      1. 0
        28 июня 2018 20:28
        Спасибо, за уточнение. smile
    3. +2
      28 июня 2018 17:54
      "Кадиллак-танк" называлась модификация с двумя восьмициллиндровыми двигателями «Кадиллак» Series 42 и автоматической коробкой передач. Это версии М5. У этих танков был самый низкий показатель удельной мощности, так что никакими выдающимися скоростными данными они не обладали.
    4. +4
      28 июня 2018 18:07
      А в армии Парагвая в 2014 году 10 штук еще ездили.
  4. +3
    28 июня 2018 17:43
    "По ленд-лизу в СССР было поставлено 1232 единицы"
    По данным материалов приемной комиссии Главного бюро инженерного корпуса Красной армии США поставили 1776 (104 потеряно при транспортировке) лёгких танков "Стюарт".
    По данным R. P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank поставлено 1681 танк.
    Finance Office, War Department (1946), "Section III-A Ordnance-General Supplies" , Quantities of Lend-Lease Shipments (Финансовое управление военного ведомства в СССР поставлено 1 766 танков серии М3 и 5 М5.
  5. +1
    28 июня 2018 20:22
    Очень добротный танк непосредственной поддержки пехоты. smile Спасибо Автору за качественные "живые" фотографии.
    http://military-photo.com/usa/afv4/tank4/light4/m
    3l/5849-photo.html
    http://military-photo.com/usa/afv4/tank4/light4/m
    3l/1119-photo.html

    Кто хочет может прочитать про замечательный танк М3 Stuart пройдя по ссылке:
    https://www.drive2.ru/c/2823889/
    1. +2
      28 июня 2018 22:30
      Цитата: VictorZhivilov
      Очень добротный танк непосредственной поддержки пехоты

      Назвать Стюарт танком НПП-это что-то...Танком НПП союзников можно назвать Валентайна, но не это чудо. Стюарт-это танк для разведки, для большего он не пригоден.
      1. 0
        28 июня 2018 22:59
        Цитата: Альф
        Стюарт-это танк для разведки, для большего он не пригоден.

        Нормальная машина ТО ТВД.
        1. +1
          29 июня 2018 00:05
          А сколь сильны были на тот момент противостоящие японские танки и противотанковая артиллерия японской армии? Так же пишут о незначительном использовании японцами противотанковых мин!
          1. +4
            29 июня 2018 08:04
            Цитата: hohol95
            сколь сильны были на тот момент противостоящие японские танки и противотанковая артиллерия японской армии?

            Не слишком. Поэтому Стюарт и был до конца войны нормальной машиной второстепенных направлений.
      2. +1
        28 июня 2018 23:05
        Не спорю что Valentine чудесный танк непосредственной поддержки пехоты. Особенно с 75-мм пушкой. smile
        http://military-photo.com/greatbritain/afv5/tank5
        /valentine/7629-photo.html
        Но, в войне с Японией М3 Stuart себя хорошо проявил. В основном из-за особенности ведения войны на островах. smile
        http://military-photo.com/usa/afv4/tank4/light4/m
        3l/14384-photo.html
        1. +1
          28 июня 2018 23:07
          Но речь-то в статье идет больше про Восточный фронт.
          1. +1
            29 июня 2018 08:21
            Цитата: Альф
            Но речь-то в статье идет больше про Восточный фронт.

            На Востоке Стюарт был адекватен лёгким немецким машинам. Двойка, 38т. Из советских Т-60 и Т-70.
            Напомню, что на 42-й год 40% выпуска советской бронетехники составляли Т-60 и прочие эрзацы. На их фоне Стюарт резко выделялся качеством, но создавал недопустимую, для машины этого класса, нагрузку на логистику.
          2. 0
            29 июня 2018 09:38
            Но речь-то в статье идет больше про Восточный фронт.

            Речь в статье идёт про М3 Stuart. smile
        2. +3
          28 июня 2018 23:58
          В 1945 году генерал-майором инженерно-танковой службы доктором технических наук профессором Н. И. Груздевым в статье «Анализ развития зарубежной танковой техники за годы войны и перспективы дальнейшего совершенствования танков»:
          «В 1940–1941 гг. США имели отработанными два танка: МЗл и МЗс, или, как их классифицировали американцы, — кавалерийский танк и артиллерийский танк. Если бы действительно требовался специально кавалерийский танк в смысле подвижности, то американцы создали полноценный танк. Подвижность танка МЗл и его работоспособность поистине изумительны. В районе боевых действий как при движении по дорогам, так и по местности танк МЗл наиболее быстроходный из всех известных колесных и гусеничных машин. Но так как танк должен гармонически сочетать броню, скорость и вооружение, то в этом смысле танк МЗл является неполноценным. Пушка 37-мм калибра — основное вооружение МЗл — несомненно, слабое вооружение, и это основная причина, почему танк не мог продолжительное время продержаться на поле боя».
        3. +1
          29 июня 2018 00:01
          Американским и британским танкистам повезло в плане малочисленности и слабости основных средств борьбы с танками у японской армии!
          1. +1
            29 июня 2018 08:24
            Цитата: hohol95
            Американским и британским танкистам повезло в плане малочисленности и слабости основных средств борьбы с танками у японской армии!

            Американские и британские танкисты воевали и в Европе. Они получали ту технику, которая казалась адекватной (не всегда была адекватной)
            1. +2
              29 июня 2018 08:39
              Европейский да и Африканский ТВД очень значительно отличались от Тихоокеанского или Юго-Восточно-Азиатского в плане качества и количества противоборствующей бронетехники и артиллерии!
              Первый в ходе Второй мировой войны танковый бой американцев с немцами состоялся 26 ноября 1942 года. Накануне 1-й батальон подполковника Уотерса из 1-го американского танкового полка, двигаясь на восток, вышел к немецкому аэродрому Джедейда, который прикрывала только батарея легких зениток. «Стюарты» обрушили град 37-мм снарядов на немецкие самолеты, стоявшие на взлетной полосе. Аэродром превратился в один гигантский костер.
              На следующий день после успешной атаки аэродрома танки Уотерса столкнулись с ротой 190-го немецкого танкового батальона, двигавшейся по шоссе из Матира в Тебурбу. В составе этого подразделения имелись танки Pz.IVF2 и Pz.IIIJ. Сначала немцев обстреляли три полугусеничных бронетранспортера М3 с 75мм гаубицами, не причинив им особого вреда. Ответный огонь немецких танков заставил американцев поспешно отойти. Затем в атаку пошла рота «стюартов», шесть из которых были подбиты в первые мгновения боя. Но вторая рота под прикрытием оливковой рощи смогла обойти немцев и ударить им во фланг и тыл. С этих ракурсов огонь 37-мм пушек оказался более эффективным. Немцы потеряли шесть Pz.IV и один Pz.III. Правда, повреждения боевых машин свелись к перебитым гусеницам и пробитым жалюзи моторных отсеков. Основную броню немецких танков ни один американский снаряд пробить не смог.

              Имевшиеся на ноябрь 1942 года японские танки однозначно в подобной ситуации были бы сожжены.
              При захвате американцами островов Рой-Намюр в феврале 1944 года было высажено всего десять М4А2 и три легких М5А1 из 4-го танкового батальона морской пехоты. Соответственно выглядели и противостоящие им японские силы: 5 танкеток и 2 плавающих танка «Ка-ми».
  6. 0
    28 июня 2018 21:04
    США были абсалютноне готовы к ВМВ. В 1940 г у них в армии было 400 устаревших танков.
    1. 0
      28 июня 2018 23:03
      Цитата: Арон Заави
      США были абсалютноне готовы к ВМВ.

      1. Вы забыли про флот.
      2. По танкам Вы абсолютно правы. В 40-м у СССР, например, были в серии КВ-1 и Т-34, а у американцев - M2 light tank (37 мм пушка, 5 пулеметов винтовочного калибра) и несколько M2 Medium Tank (то же самое, 7 пулеметов винтовочного калибра) (да, с названиями у американцев была беда). И что?
    2. +6
      29 июня 2018 10:13
      Цитата: Арон Заави
      США были абсалютноне готовы к ВМВ. В 1940 г у них в армии было 400 устаревших танков.

      У США с их противотанковыми рвами в виде Атлантического и Тихого океанов готовность к войне определяется не наличием техники, а силой флота и возможностями промышленности. smile
      1. +1
        29 июня 2018 15:36
        Цитата: Alexey RA
        готовность к войне определяется не наличием техники, а силой флота и возможностями промышленности.

        Американцы тоже так думали.
        Но выяснили, что выпуская 70 Шерманов в день, можно получить за неделю 16 танковых батальонов.
        Но вот танковую дивизию за неделю не получить. Ни за год. Ни за два.