Ударный «стелс» F-117: триумф или фиаско?

Прошло уже 10 лет, как этот самолет был снят с вооружения ВВС США. За свои 25 лет службы он участвовал практически во всех военных операциях американской армии, при этом став предметом гордости как трофей, добытый в неравной борьбе. Он засветился в нескольких блокбастерах Голливуда. Но все это не самое главное.

Самым же главным является то, что его появление напрямую повлияло на предъявляемые характеристики к новым боевым машинам. F-117 – это первый серийный самолет, построенный исключительно вокруг идеи малой заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эта технология оказалась настолько прорывной и значимой, что стала неотъемлемой частью всех истребителей и бомбардировщиков, которые были на вооружение армии США после 80-х годов.

После реализации F-117 были созданы истребители 5-го поколения F-22 и F-35, а также стратегический бомбардировщик B-2. Эти самолеты получили технологии, которые ранее были отработаны на первом «стелсе».




Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 35

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. андрей юрьевич (андрей юрьевич) 30 июня 2018 19:57
    Эта технология оказалась настолько прорывной и значимой, что стала неотъемлемой частью всех истребителей и бомбардировщиков, которые были на вооружение армии США после 80-х годов
    и потому,117 й списали,а В-1в оставили...
  2. Egorovich (Александр Румянцев) 30 июня 2018 19:59
    Давайте лучше вспомним как эту вундервафлю фе-117, сбили в Югославии комплексом С-125, в 1999 году. Осколки самолета также собрали.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. Плотник 2329 (Вася) 30 июня 2018 21:26
      Давайте ещё лучше: вспомним, что американцы оба два своих последних истребителя сотворили в стелсе. Это всё же о чём-то говорит.
      Да и Су-57,тот также стелсоподобностью грешит.
      А будут ли они сбиваться полосатыми тапками - это только время покажет.
    3. Лекс. 1 июля 2018 12:29
      Ну сбили и что ?
      Технологию обкатали она работает
      1. sentaniel (Сергей) 2 июля 2018 17:03
        Работает, только не рулит ))
      2. Totah155 (Alex) 5 июля 2018 14:05
        Цитата: Лекс.
        Ну сбили и что ?
        Технологию обкатали она работает

        И то сбили не по радионаводке, а из за пофигизма американцев.
        Каждый день летали по одному и тому же маршруту
    4. GibSoN 9 июля 2018 23:34
      Давайте лучше вспомним как эту вундервафлю фе-117
      Давайте лучше вспомним, сколько за всю историю было сбито и каких самолётов.. То, что в Югославии, сбили F-117, используя самые современные наработки в области ПВО, прикрыв всё это дело "микроволновкой", "французским прицелом" и другой "дичью", рассчитано только на тех, кто кроме банальных цифр, в голове держать ни чего не может. Но вот в то, что для "сбития" этого самого F-117 не привлекались лучшие технические достижения РФ, вообще поверить не реально! Имея такую "халявную" возможность, даже полнейший "не очень умный на голову" вояка не сможет "отказать себе". Заканчивайте с этими сказками. Если в двух словах. F-117, сбили в том числе, с использованием наработок, которые в дальнейшем, были реализованы в комплексах типа С-400. То есть по факту, самолёт сбила РФ! Всё остальное, сказки для детей. Суть в том. Что об этом знают и РФ и США! Ну а теперь если предположить, что это станет официально известно всем, на официальном уровне, получиться, что этот самолёт, был сбит не Югославией а РФ! Скандал, международного уровня, это просто не о чём! найдётся те, кто будет давить на акт агрессии и объявление войны! Так как по факту, не для кого не секрет в чём была суть участия РФ в той самой операции! Или РФ уже официально объявила, что цель в Югославии была война с США? Как вам такой бред, господа искатели заговоров против вселенной?))
    5. nikolai711 (Николай Георгиев Попов) Вчера, 14:55
      А потом сербы извинились:Мы, не знали что он невидимый.
  3. antiexpert (Athony) 30 июня 2018 21:21
    Цитата: Джек О’Нилл
    Давайте лучше вспомним как эту вундервафлю фе-117, сбили в Югославии комплексом С-125, в 1999 году. Осколки самолета также собрали.


    Кстати да, вполне показательный момент! За овер туеву хучу вылетов, был сбит всего один борт. Это великолепный показатель!

    великолепный показатель когда против туземцев с копьями выставляют взвод пулемётчиков Хайрема Максима
    несомненно, это вполне показательный момент!
    Вопрос в том, где этот летающий гоблин выступал против более-менее нормальной ЗРК, хотя бы С-300?
    Вот потому и до сих пор фу-22 и фу-35 имеют по одному фактическому документальному применению в реальном бою. При этом оба раза против туземцев с луками и стрелами. Принцип не меняется - пулемёты против зулусов с копьями)))
  4. 123456789 30 июня 2018 21:52
    Технология "стелс" на сегодняшний день нивелируется возросшими характеристиками бортовых РЛС, ОЭЛС, средствами РЭБ.
    1. Григорий_45 (Григорий) 1 июля 2018 00:06
      Цитата: 123456789
      Технология "стелс" на сегодняшний день нивелируется возросшими характеристиками бортовых РЛС, ОЭЛС, средствами РЭБ

      угу, только вот никто кроме вас этого не понял, и продолжают клепать "стелсы". Неумные люди, мягко говоря)
      1. 123456789 1 июля 2018 09:57
        Цитата: Григорий_45
        Цитата: 123456789
        Технология "стелс" на сегодняшний день нивелируется возросшими характеристиками бортовых РЛС, ОЭЛС, средствами РЭБ

        угу, только вот никто кроме вас этого не понял, и продолжают клепать "стелсы". Неумные люди, мягко говоря)

        Только реальный воздушный бой покажет кто прав:
        Стелс + АВАКС или РЭБ + Сверхманевренность.
        Который, кстати, вполне можно было бы провести (если еще не провели) в Сирии с израильскими Ф-35
        1. Григорий_45 (Григорий) 1 июля 2018 11:55
          Цитата: 123456789
          Только реальный воздушный бой покажет кто прав:
          Стелс + АВАКС или РЭБ + Сверхманевренность

          здесь моделировать ничего не надо. Исход и так понятен, сторона без АВАКСа и сияющая на радаре как новогодняя елка шансов имеют очень мало. И ваша сверхманевоенность не поможет. Исход реальных боев наполовину (если не более) зависит от выучки личного состава, а не от характеристик техники. Она дает потенциальное преимущество, чтоб оно стало реальным - этим нужно суметь воспользоваться.

          А по поводу сверхманевренности.. видимо, история учит только тому, что ничему не учит. Вспомните Испанию, противостояние сверхманевренных бипланов и первых скоростных монопланов и кто в итоге выиграл. Выиграл скоростной момоплан, который при особом желании также может быть весьма маневренным. Проводите аналогии. с поправкой на сегодняшнюю реальность. Стелс - это та же скорость, применительно к реалиям 70-летней давности, позволяет первому атаковать и в любой момент выйти из боя
          1. MPN (Павел) 1 июля 2018 12:11
            Стелс + АВАКС или РЭБ + Сверхманевренность
            Какой то вопрос интересный. Что то типа что лучше, мягкое или теплое? АВАКС на сегодняшний день обязательный атрибут БД всех сторон (не считая войн с папуасами) , а вот какими характеристиками обладает РЛО как АВАКСА так и наземных средств и БРЭО самолетов, это надо учитывать, тот же стелс может быть обнаружен современными наземными РЛС и АВАКСОМ, за долго до входа в зону возможного применения своего вооружения и на него будут наведены и истребители и применены средства ПВО... РЭБ аналогично, кроме того учитывать какие средства обороны стоят на самолетах (есть групповые, есть индивидуальные) До применения в БВБ сверхманевренности надо еще выжить. И того вопрос о мягком и теплом не корректен изначально... sad
            MPN
          2. meandr51 (Андрей) 1 июля 2018 17:35
            Вы хорошо усваиваете американскую рекламу. А советские и российские конструкторы шли своим путем. Который далек от вундервафлизма. Который учитывает все факторы сразу и определяет каждому свою меру. Именно оптимальный компромисс и снижение стоимости - признак нашей школы. Но для этого надо обладать развитым системным мышлением.
            1. Григорий_45 (Григорий) 1 июля 2018 18:39
              сами с собой решили прилюдно поспорить? Ну-ну, желаю успехов laughing
          3. Михаил Матюгин (Михаил Матюгин) 2 июля 2018 23:38
            Цитата: Григорий_45
            А по поводу сверхманевренности.. видимо, история учит только тому, что ничему не учит. Вспомните Испанию, противостояние сверхманевренных бипланов и первых скоростных монопланов и кто в итоге выиграл. Выиграл скоростной момоплан, который при особом желании также может быть весьма маневренным. Проводите аналогии. с поправкой на сегодняшнюю реальность.

            В воздушном бою - и шире - в воздушной войне - побеждают не самолёты, а люди ! Уровень их обучения, их готовность рисковать, их настроенность на победу ! И конечно тактика, наиболе оптимально соответствующая потребностям момента и против данного противника !
            1. t-4 3 июля 2018 03:49
              Цитата: Михаил Матюгин
              В воздушном бою - и шире - в воздушной войне - побеждают не самолёты, а люди !

              Эт че за лозунг я щас прочел?
              Побеждает тот у кого оружие лучше. С копьями и луками против калаша будь ты семи пядей во лбу и отважный как лев, никакую войну не выйграть. Сколько там абрамсы пожгли т-72 в 1991 году? Отважные иракцы даже понять не успевали - откуда им прилетает.
              А люди всегда одинаковы. Воин из времен Александра Невского не потерялся бы в среде современных спецназовцев. Но без современного оружия - он всего лишь гражданский человек с антикварным мечом..
              t-4
              1. Михаил Матюгин (Михаил Матюгин) 3 июля 2018 11:09
                Цитата: t-4
                Эт че за лозунг я щас прочел?
                Побеждает тот у кого оружие лучше. С копьями и луками против калаша будь ты семи пядей во лбу и отважный как лев, никакую войну не выйграть. Сколько там абрамсы пожгли т-72 в 1991 году? Отважные иракцы даже понять не успевали - откуда им прилетает.

                Вообще то речь идёт о разнице в вооружении не на несколько порядков, это раз.
                Во вторых, именно люди, выучка помогают не только преодолеть несовершенство матчасти, но и победить - см.мой комментарий про св.прав.адм.Ушакова о том, как она разбил "Крокодила морских сражений".
            2. Григорий_45 (Григорий) 3 июля 2018 11:53
              Цитата: Михаил Матюгин
              В воздушном бою - и шире - в воздушной войне - побеждают не самолёты, а люди ! Уровень их обучения, их готовность рисковать, их настроенность на победу ! И конечно тактика, наиболе оптимально соответствующая потребностям момента и против данного противника !

              я не отрицал значимость подготовки личного состава. Он в какой-то мере позволяет нивелировать некоторые огрехи техники. Но - только некоторые. Наивно ожидать от вооруженной луками и пиками толпы против пулеметов и танков чего-то, кроме как героически погибнуть. Сбрасывать со счетов техническое и технологическое превосходство - весьма неразумно. Иначе, по вашей логике, получается что на последнее можно и не тратиться вовсе. Зачем? Всего то нужно: собрать людей, обучить и мотивировать их, дать каждому по каменному топору или фузее из музея, и они играючи победят современную хорошо оснащенную армию))
        2. 123456789 1 июля 2018 21:16
          Цитата: 123456789
          Только реальный воздушный бой покажет кто прав:

          мнения разделились, (всем +ик) laughing интрига закручивается все сильней...
          Ждем (первых) последующих сбитых.
          Первый сбили в Югославии laughing
          1. 123456789 8 июля 2018 16:56
            PS
            реальный воздушный бой

            провели и по результатам отказываются от Су-57 в пользу Су-35.
  5. Симон (Вячеслав) 30 июня 2018 22:43
    Цитата: Egorovich
    Давайте лучше вспомним как эту вундервафлю фе-117, сбили в Югославии комплексом С-125, в 1999 году. Осколки самолета также собрали.

    Ага, это прорывная технология была сбита советским комплексом 70-х годов прошлого века в Югославии - вот это прорыв! laughing wink
    1. Vard 30 июня 2018 23:21
      Зато сколько денег на этой технологии заработали ... И сколько еще заработают...
    2. Григорий_45 (Григорий) 1 июля 2018 00:05
      Цитата: Симон
      Ага, это прорывная технология была сбита советским комплексом 70-х годов прошлого века в Югославии - вот это прорыв

      а что, технологии гарантируют аппарату абсолютную неуязвимость? не подскажете, какие таки технологии "неуязвимости" созданы?
    3. Ратуш (Ратуш) 3 июля 2018 00:19
      Цитата: Симон
      Ага, это прорывная технология была сбита советским комплексом 70-х годов прошлого века в Югославии - вот это прорыв!




      Стесняюсь спросить..а ф-117 каких годов какого века разработка?
  6. Григорий_45 (Григорий) 1 июля 2018 00:02
    F-117 – это первый серийный самолет, построенный исключительно вокруг идеи малой заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.
    - вот именно эта "исключительность" его и подвела. Нельзя во имя чего-то одного жертвовать всем остальным.
    Эти самолеты получили технологии, которые ранее были отработаны на первом «стелсе».
    - да не было ничего толком на "хромом гоблине" отработано. Отработка шла на В-2. А тот самый "самолетик из плоских граней" - всё, что могли позволить технологии того времени. Слава богу хоть не на логарифмической линейке считать пришлось бедным инженерам, на компах, но и они тогда не позволяли просчитывать поверхности двойной кривизны с нужными по соображениям РЛ-малозаметности параметрами.
  7. v.f.vlasov (Владимир) 1 июля 2018 21:19
    У США есть новая система ПРО! У нас запускают учебный МБР в европейской части с полигона, на Камчатку, через 20 секунд, у границ РФ уже висят системы ПРО США!!!, Авиакосмические, гиперзвуковые, невидимые для радаров, летательные аппараты типа TR-3B и его многочисленные модификации. Эти аппараты не дадут нашим МБР пересечь границу. Подумайте. Почему США не выпустили за 20 лет ни одного самолёта "невидимки" спирит Б-2??? Денег немерено, возможности производства огромные. Что оглупели, расслабились? А потому, что не хотят зря тратить деньги на старые технологии. Есть технологии намного эффективнее. Это управление силой тяготения, управление силой инерции управление обтеканием ЛА и т.п.. Наши военные до сих пор думают, что это НЛО встречает и следит за нашими учебными МБР???? Неужели такие наивные? Кстати технологии на TR-3B советские, с конца 80-х годов. США сумели правильно перевести описание изобретения, присвоить и внедрить. У них чинуши умнее наших! Намного!
    1. alekc75 2 июля 2018 15:11
      3асланец откуда тебя прислали???
  8. sentaniel (Сергей) 2 июля 2018 17:10
    Цитата: Григорий_45
    Цитата: 123456789
    Технология "стелс" на сегодняшний день нивелируется возросшими характеристиками бортовых РЛС, ОЭЛС, средствами РЭБ

    угу, только вот никто кроме вас этого не понял, и продолжают клепать "стелсы". Неумные люди, мягко говоря)

    Цитата: Григорий_45
    Цитата: 123456789
    Технология "стелс" на сегодняшний день нивелируется возросшими характеристиками бортовых РЛС, ОЭЛС, средствами РЭБ

    угу, только вот никто кроме вас этого не понял, и продолжают клепать "стелсы". Неумные люди, мягко говоря)

    Конечно не рулят они уже видать забыли учебный бой F-22 и EA-18 Growler в 2009 году )))
    1. Григорий_45 (Григорий) 3 июля 2018 11:59
      Цитата: sentaniel
      Конечно не рулят они уже видать забыли учебный бой F-22 и EA-18 Growler в 2009 году

      предлагаете отныне вооружиться только самолетами РЭБ?
      Что известно о том бое, и был ли он вообще?
      И, если следовать вашей логике. вы предлагаете вообще "забить" на стелс? Верно я вас понимаю?
  9. Антон Ю (Антон) 10 июля 2018 16:40
    По сербским данным ВВС США потеряли три самолёта F-117. Первый был сбит 27 марта в 20.55 (летчик- капитан Кен "Виз" Двили) в 32 КМ от Белграда (районе деревни Будановцы) югославским истребителем Миг-29 (потеря подтверждена). Вероятно при атаке использовалась ОЛС, т.к летчик говорил что атака была неожиданной (СПО не сработало). Еще один самолёт этого типа по данным МО Сербии, был потерян 5 апреля во время атаки телебашни "Цревни Кот"(нет подтверждений). 20 мая сербы сообщили , что над Косово Миг-29(летчик Алия Аризанов) сбил еще один F-117(нет подтверждений).
  10. Антон Ю (Антон) 10 июля 2018 17:01
    По иракским данным в 1991 году
    20 января произошел один досадный курьезный случай во время удара F-117 уничтожив наземную цель возвращался с территории неподалеку от Басры там он уничтожил центр связи. Стало светать и самолет стал более чем заметен полет, проходил в очень узком коридоре. Солдат Иракской армии видя визуально полет непонятного черного самолета летящий на высоте примерно около 1 км произвел пуск ПЗРК, затем соседние расчеты также заметя самолет совершили захват цели и выпустили несколько ракет Стрела и Игла. Все ракеты устремились к цели но только 2 из них пошли курсом самолета пилот по рации передал открытым текстом о помощи, одна из ракет нагнав самолет попала под брюхо самолету и взорвалась в результате чего самолет какое то время стал снижаться по рассказу самих иракцев за самолетом потянулся шлейф черного дыма. Однако на удивления самих иракцев самолет не загорелся и не упал уйдя из под обстрела поражения ПЗРК самолет набрал немного высоту продолжал идти в строну границы Ирака. После некоторого времени самолет уже визуально не наблюдался оставляя за собой полосу черного дыма. Упал ли этот самолет в пустыне или он все же смог дотянуть до базы в Саудовской Аравии по сей день так и остается тайной.
  11. nnz226 (Николай) 11 июля 2018 13:20
    Насколько помню эта "железяка" в полёте поддерживалась аж 5-ю компьютерами, держащими её в воздухе. Иначе бы она тут же ушла в штопор и даже С-125 не понадобились бы. Аэродинамику никто не отменял, а кирпич летать может только сверху об землю. И "высший пилотаж" этих "железяк" в творениях голливудщины - компьютерная графика и ненаучная фантастика. Летать она могла только равномерно и прямолинейно над ровной поверхностью...
  12. Dimmedroll (Дмитрий) 12 июля 2018 22:13
    А почему не сказали, что это чудо без помощи пилоту не летает и грохается на земь аки камень. Да и с малой заметностью прямо скажем не айс.
Картина дня