В чистоте и на колёсах. Часть 1

Чистота и гигиена – неизменный спутник русского солдата. Даже на передовой бойцы старались строить прачечные и бани, уделяя последним особое внимание. В своих воспоминаниях фронтовики вспоминают о походных банях, в которых солдаты не только мылись, но и стирались.


Бани на позиции.










Обычай париться в паровой бане – один из наиболее широко распространенных в России. От примитивной крестьянской бани и до благоустроенных городских общественных бань (с душами, ваннами и бассейнами) – в любых условиях русский человек начала 20-го века не отказывал себе в удовольствии попариться в баньке.

В мирное время каждый солдат русской императорской армии раз в неделю мылся в паровой бане, благодаря чему, возможно, и был так невелик процент заболеваемости (особенно кожными болезнями) среди русских солдат - по сравнению с армиями других стран.

Но в походных условиях военного времени русские войска могли пользоваться баней лишь случайно – и это когда воины Действующей армии, неделями и месяцами находясь в окопах передовых позиций, нуждались в этом особенно сильно. А ведь антисанитария приводила к появлению паразитов, которые приносили с собой не только мучительное беспокойство, но и являлись распространителями опасных заболеваний.

В предшествующие войны потери от инфекционных заболеваний часто многократно превосходили потери от оружия противника.

Приведем несколько цифр в доказательство сказанного. Так, например, в Русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг. за 1 года и 4 месяца потери русских войск от неприятельского оружия выразились в цифре 36455 человек, а от болезней - 87621 человек; в Крымскую войну 1854 - 1856 гг. французская армия потеряла от воздействия неприятеля 20210 человек, а от болезней умерло - 75375 человек, а английская армия в ту же войну потеряла от оружия 4604 человека, а от болезней - 17580 человек. И даже австрийский наблюдательный корпус, не принимавший участия в сражениях, потерял от одних болезней 35000 человек.

Еще более убедительным примером служит следующий факт: в Крымскую кампанию, за первую зиму, англичане потеряли от сыпного тифа вдвое больше людей, чем французы - но потом англичане приняли различные меры по улучшению санитарного состояния своих войск, в то время как французы ничего не сделали, по-прежнему оставив своих солдат зимовать в палатках - в прежних антисанитарных условиях. В результате, на 10248 смертей от тифа у французов, у англичан умерло от этой болезни лишь 10 человек.

Эти цифры иллюстрируют ту страшную опасность, которая грозит армии, в которой не принимаются меры по содержанию тела и одежды в чистоте и уничтожению паразитов. А самой радикальной мерой для достижения последнего является использование воинами бани. Ведь сколько бы не было много сменного белья, какие бы меры не принимались для уничтожения паразитов, грязное тело солдата является благодарной почвой для размножения всевозможных паразитов и распространения заразных заболеваний. И во время ранений случайно попавшая в рану грязь с тела или белья превращает самую незначительную рану в заражение с тяжелыми последствиями.

Русские войска массово создавали стационарные бани. Но командование и правительство думали о том, как охватить возможно большее количество людей и обслуживать воинов максимально быстро и эффективно.

В Главном комитете Министерства Путей Сообщения по оказанию помощи больным и раненым воинам на заседании 19-го октября 1914 г. председательницей комитета Е. Е. Рухловой была высказана мысль оказать помощь Действующей армии путем создания мобильной бани - поезда-бани.

Предложение вызвало живой отклик среди членов комитета, и было решено выбрать особую комиссию по сооружению поезда-бани.

В комиссию вошли: председатель Н. Д. Байдак (председатель правления общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги) и члены И. К. Ивановский (начальник Николаевской железной дороги), Ф. М. Валуев (начальник Северо-Западных железных дорог), В. И. Святицкий (управляющий Петроградской сетью Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги), М. Н. Гротен, доктор М. А. Заусайлов, А. П. Клягин, Г. П. Адашев, П. Н. Котельников, М. М. Иванов, А. О. Чечотт и В. Д. Шеманский.

Получив задание спроектировать и построить поезд-баню (что было абсолютно новым делом), комиссия, при обсуждении вопроса о составе поезда-бани, пришла к заключению, что, помимо собственно бани, раздевалок и одевалок, необходимо создать камеры для уничтожения паразитов на белье и одежде моющихся, а также иметь возможность дезинфицировать белье и одежду. Также было признано желательным после бани подавать солдатам горячий чай в специальных вагонах-чайных – чтобы вымывшиеся сразу не попадали на холодный воздух.

Следовало создать в таком поезде и жилые помещения для администрации и экипажа, а также устроить кухню для лиц, обслуживающих поезд, вагоны под склады белья, мыла и др. необходимых принадлежностей. Требовался и вагон-электростанция для освещения поезда, цистерны для воды и т. д.

Т. о., комиссия остановилась на следующем составе поезда-бани: 4 вагона - собственно бани, 2 вагона раздевалки, 2 вагона одевалки, вагон для дезинфекции, вагон для дезинсекции, 3 вагона-чайные и кухни, 2 жилых вагона, 3 вагона кладовых-складов, 2 цистерны для запаса воды, вагон-электростанция и паровоз с тендером для отопления вагонов и нагрева воды для бани.

В итоге, состав поезда-бани - 19 вагонов, 2 цистерны и паровоз. На тот случай, если маневрирование поезда вследствие его величины будет затруднительно, что помешает подойти к передовым позициям, т. е. к месту наиболее продуктивной работы, комиссия решила оборудовать поезд таким образом, чтобы он мог быть разделен на 2 самостоятельных поезда-бани.

Для запаса воды были взяты две большегрузные нефтяные цистерны, утепленные войлоком и железом. Кроме того, запас воды имелся в тендере паровоза и в баках собственно вагонов-бань. Для пополнения запасов воды кроме железнодорожного водоснабжения (которое в данной местности могло быть испорчено), в поезде имелись 2 переносных насоса со всеми необходимыми приспособлениями - для подачи воды из любого естественного источника, причем при делении поезда на две части один насос мог работать от электростанции, а другой от динамо-машины, установленной на паровозе.

Для отопления всех вагонов поезда-бани, а также для нагрева воды для бани предназначен 8-колесный паровоз с тендером (из числа старых, исключенных со службы). Паровоз служил котлом для пара и нагрева воды. На паровозе установлена динамо-машина для освещения поезда-бани - одной его части в случае деления, как отмечалось выше. На паровозе имелся также переносный электрический насос для подачи воды из ближайшего естественного источника.

Следующая составная часть поезда-бани - вагон дезинсекции – уничтожения паразитов на белье и одежде моющихся. В этом вагоне установлено 6 камер. Каждая камера состояла из деревянного ящика, внутри которого на горизонтальной оси помещался 6-гранный барабан из широкопетлистой металлической решетки. Барабаны приводились в движение ручками, помещенными на концах осей. Каждая камера имела вентиляционную трубу. Все камеры нагревались с помощью помещенного внизу змеевика - по которому от паровозного котла проходил пар. Температура в камере достигала 100 и более градусов - что обеспечивало уничтожение паразитов на одежде и белье моющихся воинов.

Способ работы был следующий: мешки с бельем загружаются в барабаны, и барабаны приводятся во вращательное движение. Сильно нагретый воздух в течение 10 - 15 минут убивает паразитов. Механизм был испытан 4-го ноября 1914 года - и было установлено, что аппарат хорошо нагревается и устойчиво поддерживает необходимую температуру.

Казалось бы, что для большего эффекта следовало одежду помещать непосредственно в барабаны-камеры без мешков - но тогда тратится много времени на разборку, сортировку и раздачу вещей каждому солдату. Мешки же применялись неплотные – и паразиты качественно уничтожались, причем даже в складках шерстяных вещей.

Каждый солдат, снимая белье и одежду, помещал первое в один, а второе в другой мешок - к которым были привязаны номерки, соответствующие занятым местам. Санитары передавали мешки в дезинсекционный вагон, а после окончания дезинсекции переносили мешки в одевалку - размещая их в соответствии с номерами мест, на которых они были в раздевалке.

Аппараты были расположены в середине вагона - через одни двери вагона поступали мешки с грязным бельем и одеждой, а через противоположные - выходили чистые предметы.

Следующая составная часть поезда-бани представляла собой вагон - дезинфекционную камеру японской системы, но усовершенствованного типа. Вагон хорошо утеплен, снаружи обшит деревом, а внутри стены выложены цинковыми спаянными листами.

Вагон разделен на три части. Первая часть предназначена для склада зараженных белья и одежды, вторая – средняя - собственно дезинфекционная камера и третья служила для размещения обезвреженных предметов. В первом отделении помещен парообразователь системы Симона, дающий большое количество перегретого пара (его преимущество перед неперегретым паром в том, что дезинфицируемые предметы мало увлажнены, и после дезинфекции сразу же готовы к употреблению). Дезинфекция в этой камере требовала не менее получаса времени – и служила только для дезинфекции зараженных или подозрительных предметов (а не белья и одежды всех моющихся в бане).

Принцип действия был следующий.

Дезинфекционная камера нагревалась до 65°. Затем в нее помещали дезинфицируемые предметы – в развешенном состоянии. Затем с помощью форсунки в эту камеру вдували перегретый пар с добавлением формалина. Для уничтожения едкого запаха формалина, после окончания дезинфекции таким же способом вводился аммиак – и дезинфицируемые предметы немедленно становились пригодны к употреблению.

Освещение поезда – электрическое. Осуществлялось от собственной электростанции. Последняя также приводила в движение насос для накачивания воды. На случай порчи электрического освещения поезд оборудован всеми необходимыми устройствами для освещения свечами.

В этом же вагоне размещены сапожная и портняжная мастерские - для производства мелкой починки обуви и одежды. Имелся и необходимый штат сапожников и портных, а также значительный запас инструментов и материалов. В этом же вагоне установлен и переносной электрический насос для подачи воды из источника по пути следования – о чем мы говорили выше.



Далее следуют вагоны-раздевалки.
Для раздевалки взяты товарные 4-осные вагоны. Снаружи они утеплены войлоком, толем и деревянной обшивкой. Эти вагоны имели двойные полы, которые покрыты линолеумом. Входные двери помещены по одной с каждой стороны. Окна вагонов сделаны на высоте имевшихся люков и расположены в шахматном порядке. Остекление – в виде прессованых стекол. В вагонах имелись три потолочных вентилятора – как в обычных пассажирских вагонах.

Оборудование раздевалки состояло из скамеек с нумерованными местами (48 единиц), а для обслуживающего персонала и цирюльников имелись ненумерованные места под окнами. Полки над скамьями и места под ними также занумерованы и служили для размещения снимаемого белья и одежды раздевающихся. Каждое место размером 650 мм, на скамье, полках и под скамьей отделено от другого перегородкой.

Перед входом в раздевалку каждый боец сдавал свои ценные вещи на хранение заведующему поездом - под квитанцию. При входе в раздевалку каждый солдат получал металлический номерок, по которому отыскивает и занимает соответствующее место. Снимаемую с себя грязную верхнюю одежду посетитель складывает в один мешок, а белье - в другой. Мешки, с заранее прикрепленными к ним номерами, соответствующими номерам мест хозяев, помещаются под скамьями и на верхних полках.



В раздевалке солдаты могли быть подстрижены и побриты – имеющимися в вагоне цирюльниками. Стрижка производилась механическими или ручными машинками.

Так как баня, если ей пользуются заразные больные, может принести обратный эффект (в смысле распространения заразы), фельдшерам и банщикам, находящимися в составе администрации поезда-бани, вменялось в строгую обязанность осматривать в раздевалке каждую группу солдат - прежде, чем допустить ее в вагон-баню.

Выявленных больных, особенно с кожными заболеваниями, а также подозрительных - фельдшера немедленно изолировали и разрешали пользоваться баней отдельно от здоровых. После этого баня, раздевалка и одевалка тщательно дезинфицировались.

Из раздевалки раздевшиеся и оставившие грязное белье и одежду солдаты через утепленные межвагонные переходы перемещались в вагоны-бани.

На полу раздевалки и в переходах были положены веревочные маты.

Рассмотрим «сердце» поезда-бани - вагон-баню.

При проектировании вагона-бани было принято во внимание основное требование - чтобы при наибольшем объеме помывшихся было истрачено как можно меньшее количество воды и израсходовано наиболее экономно.

С этой целью решено было остановиться на душевой системе - имеющей преимущество в том, что при постоянной смене свежей воды, омывающей моющихся, меньше шансов передать заразу от одного лица к другому. Имела значение и относительная дешевизна душевой системы.

Привыкнув париться на традиционных для русской бани полках, русский солдат не изменял привычке и в поезде-бане. Парильное отделение позволяло бойцу несколько минут полежать на полке - пропотеть и попариться, и затем идти в душ.

Для вагонов-бань были использованы 4-осные пульмановские вагоны 3-го класса - хорошо утепленные снаружи войлоком, толем и обшивкой. Для большей чистоты и прочности, панели вагона обиты цинком, а верхняя часть стен, потолок и пол покрыты линолеумом и покрашены масляной краской. Полы, покрытые деревянной решеткой, имели значительный уклон к определенным местам - в которых для отвода воды имелись отверстия, снабженные трубами с водяными сифонами.

Две трети этого вагона занимало мыльное отделение и одну треть - парильное. В первом отделении, вдоль стен вагона были расположены 24 душа и 4 водоразборных крана - два с горячей и два с холодной водой. Души отделены друг от друга перегородками - чтобы предоставить каждому моющемуся изолированное место. Посередине отделения установлены скамьи.

Второе отделение – парильня - имела полок для парки, три душа, также изолированные друг от друга перегородками, и 2 крана.

В парильном отделении были установлены дополнительные батареи отопления - и температура достигала 65 градусов. К каждому душу проведена холодная и горячая вода, смешивающаяся особыми кранами-смесителями. Окна двойные, снабжены прессованными стеклами. С обеих сторон вагонов – утепленные тамбуры (чтобы сохранить как можно более высокую температуру бани). Для предотвращения размыва пути в пунктах стоянки поезда-бани, грязную воду отводили на значительное расстояние от железнодорожного полотна.

Как происходил процесс мытья?

Раздевшись в раздевалке, солдаты переходили в баню. Здесь каждый из них получал кусок мыла, мочалку и металлический таз (для приготовления мыльной воды). Выдавали инвентарь, наблюдали за порядком в бане и регулировали краны-смесители 2 банщика (на каждый вагон).

Как мы отметили выше, каждый вагон-баня имел 24 душевых места - следовательно на один вагон раздевалки, вмещавший 48 человек, требовалось два вагона-бани. При этом на мытье отводилось полчаса времени. Пока люди мылись, санитары относили их мешки с бельем и в дезинсекционную камеру (для уничтожения насекомых) и (при необходимости) в дезинфекционную камеру.



Вымывшиеся в бане переходили в одевалку. Она была организована аналогично раздевалке. Войдя в нее, боец по номерку, который был ему выдан при входе в раздевалку, легко отыскивал номер своего места (тот же что и в раздевалке) и находил комплект чистого белья и свою одежду, уже обезвреженную и обеззараженную. Грязное же белье, после соответствующей дезинсекции передавалось в вагон-склад для грязного белья.

О других подробностях функционирования поезда-бани, а также о том – насколько масштабно такие поезда действовали – в следующей статье цикла.

Окончание следует...

Автор: Олейников Алексей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 35

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 11 июля 2018 05:37
    Спасибо автор. Особенно впечатляют цифры потерь от водействия оружия и в несколько раз большие от болезней. Ну и продуманность состава поезда тоже.Есть некоторые неясные вопросы, но думаю во второй статье автор ответит на них. Не будем спешить. Быт армии, это малоописываемая, но интересная тема.
    1. Reptiloid (Дмитрий) 11 июля 2018 07:01
      Приветствую Вас ,Николай и присоединяюсь .Да, по поводу потерь на 1МВ войне читал, что как-то с подсчётами было не отрегулировано .
      Также предполагаю, что должны появиться статьи на тему медицинского обслуживания раненных и заболевших солдат. Ведь в 1МВ как раз и формировались Военно-Медицинские мероприятия уже на другом уровне, чем раньше.
      1. амурец (николай) 11 июля 2018 07:26
        Цитата: Reptiloid
        Ведь в 1МВ как раз и формировались Военно-Медицинские мероприятия уже на другом уровне, чем раньше.

        Дима, согласен, потому как на новом этапе появилось оржуие массового уничтожения (химическое) и начали появляться идеи бактериологического оружия. Хотя с глубокой древности делались попытки применения нечто подобного; при помощи метательных машин забрасывались трупы животных больны какими-либо заболеваниями, распространялись заражённые вещи и Т.П. Поэтому и надо было на новом уровне развивать медико-санитарное обслуживание войс и населения.
        1. Reptiloid (Дмитрий) 11 июля 2018 07:52
          Помните, Николай были статьи автора про ОВ? После них я читал по этой теме и прочёл о совершенно новых действиях российских врачей в связи с появлением этого нового оружия.
          А инфекционные болезни, конечно, требовали профилактики, которая и описана в этой статье. Встречал статьи о холере в начале 20 века.
          Вообще, тема о российских врачах в 1МВ ---огромная, подобно вкладу медиков. Произошли новшества в разных отраслях военной медицины.
  2. Адьютант (Святослав) 11 июля 2018 07:13
    Тема малоосвещенная, а вопрос очень важен для армии, тем более в военное время.
    А учитывая любовь русского человека к бане - тем паче.
    Интересна не только идея Министерства путей сообщения, но ее быстрое и качественное воплощение в жизнь
  3. Ольгович (Андрей) 11 июля 2018 08:36
    Думаю, что и сегодня бы ничего сильно более прорывного не придумали бы: тот же пар, те же дезинсекционные и дезинфекционные камеры.
    Спроектировано со знанием и умом, желанием.
    в которых для отвода воды имелись отверстия, снабженные трубами с водяными сифонами.

    Интересно: сифоны существуют для предотвращения попадания запаха из последующей системы канализации , которой в поезде , естественно, не было. Видимо, они были смонтировны для предотвращения попадания морозного воздуха Но как предотвратили их замерзание?recourse
  4. Геннадич (Георгий) 11 июля 2018 08:45
    и продолжается как тут уже писали-хруст булки переходящий в раскат грома...да больше тиф там был и вши..были бани не спорю-но по статье "телевизионная киселевщина"..как будто везде все было идеально...
    1. Гнусный скептик (Тимур) 11 июля 2018 08:57
      Воспринимайте статью, просто как научно-популярную из журнала "Наука и жизнь". Ведь интересная публикация. Зачем уходить в политику в техническом описании конструкции и процессе использованию чего-либо?
    2. ПоручикТетеринъ 11 июля 2018 09:29
      Уважаемый, да вспышки заболеваний были, этого никто и не отрицает. Как никто и говорит о том, что бани были абсолютной панацеей от всех болезней. Если бы Вы взяли на себя труд внимательно прочесть статью, то заметили бы, что в тексте речь идёт преимущественно о технических и организационных особенностях функционирования передвижных бань РИА. А ещё там сказано, что такие бани возникли в результате действий правительства и общественности, которые желали всеми силами помочь защищающей Россию армии. А Вы привносите в обсуждение статьи откровенно оскорбительные лозунги. Неужели Вас так глубоко задевает факт заботы русского общества о армии?
      1. Геннадич (Георгий) 11 июля 2018 09:32
        дело в том что в России о солдате не заботились никогда-ни при царе ни при советах ни сейчас..солдат как был скотом так и остался
        1. Reptiloid (Дмитрий) 11 июля 2018 11:22
          Я предполагаю что мы увидим здесь статьи Автора на тему медицины в 1МВ.Поэтому не буду подробно, хотя читал по этой теме. Замечу только, что достижения Российских медиков во время 1МВ---огромны! Как в отношении лечения болезней, профилактики, диагностики, документации и отчётности, рекомендации по оформлению пенсий и пособий. Во время 1МВ и появились передвижные рентгеновские станции(хотя тогда они назывались по-другому). Лучшие специалисты, медики, Российские знаменитости, внесли свой вклад. Думаю, что Автор нам сообщит по этому поводу потом. Ведь Советская медицина возникла не на пустом месте! Преемственность была сохранена!!!
          1. Геннадич (Георгий) 11 июля 2018 17:16
            передвижные ренгеновские станции?появился новый вид дури? what как называется?где брать? good
  5. ПоручикТетеринъ 11 июля 2018 09:07
    Интересная и очень познавательная статья. О поездах-банях раньше ничего не знал. Жаль, что о быте русской армии времён Второй Отечественной у нас так мало известно, и как хорошо, что сейчас эта несправедливость устраняется неравнодушными людьми. Автору—моя искренняя благодарность за проделанный труд! hi
  6. XII легион (Цезарь) 11 июля 2018 09:13
    Интересны не только военно-бытовые вещи, которые являются ноу-хау России: например полевая кухня и поезда-бани (у остальных стран они появились позднее), но и то, как заботились о солдате.
    И дезинсекция (обработка всей одежды на предмет удаления паразитов), и дезинфекция (обработка одежды больных людей), и выдача чистого белья, и чайные - чтоб солдат сразу не попал на открытый воздух и не дай Бог не простудился - лучше остыть и попить чайка.
    И организация конечно.
    Сейчас в мирное то время такие поезда не построят, не то что в военное.
    Спасибо!
  7. andrewkor 11 июля 2018 09:27
    Зима 1972 года,в Наро-Фоминске гарнизонная баня стала на аварийный ремонт.На её задворках развернули полевую баню в огромных палатках.Ощущения не передаваемые, но мыться можно и ни кто не заболел!
  8. Curious (Victor) 11 июля 2018 12:15
    Справедливости ради стоит отметить, что первый банно-прачечный дезинфекционный поезд (БПДП) появился в России в 1904 году и, несмотря на свои скромные размеры (всего четыре вагона), неплохо проявил себя во время русско-японской войны. 1904-1905 годы - период организационного становления санитарно-эпидемиологической службы Русской армии. Как раз в этот период создаются дивизионные и корпусные дезинфекционные и санитарно-гигиенические отряды, отдельные подвижные инфекционные госпитали, вводятся должности армейских врачей-гигиенистов и при них врачей для поручений, должности начальников санитарной части при каждой из 3-х Маньчжурских армий.
    И немного иллюстраций.

    Вагон-цистерна для перевозки воды (https://aftershock.news/?q=node/609030&full)
    1. Curious (Victor) 11 июля 2018 12:17

      Паровоз с тендером.(https://aftershock.news/?q=node/609030&
      amp;full)
      1. Curious (Victor) 11 июля 2018 12:20

        Вагон-электростанция(.https://aftershock.news/?q=
        node/609030&)
        1. Curious (Victor) 11 июля 2018 12:22

          Парикмахерское отделение.(.https://aftershock.news/?q=
          node/609030&)
          1. Curious (Victor) 11 июля 2018 12:24

            Вагон-баня..(.https://aftershock.news/?q=
            node/609030&)
            1. Curious (Victor) 11 июля 2018 12:26

              Вагон-прачечная..(.https://aftershock.news/?q=
              node/609030&)
  9. танк66 11 июля 2018 13:52
    Обалденный поездок. После СА осталось ощущение ,что какие-то шпионы-вредители на армейских складах ещё , заражают белье мандавошками или пардон бэтээрами...Может ,только ,в нашем ППД..В учебке - не было...Оденешь с новья ,а через день уже чешешься.И че-та вошебойка не часто навещала.Она / прожарка/ - отдельная тема : сдуру /или забывши/ отдашь ремень кожаный - назад выдают палку или бумеранг -смотря как висел...Выручали /от фауны/ бензиновые протирания и стирки..,
    1. Curious (Victor) 11 июля 2018 13:56
      Это Вы где служили, что Вас вошь лобковая мучала? Платтяная да, бывало-с, но чтоб лобковая, да со сменным бельем...
      1. танк66 11 июля 2018 14:06
        24 гвардейский танковый Пражский орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полк . г. Шинданд провинция Герат.ДМБ 86...Разницу между упомянутыми тварями особо не различаю.Но чесалось всё,включая лобок.А самым кайфом ,после операции ,в парке ,было сбросить всем экипажем нижнее бельё в кучу ,облить соляркой и стоять слушать как "трещат пистоны" и матерится гв.ст.прапорщик Король.
        1. Curious (Victor) 11 июля 2018 14:21
          Понятно. Занесло Вас. Городом, конечно, дыру эту назвать сложно. Разве что по местным меркам. Исмаил Хан там, по моему, до сих пор воюет, теперь уже с талибами.
          1. танк66 11 июля 2018 14:30
            Нормально.А Исмаил-хан,жил в 10 км от нашего полка в своей Михайловке .Мы его особо не трогали ,и он подлянить уходил по-дальше.
            1. Curious (Victor) 11 июля 2018 19:56
              Так у него банда была в несколько раз больше, чем танковый полк вместе с оркестром.
              1. танк66 11 июля 2018 20:38
                laughing А мы не одни стояли lol .Ещё мотострелковый полк.И ракетно-артиллерийский . Как-то ,праздники майские плохиши нам пытались испортить.Ночью обстреливать артсклады начали.своими ракетками..Так получилось ,со мной рядом машина разведки стояла - типа БМП с "телескопом"./ в интернете такой модели не попадалось/.Я офигел - меньше минуты прошло,как они свои цифирки по рации передали и весь РАП ожил.Грады ,САУ../жаль нет смайлика с выпученными глазами/ Мы с танков добавили.Чисто Курская дуга.Причем днем./осветительные снаряды/ А утром по "рабочим"координатам крупней ишачей уздечки ничего не нашли.И сопли мясные. hi
                1. Curious (Victor) 11 июля 2018 21:35

                  Может такая?
                  1. танк66 11 июля 2018 22:23
                    По "юношеским "воспоминаниям -,вроде гляделка больше была what ,с линзой см 30.Мне больше,помнится ,что внутри стояла фиговина ,наподобие принтера с прозрачной крышкой ,вставлялся широкий рулон бумаги ,с уже нанесенной картой , и как бы машина не ехала /даже метров 5/ установленный тонюсенький карандаш ,чертил след и они всегда знали свои координаты ,без всяких спутников.Лазерный дальномер наводился на цель, данные выводились на электронный вычислитель..Оставалось "позвонить друзьям" .Еще помню -экипаж был чел 5 и ,что удивило -без офицеров, хотя кнопок и экранчиков дофига laughing
                    1. Curious (Victor) 11 июля 2018 23:02
                      "...стояла фиговина ,наподобие принтера ..."

                      Курсопрокладчик КП-4 - предназначен для определения прямоугольных координат и дирекционного угла оси объекта и вычерчивания маршрута движения при установке на него начальных значений на начальной точке.
                      1. Curious (Victor) 11 июля 2018 23:14

                        Подвижный разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
                      2. Curious (Victor) 12 июля 2018 00:03
                        "По "юношеским "воспоминаниям -,вроде гляделка больше была, с линзой см 30"
  10. танк66 12 июля 2018 13:38
    Curious,
    Спасибо.Как говорят белорусы Ён самый./ и "телескоп" и "принтер" /.Реально спасибо... hi
    А ,вот,ещё загадка /для меня/ - снимок - полароидный- сувенир с /возможно/ измайловца ,ушедшего к гуриям. angry примерно в те деньки.
    Как на поляроиде они умудрялись монтаж мастрячить.В зеркальной комнате,что-ли. what
    1. Curious (Victor) 12 июля 2018 17:06
      Возможно это монтаж, выполненный и отпечатанный в фотоателье, а потом просто переснят на Полароиде.
Картина дня