Бой у Расейняя 24 июня 1941 года

Вечером 23 июня 1941 года на дороге у деревни Дайняй, рядом с литовским городком Расейняй, появился одинокий танк типа КВ-1. Не торопясь, двигаясь в направлении дороги, связывающей Расейняй и Шилуву, машина остановилась. Скорее всего, кончилось горючее. Тут и начинается самое интересное. Танк остановился в довольно удобной в тактическом плане местности, дорога, проложенная по болотам, выходящая на трассу, как сегодня принято говорить, была федерального значения. Иными словами, танк встал, как пробка в бутылке. Чтобы его обойти, пришлось бы сделать значительный крюк.

Командир танка, видимо, оценил положение и принял решение. Экипаж остался в остановившейся машине. Какие споры кипели в этот момент в одиноком танке, теперь уже не расскажет никто. Факт остаётся фактом: ни один человек из экипажа не бросил свой пост и не ушёл на восток.

Деревенским картинка постепенно примелькалась: танк замер на обочине и не подавал никаких признаков жизни. Думаю, многие местные жители тогда решили, что танк брошен, как и десятки его собратьев на дорогах войны.


Бой у Расейняя 24 июня 1941 года

Танк КВ-1

Утром 24 июня 1941 года от Расейняя показалась немецкая автоколонна. И тут танк ожил, плавно повернулась башня, прозвенел выстрел.

Позднее местные видели у остовов машин этой колонны обожжённые тела солдат вермахта. Это с большой вероятностью говорит о том, что автомобили перевозили боеприпасы или топливо.

Взрыв привлёк к себе внимание немецкого командования. Дорогу нужно было освободить для подвоза подкреплений, боеприпасов и топлива наступающей кампфгруппе Рауса. Для оценки угрозы была выслана разведка. Да только лёгкие бронеавтомобили — на один зуб танковой пушке калибра 76,2 мм.

После уничтожения разведгруппы за танк взялись всерьёз.


Захваченный у Расейняя немецко-чешский трофей, лето 1941 года

Для уничтожения помехи, заблокировавшей дорогу, была направлена противотанковая батарея, вооружённая новейшими на тот момент пушками РАК-38. Но скрытно подтащенные на позиции в 500 метрах от танка орудия были методично обстреляны вновь ожившим танком. Ответный огонь был безрезультатен, 50-мм бронебойные снаряды лишь оставляли синие отметины на броне. Потеряв несколько орудий (уничтожено — два, повреждено — два) и большую часть личного состава, артиллеристы были вынуждены отойти на безопасную дистанцию. Обстрел танка 105-мм полевыми гаубицами тоже не принёс ожидаемого результата.

Пришло время люфтваффе. Немецкое командование не вызывало самолёты: для пикирующего бомбардировщика одиночный танк — слишком малая мишень. Под авиационным командованием войск Германии было наиболее эффективное по бронепробиваемости 8,8-см зенитное орудие.


8,8-см зенитное орудие FLAK-36

Под прикрытием остовов автомобилей колонны орудие подтянули на дистанцию эффективной стрельбы в 700 метров. Но шевеление на местности было вновь пресечено огнём танковой пушки! 76,2-мм снаряды пушки танка накрыли позицию, смешав орудие и расчёт с землёй.

Помеху требовалось убрать, и срочно. КВ создавал проблемы в транспортировке грузов на передовую. И ночью 25 июня вперёд пошли минёры. Заложенные ими заряды взрыли землю вокруг машины и окончательно лишили танк подвижности, сорвав гусеничные ленты. Но экипаж КВ продолжал свою войну, танк огрызался редкими орудийными выстрелами и пулемётным огнём.

Точку в его судьбе поставили лишь 8,8-см зенитные орудия, скрытно установленные в тылу КВ — под аккомпанемент ложной атаки, проводимой немецкой бронетехникой. Немецкие танки, маневрируя, отвлекали экипаж танка, в то время как расчёт зенитчиков подтаскивал и наводил «ахт-ахт». После обстрела из зенитных пушек танк умер.

Существует легенда, что, когда немецкие пехотинцы пытались выломать люки танка, его башня вновь пришла в движение, но перепуганный фашист сунул в пробоину ручную гранату и после взрыва все затихло.

Разобрать в этой истории, где правда, а где вымысел, очень сложно. Очевидцев этого боя практически не осталось, а документы говорят сухим, сжатым языком и зачастую противоречат друг другу.

Экипаж уничтоженного, но не побеждённого танка извлекли и похоронили на обочине дороги местные жители, пригнанные захватчиками. Их документы забрали немецкие офицеры, руководившие операцией по уничтожению. Сам танк впоследствии попал в переплавку.


Подбитые танки КВ 2-й танковой дивизии

Лишь в 1965 году в одной из литовских газет появилась информация о героях. При переносе погибших на кладбище были найдены два офицерских ремня, три солдатских фляжки, другие личные вещи, в том числе и ложки, а также портсигар. На ложках были вырезаны надписи, а в портсигаре нашёлся комсомольский билет и справка. Так были установлены имена Ершова Павла Егоровича, Смирнова В.А. и неизвестного солдата с инициалами Ш.Н.А.

Теперь попробуем ответить на главный вопрос: откуда на этой дороге появился тяжёлый советский танк и почему он был один?

Расположенный в Литве 3-й механизированный корпус РККА состоял из двух танковых (2 и 5 тд) и 84-й моторизированной дивизии. 2-я танковая дивизия под командованием генерал-майора Солянкина Е.Н., о которой и пойдёт разговор, 22 июня 1941 года располагалась на станции Гайжюны. В день начала войны по приказу дивизия в полном составе вышла на место сосредоточения и получила приказ выдвигаться к городу Расейняй. В бой подразделения дивизии вступили утром 23 июня, при переправе через реку Дубица, мосты через которую уже были захвачены подразделениями 6 тд Вермахта, разделённые на две кампфгруппы: 1-я группа, под командованием Рауса, захватила плацдарм на восточном берегу реки Дубица, и 2-я группа Зекендорфа, занявшая Расейняй.

2-я танковая дивизия, развернувшись в боевые порядки, атаковала противника и буквально ошеломила его. На вооружении 6-й танковой дивизии Вермахта были чешские танки PzKprf.35(t), PzKprf.38(t) и небольшое количество средних танков PzKprf.IV, противотанковая артиллерия состояли из основных на тот момент 37-мм противотанковых пушек РАК-37. В то время как на вооружении наступающей советской дивизии было 32 КВ-1 и 19 КВ-2, не считая средних Т-28 и лёгких БТ и Т-26. Но, тем не менее, наступление дивизии было остановлено привлечением зенитных 8,8-см пушек, кроме того, советские танки полностью выработали горючее, так как не было подвоза снарядов и патронов. После этого 269-я, 36-я пехотные и 1-я и 6-я танковые дивизии Вермахта, взяв советские силы в кольцо, полностью разбили остатки 2 тд РККА.


Дороги под Расейняем

2-я танковая дивизия 3-го мехкорпуса была расформирована, как и сам корпус. Вышло так, что 5-я дивизия и 84-я моторизированная дивизия были полностью разбиты к утру 23 июня. Комдив генерал-майор Солянкин Е.Н. погиб в бою 26 июня 1941 года.
Автор: Яков Волгушев

Использованы фотографии: http://waralbum.ru

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 89

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Vard 14 июля 2018 06:17
    Вот так из отдельных сражений... И складывалась победа...
  2. igordok (Игорь) 14 июля 2018 06:54
    Бои одиночных, отставших КВ-1 не единичны. Но бой под Расейняя не превзойден.
    7 июля 1941 года на 20-м километре шоссе Опочка-Себеж по техническим причинам (лопнул маслопровод) остановился танк КВ-1, 42 танковой дивизии 21 механизированного корпуса. В ремонте танка кроме экипажа принимали участие работники ремонтной бригады 21 мехкорпуса. При появлении немцев, частично отремонтированный танк начал движение. На момент начала боя командир танка, находясь на броне, был ранен и упал под обочину. В дальнейшем, через партизан, вернулся на большую землю. Через километр, танк остановился, и принял бой вместе с ремонтниками. Со слов местных, бой был тяжелый, и после него немцы выместили злобу на местном населении, расстреляв мужское население одной из деревень. Местность позволяла немцам подойти незамеченными к танку. По итогу боя, экипаж из четырех танкистов, произвел самоподрыв. Так-как БК скорее всего был израсходован, внутренний взрыв был не большим. Из-за самоподрыва, немцы этот танк использовать не смогли, и через некоторое время его взорвали. Утверждают что останки танка простояли до 1947г.
    Немного информации об экипаже этого танка.
    Радист ТАРАБРИН МИХАИЛ УЛЬЯНОВИЧ 1918 года рождения. Уроженец с.Дьяковка Краснокутского района Рязанской области. Призван 25.02.1940 года Краснокутским РВК. Отец ТАРАБРИН У.О.
    Командир орудия СОРОКИН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1915 года рождения. Шумовский сельсовет Буйского района Ярославской области
    Механик-водитель ПОЛЕЩУК КУЗЬМА КИРИЛЛОВИЧ 1918 года рождения. УССР Кировоградская область Подвишиционный (неразборчиво) район с.Лебедянка.
    Заряжающий БЕЛОКОНСКИЙ АНАТОЛИЙ ЕЛИСЕЕВИЧ 1921 года рождения УССР Черниговская область Олишенский район с.Красиловка.
    1. Лекало (Алексей) 14 июля 2018 10:37
      Фото не соответствует времени.
      1. Лекало (Алексей) 14 июля 2018 13:50
        Фото из района Луга- Ленинград . Экраны начали ставить с августа 1941
        1. Лекало (Алексей) 14 июля 2018 14:12
          Легенды о расстрелянном населении , из-за не сдавшихся танкистов, о командире , упавшего с танка и бежавшего с помощью партизан, придуманы после смерти И.В.Сталина . Для того, чтобы потомки не сомневалась в его кровожадности. Для принижения роли руководства страны в деле Победы над фашизмом. Давно пора понять , что у глупого и жестокого вождя не выйдет сплотить десятки народов вокруг общей идеи освобождения своей Родины. Партизан в июле 1941 в Псковской области, как и в Прибалтике,ещё не было. Стоящий танк в тылу у противника ,без прикрытия пехотой- не проблема. Да и расстреливали немцы в основном за помощь в борьбе с ними.
        2. SerB60 14 июля 2018 16:08
          Поправлю о экранах. 15 марта 1941 года постановление СНК СССР о экранировании КВ-1, 13 мая 1941 утверждены окончательные чертежи, 16 июня 1941 года экранированы первые три танка и далее по нарастающей.
        3. bubalik (Сергей) 14 июля 2018 16:25
          Экранированный КВ-1 с зав. № М-4777 .Танк из-за технической неисправности ("лопнул маслопровод") остановился в районе деревни Екимцево 8 июля 1941 года. . В ходе стычки командир танка был ранен и остался лежать на месте боя, а танк, проехав еще километр, окончательно остановился. Сам танк через некоторое время был подорван немцами и простоял в таком состоянии до 1947 года. В 1947 году обломки танка порезали на куски и вывезли на металлолом..
          1. bubalik (Сергей) 14 июля 2018 16:50
            Пленные советские танкисты из состава 2-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса Северо-Западного фронта у своего танка КВ-1. В конце июня 1941 года в районе города Расейняй вместе с другим КВ-1 этой же части вел бой за развилку дорог. После потери возможности вести огонь был окружен немецкими солдатами, уцелевшие члены экипажа были взяты в плен после того, как немцам удалось сорвать ломом крышку люка механика-водителя.
        4. igordok (Игорь) 14 июля 2018 19:52
          Цитата: Лекало
          Фото из района Луга- Ленинград . Экраны начали ставить с августа 1941

          Фото как раз с места. Из под Опочки.
          Очень часто всю дорогу, и Опочку, и Остров, и Псков считают боями под Лугой.
        5. igordok (Игорь) 14 июля 2018 20:04
          Цитата: Лекало
          Экраны начали ставить с августа 1941

          Экранированный КВ-1, подбитый 5 июля под Карпово (Остров).
    2. bubalik (Сергей) 14 июля 2018 12:31
      Но бой под Расейняя не превзойден.
      ,,,почему же , а как же Дмитрий Шолохов?
      1. Яков Волгушев (Яков Волгушев) 14 июля 2018 13:34
        Есть разница между танковой засадой и стоянием на перекрестке, без шансов выжить. Сражение под Расейняем в первую очередь это попытка задержать немецкое наступление, пусть и ценой танков, полков и дивизий. А Дмитрий Шолохов - это уже уничтожение целей на выбор, опасное, но не самоубиственное занятие.
    3. bubalik (Сергей) 14 июля 2018 16:43
      Немного информации об экипаже этого танка
      ,,командир машины?
      1. igordok (Игорь) 14 июля 2018 19:54
        Цитата: bubalik
        ,,командир машины?

        В коментарии указывалось, что командир был ранен, и в дальнейшем, в бое не участвовал.
        1. Reptiloid (Дмитрий) 15 июля 2018 09:18
          Спасибо Автору за статью. Память Погибшим.
  3. Ольгович (Андрей) 14 июля 2018 07:05
    Немецкое командование не вызывало самолёты: для пикирующего бомбардировщика одиночный танк — слишком малая мишень.

    Для пикирующего бомбардировщика стоящий одиночный танк — идеальная мишень.
    На вооружении 6-й танковой дивизии Вермахта были чешские танки PzKprf.35(t), PzKprf.38(t) и небольшое количество средних танков PzKprf.IV, противотанковая артиллерия состояли из основных на тот момент 37-мм противотанковых пушек РАК-37. В то время как на вооружении наступающей советской дивизии было 32 КВ-1 и 19 КВ-2, не считая средних Т-28 и лёгких БТ и Т-26.

    Подавляющее преимущество в технике и, тем не менее, поражение....
    Храбрости хватало, умение еще предстояло приобрести....
    1. Яков Волгушев (Яков Волгушев) 14 июля 2018 07:45
      [quote=Ольгович][/quote]
      Для пикирующего бомбардировщика стоящий одиночный танк — идеальная мишень.
      [[/quote] круг рассеивания бомбометания для Ю-87 около 30 метров, одна 100-250 кг бомба, урон танку типа КВ нанесет только прямое попадание... Для уверенного поражения цели нужно несколько самолетов, ресурсы для уничтожения одиночного танка слишком велики.
      Что до умения - умение было, ресурсов не было - топлива, боеприпасов, к слову говоря, на части КВ вообще отсутствовали бронебойные снаряды.
      1. shura7782 (Александр) 14 июля 2018 09:21
        [quote=Яков Волгушев][quote=Ольгович][/quote]
        Для пикирующего бомбардировщика стоящий одиночный танк — идеальная мишень.
        [[/quote] круг рассеивания бомбометания для Ю-87 около 30 метров, одна 100-250 кг бомба, урон танку типа КВ нанесет только прямое попадание... Для уверенного поражения цели нужно несколько самолетов, ресурсы для уничтожения одиночного танка слишком велики.
        Что до умения - умение было, ресурсов не было - топлива, боеприпасов, к слову говоря, на части КВ вообще отсутствовали бронебойные снаряды.[/quote]
        Ю-87 G " охотник за танками"с пушками 37 мм с 42 году.
        1. Яков Волгушев (Яков Волгушев) 14 июля 2018 09:37
          Речь о приграничных сражениях РККА 1941 года, при всем уважении к немецкой военной мощи - машины времени у них не было(((
        2. iouris (iouris) 14 июля 2018 11:56
          "круг рассеяния" - это как? В теории стрельбы используется два критерия: "круговое вероятное отклонение" (КВО) и "сигма" "среднее квадратическое отклонение" (матожидание принимаем равным нулю). КВО=0,674"сигма". Если КВО - 30 метров и рассеяние по двум осям одинаковое (что вполне правдоподобно), то вероятность того, что бомба ляжет в круг 30 м составляет (приблизительно) - 0,25. Но поскольку размеры танка значительно меньше 30 м, то вероятность прямого попадания ничтожно мала и для гарантированного прямого попадания в танк может потребоваться весьма значительный наряд самолётов, что в условиях "блицкрига" германское командование позволить себе не могло.
          1. Яков Волгушев (Яков Волгушев) 14 июля 2018 14:22
            Круг рассеивания вполне себе общеупотребительный символ равнозначный эллипсу рассеивания в артиллерии, как вы знаете КВО не применимо к свободнопадающим бомбам, по этой причине используется именно круг
            1. Curious (Victor) 14 июля 2018 15:06
              Приведите пример из специальной литературы с упоминанием "круга рассеивания".
              Рассеивания точек падения бомб характеризуется двумя вероятными отклонениями - вероятным отклонением точек падения по дальности и вероятным отклонением точек падения по направлению.
              Эсли эти величины не равны, то рассеивание будет эллиптическим, если равны - круговым.
              Прочтите главу любого учебника по теории бомбометания о закономерностях рассеивания и не вводите читателей в заблуждение.
              1. Яков Волгушев (Яков Волгушев) 14 июля 2018 15:32
                как я писал ниже, в справочную литературу предлагаю нырять самостоятельно, можете еще Коломийца почитать, у него все написано более точно))) Особенно в истории по Т-34... На сим все, заканчиваю писательство
          2. shura7782 (Александр) 15 июля 2018 00:44
            Цитата: iouris
            " ........ то вероятность прямого попадания ничтожно мала .......

            Немного из другой оперы, не совподает по времени, но вспомнилось, что рядом разорвавшийся снаряд СУ 152 взрывной волной сносил башню немецкого танка. Это я к тому, что прямое попадание не требуется, а тем более авиационной бомбой.
        3. Spitfire (Алексей) 15 июля 2018 00:02
          Только пикировать Ю-87G уже не мог. Со слов Руделя и по причине отсутствия тормозных щитков.
      2. Ольгович (Андрей) 14 июля 2018 14:30
        Цитата: Яков Волгушев
        круг рассеивания бомбометания для Ю-87 около 30 метров, одна 100-250 кг бомба, урон танку типа КВ нанесет только прямое попадание... Для уверенного поражения цели нужно несколько самолетов, ресурсы для уничтожения одиночного танка слишком велики.

        Не так:
        В целом командование Люфтваффе осталось довольным действиями своих Ju 87. «Штуки» наносили удары очень точно. Как правило, все бомбы укладывались в 30-м круг.

        http://www.airpages.ru/lw/ju87bp.shtml
        ВСЕ бомбы укладывались в 30 круг, а бомб -десять шт по 50 кг. Так что шансов-чоень даже много.
        А как точнехонько укладывали они бомбы, например, под каждую пушку батареи-см. у Михина
        «Юнкерсы» из l/StG2 уничтожили от 20 до 30 танков из дивизии де Голля,
        Цитата: Яков Волгушев
        Что до умения - умение было, ресурсов не было - топлива, боеприпасов, к слову говоря, на части КВ вообще отсутствовали бронебойные снаряды.

        Не было умения вовать подраделениями в гачале-и это не мое мнение. Оно появилось позже.
        Знаете другие -приведите.
        1. Яков Волгушев (Яков Волгушев) 14 июля 2018 15:30
          Цитата: Ольгович

          http://www.airpages.ru/lw/ju87bp.shtml
          предлагаю посмотреть справочную литературу, встречал цифру половина бомб в круг 30 метров относительно Ю-87В, но никак не на этом сайте и не в этом контексте.А насчет бомб, Ю-87В и Р которые на тот момент применялись не могли нести более 3-5 бомб, бомболюков знаете у них не было...По этой причине шансы у одиночного самолета практически нулевые
          1. Ольгович (Андрей) 15 июля 2018 06:34
            Цитата: Яков Волгушев
            предлагаю посмотреть справочную литературу, встречал цифру половина бомб в круг 30 метров относительно Ю-87В

            Практически ВСЕ бомбы в круг 30 м- см. справочную литературу. Это -практически гарантированное попадание.
            Сколько танков уничтожено пикировщиками в начальный период войны -см. мемуары.
      3. Роялист (Святослав) 14 июля 2018 21:24
        Яков, по поводу бомбометания согласен, немецкие штурмовики" штуке" уверенно поражали танки из бортовой пушки по башне ( есть такая книга"Пилот"штуке":я истребил половину русских танков),но в 1941 у них ещё не было противотанковых самолетов?
        Перед войной в КБ Поликарпова работали над ВИТ: воздушный истребитель танков, но работа шла медленно+ " конкуренты- коллеги"стучали" и параметры ближайших помощников Поликарпова были арестованы. Об этом в 80-х была публикаця
        1. Альф (Василий) 15 июля 2018 15:06
          Цитата: Роялист
          ( есть такая книга"Пилот"штуке":я истребил половину русских танков),

          Как, только половину ? А что мешало добить вторую половину ?
          Цитата: Роялист
          параметры ближайших помощников Поликарпова были арестованы.

          Это что за параметры ? Человека можно либо посадить, либо нет, а параметрами человека сажать еще ни у кого не получалось.
    2. rkkasa 81 (алексей) 14 июля 2018 08:40
      Цитата: Ольгович

      Подавляющее преимущество в технике и, тем не менее, поражение....

      Г-н Трепло в своем репертуаре yes - выдрать кусок текста, проигнорировать остальное :
      наступление дивизии было остановлено привлечением зенитных 8,8-см пушек, кроме того, советские танки полностью выработали горючее, так как не было подвоза снарядов и патронов.
      - а потом в своем комментарии мазнуть Красную Армию stop
      1. Vladimir 5 (Владимир) 14 июля 2018 10:59
        Обеспечение боепитанием и горючим, о продовольствии уже не говоря, было одним из главных причин поражений в разы мощнее РККА. Подвоз чаще отсутсвовал по причине подавляющего превосходства авиации немцев, автомашины или уничтожались или ожидали темноты для движения, а итоги боя определяли не сутки а часы в остсутствии боеприпасов. Конечно управление и руководство боями отдельная песня,- отсутствие связи, потеря управления, разгром авиацией штабов, паникёрство... Почему отдельные танки КВ могли достигать убедительных результатаов, а целые роты и батальоны танков КВ так и не внесли пререлома в танковых сражениях с более слабыми танками немцев... Вспоминая недавнию Финскую войну, по другому и не могло быть...
      2. Ольгович (Андрей) 14 июля 2018 14:38
        Цитата: rkkasa 81
        Г-н Трепло в своем репертуаре - выдрать кусок текста, проигнорировать остальное :
        наступление дивизии было остановлено привлечением зенитных 8,8-см пушек, кроме того, советские танки полностью выработали горючее, так как не было подвоза снарядов и патронов.
        - а потом в своем комментарии мазнуть Красную Армию

        1.Да нет, это у Вас просто такая штука-когда кажется то, чего , на самом деле, нет. Мешает жить полноценно, но Вам ведь и так хорошо, верно? hi
        2. Успешная логистика-важная составная часть УМЕНИЯ воевать, зарубите на носу узелок. Как и нормальная связь и грамотное управление подразделениями, которых было в начале-очень мало.,

        Светлое пятно-мехкорпус Рокоссовского
        1. rkkasa 81 (алексей) 14 июля 2018 17:33
          Цитата: Ольгович
          Успешная логистика-важная составная часть УМЕНИЯ воевать

          Для успешной логистики, необходимы автомобили и тягачи. Плюс - господство в воздухе, чтобы их по дороге не разбомбили. Вы г-н Трепло, утверждаете, что мы имели "подавляющее преимущество в технике", так поведайте же нам о количестве автомобилей и тягачей в Красной Армии, и в Вермахте. И про господство в воздухе.
          ЗЫ Кстати, как там по артиллерии было, у кого преимущество ?
          1. Ольгович (Андрей) 15 июля 2018 06:55
            Цитата: rkkasa 81
            Для успешной логистики, необходимы автомобили и тягачи. Плюс - господство в воздухе, чтобы их по дороге не разбомбили. Вы г-н Трепло, утверждаете, что мы имели "подавляющее преимущество в технике", так поведайте же нам о количестве автомобилей и тягачей в Красной Армии, и в Вермахте. И про господство в воздухе.

            1. belay fool Вы читать- умеете? Я комментировал отрывок статьи именно о ТАНКАХ.
            2. Автомобили в танковых частях РККА -были . Не в курсе?
            3. Самолетов у ВВС СССР было больше в 2, 5 раза., чем у немцев.
            4. Орудий больше почти в два раза больше.
            5, Танков-более чем в три раза больше
            Запомните и не задавайте больше глупых вопросов. lol
            1. Alexey RA (Алексей) 15 июля 2018 19:28
              Цитата: Ольгович
              2. Автомобили в танковых частях РККА -были . Не в курсе?

              Потребность военного времени:
              Автомобили легковые и ПИКАП – 49305
              Автомобили грузовые ГАЗ – 213571
              Автомобили грузовые ЗИС – 257256
              Мастерские типа «А» – 7972
              Мастерские типа «Б» – 4378
              Бензоцистерны – 60914
              ПЗС – 2571
              Прочие спецмашины – 159911
              Всего автомобилей: 755878

              Наличие на 15.06.41г.:
              Автомобили легковые и ПИКАП – 17280
              Автомобили грузовые ГАЗ – 117415
              Автомобили грузовые ЗИС – 75803
              Мастерские типа «А» – 2729
              Мастерские типа «Б» – 1556
              Бензоцистерны – 11252
              ПЗС – 725
              Прочие спецмашины – 45380
              Всего автомобилей: 272140

              Некомплект с учетом поступления из нар. хозяйства:
              Автомобили легковые и ПИКАП – 8161
              Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 67729
              Мастерские типа «А» – 5243
              Мастерские типа «Б» – 2822
              Бензоцистерны – 49662
              ПЗС – 1846
              Прочие спецмашины – 108531
              Всего автомобилей: 243994
              © Доклад начальника ГАБТУ Главному военному совету РККА о состоянии обеспечения автобронетанковой и транспортной техникой Красной Армии
              Ситуация усугублялась тем, что основной некомплект приходился как раз на трёхтонки ЗИС. Директивная замена в комплектации штатов ЗИС на ГАЗ приводила к тому, что тыл танковых соединений даже теоретически не мог их обеспечивать.
              1. Ольгович (Андрей) 16 июля 2018 10:13
                Цитата: Alexey RA
                © Доклад начальника ГАБТУ Главному военному совету РККА о состоянии обеспечения автобронетанковой и транспортной техникой Красной Армии

                Чего же остановились-то? Смотрим дальше:
                Танки

                Положено по штатам военного времени – 37 886
                На 1.06.41 г. состоит в наличии: 23256

                Ай-яй-яй: тоже какой "недокомплект"!. Главное, что "всего"-то в четыре раза больше , чем немецких.
                По машинам:
                1.КТО мешал мобилизовать а/машины из народного хозяйства до 22 июня, привести их в порядок, как это сделали немцы в 1940?
                2.Кто-то же додумался навыпускать десятки тысяч танков, НЕобеспеченных соответствующим ремонтом, з/частями, обслуживанием, подвозом горючего и боеприпасов? К чему это привело? Выпустить меньше танков, но зато полностью обеспеченных-неочевидно?
                3. У немцев машин было всего в два раза больше
                4. У нас лошадей- более полмиллиона, у немцев-183 тыс.
                Цитата: Alexey RA
                Директивная замена в комплектации штатов ЗИС на ГАЗ приводила к тому, что тыл танковых соединений даже теоретически не мог их обеспечивать.

                "опять "враги народа"?
                1. Alexey RA (Алексей) 16 июля 2018 11:14
                  Цитата: Ольгович
                  1.КТО мешал мобилизовать а/машины из народного хозяйства до 22 июня, привести их в порядок, как это сделали немцы в 1940?

                  Сорвать посевную и лишить промышленность грузового транспорта? Дельное предложение...
                  Я уж не говорю о том, что НКО не хватает запчастей даже для автотранспорта мирного времени:
                  Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии неприкосновенного запаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов:
                  а) танковых запчастей выделено на 219 млн. руб. вместо необходимых по заявке 476 млн. рублей;
                  б) автомобильных и тракторных – выделено фондов на 112,5 млн. рублей против 207 млн. рублей по годовой заявке.
                  Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются.
                  Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939–1940 г.
                  На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525 000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195 000 комплектов или 35 % от годовой заявки.
                  Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430 000 комплектов резины.
                  © Федоренко
                  Цитата: Ольгович
                  Кто-то же додумался навыпускать десятки тысяч танков, НЕобеспеченных соответствующим ремонтом, з/частями, обслуживанием, подвозом горючего и боеприпасов?

                  Так теоретически в 30-х танки танковых бригад имели всё необходимое. Потребовались война с Польшей и с Финляндией, чтобы понять, что практические потребности отличаются от теоретических выкладок. А с укрупнением БТВ потребность в а/м увеличилась ещё больше.
                  Цитата: Ольгович
                  "опять "враги народа"?

                  Нет. Попытка хоть как-то исправить положение: лучше иметь ГАЗ вместо ЗИС, чем "ничего" вместо ЗИС.
                  1. Ольгович (Андрей) 16 июля 2018 12:13
                    Цитата: Alexey RA
                    Сорвать посевную и лишить промышленность грузового транспорта? Дельное предложение...

                    Это не предложение и не мое: это утвержденный ПЛАН по мобилизации автотранспорта и лошадей , по которому из нархоза они поступали в войска.
                    И он действовал, но уже в условиях бардака и разгрома начала войны, несмотря на "посевную". И Вы же это прекрасно знаете!
                    Я же говорю о том, что это надо было сделать ДО 22 июня
                    Цитата: Alexey RA
                    Я уж не говорю о том, что НКО не хватает запчастей даже для автотранспорта мирного времени:

                    Машины передавались ( по плану) отремонтированными и со всеми фондами з/частей.
                    Цитата: Alexey RA
                    Так теоретически в 30-х танки танковых бригад имели всё необходимое. Потребовались война с Польшей и с Финляндией, чтобы понять, что практические потребности отличаются от теоретических выкладок. А с укрупнением БТВ потребность в а/м увеличилась ещё больше.

                    Были маневры 36, 37, Хасан, Халхин-Гол, в конце концов
                    А укрупнять БТВ , растворяя слаженные т. бригады в массе формируемых корпусов, в условиях идущей ВМВ-вообще безумие.
                    1. Alexey RA (Алексей) 16 июля 2018 17:54
                      Цитата: Ольгович
                      Это не предложение и не мое: это утвержденный ПЛАН по мобилизации автотранспорта и лошадей , по которому из нархоза они поступали в войска.
                      И он действовал, но уже в условиях бардака и разгрома начала войны, несмотря на "посевную". И Вы же это прекрасно знаете!
                      Я же говорю о том, что это надо было сделать ДО 22 июня

                      Вы понимаете, что Вы предлагаете начать мобилизацию до начала войны? То есть, фактически, спровоцировать рейх на удар и дать весомый аргумент в руки Гитлеру - мы лишь оборонялись, Сталин хотел напасть первым. Ведь мобилизация - это война. А главным отличием мобилизации от сборов в те времена являлась именно передача в армию из н/х автотранспорта и тяги.
                      Цитата: Ольгович
                      Машины передавались ( по плану) отремонтированными и со всеми фондами з/частей.

                      В мечтах составителей мобплана. По факту даже в Советско-Финскую из н/х приходила техника в том виде, в котором она была - с убитыми движками и лысой резиной.
                      Цитата: Ольгович
                      Были маневры 36, 37, Хасан, Халхин-Гол, в конце концов

                      На Хасане танки применялись крайне ограниченно. На Халхин-Голе проверить было ничего нельзя просто потому, что танки наступали на малую глубину, да ещё и со скоростью черепахи - на преодоление 25 километров нашим силам потребовалась почти неделя. А Большие манёвры 1936 г, как Вам вероятно известно, были большой показухой - там побеждали те, кого выбрали заранее.
                      1. Гопник 16 июля 2018 17:59
                        Цитата: Alexey RA
                        Вы понимаете, что Вы предлагаете начать мобилизацию до начала войны?


                        Это было бы здраво и правильно.

                        Цитата: Alexey RA
                        То есть, фактически, спровоцировать рейх на удар и дать весомый аргумент в руки Гитлеру - мы лишь оборонялись, Сталин хотел напасть первым.


                        В реале Гитлер ударил не спровоцированным, ровно с этим же аргументом (которому многие верят до сих пор), и как-то сильно лучше от этого СССР не стало.

                        Цитата: Alexey RA
                        В мечтах составителей мобплана. По факту даже в Советско-Финскую из н/х приходила техника в том виде, в котором она была - с убитыми движками и лысой резиной.


                        Это очень плохо. Вот и во всем так - на бумажке цифры танков, самолетов, автомашин замечательные - индустриализация, промышленный гигант, вторая экономика мира и все такое. А как до дело дошло...
                      2. Ольгович (Андрей) 17 июля 2018 10:08
                        Цитата: Alexey RA
                        Вы понимаете, что Вы предлагаете начать мобилизацию до начала войны? То есть, фактически, спровоцировать рейх на удар и дать весомый аргумент в руки Гитлеру - мы лишь оборонялись, Сталин хотел напасть первым. Ведь мобилизация - это война.

                        Вам ли нужно объяснять, что войны начинаются не тогда, когда наступит провокация, а когда готовы воевать? И именно так гитлер и поступил.
                        По Вашей же логике мобилизацию ОБЯЗАНЫ были провести, ибо стоящая напротив нас германская армия была УЖЕ давно отмобилизована, а это, по-Вашему же-война против нас
            2. Alexey RA (Алексей) 15 июля 2018 19:44
              Цитата: Ольгович
              3. Самолетов у ВВС СССР было больше в 2, 5 раза., чем у немцев.

              Вот только без пилотов самолёты летать не умеют. А с пилотами в ВВС РККА на июнь 1941 была большая напряжёнка.
              Причём проблемы были не только у машин новых типов (например, на 1002 МиГ-3 было 494 пилота, на 234 Як-1 - 58, на 57 Ил-2 - 0, на 285 Пе-2 - 76 экипажей), но и у старых тоже:
              ДБ-3: 887 машин, 460 экипажей.
              СБ: 3376 машин, 3435 экипажей.
              И-153: 2630 машин, 2030 пилотов.
              И-15: 633 машины, 286 пилотов.
              И-15 бис: 306 машин. 183 пилота.
              И-16: 3643 машины, 2826 пилотов.
              Ситуация усугублялась тем, что часть авиаполков весной-летом 1941 проходила переобучение на новую технику, в результате чего они имели двойной комплект техники при числе экипажей 80-90% от штата. А другие полки были в стадии формирования - экипажи есть, техники или нет, или мало.
              Не зря же в таблицах численности ВВС появилась графа "количество боеготовых экипажей, способных одновременно подняться в воздух для выполнения боевого задания в зависимости от наличия в авиационных полках исправных боевых самолетов и боеготовых экипажей". Чтобы оценить разницу между количеством самолётов, боеготовых экипажей и способных одновременно подняться в воздух боеготовых экипажей можно взять цифры по КОВО на 22 06.41 г.:
              Самолётов - 1901.
              Боеготовых экипажей - 1682.
              Из них одновременно может подняться в воздух - 1227.
              Вот так. Почти 700 самолётов в одних полках округа вынуждены стоять на земле - для них нет экипажей. А в других полках того же округа сидят на земле более 450 экипажей - для них нет самолётов.
              В ЗапОВО соотношение схожее: 1658 самолётов, 1702 экипажа и лишь 973 из них могут одновременно подняться в воздух. В ПрибОВО - 1200, 787, 711. В ОдВО - 962, 827, 482.

              Причина проста - график формирования и переподготовки авиаполков ВВС РККА рассчитан так,что процедура эта должна была завершиться осенью 1942 г. На войну летом 1941 никто не рассчитывал.
              1. Ольгович (Андрей) 16 июля 2018 10:29
                Цитата: Alexey RA
                Самолётов - 1901.
                Боеготовых экипажей - 1682.
                Из них одновременно может подняться в воздух - 1227.Вот так. Почти 700 самолётов в одних полках округа вынуждены стоять на земле - для них нет экипажей. А в других полках того же округа сидят на земле более 450 экипажей - для них нет самолётов.

                Не понимаю: к чему Вы это пишите?
                1. даже при таком положении дел-соотношение было в нашу пользу. Хотя организоываться лучше-никто не мешал.
                2. Разгром произошел не из-за отсутсвия экипажей, а из-за вопиющей неподготовленности к внезапному нападению, когда большинство самолетов было уничтожено на земле, а вылетевшие- из-за бардака понесли огромные потери в воздухе.. Воевали достойно в первые же дни, но организационного начала сопротивления-минимум.
                Цитата: Alexey RA
                Причина проста - график формирования и переподготовки авиаполков ВВС РККА рассчитан так,что процедура эта должна была завершиться осенью 1942 г. На войну летом 1941 никто не рассчитывал.

                Разве не обязанность руководства рассчитывать именно на это? request
                1. Alexey RA (Алексей) 16 июля 2018 11:26
                  Цитата: Ольгович
                  1. даже при таком положении дел-соотношение было в нашу пользу. Хотя организоываться лучше-никто не мешал.

                  Попробуйте организовываться лучше, когда половина полков приграничных сад переучивается на новую технику. Когда системы ВНОС по сути нет - из этой аббревиатуры можно смело вычёркивать букву С - связь. Ибо радиостанций в этой структуре было 10% от штата, а аппаратуры телефонной связи - не больше трети. Промышленность обещает покрыть некомплект - но к концу 1942. А без полноценной службы ВНОС о подлёте машин противника аэродром узнавал зачастую только тогда, когда их обнаруживало дежурное звено.
                  А для того, чтобы выделить ВВС в отдельную структуру и собрать в неё авиацию со всех уровней, подчинив её именно авиаторам, нужен был опыт войны. Ибо теоретически корпусно-армейско-окружная структура подчинения ВВС обеспечивала для той же пехоты меньшее время реакции "своих" самолётов и постоянную авиаподдержку.
                  Цитата: Ольгович
                  Разве не обязанность руководства рассчитывать именно на это?

                  Если рассчитывать на нападение в любой момент - то никаких реформ проводить нельзя. Ибо армия должна быть всегда готова.
                  Руководство рассчитывало на нападение в сроки, указанные разведкой. А разведка с упорством, достойным лучшего применения, талдычила, что до завершения войны с Англией Германия на СССР не нападёт, и что до начала войны Германия выдвинет свои требования по дипломатическим каналам и проведёт переговоры. И если "точные даты нападения Германии на СССР" регулярно отменялись, то эти два тезиса оставались неизменными.
                  1. Ольгович (Андрей) 16 июля 2018 12:38
                    Цитата: Alexey RA
                    Попробуйте организовываться лучше, когда половина полков приграничных сад переучивается на новую технику. Когда системы ВНОС по сути нет - из этой аббревиатуры можно смело вычёркивать букву С - связь. Ибо радиостанций в этой структуре было 10% от штата, а аппаратуры телефонной связи - не больше трети. Промышленность обещает покрыть некомплект - но к концу 1942. А без полноценной службы ВНОС о подлёте машин противника аэродром узнавал зачастую только тогда, когда их обнаруживало дежурное звено.

                    Так же, как делали в ВОВ: на фронте оставались БОЕГОТОВЫЕ соединения, а . соединения, перучивющиеся на другие типы машин-отводили в тыл в полном составе и -переучивали.
                    Переучивание в полках на границе-глупость несусветная.
                    Что мешало развивать связь? Разве не было опыта только что прошедшей ПМВ, где она показала свою абсолютную необходимость и важность? Значит, надо было выпускать намного меньше танков, но намного больше радиостанций.
                    .
                    Цитата: Alexey RA
                    Если рассчитывать на нападение в любой момент - то никаких реформ проводить нельзя. Ибо армия должна быть всегда готова.

                    belay
                    Даже во время самой ВОЙНЫ-разве не проводились реформы?! Еще и какие! А уж в мирное-то время-их проводить в разы легче, это же очевидно!
                    Цитата: Alexey RA
                    Руководство рассчитывало на нападение в сроки, указанные разведкой. А разведка с упорством, достойным лучшего применения, талдычила, что до завершения войны с Англией Германия на СССР не нападёт, и что до начала войны Германия выдвинет свои требования по дипломатическим каналам и проведёт переговоры. И если "точные даты нападения Германии на СССР" регулярно отменялись, то эти два тезиса оставались неизменными.

                    Во время ИДУЩЕЙ уже 2 года у границ Мировой войны, сосредоточения многомиллионной ОТМОБИЛИЗОВАННОЙ армии на твоих границах-рассчитывать на чьи-то "доклады", обещания, "выкладки", доводы "логики"-это чистое безумие и глупость.
                    В ПМВ Германия объявила ВОЙНУ сразу после только объявления мобилизации в России, а тут УЖЕ отмобизизованная армия пришла, а кто-то ... отсрочки ждет.... belay request
                    1. Alexey RA (Алексей) 16 июля 2018 18:09
                      Цитата: Ольгович
                      Так же, как делали в ВОВ: на фронте оставались БОЕГОТОВЫЕ соединения, а . соединения, перучивющиеся на другие типы машин-отводили в тыл в полном составе и -переучивали.
                      Переучивание в полках на границе-глупость несусветная.

                      А где их ещё переучивать? У нас нет в тылу лишних аэродромов. Фактически у каждого авиаполка была одна площадка, на которой тот и базировался.
                      Вот примерное количество авиаполков, которое нужно отвести в тыл в КОВО:
                      15 сад - 2 иап в тыл.
                      16 сад - 1 иап и 3 бап в тыл.
                      17 сад - 3 бап в тыл.
                      19 бад - 3 бап в тыл.
                      36 иад - 2 иап в тыл.
                      44 иад - 3 иап в тыл.
                      62 бад - 3 бап в тыл.
                      63 сад - 2 иап в тыл.
                      64 иад - 3 иап в тыл.
                      Цитата: Ольгович
                      Что мешало развивать связь?

                      Отсутствие средств связи. Ну не могла промышленность их дать - не было кадров.
                      Цитата: Ольгович
                      В ПМВ Германия объявила ВОЙНУ сразу после только объявления мобилизации в России, а тут УЖЕ отмобизизованная армия пришла, а кто-то ... отсрочки ждет.

                      Где пришла-то? Не было у немцев на границе достаточно сил для удара - о чём нам неоднократно доносила разведка. ИЧХ, до июня она не ошибалась - основная масса немецких войск пришла именно в июне. причём перевозки продолжались и после начала войны.
                      1. Ольгович (Андрей) 17 июля 2018 10:31
                        Цитата: Alexey RA
                        А где их ещё переучивать? У нас нет в тылу лишних аэродромов. Фактически у каждого авиаполка была одна площадка, на которой тот и базировался.

                        Удивительное заявление: в ВОВ нашли аэродромы в тылу ( те же заводские) , а в МИРНОЕ время-проблема! request
                        Цитата: Alexey RA
                        Ну не могла промышленность их дать - не было кадров.

                        Не было поставлено ЗАДАЧИ: десятки тысяч танков-смогли, а радио-нет?
                        Цитата: Alexey RA
                        Где пришла-то? Не было у немцев на границе достаточно сил для удара - о чём нам неоднократно доносила разведка. ИЧХ, до июня она не ошибалась - основная масса немецких войск пришла именно в июне

                        Да нет :
                        2 июня Главное управление пограничных войск сообщило вышестоящему руководству, что вблизи советской границы немцы сосредоточили в течение апреля-мая от 80 до 88 пехотных дивизий, от 13 до 15 моторизованных дивизий, 7 танковых дивизий, 6 артиллерийских полков и т. д. 6 июня ГУПВ информировало, что вблизи советских границ около 4 млн немецких войск, на польской территории сосредоточено 8 немецких армий.

                        На границе-отмобилизованная воюющая армия. Против нее-живущая по нормам мирного времени неотмобилизованная армия. Это НЕнормально по меркам любых времен.
            3. Вадим237 (Вадим) 16 июля 2018 01:19
              За сутки немецкая авиация разбомбила 66 приграничных аэродромов, уничтожила 1200 самолётов, большая часть которых осталась на земле.
          2. Pilat2009 (Михаил) 15 июля 2018 10:22
            Цитата: rkkasa 81
            Для успешной логистики, необходимы автомобили и тягачи

            Скажем по другому:необходимо уметь воевать,обеспечить связь и координацию войск,разведку и пополнение гсм и боеприпасами
          3. Pilat2009 (Михаил) 15 июля 2018 10:28
            Цитата: rkkasa 81
            И про господство в воздухе

            То что проиграли господство в воздухе это отдельная тема.Историки до сих пор репу чешут как такое возможно.Есть мнение что самолеты просто бросали на аэродромах,эвакуируя личный состав.Отдельные пилоты умудрялись садится на пределе радиуса действия от своего родного аэродрома
            Не секрет что немцы оперативно перебрасывали свои самолеты на разные участки фронта,обеспечивая локальное превосходство
            1. Alexey RA (Алексей) 15 июля 2018 19:58
              Цитата: Pilat2009
              То что проиграли господство в воздухе это отдельная тема.Историки до сих пор репу чешут как такое возможно.Есть мнение что самолеты просто бросали на аэродромах,эвакуируя личный состав.

              На весну-лето 1941 пришлась очередная реформа системы базирования ВВС.
              ...в соответствии с Постановлением партии и правительства от 10 апреля 1941 года было принято решение о введении новой организационной структуры. Территория западных приграничных военных округов разбивалась на 36 районов авиационного базирования (РАБ). Каждый район предназначался для обеспечения трех-четырех авиадивизий.
              Вновь созданная структура авиационного тыла была значительным шагом вперед. Войсковой тыл стал более гибким и подвижным.
              Реорганизацию тыла планировалось завершить к 1 августа 1941 года.
              © Генерал-полковник авиации Закревский А.Н.
              На которую наложилась нехватка автомобилей и спецтехники и начало мобразвёртывания только после начала войны. А также недоработки теоретиков, забывших, например, про склады и автотранспорт в звене "район авиационного базирования".
              Кроме того, уже в первые дни войны выявилась острая необходимость увеличить количество БАО, иметь в составе районов авиационного базирования склады для обеспечения частей материальными средствами, а также свой автотранспорт.
              © он же
              В результате, в первые недели войны БАО были способны обеспечить нормальное базирование и ремонт авиатехники только в условиях стационарных аэродромов мирного времени. И перед командами авиачастей маячила альтернатива из серии "оба хуже": либо рассредоточить эскадрильи по полевым площадкам - и получить огромные проблемы с ремонтом и снабжением, либо оставить полк на постоянном месте базирования и подставить его под налёты противника.
              Ситуация дополнительно усугублялась тем, что из-за быстрого продвижения противника авиачасти были вынуждены часто и спешно менять места базирования, оставляя на старых площадках технику, которую не успели отремонтировать.
      3. Pilat2009 (Михаил) 15 июля 2018 10:34
        Цитата: rkkasa 81
        наступление дивизии было остановлено привлечением зенитных 8,8-см пушек, кроме того, советские танки полностью выработали горючее, так как не было подвоза снарядов и патронов.
        - а потом в своем комментарии мазнуть Красную Армию

        От перестановки слагаемых сумма не изменяется.Важен итог.
        Сражались хорошо,по возможности по крайней мере.Но от этого не легче. Воинское искусство и состоит в том чтобы поставить противника в проигрышное положение.Для этого существует Генштаб,планы и планирование снабжения
    3. hohol95 (Алексей) 14 июля 2018 22:32
      Из воспоминаний немецкого генерал-полковника Эрхарда Рауса следует,что на запрос 25 июня 1941 года на вызов Ю-87 для уничтожения одиноко стоящего КВ-1 был дан ОТКАЗ! Отказ мотивировался тем, что пикировщики требовались буквально везде! И гонять их ради одинокого танка никто не станет!
      Группе Рауса действия нашего танка стоили приблизительно 12 грузовых автомашин, 4 Рак38, 1 Flak18/36/37, а также на несколько десятков убитых и умерших от ран немцев.
      1. Ольгович (Андрей) 15 июля 2018 07:25
        Цитата: hohol95
        И гонять их ради одинокого танка никто не станет!

        Приведите эту фразу в отказе.
        1. hohol95 (Алексей) 15 июля 2018 13:15
          А у вас есть фраза о подтверждении заявки на Ю-87? И пикировщики применили против одинокого КВ-1? Ищите мемуары генерал-полковника Эрхарда Рауса - может и наёдёте фразу об отказе применения Ю-87.
          1. Ольгович (Андрей) 16 июля 2018 10:41
            Цитата: hohol95
            А у вас есть фраза о подтверждении заявки на Ю-87?

            belay Вы САМИ утверждали, что заявка была и хотите от меня... подтверждения? belay
            КТО ее оспаривал, если Раус четко об этом сам пишет. Как и о том, что ему не дали, т.к. юнкерсы были нужны везде.
            Цитата: hohol95
            Ищите мемуары генерал-полковника Эрхарда Рауса - может и наёдёте фразу об отказе применения Ю-87

            Т.е. Вы привели эту фразу из ответа Раусу:
            hohol95 (Алексей) =И гонять их ради одинокого танка никто не станет!
            и мне же, на мою просьбу подтвердить ее, предлагаете... искать ее?
            это абсурдно, уважаемый Алексей! request
            1. hohol95 (Алексей) 16 июля 2018 18:01
              Абсурдно требовать подтверждения отказа на Ю-87 - в рассказе Рауса их применение не описывается! И именно Раус пишет об отказе! Раусу не верите?
              А вы требуете с меня ДОКУМЕНТАЛЬНОГО подтверждения того, что Раусу отказались прислать Ю-87 для уничтожения одиночного КВ-1!
              И кто из нас поступил абсурднее?
    4. Pilat2009 (Михаил) 15 июля 2018 09:54
      Цитата: Ольгович
      Для пикирующего бомбардировщика стоящий одиночный танк — идеальная мишень

      Это если экипаж квалифицированный.Кстати не факт что пикировщики были в радиусе км 500:
      "Пикирующая бомбардировочная авиация была целиком оснащена самолетами Ю-87 «Штука»[5]. Даже на тот момент Ю-87 считался средним по характеристикам самолетом ближнего радиуса действия, основным достоинством которого была не скорость, дальность или бомбовая нагрузка, а точность бомбометания"
      "К моменту нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года немцам удалось собрать у советских границ 324 пикирующих бомбардировщика Ju 87, из которых были 233 боеготовыми."
    5. Alexey RA (Алексей) 15 июля 2018 20:30
      Цитата: Ольгович
      Подавляющее преимущество в технике и, тем не менее, поражение....

      С КВ довоенного выпуска не всё так однозначно.
      В связи с присланным на мое имя письмом военинженером т.Каливода (бывший военпред АБТУ КА на Кировском заводе) в котором он сообщил, что танки КВ имеют серьезные конструктивные недостатки, Народный комиссариат государственного контроля по согласованию с т.Ворошиловым проверил на Кировском заводе производство танков КВ. В результате установлено следующее.
      Гарантийный километраж, установленный для КВ в 2000 км, по отдельным узлам и агрегатам не выдерживаются, что подтверждается рядом проведенных заводом испытаний.
      Коробка перемены передач КВ не обладает достаточной прочностью... Введенный в августе с.г. в конструкцию коробки передач замок, фиксирующий положение шестерен, уменьшает возможность аварийных поломок, однако, прочность самой коробки по-прежнему остается неудовлетворительной. В октябре завод получил от войсковой части акт-рекламацию, в котором указано, что в танке № 3622 (принят военпредом 3 сентября) скручен промежуточный вал коробки скоростей и разрушен конический подшипник.
      Система охлаждения КВ не обеспечивает нормальную работу двигателя , вследствие высоких температур и масла в радиаторе. Бортовые фрикционы отказывают в работе вследствие перегрева из-за неудовлетворительной смазки подшипников фрикциона. Введенный заводом лабиринтный сальник не держит смазки.
      В танках КВ № 3652, 3653, прошедших контрольные испытания пробегом и принятых военпредом в сентябре, при подготовке отгрузки их в войсковую часть обнаружена течь через сальники бортовых передач.
      Воздушный фильтр двигателя не обеспечивает нормальную очистку воздуха от пыли, вследствие чего при движении по пыльному проселку двигатель отказывает в работе.
      Чертежи и технические условия (ТУ) на изготовление и прием танков КВ заводом до сих пор полностью не отработаны и АБТУ КА не утверждены. Отсутствие утвержденных чертежей и ТУ затрудняет работу военной приемки и тормозит развертывание серийного производства.
      Особенно необходимо отметить наличие основных конструктивных недостатков КВ, подлежащих устранению в кратчайшие сроки :
      1) недостаточное время работы двигателя без ремонта (80-100 часов), что снижает боеспособность танка;
      2) плохая обзорность из танка, уступающая средним немецким танкам.
      3) трудность управления танком в бою.
      © Мехлис
      Причём недостатки КВ в письме Мехлиса ещё приглажены. По факту подвеска и трансмиссия 46-тонного КВ были рассчитаны на массу танка в 40 т, привод 7-тонной башни - на 3 тонны. Воздушный фильтр при движении по просёлку требовалось чистить каждые 1,5-2 часа. А при движении по шоссе уже на скорости скорости в 24,3 км/ч температура воды и масла в системе охлаждения, доходила до 107 и 112 градусов соответственно. И до начала войны завод не исправил ни одного конструктивного недостатка - вместо этого Зальцман кормил ГАБТУ отписками, что все они будут устранены в КВ-3.
      Короче, лучшим применением КВ могло быть либо использование в роли ДОТ, либо неспешное движение по ровной местности в роли танка НПП.
      1. Ольгович (Андрей) 16 июля 2018 10:56
        Цитата: Alexey RA
        Причём недостатки КВ в письме Мехлиса ещё приглажены. По факту подвеска и трансмиссия 46-тонного КВ были рассчитаны на массу танка в 40 т, привод 7-тонной башни - на 3 тонны. Воздушный фильтр при движении по просёлку требовалось чистить каждые 1,5-2 часа.

        Уважаемый Алексей, я это знаю и не пытаюсь оспорить ни в коей мере. Огромные проблемы с коробкой имели и первые Т 34, молчу уже о Т 28, Т 35.
        Мне кажется, что видя изначально, с момента начала массового выпуска танков, что такие проблемы неизбежны-можно было сосредоточиться на наращивании ресурсов по ремонту, обеспечению и обслуживанию, модернизации, пусть и за счет снижения количества выпущенных танков
        1. Alexey RA (Алексей) 16 июля 2018 18:16
          Цитата: Ольгович
          Мне кажется, что видя изначально, с момента начала массового выпуска танков, что такие проблемы неизбежны-можно было сосредоточиться на наращивании ресурсов по ремонту, обеспечению и обслуживанию, модернизации, пусть и за счет снижения количества выпущенных танков

          Но как?
          С одной стороны, СССР нужно обеспечить безопасность своих границ от финско-польско-румынского блока "санитарного кордона". И ещё от Японии. То есть, у нас есть два слабосвязанных ТВД, на каждом из которых есть противник с немалым количеством пехоты.
          С другой стороны, в затылок НКО дышит Наркомфин, у которого нет денег на массовую армию. 20 кадровых дивизий (10 на ДВ и 10 на весь ЕТВД) - предел для СССР середины 30-х. Увеличивать численность армии невозможно. А без увеличения численности единственный способ нарастить силы - это механизация. Вот и ударились наши военные в наращивание числа тбр, считая, что танковый взвод эквивалентен стрелковой роте.
  4. Брутан (Ризван) 14 июля 2018 09:21
    Очень интересный случай
    Супер good
  5. demiurg (валера) 14 июля 2018 10:18
    На бронесайте Ивана Чобитка есть воспоминание про этот бой.

    .....Тем временем Германия напала на СССР. В начале июля Порше и Адерса срочно вызвали в Куммерсдорф. Прямо у машины их встретил прилетевший с фронта на полчасика Гудериан, и, нежно обняв за плечи, повел в какой-то ангар.
    - Ну, господа, что вы на это скажете? - голос Гейнца можно было намазывать на хлеб вместо повидла.
    - Donnerwetter! - Адерс сел где стоял, а Порше схватился за сердце.
    Посреди ангара стоял закопченый монстр без гусениц, с броней, напоминавшей лунный ландшафт.
    - Что это? - просипел Порше.
    - Это? - голос Гудериана был слаще сахарина. - О-о-о, это очень интересная вещь. Это русский тяжелый танк. По нему стреляла половина 6-й дивизии, а остановился он только когда у него кончилось горючее. С Леебом случилась истерика... А теперь!!!!
    Температура в ангаре упала на десять градусов, Адерс с тоской поискал глазами Манштейна... Гудериана оттащил Шпеер и Тодт. Тот вырывался и орал:
    - Arsch mit Ohren!!! Эти Bierfickeren четыре года делают унитазы на гусеницах и называют их тяжелыми танками! Mit solchen Arschloecher werde ich bald fertig! Тодт, , пусти, я им arsch порву! В то время как немецкий народ под руководством великого фюрера...
    При этих словах Тодт и Шпее сделали "Хайль Гитлер", выпустив при этом Гудериана, и тот немного побил конструкторов ногами. Устав, он оправил мундир и сказал:
    -Значит так, Arschlochen. Русский танк вы видели. Если через полгода у моих орлов не будет такой же, только лучше, я вам обоим Eier оторву. Или нет, я позвоню Гиммлеру и скажу, что вы оба - скрытые евреи....
    1. Лекало (Алексей) 14 июля 2018 10:53
      Сказка! Немцы прекрасно знали о состоянии дел у РККА!
      1. demiurg (валера) 14 июля 2018 10:58
        Чувство юмора к сожалению прививкой на завести.
  6. К-50 (Алексей) 14 июля 2018 11:14
    Светлая память героическим предкам! soldier
  7. Лекало (Алексей) 14 июля 2018 14:28
    Дорогой автор! Как немцы боролись с танками с помощью авиации, Вы можете узнать из повести Виктора Курочкина " На войне,как на войне". В ней писатель-танкист конкретно описывает уничтожение танковой колонны. Не поленитесь.
    1. Pilat2009 (Михаил) 15 июля 2018 09:57
      Цитата: Лекало
      В ней писатель-танкист конкретно описывает уничтожение танковой колонны

      Как раз колонну уничтожить проще-даже пикировщики не нужны.Один-два штаффеля вкупе с мессерами.Уцелевшие танки загораются от поврежденных
      1. Альф (Василий) 15 июля 2018 15:09
        Цитата: Pilat2009
        Уцелевшие танки загораются от поврежденных

        С какой радости ?
        Пробили крышу МТО, танк загорелся, почему следующий танк от него должен загореться ? Или борт пробило, соседний танк должен вспыхнуть ?
      2. hohol95 (Алексей) 15 июля 2018 16:00
        Вы почитайте сперва мемуары самого Руделя - в его описании он несколько раз пролетал на своём Ю-87Д на горящими танками в момент взрыва в них боекомплекта! И ни разу отрывающаяся в таком случае башня не разнесла его "Штуку" в груду дюралевого металлолома...
        Так, что к мемуарам германских АСОВ (пилотов, танкистов) следует относиться с большой долей здравого скептицизма!
    2. hohol95 (Алексей) 15 июля 2018 16:17
      Странно - вот сижу перечитываю "На войне, ка на войне" и не нахожу уничтожения танковой колонны немецкой авиацией! Может у вас текст, какой то другой не в 27 страниц, а предположим на 270?
      Или за уничтожение колонны танков или самоходных орудий вы приняли следующий текст -
      ... На горизонте, словно из земли, вылезала лиловая туча. Солнце, прячась под нее, разбрасывало по небу длинные красные полосы. Снег от них стал алым. И вдруг из тучи выплыл «юнкерс», за ним – второй, третий. Саня насчитал двенадцать. Они плыли медленно, гуськом и походили на огромных брюхатых стрекоз. Головной «юнкерс» внезапно, как по желобу, скользнул вниз, скрылся за лесом, а потом взмыл вверх, догнал последний бомбардировщик, пристроился ему в хвост и опять ринулся в пике. «Юнкерсы» описывали круг за кругом. Казалось, между небом и землей крутится гигантское, чертово колесо. Взрывы доносились глухие, словно из-под земли. «Юнкерсы» отбомбились, а на смену им из тон же лиловой тучи выползли «хейнкели», похожие на куцых ворон. Они шли еще медленней, а потом начали, как из мешка, сыпать бомбы. Им никто не мешал.
      – Да, – вздохнул Саня.
      – Да, – повторил ефрейтор.
      – Сволочи, – чуть не плача, сказал Щербак.
      Самоходный полк, не снижая скорости, шел туда, к темному, как изогнутая бровь, лесу, над которым безнаказанно развлекались фашистские стервятники.
      Так немцы бомбят ЛЕС, а не колонну...
      1. Хозяин Трилобита (Михаил) 15 июля 2018 21:11
        Цитата: hohol95
        Странно - вот сижу перечитываю "На войне, ка на войне" и не нахожу уничтожения танковой колонны

        Вероятно имеется в виду произведение "Железный дождь" того же В. Курочкина. Не уверен, давно читал, но, по-моему именно там описывается немецкий воздушный налет на наши танки. Про колонну не скажу, но что-то такое было.
        1. hohol95 (Алексей) 15 июля 2018 23:17
          Ваша правда! Не читал этого произведения, но сейчас "погуглил" и нашёл отрывок - в нём рассказывается о том, что ротная колонна была из пяти Т-26 и трёх КВ-1! Рота потеряла 1 КВ и 3 Т-26.
          1. Хозяин Трилобита (Михаил) 15 июля 2018 23:30
            Цитата: hohol95
            Ваша правда! Не читал этого произведения, но сейчас "погуглил" и нашёл отрывок - в нём рассказывается о том, что ротная колонна была из пяти Т-26 и трёх КВ-1! Рота потеряла 1 КВ и 3 Т-26.

            Лекало (Алексей), видимо, просто перепутал, такое бывает smile А произведение хорошее, на меня в свое время произвело впечатление. Рекомендую ознакомиться полностью. Правда, у меня оно оставило впечатление незаконченности, очень хотелось продолжения... Кстати, именно из этого произведения я узнал о таком персонаже как Курт фон Типпельских, запомнил, потом в книжном магазине увидел его книгу - купил без сомнений. smile
            1. hohol95 (Алексей) 15 июля 2018 23:45
              Всё же проще подбить немецким лётчикам на Ю-87 или Ме-109/110 было лёгкие танки от Т-26 и БТ-2/5/7 до Т-60/70! А уж "плавунцов" Т37/38/40 и подавно! Всё зависело от самих экипажей. Их действий при налётах!
              К 1943 году немцам стало сложнее бомбить с пикирования и просто расстреливать технику, но действия их "охотников" перед боями под Курском описаны и в "Повести о настоящем ЧЕЛОВЕКЕ" -
              В это мгновение тот бросился в траву и свирепо крикнул:
              — Ложись!
              И сейчас же раздался напряженный рев моторов, и две огромные тени, сотрясая воздух и странно тарахтя, пронеслись над самыми их головами. И это показалось юноше не очень страшным: обычные самолеты, наверно, наши. Он осмотрелся и вдруг увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый заржавевший грузовик дымит, быстро разгораясь.
              — Ишь, зажигательными жалуют, — усмехнулся шофер, разглядывая пробитую снарядом и уже горевшую стенку. — На машины вышел.
              — Охотники, — спокойно сказал старший лейтенант, удобно разваливаясь на траве. — Придется ждать, они сейчас вернутся. Дороги бреют. Отведи-ка, друг, машину подальше, вон хотя под ту березу.
            2. Лекало (Алексей) 16 июля 2018 20:06
              Да. Перепутал. Каюсь. Про неполноту произведения... Лично моё мнение. В 60-70 годы модным было утверждать, что все вышедшие из окружения попадали в три места: штрафбат(роту), лагеря и общую могилу( расстрел). В. Курочкин , как человек ,переживший блокаду Ленинграда и фронтовик, боевой офицер,не стал уподобляться своим коллегам. Представьте себе ситуацию: В.Высоцкий , любимец Л. Брежнева, во всё горло орёт о штрафных батальонах, а тут какой-то В.Курочкин пишет во второй части повести Железный дождь, что вышедшие из окружения, бежавшие из плена танкисты получают технику и ведут на ней бой. Не по фэн шую как-то получается. Все же не мог бесчестный человек стать народным судьёй. Либо цензура не пропустила, либо сам не захотел о всем написать. Спущенное на тормозах уголовное дело об избиении писателя милиционерами,после которого он стал инвалидом. На К. Симонова тоже оказывалось давление со стороны Союза писателей." Живые и мёртвые" плохо вписывались в общепринятые рамки. Потому и фильм получился урезанным и неполным.
      2. Лекало (Алексей) 16 июля 2018 19:26
        Простите. Ошибся. У меня книга-сборник В. Курочкина была 1968 года. Найду- процитирую. Почти в самом начале идёт описание боя при отступлении в начале войны. Кв-1, Бт-7 оставили в авангарде. Прилетел Юнкерс и , прямым попаданием уничтожил КВ.
        1. hohol95 (Алексей) 16 июля 2018 22:55
          Уничтожали! И при бомбёжке колонн и при бомбёжке эшелонов с техникой!
          Но все их хвалебные реляции и доклады об уничтожении "красных орд" оказались мягко говоря "сильно раздутыми"!
          Да и собственные потери немцы хорошо скрывали и скрывают до сих пор! Один из примеров полк Бёке - на начало формирования 25 января равный по силе советскому танковому корпусу 123 танка "Пантера" и 69 танков "Тигр"! При этом сами немцы не указывают это количество танков! А вот уже в феврале у Бёке под командованием находилось уже 34 "Тигра" и 47 "Пантер"! А куда делись остальные - ни слова... Как будто их и не было...
  8. Curious (Victor) 14 июля 2018 14:47
    Максим Коломиец занимается этим эпизодом более 20 лет, собирая по крупицам информацию, в том числе и в германских архивах.
    В его коллекции есть совершенно уникальные фотографии, в том числе и вот эта..

    25 июня 1941 г. Немецкие солдаты осматривают "расейняйский танк". Фото из личного архива Максима Коломийца.
    У него же есть отличная статья по этой теме. http://www.mk.ru/social/2015/04/29/odin-den-iz-zh
    izni-klimenta-voroshilova.html
  9. серж сибиряк (сергей) 14 июля 2018 17:15
    Вот здесь уместна фраза"Слава героям,павшим в борьбе с фашизмом." soldier
  10. Альф (Василий) 14 июля 2018 18:38
    Посмотрев название статьи, я уж, грешным делом, подумал, что на тропу литераторов опять вышел РоманРоман, слава Богу, ошибся.
    Я с Вами, уважаемый коллега, часто спорю, но Ваша статья мне понравилась. Четко, кратко, без сказок и с цифрами. hi
  11. DeGreen (Егорушка ) 14 июля 2018 21:35
    Вечная Память Героям.
  12. Evgenijus (Евгений) 15 июля 2018 12:14
    Версия про КВ под Расейняй (материал из интернета):

    "В 20.00 командир 6-й бригады Эрхард Раус прибег к последнему имевшемуся у него средству, которое он придерживал до темноты. Группа подрывников была отправлена взорвать танк. Два заряда — 15 кг под гусеницу и меньший в ствол — должны были лишить его возможности двигаться и вести огонь. Однако эта дерзкая операция не увенчалась успехом: ни гусеницу, ни ствол повредить не удалось. Это, кстати, говорит в пользу того, что на дороге стоял КВ-2. Дело в том, что по опыту Финской войны на ствол 152-мм гаубицы надевали бронекольца. Такое кольцо могло защитить ствол от заряда взрывчатки."
    Я в танковых войсках не служил, так может быть танкисты проверят эту версию?
    1. Альф (Василий) 15 июля 2018 14:58
      Цитата: Evgeijus
      Дело в том, что по опыту Финской войны на ствол 152-мм гаубицы надевали бронекольца.

      Во-первых, что это за кольца ?
      Во-вторых, от взрывчатки, запихнутой в ствол, ничто не спасет.
      1. Alexey RA (Алексей) 15 июля 2018 20:12
        Цитата: Альф
        Во-первых, что это за кольца ?

        Дополнительное бронирование ствола М-10Т.
        Для предохранения ствола гаубицы от осколков и пуль снаружи на него надевались специальные броневые кольца (из 10 мм брони), закреплённые специальной гайкой.
        © М.Коломиец
        1. Альф (Василий) 15 июля 2018 20:30
          Цитата: Evgenijus
          Два заряда — 15 кг под гусеницу и меньший в ствол — должны были лишить его возможности двигаться и вести огонь

          Цитата: Альф
          Во-вторых, от взрывчатки, запихнутой в ствол, ничто не спасет.

          А не прав ?
          Хоть какие кольца надень, но если в ствол протолкнули полкило тротила...
      2. Evgenijus (Евгений) 15 июля 2018 20:27
        На сайте https://military.wikireading.ru/38653 говориться про устройство ствола пушки КВ-2:
        " ... Для предохранения ствола гаубицы от осколков и пуль снаружи на него надевались специальные броневые кольца (из 10 мм брони), закреплённые специальной гайкой."
        На "Военном обозрении" в публикации от 12 мая этого года "Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком" автор Рябов Кирилл, описывая бой у Расейняй, косвенно упоминает про КВ-2.
        В общем то, у меня упор в комментарии был о танке КВ-2, якобы участвовавшим в бою под Расейняй. Технический вопрос возник косвенно, я не могу этот вопрос комментировать, не специалист в этом вопросе.
        1. Лекало (Алексей) 16 июля 2018 20:08
          Я тоже впервые услышал эту историю с участием КВ-2.
Картина дня