РРАБ - хлебница Молотова

Для применения малых фугасных, осколочных, зажигательных и химических авиационных бомб массой 1-25 килограмм в Советском Союзе разрабатывали разные носители – стационарные кассеты, контейнеры и РРАБ (ротативно-рассеивающие авиационные бомбы). Можно сказать, что РРАБ были предшественницами авиационным сбрасываемым кассетным боеприпасам. Боеприпасы устанавливались хвостовым оперением под 45 градусами к основной продольной оси. При сбрасывании боеприпас набирал вращательное движение с увеличивающейся частотой. При достижении заданной скорости вращательного движения, троса, имеющие ослабленные сечения, стягивающие корпус, из-за действия центробежных сил начинали разрываться, и малые боевые боеприпасы начинали рассеиваться, при падении поражая большую площадь.
Изготавливали РРАБ в трех вариантах:
- до одной тысячи килограммов (РРАБ-1);
- до полутонны (РРАБ-2);
- до 250 килограммов (РРАБ-3).
Конструктивно РРАБ представляют собой оболочку с тонкими стенами, в которую укладывали малые авиационные бомбы, техники, прямо на аэродроме, перед самым применением. Все РРАБ были аналогичной конструкции:

- головная часть;
- хвостовая часть;
- цилиндрическая часть.

РРАБ - хлебница Молотова


Головная часть (конус и колпак головного) обтекателя была штампованная из листов стали (толщина 1 мм), которые соединялись между собой электросваркой. Цилиндрическая часть – 4-е створки корпуса выполнены из гофрированной стали (толщина 1.25 мм), которые были изогнуты по дуге окружности, соответствующей диаметру авиационной бомбы. У РРАБ-3 толщина створок составляла 1 мм. Для увеличения жесткости створки имели 6 продольных зигов. РРАБ-3 имел 4 продольных зига. Прочность створкам обеспечивали закатанные в края створок 5 мм прутья из стали, на внутренних сторонах створок были приварены прокладки из литиевой стали. Хвостовая часть – обтекатель с конусом выполнены из 1 мм листовой стали. Стыки листов проходили сплошным швом электросваркой. Конус хвостовой части обеспечен 4-мя откидными крыльями. Они установлены путем распорок и упоров. РРАБ-3 имеет три откидных крыла. Сами крылья изготовлены из 1 мм стали. Дополнительную жесткость крыльям обеспечивают зиги, выполненные на крыльях в виде различных сложных фигур. Это придавало геометрии РРАБ налет античного колорита.

Внутри РРАБ были разделены на отсеки, разделенные специальными дисками, изготовленными из фанеры толщиной 10 мм. Длина отсеков определялась габаритными характеристиками снаряжаемых малых авиабомб, которые использовались для каждой РРАБ индивидуально. РРАБ-1/2 могли иметь внутри до 4-х отсеков, РРАБ-3 до 3-х отсеков. Перед установкой малых авиабомб во внутренние отсеки РРАБ им устанавливали головные взрыватели. Укладывали малые боеприпасы равномерно, головной частью по/против направления полета. Каждым трем боеприпасам, установленным в ряд, отворачивали крыльчатки взрывателей вполоборота и связывали вместе проволочными вилками.

Советские авиабомбы малого веса не имели стандартизации по длине, поэтому часто отсеки не были полностью заполнены. При заполнении отсеков малыми боеприпасами руководствовались документами, которые предписывали в таком случае оставлять незаполненным верхние отсеки хвостовой части. Таким образом, РРАБ чувствовала себя более устойчиво на траектории полета. До начала 40-х годов РРАБ укомплектовывали только одним видом авиабомб и одного калибра. Окончание войны с финнами принесло с собой пересмотр состава комплектации РРАБ. Можно было комплектовать РРАБ различными боеприпасами, но только в каждом отсеке должны были быть малые авиабомбы одного калибра.

РРАБ - хлебница Молотова


Каждый из укомплектованных отсеков стягивали 2-мя разрывными кольцами. Если малые боеприпасы были довольно крупного калибра, отсеки стягивали 4-мя кольцами разрывного типа. Свободное место в отсеке при укомплектовании боеприпасами забивали брусками от деревянной бомбовой тары. На снаряженный корпус РРАБ одевали систему подвесного изготовления, хвостовой и головной обтекатели, устанавливали крылья стабилизатора в сложенное положение. При сбросе РРАБ с самолета, шпилька, удерживающая стабилизатор тросом, выдергивалась, крылья раскрывались потоком воздуха в боевое положение, которое фиксировал спецзамок.

Одной из главной проблем при создании РРАБ была безотказность освобождения авиабомбы от подвесной системы при совершении бомбометания. Тяги, выполненные из тросиков, замка бомбодержателя срывали контровочные шплинты, открывая этим замки подвески, и освобождали РРАБ от лишнего элемента. Оставшиеся после этого стальные тросики, ленты и подвеска «болтались» под самолетом. Это мало влияло на тихоходные самолеты, а вот скоростным носителям это грозило потерять или привести в негодность обшивку фюзеляжа и крыльев. В 1940 году РРАБ-3 получила модернизированную подвесную систему, которая после сбрасывания РРАБ-3 автоматически отделялась от замка бомбодержателя. Оставались «неотделенными» тросики замков подвески и системы раскрывания оперения. После примерно 10 секунд свободного полета РРАБ боевое снаряжение, испытывая большие центробежные силы, разрывало кольца и разлеталось в стороны, накрывая большой площадью выбранную цель. В зависимости от боевого снаряжения РРАБ их могли применять для уничтожения живой силы противника:
- на открытой местности;
- в полевых укрытиях;
- на автомашинах;
- в бронетехнике.
РРАБ с зажигательными боеприпасами использовали для поджигания построек, складов деревянного типа. В зависимости от укомплектования и высоты поражаемая площадь составляла:
- высота 3 км РРАБ-1 – 230-950 кв.метров, РРАБ-2 – 280-1300 кв.метров, РРАБ-3 – 220 – 850 кв.метров;
- высота до 5 км РРАБ-1 – до 1200 кв.метров; РРАБ-2 – до 1700 кв.метров, РРАБ-3 – до 1100 кв.метров;

РРАБ - хлебница Молотова


Согласно проекту РРАБ вооружали бомбардировщики ТБ-3-4М-17 и ТБ-1. Но выросшая популярность данных боеприпасов и принятие на вооружение ряда самолетов, позволи использовать РРАБ и на других самолетах:
- РРАБ-1/2 – тяжелые бомбардировщики ТБ-3РН и ТБ-3, дальние бомбардировщики Ил-4 и ДБ-3;
- РРАБ-3 – дальние бомбардировщики Ил-4 и СБ(МН).
«Боевое» крещение ротативно-рассеивающие авиационные бомбы получили в Финской войне 1939-40 года. Основным недостатком стали считать укомплектование РРАБ на аэродромах техниками, которые в период войны занимались подготовкой и ремонтом самолетов. Это отрицательно сказалось на использовании РРАБ в период 2МВ, где их применение велось с гораздо меньшей интенсивностью.

Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему — работай, работай, а без толку... Хотя, вообще-то, она действовала довольно эффективно.».
— Раков, Василий Иванович. Крылья над морем


Комиссия, рассматривавшая боевые действия в ходе Финской войны, указывала, что для успешного применения РРАБ требуется более тщательная подготовка, ведь неправильная сборка РРАБ вела к неправильному раскрытию и срабатыванию. Малые боеприпасы не успевали приобрести правильное положение и взвести взрыватели. Была также установлена комиссией и причина огромных потерь КА в ходе Финской войны. Как оказалось потери машин вели не только в авиасоединениях, но и наземные войска. Поэтому многие из пехотных командиров принимали за сбитый самолет части РРАБ с их стабилизаторами, как часть хвостового оперения сбитого/упавшего/сгоревшего самолета.

Финны называли РРАБ-3 «хлебными корзинами Молотова» (фин. Molotovin leipäkori), а меньшие авиабомбы — «хлебницами Молотова». По одной из версий, это было связано с тем, что советский наркоминдел Молотов опровергал сообщения о бомбардировках Хельсинки, заявляя, что с самолётов сбрасывалось мешки с хлебом для голодающих финских трудящихся. По другой версии, такое название могло быть аллюзией на коктейль Молотова.


К началу 40-х годов РРАБ-1 снимают с производства, советские предприятия производили только комплекты РРАБ-2/3. Как стало известно, немцы серьезно заинтересовались подобными решениями. После окончания Финской войны немецкие разведчики осмотрели практически все части/детали сброшенных советских РРАБ и наиболее интересные из них вывезли в Германию.

Малые авиационные бомбы, используемые для комплектации РРАБ:
- РРАБ-1 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;
- РРАБ-2 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;
- РРАБ-3 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;


Источники информации:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=4799.0
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://poiskvolgograd.ru/forums/index.php?/topic/162-162/
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Чёрный Полковник 28 мая 2012 18:20
    Интересная информация. Когда-то читал, как в начале войны при дефиците авиабомб использовали похожие системы кустарного производства, а именно: в деревянную бочку укладывали мелкие бомбы, возможно миномётные мины (давно читал эту статью, возможно что-то упустил), бочку закрывали, устанавливали стабилизатор с загнутым оперением. При сбросе бочка раскручивалась и при определённой скорости вращения надрубленные зубилом обручи лопались, а начинка согласно всем законам физики разлеталась по назначению.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня