Как спрятать корабль в открытом море

Обнаружение боевых кораблей в открытом море является достаточно сложной, но все же решаемой задачей. По этой причине кораблестроители всего мира принимают те или иные меры, направленные на повышение скрытности своих творений. Все эти меры и средства постепенно развиваются, отвечая на новые вызовы и угрозы. В итоге самые современные корабли оказываются весьма сложной целью как для систем обнаружения, так и для противокорабельного вооружения.

Для отслеживания надводной обстановки, в том числе с выдачей целеуказания комплексам вооружения, в настоящее время могут использоваться самые разные средства. Следить за акваторией можно при помощи разведывательных спутников с оптической или радиолокационной аппаратурой, с использованием патрульных самолетов или береговых станций. Совместное использование сложного комплекса, включающего в себя разнородные средства разведки, на практике надежно обеспечивает своевременное обнаружение кораблей противника, в том числе на достаточном удалении. Естественно, корабелы учитывают подобные риски и принимают меры. Рассмотрим основные способы маскировки боевых кораблей в открытом море.

Спутник идет по следу


Как ни странно, но существенный вклад в обеспечение малозаметности корабля вносят конструкторы, ответственные за разработку силовой установки и подводной части корпуса. За кормой идущего корабля остается широкая полоса возмущений, известная как кильватерный след. В зависимости от конструкции корабля, особенностей силовой установки и состояния морской поверхности, кильватер может иметь длину от сотен метров до нескольких километров. Нетрудно догадаться, что наличие такого следа заметно упрощает обнаружение корабля.


Надводная обстановка в судоходном районе. Длинные полосы - кильватерные струи судов. Фото Forums.airbase.ru


Развитые страны, располагающие группировками космических аппаратов, давно используют для разведки спутники с оптической или радиолокационной аппаратурой. Находясь на орбите, космический аппарат имеет все возможности для своевременного обнаружения длинного следа, тянущегося за кораблем. Правильная обработка данных, поступающих со спутника, позволяет разведке опознать обнаруженный корабль и передать информацию о нем соответствующим подразделениям.

Конструкторы-судостроители пытаются бороться с имеющимся демаскирующим фактором, но полностью избавиться от него невозможно. Теми или иными методами можно уменьшить длину кильватерной струи, но это предъявляет особые требования к конструкции корпуса. В частности, требуется резкое сокращение миделя, что приводит к уменьшению доступных объемов для аппаратуры, вооружения и экипажа. В итоге кораблестроителям и военным приходится мириться с кильватером как с неизбежным злом, а также уделять больше внимания иным проблемам.

Следует отметить, что кильватерную струю можно заметить не только из космоса. Ее может наблюдать и патрульный самолет. Однако в случае визуального наблюдения следа он, скорее всего, будет на небольшом расстоянии от корабля. В такой ситуации обнаружения корабля возможно и без учета возмущенной воды, хотя и появляются известные риски в виде корабельной ПВО.

Горячий прием

Следует отметить, что разведывательные спутники могут нести и средства обнаружения теплового излучения. Такие оптико-электронные приборы тоже будут полезны для обнаружения кораблей. Почти во всех ситуациях корабль серьезно отличается от окружающей среды в инфракрасном диапазоне. Тепловое излучение самого корабля и отдельных его компонентов может поспособствовать его обнаружению даже в открытом море.


Фрегат "Адмирал Эссен" проекта 11356. Обводы корабля определены с учетом заметности для РЛС. Фото Минобороны РФ


Следует отметить, что главным демаскирующим фактором, связанным с теплом, является выхлоп энергетической установки. Котлотурбинная, дизельная, газотурбинная или комбинированная система выбрасывает наружу горячие газы, которые самым заметным образом контрастируют с окружающей средой. Разогретый дым без труда обнаруживается приемниками инфракрасного излучения. В некоторых случаях облако дыма может быть распознано и оптикой.

Также следует учитывать нагрев конструкции корабля. В безоблачную погоду солнце все время освещает надводную часть корабля, а вместе с тем и нагревает ее. Нагретая металлическая или композитная конструкция серьезно контрастирует с окружающей водой, которая не прогревается до равных температур и облегчает работу спутниковой разведки.


Фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков" - еще один представитель отечественного проекта с применением малозаметности. Фото Wikimedia Commons


Инфракрасное излучение корабля и его выхлопа можно снизить несколькими способами. Прежде всего, при помощи специальных устройств, охлаждающих выхлопные газы перед выбросом в атмосферу. Также имеет смысл использование лакокрасочных покрытий, предотвращающих чрезмерный нагрев конструкции. Причем этот способ скажется не только на заметности корабля, но и на комфорте его экипажа.

Стелс в действии

Если противник смог обнаружить корабельную группу с орбиты при помощи кильватерного следа или инфракрасного излучения, стоит ожидать, что в районе ее нахождения появятся самолеты или корабли. Естественно, их основным способом наблюдения будет радиолокация. Нельзя не отметить, что развитие радиоэлектронных технологий закономерно привело к появлению массы разных средств противодействия локаторам. Все они в том или ином виде находят применение в современных и перспективных проектах кораблей.

Прежде всего, необходимо исключить обнаружение корабля при помощи РЛС или, как минимум, резко сократить дистанцию обнаружения и взятия на сопровождение. В этой сфере могут использоваться два основных подхода. Первый предусматривает строительство корабля, конструкция которого сама по себе затрудняет обнаружение, а второй предлагает использование специальной аппаратуры, мешающей вражеским локаторам. Рассмотрим первый способ.


Общий вид малого ракетного корабля проекта 22800. Рисунок Bmpd.livejournal.com


Т.н. стелс-технологии давно закрепились в авиации, а с недавнего времени находят применение и в кораблестроении. Едва ли не все новые корабли от ведущих стран имеют те или иные характерные признаки. В первую очередь, для затруднения работы РЛС используются особые обводы корпуса. Надводная часть современных кораблей нередко выполнена в виде набора пересекающихся под разными углами плоскостей. Корпус такой формы отражает сигналы РЛС в разные стороны, и к станции возвращается минимум излучения, что резко затрудняет обнаружение объекта.

Для дополнительного сокращения возможного отражения сигнала в сторону локатора могут использоваться неметаллические материалы. Прежде всего, это различные пластики и композиты. Кроме того, в некоторых проектах применяются деревянные детали. Неметаллические агрегаты корабля способны пропускать радиоволны сквозь себя, поглощать или рассеивать их в разных направлениях.

Различные агрегаты снаружи корпуса и надстройки следует убирать внутрь корабля либо, при невозможности этого, прикрывать различными экранирующими кожухами и т.д. Также нужно учитывать возможность прохождения радиоволн через остекление. В связи с этим нужно отказаться от иллюминаторов в корпусе, а также использовать защищенное остекление мостика.


Шведский корвет HMS Visby (K31) - один из самых интересных стелс-кораблей. Фото Wikimedia Commons


Подобные подходы используются во множестве современных проектов. В качестве примера можно привести отечественные фрегаты проекта 22350 или корветы проекта 20380. При этом наиболее характерный для таких технологий облик имеют сторожевики проекта 22160 и малые ракетные корабли проекта 22800. Корабли двух последних типов имеют узнаваемый футуристический внешний вид и мало походят на боевые единицы прошлых лет. Их корпуса и надстройки выполнены с учетом рассеивания электромагнитных волн, и лишь мачты с антеннами контрастируют с ровными угловатыми обводами.

В контексте стелс-технологий стоит обратить особое внимание на некоторые зарубежные разработки. Так, шведский корвет типа Visby имеет более чем характерный внешний вид. Все его внешние поверхности образованы ровными панелями специфических форм. Более того, он не имеет привычной мачты: все необходимые приборы помещены внутри радиопрозрачного конического кожуха. Для дополнительного сокращения заметности в специальный кожух убирается даже ствол артиллерийской установки. При этом корвет несет ракеты разного назначения, торпеды и даже вертолет.


Носовая артиллерийская установка корвета HMS Härnösand (K33) типа "Висбю". Хорошо видны створки люка, прикрывающие орудие в транспортном положении. Фото Wikimedia Commons


Еще один любопытный пример из зарубежного кораблестроения – эсминец типа Zumwalt американской разработки. Корпус и надстройка образованы крупными пересекающимися плоскостями, придающими кораблю характерный внешний вид. Форштевень корабля завален назад, а борта располагаются с наклоном внутрь. Такая конструкция в некоторой мере ухудшила мореходность, но позволила резко сократить заметность. Существенная часть конструкций надстройки выполнена из бальсы и пробкового дерева. Вся обшивка эсминца покрыта специальной радиопоглощающей краской. Согласно заявлениям разработчиков, корабль традиционного вида при тех же размерениях был бы примерно в 50 раз заметнее, чем новейший Zumwalt.

Помехи в эфире

Характерным недостатком стелс-технологий является необходимость их внедрения уже на стадии проектирования. Таким образом, уже существующие корабли по определению не могут иметь сокращенную заметность для РЛС. Однако и они не остаются без защиты от радиолокационного обнаружения. В первую очередь, для таких целей могут использоваться средства радиоэлектронной борьбы разных классов и моделей.


Новейший американский эсминец USS Zumwalt (DDG-1000). На заднем плане не менее интересный корабль проекта LCS. Фото US Navy


Самый простой и очевидный способ применения РЭБ заключается в обнаружении и подавлении радиосигналов противника. Постановка помех, как минимум, затруднит работу вражеского локатора. Корабль не останется незамеченным, но выявление его точных координат и нанесение удара вряд ли будет возможным. Системами излучения помех комплектуются почти все современные корабельные комплексы РЭБ.

Также для скрытной работы корабль может использовать средства радиотехнической разведки. Работая в пассивном режиме и производя обнаружение чужих сигналов, такие системы могут предупредить экипаж о приближении противника, в том числе до его входа в зону действия собственной РЛС. В итоге дальность обнаружения целей вырастает, а корабль не рискует обнаружить себя собственным излучением.

Такие возможности, к примеру, имеет комплекс РЭБ типа 5П-28, разработанный российским Концерном «Радиоэлектронные технологии» для современных кораблей. Разные версии комплекса используются в ряде проектов, в том числе на новейших фрегатах проекта 22350. По известным данным, схожим образом построен комплекс РЭБ шведского корвета «Висбю». Она включает развитые средства радиотехнической разведки, но не имеет активного режима работы.

Как спрятать корабль в открытом море
Пусковые установки комплекса ПК-10 "Смелый". Фото Vpk.name


Не стоит забывать и о комплексах постановки помех ближнего рубежа наподобие отечественных ПК-10 «Смелый» или КТ-308. Эти комплексы включают специализированные пусковые установки и снаряды, выполняющие функции ложных целей. Боеприпасы несут дипольные отражатели, пиротехнические заряды и аэрозоли, обеспечивающие нарушение работы радиолокационных и оптических средств противника. Подобные системы предназначены для защиты корабля от подлетающих средств поражения. Одни снаряды должны провоцировать перенацеливание ракеты на ложную цель, другие – закрывать корабль в разных диапазонах и срывать дальнейшее наведение.

Угрозы и ответы

Вооруженные силы современных развитых государств располагают большим количеством разнообразных средств разведки и обнаружения, предназначенных для слежения за акваториями. Как следствие, они имеют возможность следить за обстановкой и своевременно находить корабли вероятного противника. Одновременно с этим осуществляется развитие надводных кораблей, преследующее сразу несколько целей. Одна из них – снижение заметности надводного флота и повышение скрытности его действий.

Существуют и совершенствуются разные способы обнаружения кораблей, имеющие тот или иной потенциал. Одновременно с этим разработаны и внедрены несколько основных методик противодействия обнаружению. Кроме того, существуют определенные демаскирующие факторы, с которыми борются всеми доступными средствами. Итогом всех исследовательских и конструкторских работ в этой области становится появление совершенно новых кораблей, обнаружение которых является не самой простой задачей. Параллельно осуществляется модернизация существующих кораблей, которые получают новое оборудование того или иного рода.

Очевидно, что ответом на современные способы сокращения заметности надводного корабля станут новые технологии и разработки в области средств разведки. Вследствие этого корабелам придется искать новые решения и адаптировать технику будущего к изменившимся условиям. Пока остается только гадать, как будут развиваться средства обнаружения и технологии скрытности, но уже сейчас ясно, что такое соперничество будет продолжаться до тех пор, пока существуют боевые корабли.

По материалам:
http://janes.com/
https://naval-technology.com/
http://navyrecognition.com/
http://globalsecurity.org/
http://kret.com/
https://flotprom.ru/
http://kr-media.ru/
Щербаков В. Ослепить и подавить. Корабельные средства РЭБ российского флота. // Техника и вооружение, 2014. №10
Автор: Рябов Кирилл


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 33

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Uncle Lee (Владимир) 2 июля 2018 08:19
    Никакие стелсовские ухищрения не скроют корабль в море от РЛС. Остается одна надежда на РЭБ...
    1. армеец2 (Армеец2) 2 июля 2018 13:36
      Тут Вы, батенька, не правы. И скрыть можно любой объект, и обнаружить можно любой объект. Вопрос в экономической целесообразности предпринимаемых для этого действий.
      Во второй половине 90-х я служил в одной военной организации (после многочисленных реформирований можно считать, что теперь ее уже и нет). Так эта организация проводила некую конференцию с привлечением представителей промышленности. И вот одни дядечки из НИИ предложили для маскировки кораблей новый тип аэрозолей (вопрос, чего они туда напихали, оставим за скобками). Предъявили записи своих испытаний: три экрана - видимый, тепловой и РЛ диапазоны. На первом идет СК, на втором и третьем, соответственно, его отметка. Применяется аэрозоль. На первом экране СК прячется за облако, а на втором и третьем просто исчезает. Впечатляюще смотрелось.
      Конечно дядечки ушли ни с чем. В те годы ни ВС были не нужны, ни их корабли, а уж тем более аэрозоли.
      1. Не_боец (Роман) 2 июля 2018 17:34
        И опять та же проблема - а внедрять это как???
        И вообще... Как бы есть химслужба, дыммаскировка, МДШ и т.д. А еще есть универсальная система водяной защиты, говорят при ее работе (и правильной настройке!!!) корабль идет в облаке водяных брызг :)
      2. Uncle Lee (Владимир) 3 июля 2018 01:28
        Цитата: армеец2
        аэрозоли.

        Они может и действенны, но это временная мера и очень кратковременная : дождь. ветер и пр.
        Тогда уж Филадельфийский эксперимент ! hi
    2. Alexey RA (Алексей) 2 июля 2018 14:19
      Цитата: Uncle Lee
      Никакие стелсовские ухищрения не скроют корабль в море от РЛС. Остается одна надежда на РЭБ...

      Есть ещё одна проблема - каждый корабль буквально набит собственными радиоизлучающими средствами (РЛС + связь), которые, за малым исключением, довольно специфичны и быстро идентифицируются и классифицируются. И для собственного выживания корабль должен этими средствами регулярно пользоваться - чтобы не идти в бой глухим и слепым. Даже если отключить все РЛС и работать исключительно по внешнему ЦУ - всё равно остаётся связь, которая это самое внешнее ЦУ обеспечивает.
      1. владимир1155 (владимир) 2 июля 2018 18:26
        можно работать только на прием...., хотя согласен ни самолеты ни надводные корабли не могут быть незаметны, мы можем только говорить о снижении заметности для малых кораблей
        1. Vlad.by (Владимир) 9 июля 2018 10:53
          Можно работать хоть на три приема!
          Любая передача цифровых данных предполагает прием и передачу контрольных, протокольных и проверочных сигналов. Так что работать только на прием и при этом получить ЦУ получится только в режиме голосового оповещения. Да и то, КП не будет иметь понятия получено ЦУ или нет, организована работа по цели или нет.
          К тому же, даже радиоприемник, хочет он этого или нет, все равно - излучает. Так уж он устроен. Фонит не сильно, но, при желании вполне обнаруживается.
          Даже наличие запрещенного в ЕС автомобильного радар детектора полиция может обнаружить за 20-50 м.
          В 2007 г. имел счастье пообщаться на эту тему с немецкими "гаишниками".
          Сейчас уже эта тема у них сошла, а раньше на многих полицейских машинах стоял обнаружитель излучения радар детекторов.
          Что уж говорить про обнаружение связных и радиолокационных средств флота.
          1. владимир1155 (владимир) 9 июля 2018 20:53
            отсутвие обратной связи плохо, но работать так можно...А вот небольшие излучения от средств связи работающих в режиме только приема , возможно устранить техническими методами по моему мнению, хотя я механик и точно не знаю, ...
            1. Vlad.by (Владимир) 10 июля 2018 01:56
              Ну, можно заэкранировать корпус, все провода и даже антенну. Сигнал будет меньше, но все равно будет.
              Опять же, связь для корабля - это важная часть, но не самая главнвя. И не только связью светится корабль. РЛС, коих на современных пруд пруди, от поисковых, до погодных , а без них никак, радиосвязь по постам, где больше, где меньше. Радиорелейки, спутниковые и пр. связные. Короче на все экранов не хватит - утопнет корытце.
          2. Безликий (Безликий) 10 июля 2018 16:47
            "Даже наличие запрещенного в ЕС автомобильного радар детектора полиция может обнаружить за 20-50 м."

            От обнаружителей радар-детекторов спасает акустический сейф. Проверено. Правда, положив его туда, от него толку ноль, зато без штрафов)
    3. Nikolaevich I (Владимир) 2 июля 2018 15:34
      Цитата: Uncle Lee
      Никакие стелсовские ухищрения не скроют корабль в море от РЛС. Остается одна надежда на РЭБ...

  2. Молот 75 (Молот 75) 2 июля 2018 08:53
    Тема очень объемная для освещения в одной статье-жду продолжения. Спасибо.
  3. venik (Владимир) 2 июля 2018 09:06
    В целом - статья грамотная - всё - правильно, написано - хорошо! (+).....
    Одно огорчает - ничего нового !!! Всё - общеизвестные вещи!!!
  4. Не_боец (Роман) 2 июля 2018 09:50
    Эм... а учитывают ли авторы тот простой факт что корабли по одиночке редко ходят, а обычно это делают в составе ордера? Порядок построения кораблей в ордере это знание купленное кровью и жизнями сотен, если на тысяч моряков :( И что в качестве платного приложения к ордеру прилагается небоевые суда типа буксира/спасателя/снабженца? Простите у Вас снабженец 70 лохматых годов тоже стелс? Или будете строить заново в стелс исполнении? Причем сразу в подводном варианте чтобы два раза не вставать :)
    1. Чича сквад (Владимир) 2 июля 2018 12:09
      Американцы по одному ходят в Средиземное море и в Черноморье.
    2. Vladimir 5 (Владимир) 2 июля 2018 13:15
      "Причем сразу в подводном варианте чтобы два раза не вставать :)", - мысли в правильном направлении, сразу убираются большинство основных демаскирующих признаков с увеличением живучести. С развитием подводных лодок, пора приступить к погружаемым кораблям, а они могут быть разные: не полностью погружаемые, полностью погружаемые с поверхностными воздуховодами и прочим, краткосрочно полностью погружаемые, и тд.,- на любой вкус и цвет...
      1. unBEARable Вчера, 16:27
        Что вы там у себя курите?
  5. Комментарий был удален.
  6. xomaNN (Николай) 2 июля 2018 12:56
    Вспомнились орнаменты и прочие геометрические "упражнения" с надводными БК основных флотов еще в Первую Мировую войну. И ведь тоже сберегло часть кораблей от вражеских торпед. drinks
  7. Gnefredov (Григорий) 2 июля 2018 13:30
    Один мой старый товарищ давным-давно переквалифицировался из авиаторов в корабелы. Это было уже давно, лет сорок с лишним, тому назад : ) Так вот, он достаточно известным был специалистом в Советском Союзе именно по кильватерному следу, и его наработки были использованы на космической станции «Алмаз» (известна гражданским как «Салют») да и много где ещё. В 1987 году, почти получил финансирование на уровне Совета Министров СССР и Министерства Обороны СССР его проект по абсолютному исключению кильватерного следа судов. Вот так, не много и не мало. Знаете в чём была (как сейчас говорят) «фишка»? Электрическая торпеда, соединённая буксировочным кабелем с судном, получающая питание от двигательной установки самого судна и буксирующая последнее. В чём смысл идеи? Торпеда погружалась на рабочую глубину в пару сотен метров. После этого, начиналась буксировка базового судна. Поскольку отсутствует как класс работа движителя (винты) у судна, крайне сложным становится определение местонахождения судна на фотоснимках, сделанных с помощью космических аппаратов.
    Была у такой схемы ещё куча всяких печенек и плюшек, к коим относятся: наличие на борту торпеды мощнейшего гидролокатора, наличие которого на борту обитаемой ПЛ привело бы к болезням экипажа; сканирование дна и построение точных мореграфических (как то так это называется, уже не смогу переспросить у товарища т.к. он нас покинул года как два тому назад) карт с указанием глубин; определение морских течений по срезам глубин (тоже не уверен в формулировке).
    Эх,.. Столько мы всего не успели сделать. Ну да ладно. Военной тайны я не выдал, а напомнить подрастающему поколению, что их отцы и деды умели делать, лишним не считаю.
  8. Роялист (Святослав) 2 июля 2018 13:39
    Цитата: Молот 75
    Тема очень объемная для освещения в одной статье-жду продолжения. Спасибо.

    Согласен с Вами - тему можно разбить минимум на 2, а то и три части: история ( окрашивание кораблей под цвет моря это тоже средство маскировки) сегодняшний день и хотя бы примерные направления маскировки в будущем.
  9. армеец2 (Армеец2) 2 июля 2018 13:46
    Кирилл, всегда с интересом читаю Ваши статьи. Так что не обижайтесь на критику.
    Начал читать. Ну, думаю, жив военно-инженерный институт при ОА ВС РФ. И слушатель, паразит эдакий, свой неудачный реферат опубликовал. Читаю дальше. Автор Рябов Кирилл. Непонятно.
    Все фрагментировано и, на мой взгляд, поверхностно.
    Кстати, ИК и тепловой - это разные диапазоны ЭМИ. Для разведки кораблей и судов, в том числе, применяется радио-, радиотехническая, магнитометрическая разведка. А для разведки подводных лодок магнитометрическая разведка играет одну из главных ролей.
    Не буду впиваться в каждую строку, но, видимо, маскировка не Ваша тема.
    1. владимир1155 (владимир) 2 июля 2018 18:34
      да хотелось бы цифр, хотябы из открытых источников, насколько тот или иной метод эффективен, и возможны ли методы делающие корабль реально невидимым (не ПЛ), или это все рассуждения в пользу бедных проектровщиков нуждающихся в деньгах на разработки без практического результата, или отмывка самой идеи надводных кораблей имеющих такой смертельный параметр как заметность? поясню...мы снижаем заметность прекрасно, но объект все равно по тем или иным параметрам выявляется....так зачем тогда снижение заметности, расчет на невнимательность противника?
  10. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ (Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ) 3 июля 2018 20:56
    Лучший способ спрятать надводный корабль, это погрузить его под воду.

    Больше ста лет существуют подводные лодки.

    Исходя из размеров подводного крейсера проекта "Акула" - ничего невозможного нет.

    hi
    1. unBEARable Вчера, 16:34
      А как у акулы с ПВО?
  11. nemoXX 6 июля 2018 15:50
    В связи со сказанным, никаких шансов у российских "убийц авианосцев" ( и ТАКР "Кузнецов") просто нет!
    Они будут отслежены при выходе из базы и потоплены тотчас при выходе из-под зонтика ПВО... или при прорыве ПЛО ближе к базе.
    По-любому, на рубеж пуска "убийцами" ПКР по АУГ их никто не подпустит.
    А АУГ не подойдет ни к Белому, ни к Черному морю, контролируя океанские коммуникации.
    Некоторый шанс есть у АПЛ.
    Однако, если союзникам удалось справиться с сотнями ПЛ Гитлера и японцев технологиями 30-40-х гг, тем более им удастся справиться с десятками ПЛ России инновациями ПЛО 21-го века.
    1. владимир1155 (владимир) 9 июля 2018 20:57
      союзникамм не удалось справиться с ПЛ Японии и Германии, мало того советские подлодки умудрялись прорваться сквозь сети заградения и густые минные поля в узком и мелком горле финского залива и даже незаметно входить в немецкие порты.....так что на океанских просторах АПЛ имеют все шансы не только поразить цели, но и вернуться домой
    2. meandr51 (Андрей) 10 июля 2018 13:29
      Союзники "справились" с немецкими ПЛ только доведя число кораблей сопровождения до 4 на один транспорт. Строили в Америке тогда очень быстро. Сейчас у них просто нет таких возможностей. Обычные АПЛ, а также новые беспилотные АПЛ могут так спрятаться на глубине, что не найдешь ничем. И спутники укажут на конвой лучше старого перископа. А там - удар "калибрами" с нескольких сотен км...
      1. владимир1155 (владимир) 10 июля 2018 17:42
        Цитата: meandr51
        Союзники "справились" с немецкими ПЛ только доведя число кораблей сопровождения до 4 на один транспорт. Строили в Америке тогда очень быстро. Сейчас у них просто нет таких возможностей. Обычные АПЛ, а также новые беспилотные АПЛ могут так спрятаться на глубине, что не найдешь ничем. И спутники укажут на конвой лучше старого перископа. А там - удар "калибрами" с нескольких сотен км...
        полностью поддерживаю
        1. Vlad.by (Владимир) 11 июля 2018 23:44
          Если мы говорим о ситуации с конвоями во время ведения БД - забудьте про информацию со спутников! Считайте, что космической группировки нет. Ни у нас, ни у них. Нет, разведки, нет спутниковой связи, нет даже спутникового ТВ. Так что поиск кильватерных следов после начала БД отменяется. Разве что сверхдальние торпеды юудут искать противника в глубинпх. Но насколько их хватит?
    3. Безликий (Безликий) 10 июля 2018 16:56
      Чуть-чуть возражу (к слову о простоте поиска) В недалеком прошлом довелось поучаствовать в специфических учениях нужных служб. Опуская подробности: нужно было найти "кубик" оранжевый в море 3 на 4 метра, который к тому же и координаты свои постоянно выдавал. Все чудесно и просто на бумаге, вот только погода испортилась, нелетной стала... 3 дня, в общем, искали. Нашли. Так что на нужные рубежи наши ракетоносцы выйти смогут. Уверен.
      1. unBEARable Вчера, 16:56
        Вот она, реальность недиванная
  12. Strategia 7 июля 2018 19:47
    Статья, на мой взгляд, неплохая. Даёт повод для размышлений.
    Однако
    заметным образом контрастируют

    серьезно контрастирует

    что-то со смыслом некоторых выражений не так...
  13. владимир1155 (владимир) 10 июля 2018 17:43
    Цитата: Безликий
    Так что на нужные рубежи наши ракетоносцы выйти смогут. Уверен.

    верно!! в точку! согласен
Картина дня