Кто взорвал "Императрицу Марию"

В начале ХХ века Россия имела существенное превосходство над флотом Османской империи в Черном море. Однако ситуация стала меняться после того, как в 1910 г. Турция стала модернизировать свой флот, закупив два линейных корабля и четыре новейших эскадренных миноносца в Германии и четыре эскадренных миноносца во Франции. Увеличение численности боевых кораблей османского флота было воспринято Россией соответствующим образом. 23 сентября 1910 года в Совете Министров был представлен доклад о необходимости принятия немедленных мер по укреплению Черноморского флота. Председатель правительства Петр Столыпин идею о модернизации ЧФ поддержал.

Дальнейшие события развивались очень быстро. В марте 1911 г. Государственная Дума Российской империи приняла законопроект о поддержке Черноморского флота, а в мае 1911 г. законопроект был подписан императором Николаем II. Из государственной казны на укрепление Черноморского флота выделялись колоссальные по тем временам средства - 150,8 миллионов рублей. 30 июля 1910 года морской министр вице-адмирал Степан Воеводский утвердил техническое задание на проектирование трех дредноутов, которые должны были быть построены и направлены на Черное море. 11 июня 1911 года на николаевском судостроительном заводе «Руссуд» были заложены три линейных корабля – «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая». Названный в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны – супруги покойного императора Александра III, корабль «Императрица Мария» был главным среди трех дредноутов, поступивших на вооружение российского флота. Кстати, данный тип линейных кораблей получил название в честь этого линкора.




6 октября 1913 года линкор «Императрица Мария» был спущен на воду, однако его достройка несколько затянулась. В 1914 году началась Первая мировая война, но лишь к началу 1915 года линейный корабль был достроен окончательно. Ввод в строй «Императрицы Марии» коренным образом изменил баланс сил на Черном море. К тому времени, когда корабль был достроен, Российская империя уже находилась в состоянии войны с Османской империей. Появление нового мощного линейного корабля способствовало серьезному укреплению российских позиций. Корабль стал принимать участие в боевых операциях, прикрывая действия 2-й бригады линейных кораблей, которые осенью 1915 года обстреливали болгарские порты. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года линкор принимал участие в знаменитой Трапезундской десантной операции.

Летом 1916 года «Императрица Мария» стала флагманским кораблем Черноморского флота Российской империи. Такое решение принял недавно назначенный новый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Колчак. Кадровый офицер русского флота, Александр Колчак ко времени назначения командующим ЧФ имел внушительный опыт службы. Еще в 1894 г. он был выпущен мичманом из Морского кадетского корпуса, служил на различных кораблях, параллельно увлекшись океанографией и достаточно быстро превратившись в видного ученого-океанографа, а затем и полярного исследователя. Флотская карьера Колчака, которому пришлось более десяти лет прослужить в звании лейтенанта, пошла в гору в 1911-1912 гг. Он руководил 1-й оперативной частью Морского генерального штаба, которая отвечала за планирование операций на Балтийском море, затем был назначен и.о. начальника оперативного отдела штаба командующего морскими силами Балтийского флота, а позже – флаг-капитаном Балтийского флота по оперативной части. В сентябре 1915 г. капитан 1 ранга Колчак принял Минную дивизию Балтийского флота, а в апреле 1916 г. был произведен в контр-адмиралы. 28 июня 1916 года он получил звание вице-адмирала и был назначен командующим Черноморским флотом.

По воспоминаниям современников, служивших в российском императорском флоте, Колчак был одним из лучших морских офицеров своего времени. Корабль «Императрица Мария» вполне соответствовал по статусу такому командующему, однако именно с флагманским линкором была связана одна из самых масштабных потерь и неудач Черноморского флота во время командования Колчака.

7 (20) октября 1916 года стоявший в Северной бухте Севастополя линейный корабль «Императрица Мария» взлетел на воздух. Сохранились свидетельства очевидцев тех страшных событий. Примерно в 6 часов 20 минут утра матросы, находившиеся в каземата № 4, обратили внимание на сильное шипение, которое шло из носовой башни главного калибра. Затем из люков и вентиляторов повалили клубы дыма и стало вырываться пламя. Матросы немедленно доложили о пожаре вахтенному начальнику и бросились заливать водой подбашенное отделение, откуда и валил дым, но было уже поздно. Раздался невероятной силы взрыв, который сразу же смел и погубил всех матросов, находившихся в умывальнике корабля. Еще один взрыв вырвал стальную мачту линкора и подбросил броневую рубку, а затем и носовую кочегарку. Стали взрываться погреба, где находились 130-миллиметровые снаряды. Взрыв дежурной кочегарки оставил корабль без паров, а они требовались для запуска пожарных помп. Поэтому старший инженер-механик корабля приказал подчиненным поднять пары в седьмой кочегарке, куда бросился мичман Игнатьев с несколькими нижними чинами.

Кто взорвал "Императрицу Марию"


Тем временем, последовало новое распоряжение – затопить погреба второй башни и погреба 130-мм орудий. На батарейной палубе, где погибло много моряков, все сильнее разгоралось пламя, в любой момент могли взорваться погреба боеприпасов. Трюмный механик старший лейтенант Пахомов с подчиненными побежали на батарейную палубу, заваленную телами погибших, и сумели освободить штоки и наложить ключи, но в этот момент их настигло пламя. Обожженному Пахомову удалось выполнить задачу и выскочить на палубу, но его подчиненные не успели – прогремел новый страшный взрыв. В седьмой кочегарке матросы во главе с мичманом Игнатьевым смогли зажечь огни в топках и подымали пары, но как раз в это время корабль стал сильно крениться. Мичман Игнатьев, стремясь выполнить приказ, скомандовал матросам бежать наверх, рассчитывая перекрыть клапаны и выбраться вслед за подчиненными. Но покинуть кочегарку смогли лишь несколько моряков, остальные, в том числе и мичман Игнатьев, находились еще там, когда корабль опрокинулся.

Одним из главных документальных свидетельств тех страшных событий является вахтенный журнал линкора «Евстафий», который стоял в этот день невдалеке от «Императрицы Марии». Согласно записям в журнале, первый большой взрыв под носовой башней на флагманском корабле произошел в 6 часов 20 минут утра, а уже в 6:25 прозвучал второй взрыв, в 6:27 – два малых взрыва, в 6:32 – три взрыва один за другим, в 6:35 – еще один взрыв, после чего были спущены гребные суда и посланы к «Императрице Марии». В 6:37 последовали два взрыва, в 6:47 – еще три взрыва, в 6:49 – один взрыв, в 7:00 – еще один взрыв, после чего портовые катера приступили к тушению пожара. Однако в 7:08 прогремел еще один взрыв, в 7:12 нос «Марии» сел на дно, а в 7:16 «Императрица Мария» легла на правый борт. После этого корабль очень быстро затонул на глубине более 18 метров. В 8:45 7 октября 1916 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак телеграммой доложил императору Николаю II о гибели флагмана Черноморского флота линейного корабля «Императрица Мария» на Севастопольском рейде. Уже в 11:30 того же дня император Николай II ответил вице-адмиралу Колчаку: «Скорблю о тяжелой потере, но твердо уверен, что Вы и доблестный Черноморский флот мужественно перенесете это испытание. Николай».



Вскоре было подсчитано количество погибших и раненых во время взрыва. Выяснилось, что на линкоре погибли 225 человек, в том числе инженер-механик, два кондуктора и нижние чины. 85 человек получили тяжелые ранения. Следует отметить, что вице-адмирал Колчак во время взрывов и пожара на своем любимом линкоре проявил большое мужество. Уже через 15 минут после первого взрыва командующий флотом прибыл на катере к борту корабля «Императрица Мария». Он лично поднялся на линкор и командовал локализацией пожара, стараясь спасти от огня другие корабли и Севастополь. Колчак очень сильно переживал по поводу трагедии на «Императрице Марии», хотя и сам император, и другие высокопоставленные лица уверяли вице-адмирала, что ни в коем случае не винят командующего флотом в этом страшном событии. Возможно, именно ободряющие слова императора повлияли на вице-адмирала, которому нельзя было надолго «выходить из строя» из-за трагедии – ведь Черноморский флот в это время участвовал в боевых действиях.

В том же 1916 году были начаты работы по подъему затонувшего линейного корабля. Это была очень сложная и довольно дорогая в финансовом плане задача. Инженер Алексей Крылов предложил очень интересный проект, согласно которому в отсеки корабля должен был подаваться сжатый воздух, который бы вытеснял воду и, в конечном итоге, привел бы к всплытию корабля. В ноябре 1917 года, во время шторма, корабль всплыл кормовой частью, в мае 1918 года всплыл полностью. В затопленных отсеках работали водолазы, которые смогли выгрузить боеприпасы, а когда корабль был отогнан в док, с него сняли артиллерию. К сожалению, события Гражданской войны не позволили ни восстановить столь ценный корабль, ни разобраться по свежим следам в причинах страшной трагедии. Спустя десять лет после Октябрьской революции, в 1927 году, линейный корабль «Императрица Мария», в прошлом – гордость и флагман Черноморского флота, был разобран на металлолом.

Трагедия на линкоре «Императрица Мария» в любом случае вызывала и вызывает множество вопросов. До сих пор нет какой-либо однозначной версии о причинах взрыва. Между тем, сам адмирал Колчак, который уже во время Гражданской войны в 1920 г. был арестован красными и давал показания, утверждал, что никаких доказательств тому, что корабль мог взлететь на воздух из-за спланированной диверсии, не было. Поэтому основными версиями причин трагедии оставались самовозгорание пороха или халатность при обращении со снарядами.

Интересную версию излагал мичман Владимир Успенский, командовавший башней главного калибра на линкоре «Императрица Мария» и в то злополучное утро бывший вахтенным начальником корабля. Мичман, опубликовавший свои воспоминания в «Бюллетене общества офицеров РИФ» сообщал, что вместе с инженер-поручиком С.Шапошниковым через 2 года после трагедии, когда корабль находился в доке, обнаружил матросский сундучок, в котором находились две стеариновые свечи, коробка спичек, набор сапожных инструментов и две пары ботинок, причем к ботинкам были гвоздями прибиты нарезанные полоски бездымного пороха. Если в первой башне тоже находился такой матрос-умелец, то вполне вероятно, что порох, который пролежал полтора года в герметичном пенале, мог выделить эфирные пары, которые вспыхнули от горевшей свечи. Сгорание четырех пудов пороха в небольшом помещении башни и могло привести к взрыву 599 пеналов.

Однако распространена версия и о диверсионном следе в трагедии на «Императрице Марии». Известно, что Османская империя и Болгария – два государства-противника Российской империи в Первой мировой войне, имевшие выход к Черному морю, не обладали специальными подразделениями морских диверсантов. Боевые пловцы, способные топить вражеские корабли с помощью диверсий, в то время только начинали свой путь и их родиной была Италия – страна, находившаяся в лагере Антанты. Оставалась Германия – страна, не имевшая выхода к Черному или Средиземному морям, но зато располагавшая разветвленной разведывательной сетью, современными технологиями и обладавшая возможностью засылки своих шпионов-диверсантов на Черное море. Когда в августе 1915 года в Таранто взорвался итальянский броненосец «Леонардо да Винчи», итальянская военная контрразведка вышла на след германских спецслужб, точнее – шпионско-диверсионной организации, планировавшей и осуществлявшей взрывы на кораблях противника. Диверсии проводились посредством специальных приборов с часовыми механизмами, которые позволяли организовать серию взрывов сразу в нескольких частях корабля.

Прошло семнадцать лет с момента страшной трагедии на линкоре «Императрица Мария», когда в 1933 году в Николаеве на городской судоверфи было совершено несколько диверсий. Оперативные сотрудники ОГПУ достаточно быстро вышли на след предполагаемых диверсантов и вскоре задержали некоего Виктора Вермана, работавшего на Великобританию. Выяснилось, что еще в далеком 1908 году этот человек был завербован немецкой разведкой, а затем, после поражения Германии в Первой мировой войне, стал сотрудничать с британскими спецслужбами.

Таким образом, в 1916 году Верман, находившийся в то время в Николаеве, выполнял задания германской разведки. Руководил шпионской деятельностью на Черноморском флоте вице-консул Германии в Николаеве гауптман Винштайн, который спешно уехал в Германию незадолго до начала войны – в июле 1914 года. В группу Вермана входили инженеры николаевской судоверфи Шеффер, Линке, Феоктистов и электротехник Сгибнев, который в свое время учился электротехнике в Германии. Арестованные ОГПУ члены группы сознались в подрыве линкора «Императрица Мария», причем выяснилось, что заказчиком диверсии был Верман, обещавший выплатить исполнителям по 80 тыс. рублей, а непосредственно организовали диверсию Феоктистов и Сгибнев. Однако эта версия вплоть до настоящего времени так и не признана официальной.

Продолжение следует...
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: https://document.wikireading.ru/72401

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 47

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Ольгович (Андрей) 6 июля 2018 06:22
    Страшная трагедия...
    Поражает самоотверженность, с которой моряки боролись за спасение корабля: даже жертвуя собой. Герои!
    Оперативные сотрудники ОГПУ достаточно быстро вышли на след предполагаемых диверсантов и вскоре задержали некоего Виктора Вермана, работавшего на Великобританию. Выяснилось, что еще в далеком 1908 году этот человек был завербован немецкой разведкой, а затем, после поражения Германии в Первой мировой войне, стал сотрудничать с британскими спецслужбами.

    К чему писать эту ерунду? За "шпионскую" деятельность Вернер был аж..... выслан из страны. Даже в том, 1933 г! А в 1989 г он и вся его "группа диверсантов" была ОПРАВДАНА судом.
    Можно тогда вспомнить и командующего красным флотом Дыбенко: : он тогда тоже является германским шпионом аж... со времен революции!. И его тоже-очень быстро рскололи те же сотрудники правооохранительных органов.
    1. Korsar4 (Сергей ) 6 июля 2018 08:31
      Да. Других слов, кроме «страшная трагедия» и не подберёшь.

      Держава создаётся городами, кораблями, и, главное, людьми.

      И так же может и разрушаться.
    2. Vladimir 5 (Владимир) 6 июля 2018 13:35
      Вы не понимаете политических расстановок и действий того времени. Большевики были за разгром Российской империи , они единственные в Европе голосовали против национальных интересов своего государства, и тем стали фактически союзниками немцев ( после пломбированными вагонами с гражданами России через Швецию в Россию,так засылают только полезных агентов в страну врага), и подрыв и затопление линкора.большевики считали правильным делом, приближавшим к разгрому империю и к взятию большевиками власти. Потому и немецкие диверсанты, были союзниками большевиков, и отослать на родину своего бывшего союзника не выглядит странным...Тому и суды и оправдание и прочие благости , особенно во время вынужденной тесной дружбы с Германией ( военные полигоны немцев в Сратове, Липецке..)..
      1. Александр Грин (Александр) 6 июля 2018 17:00
        Цитата: Vladimir 5
        . Потому и немецкие диверсанты, были союзниками большевиков, и отослать на родину своего бывшего союзника не выглядит странным...

        Вы лучше изучите вопрос о германском засилье при дворе Николая Второго. Тогла вы узнаете много интересного, например, почему наступления русских войск заканчивались плачевно.
        1. Vladimir 5 (Владимир) 6 июля 2018 18:15
          С вами согласен, с начала ПМВ прослеживается негласный сговор между российской и немецкой сторонами, обе только изображают войну без крупных сражений на германо-российском фронте, чего не скажешь об австрийском фронте. Даже сдача Самсоновской Армии вначале,. как в поддавки для опровдания и прекращения наступлений. Также выглядят морские сражения, когда по указаниям флагманских дальномерщиков, артиллерия эскадры переставала попадать по вражеским кораблям, при своих корректировщиках попадания всегда были. Начатое успешное наступление Гинденбурга под Свенцянами летом 1915 года остановлено немецким верховным командованием, это также из той же темы... В предыстории, Николай- 2 встречался с двоюродным братом Вильгельмом- 2 на своей яхте "Штандарт" в 1912 году летом, вместе провели несколько суток, оделись обменявшись парадными мундирами и утвердили вечный мир и дружбу. Вот только мировое банковское и прочее могущество сумело протолкнуть свои планы и втянуть Россию в мировую войну.. И главными целями мировой войны,- свержение монархий :российской, австрийской., немецкой как препятствия для мирового банковского правления с долларом и фунтом,, что и произошло. Конечно были у всех и второстепенные интересы, но они по существу второстепенны... Россия в добавок ещё была разрушена проплаченой и раскрученой после свержения монархии кровавейшей революцией и гражданской войною... Нам кажется , что революция и далее всё происходило стихийно, но приглядевшись, видишь финансирование и целевую подпитку наймитами и вождями кровавых действий, влияние тайных иностранных агентов, международные действа главных стран. Убрать большевиков силой для Англии и прочих небыло проблемой, только не убирали, изображали интервенцию для отвода глаз, ибо старались усиливать гражданскую резню внутри России, а потом изолировать, как тифозного.....
          1. ФЕОДОР (ФЕДЯ Лесорубов) 6 июля 2018 19:30
            В 16-м году , про большевиков мало кто знал ! Так что ваша версия , фигня полная !
            1. Vladimir 5 (Владимир) 6 июля 2018 22:20
              Правильно, вы сами указали, .большевиков за силу не воспринимали, за то их радикализм немцам и финансистам США наруку оказался. Деньги, - миллионы немецких золотых марок и долларов из неведомой микро партии раздули в мощную силу, .особенно после прихода Бронштейна и компании из Нью Йорка и вагонов соплеменников из Швейцарии. Партия стала сборищем лиц почти одной национальности, а в Российской империи их жило более 3 миллионов, и все спаяны в своем кругу. Казначеем и идеологом финансирования был Парвус-Израиль Лазаревмчь Гельфанд, ключевая фигура в укреплении большевиков в 1916-1919 годы, скрываемая в истории по большевизму, поинтересуйтесь. О роли денег говорит один из примеров: за одну неделю июля 1917 года все газеты Одессы стали большевистскими,- приходил к редактору человек с портфелем денег и покупал за доллары (военное время, доллар стабильная валюта) газету, на завтра газета печатала только большевикам выгодные материалы и тд...
              1. Лекало (Алексей) 13 июля 2018 14:31
                Не путайте радикалов с большевиками! Приведённый пример очередной антисоветский бред. Вы лучше изучите планы Белой гвардии
                и их спонсоров на послевоенную Россию ( в случае победы белых).
          2. Александр Грин (Александр) 6 июля 2018 23:56
            Цитата: Vladimir 5
            с начала ПМВ прослеживается негласный сговор между российской и немецкой сторонами, обе только изображают войну без крупных сражений на германо-российском фронте,

            "Хорош" сговор: русских солдат и офицеров положили более 2 миллионов и еще больше раненых и попавших в плен.
        2. Dart2027 6 июля 2018 21:22
          Цитата: Александр Грин
          Тогла вы узнаете много интересного, например, почему

          Россия вообще стала противником Германии. Когда царя обвиняют в том, что он мол плясал под дудочку Франции - в этом есть хоть какой-то смысл, но Германии - это уже финиш.
          1. Vladimir 5 (Владимир) 6 июля 2018 22:29
            Разные массоны, вроде министра финансов Витте, втянули Россию в кредитную долговую яму, а французы только кредитовали и радовались, ибо втягивали в свои союзники против немцев. Император не так уж был свободен в соих поступках в 20 веке, хозяиственный механизм расширялся и был в руках многих продажных чиновников, масонских, иностранных государств и прочих групп влияния...
            1. Александр Грин (Александр) 6 июля 2018 23:59
              Цитата: Vladimir 5
              Император не так уж был свободен в соих поступках в 20 веке,

              Так вот, не надо пересказывать старые байки о большевиках. Они спасли Россию.
            2. Dart2027 7 июля 2018 07:00
              Цитата: Vladimir 5
              Император не так уж был свободен в соих поступках в 20 веке

              Любой правитель не может не учитывать мнение государственных элит, иначе перестанет быть правителем.
              Цитата: Vladimir 5
              Разные массоны, вроде министра финансов Витте, втянули Россию в кредитную долговую яму

              Да эта публика делала все возможное, но как ни крути, а противоречия с АВ у РИ были и немалые, так что дело не только в них.
      2. Ольгович (Андрей) 7 июля 2018 08:39
        Цитата: Vladimir 5
        Вы не понимаете политических расстановок и действий того времени. Большевики были за разгром Российской империи , они единственные в Европе голосовали против национальных интересов своего государства, и тем стали фактически союзниками немцев ( после пломбированными вагонами с гражданами России через Швецию в Россию,так засылают только полезных агентов в страну врага), и подрыв и затопление линкора.большевики считали правильным делом, приближавшим к разгрому империю и к взятию большевиками власти. Потому и немецкие диверсанты, были союзниками большевиков, и отослать на родину своего бывшего союзника не выглядит странным...Тому и суды и оправдание и прочие благости , особенно во время вынужденной тесной дружбы с Германией ( военные полигоны немцев в Сратове, Липецке..

        Да-да:
        Рыжеволосый брат вполне освоился с обстановкой и монотонно, но довольно толково рассказал содержание брошюры «Мятеж на “Очакове”».
        lol
        1. Vladimir 5 (Владимир) 9 июля 2018 21:04
          Понимание явлений (истории) производная от основ знаний. И какие основы в эпоху Главлита,- однобокие и необъенктивные... Посему воспринимать необъективные суждения привычно, и исправить "горбатого за всю жизнь" невозможно...
  2. амурец (николай) 6 июля 2018 06:55
    Автор, это просто дополнение о том как союзники РИ помогали её врагам.В начале ХХ века Россия имела существенное превосходство над флотом Османской империи в Черном море. Однако ситуация стала меняться после того, как в 1910 г. Турция стала модернизировать свой флот, закупив два линейных корабля и четыре новейших эскадренных миноносца в Германии и четыре эскадренных миноносца во Франции. Увеличение численности боевых кораблей османского флота было воспринято Россией соответствующим образом.
    В начале 1909 г. поступили первые сообщения о готовящемся усилении турецкого флота. В 1910 г. у Германии и Франции были приобретены два линкора-додредноута и восемь самых современных эсминцев. 1911 г. начался с заказа Турцией в Англии частным фирмам «Виккерс» и «Армстронг» двух сверхдредноутов новейшего типа («Решад V» и «Решад-и-Хамисс»). Этот шаг турецкого правительства поставил Россию перед необходимостью срочного усиления Черноморского флота новыми линкорами. http://www.plam.ru/hist/poslednie_ispoliny_rossii
    skogo_imperatorskogo_flota/p5.php
    Сколько книг написано, сколько версий выдвинуто авторами этих книг. А вот тайна гибели линкора "Империатрица Мария" возможно так и канет в историю неразгаданной.
  3. Адьютант (Святослав) 6 июля 2018 07:17
    Насколько помню, еще несколько линкоров в ПМВ погибли от взрыва погребов. И больше склонялись к этому.
    Но версий у комиссии было 3: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем и порохом, злой умысел.
    Расследование в годы ПМВ (Заключение комиссии от 31.10.16.) так и не пришло к однозначному мнению. А чем дальше - тем меньше шансов раскрыть трагедию....
  4. kvs207 (Валерий) 6 июля 2018 07:39
    "... корабль «Императрица Мария» был главным среди трех дредноутов, поступивших на вооружение российского флота".
    Может всё-таки - головным? И что значит "поступившие на вооружение"? Дредноутов вставших в строй русского флота в период 1914-15 гг, было 5.
    1. Ищущий (александр) 6 июля 2018 15:28
      Поступившим на вооружение может быть самолёт.танк,автомат,а корабли ВМФ вступают в строй.
  5. Брутан (Ризван) 6 июля 2018 09:14
    Тяжелая катастрофа
    Особенно когда представляешь состояние людей, замурованных во внутренностях затонувшего корабля.
    Вообще катастрофы на море страшная вещь. Книга есть такая, читать тяжело
  6. Доктор Зло (Илья) 6 июля 2018 09:59
    "А был ли Каротин?" Хороший фильм по теме.
    1. geniy (Мистер Х) 6 июля 2018 11:22
      Дурацкий этот фильм. Расследование привело якобы к шпионскому следу - тому самому Вернеру.
  7. geniy (Мистер Х) 6 июля 2018 11:32
    В этой катастрофе никто до сих пор не захотел честно разобраться. Дело в том, что на кораблях того времени было чного команды, но мало свободного места. Поэтому матросы спали везде где только возможно - и в казематах рядом с орудиями противоминного калибра и особенно удивительно - что и в башнях главного калибра. И если бы возник пожар пороха в носовой (первой) башне главного калибра - то люди в ней первыми бы почувствовали удушливый запах горения и пламя. И наверняка они первыми бы начали тушить пожар - попросту открыли бы орошение носового погреба, а потом и открыли бы кингстоны его затопления. Но ничего этого сделано не было - просто потому, что в погребе первой башни не было пожара. Это вам покажется удивительным, но на самом деле это так. Потому, что оказывается что в каждом артиллерийском погребе имелся не только градусник, но еще и градусник с бумажной лентой, записывающий температуру внутри артиллерийского погреба. Так вот - оба этих термографа отлично уцелели и когда корабль подняли, то увидели, что запись температуры на ленте была не больше 60 градусов - то есть никакого пожара в погребе носовой башни главного калибра вообще не было.
    А на самом деле пожар возник немного кормовее - в погребе орудий 130-мм калибра. Вот там и происходили взрывы патронов и снарядов.
    1. geniy (Мистер Х) 6 июля 2018 11:38
      И это обстоятельство (пожар в погребе 130-мм патронов) является отличным доказательством того, что никакого злого умысла и шпионского действия во взрыве не было. Потому, что как расследовала комиссия Крылова - в погреб башни главного калибра был свободный доступ всем кому не лень - даже мастеровым людям, и замки с погреба вообще убрали. Но пожара там не было. А вот погреб 130-мм патронов был заперт на ключ. Но именно там возник пожар - потому, что этот погреб вплотную примыкал к носовой кочегарке, которая ночью работала.
      И кстати если бы немцы захотели взорвать русский дредноут, то рядом с Императрицей Марией стоял и второй дредноут - "императрица Екатерина" - если уж взрывать, то не один линкор, а сразу оба - одновременно. Но этого не было, значит не шпионы виноваты, а самовозгорание пороха.
      1. АК1972 (Алексей) 6 июля 2018 16:31
        в погреб башни главного калибра был свободный доступ всем кому не лень - даже мастеровым людям
        Цитата: geniy
        И это обстоятельство (пожар в погребе 130-мм патронов) является отличным доказательством того, что никакого злого умысла и шпионского действия во взрыве не было. Потому, что как расследовала комиссия Крылова - в погреб башни главного калибра был свободный доступ всем кому не лень - даже мастеровым людям, и замки с погреба вообще убрали. Но пожара там не было. А вот погреб 130-мм патронов был заперт на ключ. Но именно там возник пожар - потому, что этот погреб вплотную примыкал к носовой кочегарке, которая ночью работала.
        И кстати если бы немцы захотели взорвать русский дредноут, то рядом с Императрицей Марией стоял и второй дредноут - "императрица Екатерина" - если уж взрывать, то не один линкор, а сразу оба - одновременно. Но этого не было, значит не шпионы виноваты, а самовозгорание пороха.
        1. АК1972 (Алексей) 6 июля 2018 16:36
          Линкор на момент взрыва находился в ремонте и по кораблю шлялись рабочие, у которых никто даже не проверял пропуска. так было налажено боевое охранение при гениальном командующем ЧФ. Почему же под видом рабочего на корабль не мог проникнуть диверсант?
          1. geniy (Мистер Х) 6 июля 2018 19:47
            в погреб башни главного калибра был свободный доступ всем кому не лень - даже мастеровым людям

            Если вы и другие читатели не знаете правил службы на военных кораблях, то сообщаю, что на любом корабле у каждого погреба боеприпасов обязательно стоит вооруженный часовой, который не имеет права пропускать в закрытый на ключ погреб никого из посторонних лиц - даже простых матросов и офицеров этого же корабля. К тому же все погреба боеприпасов на кораблях тех времен (до появления раке) обязательно находились ниже ватерлинии - чтобы любой погреб можно было быстро затопить морской водой просто самотеком - без работы насосов. То есть чтобы попасть в погреб - надо было спускаться в трюм корабля, а не просто гулять по палубе. Но даже если какому-нибудь матросу или офицеру, или даже адмиралу старший офицер разрешил пройти в погреб боеприпасов, то перед этим каждый обязан был сдать все спички или зажигалку. И насколько я помню - не разрешалось спускаться в погреб в обычной обуви - то есть в сапогах, которые могли быть подбиты гвоздями и случайно высечь искру, и давались специальные мягкие тапочки.
            Таким образом - посторонние люди на корабле: мастеровые, в принципе могли шататься где угодно - да хоть по всему кораблю, по всем жилым палубам от форштевня до ахтерштевня, за исключением спуска в погреба боеприпасов. И гуляй на палубах сколько хочешь - никто и пропуска не спросит, за исключением спуска в погреб боеприпасов.
            1. geniy (Мистер Х) 6 июля 2018 20:04
              Однако, для справедливости надо сказать, что это правило недопуска в погреба БП не действовало в отношении погребов башен главного калибра линкора "Императрица Мария". Дело в том, что там велись ремонтные работы, а орудийная башня ГК устроена таким образом, что она может вращаться почти на 360 градусов, и значит все электрокабеля ведущие в нее обязаны проходить от самого низа корабля - через килевой штырь и дальше вверх к орудиям. И вот чтобы произвести какие-нибудь работы, то мастеровым был разрешен вход в погреб носовой башни ГК (и других башен) до самого низа дредноута. Казалось бы - это является доказательством возможности диверсии. Но на самом деле все наоборот - именно это обстоятельство и доказывает, что никакой диверсии не было, хотя ее легко можно было осуществить.
              Как я уже написал ранее для умных людей, то в каждом погребе боеприпасов были термометры для замера и записи температуры. Так вот - они остались целы, и показали, что даже при пожаре (который был видимо в соседнем 130-мм погребе), температура в погребе носовой башни ГК не поднималась выше 60-90 градусов.
              А вы наверное не знаете, что для того, чтобы порох и взрывчатка сдетонировали от нагрева - нужно поднять температуру примерно до 170 градусов. То есть никакого пожара и взрыва в погребе ГК вообще не было!! А ведь туда очень легко было проникнуть злоумышленнику-мастеровому.
              И является большой тайной для простых любителей истории, что после подъема и постановки в док "Императрицы Марии" из всех погребов и в том числе носовой башни ГК доставали совершенно целые невзорвавшиеся пороховые заряды и снаряды. То есть взрыв был на самом деле в погребе 130-мм патронов - куда мастеровым людям войти было невозможно. Потому, что 130-мм орудия крепились на палубе, и они не имели никакого штыря проходившего до киля корабля. Но если пожар возник в 130-мм погребе - который вплотную соседствовал с горячей кочегаркой, и имел плохую теплоизоляцию, и неоднократно отмечалось офицерами "ИМ", что температура в погребах 130-мм превышала допустимую, то несомненно, что взрыв произошел от самовозгорания пороха в 130-мм патронов, а не от того, что рабочие-мастеровые произвели диверсию.
              1. амурец (николай) 7 июля 2018 03:04
                Цитата: geniy

                2
                geniy (Мистер Х) Вчера, 20:04 ↑ Новый
                Однако, для справедливости надо сказать, что это правило недопуска в погреба БП не действовало в отношении погребов башен главного калибра линкора "Императрица Мария". Дело в том, что там велись ремонтные работы, а орудийная башня ГК устроена таким образом, что она может вращаться почти на 360 градусов, и значит все электрокабеля ведущие в нее обязаны проходить от самого низа корабля - через килевой штырь и дальше вверх к орудиям. И вот чтобы произвести какие-нибудь работы, то мастеровым был разрешен вход в погреб носовой башни ГК (и других башен) до самого низа дредноута. Казалось бы - это является доказательством возможности диверсии. Но на самом деле все наоборот - именно это обстоятельство и доказывает, что никакой диверсии не было, хотя ее легко можно было осуществить.
                Как я уже написал ранее для умных людей, то в каждом погребе боеприпасов были термометры для замера и записи температуры. Так вот - они остались целы, и показали, что даже при пожаре (который был видимо в соседнем 130-мм погребе), температура в погребе носовой башни ГК не поднималась выше 60-90 градусов.
                А вы наверное не знаете, что для того, чтобы порох и взрывчатка сдетонировали от нагрева - нужно поднять температуру примерно до 170 градусов. То есть никакого пожара и взрыва в погребе ГК вообще не было!! А ведь туда очень легко было проникнуть злоумышленнику-мастеровому.
                И является большой тайной для простых любителей истории, что после подъема и постановки в док "Императрицы Марии" из всех погребов и в том числе носовой башни ГК доставали совершенно целые невзорвавшиеся пороховые заряды и снаряды

                Совершенно верно. С.Е.Виноградов. ЛК Империатрица Мария. Вовращение из глубины.
      2. Александр Грин (Александр) 6 июля 2018 16:57
        Цитата: geniy
        если уж взрывать, то не один линкор, а сразу оба - одновременно.

        Как вы это себе представлячете?
      3. Алекс (Александр) 13 июля 2018 16:13
        geniy, Ваши версии нескоько противоречат друг другу. Вполне логичное предположение
        Цитата: geniy
        А вот погреб 130-мм патронов был заперт на ключ. Но именно там возник пожар - потому, что этот погреб вплотную примыкал к носовой кочегарке, которая ночью работала.
        однозначно указывает на диверсию (вывод из строя единственного дежурного энергообуродования - очень грамотный шаг).
        И тут же опровергаете е словами
        Цитата: geniy
        не шпионы виноваты, а самовозгорание пороха.
        . И это только на основании того, что рядом не было "Императрицы Екатерины" - а то у немцев была возможность манипулировать линкорами или выжидать, когда "звезды станут".
    2. Ищущий (александр) 6 июля 2018 15:29
      Кормовее!!!!Прелестно.
      1. Александр Грин (Александр) 6 июля 2018 16:56
        Цитата: Ищущий
        Кормовее!!!!Прелестно.

        Мнке тоже понравилось.
  8. Роялист (Святослав) 6 июля 2018 12:18
    Несколько дополнений:1) линкор :" Императрица Мария" был назван по имени линейного корабля:" Императрица Мария" флагманского корабля Адмирала Нахимова и естественно корабль не мог носить имя МАрии Федоровны ,матери Николая2. Он был назван по имени императрицы Марии, супруги Павла1,т.е прапрабабушки Николая 2.
    2)" корабль" Императрица Мария" был главным из трех дредноутов," звучит коряво и не грамотно. Главный может быть человек:"главный бухгалтер,главный инженер " и т.д.а применительно к кораблю надо писать:" головное судно." Пожелание к автору ' быть внимательнее при написании,а то такой ляп портит впечатление от всей статьи.
  9. мичман (Юрий Григорьевич Шатраков) 6 июля 2018 13:59
    Уважаемый Илья, а есть же фотографии взрыва линкора, они выполнялись с берега. А время было 6.20. Может кто то ждал уже этот взрыв?.э
    1. geniy (Мистер Х) 6 июля 2018 14:48
      Вместо Ильи я отвечу вам. Многие ошибочно думают, что фотографии взрыва сделали немецкие шпионы, которые будто бы подготовились к нему заранее. А на самом деле фотографировали обычные русские фотографы из штаба Черноморского флота. Просто это конечно не фотография самого первого взрыва - к которому не возможно было подготовится заранее, а последующих взрывов, которые произошли спустя много минут после первого. А потом, когда во время гражданской войны немецкие части вошли в Севастополь, немецкие офицеры просто ограбили здание Черноморского флота, и захватили интересные документы.
  10. антивирус 6 июля 2018 14:20
    как пропаганда смогла италов и немцев сделать союзниками , да и др .. Вот работа! не Киселев и Суслов,
  11. Alexey RA (Алексей) 6 июля 2018 16:42
    Однако ситуация стала меняться после того, как в 1910 г. Турция стала модернизировать свой флот, закупив два линейных корабля и четыре новейших эскадренных миноносца в Германии и четыре эскадренных миноносца во Франции.

    Для справки; закупленные немецкие линейные корабли по факту являлись древними броненосцами типа "Бранденбург" постройки начала 90-х годов XIX века. smile
    Заказ ЛК для ЧФ обуславливался совсем другой причиной - Турция в 1910 вела активные переговоры по продаже ей уже готовых ЛК. Сначала они нацелились на первые бразильские ЛК, затем - на строящиеся аргентинские, а затем - опять на бразильский "Рио-де-Жанейро" (в постройке). Кроме того, шли переговоры о постройке ЛК непосредственно для Турции - и в августе 1911 г. Vickers Limited и Armstrong Whitworth получили заказ от турок на два линкора-дредноута.
  12. Александр Грин (Александр) 6 июля 2018 17:01
    Академик А.Н. Крылов в своей книге «Некоторые случаи аварии и гибели судов» (Государственное издательство оборонной промышленности, Л-М, 1939.- 65 с.) на С.14-20 наиболее вероятной причиной гибели линкора «Императрица Мария» называет «злой умысел», то бишь – диверсию.
    Однако в то время, когда германское засилье было даже при царском дворе, эта версия не прошла, сам морской министр, боясь преследований, ее отверг.
    Но вот писатель-публицист А.С. Елкин в своей документальной повести: Тайна «Императрицы Марии»: История одного поиска, напечатанной в журнале «Москва», № 4, 1978.- С. 104-171 – версию академика Крылова подтверждает.
    1. geniy (Мистер Х) 6 июля 2018 20:08
      Академик Крылов очень много врал в своих воспоминаниях - я это лично проверил. И хотя он был главой комиссии по расследованию гибели "Императрицы Марии", но он скрыл от народа очень важные факты. Как я уже написал, после подъема линкора оказалось, что все патроны с порохом и снаряды главного калибра остались целы и невредимы, а температура в погребе ГК носовой башни не превышала 60-90 градусов. То есть никакого взрыва боеприпасов носовой башни ГК у Императрицы Марии вообще не было!!
      1. Александр Грин (Александр) 7 июля 2018 00:45
        Цитата: geniy
        Академик Крылов очень много врал в своих воспоминаниях - я это лично проверил. И хотя он был главой комиссии по расследованию гибели "Императрицы Марии", но он скрыл от народа очень важные факты.

        Во-первых, А.Н. Крылов не был руководителем комиссии. Прибывшую из Петрограда комиссию Морского министерства возглавлял член Адмиралтейств-совета адмирал Н.М. Яковлев.
        Во-вторых, как А.Н. Крылов мог скрыть то, что видели все очевидцы, пожар начался под носовой башней, затем последовал большой взрыв, что и было зафиксировано в судовом журнале линкора "Евстафий", стоящего неподалеку. То же самое было записано в журнале линкора "Императрица Екатерина Великая".
  13. AK64 (Andrei) 6 июля 2018 17:54
    Кто взорвал Марию? Да Колчак и взорвал, кто же ещё?

    Колчака отправили на ЧФ чтобы он десантную операцию на Босфор провёл. И он обещал -- это было условием его назначения. Но Колчак был английский агент (завербован в Японии ещё), и, соответсвенно, проводить десантную операцию не мог -- хозяева запрещали. Сперва Колчак тянул всеми силами время и динамил (операция была в планах на сентябрь). Ну а когда дальше уже стало невозможно динамить -- организовал этот подрыв.

    Колчак-Колчак, не сомневайтесь.
  14. Морской Кот (Константин) 7 июля 2018 00:11
    Цитата: AK64
    Кто взорвал Марию? Да Колчак и взорвал, кто же ещё?

    Колчака отправили на ЧФ чтобы он десантную операцию на Босфор провёл. И он обещал -- это было условием его назначения. Но Колчак был английский агент (завербован в Японии ещё), и, соответсвенно, проводить десантную операцию не мог -- хозяева запрещали. Сперва Колчак тянул всеми силами время и динамил (операция была в планах на сентябрь). Ну а когда дальше уже стало невозможно динамить -- организовал этот подрыв.

    Колчак-Колчак, не сомневайтесь.


    Это юмор такой, да? Я в восторге! Английский агент завербованный в Японии -- потрясающий ход мысли! Не, ей-богу здОрово! Ну, а если всерьёз -- то это уже не лечится, тут медицина бессильна. Не сомневайтесь. fellow
    1. Alexey RA (Алексей) 8 июля 2018 02:38
      Цитата: Морской Кот
      Английский агент завербованный в Японии -- потрясающий ход мысли!

      Дык... англичанка - она завсегда гадит! Она и Японию на Россию натравила только чтобы Колчака взять в плен и завербовать. smile
      Если же серьёзно, то Британия и Япония до 1921 года были ближайшими союзниками - аж три союзных договора подряд. Похоронил это трогательное единство Трактат четырёх держав, заключённый во время хорошо известной флотофилам Вашингтонской конференции 1921 г. Хотя, ПМСМ, и без этого интересы Британии и Японии в ЮВА и Китае скоро бы столкнулись.
  15. Олег Кольский 051 (Олег) 10 июля 2018 01:59
    Наверно все-таки не стоит переоценивать возможности германской разведки.Ведь если действительно пожар начался в погребах противоминной артиллерии,что и привело к взрыву и последующей детонации в других погребах то это вряд ли "адская машина",в этом варианте должен был быть внезапный взрыв погреба,а не дым-пожар-взрыв.
  16. Yarik (Ярослав) 16 июля 2018 13:26
    Можно тогда вспомнить и командующего красным флотом Дыбенко: : он тогда тоже является германским шпионом аж... со времен революции!.

    Ну, да...Дыбенко, Крыленко....Ленин опять же. Что за бред?
  17. Yarik (Ярослав) 16 июля 2018 14:45
    Цитата: Yarik
    Можно тогда вспомнить и командующего красным флотом Дыбенко: : он тогда тоже является германским шпионом аж... со времен революции!.

    Ну, да...Дыбенко, Крыленко....Ленин опять же. Что за бред?

    И еще у первых двух упомянутых на "0" окончание фамилий.Не иначе, древние шумеры.А Ленин вообще еврей. wassat
Картина дня