Military Review

Machine guns in the general system of armament of the Red Army in the Great Patriotic War

4
During World War II, the proportion of machine guns in the infantry armament changed. Reduced production of self-loading rifles, as well as a small effective range of submachine guns, caused the increase in the value of machine guns in combat at medium (up to 1 thousand meters) and long (up to 2 thousand meters) ranges. The rifle company in July 1941 had six state machine guns, in July 1942 - 12 manual (while in the German company - 12 single or manual machine guns), in July 1943, one machine gun and 18 manual machine guns, in December 1944 of the year - 2 machine guns and 12 light machine guns. That is, during the war the number of machine guns more than doubled. The decrease in the share of light machine guns by the end of the war is associated with an increase in the number of mortars and submachine guns. By the end of the war, the rifle regiment had 2398 man’s 108 and 54 machine guns on the 2000 (for comparison, the German Infantry Regiment on the 107 man had the 24 machine and XNUMX machine guns).


Machine guns in the general system of armament of the Red Army in the Great Patriotic War
"Tachanka" 1943 g. - machine gun "Maxim" arr. 1941 G. on the car "Willis"


The total number of machine guns produced during World War II:
- II half of 1941 g. - 106200 units. (during the evacuation of the Tula Arms Plant);
- I half 1942 g. - 134100 units. (at the plant number 526 (Stalinsk) produced DP, at the plant number XXUMX (Izhevsk) - "Maxim", at the plant number XXUMX (Zlatoust) - "Maxim", at the Tula machine-building plant in this period resumed production of "Maximov", in g Kuybyshev was producing HDCs);
- II half of 1942 g. - 222000 units;
- I half 1943 g. - 236000 units;
- II half of 1943 g. - 222500 units. (at the plant number 2 (Kovrov) started the production of SG-43);
- I half 1944 g. - 230500 units. (at the plant number 54 (Zlatoust) also started the production of SG-43);
- II half of 1944 g. - 208600 units;
- I half 1945 g. - 117500 units.

During the war years, the following quantities of machine guns were supplied to the USSR armed forces (taking into account weapons from prewar stocks as well as lend-lease supplies):
II half year 1941 of the year - 45300 manual, 8400 machine, 1400 large-caliber;
1942 year - 172800 manual, 58000 machine, 7400 large-caliber;
1943 year - 250200 manual, 90500 machine, 14400 large-caliber;
1944 year - 179700 manual, 89900 machine, 14800 large-caliber;
I half 1945 year - 14500 manual, 10800 machine, 7300 large-caliber.

If 100% is the number of weapons in the Red Army on 1 January 1942, then on 1 January 1943, the number of submachine guns and rifles will be 180% and 1 January 1944, 280% and 210%, respectively. In defense, the average density of rifle-and-machine gun fire increased from 450-1,2 bullets per minute per linear meter in the first period of the war to 1,6-9 bullets per minute in the third period. At the same time, the depth of the continuous rifle fire decreased to 12 meters, since the main contribution was made by submachine guns.

In the Army of the Soviet Union during the Second World War consisted of:
22.06.1941 of the Year - 170400 light machine guns, 76300 heavy machine guns, 2200 large-caliber;
01.01.1942 of the Year - 81000 light machine guns, 30000 heavy machine guns, 2200 large-caliber;
01.01.1943 of the Year - 177100 light machine guns, 63500 heavy machine guns, 4700 large-caliber;
01.01.1944 of the Year - 344500 light machine guns, 133000 heavy machine guns, 18200 large-caliber;
01.01.1945 of the Year - 418100 light machine guns, 184700 heavy machine guns, 31100 large-caliber;
09.05.1945 of the Year - 405400 light machine guns, 182600 machine guns, 37500 large-caliber.

During the war, the importance of machine-gun fire remained in the military air defense and air defense of the country. From the 3837 aircraft that were shot down by the front forces in the period from 22 June 41 of the year to 22 of June 42 of the year, 295 was shot down by anti-aircraft machine gun installations, 268 - by rifle and machine gun fire of the troops. In the air defense of Moscow on 22 June 1941, there were 105 anti-aircraft machine guns, on 1 January 42, 511, on 1 October 44, 686. The number of machine guns in the country's air defense during the war increased 12,1 times, as a rule, these were heavy machine guns. Their role in the country's air defense by the end of the war decreased, but increased significantly at the front. Despite the fact that the use of heavy machine guns in the production of barrier fire gave the benefit, it could not completely replace the special anti-aircraft installations. Large-caliber machine guns were much more effective than machine guns of normal caliber, however, here too, machine tools with a free lead were inferior to installations having a mechanical or electromechanical targeting drive and more advanced sights.

Soviet heavy machine gun DShK (Degtyarev - Shpagin large-caliber)


Changes in personnel and saturation of the rifle division of the Red Army with automatic weapons (by state):
Personal: April 1941 - 14483 people; July 1941 g. - 10859 people; December 1941 g. - 11626 people; December 1942 g. - 9435 people; December 1944 g. - 11706 people; June 1945 g. - 11780 people;
The total number of submachine guns in the same periods was: 1204 pcs. (or 83 units per 1000 person); 171 (15,75 to 1000); 582 (50 to 1000); 727 (77 to 1000); 3594 (307 to 1000); 3557 (302 to 1000);
The total number of light machine guns in the same periods was: 392 pcs. (or 27 to 1000 people); 162 (15 to 1000); 251 (21,5 to 1000); 494 (52,4 to 1000); 337 (28,8 to 1000); 383 (32,5 to 1000);
The total number of machine guns in the same periods was: 166 pcs. (or 11,5 to 1000 people); 108 (10 to 1000); 109 (9,4 to 1000); 111 (11,76 to 1000); 166 (14,2 to 1000); 178 (15,1 to 1000);
The number of shots from the machine guns per minute; April 1941 g. - 297460; July 1941 g. - 140470; December 1941 g. - 190930; December 1942 g. - 204710; December 1944 g. - 491160; June 1945 g. - 492720.

In different periods of the war, a change was observed in the weapons system not only of the USSR but also of Germany:

In December 1941, the personnel of the German infantry division numbered 14742 people. (Infantry Division of the USSR - 11626 people.) At the same time in service there were 705 submachine guns (528 in the USSR), 454 light machine guns (251 in the USSR), 112 machine guns (109 in the USSR). In addition, the German infantry division did not have anti-aircraft machine gun installations while the Soviet rifle division was armed with 33 anti-aircraft machine-gun installations, including large-caliber ones.

At the beginning of 1943, the personnel of the German Infantry Division numbered 13656 people. (Soviet rifle division - 9435 people.) In service there was a 681 submachine gun (727 in the USSR). At this time, the German troops did not have light and heavy machine guns, and the rifle division was armed with 494 light and 111 heavy machine guns. With regard to anti-aircraft machine-gun systems, the situation has changed - there was an 18 20-mm anti-aircraft machine-gun system in an infantry division and this type of armament was absent from a rifle division. It should be noted that at the beginning of 1943, the Guards Rifle Division (10670 personnel) had 166 machine and 499 light machine guns and 1097 submachine guns; separate rifle brigade (4197 people) - 36 machine guns and 109 light machine guns, motorized rifle brigade (4000 men) - 36 machine guns and 98 light machine guns.

Light machine gun DP. Great Patriotic War 1941-1945 Degtyarevskiy DP ranked third in mass - after the Mosin rifle-system and machine gun design GS Shpagina PPSH-41


In December 1944, the personnel of the German infantry division numbered 12801 people. (Soviet rifle division - 11706 people.) In service there were 1595 submachine guns and assault rifles (3594 in the USSR), 614 light machine guns (337 in the USSR), 102 heavy machine guns (166 in the USSR). The rifle division during this period was armed with 18 12,7-mm anti-aircraft machine-gun systems.

Before World War II, the idea was partially resuscitated that a mass self-loading rifle can take on some tasks that can be solved with light machine guns. However, practice has shown that just the use of light machine guns removes the relevance of “automatic” high-power rifles. The experience of the war led to a revision of the range of use of small arms, downward due to increased density of artillery and mortar fire, the widespread use of assault aviation и tanks. The “Infantry Battle Charter” of 1942 (BUP-42) established that machine gun fire is valid for ranges of up to 1000 meters, “however, it is better to conduct sudden fire at distances of 600 meters or less” (“close” ranges), light machine guns - up to 800 meters. Light machine guns on air targets fired at ranges of less than 500 meters, easel machine guns with an anti-aircraft sight - less than 1000 meters, with a conventional sight - less than 500 meters. For comparison: before the war, the firing range of light machine guns was set in the range from 800 to 1200 meters, easel machine guns for ground targets - 3000-5000 meters, for air targets - up to 1500 m.However, the increase in saturation with artillery did not reduce the value of machine guns.

After the division of the order of battle into the forging and assault groups, the light machine gun began to always operate in the chain of separation. During the offensive, the machine gun was usually put forward first to a new position (the fire could be fired while on the move), and when leaving the battlefield - the last. A machine gunner as part of a tank assault force suppressed anti-tank weapons and covered the actions of the shooters. Tanks for heavy machine guns often played the role of "machine-gun".

Service requirements have been changed. At the beginning of 1942, competitions were announced for lighter and light machine-guns, submachine guns. The work was carried out in two directions: the modernization of the Degtyarev infantry machine gun and the development of a new light machine gun; one fighter could carry out the maintenance and carrying along with the ammunition load.

The machine gun at that time was the main group fire weapon of infantry (infantry) units capable of firing intensive fire with a 250-300 fire rate of fire per minute. Machine-gun companies equipped with machine-gun machine guns, as a rule, were attached to rifle companies as a rule. According to BUP-42, the machine-guns distributed into the depth and along the front covered the advancement of the unit, supported the attack, struck the enemy’s heavy weapons calculations, advanced into the depths and flanks, reflected the counterattack. Indirect fire practically did not use fire, as well as shooting over the heads. As a rule, machine guns fired from behind the flanks and in between.

Calculation of seamen at the anti-aircraft machine gun


Shooting at long ranges still led, for example, at crossings or in the mountains, but even in these cases the range did not exceed 3000 meters. Reducing the range allowed, first, to reduce the range of used cartridges (cartridges with heavy bullets were excluded), and second, to raise the issue of creating a lightweight machine gun. However, the dimensions of the heavy machine gun, the time spent on changing positions and preparing for firing, did not allow these machine guns to be advanced to the forward lines, as they might be late with the reaction to the revived enemy firing points or his counterattack. In settlements, woods and mountains the bulkiness of machine guns was especially sensitive.

Their capabilities and power, heavy machine guns showed in defense. At the same time, the position was adapted for firing at various ranges and to the requirements of all-round defense. Machine-gun fire in the strongholds provided the flanks and the gaps, covered the positions of artillery and anti-tank crews, put them in forward positions and points, isolated separate duty and "dagger" machine guns. It was practiced to create areas of barrage and concentrated fire of heavy machine guns, which were superimposed on areas of artillery and mortar fire.

Further development received fire facilities for machine guns. For example, during the Battle of Stalingrad in the city 200 DZOTov was created, 37 armor and reinforced concrete caps for machine guns were installed. Greater attention was paid to firing in the dark, training in the calculation of reference points and lines, as well as methods of fixing the crosstalk with artificial dispersion in depth and along the front. The quick maneuvers of heavy machine guns, the importance of which is especially important during defense on a broad front, were difficult even after switching to a trench system with full profile trenches.

The transition to a new weapons system began in the middle of the war. The appearance of a lightweight machine gun became possible after an intermediate-power cartridge was created, but the production of the RPD was started only in the last months of World War II. But on the arms of the Red Army among the new models were accepted easel machine guns SG-43. The quick and successful implementation of the developmental reserve and combat experience accumulated before the war showed the creation of an effective system for designing, testing and putting into production.

The predilection of the Red Army commanders for the machine-gun wheeled machine is explained by the fact that such a machine allowed the machine gun to be moved ready for firing (most machine guns on tripod machine tools had to be removed from the machine tools and reinstalled in a new position) . The experience of military operations showed the advantages of a tripod machine with the ability to conduct anti-aircraft fire in front of universal and wheeled machines.



Despite the fact that large-caliber machine guns according to the “Manual on small business” were intended “for firing at air targets” as well as “for fighting enemy fire points and manpower with concealed light armor,” the main task for them was anti-aircraft weapons. As a rule, they fired at air targets at ranges of less than 1,5 thousand. The anti-aircraft guns were usually located no further than 300-500 meters from the front edge of the defense. With the help of these machine guns were covered with command posts, front-line roads and railways. For example, in May 1943 of the year 558 heavy machine guns were used to protect the rail lines of the fronts. During the war years, anti-aircraft machine guns (quad "Maxims" and DShK) shot down an enemy 2401 aircraft. Firing on low-flying, high-speed targets increased the requirements for combat rate of fire and the possibility of using them in complexed installations (it was embodied in the modernization of the AAC).

But the possibility of long-range shooting, the penetration of bullets (for fighting in the city or the mountains), the increase in the share of light armored vehicles were not ignored - for example, the DShK had to be used in anti-tank defense during the Kursk battle.

During the war revealed the need for more powerful machine guns. To solve this problem in the USSR returned to the machine guns under the 14,5-millimeter cartridge. In some countries, preferred to use automatic small-caliber guns. At the final stage of the war, the delivery of a large-caliber DShK machine gun to the troops did not decrease, in contrast to the easel and light machine guns.



During the war, did not stop searching. For example, in 1942-1943, the need to facilitate light machine guns was the reason for the creation of BC Deykin, N.М. Afanasyev and V.F. Fierce on the Scientific Test Site of the small arms of the LAD machine gun with tape feed under the 7,62 mm pistol cartridge TT. The deterioration of shooting accuracy was one of the main reasons for the general desire to increase the density of fire. It is not surprising that there were installations of “heavy fire”, such as an experienced 8-barreled machine gun I.I. Slostina

According to the article Seeds Fedoseev "Machine guns of World War II"
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. schta
    schta 15 May 2012 10: 19
    +1
    They forgot to remember the machine gun Goryunov, but the machine was good
    1. borisst64
      borisst64 15 May 2012 11: 38
      +3
      "among the new samples were the SG-43 easel machine guns"

      This is about him, about Goryunov.
      The author of the article did an analysis of the use of machine guns, and not by model.
  2. Yoshkin Kot
    Yoshkin Kot 15 May 2012 14: 26
    0
    n-dya, what can you say?
  3. Hans grohman
    Hans grohman 15 May 2012 19: 26
    0
    Good article!
  4. Uruska
    Uruska 5 September 2012 22: 34
    0
    A tachanka is a thing, even in Chechnya, "tachanka" cars were used on KamAZ trucks ...

Пулеметы в общей системе вооружения РККА в Великую Отечественную войну

В течение Второй мировой войны доля пулеметов в вооружении пехоты изменялась. Сокращение производства самозарядных винтовок, а также небольшая эффективная дальность стрельбы пистолетов-пулеметов стали причиной повышения значения пулеметов в бою на средних (до 1 тыс. м) и больших (до 2 тыс. м) дальностях. Стрелковая рота в июле 1941 года располагала шестью ручными пулеметами по штату, в июле 1942 года – 12 ручными (при этом в германской роте – 12 единых или ручных пулеметов), в июле 1943 года – одним станковым и 18 ручными пулеметами, в декабре 1944 года – 2 станковыми и 12 ручными пулеметами. То есть в годы войны количество пулеметов увеличилось более чем в два раза. Уменьшение к концу войны доли ручных пулеметов связано с ростом числа минометов и пистолетов-пулеметов. К концу войны стрелковый полк имел на 2398 человек 108 ручных и 54 станковых пулеметов (для сравнения, пехотный полк германии на 2000 человек имел 107 ручных и 24 станковых пулемета).

Пулеметы в общей системе вооружения РККА в Великую Отечественную войну
«Тачанка» 1943 г. - пулемет «Максим» обр. 1941 г. на автомобиле «Виллис»


Общее количество выпускаемых пулеметов в годы Второй мировой:
- II полугодие 1941 г. – 106200 ед. (при эвакуации Тульского оружейного завода);

- I полугодие 1942 г. – 134100 ед. (на заводе №526 (Сталинск) производились ДП, на заводе №524 (Ижевск) - «Максим», на заводе №54 (Златоуст) - «Максим», на Тульском машиностроительном заводе в этот период возобновили производство «Максимов», в г. Куйбышеве велось производство ДШК);
- II полугодие 1942 г. - 222000 ед.;
- I полугодие 1943 г. – 236000 ед.;
- II полугодие 1943 г. – 222500 ед. (на заводе № 2 (Ковров) наладили производство СГ-43);
- I полугодие 1944 г. – 230500 ед. (на заводе № 54 (Златоуст) также наладили производство СГ-43);
- II полугодие 1944 г. - 208600 ед.;
- I полугодие 1945 г. – 117500 ед.

В вооруженные силы СССР в годы войны было поставлено следующее количество пулеметов (с учетом оружия из довоенных запасов, а также поставок по ленд-лизу):
II полугодие 1941 года – 45300 ручных, 8400 станковых, 1400 крупнокалиберных;
1942 год – 172800 ручных, 58000 станковых, 7400 крупнокалиберных;
1943 год – 250200 ручных, 90500 станковых, 14400 крупнокалиберных;
1944 год – 179700 ручных, 89900 станковых, 14800 крупнокалиберных;
I полугодие 1945 года – 14500 ручных, 10800 станковых, 7300 крупнокалиберных.

Если принять за 100% количество оружия в Красной армии на 1 января 1942 года, то на 1 января 1943 года количество пистолетов-пулеметов и винтовок составит 180% а на 1 января 1944 года – 280%, пулеметов - 210% и 450% соответственно. В обороне средняя плотность ружейно-пулеметного огня увеличилась с 1,2-1,6 пуль в минуту на один погонный метр в первый период войны до 9-12 пуль в минуту в третьем периоде. При этом глубина сплошного стрелкового огня уменьшилась до 200 метров, так как главный вклад вносился пистолетами-пулеметами.

В Действующей армии Советского Союза в годы второй мировой войны состояло:
22.06.1941 года – 170400 ручных пулеметов, 76300 станковых, 2200 крупнокалиберных;
01.01.1942 года - 81000 ручных пулеметов, 30000 станковых, 2200 крупнокалиберных;
01.01.1943 года – 177100 ручных пулеметов, 63500 станковых, 4700 крупнокалиберных;
01.01.1944 года – 344500 ручных пулеметов, 133000 станковых, 18200 крупнокалиберных;
01.01.1945 года – 418100 ручных пулеметов, 184700 станковых, 31100 крупнокалиберных;
09.05.1945 года – 405400 ручных пулеметов, 182600 станковых, 37500 крупнокалиберных.

На протяжении войны значение пулеметного огня сохранялось в войсковой противовоздушной обороны и ПВО страны. Из 3837 самолетов, которые были сбиты войсками фронтов в период с 22 июня 41 года по 22 июня 42 года, 295 было сбито зенитными пулеметными установками, 268 – ружейно-пулеметным огнем войск. В противовоздушной обороне Москвы на 22 июня 1941 года имелось 105 зенитных пулеметов, на 1 января 42 года – 511, на 1 октября 44 года – 686. Количество пулеметов в ПВО страны за время войны возросло в 12,1 раза, как правило это были крупнокалиберные пулеметы. Их роль в ПВО страны к концу войны снизилась, но значительно возросла на фронте. Несмотря на то, что применение станковых пулеметов при постановке заградительного огня давало пользу, оно не могло полностью заменить специальные зенитные установки. Крупнокалиберные пулеметы были значительно эффективнее пулеметов нормального калибра, однако и здесь станки имеющие свободную наводку уступали установкам, имеющим механический или электромеханический привод наведения и более совершенные прицелы.

Пулеметы в общей системе вооружения РККА в Великую Отечественную войну
Советский крупнокалиберный пулемет ДШК (Дегтярева — Шпагина крупнокалиберный)


Изменение личного состава и насыщенности стрелковой дивизии Красной армии автоматическим оружием (по штату):
Личный состав: на апрель 1941 г. – 14483 чел.; июль 1941 г. – 10859 чел.; декабрь 1941 г. – 11626 чел.; декабрь 1942 г. – 9435 чел.; декабрь 1944 г. – 11706 чел.; июнь 1945 г. – 11780 чел.;
Общее количество пистолетов-пулеметов в те же периоды составляло: 1204 шт. (или 83 шт. на 1000 человек); 171 (15,75 на 1000); 582 (50 на 1000); 727 (77 на 1000); 3594 (307 на 1000); 3557 (302 на 1000);
Общее количество ручных пулеметов в те же периоды составляло: 392 шт. (или 27 на 1000 человек); 162 (15 на 1000); 251 (21,5 на 1000); 494 (52,4 на 1000); 337 (28,8 на 1000); 383 (32,5 на 1000);
Общее количество станковых пулеметов в те же периоды составляло: 166 шт. (или 11,5 на 1000 человек); 108 (10 на 1000); 109 (9,4 на 1000); 111 (11,76 на 1000); 166 (14,2 на 1000); 178 (15,1 на 1000);
Количество выстрелов из стрелково-пулеметного оружия в минуту; апрель 1941 г. – 297460; июль 1941 г. – 140470; декабрь 1941 г. – 190930; декабрь 1942 г. – 204710; декабрь 1944 г. – 491160; июнь 1945 г. – 492720.

В разные периоды войны наблюдалось изменение в системе вооружения не только СССР но и Германии:

В декабре 1941 года личный состав пехотной дивизии Германии насчитывал 14742 чел. (стрелковой дивизии СССР – 11626 чел.) при этом на вооружении имелось 705 пистолетов-пулеметов (528 в СССР), 454 ручных пулемета (251 в СССР), 112 станковых пулеметов (109 в СССР). Кроме того пехотная дивизия Германии не имела зенитных пулеметных установок в то время как стрелковая дивизия СССР имела на вооружении 33 зенитных пулеметных установки включая крупнокалиберные.

На начало 1943 года личный состав пехотной дивизии Германии насчитывал 13656 чел. (стрелковой дивизии СССР – 9435 чел.) на вооружении имелось 681 пистолет-пулемет (727в СССР). В это время германские войска не имели ручных и станковых пулеметов, а на вооружении стрелковой дивизии было 494 ручных и 111 станковых пулеметов. В отношении зенитных пулеметных установок ситуация изменилась – в пехотной дивизии имелось 18 20-мм зенитных пулеметных установки а стрелковой дивизии данный вид вооружения отсутствовал. Необходимо отметить, что на начало 1943 года гвардейская стрелковая дивизия (личный состав 10670 чел.) имела 166 станковых и 499 ручных пулеметов и 1097 пистолетов-пулеметов; отдельная стрелковая бригада (4197 чел.) – 36 станковых и 109 ручных пулеметов, мотострелковая бригада (4000 чел.) – 36 станковых и 98 ручных пулеметов.

Пулеметы в общей системе вооружения РККА в Великую Отечественную войну
Ручной пулемет ДП. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дегтяревские ДП занимали третье место по массовости — после винтовки-системы Мосина и пистолета-пулемета конструкции Г.С.Шпагина ППШ-41


В декабре 1944 года личный состав пехотной дивизии Германии насчитывал 12801 чел. (стрелковой дивизии СССР – 11706 чел.) на вооружении имелось 1595 пистолетов-пулеметов и штурмовых винтовок (3594 в СССР), 614 ручных пулеметов (337 в СССР), 102 станковых пулемета (166 в СССР). Стрелковая дивизия в этот период имела на вооружении 18 12,7-мм зенитных пулеметных установки.

Перед Второй мировой войной была отчасти реанимирована идея о том, что массовая самозарядная винтовка может взять на себя некоторые задачи, решаемые при помощи ручных пулеметов. Однако практика показала, что как раз использование ручных пулеметов снимает актуальность «автоматических» винтовок высокой мощности. Опыт войны стал причиной пересмотра дальностей применения стрелкового вооружен я в сторону уменьшения из-за повышения плотности артиллерийско и минометного огня, широкого применения штурмовой авиации и танков. «Боевой устав пехоты» 1942 года (БУП-42) устанавливал, что огонь станковых пулеметов действителен на дальность до 1000 метров, «однако лучше вести внезапный огонь на дистанциях 600 метров и меньше» («близкие» дальности), ручных пулеметов - до 800 метров. Ручные пулеметы по воздушным целям вели огонь на дальностях менее 500 метров, станковые с зенитным прицелом – менее 1000 метров, с обычным прицелом – менее 500 метром. Для сравнения: до войны дальность открытия огня ручных пулеметов была установлена в диапазоне от 800 до 1200 метров, станковых пулеметов по наземным целям – 3000-5000 метров, по воздушным целям – до 1500 м. Впрочем, рост насыщенности артиллерией не снижал значения пулеметов.

После того как было отменно деление боевого порядка на сковывающую и ударную группы ручной пулемет начал всегда действовать в цепи отделения. Во время наступления пулемет обычно выдвигался первым на новую позицию (огонь мог вестись и на ходу), а при выходе из боя – последним. Ручной пулеметчик в составе танкового десанта подавлял противотанковые средства и прикрывал действия стрелков. Танки для станковых пулеметов часто играли роль «пулеметовозов».

Были изменены и служебно-эксплуатационные требования. В начале 1942 года объявили конкурсы на облегченные образцы станкового и ручного пулеметов, пистолета-пулемета. Работы велись по двум направлениям: модернизация пехотного пулемета Дегтярева и разработка нового ручного пулемета, обслуживание и переноску вместе с боекомплектом мог бы осуществлять один боец.

Станковый пулемет в то время был главным групповым огневым средством стрелковых (пехотных) подразделений, способным вести интенсивный огонь с боевой скорострельностью 250-300 выстрелов в минуту. Пулеметные роты, оснащенные станковыми пулеметами, как правило, повзводно придавали стрелковым ротам. Согласно БУП-42 распределенные в глубину и по фронту станковые пулеметы прикрывали выдвижение подразделения, поддерживали атаку, поражали расчеты тяжелого вооружения противника, обеспечивали продвижение в глубину и фланги, отражали контратаку. Огонь непрямой наводкой практически не использовался, как впрочем и стрельба через головы. Как правило, станковые пулеметы вели огонь из-за флангов и в промежутки.

Пулеметы в общей системе вооружения РККА в Великую Отечественную войну
Расчет моряков у зенитного пулемета


Стрельбу на большие дальности все же вели, например, при переправах или в горах, однако и в этих случаях дальность не превышала 3000 метров. Снижение дальностей позволяло, во-первых, уменьшить номенклатуру используемых патронов (исключались патроны, имеющие тяжелую пулю), во-вторых, вновь поднять вопрос о создании облегченного станкового пулемета. Однако габариты станкового пулемета, время, затрачиваемое на смену позиций и подготовку к ведению огня, не позволяли выдвигать данные пулеметы в передовые линии, поскольку они могли запоздать с реакцией на ожившие огневые точки противника или его контратаку. В населенных пунктах, лесу и горах громоздкость пулеметов была особенно чувствительной.

Свои возможности и мощь, станковые пулеметы проявляли в обороне. При этом позицию приспосабливали для стрельбы на различных дальностях и к требованиям круговой обороны. Огнем пулеметов в опорных пунктах обеспечивали фланги и промежутки, прикрывали позиции артиллерии и противотанковых расчетов, их выдвигали в передовые позиции и пункты, выделяли отдельные дежурные и «кинжальные» пулеметы. Практиковалось создание участков заградительного и сосредоточенного огня станковых пулеметов, которые накладывались на участки артиллерийского и минометно огня.

Дальнейшее развитие получили огневые сооружения для пулеметов. Так, например, во время Сталинградской битвы в городе было создано 200 ДЗОТов, установили 37 броневых и железобетонных колпаков для пулеметов. Большее внимания уделялось ведению огня в темное время суток, обучению расчетов пристрелке ориентиров и рубежей, а также приемам фиксирования наводки с искусственным рассеиванием в глубину и по фронту. Быстрые маневры станковыми пулеметами, значение которых особенно важно во время обороны на широком фронте, были сложными даже после перехода на траншейную систему имеющую окопы полного профиля.

Переход на новую систему вооружений начался в середине войны. Появление облегченного ручного пулемета стало возможным после того как был создан патрон промежуточной мощности, однако производство РПД начали лишь в последние месяцы Второй мировой. Зато на вооружение Красной армии среди новых образцов были приняты станковые пулеметы СГ-43. Быстрая и удачная реализация в новом оружии накопленного до войны опытно-конструкторского задела и опыта боевых действий свидетельствовали о создании действенной системы проектирования, испытаний и постановки на производство.

Пристрастие командиров Красной армии к пулеметному колесному станку объясняется тем, что такой станок позволял перемещать пулемет готовым к ведению огня (большинство пулеметов на треножных станках необходимо было снимать со станков, а на новой позиции заново устанавливать), однако в целом такой станок скорее стеснял действия расчета. Опыт боевых действий показал преимущества треножного станка с возможностью ведения зенитного огня перед универсальными и колесными станками.

Пулеметы в общей системе вооружения РККА в Великую Отечественную войну


Несмотря на то, что крупнокалиберные пулеметы согласно «Наставлению по стрелковому делу» предназначались «для ведения огня по воздушным целям» а также «для борьбы с огневыми точками противника и живой силой прикрываемой легкой броней», главной для них задачей стала роль зенитных. Как правило, стрельбу по воздушным целям вели на дальностях менее 1,5 тыс. м. Зенитные пулеметы обычно размещались не далее 300-500 метров от переднего края обороны. При помощи данных пулеметов прикрывались пункты управления, прифронтовые автомобильные и железные дороги. Так, например, в мае 1943 года для защиты железнодорожных коммуникаций фронтов использовалось 558 крупнокалиберных пулеметов. За годы войны зенитными пулеметами (счетверенные «Максимы» и ДШК) сбит 2401 самолет противника. Ведение огня по низколетящим скоростным целям повышала требования к боевой скорострельности и возможности применения на комплексированных установках (было воплощено в модернизации ДШК).

Но возможность настильной дальней стрельбы, пробивное действие пуль (для боев в городе или горах), рост доли легких бронемашин не игнорировались – например, ДШК пришлось применять в противотанковой обороне во время Курской битвы.

В ходе войны выявилась потребность в более мощных пулеметах. Для решения данной задачи в СССР вернулись к пулеметам под 14,5-миллиметровый патрон. В некоторых странах предпочли использовать автоматические малокалиберные пушки. На заключительном этапе войны поставки крупнокалиберного пулемета ДШК в войска не снижались, в отличие от станковых и ручных пулеметов.

Пулеметы в общей системе вооружения РККА в Великую Отечественную войну


В годы войны не прекращались и поисковые работы. Например, в 1942-1943 годах потребность в облегчении ручных пулеметов стала причиной создания B.C. Дейкиным, Н.М. Афанасьевым и В.Ф. Лютым на Научно-испытательном полигоне стрелкового вооружения пулемета ЛАД с ленточным питанием под 7,62-миллиметровый пистолетный патрон ТТ. Ухудшение меткости стрельбы являлось одной из основных причин общего стремления увеличить плотность огня. Неудивительно, что появились установки «шквального огня» такие как опытный 8-ствольного пулемет И.И. Слостина.

По материалам статьи Семена Федосеева "Пулеметы Второй мировой войны"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. schta 15 мая 2012 10:19
    Пулемет Горюнова забыли вспомнить, а машинка то хорошая была
    schta
    1. borisst64 15 мая 2012 11:38
      "среди новых образцов были приняты станковые пулеметы СГ-43"

      Это про него, про Горюнова.
      Автор статьи делал анализ применения пулеметов, а не по моделям.
      borisst64
  2. Йошкин Кот 15 мая 2012 14:26
    н-дя, что тут скажешь?
    Йошкин Кот
  3. Hans Grohman 15 мая 2012 19:26
    Хорошая статья!
    Hans Grohman
  4. Uruska 5 сентября 2012 22:34
    Тачанка - это вещь, даже в Чечне применялись "тачанки" на камазах ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня