Военное обозрение

Бронеавтомобили в кавалерии

11
Поддерживали ли в годы Первой мировой броневики кавалерию? О взаимодействии двух мобильных родов войск, с упором на применение французских броневиков, - эта статья.


К началу войны во Франции не было ни одного бронеавтомобиля: те несколько штук, коими она располагала, находились в Марокко.

Германская же армия с первых дней войны была снабжена боевыми автомобилями (вначале даже незащищенными броней), которые обычно придавались разведывательным отрядам. Они шли в авангарде германских колонн во время вторжения в Бельгию, а позже и во Францию (на севере). Мы писали о германских броневиках (см. Упущенные возможности. Бронеавтомобили Германии в Первую мировую войну).

Боевое крещение германских броневиков произошло в Верхнем Эльзасе в 1914 г. и принесло благоприятный результат.

Броневзвод № 1 участвовал в операциях в Румынии в 1916 г. Взаимодействуя с кавалерией, в обстановке маневренной войны он проявил свои лучшие качества, особенно отличившись в Кронштадской операции (09. – 10. 1916 г.) и в Трансильванских Альпах.

Бельгийцы к этому же времени также обладали бронеавтомобилями – и тоже в небольшом количестве.

Бронеавтомобили в кавалерии




Среди автопулеметных взводов русской армии выделялся «кавалерийский» 25-й взвод, укомплектованный 2 «Мерседесами» и «Ллойдом». «Ллойд» имел 2, а «Мерседесы» - по 1 пулеметной башне («Мерседесы» были вооружены еще и 37-мм пушками - устанавливались в кормовой части корпуса на тумбах). Мы подробно писали о русских броневиках (см. Как русская броня воевала. Ч. 1. У Стрыкова и Пабианице ; Как русская броня воевала. Ч. 2. Под Праснышем и Томашевым ; Как русская броня воевала. Ч. 3. Гром победы).

Польза и необходимость автомобилей, вооруженных пулеметами, стала очевидна и французам - с первых же дней войны. И уже в начале августа 1914 г. кавалерийский корпус Сорде реквизировал в Седане легковые и грузовые автомобили, снабдил их вооружением и специально подобранным личным составом и сформировал два отделения - предназначенные для применения в усиленных разведках, а также для связи и сопровождения автомобильных обозов.

В начале сентября 1914 г. к корпусу Сорде был придан один бронеавтомобиль, который и погиб в первом же бою - на Муне. В этом же бою, на левом фланге армии, машины рассеяли, нанося противнику большие потери, германскую пехоту, шедшую густыми массами в атаку на Нантейль-ле-Годуин. В конце того же месяца командующий 2-й армией снабдил кавалерийский корпус Конной группой бронеавтомобилей, вооруженных пулеметами и пушками (обслуживавшихся матросами). В день прибытия эта группа приняла участие в бою у Арраса, где сбила с позиции германских стрелков - чем содействовала продвижению французской спешившейся кавалерии. Немного спустя другая автоброневая группа была придана кавалерийскому корпусу Митра - и применена на Изере, а затем у Ньюпора: пушечные автомобили (37-мм орудие) были поставлены в засаду, выжидая подходящего случая – который представился и был удачно использован лейтенантом Тирнон.





7-го декабря 1914 г. кавалерийскому корпусу Конно генералом Ф. Фошем были приданы 2 автоброневые группы с пушечными автомобилями и 1 отделение с пулеметными машинами.

Наконец, 8-го сентября 1915 г. автоброневые группы были распределены между кавалерийскими корпусами.

С января 1916 г. до ноября 1918 г. бронеавтомобили распределялись французами отчасти между кавалерийскими корпусами, а отчасти между кавалерийскими дивизиями. К моменту перемирия каждому кавалерийскому корпусу и кавалерийской дивизии было придано по 2 автоброневые группы.

Первые бронеавтомобили 1914 года (значительная часть которых после Первой мировой оказалась в Марокко и Леванте) были оснащены вертикальной броней из специальной стали толщиной 5,5 мм - предохраняющей от обычных германских пуль на дистанции 100 метров. Треть бронеавтомобилей была вооружена 37-мм скорострельными пушками - для уничтожения германских пулеметных автомобилей, а остальные пулеметами Сен-Этьена. Шасси - легковых автомобилей Пежо и Рено, не обладающие требуемой грузоподъемностью, но все же, благодаря их замечательной конструкции, довольно удачных. В дальнейшем бронеавтомобили были снабжены задним рулевым управлением. По мере увеличения числа групп и потребности в бронемашинах, появилась необходимость в создании броневика специального типа. Начатые в 1917 году попытки привели к появлению машин типа Ларфевр, затем к забронированию американского грузовика Уайт.



Пополнение личным составом вначале происходило за счет флота. К маю 1915 г. бронеавтомобили перешли в ведение артиллерии. Материальная часть пополнялась и содержалась Центральным Артиллерийским Управлением, а личный состав по-прежнему поставлялся флотом.

В 1916 г. броневтомобили были переданы в ведение кавалерии - и центральное руководство ими перешло в Версаль. Оно было объединено с 27-м и 32-м драгунскими депо, которым затем группы были приданы и в административном отношении.



Мы видим, что броневик оказался очень полезным боевым ресурсом в условиях прежде всего маневренной войны – эффективно взаимодействуя с таким мобильным родом войск как кавалерия.

Автор:
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Reptiloid
    Reptiloid 21 августа 2018 06:47
    +4
    Статья понравилась.В отличие от статей о "Русской броне"----здесь иллюстрации, а не фото.Лучше видно детали.Спасибо.
    1. Curious
      Curious 21 августа 2018 08:40
      +2
      Смотря какие фото.
      1. Reptiloid
        Reptiloid 21 августа 2018 08:48
        +2
        В тех трёх статьях--ч/б фото с людьми, на качество многие условия влияли, и погода, и местность......
      2. hohol95
        hohol95 21 августа 2018 15:23
        +2
        Бельгийские "МИНЕРВЫ" могли и в России повоевать (не точно) в составе Corps des Autos-Canons-Mitrailleuses Belges en Russie.
    2. hohol95
      hohol95 21 августа 2018 14:55
      0
      Только автор с одной из иллюстраций ОШИБСЯ!
      Camion Blindado - бронированный грузовик фирмой Шнейдер был изготовлен в единственном экземпляре для ИСПАНИИ в 1909 году!
      Испанцы его получили в 1910, а в январе 1912 года отправили в свои африканские владения в Надор, где была передана в подчинение командующего артиллерией Рафаэля Карранса Гарридо (D.Rafael de Carranza Garrido). Формально полученная армией машина относилась к классу бронированных грузовиков (Camion Blindado), поэтому поставленные перед ней задачи были вполне соответствующие: боевое охранение и сопровождение конвоев, эвакуация раненых и перевозка пехоты. После завершения первой кампании против арабских племен в 1913 году бронеавтомобиль был разбронирован.
      Информация с сайта www.aviarmor.net
      1. Curious
        Curious 21 августа 2018 17:33
        +1
        Судя по всему, сайт www.aviarmor.net ошибается. Обратимся на сайт Historial carrista espana. Там есть страница SCHNEIDER PROTECTED TRUCK.
        6 ноября 1909 года. Король Испании подписал разрешение на покупку первого. В Испанию он прибыл 20 июня 1910 года. Ему был присвоен номерной знак 15. В апреле 1911 купили второй, ему присвоили номер 19. Как раз он и изображен на рисунке. Эти автомобили использовались в Африке в 1912 году. Есть даже версия о покупке 24 таких мкшин в 1914 году.
        Ссылка https://sites.google.com/site/historialcarristaespana/africa/los-camiones-protegidos-schneider
        1. hohol95
          hohol95 22 августа 2018 15:08
          0
          Спасибо за дополнение! Видимо нет единой и подтверждённой информации по этим бронеавтомобилям! Столько лет минуло... hi
        2. hohol95
          hohol95 22 августа 2018 15:28
          0

          Судя по старым фотографиям №15 и №19 отличались друг от друга лобовыми деталями корпуса!
  2. Korsar4
    Korsar4 21 августа 2018 08:53
    +3
    Всегда думал, что больше на текст смоютрю, а здесь от картинок не оторваться.
  3. Рони
    Рони 21 августа 2018 14:26
    +3
    Картинки, правда хороши!

    В памяти таких совсем не много.
    Поэтому на ум пришёл "бронированный" носорог Гесснера (1560 г.).
    Изобрести новый механизм или усовершенствовать старое, и поразить во всех смыслах - талант инженера.
    Гесснеру же пришлось нарисовать реального носорога, не видя его, а по рассказам и слухам, ещё пользовался художественными зарисовками, получилось похоже на кабанчика в доспехах и с рогом на носу - талант художника.
  4. Albatroz
    Albatroz 21 августа 2018 16:24
    +8
    В статье приведена уникальная информация о применении броневиков французской конницей, и это прекрасно.
    Спасибо!