Подводные бойцы дуче. Как зарождалась 10-я флотилия MAS

35
После Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи геополитические амбиции Италии существенно возросли. В этом не было ничего удивительного, поскольку из относительно сильных стран на Адриатическом побережье осталась лишь Италия. Балканские владения Австро-Венгрии вошли в состав Государства словенцев, хорватов и сербов (затем – Королевство сербов, хорватов и словенцев) и, хотя ГСХС получило при своем создании весь австро-венгерский флот, тягаться в Адриатике с Италией молодая страна не могла. На некоторое время в Риме успокоились с разработками в сфере подводных диверсий, поскольку противостоять в Адриатике было больше некому.

Подводные бойцы дуче. Как зарождалась 10-я флотилия MAS




С приходом к власти фашистской партии Бенито Муссолини ситуация стала меняться. Фашистская Италия все активнее демонстрировала свои имперские амбиции. Дуче хотел видеть свою страну наследницей Римской империи, властительницей не только Адриатики, но и всего Средиземноморья и Восточной Африки. На африканском средиземноморском побережье кроме Ливии его интересовал Тунис, в Восточной Африке – Эфиопия и Судан, а Албанию и Югославию он также считал исключительной зоной итальянского влияния. Со второй половины 1920-х гг. фашистская Италия приступила к масштабному укреплению своих вооруженных сил, в том числе и военно-морского флота, которому уделялось особое внимание. Ведь Италия продолжала считать себя морской державой и собиралась стать достойным конкурентам другим европейским колониальным империям.

С начала 1930-х гг., на фоне дальнейшего обострения мировой политической ситуации, Италия практически открыто взяла курс на завоевание Эфиопии (Абиссинии). С 1934 г. итальянский генеральный штаб начал разработку плана военной операции. Одновременно на дипломатическом уровне обеспечивалось невмешательство европейских держав в политику Италии в Восточной Африке. Уже 7 января 1935 года Италия подписала с Францией особое соглашение, согласно которому взамен на поддержку французской политики в Европе получала несколько островов в Красном море, а главное – возможность использования в своих целях французского участка железной дороги Джибути – Аддис-Абеба. Таким образом, Франция фактически давала добро на захват Эфиопии, поскольку французскому руководству было понятно, что железная дорога будет использоваться для обеспечения итальянских войск, которым предстояло развернуться на эфиопском направлении.

Итальянская кампания в Восточной Африке требовала от Рима не только наличия совершенного военно-морского флота, но и готовности к возможному столкновению с британскими королевскими военно-морскими силами – самым мощным на тот период флотом в мире. Не стоит считать итальянских адмиралов и старших офицеров того времени безумцами – они прекрасно понимали, что в прямом столкновении с британским флотом итальянские военно-морские силы будут обречены. Единственным выходом могло быть лишь использование таких методов и такого оружия, которые бы лишали «британского льва» его закономерных преимуществ. Здесь итальянское командование и вспомнило о «людях – торпедах» времен Первой мировой войны и о знаменитой диверсии Раффаэле Россетти и Раффаэле Паолуччи.

Лейтенант Тезео Тезеи (1909-1941) был молодым офицером итальянского военно-морского флота. В 1931 году он окончил Военно-морскую академию в Ливорно, в 1933 г. – военно-морскую инженерную школу в Неаполе, а подводными торпедами заинтересовался еще раньше, в 1929 году. Несмотря на возраст, Тезеи подавал очень большие надежды – молод, любознателен, талантлив, со склонностью к авантюрам и риску. Он с очень большим интересом изучал работы по конструированию и применению подводного оружия, которое могло бы дать Италии большие преимущества в неминуемой морской войне с британцами. Днями и ночами думал Тезеи над тем, как дополнить и улучшить проект Россетти и Паолуччи.

На помощь офицеру пришел другой выпускник Ливорнской военно-морской академии – Элиос Тоски (1908-1989), который после окончания академии продолжал учебу в Генуэзском университете. Тоски тоже был талантливым военно-морским инженером. Вместе с Тезеи они прекрасно дополняли друг друга, начав разработку нового проекта на военно-морской базе в Специи. Смысл проекта заключался в том, чтобы модернизировать аппарат Россетти и сконструировать такой механизм, который бы позволял двум водолазам плыть, продвигаясь к назначенной цели, атаковать цель, находясь при этом под водой, и самим оставаться живыми, благополучно эвакуировавшись с места проведения операции.

Изобретенный Тезеи и Тоска аппарат походил на крохотную подводную лодку, был оснащен электрическим двигателем и рулевым устройством. Главное отличие от подводной лодки заключалось в том, что в аппарате Тезеи-Тоска экипаж находился не внутри, а снаружи, как всадники. Боевые пловцы могли бы опускаться на глубину до 30 метров, совершая любые диверсионные действия.

Начальник генерального штаба ВМС Италии адмирал Каваньяри сразу же одобрил идею Тезеи и Тоска и распорядился построить на заводе в Специи два опытных экземпляра подобного аппарата. Их сделали всего за два месяца, а на испытаниях, которые принимал адмирал Фалангола, аппараты показали себя очень хорошо, после чего морское командование решило приступить к отбору и подготовке добровольцев из числа офицеров ВМС Италии. В состав первой группы входили, кроме Тоска и Тезеи, старший лейтенант Франдзини, лейтенант Стефанини и гардемарин Чентурионе. Поскольку Тезеи и Тоска часто находились в плавании, общее руководство подготовкой пловцов осуществлял капитан 2-го ранга Каталано Гонцага. Однако война в Восточной Африке оказалась неожиданно быстрой, в связи с чем итальянское командование временно отказалось от дальнейших изысканий в направлении подводного оружия. Они продолжились в 1939 году, после серьезного обострения мировой политической обстановки. В том же году была создана 1ª Flottiglia Mezzi d’Assalto – 1-я военная флотилия, которая в 1941 году была переименована в 10-ю флотилию MAS. Она была размещена в Специи, а ее командиром назначен капитан 2-го ранга Паоло Алоизи.



Флотилия подразделялась на четыре группы. Первая группа надводных работ включала маленькие быстроходные катера, модель которых была разработана генералом авиации герцогом Амедео д'Аоста. Катер был начинен взрывчаткой, которая срабатывала, когда катер врезался в цель – вражеское судно. Рулевой катера за несколько секунд до столкновения должен был выброситься в море. Вторая группа включала человекоуправляемые торпеды, разработанные Тезеи и Тоска. На вооружении третьей группы находились специальные малые субмарины. Четвертая группа, известная также как «группа Гамма», была укомплектована боевыми пловцами – добровольцами из личного состава ВМС, отличающимися своими прекрасными физическими и морально-психологическими качествами. Таким образом, в составе итальянского военно-морского флота было создано уникальное подразделение, способное к выполнению самых невероятных задач.

Доставку управляемых торпед в район их применения предстояло осуществлять подводным лодкам «Идире», «Гонар» и «Шире», которые были оснащены специальными контейнерами для нового оружия. Боевые пловцы могли доставлять специальные 2-килограммовые заряды «Чимиче» и 4,5-килограммовые «Баулетти». Каждый боевой пловец мог доставить к цели до пяти зарядов, при этом «Чимиче» был оснащен взрывателем замедленного действия, а «Баулетти» крепился к днищу судна во время его стоянки в порту, а взрывался после того, как корабль набирал определенную скорость, уже находясь в море. В результате подрыва с помощью «Баулетти» корабль противника тонул, при этом не представлялось возможным установить причину гибели судна.

10 июня 1940 года Италия официально объявила войну Великобритании и Франции, выступив на стороне Германии. 1 сентября 1940 года близ Ливорно была открыта школа подводных пловцов. В нее принимались исключительно добровольцы – офицеры всех видов вооруженных сил, унтер-офицеры и матросы флота, причем отбор был строжайшим. Далеко не каждый курсант мог завершить курс обучения, а «отбракованных» возвращали в часть, присваивая квалификацию обычного водолаза.

15 марта 1941 года на базе 1-й военной флотилии была создана 10-я флотилия MAS (штурмовое средство, второй вариант - противолодочный моторный торпедный катер). Командиром флотилии был назначен капитан 2 ранга Витторио Моккагатта. В состав флотилии вошли оперативный и исследовательский отделы штаба, надводный отряд под командованием капитана 3 ранга Джорджио Джоббе, и подводный отряд, которым командовал капитан 3 ранга Валерио Юнио Боргезе. Именно князь Валерио Боргезе стал тем человеком, с которым до сих пор весь мир ассоциирует итальянских боевых пловцов.

Валерио родился в 1906 году в семье, принадлежавшей к известнейшей итальянской аристократической фамилии Боргезе. В роду Боргезе были и папа римский Павел V, и зять Наполеона Бонапарта Камилло. Сам Валерио Боргезе в 1928 году окончил все ту же военно-морскую академию в Ливорно и был направлен служить на подводный флот. К 1933 году он дослужился до командира подводной лодки, в 1941 году возглавил подводный отряд 10-й флотилии, а в 1943 году был официально назначен командиром 10-й флотилии MAS. Боргезе получил прозвище «Черный принц». Надо сказать, что он действительно заслужил и те почести, которыми осыпало его фашистское руководство, и тот авторитет, которым он до сих пор, спустя многие десятилетия после смерти, пользуется среди подводников и моряков не только Италии, но и многих других стран. Князь Боргезе не только сумел превратить свою флотилию в самое эффективное соединение итальянских военно-морских сил, но и лично участвовал в боевых операциях.

С начала 1941 года итальянские подводные диверсанты стали готовиться к проведению операций против британского флота в Средиземном море. В качестве первой цели были выбраны британские корабли, находившиеся в бухте Суда на острове Крит. На протяжении января – февраля 1941 года итальянцы вели разведку, но лишь 25 марта пилоты разведывательных самолетов сообщили, что в Суде появились подходящие цели для атаки – тяжелый крейсер «Йорк», два эскадренных миноносца и 12 транспортов. С острова Лерос в Эгейском море, где находилась база 10-й флотилии ВМС Италии, вышли в море эсминцы «Франческо Криспи» и «Квинтино Селла». На каждом из них находились по 3 быстроходных катера МТМ. Командование подразделением катеров осуществлял лейтенант Луиджи Фаджони (на фото).

25 марта 1941 года в 23:30 в 9 милях от входа в бухту Суда быстроходные катера были спущены на воду с итальянских эсминцев. Полчаса потребовалось им, чтобы подойти к горлу бухты и начать движение в сторону цели. Катерам удалось успешно миновать заграждения и около 4:45 утра 26 марта 1941 года приготовиться к атаке. В 5:00 два катера, управляемые младшим лейтенантом Анджело Кабрини и старшим унтер-офицером Туллио Тедески, подошли к крейсеру «Йорк» на расстояние 300 метров и спустя полчаса, в 5:30, атаковали корабль. Когда до крейсера оставалось около 90 метров, Кабрини и Тедески выбросились со своих катеров. Оба катера взорвались прямо у крейсера, из-за чего «Йорк» накренился, а орудия береговой артиллерии британцев начали стрелять по морю, не наблюдая при этом цели.

Третий катер МТМ под управлением старшего унтер-офицера Лино Беккати повредил другой корабль – переоборудованный британцами бывший норвежский танкер «Перикл». Катера под управлением сержанта Эмилио Барбери и унтер-офицера Алессио Де Вито прошли мимо цели. Командир подразделения лейтенант Фаджони, первоначально также собиравшийся направить свой катер на крейсер «Йорк», увидел, что британский корабль и так накренился и решил врезаться в другой корабль, но его катер тоже прошел мимо цели.



Все шестеро боевых пловцов, участвовавших в атаке на бухту Суда, сразу же были схвачены британцами. Англичане смогли полностью восстановить и один из маленьких катеров, спеша получить представление о том, какие средства используют итальянцы. Несмотря на пленение пловцов, атака была очень успешной – крейсер «Йорк» вышел из строя, а танкер «Перикл» менее чем через месяц разломился пополам во время попытки транспортировки. Что касается участников операции, то все они пробыли в британском плену до 1944-1946 гг.

Интересно, что все боевые пловцы – участники атаки в Суде – дожили до весьма преклонного возраста: Луиджи Фаджони, дослужившийся в послевоенной Италии до контр-адмирала, умер в 1991 году в 82 года, Алессио Де Вито, ушедший в отставку лейтенантом, ушел из жизни в 1982 г. в 76 лет, Туллио Тедески – в 1987 году в 77 лет, Эмилио Барбери стал капитаном 3 ранга и умер в 2002 году в 85 лет, капитан 3 ранга Лино Бекатти – в 1999 году в 86 лет, а Анджело Кабрини, который дослужился до вице-адмирала, сделав самую серьезную карьеру в ВМС послевоенной Италии, умер в 1987 г. в 70 лет.

Атака на бухту Суда стала первым масштабным примером использования 10-й флотилии MAS. Вскоре последовали и другие операции, о которых будет рассказано в следующей части статьи.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 июля 2018 05:34
    Интереснейший цикл получается. Спасибо.
    1. +6
      9 июля 2018 06:01
      Цитата: Reptiloid
      Спасибо.

      Поддерживаю
      Цитата: Reptiloid
      Интереснейший цикл получается.

      Хорошо бы еще осветить их роль на Черном Море. Особенно в истории с "Пигмеем"
      1. +2
        9 июля 2018 06:17
        Доброе утро, Сергей!Довольно часто получается, что Илья освещает темы, о которых не задумывался, не читал до этого.
        1. +2
          9 июля 2018 06:22
          Цитата: Reptiloid
          Доброе утро, Сергей!

          Да, очень доброе и ОЧЕНЬ солнечное. Дмитрий hi
          Цитата: Reptiloid
          Довольно часто получается, что Илья освещает темы, о которых не задумывался, не читал до этого.

          Не совсем ясен Ваш пассаж, но если Илья действительно очень узко рассматривает вопросы, то есть шанс расширить кругозор.
          1. +3
            9 июля 2018 06:39
            Цитата: svp67
            Да, очень доброе и ОЧЕНЬ солнечное. Дмитрий hi .....
            Не совсем ясен Ваш пассаж, но если Илья действительно .......
            Речь о том, Сергей, что благодаря статьям Ильи я , раширяю свой кругозор совершенно неожиданными для себя темами и рад этому.
            Ну, а солнышко у многих, да не в Питере!!!Уже с неделю дождь ежедневно.
            1. +3
              9 июля 2018 06:42
              Цитата: Reptiloid
              Уже с неделю дождь ежедневно.

              Сочувствую. У нас тоже не без дождей, даже тропические ливни бывают, уж где те тропики и где Урал, а вот оно как бывает, но и солнца ПРЕДОСТАТОЧНО. Что благотворно сказывается на урожайности грибов good
      2. +5
        9 июля 2018 06:33
        Цитата: svp67
        Хорошо бы еще осветить их роль на Черном Море.
        ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
        На старинном братском кладбище в Севастополе высится памятник 12-метровая фигура скорбящего
        матроса с надписью: "Родина - сыновьям". На стеле значится: "Мужественным морякам линкора
        "Новороссийск", погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 года. Верность военной
        присяге была для вас сильнее смерти". Фигура матроса отлита из бронзы винтов линкора...
        Об этом корабле и его таинственной гибели мало кто знал до конца 80-х, когда о нем разрешили
        писать, и судьба его, как мы увидим, связана с темой нашей книги. Цитата и книги"Валерио Боргезе- чёрный князь людей-торпед". https://royallib.com/book/borgeze_valerio/desyata
        ya_flotiliya_mas.html
        1. +2
          9 июля 2018 06:40
          Цитата: амурец
          Об этом корабле и его таинственной гибели мало кто знал до конца 80-х, когда о нем разрешили

          Если вспомнить сколько людей погибло тогда и с каких мест СССР они были призваны, то знали об его гибели очень многие.
          1. +5
            9 июля 2018 07:04
            Цитата: svp67
            Если вспомнить сколько людей погибло тогда и с каких мест СССР они были призваны, то знали об его гибели очень многие.

            знали многие, в этом я с вами согласен. Цитата взята из книги на которую я дап ссылку. А то что происходилов те дни, описал Н. Черкашин:"РЕКВИЕМ ПО ЛИНКОРУ

            Женщины валялись среди надгробных венков, рыдали и голосили, проклиная море, судьбу, корабль, адмирала... В их глазах еще стояло страшное ночное видение: черная туша опрокинувшегося линкора, скопище людских голов в воде, бурлящей от вырывавшегося из корпуса воздуха, от предсмертных вздохов, от взмахов сотен рук, плывших и утопавших. Они плыли к берегу, где с высоты железнодорожной насыпи взывали к ним их жены и дети. Они тонули у них на глазах, и жены, мертвея, превращались во вдов, сыновья - в сирот. Стена людского горя остановила ночной экспресс, шедший в Севастополь 29 октября 1955 года..."
          2. +4
            9 июля 2018 09:38
            Цитата: svp67
            Если вспомнить сколько людей погибло тогда и с каких мест СССР они были призваны, то знали об его гибели очень многие.

            Сергей. Уважаю ваше мнение, но слишком много тайн скрывалось, не тех что составляли государственную тайну а вот такую:""Уважаемые ... (имярек)!
            С глубокой скорбью сообщаю Вам, что ваш сын (муж)
            трагически погиб в океане при выполнении служебного задания. Ваш сын (муж) был хорошим моряком, верным товарищем и навсегда останется в памяти боевых друзей как образец исполнения своего долга перед Родиной.
            Примите наши искренние соболезнования. Контр-адмирал В.Дыгало".
            Еще не прогремели выстрелы на Даманском, еще не запылал Афганистан, но уже cлучился "Новороссийск", и опыт тайных похорон, накопленный стражами народного покоя со времен ГУЛАГа, отточенный на сокрытии севастопольской трагедии - крупнейшей за всю историю отечественного флота, помог легко спровадить в реку забвения имена погибших. Благо, что подводную лодку с ее несчастным экипажем поглотили километровые глубины.
            Вот уж где - концы в воду...
            Газетный реквием "Новороссийску", прогремевший спустя треть века после гибели линкора, вызвал детонацию памяти у многих людей. Моряки начали вспоминать вслух. Вспоминать то, о чем приказано было не помнить, погибших в море товарищей". Н,Черкашин. "Тайна точки "К". Второе название "Операция Дженифер".
            1. +4
              9 июля 2018 12:56
              Впервые о линкора" Новороссийск" я услышал в 1975 : в наш сельский магазин зашёл мужик ,а мы там леску с крючками покупали, разговорились. Он говорил,что не может на рыбу смотреть: его достали из затонувшего корабля,а его товарищи погибли.
              Потом я о нем читал в книге Первенцева" Матросы", считал за авторский вымысел
        2. +1
          9 июля 2018 06:57
          Доброго дня уважаемому Николаю! Жду продолжения, ещё, как минимум 2 статьи будет или больше? А там уже с литературой определяться буду!
          1. +2
            9 июля 2018 13:14
            Дай бог, чтобы было больше статей: материал интересный,проглатывается мигом
      3. +2
        9 июля 2018 13:12
        Svp, насколько я помню"пигмей"- проект советской особо малой ПЛ? Где-то по ТВ слышал: в 30- был разработан уникальный проект, но на автора кто-то написал донос и его расстреляли,а о лодке забыли. В ВОВ"пигмея " вспомнили и он участвовал в войне. Якобы после оставления Севастополя, её забрали итальянцы
        1. +2
          9 июля 2018 14:15
          Цитата: Роялист
          ВОВ"пигмея " вспомнили и он участвовал в войне.

          В ВОВ, лодки этого проекта не участвовали, но вот что пишет ВикиМафия:"Первоначально эта «карликовая» субмарина разрабатывалась как «автономная подводная лодка, управляемая с самолета». Однако в дальнейшем работы над ней продолжались уже как над сверхмалой подводной лодкой, управляемой собственным экипажем. Работы вели сотрудники 1-го отдела Остехбюро во главе с Ф. В. Щукиным. 27 июня 1936 года проект был одобрен заместителем начальника Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВМС РККА) флагманом 1-го ранга И. М. Лудри. После этого в Ленинграде под руководством А. Н. Щеглова был создан опытный образец АПЛ «Пигмей»....Несмотря на то, что испытания АПЛ «Пигмей», по некоторым данным, «выявили недостатки, которые помешали принять его в состав флота», по их итогам руководством ВМС РККА было принято решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 года, а всей серии — в 1937-м. Несколько «Пигмей» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, очевидно, впоследствии были разобраны. В результате флот не получил ни одной серийной сверхмалой субмарины этого типа, и не только потому, что АПЛ «Пигмей» имела «конструктивные недоработки», а из-за «объективной сложности разрешения принципиально новых технических вопросов», как говорится об этом в официальных документах......В августе 1942 года АПЛ «Пигмей» осматривали итальянские подводники из 11 эскадры сверхмалых лодок (XI Squadriglia Sommergibili CB Regia Marina Italiana), составившие небезынтересное для историков флота ее описание. «Это была новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования, ее размеры не отличались от итальянского типа СВ, но корпус был стройнее и длиннее. Лодка имела довольно большую, но узкую рубку трапециевидной формы. На середине высоты корпуса находились продолговатые углубления, позволявшие располагать в них торпеды». Ссылка на источник: http://wikimapia.org/18378130/ru/%D0%97%D0%B0%D1%
          82%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%
          BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8-%D0%90%D0%9F%D0%9B-%C2%AB%D0
          %9F%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%B9%C2%BB
  2. +3
    9 июля 2018 06:13
    Автору спасибо!
  3. +4
    9 июля 2018 07:21
    Фотография из музея флота в Специи.
    1. +4
      9 июля 2018 08:54
      Уважаемый Владмир, а есть ещё фотографии ? Может быть сделаете фоторепортаж из музея в Специи ? было бы очень интересно узнать больше о таком легендарном и одновременно малоизвестном спецподразделении.
      1. +2
        9 июля 2018 11:13
        Добрый день Михаил!
        Да, фотографии есть, качество не очень.
        Если интересно, могу Вам на почту сбросить.
  4. +1
    9 июля 2018 10:56
    Первая группа надводных работ включала маленькие быстроходные катера, модель которых была разработана генералом авиации герцогом Амедео д'Аоста. Катер был начинен взрывчаткой, которая срабатывала, когда катер врезался в цель – вражеское судно. Рулевой катера за несколько секунд до столкновения должен был выброситься в море.

    Специальные катера типа MTM, начиненные взрывчаткой массой до нескольких сотен килограмм. Принцип их действия был простым, они были подобны торпедам, только управляемым. Ими управлял пловец, который направлял их к вражескому судну, после чего зафиксировав курс и застопорив руль, прыгал за борт. Катер врезался в борт судна и взрывался, делая большую пробоину. Однако успешным их применение было только в самом начале, поскольку, получив опыт, британцы могли вовремя обнаружить несущийся катер и расстрелять его корабельными орудиями.
    Со временем была разработана модернизированная модель катера под обозначением MTR, который имел те же характеристики, что и МТМ, но был меньше размеров, чтобы его можно было помещать в цилиндр для перевозки на подводной лодке.
  5. +2
    9 июля 2018 12:31
    Цитата: svp67
    Цитата: Reptiloid
    Уже с неделю дождь ежедневно.

    Сочувствую. У нас тоже не без дождей, даже тропические ливни бывают, уж где те тропики и где Урал, а вот оно как бывает, но и солнца ПРЕДОСТАТОЧНО. Что благотворно сказывается на урожайности грибов good

    А меня Сахара:апрель без дождя,в мае 1 дождь,июнь и почти пол июля. +34 средняя температура. Давайте меняться: я вам солнышко,а вы мне дождь
    1. 0
      10 июля 2018 13:19
      Цитата: Роялист
      А меня Сахара:апрель без дождя,в мае 1 дождь,июнь и почти пол июля. +34 средняя температура. Давайте меняться: я вам солнышко,а вы мне дождь
      Послал я Вам дождь вчера....А солнышко Ваше -----не получил!!!!!!!
  6. +3
    9 июля 2018 13:21
    "10 июня Италия официально объявила войну Великобритании и Франции" в благодарность,что лягушатник помогли с Эфиопию завоевать. Ведь, если бы они не предоставили свою ЖД, итальянцам было бы много труднее, а так лягушатники, косвенно,но помогли
  7. +3
    9 июля 2018 14:12
    еще мальчиком мечтающим о море,увы,зрение подвело,читал книжку кн.Боргезе- "10 флотилия МАС"
    год не помню,но если учесть что мне лет 14. было,то это 1952+14=1966год .
    Эта книга сохранилась в моей библиотеке, подробно описаны подготовка,
    диверсантов.катера с котрых после неведения на цель пилоты выбрасывались на плотиках, миниподлодки на 2 пресоны-откуда бойцы выходили к цели с магнитными минами. Есть описание боевых опреаций-в частности подрыв Квин Элизабет .Очень интересно даже далекому от военной профессии читателю.
    1. +1
      9 июля 2018 14:25
      нашел ее свободно в сети 1.5мб,скачал себе (в зип сжата)-желающие могут ее скачать бесплатно тут https://nemaloknig.com/downloadbook-fb2-274292/

      год издания 57,я сильно ошибся,возможно лежала у отца в библиотеке.а я добрался до нее позже.
    2. avt
      +2
      9 июля 2018 16:22
      Цитата: nznz
      ,читал книжку кн.Боргезе- "10 флотилия МАС"

      Уже писал ранее к первой части -
      ,,THE SILENT ENEMY"
      Конечно панегирик бритым , да и просто художественный фильм, но на реальных фактах. Правда там киношные итальянцы оседлали копию бритую - ,,Телегу"/Chariot, а в остальном похоже.
  8. +2
    10 июля 2018 00:10
    Цитата: Михаил Матюгин
    Уважаемый Владмир, а есть ещё фотографии ? Может быть сделаете фоторепортаж из музея в Специи ? было бы очень интересно узнать больше о таком легендарном и одновременно малоизвестном спецподразделении.


    О музее в Специи. Николай Черкашин там побывал и вот что рассказывал о зале "воинской славы флота" (за точность названия гарантии не даю). Большой круглый зал с с высоким потолком, по стенам привинчены мраморные доски с выбитыми именами погибших моряков и кораблей. На левой стене (если не ошибаюсь) огромная картина изображающая идущий полным ходом по ослепительным солнцем белоснежный красавец-линкор... "Джулио Чезаре". А на противоположной стене висело полотно такого же размера, но в мрачных тускло-зелёных тонах: на подводном носителе видны были силуэты двух человек в индивидуальных дыхательных приборах. Две картины друг напротив друга... "Джулио Чезаре", он же "Юлий Цезарь", он же "Новороссийск" и диверсанты из флотилии MAS. Совпадение? Никто из наших моряков, бывших там вместе с Николаем, в совпадение не поверил. Объяснений им никто из итальянцев так и не дал, а фотографировать там было запрещено изначально.Николай потом описал это в одной из своих книг, но вот название к сожалению не помню. И ещё, не ручаюсь за достоверность, но вроде бы князь Валерио как-то сказал: "Он у них долго не проплавает..." Имея ввиду "Новороссийск". Но это, я повторяю, уже из области "преданий".
    Автору большущее спасибо за затронутую тему. Будет о чём поговорить в продолжении. hi

    P.S. Я был на Братском кладбище и просто был потрясён Силой и Скорбью излучаемой этим монументом. Мало на свете есть памятников подобным этому! soldier
    1. 0
      10 июля 2018 10:01
      Уважаемый Константин, мне кажется это журналиская спекуляция. Музей флота не большой и главный зал посвящен 10 флотилии. Там очень много экспонатов связанных с ней ( кстати при обилие бюстов и портретов моряков 10 флотили, изображения Валерио Баргезе я не нашел) и картина с Джулио Чезаре одна из многих которые там есть.
  9. +1
    10 июля 2018 15:34
    Цитата: mr.ZinGer
    Уважаемый Константин, мне кажется это журналиская спекуляция. Музей флота не большой и главный зал посвящен 10 флотилии. Там очень много экспонатов связанных с ней ( кстати при обилие бюстов и портретов моряков 10 флотили, изображения Валерио Баргезе я не нашел) и картина с Джулио Чезаре одна из многих которые там есть.


    Уважаемый Владимир!
    Возможно всё дело во времени, я имею ввиду, что со временем музейные экспозиции претерпевают изменения. Сам работал в музее -- знаю о чём говорю. А что касается "журналистской спекуляции", так Николай Черкашин не журналист, а строевой офицер ВМФ СССР. Я его неплохо знаю и, в общем-то, доверяю ему. Он был в Специи где-то в начале девяностых, или в конце восьмидесятых во время визита наших кораблей и был тогда в чине капитана ! ранга. Интересно, когда Вы посещали этот музей? Может просто имеет место быть "нестыковка по времени"?
    Что касается отсутствия изображения Боргезе, то я думаю, что это, возможно, из-за того, что князь был в числе тех кто активно готовил фашистский переворот в Италии. Не помню годы когда вскрылся заговор, но вроде бы после этого Боргезе покончил собой. Но ручаться не буду, всё же это мои домыслы, а подробной информации нет. hi
    1. +2
      10 июля 2018 18:50
      Добрый день Константин.
      Я был в музее в декабре 2017.
      Согласен слово "спекуляция" в отношении господина Черкашина не уместно.
      Что касается Валерио Баргезе, то я читал что он бежал в Испанию от итальянского правосудия за подготовку правого переворота. Да в этом музее выставлена торпеда 530 мм с дерявянным корпусом и металлической бч.
  10. 0
    10 июля 2018 17:10
    Цитата: Reptiloid
    Цитата: Роялист
    А меня Сахара:апрель без дождя,в мае 1 дождь,июнь и почти пол июля. +34 средняя температура. Давайте меняться: я вам солнышко,а вы мне дождь
    Послал я Вам дождь вчера....А солнышко Ваше -----не получил!!!!!!!

    А я дождь и не видел, видимо, они в дороге заблудились. Сегодня у нас+38 и боюсь не придел
  11. +1
    10 июля 2018 17:13
    Интересный материал. Боевые пловцы итальянского ВМФ не смотря на свою малочисленность относились к тем не многим частям или соединениям итальянской армии, которые представляли реальную опасность для противника во воемя обеих мировых войн.
  12. +2
    10 июля 2018 20:01
    в детстве бабушка книгу подарила, зачитывался, изучал планы атак и их вариации
    1. -1
      10 июля 2018 20:07
      Смерть этого патриота до сих пор тяжело переношу...
  13. +1
    10 июля 2018 23:41
    Цитата: mr.ZinGer
    Добрый день Константин.
    Я был в музее в декабре 2017.
    Согласен слово "спекуляция" в отношении господина Черкашина не уместно.
    Что касается Валерио Баргезе, то я читал что он бежал в Испанию от итальянского правосудия за подготовку правого переворота. Да в этом музее выставлена торпеда 530 мм с дерявянным корпусом и металлической бч.


    Доброй ночи, Владимир!

    Ну да, разница почти в двадцать лет, многое могли изменить в экспозиции.

    Автор обещает продолжение истории, значит до встречи за "круглым столом"! drinks

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»