Закопанные славянские ладьи с острова Рюген

35
Ну почему и с чего так бывает, что люди пытаются на «ВО» что-то написать, даже не удосужившись заглянуть в Интернет? Обсуждается тема пьянства в России, ну так очевидно, что заглянуть надо… куда? В диссертацию по этой теме! Проще простого! Но, видимо, или о том, что такое в нем есть, люди не помнят, либо «словов» таких не знают. Аналогичным образом обстоит дело и с викингами, и их кораблями. Ну ладно, что их не было. Соймы были, а драккаров и кнорров не было. Это все происки «врагов русского народа». Но зачем писать, что найденные где-то там древнерусские ладьи опять-таки из вредности закапываются обратно в землю? Что люди пытаются такими вот заявлениями показать или доказать? Что у нас есть «враги»? Да, наверное, есть, хотя я никак не могу себе представить реальных врагов ядерной державы с таким количеством ракетно-ядерного оружия в арсеналах, как у нас. То, что среди нас дураков хватает, так это не для кого не секрет. Но так ведь всем известно, что их и среди американцев полным-полно, и среди французов, и среди кого угодно. Но что из этого? Да ничего. И уж тем более нет врагов России среди зарубежных историков. С кем ни общался – всегда встречал только очень уважительное отношение и к себе, и своим текстам. И то же самое можно сказать и про археологов, самая заветная мечта каждого из которых найти нечто уникальное, а уж чье оно… это их волнует в самую последнюю очередь!


Вид с маяка на остатки славянского городища. Сейчас сюда водят туристов и никаких тайн из его славянского происхождения не делают.



Вот и события с «откопанием и закопанием» найденных в земле славянских ладей действительно имели место. Но, как и в случае с приснопамятным «Фиумским инцидентом», все это было «немного не так». Можно сказать, совсем не так! А вот о том, как это было на самом деле, стоит, видимо, рассказать по подробнее. Ученье, говорят, свет, вот только неученых почему-то все равно тьма! Вот мы ее немного и рассеем…

А было так, что еще в 1967 году в городе Ральсвике на легендарном острове Рюген, принадлежавшим в то время ГДР (Германской Демократической Республике, нашему сателлиту и члену Варшавского договора), нашли древнеславянскую ладью, реконструированную позднее полностью. Сейчас мы опять несколько отойдем от «лодейной темы», поскольку следует пояснить, почему этот остров легендарный. Дело в том, что когда-то давно, а именно очень давно, на этом острове жили племена ругиев или руянов, принадлежавших к славянскому роду-племени. В общем-то славяне там были однозначно, потому что на острове на мысе Аркона стоял храм бога Святовита (или Свентовита), очень популярный среди окрестных народов. Почему Святовита и Святовита ли вообще, и кто так решил, и почему, я не знаю. И если честно, мне это совсем неинтересно выяснять. Хватает и того знания, что руяны эти самые занимались скотоводством, земледелием и ловили рыбу. И, кстати, странно было бы, если бы они этим, живя на острове посредине Балтики, не занимались. А еще они имели большой флот и занимались торговлей со Скандинавией и Прибалтикой, а еще и в военные походы ходили, воевали с соседями. Войны эти закончились для руян неудачно, в 1168 году их столицу Аркону разрушили, а капище Свентовита (Святовита) уничтожили. Фактически славянский руянский диалект к XVI веку прекратил свое существование. Причем известно даже кто из знати на нем последним разговаривал. Эдакий последний из могикан, то бишь из руян! Ну, а потом, кого только там не было, вплоть до Советской армии, стоявшей на острове до 1992 года. Так что открытие упомянутых ладей произошло еще в советское время. И как всегда самым банальным образом.

Закопанные славянские ладьи с острова Рюген

Курган на острове Рюген с жертвенными камнями на вершине.

Проводились дорожные работы, и ковш экскаватора поднял из земли скрепленные деревянными дюбелями дубовые доски. Строитель понес свою находку трудившимся неподалеку археологам, те принялись копать и очень скоро нашли сразу четыре древнеславянских корабля и большое торговое поселение, существовавшее с VIII века. Сегодня считают, что именно здесь, в хорошо защищенном от непогоды заливе как раз и базировался флот руян. Нашли и следы пожара, так что город, здесь бывший, явно погиб в результате нападения неприятеля. Нашли и клад из 2 203 арабских дирхемов (вот ведь куда они с Востока попали, эдакая в то время была глобализация, не хуже, чем сегодня!). Вполне может быть, что и ладьи эти в спешке руяны закопали, чтобы спрятать их от врагов.

И вот поскольку случилось это археологическое открытие не вчера, а в конце 60-х годов, то пришлось эти корабли обратно закопать в землю, так как не было денег для их консервации. Плановость же является основой социалистического общества! Все должно быть по плану, а не предусмотрены были работы над этими ладьями, то и финансов – тю-тю! А меценатов-то богатых не было, все же были равны! И откуда деньги на консервацию и реставрацию? Кто их даст? Вторично их выкопали уже в 1980 г., чтобы показать на международной конференции. Вот, мол, что у нас есть. Сидим на ценностях, но ни себе, ни людям! И в итоге как откопали, так и опять закопали, ничего лучше не придумали, чем снова зарыть эти ценнейшие находки. И неизвестно, сколько бы еще продолжались бы эти странные манипуляции чисто «совкового толка», если бы не произошло объединение Германии. В новом германском государстве сразу и деньги нашлись, как, кстати, нашлись они и в Чехии, где замок Крумлов в советское время был в забросе, а тут его сразу же начали восстанавливать и восстановили так, что сегодня он просто загляденье. Так что только с падением Берлинской стены в Германии наступило время для адекватного отношения к историческим ценностям мирового значения, и в 1993 году ладьи вновь откопали уже в третий раз. И не просто откопали, а занялись их консервацией, и через какое-то время создали еще и рабочую группу для воссоздания наиболее хорошо сохранившейся ладьи. Считается, что эта ладья была построена около 977 г. из дубовой древесины, добытой на Рюгене или же в Поморье; причем именно использование деревянных нагелей говорит о том, что строили это судно славяне, так как те же скандинавы-викинги использовали железные гвозди.

В 1999 году археологическое сообщество Мекленбурга издало небольшую, но прекрасно иллюстрированную брошюру, в которой рассказывалось об истории реконструкции этого судна. Причем реконструкторы сделали сразу две одинаковые ладьи, так что память о славянских корнях в Германии никто сейчас специально в землю не зарывает и анафеме не предает. Что было, то и было. Быльем поросло.


Вот она находка из Ральсвика, 1993 год.


Чертеж судна для реконструкции.


Для помощи в реконструкции был приглашен датский специалист Ханус Йенсен, который уже восстанавливал корабли викингов. Реконструкцию проводили, используя и технологию, и орудия труда того времени. Материал для ладьи – дуб - доставили из Гросс Радена.


Доски получали, расщепив клином ствол надвое. После чего каждую половину ствола в свою очередь расщепляли на доски.


Вот что получалось в результате этой операции.

Доски тесали топором до нужной толщины. Отсюда, кстати, и название – тес! Помните? «Если дружно мы навалимся втроем, мы тесовые ворота отпорем!» Все понадобилось расщепить три ствола. И обработать 11,580 куб. м древесины! Поистине, такую работу надо очень любить! А еще нужно было готовые доски вымочить в воде. Затем следовала обработка штевней.


Набор инструментов того времени.

Чтобы доскам придать выгнутую форму, их нагревали над углями и смачивали при этом водой. Потом обшивали ими борта, используя вместо гвоздей деревянные нагели. Затем суда сначала проконопатили, а затем просмолили.


Вот так делали деревянные нагели.



В итоге судна получились, и сегодня их можно увидеть. По ценности это мало уступает находкам в Осеберге и Гокстаде. Вот оно, наше прошлое и прошлое народов той далекой эпохи!
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    7 июля 2018 07:01
    Традиционно хорошо.

    "Расписными парусами
    Море синее покрыто.
    Развилось по ветру знамя
    Из божницы Святовита" (с).
    1. +6
      7 июля 2018 07:35
      ничего удивительного, ведь Рюген ещё в 19в на карте Гаврилы Успенского был Русень,поэтому ладьи не славянские,а руские.

      1. +8
        7 июля 2018 15:40
        О, карты, вы моя печаль и боль!
        Но ты хоть голову разбей себе о стенку
        Для подтверждения теории Фоменко
        Они играют ключевую роль.

        На свете много карт различных есть
        Их сотни, тысячи, но в том и вся беда,
        Что достоверными из них мы можем счесть
        Лишь те, где есть «Казацкая орда».

        А если нет Орды, ну, что же, просим,
        Ведь для наук у нас еще остались силы.
        Вот вам еще один алмаз в навозе –
        Европы карта от Успенского Гаврилы.

        Гаврилу не обманешь, он все знает
        Тут Швеция, а тут немного к югу
        Из вод балтийских гордо выступает
        Наш русский остров – Русень, а Рюген!

        Что ж, немцы, помните – мы долго ждать не будем,
        Ответите за все свои деянья!
        Верните русский остров, русским людям!
        Ушел читать Фоменко. До свидания.
        1. -1
          7 июля 2018 16:47
          стишки ,так себе ,ни склад,ни в лад,ни в попад.Дошло до того,что содержание сущности ответов заменяется бессодержательной формой,а когда надо говорить по делу кроме пакостей и гадостей сказать нечего.
          На той же карте название -Дания распространяется и на земли Швеции в 19в ,чего по официальной истории никогда не было,по крайней мере в обозримом ,не мифическом прошлом.
          Топонимы с корнем_РУС_ есть не только на Русене/Рюгене,а например в Зеландии/це Ландия.
          на карте 1575г Лафренти видим
          -Рошидия/Росидия,этот город есть и сейчас и называется очень приметно
          -Роскил т.е. и руский и кольский, причём город побольше Копенгагена.
          на Ниле тоже самое есть порт - Рошид/Росид
          -Стекольн ,в плачевной речи по Карлу11 писалось -Стокольня-будущий Стокгольм
          -Роскол -уже на континенте.



          хотелось бы услышать разумный коментарий на этот счёт ,почему так много Руских названий по миру? В ТИ это не вкладывается,а вот в НХ очень даже.Только не от вас конечно.
          1. +8
            7 июля 2018 18:16
            Цитата: Бар1
            хотелось бы услышать разумный коментарий на этот счёт

            Чтобы слышать разумные комментарии нужно писать что-то умное, во всяком случае,здесь. Так что в этом плане вам рассчитывать не на что, уж не серчайте. Опровергать ваши дилетантские лингвистические "находки" никому не интересно, просто потому, что это скучно, а их цену в базарный день я показал вам на примере вашего собственного ника, разобрав его по всем правилам фоменковской лингвистики. Напомню, получилось "бред оцени". Что-то я не слышал от вас по этому поводу "разумного комментария". Наверное, вы посчитали, что это чушь, не стоящая ответа. laughing Приблизительно также большинство нормальных людей оценивают и ваши "труды" на этом сайте, поэтому отвечают вам редко. И только я, грешный, в своей неистребимой тяге к развлечениям, иногда вам отвечаю на потеху публики, хоть и "грешно смяться над больными людьми". Видите, на стихотворение меня вдохновили. smile А разбирать всерьез ваш лингвистическо-географический понос, это увольте. Скучно и, самое главное, бесполезно.
            1. 0
              7 июля 2018 18:25
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Чтобы слышать разумные комментарии нужно писать что-то умное, во всяком случае,здесь. Так что в этом плане вам рассчитывать не на что, уж не серчайте. Опровергать ваши дилетантские лингвистические "находки" никому не интересно, просто потому, что это скучно, а их цену в базарный день я показал вам на примере вашего собственного ника, разобрав его по всем правилам фоменковской лингвистики


              ннда вы болтун ,что не скажите -всё не по делу.На карте написано -Русень,Роскил,Стекольня при чём тут я? Война -Бойня переход есть между буквами,а вы как будто шары залепили.
    2. 0
      7 июля 2018 08:03


      карбас поморский

    3. +5
      7 июля 2018 13:42
      Цитата: Korsar4
      Развилось по ветру знамя
      Из божницы Святовита"


      Только ведь у Толстого hi и продолжение есть:

      Мы помним бой, где мы не устояли,
      Где Яромир Владимиром разбит;
      Мы помним день, где наши боги пали,
      И затрещал под звоном вражьей стали,
      И рухнулся на землю Ругевит.
      (...)
      Так поплыл прочь от нашего он края
      И отомстить врагам своим не мог,
      Дивились мы, друг друга вопрошая:
      «Где ж мощь его? Где власть его святая?
      Наш Ругевит ужели был не бог?»

      И, пробудясь от первого испугу,
      Мы не нашли былой к нему любви
      И разошлись в раздумии по лугу,
      Сказав: «Плыви, в беде не спасший Ругу,
      Дубовый бог, плыви себе, плыви!»
      1. 0
        7 июля 2018 20:44
        Да. Так часто получалось.

        «Двух станов не боец,
        Но только гость случайный» (с).
  2. +4
    7 июля 2018 07:07
    Только, Вячеслав Олегович, поправьте, пожалуйста число 11 580 кубометров. Цифра совсем несуразная. Особенно в сочетании с тремя стволами.
    1. +4
      7 июля 2018 07:23
      Цитата: Korsar4
      Только, Вячеслав Олегович, поправьте, пожалуйста число 11 580 кубометров. Цифра совсем несуразная. Особенно в сочетании с тремя стволами.

      Видимо это некая немецкая коррупционная схема. Или тайный план по строительству флота открытого моря?
      Если серьезно видимо просто немецкая фишка расчитывать не метрах, а сантиметрах. Тогда мы получаем 115,8 метров кубических. Опять-таки из трех стволов, даже пускай дуба?
      1. +5
        7 июля 2018 07:28
        Нет. Три хороших ствола дуба вполне соответствуют 11-12 кубометрам.
        1. +6
          7 июля 2018 08:43
          У меня нормальное число в статье проставлено: 11, 580 куб. м. А так, согласен, при длинне 10 метров и одном метре в сечении получаем 7, 85 куб.м. "грязного" объема каждого ствола.
          1. +1
            7 июля 2018 08:51
            Метр в диаметре - не так часто встречается. А вот при хорошем подгоне и 2-3 хорошие шестиметровки можно получить.
            1. +3
              7 июля 2018 09:15
              Опять же согласен. Я просто взял удобные для подсчета числа, но на фото, что-то около метра в диаметре и есть.
              1. +3
                7 июля 2018 10:21
                Да. Согласен. Наверняка, и деревья соответствующие подбирались. И с диаметром большим, и сбегом малым.

                По обрывкам данных пытаешься полную картину представить. Не все хорошо сочетается.
                Но и высказанное может неверно восприниматься.
            2. +3
              7 июля 2018 13:44
              Цитата: Korsar4
              Метр в диаметре - не так часто встречается.

              ну, дубы-то и по полтора метра в диаметре - не такая редкость! Лично видел, и не раз!
              1. +4
                7 июля 2018 15:44
                Не редкость, вопрос в том насколько это "деловая" древесина, особенно при такой технологии обработки.
                1. +5
                  7 июля 2018 16:26
                  Олег Вячеславович "цифери" исправил, гранд флит больше не строим!!!
                  1. +5
                    7 июля 2018 17:22
                    Вячеслав Олегович вторые сутки по Европе колесит, думаю это модератор, у меня так с самого начала число нормальное было.
                    1. +5
                      7 июля 2018 19:13
                      Видимо Вы правы!
                      Разница между нашими комментариями более часа....
                      Хотя меня как русского напрягает сверхпедантичная точность расчетов, вплоть сантиметров!
                      1. +4
                        7 июля 2018 19:56
                        Может этот датчанин от объёма гонорар получает? wassat Работал с ними как-то раз, кстати. На "сделке" пашут как проклятые
  3. +4
    7 июля 2018 07:38
    Интересно, спасибки
    Кстати можно было упомянуть что Рюген это легендарный остров Буян из Сказки о царе Салтане.
    1. +1
      15 июля 2018 13:02
      Тогда выходит что зря Пётр ломился в Европу через окно.Двери то никто и не закрывал
  4. +8
    7 июля 2018 09:34
    "И уж тем более нет врагов России среди зарубежных историков." - это если не считать тех, кто выводил превосходство арийской расы, отстаивал особенность погибших в WWII евреев по сравнению с другими народами, "выкапывал" моря, наконец. Не специалисту порой трудно распознать среди "историков", кто просто , у которого всех его источников - Велесова книга да интернет, а кто обладает реальным профильным образованием, но за грант животворящий напишет всё, что угодно.
  5. +7
    7 июля 2018 10:09
    В XVIII веке жил Иван Никитич Болтин — русский историк, гуманист, государственный деятель. Необходимым для историка качеством считал беспристрастность.
    У Вячеслава Олеговича, увы, с беспристрастностью не сложилось, что, конечно, на, скажем так, качестве публикаций сказывается отрицательно.
    Вот даже в статье про руян уделил время, чтобы попинать времена СССР и то, как в нем к историческим ценноствременао относились.
    Между тем уже в 1948 году в СССР вышло постановление правительства об охране памятников, создании сети реставрационных мастерских, хотя только война закончилась. Так что обьективным быть надо историку.
    1. +4
      7 июля 2018 11:13
      Цитата: Curious
      Между тем уже в 1948 году в СССР вышло постановление правительства об охране памятников, создании сети реставрационных мастерских, хотя только война закончилась. Так что обьективным быть надо историку.

      Отвечу за автора - всё просто, надо отличать то, что написано на бумаге с фактической деятельностью. И автор чётко расписал, что в реальности до объединения Германии с раскопками было не очень...

      А статья как обычно порадовала, очень интересно !
      1. +5
        7 июля 2018 15:12
        "Отвечу за автора - всё просто, надо отличать то, что написано на бумаге с фактической деятельностью. И автор чётко расписал, что в реальности до объединения Германии с раскопками было не очень..."
        Михаил, здравствуйте. Я там Вам штуцер на лося подобрал с доступной ценой. Только стрелчять надо очень хорошо, боеприпас на пределе по лосю.
        Теперь про раскопки и обьединение Германии. На Ваш совет я Вам дам встречный - изучите тему.
        Я ориентируюсь в вопросе. Вы не поверите, но мне посчастливилось даже встречаться с Иоахимом Херрманом, бывшим директором Центрального института старой истории и археологии Академии наук ГДР.
        Но я не буду занимать Ваше время описанием того, как мы обсуждали достоинства и недостатки киршвассера на берегу Вальхензее.
        Откройте 240 номер "Кратких сообщений института археологии". Там на странице 71 есть статья "Славянская археология в Германии после Второй мировой войны:научная направленность вчера и сегодня". Будет желание - ознакомтесь. Заодно рекомендую книгу Херрмана "Славяне и скандинавы".
        Найдете многое по теме сегодняшней статьи.
    2. -1
      18 октября 2018 10:47
      А что Вы хотите? Вячеслав Олегович выраженный прозападник, один фонд Сороса чего стоит, вот и пытается укусить историю нашей страны.
      1. 0
        18 октября 2018 12:20
        Причем тут Сорос?
  6. +2
    7 июля 2018 13:45
    На моей малой родине , в годы до Ивана Грозного, проходил путь из РУси в Сибирь. Кроме всего там со слов аборигенов , было много чего интересного связанного с народом " чудь" . НУ и была еще тема , о том что Колчак , с свое время , пытался с частью золотого запаса дойти до Архангельска к англичанам, что б закупиться .
    В советские годы, со слов властей местных ( тетка там работала), приезжали в те края какие то умные дядьки с приборами и бурами. Много снимали и копали и в конце концов , властям выдали индульгенцию о запрете каких либо земляных работ как раз в тех местах, о котоорых я говорю.
    Кстати тема про золото колчака вполне находит продолжение в нынешних событиях. По данным , раскопанным некоторыми любопытными, какое то золото все же там было и не факт что его белые увезли с собой . Аборигены тоже признают что их деды видели тяжелые ящики . Но пока никто ничего не ищет в натуре , пока все пытаются через документы и опросы населения )))
  7. +5
    7 июля 2018 16:28
    Про советские раскопки-это конечно смешно. Ещё А.С.Пушкин в своей сказке о царе Салтане (почему не султане?), писал про о. Буян, прообразом которого считается о. Рюген. А так, если исходить из сохранившейся топонимики, то Балтийское море в дохристианские времена вполне можно считать внутренним для славянского мира.
  8. +1
    20 июля 2018 23:26
    Спасибо автору! Интересная тема, вот только Вы её приоткрыли чуть-чуть, да всё с одного бока. А там ещё и музей есть и остатки крепости (большая часть в море обрушилась). Спасибо и немцам, они бережно собрали сохранили НАШЕ наследие! А тут материала можно ещё на 3 части опубликовать. Сидоров Георгий там был с экспедицией, тоже многое рассказал - показал (https://www.youtube.com/watch?v=NSw1wi2BWNk)
    Михаил Задорнов тоже был в Рюгине - фильм называется "Рюрик. Потерянная быль" (youtube.com/watch?v=oMjT8fNrO8E)
    Жаль что автор не "копнул глубже", до клада то и не добрался ))
    А русские ладьи что же, их и в Эстонии находят и обратно закапывают (из вредности конечно), зачем нам дикарям такие находки...
    А крепость Аркона - была не только цитаделью на море, которую все скандинавы боялись и уважали, она была ещё и культовым ведическим центром, имевшем такое же значение, как например, Ватикан в наши дни.
    Вот ещё старинная карта о.Рюген
  9. 0
    6 августа 2018 19:04
    Нашли на территории Германии славянский корабль 8 века. Понятно, что где то в 5-7 веках славянские племена где то с территории Чехии, Юга Польши и Южнее славянские племена вышли к побережью Балтийского моря, потеснив родственные племена Балтов. Но при чём здесь Русские? Это пусть великие украинцы восхищаются. На территории Великороссии тогда прекрасно жили мордовские племена и южнее балтские, которые и стали основой русского этноса. У нас своя история.
  10. 0
    19 сентября 2018 17:27
    Такие статьи обязательно нужно почаще опубликовывать. Чтобы знать реальную историю всех народов и цивилизаций .А то многое в истории напутано и не соответствует реальным фактам. И главное в этом замешаны сами историки. Как говорится: " У каждого историка своя история и своё мнение отличное от других историков"