Military Review

RRAB - Molotov bread box

1
For the use of small explosive, fragmentation, incendiary and chemical aviation bombs weighing 1-25 kilograms in the Soviet Union developed various carriers - stationary cassettes, containers and RRAB (rotational dispersive bombs). It can be said that the RRAB were the predecessors of the aviation dropping cluster munitions. The ammunition was installed with the tail unit at 45 degrees to the main longitudinal axis. When dropped, the ammunition gained a rotational motion with an increasing frequency. When a given rotational speed was reached, the cables, having weakened sections that tighten the body, began to burst due to the action of centrifugal forces, and small combat ammunition began to scatter, hitting a large area when falling.
Produced RRAH in three versions:
- up to one thousand kilograms (RRAB-1);
- up to half a ton (RRAB-2);
- up to 250 kilograms (RRAB-3).
Structurally, RRAB is a shell with thin walls, in which small aerial bombs were laid, technicians, right on the airfield, just before use. All RRABs were of similar design:
- head;
- tail section;
- cylindrical part.

RRAB - Molotov bread box


The head part (cone and head cap) of the fairing was stamped from steel sheets (thickness 1 mm), which were interconnected by electric welding. The cylindrical part - 4-e casement doors are made of corrugated steel (thickness 1.25 mm), which were curved along the arc of a circle corresponding to the diameter of the aerial bomb. In RRAB-3, the sash thickness was 1 mm. To increase the rigidity of the sash had 6 longitudinal zigov. RRAB-3 had 4 longitudinal ridges. The strength of the leaves was ensured by the steel rods rolled into the edges of the 5 mm flaps, and lithium steel gaskets were welded to the inner sides of the flaps. Tail portion - cone with a cone made of 1 mm sheet steel. The joints of the sheets were continuous seam electric welding. The cone of the tail section is provided with 4 flaps. They are installed by spacers and stops. RRAB-3 has three folding wings. The wings themselves are made of 1 mm steel. Additional rigidity of the wings provide ridges made on the wings in the form of various complex shapes. This gave the geometry of RRAB a touch of antique color.

Inside RRAB were divided into compartments separated by special discs made of plywood 10 mm thick. The length of the compartments was determined by the overall characteristics of the equipped small bombs, which were used for each RRAB individually. RRAB-1 / 2 could have inside up to 4-x compartments, RRAB-3 up to 3-x compartments. Before installing small bombs in the internal compartments of the RRAH they installed head fuses. Put small ammunition evenly, head on / against the direction of flight. Every three ammunition mounted in a row, the impellers of the fuses were turned in half a turn and tied together with wire forks.

Soviet light weight bombs did not have standardization in length, so often the compartments were not completely full. When filling the compartments with small ammunition, they were guided by documents that ordered in this case to leave the upper compartments of the tail section unfilled. Thus, RRAB felt more stable on the flight path. Prior to the beginning of the 40-s, RRAB was staffed with only one type of aerial bombs and one caliber. The end of the war with the Finns brought with it a revision of the composition of the RRAB complete set. It was possible to equip the RRAB with various ammunition, but only in each compartment there should have been small aerial bombs of one caliber.



Each of the packaged compartments were 2-breaking rings. If the small ammunition was of a rather large caliber, the compartments were tightened with 4 rings of bursting type. The free space in the compartment when manning the ammunition was scored with wooden bombs. On the equipped RRAB case they put on the suspended manufacturing system, tail and head fairings, set the stabilizer wings to the folded position. When dumping RRAB from an aircraft, the pin holding the stabilizer with a cable was pulled out, the wings were opened by the flow of air into the fighting position, which was fixed by a special lock.

One of the main problems in the creation of RRAH was the reliability of the release of the bombs from the suspension system during the bombing. Traction made of cables, lock the bomb ratchet to break lock pins, opening these locks suspension, and freed RRAH from unnecessary element. The remaining steel cables, ribbons and suspension "dangling" under the plane. This had little effect on low-speed aircraft, but at high-speed carriers it threatened to lose or destroy the skin of the fuselage and wings. In 1940, RRAB-3 received an upgraded suspension system, which, after dropping RRAB-3, was automatically separated from the lock of the bomb rack. The cables of the locks of the suspension and the opening system of the plumage remained "unseparated". After about 10 seconds of free flight, combat equipment, testing large centrifugal forces, broke the rings and flew apart, covering the selected target with a large area. Depending on the RRAH combat equipment, they could be used to destroy enemy personnel:
- in the open area;
- in field shelters;
- on cars;
- in armored vehicles.
RRAB with incendiary ammunition used to ignite buildings, warehouses, wooden type. Depending on staffing and height, the area hit was:
- height 3 km RRAB-1 - 230-950 square meters, RRAB-2 - 280-1300 square meters, RRAB-3 - 220 - 850 square meters;
- height up to 5 km RRAB-1 - up to 1200 square meters; RRAB-2 - up to 1700 square meters, RRAB-3 - up to 1100 square meters;



According to the RRAB project, TB-3-4М-17 and TB-1 bombers were armed. But the increased popularity of these ammunition and the adoption of a number of aircraft, allow the use of RRABs on other aircraft:
- RRAB-1 / 2 - heavy bombers TB-3РН and TB-3, long-range bombers Il-4 and DB-3;
- RRAB-3 - long-range IL-4 and SB (MN) bombers.
Rotational-scattering aerial bombs received “combat” baptism in the Finnish War of the year 1939-40. The main disadvantage began to be considered as the staffing of the RRAH at the aerodromes with technicians who were engaged in the preparation and repair of aircraft during the war. This adversely affected the use of BRAH in the period 2MB, where their use was carried out with much lower intensity.

Equipment RRAB required a lot of time. Each small bomb had to be prepared and placed in a cassette, like oranges or lemons in a box, and not one hundred of them were placed. In case of cancellation of a cassette, it was necessary to discharge the same amount of time. Acute language our guys deciphered RRAH in their own way - work, work, but to no avail ... Although, in fact, she acted quite effectively. ".
- Rakov, Vasily Ivanovich. Wings over the sea


The commission, which considered fighting in the course of the Finnish war, indicated that more successful preparation is required for the successful use of the RRAB, because the incorrect assembly of the RRAB led to incorrect disclosure and operation. Small ammunition did not have time to acquire the correct position and cock fuses. The commission also established the cause of the huge losses of the spacecraft during the Finnish war. As it turned out, the loss of vehicles was conducted not only in air connections, but also ground troops. Therefore, many of the infantry commanders took for the downed part of the RRAH with their stabilizers, as part of the tail of the downed / fallen / burned down aircraft.

The Finns called RRAB-3 "Molotov's bread baskets" (Fin. Molotovin leipäkori), and smaller aerial bombs - "Molotov breadbaskets". According to one version, this was due to the fact that the Soviet people's Commissar Molotov denied reports of the bombing of Helsinki, stating that bags of bread were thrown from airplanes for the starving Finnish workers. According to another version, this name could be an allusion to the Molotov cocktail.


By the beginning of the 40s, the RRAB-1 was discontinued, the Soviet enterprises produced only the RRAB-2 / 3 kits. As it became known, the Germans are seriously interested in such decisions. After the end of the Finnish War, German intelligence officers inspected almost all parts / parts of the dumped Soviet RRABs and the most interesting of them were taken to Germany.

Small bombs used to complete the RWR:
- РРАБ-1 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;
- РРАБ-2 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;
- РРАБ-3 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;


Information sources:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=4799.0
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://poiskvolgograd.ru/forums/index.php?/topic/162-162/
Author:
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Black Colonel
    Black Colonel 28 May 2012 18: 20
    0
    Interesting information. Once I read how at the beginning of the war, with a shortage of aerial bombs, similar handicraft systems were used, namely: small bombs were placed in a wooden barrel, possibly mortar mines (I read this article for a long time, maybe I missed something), I closed the barrel, installed a stabilizer with curved plumage. When dumping, the barrel was untwisted and at a certain speed of rotation, the hoops cut by the chisel burst, and the filling, according to all laws of physics, scattered to its intended purpose.

РРАБ - хлебница Молотова

Для применения малых фугасных, осколочных, зажигательных и химических авиационных бомб массой 1-25 килограмм в Советском Союзе разрабатывали разные носители – стационарные кассеты, контейнеры и РРАБ (ротативно-рассеивающие авиационные бомбы). Можно сказать, что РРАБ были предшественницами авиационным сбрасываемым кассетным боеприпасам. Боеприпасы устанавливались хвостовым оперением под 45 градусами к основной продольной оси. При сбрасывании боеприпас набирал вращательное движение с увеличивающейся частотой. При достижении заданной скорости вращательного движения, троса, имеющие ослабленные сечения, стягивающие корпус, из-за действия центробежных сил начинали разрываться, и малые боевые боеприпасы начинали рассеиваться, при падении поражая большую площадь.
Изготавливали РРАБ в трех вариантах:
- до одной тысячи килограммов (РРАБ-1);
- до полутонны (РРАБ-2);
- до 250 килограммов (РРАБ-3).
Конструктивно РРАБ представляют собой оболочку с тонкими стенами, в которую укладывали малые авиационные бомбы, техники, прямо на аэродроме, перед самым применением. Все РРАБ были аналогичной конструкции:

- головная часть;
- хвостовая часть;
- цилиндрическая часть.

РРАБ - хлебница Молотова


Головная часть (конус и колпак головного) обтекателя была штампованная из листов стали (толщина 1 мм), которые соединялись между собой электросваркой. Цилиндрическая часть – 4-е створки корпуса выполнены из гофрированной стали (толщина 1.25 мм), которые были изогнуты по дуге окружности, соответствующей диаметру авиационной бомбы. У РРАБ-3 толщина створок составляла 1 мм. Для увеличения жесткости створки имели 6 продольных зигов. РРАБ-3 имел 4 продольных зига. Прочность створкам обеспечивали закатанные в края створок 5 мм прутья из стали, на внутренних сторонах створок были приварены прокладки из литиевой стали. Хвостовая часть – обтекатель с конусом выполнены из 1 мм листовой стали. Стыки листов проходили сплошным швом электросваркой. Конус хвостовой части обеспечен 4-мя откидными крыльями. Они установлены путем распорок и упоров. РРАБ-3 имеет три откидных крыла. Сами крылья изготовлены из 1 мм стали. Дополнительную жесткость крыльям обеспечивают зиги, выполненные на крыльях в виде различных сложных фигур. Это придавало геометрии РРАБ налет античного колорита.

Внутри РРАБ были разделены на отсеки, разделенные специальными дисками, изготовленными из фанеры толщиной 10 мм. Длина отсеков определялась габаритными характеристиками снаряжаемых малых авиабомб, которые использовались для каждой РРАБ индивидуально. РРАБ-1/2 могли иметь внутри до 4-х отсеков, РРАБ-3 до 3-х отсеков. Перед установкой малых авиабомб во внутренние отсеки РРАБ им устанавливали головные взрыватели. Укладывали малые боеприпасы равномерно, головной частью по/против направления полета. Каждым трем боеприпасам, установленным в ряд, отворачивали крыльчатки взрывателей вполоборота и связывали вместе проволочными вилками.

Советские авиабомбы малого веса не имели стандартизации по длине, поэтому часто отсеки не были полностью заполнены. При заполнении отсеков малыми боеприпасами руководствовались документами, которые предписывали в таком случае оставлять незаполненным верхние отсеки хвостовой части. Таким образом, РРАБ чувствовала себя более устойчиво на траектории полета. До начала 40-х годов РРАБ укомплектовывали только одним видом авиабомб и одного калибра. Окончание войны с финнами принесло с собой пересмотр состава комплектации РРАБ. Можно было комплектовать РРАБ различными боеприпасами, но только в каждом отсеке должны были быть малые авиабомбы одного калибра.

РРАБ - хлебница Молотова


Каждый из укомплектованных отсеков стягивали 2-мя разрывными кольцами. Если малые боеприпасы были довольно крупного калибра, отсеки стягивали 4-мя кольцами разрывного типа. Свободное место в отсеке при укомплектовании боеприпасами забивали брусками от деревянной бомбовой тары. На снаряженный корпус РРАБ одевали систему подвесного изготовления, хвостовой и головной обтекатели, устанавливали крылья стабилизатора в сложенное положение. При сбросе РРАБ с самолета, шпилька, удерживающая стабилизатор тросом, выдергивалась, крылья раскрывались потоком воздуха в боевое положение, которое фиксировал спецзамок.

Одной из главной проблем при создании РРАБ была безотказность освобождения авиабомбы от подвесной системы при совершении бомбометания. Тяги, выполненные из тросиков, замка бомбодержателя срывали контровочные шплинты, открывая этим замки подвески, и освобождали РРАБ от лишнего элемента. Оставшиеся после этого стальные тросики, ленты и подвеска «болтались» под самолетом. Это мало влияло на тихоходные самолеты, а вот скоростным носителям это грозило потерять или привести в негодность обшивку фюзеляжа и крыльев. В 1940 году РРАБ-3 получила модернизированную подвесную систему, которая после сбрасывания РРАБ-3 автоматически отделялась от замка бомбодержателя. Оставались «неотделенными» тросики замков подвески и системы раскрывания оперения. После примерно 10 секунд свободного полета РРАБ боевое снаряжение, испытывая большие центробежные силы, разрывало кольца и разлеталось в стороны, накрывая большой площадью выбранную цель. В зависимости от боевого снаряжения РРАБ их могли применять для уничтожения живой силы противника:
- на открытой местности;
- в полевых укрытиях;
- на автомашинах;
- в бронетехнике.
РРАБ с зажигательными боеприпасами использовали для поджигания построек, складов деревянного типа. В зависимости от укомплектования и высоты поражаемая площадь составляла:
- высота 3 км РРАБ-1 – 230-950 кв.метров, РРАБ-2 – 280-1300 кв.метров, РРАБ-3 – 220 – 850 кв.метров;
- высота до 5 км РРАБ-1 – до 1200 кв.метров; РРАБ-2 – до 1700 кв.метров, РРАБ-3 – до 1100 кв.метров;

РРАБ - хлебница Молотова


Согласно проекту РРАБ вооружали бомбардировщики ТБ-3-4М-17 и ТБ-1. Но выросшая популярность данных боеприпасов и принятие на вооружение ряда самолетов, позволи использовать РРАБ и на других самолетах:
- РРАБ-1/2 – тяжелые бомбардировщики ТБ-3РН и ТБ-3, дальние бомбардировщики Ил-4 и ДБ-3;
- РРАБ-3 – дальние бомбардировщики Ил-4 и СБ(МН).
«Боевое» крещение ротативно-рассеивающие авиационные бомбы получили в Финской войне 1939-40 года. Основным недостатком стали считать укомплектование РРАБ на аэродромах техниками, которые в период войны занимались подготовкой и ремонтом самолетов. Это отрицательно сказалось на использовании РРАБ в период 2МВ, где их применение велось с гораздо меньшей интенсивностью.

Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему — работай, работай, а без толку... Хотя, вообще-то, она действовала довольно эффективно.».
— Раков, Василий Иванович. Крылья над морем


Комиссия, рассматривавшая боевые действия в ходе Финской войны, указывала, что для успешного применения РРАБ требуется более тщательная подготовка, ведь неправильная сборка РРАБ вела к неправильному раскрытию и срабатыванию. Малые боеприпасы не успевали приобрести правильное положение и взвести взрыватели. Была также установлена комиссией и причина огромных потерь КА в ходе Финской войны. Как оказалось потери машин вели не только в авиасоединениях, но и наземные войска. Поэтому многие из пехотных командиров принимали за сбитый самолет части РРАБ с их стабилизаторами, как часть хвостового оперения сбитого/упавшего/сгоревшего самолета.

Финны называли РРАБ-3 «хлебными корзинами Молотова» (фин. Molotovin leipäkori), а меньшие авиабомбы — «хлебницами Молотова». По одной из версий, это было связано с тем, что советский наркоминдел Молотов опровергал сообщения о бомбардировках Хельсинки, заявляя, что с самолётов сбрасывалось мешки с хлебом для голодающих финских трудящихся. По другой версии, такое название могло быть аллюзией на коктейль Молотова.


К началу 40-х годов РРАБ-1 снимают с производства, советские предприятия производили только комплекты РРАБ-2/3. Как стало известно, немцы серьезно заинтересовались подобными решениями. После окончания Финской войны немецкие разведчики осмотрели практически все части/детали сброшенных советских РРАБ и наиболее интересные из них вывезли в Германию.

Малые авиационные бомбы, используемые для комплектации РРАБ:
- РРАБ-1 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;
- РРАБ-2 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;
- РРАБ-3 - ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;


Источники информации:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=4799.0
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://poiskvolgograd.ru/forums/index.php?/topic/162-162/
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Чёрный Полковник 28 мая 2012 18:20
    Интересная информация. Когда-то читал, как в начале войны при дефиците авиабомб использовали похожие системы кустарного производства, а именно: в деревянную бочку укладывали мелкие бомбы, возможно миномётные мины (давно читал эту статью, возможно что-то упустил), бочку закрывали, устанавливали стабилизатор с загнутым оперением. При сбросе бочка раскручивалась и при определённой скорости вращения надрубленные зубилом обручи лопались, а начинка согласно всем законам физики разлеталась по назначению.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня