Танки эпохи «блицкрига» (часть 1)

44
«Потапов. Танков КВ больших имеется 30 штук. Все они без снарядов к 152-миллиметровым орудиям. У меня имеются танки Т-26 и БТ, главным образом старых марок, в том числе и двухбашенные. Танков противника уничтожено примерно до сотни…
Жуков. 152-миллиметровые орудия КВ стреляют снарядами 09 – 30 гг., поэтому прикажите выдать немедля бетонобойные снаряды 09 – 30 гг. и пустить их в ход. Будете лупить танки противника вовсю».
(Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления.)


Сегодня на страницах «ВО» публикуются очень интересные материалы о танках ВОВ, причем с фотографиями не только снаружи, но и изнутри. Однако даже они не всегда способны дать представление о том, что было внутри самих танков. А ведь они это не только сталь, но и медь, никель, молибден и много чего еще. Ну и, конечно, за каждым танком стоит инженерный опыт, технологический уровень и еще многое другое. Вот и давайте посмотрим, каким образом требования военных и опыт Первой мировой войны, а также технологические и разные иные возможности европейских стран повлияли на разработку и создание танков эпохи «блицкрига», то есть самого начала Второй мировой войны.




Вот они, танки «эпохи блицкрига». Все вместе и все на одном дворе у одного человека Вячеслава Веревочкина, жившего в деревне Большой Оеш под Новосибирском. Увы, но люди на планете Земля смертны. Даже самые хорошие и талантливые.

Ну, а начать, конечно, следует с того, что в период Первой мировой войны только Англия, Франция и Германия строили и применяли танки в бою. Италия и США также начали их выпускать, но вот опробовать машины собственной конструкции в деле не успели. С 1921 года в число танкопроизводящих государств вошла Швеция, с 1925 года – Чехословакия, с 1927 года – Япония, с 1930 года – Польша и спустя 8 лет – Венгрия. Германия вновь приступила к выпуску танков в 1934 году. Таким образом, в 30-е годы танки производили 11 стран, включая СССР. Причем именно в СССР и в особенности в Германии, после прихода к власти Адольфа Гитлера, этот процесс шел быстрее всего. Гитлер понимал, что мирным путем на пересмотр решений Версальского договора ни Англия, ни Франция не согласятся. Поэтому в Германии была немедленно начата подготовка к новой войне. В самые сжатые сроки немцы создали довольно мощную военную промышленность, способную выпускать практически все виды вооружений для BBC/люфтваффе/, ВМС/кригсмарине/ и сухопутных сил вермахта. Реформирование армии проводилось одновременно по всем направлениям, так что далеко не во всем немцам удавалось добиться сразу качественных улучшений. Но если говорить о танках, то здесь почти все делалось одновременно – испытания, принятие на вооружение, устранение недостатков, разработка инструкций по применению, учения, организация ремонтных работ и так далее. То, на что у Англии и Франции ушло два десятилетия, причем без особого успеха, у Германии заняло всего 5 лет – именно за этот срок были созданы боеспособные танковые войска, использующие передовую тактику.


В 20-е годы интересные самоходные орудия разрабатывались фирмой «Павези» в Италии. Но до серийного их выпуска дело не дошло. Вот, например, был построен и испытывался вот такой «истребитель танков с 57-мм орудием.

Схожие темпы демонстрировал лишь только СССР, у которого для этого были свои очень веские причины. В конце 30-х годов стратегической доктриной Германии стала теория блицкрига — «молниеносной войны», по которой главная роль в войне отводилась танковым войскам и авиации, применяющимся в тесном взаимодействии друг с другом. Танковые части должны были рассечь армию противника на несколько изолированных частей, которые затем предполагалось уничтожить силами авиации, артиллерии и мотопехоты. Все важные центры управления вражеской стороны танки должны были захватить максимально быстро, не допуская возникновения серьезного сопротивления. Конечно, поскорее победить хочется каждому и на войне для этого все средства хороши. Однако в данном случае дело было всего лишь в том, что Германия просто не располагала силами и средствами для ведения продолжительных военных действий.


В 1928-1929 гг. этот германский «Гросстрактор» фирмы «Рейнметалл» тестировался в СССР на советско-германском объекте «Кама». Как вы видите, ничего особенно революционного он не представлял.

Состояние немецкой экономики позволяло обеспечить армию количеством вооружения, боеприпасов и снаряжения на срок не больше 6 месяцев. Так что стратегия блицкрига была не только привлекательной, но и опасной. Ведь достаточно было всего лишь не уложиться в этот срок, чтобы германская экономика начала бы просто разваливаться, а чем это обернулось бы для армии не трудно себе представить. Вот почему многие германские военные специалисты выступали против идеи «войны-молнии» и считали ее авантюрой. А Гитлера в свою очередь их сопротивление приводило в бешенство. Однако не все военные были противниками доктрины «блицкрига». Одним из тех, кто ее поддержал и всячески культивировал, был полковник Гейнц Гудериан, справедливо считающийся «отцом» германских панцерваффе – танковых войск гитлеровской Германии. Начинал он довольно-таки скромно: учился в России, набирался опыта в Швеции, принимал самое активное участие в подготовке немецких танкистов, одним словом – буквально из ничего строил танковые силы новой Германии. Заняв пост Верховного главнокомандующего германскими вооруженными силами, Гитлер именно Гудериана сделал командующим бронетанковыми войсками и присвоил ему звание генерала танковых войск. Теперь он получил новые возможности по претворению в жизнь своих замыслов, что даже сейчас было не просто, так как его идей не признавал даже его собственный шеф фон Браухич, начальник германских сухопутных войск и очень многие из его генералов. Однако за Гудерианом была поддержка со стороны Гитлера, не доверявшего старым командным кадрам, и именно это решило все дело. Однако ситуация с оснащением вермахта новыми танками все равно оставалась очень тяжелой. Известно, что даже после начала Второй мировой войны и нападения фашистской Германии на Польшу, ее промышленность с сентября 1939 и по апрель 1940 года могла выпускать всего лишь по 50-60 танков в месяц. И только с мая-июня 1940 года вышла на ежемесячный уровень в 100 машин.

Танки эпохи «блицкрига» (часть 1)

Каким образом лучший в мире танк мог попасть в такое бедственное положение? Эх, если бы нам все было бы известно… А то ведь многое из того, что есть у нас в архиве МО, закрыто для исследователей до 2045 года!

Вот почему приказ фюрера об оккупации Чехословакии и присоединении ее к рейху на правах протектората было встречено Гудерианом с большим одобрением. Благодаря этому в его распоряжении оказывалась вся ее танковыпускающая промышленность и все чешские танки, не слишком отличавшиеся по своим боевым качествам от тогдашних немецких. И все же даже после этого Германия продолжала выпускать значительно меньше танков, чем СССР, где по 200 танков в месяц заводы производили еще в 1932 году! Тем не менее на вооружение вермахта вскоре поступили танки P.z II, имевшие в башне 20-мм автоматическую пушку и спаренный с ней пулемет. Наличие такой пушки существенно повышало боевые возможности этого танка, однако Гудериан понимал, что для борьбы с советскими, французскими и польскими танками, имевших орудия калибра 37, 45 и 76-мм, такое вооружение было явно недостаточным. Поэтому он прилагал все силы для того, чтобы в кратчайшие сроки развернуть выпуск таких машин, как Pz.lll и Pz. IV. Первый имел орудие и пулемет с воздушным охлаждением. Второй, считавшийся танком поддержки, два пулемета и 75-мм короткоствольное орудие. Поэтому, несмотря на солидный калибр, пушка Pz. IV имела невысокую начальную скорость снаряда – 385 м/сек и в первую очередь предназначалась для поражения пехотных целей, а не танков противника.


БТ-7 работы «бронемастера Веревочкина». Такое вот было у этого замечательного человека хобби – делать «модели» танков в натуральную величину!

Выпуск этих машин разворачивается медленно и, например, в 1938 году не превышал всего лишь нескольких десятков единиц. Вот почему Гудериан с таким удовлетворением воспринял оккупацию Чехословакии: ведь чешские танки LT-35 и LT-38, получившие у немцев обозначения Pz.35/t/ и Pz.38/t/, были точно также вооружены орудиями калибра 37-мм, двумя пулеметами и имели такую же толщину брони. Немцы поставили на них свою радиостанцию и увеличили экипаж с трех до четырех человек, после чего эти машины стали почти по всем показателям соответствовать их собственным требованиям. «Почти» означало лишь то, что, к примеру, немцы считали необходимым даже на легких Pz.III иметь экипаж из пяти человек, причем у каждого из членов экипажа был собственный люк для эвакуации. В результате Pz.III основных модификаций имели три люка в башне и два эвакуационных люка-лаза по бортам корпуса между гусениц, a Pz.IV, у которых экипаж также состоял из 5 человек, соответственно два люка в крыше корпуса, над головами водителя и стрелка — радиста, и три в башне, как и у Pz.III. В это же время чешские танки имели всего лишь один люк в крыше корпуса и один на командирской башенке. Получалось, что четыре танкиста должны были покидать танк по очереди, что являлось серьезной проблемой в том случае, если он был подбит. Дело в том, что танкист, первым покидающий танк, мог быть ранен или даже убит непосредственно в тот момент, когда он выбирался из люка и в этом случае тому, кто шел за ним следом, приходилось приложить максимум усилий, чтобы спастись и все это лишние секунды в горящем танке, и что, разумеется, было смертельно опасно. Другим серьезным недостатком чешских танков (как, впрочем, и большинства танков того времени) было крепление броневых плит с помощью заклепок. При сильных ударах снарядов о броню головки заклепок нередко отрывались и по инерции летели внутрь танка, где становились причиной ранений и даже смерти членов экипажа, хотя сама броня танка оставалась целой. Правда, вначале немцы с этим мирились, так как по своему вооружению эти танки не уступали даже Pz.III, не говоря уже о Pz.I и Pz.II, а их 37-мм орудие обладало довольно высокими показателями по бронепробиваемости.


Т-34 похож ну просто очень. А за ним виден еще и «Фердинанд».


Т-34 у ворот мастерской, в которой и был сделан.

Зато, когда после встречи с советским Т-34 и КВ выяснилась их неэффективность, оказалось, что никакому перевооружению более мощными пушками они не подлежат. Резервов у них не было, поэтому-то впоследствии немцы использовали только лишь шасси Pz.38(t), а оставшиеся от этих танков башни пошли на вооружение ДОТов. Впрочем, для немцев любой танк в условиях полного обнищания своей страны, вызванного выплатой репараций по условиям Версальского мирного договора, представлял собой величайшую ценность. Уж больно много материалов, в том числе и весьма дефицитных, требовалось для того, чтобы изготовить даже такой, в общем-то, несложный танк, как Pz.III. Неудивительно поэтому, что производство танков для будущей войны в Германии росло довольно медленно, а само количество произведенных танков было относительно невелико. Так, Pz.I был выпущен в количестве 1493 машин/плюс 70 танков опытных модификаций. Pz.II в мае 1937 года насчитывалось всего 115, но уже к сентябрю 1939 года их стало 1200. Pz.III к сентябрю 1939 года насчитывалось всего 98 машин. После присоединения Чехословакии немцам досталось почти 300 единиц Pz.35(t), но всего лишь 20 Pz.38(t). Правда, в самой польской кампании участвовало уже 59 танков этого типа. Но все равно, совершенно очевидно, что накануне Второй мировой войны гитлеровская армия располагала всего лишь 3000 танков, из которых 300 были средними, а все остальные относились к легким машинам, включая и 1400 Pz.I с чисто пулеметным вооружением. Между тем, на секретных переговорах с английскими и французскими военными миссиями в августе 1939 года наша страна обещала выставить против Германии только в европейской части СССР 9-10 тысяч танков всех типов, включая легкие, средние и тяжелые танки с орудиями калибра 45-76,2-мм! Здесь, впрочем, следует уточнить, что это превосходство носило в основном количественный характер, а о каком-либо качественном превосходстве над германскими танками Pz. III и Pz. IV в данном случае речи не шло.


Что касается США, то там… армия старалась всеми силами превзойти танк частника Кристи, то есть создать точно такой же колесно-гусеничный танк с пулеметным (прежде всего с пулеметным!) вооружением, но только из этого ничего не получалось. Вернее, получались вот такие перлы, как на этом рисунке.


Кавалерийский колесно-гусеничный танк Т7.

Дело в том, что основная масса советских танков, имевших 45-мм орудия, вооружалась пушкой 20К образца 1932 г., которая представляла собой переделку германской 37-мм противотанковой пушки фирмы «Рейнметалл», принятой в СССР на вооружение в 1931 году и также состоявшей на вооружении в армии Германии под маркой 3,7-см РАК 35/36. Кстати, набор калибра 45-мм для нашего орудия не был случайным, а обосновывался двумя важными обстоятельствами. Во-первых, неудовлетворительным осколочным действием 37-мм снаряда, а во-вторых – наличием на складах большого количества бронебойных снарядов от 47-мм морских пушек Гочкиса, стоявших на кораблях российского флота еще в начале ХХ века. С этой целью на них стачивали старые ведущие пояски и калибр снаряда становился 45-мм. Таким образом, и наши танковые, и противотанковые 45-мм пушки предвоенного периода получали два вида снарядов: легкий бронебойный весом 1,41 кг и 2,15 кг осколочный.


А эта «тридцатьчетверка» с шестигранной башней образца 1943 года еще и на ходу!

Интересно, что к этой же пушке создавался бронебойно-химический снаряд весом 1,43 кг, содержавшего 16 г отравляющего вещества. Такой снаряд должен был разрываться за броней и выделять отравляющий газ для уничтожения экипажа, причем внутренние повреждения в самом танке от него должны были быть минимальными, следовательно, такой танк было бы легче ввести в строй. Табличные данные по бронепробиваемости 45-мм пушек для того времени были вполне достаточными, однако все дело портило то, что головная часть снарядов от пушек Гочкиса была недальнобойной формы, а качество их изготовления – неудовлетворительным.


Немецкие танкисты фотографируются на фоне КВ-2. Для них размеры этого танка были просто запредельными. Интересно, что они тогда думали по поводу «этих отсталых русских», сумевших создать такой танк? И не один!!!

В этом отношении наша отечественная «сорокопятка» проигрывала немецким 37-мм танковым и противотанковым орудиям и не представляла реальной опасности для танков Pz. III/IV с их 30-мм лобовой броней на дистанции более 400 м! Между тем, бронебойный снаряд 37-мм пушки чешского танка Pz.35(t) под углом в 60 градусов на расстоянии 500 м пробивал 31 мм броню, а пушки танка Pz.38(t) – 35 мм. Особенно эффективным оружием германской танковой пушки KWK L/46,5 был подкалиберный снаряд PzGR.40 обр.1940 г., начальная скорость которого составляла 1020 м/сек, что на расстоянии 500 м позволяло ему пробивать броневой лист толщиной 34 мм.


БА-6 и чешский Pz.38(t) работы В.Веревочкина. Вот так они смотрятся в одном масштабе!

Для поражения большинства танков СССР этого было вполне достаточно, но Гейнц Гудериан настаивал на вооружении танков Pz.III еще более мощным 50-мм длинноствольным орудием, что должно было обеспечить им полное превосходство над любыми машинами вероятных противников вплоть до расстояния в 2000 м. Однако даже ему не удалось переубедить в этом Управление вооружений сухопутных войск Германии, где, ссылаясь на принятые стандарты пехотных противотанковых орудий, продолжали настаивать на сохранении 37-мм единого калибра, облегчавшего производство снабжение войск боеприпасами. Что же касается Pz.IV, то его 75-мм орудие KWK 37 с длиной ствола всего в 24 калибра пусть и отличалось хорошими снарядами – осколочно-фугасная граната и тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником, однако бронепробиваемость последнего составляла всего 41 мм на расстоянии в 460 м при угле встречи с броней 30 градусов.


В.Веревочкин (слева) и его внук (справа), а в центре режиссер Карен Шахназаров.

Продолжение следует…
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    9 июля 2018 15:23
    Начинал он довольно-таки скромно: учился в России,
    - это МИФ. Генц Гудериан, был в России не как ученик. а как ИНСПЕКТОР.
    1. MPN
      +5
      9 июля 2018 17:18
      пушка Pz. IV имела невысокую начальную скорость снаряда – 385 м/сек и в первую очередь предназначалась для поражения пехотных целей, а не танков противника.
      Как бы не совсем верно ибо к тому времени для нее был создан 75мм кумулятивный снаряд обр. 1938г. (7,5 cm Igr.38) применявшийся исключительно против бронетехники.
  2. +13
    9 июля 2018 15:30
    Шикарные, "модели", сужу как моделист, правда я собирал танки в 1:35 и авиацию 1:48, но такие модели, слов нет...
    1. +4
      9 июля 2018 15:46
      Цитата: Fitter65
      Шикарные, "модели"

      Ну это всё же не модели, а копии, отдалённо напоминающие оригиналы.
      1. +1
        9 июля 2018 17:00
        Цитата: фигвам
        Ну это всё же не модели, а копии, отдалённо напоминающие оригиналы.

        Согласен с вами, хотя автор презентовал их как
        Такое вот было у этого замечательного человека хобби – делать «модели» танков в натуральную величину!

        Кстате траки на Т-34 от трактора ДТ-75
        1. +10
          10 июля 2018 05:34
          Верёвочкин служил зампотехом в танковой бригаде, да и дом вот этот стоит рядом с заброшенным полигоном МО, на котором каждый год собираются реконструкторы в рамках фестиваля "Сибирский огонь".
          И да, ходовая часть всех машин на базе тракторов - благо этого добра по окрестностям немеряно...
          Фото старые (ещё нет асфальтовой дороги) и, увы, многие машины уж ушли проданными.
          А Верёвочкин - человечище. Не один десяток местных пацанов у него работал и учился любить свою историю. Мало таких людей, а скоро совсем не будет.
      2. +2
        9 июля 2018 21:39
        Ну это всё же не модели, а копии, отдалённо напоминающие оригиналы.

        Ну почему же? Очень качественная реплика. В полне по мосфильмовским стандартам. Вот для примера: реплика БА-20 на базе ГАЗ-69. smile
        http://www.imfdb.org/wiki/File:BitvaZaMoskvu-BA20
        .jpg
        1. +1
          10 июля 2018 14:43
          Цитата: VictorZhivilov
          В полне по мосфильмовским стандартам.

          Шахназаров не взял его танк для съёмок своего фильма "Белый тигр", вот вам и стандарты.
    2. 0
      16 августа 2018 01:57
      Цитата: Fitter65
      Шикарные, "модели", сужу как моделист, правда я собирал танки в 1:35 и авиацию 1:48
      Зрение слабое, наверное. Приходится покрупнее делать.
      У меня тоже хотелка есть - 1:4 танк сделать, но оборудования и времени нет...
  3. +5
    9 июля 2018 15:36
    Вот они, танки «эпохи блицкрига». Все вместе и все на одном дворе у одного человека Вячеслава Веревочкина, жившего в деревне Большой Оеш под Новосибирском. Увы, но люди на планете Земля смертны. Даже самые хорошие и талантливые.
    Круто,хоть мой внук ничего не любит кроме компьютера и футбола и то смотрел с интересом и дал самую высокую оценку этим творениям"КРУТО"- высшая оценка в его словаре. Моя будет примерго на этом же уровне. Талантливый человек это содавал и великолепный мастер.
  4. +5
    9 июля 2018 15:41
    Каким образом лучший в мире танк мог попасть в такое бедственное положение? Эх, если бы нам все было бы известно…

    Однозначно, слабая обученность личного состава, плюс к этому конструктивно-технические недостатки в трансмиссии( вспомните как описывали танкисты первых Т-34, о том как переключались передачи), Плюс отсутствие прикрытия с воздуха....
    1. +1
      9 июля 2018 15:56
      Все это можно сказать и сейчас, неужели на те же грабли????
      1. +2
        9 июля 2018 16:20
        да, странно, следов гусениц по обе стороны не видно. Если бы не это, можно предположить, что машина с хорошего хода влетела в довольно слабый грунт, получила клин с обеих сторон, а дальше ни повернуться, ни сдать вперёд-назад не смогла (ну, или сломалась)
        1. +3
          9 июля 2018 17:09
          Цитата: prodi
          да, странно, следов гусениц по обе стороны не видно. Если бы не это, можно предположить, что машина с хорошего хода влетела в довольно слабый грунт, получила клин с обеих сторон, а дальше ни повернуться, ни сдать вперёд-назад не смогла (ну, или сломалась)

          У автора идеи фильма "На войне,как на войне",В.А.Курочкина, есть очень не плохой автобиографическая повесть, или роман, правда так и не оконченный к сожалению. Так вот оказывается Виктор Александрович до войны был танкистом, остался на сверхсрочную, а тут война, а они Т-34 и КВ что у них в секретных боксах стояли только на плакатах видели и как ими управлять и прочее только в теории знали. Я его книгу крайний раз в середине 80-х читал. потом она у меня пропала, там и рассказ про Малешкина, в котором молодой офицер погиб после знаменитого боя от шального осколка.Очень хорошая книга...
    2. 0
      10 июля 2018 14:09
      Цитата: Fitter65
      Однозначно, слабая обученность личного состава, плюс к этому конструктивно-технические недостатки в трансмиссии( вспомните как описывали танкисты первых Т-34, о том как переключались передачи),

      Все еще проще. Изношенный двигатель. С таким даже через мелкие канавы приходилось перебираться задним ходом, да и то не всегда удачно. Впридачу обычно шел огненный выхлоп до самой земли, свидетельствующий о крайнем износе двигателя. Что касается трансмиссии, то танк все же прошел военную приемку и при аккуратном обращении она оказывалась вполне надежной. По крайней мере, немцы справлялись. Тогда как дизели поначалу имели очень маленький ресурс, который в военное время усугубился некачественным и несвоевременным техобслуживанием.
  5. +4
    9 июля 2018 16:27
    «Почти» означало лишь то, что, к примеру, немцы считали необходимым даже на легких Pz.III иметь экипаж из пяти человек, причем у каждого из членов экипажа был собственный люк для эвакуации. В результате Pz.III основных модификаций имели три люка в башне и два эвакуационных люка-лаза по бортам корпуса между гусениц,


    Pz.III Ausf.D. Польша, сентябрь 1939 года. Теоретически механик-водитель и стрелок-радист могли пользоваться для посадки в танк люками доступа к агрегатам трансмиссии. Однако совершенно очевидно, что в боевой обстановке сделать это было практически невозможно.

    Стрелок и водитель не имели своих ПЕРСОНАЛЬНЫХ люков для посадки в Pz.III!
    По обе стороны корпуса над вторым и третьим опорными катками в танках модификаций Е — L имелись эвакуационные люки.

    Значит танки моделей М и N таких лючков в корпусе уже не имели! Естественно эти модели были созданы в 1943 году после получения определённого опыта прошедших боёв Второй Мировой!
  6. +2
    9 июля 2018 16:36
    Цитата: prodi
    можно предположить, что машина с хорошего хода влетела в довольно слабый грунт, получила клин с обеих сторон, а дальше ни повернуться, ни сдать вперёд-назад не смогла

    А что, в те времена танки ходили в одиночку? И никто не помог сдернуть?
    Да и 2-я машина на заднем фоне, говорит о том, что скорее всего машины были брошены из за отсутствия топлива. Ну или сломаны, правда удивляет почему сразу 2 машины...
    1. +2
      9 июля 2018 16:58
      Цитата: LeeDer
      Да и 2-я машина на заднем фоне, говорит о том, что скорее всего машины были брошены из за отсутствия топлива. Ну или сломаны, правда удивляет почему сразу 2 машины...

      Обратите внимание на заднем плане ещё один Т-34, всего на фото их 3. Скорей всего танки попали в засаду, подорвавшись на минах, у одного чётко виден ленивец без гусеницы.
      1. Комментарий был удален.
    2. 0
      9 июля 2018 17:00
      В то время для буксировки применяли в основном ЦЕПИ, а не тросы! Цепи себя не оправдали! Рвались! Да сами танки при буксировке собратьев ломались! А средств эвакуации не было совсем!
      1. +2
        9 июля 2018 17:04
        Цитата: hohol95
        В то время для буксировки применяли в основном ЦЕПИ

        На Т-34 были тросы.
        1. 0
          9 июля 2018 17:07
          Да! Цепи были у танков БТ и Т-26!
    3. 0
      9 июля 2018 17:04
      Да и 2-я машина на заднем фоне, говорит о том, что скорее всего машины были брошены из за отсутствия топлива. Ну или сломаны, правда удивляет почему сразу 2 машины...


      Сразу ТРИ танка Т-34 загнали толи в болото, толи на заливной луг, где они естественно застряли! 1941 год - снимали немцы!
      1. 0
        9 июля 2018 20:14

        Та же самая техника + Т-26.
        1. +1
          9 июля 2018 20:19

          Вот он - Т-26
  7. +4
    9 июля 2018 16:41
    ...а во-вторых – наличием на складах большого количества бронебойных снарядов от 47-мм морских пушек Гочкиса, стоявших на кораблях российского флота еще в начале ХХ века. С этой целью на них стачивали старые ведущие пояски и калибр снаряда становился 45-мм.

    Возникает закономерный вопрос - КОГДА начались работы по переточке 47-мм снарядов? До войны или во время войны?
    Читаем у М. Н. Свирина -
    Самоходки Сталина. История советской САУ 1919 – 1945
    Вопрос перевооружения бывших "химических" танков в ходе их ремонта оказался не таким простым, как то может показаться на первый взгляд. Конечно, установка в башнях ХТ-130 45-мм танковых пушек обр. 1932 г. не вызвала бы особых проблем. Пушки имелись, в частности, на "Большевике", но в тот момент Ленинградский фронт испытывал острый дефицит 45-мм осколочных гранат и взрывателей к ним. Запасенного количества с трудом хватало на две-три недели боев для вооружения всего арсенала 45-мм батальонных орудий, а также уже имеющихся танков Т-26 и БТ. Распоряжением начальника Управления Артснабжения (УАС) Ленфронта начались работы по изучению вопроса переточки старых морских гранат калибра 47 мм для применения их в составе 45-мм выстрела, а также организации выпуска на заводе им. Лепсе 45-мм гранат из ковкого и серого чугуна. Правда, с бронебойными снарядами положение было немного лучше, но чего стоит танк, не имеющий осколочных боеприпасов, и где были гарантии, что изыскания в направлении собственного выпуска суррогатных осколочных боеприпасов увенчаются успехом?

    По приведённому тексту получается, что переточке подвергались ОСКОЛОЧНЫЕ ГРАНАТЫ 47-мм орудий! И этим озаботились с июля 1941 года!
    А ВикиВики глаголит -
    47-мм скорострельная пушка Гочкиса — нарезная казнозарядная скорострельная корабельная пушка, разработанная французской фирмой Hotchkiss et Cie в 1885 году. Оригинальное название — «Canon Hotchkiss à tir rapide de 47 mm».
    Орудие комплектовалось русскими и французскими чугунными и стальными гранатами (1,5 кг, вес ВВ около 0,02 кг).
    В 1914—1918 годах для зенитной стрельбы 47-мм гранаты снабжались дистанционными 8-секундными трубками и «дымным следом». Первоначально использовался заряд бурого пороха весом 0,75 кг, а затем — бездымного весом 0,316-0,35 кг. Согласно таблицам стрельбы 1895 года, граната весом 1,5 кг имела начальную скорость 701 м/с и дальность 4575 метров при угле возвышения +10,4°.

    Только ГРАНАТЫ и никаких БРОНЕБОЙНЫХ СНАРЯДОВ!!!
  8. +2
    9 июля 2018 16:50
    "В конце 30-х годов стратегической доктриной Германии стала теория блицкрига — «молниеносной войны», по которой главная роль в войне отводилась танковым войскам и авиации, применяющимся в тесном взаимодействии друг с другом. "
    Это в СССР во второй половине 30-х годов окончательно сформировалась "Теория глубокой операции ".
    В Германи же стандартизированная оперативная доктрина, а также теория о будущих методах боя, была полностью сформулирована к 1926 году благодаря командующему сухопутными войсками Рейхсвера Хансу фон Секту. Дальше она только совершенствовалась.
  9. 0
    9 июля 2018 16:53
    После присоединения Чехословакии немцам досталось почти 300 единиц Pz.35(t), но всего лишь 20 Pz.38(t).

    Производству LT-38 для чехословатской армии мешали экспортные поставки, отвлекавшие фирму ЧКД от выполнения заказа для чехословацкой армии. Речь здесь идёт об изготовлении партий танков для Перу, Швейцарии и Литвы. В результате к 15 марта 1939 года – началу оккупации Чехии и Моравии немецкими войсками было выпущено только три танка LT vz.38 для чехословацкой армии из заказанных 150 штук!
  10. +4
    9 июля 2018 17:07
    "...полковник Гейнц Гудериан, справедливо считающийся «отцом» германских панцерваффе – танковых войск гитлеровской Германии."
    Столь высокая оценка вклада Гудериана в создание германских бронетанковых войск началась с выхода в 1950 - м его автобиографии Erinnerungen eines Soldaten, в которой Гудериан значительное внимание уделяет самовосхвалению.
    Все те, кто внес очень значительный вклад в развитие германских бронетанковых войск в 20-х и 30-х годах, такие как Пирнер, Хейгль, фон Эймансбергер, фон Фоллард-Боккельбергер, не говоря уже о Людвиге Риттере фон Эймансбергере, в мемуарах Гудериана упоминаются вскользь.
    Гудериановскую версию появления и развития германских бронетанковых войск интереснее всего сравнить с "Историей германских танковых войск. От 1916 до 1945 года" генерала Вальтера Неринга (Die Geschichte der deutschen Pan-Zerwaffe 1916 bis 1945)
  11. +2
    9 июля 2018 17:08
    Цитата: фигвам
    Цитата: Fitter65
    Шикарные, "модели"

    Ну это всё же не модели, а копии, отдалённо напоминающие оригиналы.

    А Веровочкин или не сможет делать копии: нужны средства и технические возможности
  12. 0
    9 июля 2018 17:08
    Цитата: фигвам
    Цитата: LeeDer
    Да и 2-я машина на заднем фоне, говорит о том, что скорее всего машины были брошены из за отсутствия топлива. Ну или сломаны, правда удивляет почему сразу 2 машины...

    Обратите внимание на заднем плане ещё один Т-34, всего на фото их 3. Скорей всего танки попали в засаду, подорвавшись на минах, у одного чётко виден ленивец без гусеницы.

    Поискал по фото, это танки подбитые летом 41 в Ромвенской обл...
    http://waralbum.ru/230362/
  13. 0
    9 июля 2018 17:14
    Цитата: LeeDer
    Цитата: prodi
    можно предположить, что машина с хорошего хода влетела в довольно слабый грунт, получила клин с обеих сторон, а дальше ни повернуться, ни сдать вперёд-назад не смогла

    А что, в те времена танки ходили в одиночку? И никто не помог сдернуть?
    Да и 2-я машина на заднем фоне, говорит о том, что скорее всего машины были брошены из за отсутствия топлива. Ну или сломаны, правда удивляет почему сразу 2 машины...

    Даже не удивляет,, сейчас слёту не помню где но это легко найти, в истории создания танка Т-34 есть рассказ о том как завод завалили рекламациями по качеству КПП, где говорилось о том что зубья шестерён просто рассыпались после нескольких километров марша...
    1. 0
      9 июля 2018 18:14
      Цитата: Fitter65
      где говорилось о том что зубья шестерён просто рассыпались после нескольких километров марша..

      Такой факт был, но это из-за того что была перепутана марка металла из которой точили шестерни.
  14. 0
    9 июля 2018 17:48
    В этом отношении наша отечественная «сорокопятка» проигрывала немецким 37-мм танковым и противотанковым орудиям и не представляла реальной опасности для танков Pz. III/IV с их 30-мм лобовой броней на дистанции более 400 м! Между тем, бронебойный снаряд 37-мм пушки чешского танка Pz.35(t) под углом в 60 градусов на расстоянии 500 м пробивал 31 мм броню, а пушки танка Pz.38(t) – 35 мм. Особенно эффективным оружием германской танковой пушки KWK L/46,5 был подкалиберный снаряд PzGR.40 обр.1940 г., начальная скорость которого составляла 1020 м/сек, что на расстоянии 500 м позволяло ему пробивать броневой лист толщиной 34 мм.
    глупости
    бронебойно-химический
    Бронепробиваемость , мм
    Бронебойным снарядом БР-240

    Начальная скорость снаряда 750-770 м/с. Масса снаряда 1,43 кг.
    угол встречи 90° от касательной плоскости к броне (по нормали)
    на дистанции 100 м: 82 мм
    угол встречи 60° от касательной плоскости к броне
    на дистанции 500 м: 40 мм
    на дистанции 1000 м: 28 мм
    Подкалиберным снарядом БР-240П

    Начальная скорость снаряда 1070 м/с. Масса снаряда 0,85 кг.
    угол встречи 90° от касательной плоскости к броне (по нормали)
    на дистанции 350 м: 82 мм
    на дистанции 500 м: 62 мм
  15. 0
    9 июля 2018 17:50
    Цитата: Даниэль
    В этом отношении наша отечественная «сорокопятка» проигрывала немецким 37-мм танковым и противотанковым орудиям и не представляла реальной опасности для танков Pz. III/IV с их 30-мм лобовой броней на дистанции более 400 м! Между тем, бронебойный снаряд 37-мм пушки чешского танка Pz.35(t) под углом в 60 градусов на расстоянии 500 м пробивал 31 мм броню, а пушки танка Pz.38(t) – 35 мм. Особенно эффективным оружием германской танковой пушки KWK L/46,5 был подкалиберный снаряд PzGR.40 обр.1940 г., начальная скорость которого составляла 1020 м/сек, что на расстоянии 500 м позволяло ему пробивать броневой лист толщиной 34 мм.
    глупости
    бронебойно-химический
    Бронепробиваемость , мм
    Бронебойным снарядом БР-240

    Начальная скорость снаряда 750-770 м/с. Масса снаряда 1,43 кг.
    угол встречи 90° от касательной плоскости к броне (по нормали)
    на дистанции 100 м: 82 мм
    угол встречи 60° от касательной плоскости к броне
    на дистанции 500 м: 40 мм
    на дистанции 1000 м: 28 мм
    Подкалиберным снарядом БР-240П

    Начальная скорость снаряда 1070 м/с. Масса снаряда 0,85 кг.
    угол встречи 90° от касательной плоскости к броне (по нормали)
    на дистанции 350 м: 82 мм
    на дистанции 500 м: 62 мм

    45 мм пушка смотрелась предпочтительней чем 37 мм немецкая да и фугасный 45 мм снаряд посерьёзней будет
    1. 0
      11 июля 2018 08:27
      Цитата: Даниэль
      45 мм пушка смотрелась предпочтительней чем 37 мм немецкая да и фугасный 45 мм снаряд посерьёзней будет

      Очевидно Вы не слышали про проблемы с качеством снарядов для 45-ток. В реальных условиях даже 30-мм броня немецких "прямоугольных" танков была непробиваема для наших пушек.
  16. 0
    9 июля 2018 17:50
    И все же даже после этого Германия продолжала выпускать значительно меньше танков, чем СССР, где по 200 танков в месяц заводы производили еще в 1932 году!

    В 1932? 200 в месяц -- это 2400 в год? Это темпы характерны скорее для СССР 70-х. Там производили чуть больше 3000 танков в год.

    Вообще "200 танков в месяц в 1932 году" -- это очень плохой юмор. Известно же, что 31 и 32 года были годами освоения промышленностью танков Т-26 и БТ-2. Проблемы с серийным выпуском машин были колоссальные. Кооперация предприятий только складывалась, не хватало то пушек, то дисков катков. Для БТ не было моторов, пришлось покупать списанные американские "Либерти" и ставить списанные же из авиации М-5. Процент брака в производстве исчислялся десятками процентов, военную приёмку проходило ещё меньше танков. В 1932 было изготовлено 396 танков, в 1933 — 224 из которых 350 ед. не имели пушек.

    Т-26 в этом же году было принято военными только 950 штук.

    Предшественник Т-26 -- танк Т-18, за все годы выпуска с 1928 по 1931 было выпущено всего 959 штук, то есть максимум по 40 штук в месяц.

    То есть если сложить принятые в 1932 году военными танки Т-26 и БТ-2, то получится 1446 штук. Даже если забыть, что не менее 200 БТ-2 были произведены по "беспушечной" технологии, 200 машин в месяц не получается никак.

    Возможно, автор приплюсовал туда и танкетки?
    1. +1
      9 июля 2018 18:33
      Цитата: abc_alex
      В 1932? 200 в месяц -- это 2400 в год?

      Ежегодный выпуск танков с 740 в 1930-1931 годах достиг в 1938 году 2271.
      С января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила более семи тысяч танков, в 1941 году промышленность могла дать около 5,5 тысячи танков всех типов. К началу войны на вооружении было около 26 тыс.танков всех типов и категорий.
      1. +2
        9 июля 2018 20:12
        Но ведь не в 1932! В 1938, когда на потоке производится Т-26 чуть не по тысяче в год -- да. Но не в 1932! В этом году танкопром только начал складываться как отрасль. А автор пишет так, будто в СССР танки штамповали как плакаты к Первомай.
  17. +1
    9 июля 2018 19:46
    гитлеровская армия располагала всего лишь 3000 танков, из которых 300 были средними, а все остальные относились к легким машинам, включая и 1400 Pz.I с чисто пулеметным вооружением.

    «На 1 июня 1941 года в Германии количество всех танков и штурмовых орудий, принятых от заводов и переданных в войска действующей армии и армии резерва, а также в ведении управлений артиллерийского и технического снабжений составляло 5639 единиц. Из них танков T-I – 877, 35 (t) -187, T-II – 1072, огнеметных – 85, 38(t) – 754, T-III – 1440, T-IV – 517. Командирских – 330. Всего танков – 5362. Штурмовых орудий – 377. В действующей армии на Востоке на 22 июня 1941 года было всего танков (без огнеметных) 3332.» (Б. Мюллер-Гиллебранд. Справочник «Сухопутная армия Германии. 1933–1945»).

    На 1 июня 1941 года в Красной Армии числилось более 25 000 танков. Исправными было 18 844 единицы. В июне 1941 года было произведено еще 305 танков.
  18. 0
    9 июля 2018 23:14
    Очень хорошие модели!!!! Люди обсуждают качество, траков от ДТ - 75, и т.д.и.т.п. Он просто красавчик!!! Можно подумать, дом похож на завод).
  19. +2
    10 июля 2018 09:02
    Состояние немецкой экономики позволяло обеспечить армию количеством вооружения, боеприпасов и снаряжения на срок не больше 6 месяцев. Так что стратегия блицкрига была не только привлекательной, но и опасной. Ведь достаточно было всего лишь не уложиться в этот срок, чтобы германская экономика начала бы просто разваливаться,
    Известно, что даже после начала Второй мировой войны и нападения фашистской Германии на Польшу, ее промышленность с сентября 1939 и по апрель 1940 года могла выпускать всего лишь по 50-60 танков в месяц. И только с мая-июня 1940 года вышла на ежемесячный уровень в 100 машин

    Позволю себе не согласиться с автором. Если Германия выпускала по 100 машин в месяц и имела запас вооружения и боеприпасов на 6 мес. это вовсе не свидетельствует о бедственном состоянии её экономики. С экономикой как раз ве было прекрасно. Просто все страны имели перед собой опыт предыдущей войны и сделали свои выводы. Причем у каждого вывод был именно свой личный. Так СССР сделал вывод о необходимости иметь большие запасы на случай войны - и сделал их. Танков наклепали на два года вперед. А Германия была задушена скорее экономически и при планировании войны старались именно экономическую составляющую свести к минимуму. Отсюда и теория блицкрига. Напомню, что 1944 году когда Германия осталась и без союзников и без поставок и её заводы постоянно утюжили с воздуха ссмогла выпустить максимальное количество бронетехники - и это были вовсе не плюгавые пз1-пз3, а вполне себе тигры, пантеры, самоходки и пр.пр.пр.
    1. +1
      10 июля 2018 17:58
      К тому же крайне сомнительно выглядит сама по себе цифра про 6 месяцев. Откуда её взял автор -- не сказано. Мне на ум приходит только одно: известно, что стратегический запас алюминия в Германии позволял полностью загрузить немецкий авиапром без притока металла извне именно на 6 месяцев. По всем прочим позициям стратегические запасы рассчитывались как минимум на год, а то и на два. Немцы учли опыт 1МВ.
      Опять же, что именно ограничивало немецкую промышленность в производстве вооружений и боеприпасов, автор не говорит. Чего не хватило бы? Электричества? Каких-то ресурсов? Рабочих рук?
      По-моему, немецкая промышленность вполне справлялась в течение как минимум 1941-1943 годов со снабжением армии всем необходимым. Более того, развивала существующие и создавала новые образцы.
  20. +1
    11 июля 2018 07:19
    Опять калибр лезет с полупереводной обзорной статьей откуда-то из забугорья. Вываливает горку давным давно развенчаных мифов и сдабривает собственными дилетантскими рассуждениями. Статью в топку...
  21. +2
    12 июля 2018 16:50
    Одним из тех, кто ее поддержал и всячески культивировал, был полковник Гейнц Гудериан, справедливо считающийся «отцом» германских панцерваффе – танковых войск гитлеровской Германии. Начинал он довольно-таки скромно: учился в России, набирался опыта в Швеции, принимал самое активное участие в подготовке немецких танкистов,

    Уважаемый автор, не повторяйте непонятных сплетен - Гудериан никогда не учился в СССР и не набирался опыта в Швеции.
    Лейтенанта он получил в январе 1908 г. С1913 г. учился в ВА в Берлине.
  22. 0
    28 сентября 2018 18:28
    молодец мужик!!! таких мало