Military Review

Machine gun "Nordenfelt": modularity from the XIX century

5
The invention of H. Maxim of the first modern machine gun clearly demonstrated the fundamental possibility of creating an automatic weaponsthat does not require an external source of energy. In a few years, Maxim's machine gun will be the reason for the revision of a considerable part of military science. But before that it was necessary to live. Yes, and competitors were not idle and tried to take away from Maxim promising sector of weapons production. For this reason, at the end of the 19th and the beginning of the 20th century, it can be called the era of rapid development of machine guns. Designers from different countries tried to do something newer and more convenient and effective. One of these gunsmith engineers was the Swede H. Palmcranz. He did not copy the construction of Maxim or borrow any parts of it and did everything from scratch.

Machine gun "Nordenfelt": modularity from the XIX century


If we look for any earlier analogues of the Palmcran system, then it would rather be French mitraleza or a Gatling machine gun. Palmcranz went the usual way to increase the rate of fire by using several trunks at once. Yes, and some other points of the design of Palmcranz will also remind of the first American machine gun. Thus, the four-barrel version of the Palmkranz machine gun was the most common. Four barrels with a single receiver and separate valves were proposed to be mounted in a row on one machine. The first copies of the new machine gun were mounted on a stand with a typical "artillery" wheels for guidance in the horizontal and vertical planes. It is possible to understand such a decision - the year stood 1897, and there was no agreement on the design of the machine gun barrel. However, the machine gun machine Palmkrantsa on the background of the design of the bolt, trigger and other "stuffing" does not look so unusual.

For each barrel of the machine gun, regardless of their number relied own shutter. He was a cylinder moving along the guides inside the receiver. In the inner part of the gate there was a cavity for the drummer and the mainspring. It is noteworthy that the valves had an external drive - for some unknown reason, Palmcranz neglected the recoil energy. This technical solution also reminds of the Gatling machine gun. The closures were set in motion with the help of separate rods connecting them to the crankshaft. The latter, in turn, was equipped with a handle on the side of the machine gun. All this "exotic" worked as follows. Calculation of the machine gun laid in the vertical stores ammunition (up to 30 pieces), produced an approximate aiming at the target and the arrows began to rotate the handle on the side of the receiver. During its rotation, each barrel-bolt unit performed several operations in one turn of the handle and crankshaft. At first, the slide retreated back and the cartridge from the store under its own weight was fed to the dismounting line. With further rotation of the handle using the crankshaft, the bolt discharged the cartridge into the chamber and at the extreme front point of its movement released the drummer. That, in turn, beat on a cap. Shot shot. The shooter continued to rotate the handle and the bolt, moving back, pulling the sleeve to the extraction window. In one turn of the "trigger handle" each barrel produced one shot. Since with such a system it was almost impossible to ensure a good rate of fire and an acceptable recoil force, the barrels fired alternately: the connecting rods with the crankshaft were attached to the latter just like the connecting rods in piston engines. Due to this, during one turn of the handle, the machine gun produced two volleys. Thus, in one revolution of the handle a shot was made by all the barrels of the machine gun.



The development of Palmcran at the early stages attracted the attention of a major businessman T. Nordenfelt. He funded the end of the design of a new machine gun, and then set up its mass production at his Maxim-Nordenfelt factory called the Nordenfelt Machine Gun. The Swedish tycoon had good connections abroad, and in general was distinguished by a good business acumen. Thanks to this, already in 1898, Nordenfelt managed to interest the new machine guns of the British military. Great Britain adopted the Nordenfelt machine gun and ordered several dozen copies of the new weapon. Soon, several more European countries became interested in the machine gun of the Palmkran-Nordenfelt. Apparently, a kind of advertising in the form of an English order. Anyway, by the beginning of the 20th century, the production of machine guns at the Maxim-Nordenfelt plant had acquired a large scale.

The machine gun enjoyed some popularity. Therefore, using its relatively simple design, the engineer Palmcranz began to develop new modifications. The essence of the design allowed to add a virtually unlimited number of barrels and gates, which the designer did not fail to take advantage of. The development of the project proceeded in two main directions: an increase in the number of trunks and a change in caliber. In terms of the number of trunks Palmcranz "turned" from three to ten. On machine guns with more than five barrels, a special mechanism was installed that allowed them to be bred apart and to create a real fan of bullets. The maximum deviation of the extreme barrels allowed for firing at a distance of 300 meters to shift the aiming point of the barrel to the side more than a meter. As for the caliber, the experimental samples of Palmcranz were made for cartridges with bullets from 7,69 to 25,4 mm. By modern standards, the most powerful versions of the Palmkranz-Nordenfelt machine gun can be considered small-caliber artillery. However, especially large calibers are not popular. European military ordered mostly machine guns calibers to .45. Do not become massive and machine gun options with a large number of barrels. So, for example, the UK ordered mostly three, four and five-barrel machine guns caliber .303 and .45. For use in his machine gun Palmkranz also created a new armor-piercing cartridge with a small solid steel core in the bow of the bullet.



The multi-barreled Palmkranz machine gun was simple in its design and, as a result, relatively cheap. However, a large receiver and a block of barrels made the machine gun quite bulky. In terms of weight, I must say, it was not very different from Maxim’s machine gun, but significantly lost to him in ease of use. The fact is that the need for an external drive for the mechanics of the machine gun did not allow one shooter to simultaneously fire and direct the machine gun. The machine gun of Maxim had no such problems - his automation worked only at the expense of recoil energy, and not from a special handle. Finally, even the early versions of Maxim’s design had a rate of fire of about 600 per minute. The machine gun of Palmkranz, in turn, even in the ten-barreled version could not give out more than four hundred. The future of this weapon was obvious. For a combination of reasons, all the countries that adopted the Palmkranz-Nordenfelt machine gun soon began to abandon it. The last copies were decommissioned by the beginning of 1910 of the year. Military throughout Europe preferred the automatic system without an external source of energy. It was along this path that the further development of machine guns went. Over time, it should be noted, the idea of ​​an external drive for rapid-fire systems will return to weapons business again, but this is a completely different история.



Based on:
http://raigap.livejournal.com/
http://fire-arms.ru/
Karman U. The history of firearms. - M .: Tsentrpoligraf, 2006
Author:
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. George IV
    George IV 16 May 2012 10: 37
    +1
    Such a great-grandfather of modern quick-firing installations like those that make Gryazev and Shipunov for the fleet.
    1. Kibb
      Kibb 16 May 2012 11: 07
      +3
      They have a great-grandfather Gatling, and the double-barreled gun GS has the Gast system.
      1. 755962
        755962 16 May 2012 11: 28
        +5
        Rather, the great-grandfather of artillery systems such as Meroka anti-aircraft artillery system
        Developed by order of the Spanish Navy by Empresa Nacional Basen and Experiences Industriales, it is an autonomous naval weapon system and is intended for the self-defense of surface ships from low-flying or dive air attack weapons. The composition of ZAK Meroka includes two subsystems: a 12-barrel 20-mm gun mount and a radar fire control subsystem. The gun mount uses 120-caliber barrels of the Swiss firm Oerlikon, articulated with a common breech and connected with four bandages in a block of two horizontal rows of six trunks. At the same time, the bandage located immediately behind the muzzle brakes can move along the block, which allows you to slightly change the relative position of the axial lines of the barrel channels and thereby optimize the dispersion of shells taking into account errors of the fire control system in the so-called concentrated queue.
        Gun feed system tape. A ring-shaped store with 720 rounds is located under the gun mount platform, its replenishment is made of three fenders with 240 rounds each, suspended from the outside of the base of the tower. Full reload time 3 min.
        The fire control subsystem developed by Lockheed Electronics (USA) consists of two radars, a television sight, a digital computer and an external operator panel with display devices and controls. The detection radar operates in the range of 1-2 GHz and can detect low-flying anti-ship missiles at a distance of 12-14 km.
        A television sight is used to track the target and allows the operator to evaluate the results of the shooting, and is also used as an additional channel for determining the angular coordinates of the target. In case of AN / PVS-2 radar malfunction, the operator switches the complex to manual remote control and accompanies the target with a video indicator on his remote control. In this case, the distance to the target and its speed are entered into the computer through the keypad of the remote control, which is used to open and cease fire, as well as enter ballistic and meteorological data into the computer.
        It is believed that to defeat RCC with a subsonic speed of flight, no more than 10-12 concentrated bursts of duration 0,06-0,08 s and an interval between them of 0,12-0,19 s are required, during which reloading of the respective gun barrels takes place. This mode of fire Meroka anti-aircraft artillery complex provides high accuracy and allows you to intercept five or six air targets without reloading the store. The missile defense consists of a sub-caliber tracer with a detachable tray and a cartridge case with a powder charge of 64 g and an electric fuse.
        1. Pharao7766
          Pharao7766 16 May 2012 12: 29
          +2
          Or such as Mk.5 Metal Storm ...
          http://www.dogswar.ru/armii-mira/vooryjenie/3948-million-vystrelov-v-.html
          1. Glenn witcher
            16 May 2012 13: 12
            +3
            Are they not ashamed? In my memory, they were still praising this year in 96.

Пулемет «Норденфельт»: модульность из XIX века

Изобретение Х. Максимом первого пулемета современного облика наглядно продемонстрировало принципиальную возможность создания автоматического оружия, не требующего внешнего источника энергии. Через несколько лет пулемет Максима станет причиной пересмотра немалой части военной науки. Но до этого нужно было дожить. Да и конкуренты не сидели сложа руки и пытались отобрать у Максима перспективный сектор оружейного производства. По этой причине в конце XIX и начале XX века можно назвать эпохой бурного развития пулеметов. Конструкторы разных стран пытались сделать что-то еще более новое и еще более удобное и эффективное. Одним из этих инженеров-оружейников был швед Х. Пальмкранц. Он не стал копировать конструкцию Максима или заимствовать какие-либо ее части и все сделал с нуля.

Пулемет «Норденфельт»: модульность из XIX века


Если и искать какие-либо более ранние аналоги системы Пальмкранца, то это, скорее, будут французские митральезы или пулемет Гатлинга. Пальмкранц пошел по привычному пути увеличения скорострельности путем применения нескольких стволов сразу. Да и некоторые другие моменты конструкции Пальмкранца тоже будут напоминать о первом американском пулемете. Так, наибольшее распространение в итоге получил четырехствольный вариант пулемета Пальмкранца. Четыре ствола с единой ствольной коробкой и отдельными затворами предлагалось монтировать в ряд на одном станке. Первые экземпляры нового пулемета устанавливались на тумбовой установке с характерными «артиллерийскими» колесами для наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Можно понять такое решение – на дворе стоял 1897 год, и согласия на предмет конструкции пулеметного ствола у конструкторов не было. Однако станок пулемета Пальмкранца на фоне конструкции затвора, ударно-спускового механизма и прочей «начинки» смотрится не так уж и необычно.


К каждому стволу пулемета вне зависимости от их количества полагался собственный затвор. Он представлял собой цилиндр, движущийся по направляющим внутри ствольной коробки. Во внутренней части затвора имелась полость для ударника и боевой пружины. Примечательно, что затворы имели внешний привод – по какой-то до сих пор непонятной причине Пальмкранц пренебрег энергией отдачи. Такое техническое решение тоже напоминает о пулемете Гатлинга. Затворы приводились в движение при помощи отдельных тяг, соединявших их с коленчатым валом. Последний, в свою очередь, оснащался рукояткой на боковой поверхности пулемета. Вся эта «экзотика» работала следующим образом. Расчет пулемета закладывал в вертикальные магазины патроны (до 30 штук), производил примерное наведение в сторону цели и стрелок начинал вращать ручку на боку ствольной коробки. При ее вращении каждый блок «ствол-затвор» производил несколько операций за один оборот ручки и коленвала. Сначала затвор отходил назад и патрон из магазина под собственным весом подавался на линию досылания. При дальнейшем вращении ручки при помощи коленвала затвор производил досылание патрона в патронник и в крайней передней точке своего движения отпускал ударник. Тот, в свою очередь, бил по капсюлю. Происходил выстрел. Стрелок продолжал вращать рукоятку и затвор, отходя назад, протаскивал гильзу до экстракционного окна. За один оборот «спусковой рукояти» каждый ствол производил один выстрел. Поскольку при такой системе было почти невозможно обеспечить хорошую скорострельность и приемлемую силу отдачи, стволы стреляли попеременно: соединявшие их с коленвалом тяги крепились к последнему так же, как шатуны в поршневых двигателях. Благодаря этому за один поворот рукояти пулемет производил два залпа. Таким образом, за один оборот рукояти выстрел проделывали все стволы пулемета.

Пулемет «Норденфельт»: модульность из XIX века


Разработка Пальмкранца еще на ранних стадиях привлекла внимание крупного бизнесмена Т. Норденфельта. Он профинансировал окончание конструирования нового пулемета, а потом и наладил его серийное производство на своей фабрике «Максим-Норденфельт» под названием «пулемет Норденфельт». Шведский магнат имел хорошие связи за рубежом, да и в целом отличался неплохой деловой хваткой. Благодаря этому Норденфельту уже в 1898 году удалось заинтересовать новым пулеметов английских военных. Великобритания приняла пулемет «Норденфельт» на вооружение и заказала несколько десятков экземпляров нового оружия. Вскоре еще несколько европейских стран заинтересовались пулеметом Пальмкранца-Норденфельта. По-видимому, сказалась своеобразная реклама в виде английского заказа. Так или иначе, к началу XX века производство пулеметов на заводе «Максим-Норденфельт» приобрело большие масштабы.

Пулемет пользовался некоторой популярностью. Поэтому, пользуясь его сравнительно простой конструкцией, инженер Пальмкранц начал разрабатывать новые модификации. Суть конструкции позволяла добавлять практически неограниченное число стволов и затворов, чем не преминул воспользоваться конструктор. Развитие проекта шло по двум основным направлениям: увеличение количества стволов и изменение калибра. В плане количества стволов Пальмкранц «развернулся» от трех до десяти. На пулеметах с количеством стволов больше пяти устанавливался специальный механизм, позволявший разводить стволы в стороны и создавать настоящий веер из пуль. Максимальное отклонение крайних стволов позволяло при ведении огня на дистанции в 300 метров сдвигать точку прицеливания ствола вбок более чем на метр. Что касается калибра, то экспериментальные образцы Пальмкранца делались под патроны с пулями от 7,69 до 25,4 мм. По современным меркам самые мощные варианты пулемета Пальмкранца-Норденфельта можно считать малокалиберной артиллерией. Однако особо большие калибры популярностью не пользовались. Европейские военные заказывали в основном пулеметы калибров до .45. Не стали массовыми и варианты пулемета с большим количеством стволов. Так, к примеру, Великобритания заказывала в основном трех-, четырех- и пятиствольные пулеметы калибров .303 и .45. Для применения в своем пулемете Пальмкранц также создал новый бронебойный патрон с небольшим твердым стальным сердечником в носовой части пули.

Пулемет «Норденфельт»: модульность из XIX века


Многоствольный пулемет Пальмкранца был прост по своей конструкции и, как следствие, сравнительно дешев. Однако ствольная коробка больших размеров и блок стволов делали пулемет достаточно громоздким. По весу, надо сказать, он не сильно отличался от пулемета Максима, но значительно проигрывал ему в удобстве использования. Дело в том, что необходимость внешнего привода для механики пулемета не позволяло одному стрелку одновременно вести огонь и наводить пулемет. Пулемет Максима таких проблем не имел – его автоматика работала только за счет энергии отдачи, а не от специальной рукоятки. Наконец, даже ранние версии конструкции Максима имели скорострельность порядка 600 выстрелов в минуту. Пулемет Пальмкранца, в свою очередь, даже в десятиствольной версии не мог выдать больше четырехсот. Будущее этого оружия было очевидным. По совокупности причин все страны, принявшие на вооружение пулемет Пальмкранца-Норденфельта, вскоре стали отказываться от него. Последние экземпляры были сняты с вооружения к началу 1910 года. Военные всей Европы предпочли автоматическую систему без внешнего источника энергии. Именно по этому пути и пошло дальнейшее развитие пулеметов. Со временем, надо заметить, идея внешнего привода для скорострельных систем снова вернется в оружейное дело, но это совершенно другая история.

Пулемет «Норденфельт»: модульность из XIX века


По материалам:
http://raigap.livejournal.com/
http://fire-arms.ru/
Карман У. История огнестрельного оружия. – М.: Центрполиграф, 2006
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Georg iv 16 мая 2012 10:37
    Такой себе прадедушка современных скорострельных установок типа тех которые делают Грязев и Шипунов для флота.
    Georg iv
    1. Kibb 16 мая 2012 11:07
      Прадедушка у них Гатлинг, а у двухстволок ГШ - система Гаст.
      Kibb
      1. 755962 16 мая 2012 11:28
        Скорее прадедушка таких артсистем как Зенитный артиллерийский комплекс Мерока
        разработанный по заказу ВМС Испании фирмами «Эмпреса Насьональ Басен» и «Экспериенсас Индустриалес», является автономной системой корабельного оружия и предназначается для самообороны надводных кораблей от низколетящих или пикирующих средств воздушного нападения. В состав ЗАК Мерока входят две подсистемы: 12-ствольная 20-мм артустановка и радиолокационная подсистема управления огнем. В артустановке используются стволы длиной 120 калибров швейцарской фирмы «Эрликон», шарнирно скрепленные с общим казенником и связанные четырьмя бандажами в блок из двух горизонтальных рядов по шесть стволов. При этом находящийся сразу за дульными тормозами бандаж может передвигаться вдоль блока, что позволяет несколько изменять взаимное расположение осевых линий каналов стволов и за счет этого оптимизировать рассеивание снарядов с учетом ошибок системы управления огнем в так называемой сосредоточенной очереди.
        Система питания пушки ленточная. Кольцеобразный магазин на 720 выстрелов расположен под платформой артустановки, его пополнение производится из трех кранцев на 240 выстрелов каждый, подвешенных снаружи основания башни. Время полной перезарядки 3 мин.
        Подсистема управления огнем, разработанная фирмой «Локхид электронике» (США), состоит из двух РЛС, телевизионного визира, цифровой ЭВМ и выносного пульта оператора с устройствами отображения и органами управления. РЛС обнаружения работает в диапазоне 1-2 ГГц и может обнаруживать низколетящие ПКР на дистанции 12-14 км.
        Телевизионный визир служит для слежения за целью и позволяет оператору оценивать результаты стрельбы, а также применяется в качестве дополнительного канала определения угловых координат цели. При неисправности РЛС AN/PVS-2 оператор переключает комплекс на ручное дистанционное управление и сопровождает цель по видеоиндикатору на своем пульте. В этом случае дистанция до цели и ее скорость вводятся в ЭВМ через клавишную панель пульта, который используется для открытия и прекращения огня, а также ввода баллистических и метеорологических данных в ЭВМ.
        Считается, что для поражения ПКР с дозвуковой скоростью полета потребуется не более 10-12 сосредоточенных очередей длительностью 0,06-0,08 с и интервалом между ними 0,12-0,19 с, в течение которых происходит перезаряжание соответствующих стволов пушки. Такой режим стрельбы зенитный артиллерийский комплекс Мерока обеспечивает высокую кучность и позволяет без перезаряжания магазина перехватывать пять-шесть воздушных целей. Противоракетный боеприпас состоит из подкалиберного трассирующего снаряда с отделяющимся поддоном и гильзы с пороховым зарядом массой 64 г и электрическим запалом.
        755962
        1. Pharao7766 16 мая 2012 12:29
          Или таких как Mk.5 компании Metal Storm...
          http://www.dogswar.ru/armii-mira/vooryjenie/3948-million-vystrelov-v-.html
          1. Glenn Witcher 16 мая 2012 13:12
            Им не стыдно? На моей памяти, они еще году в 96-м этим шушеметом хвалились.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня