Викинги и рунные камни (часть 1)

Дел я знаю девять:
Добрый висописец,
Лих в игре тавлейной,
Лыжник я и книжник.
Лук, весло и славный
Склад мне рун подвластны.

Я искусен в ковке,
Как и в гуде гусель.
(Рёгнвальд Кали. «Поэзия скальдов». Перевод С. В. Петрова)


На протяжении многих тысяч лет человечество прекрасно обходилось без письменности. Ну, возможно, использовало для передачи информации рисунки. Но затем, где-то на рубеже бронзового и железного веков, объемы информации стали так велики, что памяти человеческой уже не хватало. Понадобились средства учета и контроля более информативные, чем камешки и палочки, средства идентификации, одним словом, все то, что точно передает информацию на расстояние и позволяет ее сохранить.

Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала погибла в огне, но благодаря тому, что состояла из «глиняных книг», она чудесным образом сохранилась и дошла до нашего времени. То же самое касается и письменности скандинавских народов, обладавших так называемой рунической письменностью, то есть письменности при помощи рун, знаков, подобных нашему алфавиту, которые высекали или вырезали на камне, металле, дереве, и кости и которые поэтому имели специфическую угловатую форму, удобную для вырезания.


Рунные камни во дворе Еллингской церкви.

Важно отметить, что любой письменный текст представляет собой важнейший источник в изучении культуры прошлого, так как позволяет заглянуть в духовный мир народа, оставившего после себя свои письменные знаки и узнать много такого, что при помощи археологических находок выяснить очень сложно. Поэтому неудивительно, что дошедшие до нашего времени камни с нанесенными на них руническими надписями стали для ученых прямо-таки настоящим подарком судьбы.

Викинги и рунные камни (часть 1)

Большой камень в Еллинге является своего рода «свидетельством о рождении» Дании. Он имеет высоту 2,43 метра, весит около 10 тонн и установлен королём Харальдом I Синезубым не ранее 965 года. Надпись на нем гласит: «Харальд король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Харальд, покоривший всю Данию и Норвегию, кто крестил датчан».

К какому историческому времени они относятся? Считается, что древнейшие памятники рунической письменности датируются рубежом нашей эры. А вот о месте возникновения и самом ее возникновении до сих пор ведутся споры. «Старшая Эдда» (или «Эдда Сэмунда», или «Песенная Эдда») – поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии, рассказывает, что верховный бог Один заплатил своими страданиями на дереве Иггдрасиль лишь бы только познать руны. А вот в «Песне о Риге» сказано, что, что руны принадлежали богу Ригу, который научил им сына хёвдинга, ставшего предком первого конунга викингов. То есть даже в самой Скандинавии мнения по поводу происхождения рунической письменности сильно различались.

В любом случае руны стали характерным памятником эпохи Великого переселения народов и первых варварских королевств, причем сохранилось множество вещей, на которых есть надписи, сделанные рунами. Однако после принятия христианства и его распространения они постепенно были вытеснены из употребления латиницей, хотя в Швеции ими пользовались даже в XVIII – XIX веках.

Первые упоминания древних рун в литературе относятся к 1554 году. Тогда Иоханнес Магнус в своей «Истории готов и свевов» привел готский алфавит, годом позже его брат Олаф Магнус в «Истории северных народов» опубликовал рунический алфавит. Но поскольку множество рунических надписей было сделано на камнях, уже тогда появились книги с их рисунками, включая и обнаруженный на Готланде рунический календарь. Интересно, что так как ряд камней с того времени утрачен, то их изображения стали единственным на сегодня источником их изучения для современных исследователей.

Интерес к камням с руническими надписями вспыхнул лишь во второй половине XIX века, а многие камни стали известны специалистам уже в ХХ веке по фотографиям 1920-30-х годов и научным публикациям в начале 1940-х. Возможно, что причиной такого отношения к наследию викингов стало ее широкое использование в нацистской Германии в качестве средства пропаганды арийского духа и культуры. Ну, а затем на эти памятники скандинавской культуры прямо «набросились» различные мистики и оккультисты, которые рассматривали рунические камни как некие «места силы». Расцветшая пышным цветом мода на скандинавское неоязычество и мистицизм также внесла свою лепту в распространение псевдознаний о рунах и рунных камнях, вычитанных из оккультной литературы современных авторов. То же можно сказать и о популяризации рун и язычества в современном скандинавском роке: его яркие формы, сделанные под старину, сегодня просто вытесняют оригинальные фольклорные произведения прошлого.

Положение изменилось лишь только в начале 2000-х годов, среди ученых вновь возродился интерес к рунным камням. В целом ряде скандинавских университетов были организованы исследовательские группы, начали создаваться специализированные базы данных, в частности, такую базу создали в Норвегии при университете в городе Уппсала. Была собрана электронная библиотека «Рунеберг» — впечатляющее по своему объему вместилище мировой научной рунологической литературы. К 2009 году наконец-то удалось уладить и все юридические и технические вопросы, связанные с вопросами онлайн-публикации аккумулированной в ней информации, которая после этого сделалась доступной для специалистов всего мира. Сейчас в этой базе насчитывается более 900 рунических надписей, и она продолжает расширяться. Причем, в нее включены не только надписи, обнаруженные на рунических камнях на территории Дании, но и Германии, Швеции и Норвегии и других скандинавских стран. Вместе с раритетными фотографиями 1920-40-х годов там представлены и те из них, что были сделаны уже в наше время.


Фотография 1936 года. Камень рядом с домом в Херрестаде. Надпись на нем гласит: «Гудмунд сделал этот памятник в память о Ормаре, своём сыне».

Интересно, что в изучении рунических камней присутствует целый ряд специфических сложностей. Например, из-за текстуры камня, на котором выбиты сделанные на них надписи, многое при взгляде на них зависит от угла зрения наблюдателя и степени их освещенности. То же самое можно сказать и о методологии исследования этих камней: она носит междисциплинарный характер и включает как текстологические, так и филологические методы, данные археологических исследований, а также тексты древних саг и свидетельства хронистов. Один какой-то метод является однобоким и может негативно отразиться на результатах исследования.


Фотография 1937 года. Мужчины перетаскивают камень на острове Фарингсё. Надпись на нем гласит: «Стенфаст установил камень в память о Бьёрне, своём брате... в память о Бьёрне и Арнфасте».

Ну, а чтение самой рунической надписи на камне начинают с определения того направления, в котором резчик располагал свой текст. Так что, если сохранность надписи не очень хорошая, это может стать для исследователя довольно серьезной проблемой.

Известны три типа расположения строк в рунических надписях: когда они идут параллельно друг другу (самые древние надписи ориентированы при этом справа налево), по контуру камня или подобно греческому бустрофедону – то есть способу письма, при котором его направление чередуется в зависимости от четности строк. То есть если первая строка пишется слева направо, то вторая – справа налево. Кроме архаической Греции этот тип письма был распространен в Западном Средиземноморье и на Аравийском полуострове. Ну, а контурные надписи были характерны для камней, на которых рисунки сочетаются с надписями. В них рунами заполняется контур рисунка, обычно оформленный в виде тела гигантского змея.


Фотография 1944 года. Камень в Нёббельхольме. Содержание надписи: «Гуннкель установил этот камень в память о Гуннаре, отце, сыне Рода. Хельга положила его, своего брата, в каменный гроб в Бате, в Англии.»

То, что строки ранних (IV – VI веков) рунических надписей расположены справа налево, стало основой для гипотез о ближневосточном или даже древнеегипетском происхождении рунической письменности. Традиционное для Европы написание слева направо происходило постепенно, в результате контактов скандинавов со своими южными и западными соседями. Замечено, что ранние рунические надписи (сделанные до 800 года) обычно орнамента не имеют и часто содержат магические заклинания.

Большой проблемой чтения рунных камней стал язык, на котором на них делалась надпись. Уже к VII веку, то есть к тому времени, когда традиция установки рунических камней широко распространилась в Скандинавии, в них стали проявляться и диалектные особенности, и различия в языках разных скандинавских народов. Поэтому неудивительно, что многие рунические надписи на камнях многие специалисты читали совершенно по-разному. Во-первых, они имели дело с их некачественными изображениями и потому ошибочно принимали одни знаки за другие. А во-вторых, поскольку на камне высекать знаки совсем нелегко, их авторы часто прибегали к сокращениям, понятным в то время, но… увы, непонятным в наши дни.

На сегодня известно 6578 рунных камней, 3314 из которых являются поминальными. Больше половины находится в Швеции (3628), из которых 1468 сконцентрировано в одном ее регионе– Уппланде. В Норвегии 1649 и совсем мало в Дании – 962. Встречаются рунические камни на территории Британии, а также в Гренландии, Исландии и на Фарерских островах. Несколько таких камней есть даже в России, например, на Валааме. Но российские рунические камни исследованы недостаточно, в силу традиционно антинорманистских фобий, бытующих как в нашей отечественной историографии, как и в общественном мнении, но зато у местных мистиков и оккультистов они почитаются как «места силы».

Другой крайностью, свойственной сегодня нашим современным доморощенным рунологам-любителям, являются попытки «читать» рунические надписи на камнях при помощи лексики современного русского языка: ведь даже если предположить, что их, как, например, знаменитый камень из Рёка, и поставили славяне, их тексты ни в коем случае не могли быть написаны на языке, близком к нашему современному русскому. Хотя широкое распространение рун среди германских племен, в том числе и живших по нижнему и среднему течению Днепра, то есть готов, принадлежавших к Черняховской культуре, позволяет предположить, что гипотетическая раннеславянская письменность, известная как «четы и резы», как раз и сформировалась на основе тех рун, которые использовали готы.

Интересно, что кроме реальных рунных камней известен и целый ряд их подделок. Так, подделками, по мнению ученых, являются Хэйвнерский и Кенсингтонский камни, которые были найдены на территории США вне какого-либо археологического контекста, который хоть как-то говорил бы о скандинавском присутствии в этих местах. Объяснимо это «викингоманией», охватившей США в 1960-е годы прошлого века. Также подделкой является и находка двух камней в 1967 и 1969 годах, сделанная школьниками из Оклахомы. Все они оказались написанными на искусственной смеси рун старшего (II-VIII в.) и младшего (Х-ХII в.) футарков – то есть рунических алфавитов, а значит, не могли быть созданы людьми ни той, ни другой эпохи. Скорее всего эти школьники, не разбираясь в специфики различных алфавитов, просто срисовали их из какой-нибудь популярной книги о рунах.


Надпись на этом камне гласит:» Сандар установил камень в память об Юаре, своём родственнике. Никто не произведёт более талантливого сына. Может Тор защитит.»

Одним из самых частых поводов для установки рунных камней являлась смерть своего родственника. Вот, например, о чем говорит надпись на Гренстенском камне: «Токе поставил [этот] камень после [смерти] Ревле, сына Эсге, сына Бьёрна. Да поможет Бог его душе». При этом совсем не обязательно, чтобы такие камни стояли именно на могилах. Скорее всего, такие камни ставили не столько на месте погребения данного человека, сколько в каких-то знаковых для него местах или же для всей общины в качестве вещественной «памяти»!

Надпись на Коллиндском камне свидетельствует, что их могли ставить на родине того, кто погибал в чужих землях, и были похоронены там: «Тосте поставил этот камень после [смерти] Туэ, который погиб в восточном походе и его брата Асведса, кузнеца». То есть, следует считать рунные камни не памятниками усопшим, а прежде всего поминальными камнями.

Для таких поминальных камней характерна следующая манера подачи информации:
1. X поставил этот камень / вырезал эти руны после [смерти] Y.
2. Описание обстоятельств смерти Y, и перечисление совершенных им подвигов.
3. Религиозное обращение к богам, например, «Тор освятил эти руны» или «Да поможет ему Бог».

Здесь надо иметь ввиду, что в скандинавском культе мертвых предполагалась, что душа умершего, если упомянуть его в надписи, может вселиться в этот камень, получать от живых жертвы, беседовать с ними и даже выполнять их просьбы. Неудивительно, что христианская церковь считала рунные камни творениями дьявола и боролась с ними как могла, вследствие чего на многих из них видны следы повреждений. С другой стороны, в народном сознании уважительное отношение к этим камням сохранялось вплоть до позднего Средневековья.


Фотография 1929 года. «Альрик, сын Сигрида, установил камень в память о своём отце Спьюте, который был на Западе и сражался в городках. Он знал пути ко всем крепостям.»

Сейчас мы не знаем, можно ли было поставить такой поминальный камень в память о любом человеке, или это должен быть «непростой человек», однако структура текста этих поминальных камней такова, что Х (человек ставивший такой камень) старался обычно указать достоинства Y (то есть того, кому его ставили). Это дает основание для предположения о том, что получали такие камни только лишь некие исключительные личности, обладающие «особой силой», способной помочь живым людям, которые обращались к этому человеку или же к этому памятному камню за помощью.

Неизвестно также, какая награда ожидала того, кто ставил этот камень, не говоря уже о том, что дело это было довольно затратным. Интересно, что в надписях на рунических памятных камнях очень часто перечисляется люди, поставившие этот камень, так что вполне возможно, что попасть в список помощников позволяло надеяться на некое благословение или получение магической помощи.


Фотография 1930 года. Надпись высечена на скале у дороги, ведущей к городу Сёдертелье. Написано: «Холмфаст очистил путь в память об Инге... своей доброй матери.... Холмфаст очистил дорогу и сделал мост в память о Гаммале, своём отце, который жил в Нэсби. Пусть Бог поможет его духу. Остен (вырезал)».

Исследователи рунных камней выделяют несколько их типов. Прежде всего, это «длинные камни», имеющие в высоту до трех и более метров, выполненные в традиции менгиров. К ним относится, например, богато орнаментированный Анундсхёгский камень, поставленный Фолквидом для своего сына Хедена. Причем в надписи этот Хеден называется братом Анунда. Поэтому историки считают, что этот Анунд есть никто иной, как шведский король Анунд, правивший в начале XI века. И пусть по историческим хроникам его отцом был Олаф Скётконунг, а Фолквид всего лишь дальним родственником, этого родства оказалось вполне достаточно для его упоминания на этом камне.

Продолжение следует…
Автор:
В.Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

42 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Котище Онлайн
    Котище 5 июля 2018 05:41
    +8
    То есть если первая строка пишется слева направо, то вторая – справа налево. Кроме архаической Греции этот тип письма был распространен в Западном Средиземноморье и на Аравийском полуострове.

    Не только! Подобное написание (борозда быка) было распространено куда более широко, в том числе на о. Пасхи.
    Резы и четы

    В свое время, в детстве (7-8 лет) я был удивлен маркировкой бревен срубов. Даже помнится, попытался мастеру сказать, что римская цифра "5" пишится галочкой "V", а не черточкой "/". На что был осмеян, что римом в его плотницком ремесле и не пахнет.
    Тогда я и не понял, что увидел маркировку резами, а не буквами и цифрами. Сегодня такое уже не увидишь. Краска убила традиции.
    За статью Олег Вячеславович искреннее, спасибо!
    1. kalibr Офлайн
      kalibr 5 июля 2018 05:59
      +7
      Рад, что Вам понравилось! Будет продолжение и еще много статей про викингов.
    2. Венд Офлайн
      Венд 5 июля 2018 09:50
      +2
      Меня вот другое забавляет. Стоит найти что-то славянское, так начинается крик о подделке, а надписи на камнях воспринимаются , как данность.
      1. Curious Офлайн
        Curious 5 июля 2018 10:23
        +1
        А Вы о Двинских камнях слышали?
        1. kalibr Офлайн
          kalibr 5 июля 2018 10:42
          +2
          Пока нет...
        2. Венд Офлайн
          Венд 5 июля 2018 11:38
          0
          Цитата: Curious
          А Вы о Двинских камнях слышали?

          Пока нет, сейчас посмотрю
        3. Венд Офлайн
          Венд 5 июля 2018 12:27
          0
          Цитата: Curious
          А Вы о Двинских камнях слышали?

          А как вам камень из Изборска?

          Сам фотографировал.
          1. Curious Офлайн
            Curious 5 июля 2018 13:03
            +1
            Может я ошибаюсь, но судя по фото, Вы посетили Изборское или Труворово городище.
            Но мой комментарий был не об этом, а о Вашей реплике:"Стоит найти что-то славянское, так начинается крик о подделке, а надписи на камнях воспринимаются , как данность."
            Про крики о подделках Вы пишете, а вот о славянских древностях, оказывается, ничего не знаете. А ведь Двинские или Борисовы камни славян - ровестники и, возможно, аналоги рунических камней викингов. И изучаются они с XVI века. Не пробовали прежде чем писать, ознакомиться с вопросом?
            1. Венд Офлайн
              Венд 5 июля 2018 13:53
              +2
              Цитата: Curious
              Может я ошибаюсь, но судя по фото, Вы посетили Изборское или Труворово городище.
              Но мой комментарий был не об этом, а о Вашей реплике:"Стоит найти что-то славянское, так начинается крик о подделке, а надписи на камнях воспринимаются , как данность."
              Про крики о подделках Вы пишете, а вот о славянских древностях, оказывается, ничего не знаете. А ведь Двинские или Борисовы камни славян - ровестники и, возможно, аналоги рунических камней викингов. И изучаются они с XVI века. Не пробовали прежде чем писать, ознакомиться с вопросом?

              Ну всего знать не возможно, но Двинские камни это не славянские, а древнерусские памятники. Это разное. Там восхваление богу, кресты. А по поводу нападков на славянские памятники, так вспомните хотя бы "Велесову книгу", ди и древнерусский памятник "Слово о полку Игореве" и даже Повесть временных лет до сих пор крики, что это все подделка.
              1. Curious Офлайн
                Curious 5 июля 2018 14:19
                +1
                Во первых - не крики, а сомнения, нормальное совершенно для процесса познания явление. А Вы располагаете доказательствами того, что упомянутые Вами артефакты - подлинники?
                1. Венд Офлайн
                  Венд 5 июля 2018 15:08
                  0
                  Цитата: Curious
                  Во первых - не крики, а сомнения, нормальное совершенно для процесса познания явление. А Вы располагаете доказательствами того, что упомянутые Вами артефакты - подлинники?

                  Сомнения выражают историки на страницах журнала "Вопросы истории" например, такие журналы мало кто читает. Так что именно крики, можно даже сказать вопли.
                  А вы располагаете данными о фальсификации этих памятников истории? wink
                  1. Curious Офлайн
                    Curious 5 июля 2018 17:51
                    +2
                    Вы одесский маланец? Отвечать вопросом на вопрос - это как раз стиль высоконаучных дискуссий одесского Привоза.
                    Что касается доказательств, то их Вы найдете в упоминаемом Вами журнале "Вопросы истории" и журнале "Вопросы языкознания".
                    Но если для Вас авторитетнее Куренков с Миролюбовым - тут наука, как говорится бессильна. Эти два "авторитета" - еще тот дуэт. Куренков, кстати, еще и Ноев ковчег искал и даже про него надпись на Араратском перевале нашел. Один его титул "доктора психологии Колледжа Божественной метафизики" может убедить, что это - "гигант мысли".
                    1. Венд Офлайн
                      Венд 5 июля 2018 18:09
                      0
                      Цитата: Curious
                      Вы одесский маланец? Отвечать вопросом на вопрос - это как раз стиль высоконаучных дискуссий одесского Привоза.
                      Что касается доказательств, то их Вы найдете в упоминаемом Вами журнале "Вопросы истории" и журнале "Вопросы языкознания".
                      Но если для Вас авторитетнее Куренков с Миролюбовым - тут наука, как говорится бессильна. Эти два "авторитета" - еще тот дуэт. Куренков, кстати, еще и Ноев ковчег искал и даже про него надпись на Араратском перевале нашел. Один его титул "доктора психологии Колледжа Божественной метафизики" может убедить, что это - "гигант мысли".

                      Я ответил на ваш вопрос и задал свой. И если вы не можете отличить вопли от мнения профессионала, то это уже ваша проблема.
                      1. Curious Офлайн
                        Curious 5 июля 2018 18:18
                        +1
                        Так это был ответ? Извините, не уловил. Вопрос то я увидел и вроде на него ответил. А Вы на стороне вопящих или на стороне профессионалов?
      2. kalibr Офлайн
        kalibr 5 июля 2018 10:49
        +7
        Будет материал и о славянских древностях... он уже в архиве ВО. Через два материала после этого появится.
  2. Адьютант Офлайн
    Адьютант 5 июля 2018 07:59
    +6
    Хорошая статья!
    Рунные камни - ценнейший источник, этакие индивидуальные летописи
  3. Korsar4 Офлайн
    Korsar4 5 июля 2018 08:56
    +4
    Бережно к рунам подходили.

    Впрочем, любая резьба по камню приводила к ланому стили.

    Не как сейчас, когда информация пространство заполоняет.

    Интересно.
  4. 3x3zsave Онлайн
    3x3zsave 5 июля 2018 11:01
    +3
    Видимо, подобные надписи, занимали большое место в менталитете древних скандинавов. На втором и последнем фото - 100% гранит! Это ж сколько труда! Кто работал с камнем - может оценить.
    1. kalibr Офлайн
      kalibr 5 июля 2018 11:33
      +3
      Вспомните арию варяжского гостя из оперы "Садко" - от скал тех каменных у нас, варягов, кости... а мысли-тайны от туманов. Так что ничего удивительного нет. Было много дерева и много камня. Непрочность дерева, даже дубового, была очевидна, как и вечность камня. Отсюда вывод - любимому человеку камня не жалко! Главное - память о нем!
      1. 3x3zsave Онлайн
        3x3zsave 5 июля 2018 12:21
        +2
        Я думаю дело не в любимом человеке (Герасим тоже собачке камня не пожалел). Тут что-то более глубинное и основательное. Это ведь не надгробия, это что-то вроде наших памятных досок на стенах зданий, но с именем исполнителя. Связь поколений? Они и так знали свои родословные до 20ого колена. Связь миров? Может быть.
        1. kalibr Офлайн
          kalibr 5 июля 2018 13:10
          +3
          Ничего по этому поводу не могу сказать...
  5. Force Multiplier Офлайн
    Force Multiplier 5 июля 2018 11:04
    +2
    Хотя широкое распространение рун среди германских племен, в том числе и живших по нижнему и среднему течению Днепра, то есть готов, принадлежавших к Черняховской культуре, позволяет предположить

    Так собственно "славян" как этнос и придумали в Далмации объявив готов "славянами"
  6. Михаил Матюгин 5 июля 2018 11:09
    +3
    Да что же это такое, у уважаемого Вячеслава что ни материал, то просто шедевр ?!? fellow Вот узнал много нового про рунические камни. Кстати, помню, что на прошедшем военно-историческом фестивале "Битва тысячи мечей" (см.мою статью об этом) ребята-реконструкторы, восстанавливающие Древнюю Скандинавию и Древнюю Русь, изваяли рунический камень в честь этого события.
    1. kalibr Офлайн
      kalibr 5 июля 2018 11:44
      +1
      Да, материал этот давался 17 июня 2016 года и отличается он прежде всего подборкой отличных фотографий. Перечитал еще раз. Хороший образец авторского репортажа. Некоторые фото вообще блеск. Единственное к Вам, Михаил, пожелание, не "упускать" эту тему из рук. И дальше по ней собирать и публиковать материалы с такими же хорошими фотографиями. Жалко вот, что фото этого самопального "камня" нет!
      1. Михаил Матюгин 5 июля 2018 16:33
        +2
        Цитата: kalibr
        Перечитал еще раз. Хороший образец авторского репортажа. Некоторые фото вообще блеск. Единственное к Вам, Михаил, пожелание, не "упускать" эту тему из рук. И дальше по ней собирать и публиковать материалы с такими же хорошими фотографиями. Жалко вот, что фото этого самопального "камня" нет!

        Постараюсь, но на мероприятиях такого уровня редко бываю. request Камень, кстати, может быть даже остался там, в Коломенском, т.к. план был вырубить именно рунический ряд в честь проведения "Битвы 1000 мечей" (если конечно его не убрали по указанию мэрии Москвы). Но, так сказать, идея связи традиций через толщу времени - налицо !
  7. А вот мне интересно почему рунами писались только тексты религиозного или мистического содержания. Где саги, эды, хроники, записанные рунами? Где дипломатические документы, да просто деловая переписка изли заметки? Имеются ли вообще рунные тексты "светского" содержания? Насколько я понимаю, руны обозначали именно звуки языка, на котором говорил автор надписи, но в то же время каждая руна могла иметь и свое собственное значение, подобно китайским иероглифам. Если рунная письменность имела фонетическую основу, то что мешало использовать ее в повседневной жизни?
    На Руси, вон, после появления кириллицы народ как только не упражнялся в письменности, даже матом друг друга посылали, вспомнить, хотя бы, берестяную грамоту № 35 из Старой Руссы smile , а почему шведы рунами на бересте не писали? Единственное объяснение, которое приходит на ум - руны суть тайнопись, умение ими пользоваться считалась сакральным знанием, доступным только избранным, чтобы, вероятно, бо-о-ольшие деньги получать за составление ритуальных надписей. И все же остается вопрос - если руны использовались чуть ли не с I в.н.э., почему за такой длительный срок они не стали всеобщим достоянием, или хотя бы достоянием высших сословий - знати, дружинников и т.п. и не использовались для насущных нужд? Обращает на себя внимание то, что письменность входит в широкий оборот у населения одновременно с распространением христианства - есть ли связь между этими фактами и если есть то какая? Почему с приходом латиницы, а на Руси с приходом кириллицы она (грамотность) уже в XI в. полностью утеряла свою сакральность?
    1. kalibr Офлайн
      kalibr 5 июля 2018 13:09
      +1
      Вопросы... однако! Только по ним одним можно написать целую книгу. но увы, не настолько я "в теме". чтобы взяться за этот труд, да и хотя бы на эти Ваши вопросы ответить. Увы! Очень сложная тема!
      1. Керенский Офлайн
        Керенский 23 августа 2018 00:23
        0
        Увы! Очень сложная тема!

        А Вы попробуйте. Дело-то хорошее. Можно попробовать связать профессию Эриль (некий маг - рунодел (примитивно)), который умел "связывать" руны, по достаточно строгим математическим законам. Туда же положим надписи на могильных плитах с внутренней стороны (кто их там читать будет?!), "закрытые руны" телом Змея.... Ну и те самые "центры силы"... Готов помочь своими скромными познаниями.
    2. Curious Офлайн
      Curious 5 июля 2018 13:33
      +4
      "На Руси, вон, после появления кириллицы народ как только не упражнялся в письменности, даже матом друг друга посылали, вспомнить, хотя бы, берестяную грамоту № 35 из Старой Руссы"
      Так и в Скандинавии после того, как латиница с приходом христианства вытеснила руническое письмо, народ тоже стал писать больше. Кстати, и по времени периоды христианизации Скандинавии и проникновения славянской азбуки на Русь совпадают. Можно предположить, что руническое письмо имело несколько другое назначение, а с возникновением необходимости в передачие значительных объемов информации было вытеснено более прогрессивными формами. В этом, возможно и ответ на Ваш вопрос:"А вот мне интересно почему рунами писались только тексты религиозного или мистического содержания. Где саги, эды, хроники, записанные рунами? Где дипломатические документы, да просто деловая переписка изли заметки? Имеются ли вообще рунные тексты "светского" содержания?"
      Хотя рунические тексты "светского" содержания известны, но их немного.
      Самый, наверное известный - "Codex Runicus".

      Это 202-страничный юридический текст, написанный в XIII веке в рукописной форме.
      Состоит из трех разделов: раздел о датском законе Scanian, раздел о юридическом праве Сканского университета и список датских королей с описанием шведско-датской границы.
      Надежных свидетельств широкого литературного использования рун в ранние времена нет, однако некоторые ученые считают, что руническое письмо широко применялось для всех видов светской письменности. Возможно со временем и эта историческая загадка будет разгадана.
      1. Котище Онлайн
        Котище 5 июля 2018 17:48
        +4
        Одна из самых известных светских записей на рунном камне о.Готланд!
        «Хагбьярн [и его] брат Хродвисл, Эйстейн [и] Эймунд вместе установили эти камни по Хравну к югу от Ровстейна. Они добрались вплоть до Айфора».

        Уже более века историки ломают копья! До куда они добрались. И где этот Айфор.
        1. Михаил Матюгин 5 июля 2018 20:18
          +1
          Цитата: Котище
          Уже более века историки ломают копья! До куда они добрались. И где этот Айфор.

          Предложу свой вариант - поскольку для викингов Балтика была не проблемой, а были ценны походы в Византию или в Средиземноморье, то искать надо там. И скорее всего речь идёт о полуострове Афон (Айфонос), в Эгейском море, т.е. после Константинополя храбрых норманнов послали туда или они сами туда доплыли, а это реально далеко.
  8. XII легион Офлайн
    XII легион 5 июля 2018 15:17
    +2
    История оживает благодаря таким статьям
    Жду продолжения
    1. Котище Онлайн
      Котище 5 июля 2018 18:52
      +2
      Наконец-то я добрался до Цезаря и с черт знает с какой ропытки поставил ему заслуженный "+"!
      Честно стался плюс поставить еще в метро - не сраслось, потом во время ужина пльцем тыкал раз пять, и только после душа, мое упрямство пересилило перипетии моего телефона и его телефонного бога!
      Вива Цезарь, с уважением Котище!
      1. 3x3zsave Онлайн
        3x3zsave 5 июля 2018 20:47
        +1
        Мда. Нынешний российский мобильный интернет напоминает мне мобильную же аналоговую связь двадцатилетней давности. "Здесь играем, здесь не играем, здесь мы рыбу заворачивали". Вот почему в холмисто- гористой Каталонии сеть есть везде (проверял), а в суперплоском (я бы даже сказал, вогнутом) Питере - "то потухнет, то погаснет, то снова не горит"?
        1. Голован Джек 5 июля 2018 20:49
          +1
          Цитата: 3x3zsave
          Вот почему в холмисто- гористой Каталонии сеть есть везде (проверял), а в суперплоском (я бы даже сказал, вогнутом) Питере - "то потухнет, то погаснет..."

          Эммм... помех в "гористо-холмистой" поменьше, нет? wink
          1. 3x3zsave Онлайн
            3x3zsave 5 июля 2018 21:48
            0
            Побольше. Это ж сверхУКВ, только в пределах прямой видимомости ретранслятора. Дальше мощность сигнала теряется в геометрической прогрессии.
            1. Голован Джек 5 июля 2018 22:19
              +1
              Цитата: 3x3zsave
              Побольше

              Это как?
              И - да... Вы в Питере по крышам ходили, или по тротуару таки?
              Это к вопросу о
              Цитата: 3x3zsave
              холмисто- гористой Каталонии
        2. Curious Офлайн
          Curious 5 июля 2018 21:33
          0
          Странно, Вы все жалуетесь на мобильный интернет, притом явно не в таежной глуши. У нас российский МТС обеспечивает нормальный интернет, пользуюсь без проблем.
          1. 3x3zsave Онлайн
            3x3zsave 6 июля 2018 06:52
            0
            Не уловил,: "все" или "всё"? Если речь обо мне, я не жалуюсь, я матерюсь. При этом, я понимаю причины создавшейся ситуации и, с чувством глубокой заинтересованности , ожидаю ее разрешения.
  9. kalibr Офлайн
    kalibr 5 июля 2018 15:37
    +3
    Цитата: Венд
    такие журналы мало кто читает.

    Мало кто из не академической среды. У всех своя тусовка. "Вопросы акушерства и гинекологии" читает еще меньшее количество людей.
  10. samarin1969 Онлайн
    samarin1969 6 июля 2018 19:23
    0
    Очень интересно...и накануне Купальской Ночи.
  11. Enky Офлайн
    Enky 21 августа 2018 08:32
    0
    Читаем внимательно: "...после принятия христианства и его распространения руны постепенно были вытеснены из употребления латиницей, хотя в Швеции ими пользовались даже в XVIII – XIX веках..." (и это судя по всему правда, т.к. в 17м веке отпевание шведского короля проводилось на славянском, а запись отпевания уже на латинице), и ещё: "Большой проблемой чтения рунных камней стал язык, на котором на них делалась надпись. Уже к VII веку, то есть к тому времени, когда традиция установки рунических камней широко распространилась в Скандинавии, в них стали проявляться и диалектные особенности, и различия в языках разных скандинавских народов..." - теперь осознаём смысл того, что автор пытался похоронить в словесных нагромождениях - фактически, до 9 века н.э, автор признаёт существование всеобщего праязыка и праписменности понятных для любых народов... Хотя дальше, снова всё та же старая песня, про то как норманны научили всему-превсему славян, как неправильно читать руны славянской руницей и т.д.