Бронеавтомобили в кавалерии

Поддерживали ли в годы Первой мировой броневики кавалерию? О взаимодействии двух мобильных родов войск, с упором на применение французских броневиков, - эта статья.

К началу войны во Франции не было ни одного бронеавтомобиля: те несколько штук, коими она располагала, находились в Марокко.


Германская же армия с первых дней войны была снабжена боевыми автомобилями (вначале даже незащищенными броней), которые обычно придавались разведывательным отрядам. Они шли в авангарде германских колонн во время вторжения в Бельгию, а позже и во Францию (на севере). Мы писали о германских броневиках (см. Упущенные возможности. Бронеавтомобили Германии в Первую мировую войну).

Боевое крещение германских броневиков произошло в Верхнем Эльзасе в 1914 г. и принесло благоприятный результат.

Броневзвод № 1 участвовал в операциях в Румынии в 1916 г. Взаимодействуя с кавалерией, в обстановке маневренной войны он проявил свои лучшие качества, особенно отличившись в Кронштадской операции (09. – 10. 1916 г.) и в Трансильванских Альпах.

Бельгийцы к этому же времени также обладали бронеавтомобилями – и тоже в небольшом количестве.

Бронеавтомобили в кавалерии




Среди автопулеметных взводов русской армии выделялся «кавалерийский» 25-й взвод, укомплектованный 2 «Мерседесами» и «Ллойдом». «Ллойд» имел 2, а «Мерседесы» - по 1 пулеметной башне («Мерседесы» были вооружены еще и 37-мм пушками - устанавливались в кормовой части корпуса на тумбах). Мы подробно писали о русских броневиках (см. Как русская броня воевала. Ч. 1. У Стрыкова и Пабианице ; Как русская броня воевала. Ч. 2. Под Праснышем и Томашевым ; Как русская броня воевала. Ч. 3. Гром победы).

Польза и необходимость автомобилей, вооруженных пулеметами, стала очевидна и французам - с первых же дней войны. И уже в начале августа 1914 г. кавалерийский корпус Сорде реквизировал в Седане легковые и грузовые автомобили, снабдил их вооружением и специально подобранным личным составом и сформировал два отделения - предназначенные для применения в усиленных разведках, а также для связи и сопровождения автомобильных обозов.

В начале сентября 1914 г. к корпусу Сорде был придан один бронеавтомобиль, который и погиб в первом же бою - на Муне. В этом же бою, на левом фланге армии, машины рассеяли, нанося противнику большие потери, германскую пехоту, шедшую густыми массами в атаку на Нантейль-ле-Годуин. В конце того же месяца командующий 2-й армией снабдил кавалерийский корпус Конно группой бронеавтомобилей, вооруженных пулеметами и пушками (обслуживавшихся матросами). В день прибытия эта группа приняла участие в бою у Арраса, где сбила с позиции германских стрелков - чем содействовала продвижению французской спешившейся кавалерии. Немного спустя другая автоброневая группа была придана кавалерийскому корпусу Митра - и применена на Изере, а затем у Ньюпора: пушечные автомобили (37-мм орудие) были поставлены в засаду, выжидая подходящего случая – который представился и был удачно использован лейтенантом Тирнон.





7-го декабря 1914 г. кавалерийскому корпусу Конно генералом Ф. Фошем были приданы 2 автоброневые группы с пушечными автомобилями и 1 отделение с пулеметными машинами.


Наконец, 8-го сентября 1915 г. автоброневые группы были распределены между кавалерийскими корпусами.

С января 1916 г. до ноября 1918 г. бронеавтомобили распределялись французами отчасти между кавалерийскими корпусами, а отчасти между кавалерийскими дивизиями. К моменту перемирия каждому кавалерийскому корпусу и кавалерийской дивизии было придано по 2 автоброневые группы.

Первые бронеавтомобили 1914 года (значительная часть которых после Первой мировой оказалась в Марокко и Леванте) были оснащены вертикальной броней из специальной стали толщиной 5,5 мм - предохраняющей от обычных германских пуль на дистанции 100 метров. Треть бронеавтомобилей была вооружена 37-мм скорострельными пушками - для уничтожения германских пулеметных автомобилей, а остальные пулеметами Сен-Этьена. Шасси - легковых автомобилей Пежо и Рено, не обладающие требуемой грузоподъемностью, но все же, благодаря их замечательной конструкции, довольно удачных. В дальнейшем бронеавтомобили были снабжены задним рулевым управлением. По мере увеличения числа групп и потребности в бронемашинах, появилась необходимость в создании броневика специального типа. Начатые в 1917 году попытки привели к появлению машин типа Ларфевр, затем к забронированию американского грузовика Уайт.



Пополнение личным составом вначале происходило за счет флота. К маю 1915 г. бронеавтомобили перешли в ведение артиллерии. Материальная часть пополнялась и содержалась Центральным Артиллерийским Управлением, а личный состав по-прежнему поставлялся флотом.

В 1916 г. броневтомобили были переданы в ведение кавалерии - и центральное руководство ими перешло в Версаль. Оно было объединено с 27-м и 32-м драгунскими депо, которым затем группы были приданы и в административном отношении.



Мы видим, что броневик оказался очень полезным боевым ресурсом в условиях прежде всего маневренной войны – эффективно взаимодействуя с таким мобильным родом войск как кавалерия.

Автор:
Олейников Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти