Огонь по своим. Столкновение в небе над Нишем

37
СССР и США плотно сотрудничали во время Великой Отечественной войны. По программе ленд-лиза Советский Союз получил порядка четырнадцати тысяч американских самолетов различных типов. На них били врагов более ста тридцати асов и девятнадцать героев СССР. Поступали из-за океана и запчасти, и ВПП, и прочий авиационный инвентарь, а также различная техника. Но, к сожалению, не обходилось и без досадных ошибок. Причем именно с американской стороны. Бывало, что звездно-полосатые пилоты ошибались и атаковали союзников вместо немцев. Самый трагичный инцидент произошел седьмого ноября 1944 года. В историю он вошел как «Воздушный бой над Нишем».

Огонь по своим. Столкновение в небе над Нишем




Окровавленный «подарок»

Сотрудничество между Советским Союзом и США было довольно тесным. Летчики СССР бок о бок находились со звездно-полосатыми пилотами на стратегически важных базах в Северной Каролине, в Италии, Иране, Аляске и на Полтавском аэроузле. В общем, все было хорошо. Но трагедия, произошедшая седьмого ноября, чуть было не перечеркнула дружбу.

Рано утром уже восьмого ноября Иосиф Виссарионович Сталин получил доклад от заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерала Антонова. Алексей Иннокентьевич доложил, что седьмого числа в районе югославского города Ниш произошла трагедия. Американские союзники неожиданно совершили авианалет. Затем последовала информация о количестве погибших людей и уничтоженной техники.

Понятно, что Иосиф Виссарионович тут же приказал провести экстренное расследование инцидента. Вот такой подарок преподнесли звездно-полосатые союзники главе СССР в честь двадцать седьмой годовщины Октябрьской революции! И вскоре Сталин получил подробный отчет от генерал-полковника Судца и генерал-майора авиации Корсакова. В донесении говорилось: «…установлено, что в 12 часов 40 минут 7 ноября 1944 года над городом Ниш (северо-западные окраины) курсом 120 градусов и на высоте двух тысяч метров появилась группа самолетов типа «Лайтнинг» (Р-38, «Молния»). Над аэродромом она перестроилась в растянутый правый пеленг и, спустившись на 40-50 метров, начала расстреливать автотранспорт и войска, продвигавшиеся по дороге Ниш-Алексинац-Делиград-Роянь, действуя по одному и производя по несколько заходов вдоль дороги…» Жертвами предательского удара стали подразделения шестого гвардейского корпуса третьего Украинского фронта. Это они находились в момент атаки на дороге. Было понятно, что американцы совершили удар, преследуя определенные цели. Но какие? К тому моменту немцев в районе Ниша уже не было. Об этом командование средиземноморских ВВС США прекрасно знали. Получается, удар по советским подразделениям был нанесен целенаправленно?

Ошиблись. Дважды

Советские командиры не ждали, что в районе Ниша можно наткнуться на противника. Поэтому все находились в расслабленном состоянии, да и праздник сказывался. Вот что вспоминал Герой Советского Союза Николай Шмелев, которому довелось стать свидетелем предательского удара: «Утро 7 ноября выдалось погожим. Окутанный легкой дымкой город Ниш был украшен красными флагами и транспарантами. Авиаторы нашего полка стройными колоннами вышли на просторный плац. Приняв рапорт, подполковник Шевригин подал команду: «Вольно!». Заместитель командира по политчасти Сивуд вышел на середину строя и приказал 1-й и 3-й эскадрильям развернуться флангами к середине. Образовалось нечто вроде буквы «П».

— Товарищи! — подчеркнуто торжественно начал подполковник Сивуд. — Сегодня весь советский народ празднует 27-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической…

— «Рамы!» — прервал его чей-то возглас. — Фашисты пикируют на наш аэродром!

Все, как по команде, повернули головы на юг. Из-за гор вылетела большая группа двухкилевых самолетов. Некоторые из них уже свалились в пике. Послышались глухие разрывы. Один за другим на аэродром пикировали и остальные.

— Разойдись! В укрытия! — скомандовал Шевригин.

— Знамя в штаб! — распорядился подполковник Лопаткин.

— Ничего не понимаю, — развел руками Сивуд, когда мы вместе добежали до щели, отрытой возле забора. — 40 самолетов! Откуда они могли взяться?

И не только Василий — все мы были удивлены и озадачены. Ведь каждый знал, что на нашем участке у фашистов не было и нет такого количества авиации. А тут — целая армада! Супонин, Орлов и я, выбравшись из щели, встали под деревом. До аэродрома — около двух километров. Мы видели, как «рамы» одна за другой продолжали пикировать, штурмуя стоянки наших самолетов… И вот они уже совсем близко.

— Так это же не немцы, это американцы! Союзники! — закричали наши летчики, когда на двухкилевых самолетах стали отчетливо видны опознавательные знаки ВВС США. Да, это действительно были американские «Лайтнинги»».

Что касается американской версии событий, то они объяснили инцидент «ошибкой». Капитан Кинг, чей самолет был сбит, но он сумел выжить, вспоминал в мемуарах, что они не узнали Ниш. Это подтвердил и другой пилот – Карр: «Все ориентиры на месте: холм, дорога... Какой-то город или деревня — все верно!»

И вот это вызывает удивление. Дело в том, что американцы знали, как выглядит Ниш с высоты полета и где именно он находится. Поскольку с октября 1943 года они неоднократно его бомбили. При этом ни разу не перепутали с городом Нови Пазар, который расположен неподалеку. Но вот седьмого ноября отчего-то перепутали.

Как только пилоты США обнаружили движение внушительной автоколонны в районе Ниша, полковник Эдвинсон отдал приказ атаковать. При этом, что интересно, он не предпринял ни единой попытки разобраться, чья именно колонна двигалась по дороге. Как будто он точно знал и ждал «гостей». Сам же полковник первым открыл огонь по советской автоколонне, затем его подержали два звена. При первом налете были уничтожены штабные машины, двигавшиеся во главе процессии, автоцистерны и несколько грузовиков. Тогда же погиб и советский генерал Григорий Петрович Котов. Он находился в одной из штабных машин. Чуть позже появилось и третье звено ударной группы «лайтнингов». Летчик Карр вспоминал: «Заметили следующую на большой скорости колонну. Опознавательных знаков не видно, но уверены – немцы!.. Какой мы пожар устроили! За последние 50 боевых вылетов ни разу не нанесли противнику такого ущерба… Поразил пять грузовиков и санитарную машину! Поздно увидел красный крест».

Вообще, слепота, которая поразила и американское командование, и простых пилотов, вызывает лишь недоумение. Они не узнали Ниш, перепутали советскую автоколонну с немецкой, которой в этом районе не могло быть даже теоретически. Затем не разглядели красный крест в белом круге. Чуть позже они также не увидят и красные звезды на крыльях самолетов. Возможно, внезапные проблемы со зрением можно списать на сильный дождь или густой туман. Но метеоусловия в тот день были более чем пригодными. Вот что написано в журнале боевых действий 288-й истребительной авиадивизии: «Погода: в первой половине дня – облачность 10-8 баллов, Н-800 м, горы закрыты, дымка, видимость 4-6 км. Во вторую половину дня – облачность 6-8 баллов, Н=2000 м, видимость 6 км».

Летчик Борис Александрович Смирнов писал: «Я в это время находился на командном пункте в расположении 2-й болгарской армии и вот слышу, командарму докладывают, что американские бомбардировщики атакуют колонну наших войск в районе города Ниш. Судец распорядился: «Принять все меры к предотвращению столкновения в воздухе». Но как? Со стоянки дежурной авиаэскадрильи уже взлетела восьмерка истребителей, возглавляемая Героем Советского Союза капитаном А. И. Колдуновым. Ему и всем летчикам группы передаю указание командующего, прошу сделать все возможное, чтобы привлечь внимание американцев, дать как-то понять, что мы – союзники. Сделать это трудно: нам неизвестна радиоволна их обмена».

Первыми звуки атаки услышали как раз солдаты 707-го штурмового авиационного полка, в том числе и упоминавшийся выше Герой Советского Союза Николай Шмелев. Все они слушали праздничную речь командира по политподготовке подполковника Сивуда. Первыми по тревоге в небо поднялся 866-й истребительный авиационный полк. Параллельно атаковавших начали обстреливать ПВО аэродромов Ниша. Зенитчикам, кстати, быстро удалось сбить один американский самолет.

Советские самолеты Як-9 и Як-3 взяли курс на агрессоров. Интересно вот что: заместитель командира полка Дмитрий Сырцов приказал пилотам не атаковать американцев, а постараться приблизиться к ним, чтобы сообщить об ошибке. Но попытка провалилась, один из самолетов был сбит. Начался воздушный бой.

Позже американские пилоты утверждали, что некоторые, когда разглядели красные звезды, прекращали огонь и даже сообщали командованию об ошибке. Эдвинсон тоже вскоре понял, что его пилотам противостоят союзники, но остановить бой не сумел. Борис Александрович Смирнов вспоминал: «А тем временем две группы – по 25-30 самолетов каждая – уже подходили к западной окраине аэродрома. Верхняя, встав в круг, готовилась прикрыть действия нижней группы. Нижняя же разделилась еще на две равные части. Одна из них начала штурмовать колонну наших войск на дороге, обстреливая ее пулеметно-пушечным огнем с малых высот, а другая атаковала взлетающие истребители. В результате было сбито четыре американских истребителя типа «лайт[н]инг» (один уничтожили зенитчики). Наши потери – два экипажа. Погибли в бою лейтенанты Кривоногих и Шипулин. Самолет лейтенанта Жестовского оказался подбит, и летчик выпрыгнул с парашютом».

Бой прекратился, когда будущий Герой Советского Союза Николай Григорьевич Сурнев (по другой версии, подвиг принадлежит асу-истребителю Александру Ивановичу Колдунову) сумел подобраться к ведущему американскому самолету. Сурнев (или же Колдунов) жестами объяснил, что, мол, своих атакуете! После этого звездно-полосатые самолеты взяли курс на юг. Советские пилоты некоторое время их сопровождали, но затем повернули обратно.



Но на этом бой, как можно было подумать, не завершился. Вскоре произошла повторная атака. Еще четыре десятка «Лайтнингов» появились из-за горного хребта. Советские летчики не растерялись. Они мгновенно подлетели к американцам и продемонстрировали красные звезды. На этом звездно-полосатая провокация и завершилась.

«Досадный инцидент»

Вскоре о случившемся узнало командование ВВС США. Ему пришлось приносить советской стороне извинения. Звездно-полосатые представители назвали трагедию «досадным инцидентом», списав все на грубую ошибку своих летчиков. Мол, они намеревались атаковать немецкую колонну, которая направлялась из Греции в Триест. Тот факт, что от Ниш и Грецию разделяло порядка четырехсот километров, их особо не смутил. Зато советское руководство крепко задумалось о правдивости американских заявлений. И если с первой атакой еще можно было ошибиться (если, конечно, сильно постараться), то как быть со второй? Американских пилотов первым делом должны были предупредить о том, что в районе Ниша находятся войска союзников. В общем, легенда пахла липой. Поэтому расследование СССР не прекратил.

Комиссия семнадцатой воздушной армии сумела установить, что американские летчики получили приказ атаковать немецкие войска, движущиеся по дороге Скопье-Приштина. Но схема дорог того района оказалась сильно схожей со схемой территории близ Ниша, поэтому пилоты и ошиблись. Что касается расстояния, она меньше – между Нишем и Скопье порядка ста пятидесяти километров. Но все равно не такое уж близкое. По факту, советской стороне было понятно, что американские «друзья» решили проверить и СССР, и всю антигитлеровскую коалицию, что называется, на прочность. Отвечать на провокацию советское руководство не решилось. Поэтому своих пилотов наградили, а инцидент решили не афишировать.

К воспоминаниям Смирнова, конечно, нельзя относиться с полной серьезностью. Все-таки Борис Александрович в некоторых местах допускал неточности (специально или нет, неизвестно). Но все равно, в мемуарах много интересного. Вот как он описал осмотр сбитого американского самолета: « Понятно, была комиссия по расследованию, мы с Колошиным тщательно осмотрели место падения одного из «лайтнингов». Выставили часовых. Обломки американского самолета лежали разбросанными от сильного удара на большом расстоянии. Я поднял тот предмет, который искал, – катушку с намотанной картой. Она была отпечатана на шелке и хорошо читалась. Красная черта, нанесенная на карту, обозначала маршрут полета. Он начинался от города Бари и заканчивался в нашей Полтаве, где американские самолеты получали обслуживание для обратного полета. Мы обратили внимание на то, что два югославских города, Приштина и Ниш, были отмечены на карте особо. Обычно так делается летчиками, отмечающими цель. Приштина была занята гитлеровцами, освобожденный город Ниш лежал строго по линии маршрута на северо-востоке, в восьмидесяти четырех километрах от Приштины. Колошин в прошлом был отличным штурманом. Глядя на меня, он только с удивлением развел руками…»

Официального извинения со стороны США пришлось ждать до четырнадцатого декабря 1944 года. Тогда американский посол Аверелл Гарриман во время приема в Кремле подошел к Иосифу Виссарионовичу и с трагическим видом произнес: «Хотел бы выразить сожаление президента и генерала Маршалла по поводу несчастного случая, происшедшего на Балканах. Имеется в виду налет американских самолетов на колонну советских войск. В целях избежание подобных инцидентов в будущем командующий авиацией союзников в Средиземном море генерал Эйкер хотел бы направить в штаб передовых советских войск на Балканах группу офицеров связи для координирования действий советских войск и союзных военно-воздушных сил». На что Сталин ответил: «не уверен, имеется ли необходимость в посылке группы, поскольку теперь установлена линия разграничения действий авиации союзников, и ему необходимо переговорить с военными».

Сталин прекрасно понимал, что борьба за сферы влияния после неотвратимой победы над Германией уже началась. Поэтому ему точно не нужны были заморские «друзья» в штабах.

Что касается погибших в том инциденте. Здесь нет единого мнения. Так, американцы, утверждают, что сбили четыре советских самолета и потеряли два своих. Точнее, трех. Два были сбиты именно советскими летчиками (американские пилоты погибли), а один был поражен зенитным огнем (пилот выжил). Также американцы отмечали, что их ошибка стоила жизней тридцати одного – тридцати семи человек.

У советской стороны были, конечно, свои цифры. Так, погибли два пилота, было потеряно три самолета. А сбить удалось пять американских крылатых машин. Три из них точно упали и разбились, а оставшиеся – «задымились и ушли со снижением». При авианалете «друзей» в общей сложности погибло тридцать четыре человека.

Инженер аэродрома Драгослав Димич после войны вспоминал об инциденте над Нишем. Он говорил, что советскую автоколонну атаковали около тридцати самолетов, среди которых были и бомбардировщики B-25 Mitchell. В ответ на агрессию в небо поднялись девять советских Як-3, но один из них был моментально сбит.

Был и еще один очевидец авианалета – югославский военный Йоко Дрецун. По его сведениям, советские пилоты сбили семь американских самолетов. Также он насчитал четырнадцать погибших летчиков ВВС США. Что же касается потерь советской стороны, Дрецун упоминал о некой молодой девушке из Москвы. Ее, как и остальных погибших, похоронили возле аэродрома в день трагедии.

* * *

Инцидент в небе над Нишем был исчерпан. Стороны сделали соответствующие выводы. Но военные столкновения союзников все равно происходили. И, конечно, совершенно «случайно». Например, «по ошибке» произошло столкновение советских и американских солдат уже в мае 1945 года на Эльбе. Тогда тоже не обошлось без потерь, причем с обеих сторон. Но до серьезного противостояния дело не дошло. Потом была капитуляция Германии, знаменитая речь Уинстона Черчилля в Фултоне (пятое марта 1946 года). Мир вступал в новый виток противостояния. И всем известно, во что оно вылилось…



Кстати, десятого мая 2015 года в Нише (сейчас он относится к Сербии) был открыт памятник, посвященный советским пилотам и солдатам, погибшим в ноябре 1944 года.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    19 июля 2018 05:39
    Еще как минимум про один факт "ошибок" в своих воспоминаниях упоминал Кожедуб. Там также фигурировали Лайтинги Р-38.
    1. +1
      30 июля 2018 12:45
      Вы про тот эпизод когда полосатики сбили наш самолет, а Кожедуб их догнал и самих посбивал?
  2. +5
    19 июля 2018 06:05
    Не по своим...не по своим.американцы знали что делали.прощупывали.советских надо было ставить на место.но жёсткий отпор поставил точки над и.
  3. +1
    19 июля 2018 06:41
    Дружественный огонь-неизбежное зло почти всегда и даже при гораздо более продвинутых технологиях: вспомним, как американцы крошили своих и британцев в том же Ираке....
    1. avt
      +14
      19 июля 2018 08:25
      Цитата: Ольгович
      Дружественный огонь

      Это когда планируется вылет , а наземные части уже отработали и выдвинулись за ранее обозначенные рубежи и никто из командования не удосужился установить устойчивую связь межвидовую . А вот когда
      «Хотел бы выразить сожаление президента и генерала Маршалла по поводу несчастного случая, происшедшего на Балканах. Имеется в виду налет американских самолетов на колонну советских войск. В целях избежание подобных инцидентов в будущем командующий авиацией союзников в Средиземном море генерал Эйкер хотел бы направить в штаб передовых советских войск на Балканах группу офицеров связи для координирования действий советских войск и союзных военно-воздушных сил». На что Сталин ответил: «не уверен, имеется ли необходимость в посылке группы, поскольку теперь установлена линия разграничения действий авиации союзников, и ему необходимо переговорить с военными».
      точно известны линии разграничения , это называется -провокация . В данном конкретном случае вполне себе спланированная с целью внедрить своих в штаб наступающих войск СА( мечта любой разведки), для получения вполне себе конкретных оперативно -тактических данных.Классический пример получаемой информации , описанный в литературе - ,,В августе 44-го"
      1. -1
        19 июля 2018 09:59
        Цитата: avt
        для получения вполне себе конкретных оперативно -тактических данных.

        А, многоходовочка.... yes
        Какие такие конкретные "данные" могли они там получить? belay
      2. +6
        19 июля 2018 14:21
        Скажите, а когда свои самолёты наносят удар по своим войскам - это тоже провокация? На той же Курской дуге наша авиация умудрилась проштурмовать свою же танковую бригаду в своём же тылу. А потом несколько раз бомбила штаб 48 ск - аккурат в то самое время, когда штаб корпуса пытался восстановить управление дивизиями после немецкого налёта. Причём в это время 48 ск отражал атаки двух немецких танковых корпусов, пытавшихся его окружить.
        И это я не говорю про вопиющий случай в ходе Маньчжурской кампании, когда 27 наших бомберов отбомбились по давно занятому нашими городу Мулин.
        Две девятки "Илов" из 303-го бап и одна девятка 444-го бап, отправленные вместе с другими эскадрильями 19-го БАК бомбить Муданьцзян, из-за грубой ошибки в штурманских расчетах приняли за свою цель город Мулин , расположенный в 60 километрах к северо-востоку от Муданьцзяна и еще 11 августа взятый советскими войсками. Там находилось множество резервных и тыловых частей, а также госпитали, склады и ремонтные мастерские. Бомбардировщики обрушили на город 270 100-килограммовых фугасных бомб.

        В 11-45 наша авиация произвела массированный налет группами Ил-4 по городу Мулин. Убито до 200 военнослужащих, в том числе начальник армейского ДК майор Гольдштейн. Разбито и сожжено до 200 автомашин, 12 орудий и 8 минометов.

        © ОБД штаба 5 армии.
        И это - бомбардировщики, у которых есть выделенный штурман, занимающийся исключительно навигацией. Что ж мы хотим от одноместных ИБА, где вся навигация - на пилоте. Куда-то вышли, местность вроде похожа - вот и решили янки, что впереди противник.
        1. avt
          0
          19 июля 2018 18:26
          Цитата: Alexey RA
          Скажите, а когда свои самолёты наносят удар по своим войскам - это тоже провокация?

          Внима-а-тельно читаем
          Цитата: avt
          Дружественный огонь
          Это когда планируется вылет , а наземные части уже отработали и выдвинулись за ранее обозначенные рубежи и никто из командования не удосужился установить устойчивую связь межвидовую .
          Там в конце ,,ТЧК" Такое и в войне с Японией в Манджурии было.Затем
          Цитата: avt
          А вот когда
          ну остальное как то request сами.
          Цитата: Alexey RA
          Что ж мы хотим от одноместных ИБА, где вся навигация - на пилоте. Куда-то вышли, местность вроде похожа - вот и решили янки, что впереди противник.

          Самому не смешно ? Ну что несколько десятков аэропланов ...вышли на ,,свободную охоту" по наземным целям , да ещё и в осознании командования о линии разграничения ???
          Цитата: Роялист
          Avt, книга Богомолова "В августе 1944. Момент истины"очень интересная и тут я согласно, но все таки - художественная литература.

          Я где нибудь писал про то что документальная ? ? Я всего лишь предложил осмыслить , что ,,наблюдатель-согласователь" размещённый во время боевых действий в штабе , может реально давать в своих ,,отчётах" . См. в книге тексты шифровок искомой группы от источника именно в штабе ( шифровальщика по книге) .
          1. +3
            20 июля 2018 10:27
            Цитата: avt
            Дружественный огонь
            Это когда планируется вылет , а наземные части уже отработали и выдвинулись за ранее обозначенные рубежи и никто из командования не удосужился установить устойчивую связь межвидовую .

            Отлично. То есть, описанные мной случаи ударов советской авиации по своим дружественным огнём не являются. Потому как штаб 48 ск никуда не выдвигался - корпус несколько дней сидел в обороне. А в 1945 удар по Мулину был нанесён 16 августа, в то время как сам город был взят 12 августа. Причём авиаторы об этом прекрасно знали - так как их плановой целью был вовсе не Мулин, а Муданьцзян. Но три девятки бомберов со всеми их штурманами промахнулись на 60 км и разгрузились по Мулину. И это я ещё не вспоминаю СФВ, когда наши бомберы разгрузились по станции Грузино, которая изначально находилась на нашей территории (спасло их то, что ни одна из бомб не попала даже в границы станции).
            Если взять Союзников, то на их счету, например, регулярные бомбёжки Швейцарии. Однажды они умудрились отработать даже по району Цюриха - причём в дневное время. И это, опять-таки, бомберы - со всем их навигационным оснащением.
            Цитата: avt
            Самому не смешно ? Ну что несколько десятков аэропланов ...вышли на ,,свободную охоту" по наземным целям , да ещё и в осознании командования о линии разграничения ???

            Несколько десятков аэропланов шли на Одессу, а вышли к Херсону. Для тех времён - вполне нормальная ситуация, особенно для одноместных машин.
            1. +2
              23 июля 2018 08:44
              Цитата: Alexey RA
              И это, опять-таки, бомберы - со всем их навигационным оснащением.

              ИА в отличии от БА имеет визуальный контроль на местности. Видимость 07.11.44 была благоприятная. Действия БА ДД происходит по навигационным приборам (как вы и сами утверждаете) при которых малейшая ошибка флаг штурмана чревата "поллаптю " на карте местности, высота применения БА точно не сопоставима с ИА действующей по противнику при нанесении бомбо-штурмового удара на практически на бреющем полёте.
              «Погода: в первой половине дня – облачность 10-8 баллов, Н-800 м, горы закрыты, дымка, видимость 4-6 км. Во вторую половину дня – облачность 6-8 баллов, Н=2000 м, видимость 6 км».

              Версию ВВС США можно назвать только абсурдной. Если взять во внимание что практическая дальность 1282км (для Р-38Д) при этом рассчитывается "запас топлива" при бомбовой нагрузке в ИА
              Вскоре о случившемся узнало командование ВВС США. Ему пришлось приносить советской стороне извинения. Звездно-полосатые представители назвали трагедию «досадным инцидентом», списав все на грубую ошибку своих летчиков. Мол, они намеревались атаковать немецкую колонну, которая направлялась из Греции в Триест. Тот факт, что от Ниш и Грецию разделяло порядка четырехсот километров, их особо не смутил.
              ("что то пошло не так... Триест находится в левом верхнем углу, от него осталось только красное пятнышко belay )
              Наша комиссия (насколько объективно??? и под чьим давлением???) только как могла "отмазала" "союзников"
              Комиссия семнадцатой воздушной армии сумела установить, что американские летчики получили приказ атаковать немецкие войска, движущиеся по дороге Скопье-Приштина. Но схема дорог того района оказалась сильно схожей со схемой территории близ Ниша, поэтому пилоты и ошиблись. Что касается расстояния, она меньше – между Нишем и Скопье порядка ста пятидесяти километров.

              Теперь допустим что каждый из НАС пилот ИА имеющий визуальный контакт с местностью. Смотрим основные ориентиры - реки, ж/д, дороги, природные "достопримечательности". ПРИШТИНА

              НИШ
              Наверное и МЫ - неопытные "пилоты" laughing сможем отличить одно от другого по ОСНОВНЫМ ориентирам.
              Лично моё мнение - провокация "союзников" hi
              1. +2
                23 июля 2018 09:19
                Боевое донесение штаба 866 иап
                Ниш, 7.11.1944 года, 16.00



                7.11.44 г. 12.50 группа 12 самолетов типа Лайтинг производили штурмовку частей стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, двигавшихся по дороге от Ниш на запад в районе Чамурлия. 4 самолета в строю растянутого пеленга производили атаки по одному с Н - 400 м с выводом на Н - 50 м. Две четверки Лайтинг в строю пеленга ходили на Н - 1500 м. После первых атак по самолетам открыла огонь ЗА из состава ПВО аэродрома Ниш, огнем ЗА был сбит 1 самолет Лайтинг, который упал 1 км севернее аэродрома.

                В 13.00 взлетела по-зрячему дежурная пара Як-9 866 ИАП, ведущий л-т Кривоногих и ведомый мл. л-т Шипуля. В 13.05 взлетело 6 Як-9, командир АЭ к-н Бондарь, командиры звеньев ст. л-т Сурнев, ст. л-т Железнов, ст. л-т Поциба, летчики л-т Жестовский и мл. л-т Сердюк. В 13.10 взлетела пара Як-3, ведущий к-н Колдунов и ведомый л-т Красюков.

                Первая пара, взлетев, пошла с правым разворотом на сближение с штурмующими 4-мя самолетами Лайтинг. 2 самолета Лайтинг перешли в атаку на пару Кривоногих. Мл. л-т Шипуля произвел атаку по самолету Лайтинг, заходившему на повторную атаку наземных войск, с первой же атаки зажег его, последний с углом в 40 градусов врезался в землю в районе 500 м севернее аэродрома Ниш, где и сгорел. Л-т Кривоногих, отбиваясь от атаки 2-х самолетов Лайтинг, с вертикального маневра зажег одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома Ниш, на горе в лесном массиве.

                При последующей атаке л-т Кривоногих зашел в хвост следующему самолету Лайтинг, по которому ЗА открыла заградительный огонь. Попав в разрывы снарядов ЗА, самолет л-та Кривоногих задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю 3 км северо-восточнее аэродрома.

                Взлетевшие командир АЭ к-н Бондарь и командиры звеньев ст. л-т Сурнев и ст. л-т Железнов, определив, что это самолеты американские типа Лайтинг, в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами самолетов Лайтинг, маневрировали по вертикали и горизонтали, стремясь не давать им вести огонь. Ст. л-т Сурнев покачиванием самолета дал знать, что это не противник, после чего самолеты Лайтинг отвалили и атаки прекратили.

                Летчик мл. л-т Сердюк, взлетев один, сразу же был атакован самолетом Лайтинг. Выйдя из-под атаки, он увидел, что один самолет Лайтинг атакует самолет Як-9, в свою очередь атаковал этот самолет, который сразу же загорелся и упал 1 км северо-западнее аэродрома.

                При последующей атаке мл. л-т Сердюк атаковал еще один Лайтинг, дал по нему две очереди из пушки и пулемета, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.

                В районе 2 км севернее Ниш л-т Жестовский вел бой с парой Лайтинг, атаковал одного из них сверху-сзади и пушечно-пулеметным огнем подбил его, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.

                Второй самолет Лайтинг сзади атаковал л-та Жестовского и поджег его самолет. Л-т Жестовский получил пулевое ранение в правую ногу, правый бок и палец правой руки, выбросился с парашютом и приземлился в районе д. Каменица, что 8 км севернее Ниш, самолет сгорел.

                Ст. л-т Поциба после взлета набрал высоту 2000 м и пристроился к группе из 12-ти Лайтинг, которые подходили к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием дал знать что это свой самолет и стал указывать на свой аэродром. Самолеты Лайтинг огонь не вели, развернулись и ушли с курсом 240 градусов. В это время подходили с запада еще до 60 самолетов Лайтинг, которые встретились с 1-й группой, развернулись и пошли с курсом по направлению на запад.

                Л-т Красюков, вылетев и опознав американские самолеты, в бой не вступил. Наблюдал как в районе 1 км севернее аэродрома самолет Як-9 горящим упал на землю.

                В воздушном бою самолетами Лайтинг сбито 2 самолета Як-9. Летчик мл. л-т Шипуля погиб, л-т Жестовский спасся на парашюте. Л-т Кривоногих, сбитый нашей ЗА, погиб.

                В этом бою, по наблюдениям с земли, огнем ЗА и нашими истребителями сбито 5 самолетов Лайтинг.



                ВЫВОД: Пролетающая группа самолетов Лайтинг, очевидно, ошибочно атаковали колонну наших войск в связи с потерей детальной ориентировки, приняв этот район как территорию противника.

                В воздушном бою самолетов Як-9 с самолетами Лайтинг последние показали хорошую горизонтальную маневренность и при ведении воздушного боя на виражах преимущество осталось за самолетами Лайтинг, которые легко заходили в хвост самолетам Як-9, имеющим значительно больший радиус виража, чем самолеты Лайтинг.

                На вертикальном маневре Як-9 имел преимущество над самолетами Лайтинг.
              2. +2
                23 июля 2018 09:48
                Цитата: Serg Koma
                Мол, они намеревались атаковать немецкую колонну, которая направлялась из Греции в Триест. Тот факт, что от Ниш и Грецию разделяло порядка четырехсот километров, их особо не смутил.

                Копия документа. О Греции ни слова.

                Сов[ершенно] секретно.
                Экз. № ...
                Американское посольство
                Военная миссия
                Соединенных Штатов Америки
                Москва
                Союз Советских Социалистических Республик
                20 ноября 1944 года
                Генералу армии А. И. Антонову,
                заместителю начальника
                Генерального штаба Красной Армии
                НКО, Москва, СССР.


                Многоуважаемый генерал Антонов!
                Начальники штаба Соединенных Штатов8 поручили мне вручить Вам следующий отчет о печальном инциденте, о котором Вы сообщили мне в своем письме от 9 ноября 1944 года.
                «Было предпринято и закончено подробное расследование относительно атаки американскими самолетами советской колонны 7 ноября 1944 года. Это расследование показывает, что штурмовой обстрел района между Ниш и Алексинац проводился одной эскадрильей, группой самолетов «Лайтнинг», которая имела задание атаковать колонны противника и железнодорожное движение в районе Съеница — Новипазар — Рашка — Митровица. Когда группа разделилась к югу от Съеница, эта эскадрилья полетела к назначенной ей цели бреющим полетом. Когда эскадрилья прибыла в пункт, который командир принял за Новипазар, он увидел большое движение войск и немедленно открыл огонь. Когда эскадрилья выполнила штурмовой рейд, она была законно атакована советскими истребителями, оборонявшими свои наземные войска, и в первой же схватке был сбит один американский самолет. Командир американской эскадрильи заметил после этого советские опознавательные знаки, но раньше, чем он мог вывести из воздушного боя свою группу, были сбиты другой американский самолет и два или три советских истребителя. Командир звена советских истребителей храбро приблизился к строю самолетов американского командира, и тогда взаимное опознание было подтверждено.
                Командир группы, который лично вел эскадрилью, совершившую штурмовой рейд, является опытным военным летчиком, налетавшим более 4000 часов. Американская группа тщательно готовилась и инструктировалась относительно своей задачи перед вылетом со своих основных баз. Однако командир допустил навигационную ошибку, и это вместе с удивительным сходством между очертаниями на карте означенног объекта и в действительности атакованным заставило командира эскадрильи поверить, что он атакует линии коммуникаций в указанном ему районе. Все другие американские летчики этой группы самолетов были также уверены в том, что они атаковали нужный объект, пока не была проявлена кинопленка автоматического киноаппарата, которая точно показала, что ошибочно была атакована другая дорога. Обе дороги находятся друг от друга приблизительно на расстоянии 88 километров или около 10 минут полета.
                В результате внимательного расследования мы заключили, что этот печальный инцидент произошел от того типа ошибок, который случается на всех театрах войны и который даже при величайшей осторожности и предусмотрительности мы бываем не в состоянии устранить полностью.
                Из нашей практики видно, что лучший способ предупреждения подобных случаев — создание и поддержание тесной взаимосвязи между воздушными и наземными войсками, действующими вблизи друг от друга. В быстрых наступательных операциях, таких, как наш сквозной удар во Франции, это было основной истиной.
                В период между 18 августа и 22 ноября 15-й авиакорпус совершил 37 бомбардировок и штурмовых рейдов в окрестностях советских линий фронта в Югославии и Венгрии, большинство из которых были направлены против путей отхода отступавших нацистских колонн. В результате этих налетов был уничтожен 621 самолет противника и повреждено 306. Кроме того, уничтожено большое количество железнодорожных составов, автомашин и немецких солдат. Инцидент 7 ноября является единственной известной ошибкой, которая случилась.
                Командир группы самолетов, который вел эскадрилью, был смещен со своей должности. На этом театре военных действий введено дополнительное ограничение, которое теперь, как правило, запрещает проведение тактических воздушных операций ближе чем в 80 милях (128 км) от известных советских позиций. Исключения из этих ограничений будут допущены только по соглашению с советскими органами и после специальной подготовки.
                Начальники штаба Соединенных Штатов хотят еще раз выразить их глубочайшее сожаление, что произошел подобный инцидент. Они считают, что усилия по совершенствованию метода тесной взаимосвязи между оперативными штабами должны быть продолжены с целью устранения возможности ошибок и в то же время сохранения существенного сотрудничества, направленного на разгром общего врага, что может быть достигнуто через полное взаимодействие наших наземных и воздушных сил на фронте».
                С искренним почтением
                Джон Р. ДИН,
                генерал-майор американской армии,
                глава Военной миссии
                Соединенных Штатов Америки

                "В е р н о": подполковник (Дьяконов)
                22 ноября 1944 года.
                1. +2
                  23 июля 2018 12:01
                  Классно, замечательный документ !
                  1. +1
                    23 июля 2018 13:15
                    Цитата: Ратник2015
                    Классно, замечательный документ !


                    Москва, 20 ноября 1944 года, генерал-майор американской армии Джон Р. ДИН:
                    Цитата: Ратник2015
                    Командир группы самолетов, который вел эскадрилью, был смещен со своей должности. На этом театре военных действий введено дополнительное ограничение, которое теперь, как правило, запрещает проведение тактических воздушных операций ближе чем в 80 милях (128 км) от известных советских позиций. Исключения из этих ограничений будут допущены только по соглашению с советскими органами и после специальной подготовки.

                    До 22 ноября полковник Эдвинсон продолжал командовать 82-й истребительной авиагруппой, после чего его отозвали в США. На карьере Эдвинсона нишский эпизод совершенно никак не отразился. После короткого разбирательства (если таковое вообще имело место) уже в январе 1945 г. он получил непыльную должность сначала заместителя, а вскоре и командира авиабазы Блютентал-Филд в Северной Каролине. А в мае 1946 г. вновь оказался в Европе, на этот раз в Германии, где возглавил 366-ю истребительную авиагруппу на авиабазе Фритцлар. Затем был еще целый ряд командных должностей. Очень показателен факт, который напрочь отметает любые измышления по поводу умственных способностей и профессиональных навыков К. Т. Эдвинсона — в 1948 г. во время советской воздушной блокады Западного Берлина его 86-я истребительная авиагруппа в Бад-Кисингене была единственным боеспособным соединением истребителей ВВС США в Европе. Именно на Эдвинсона возлагались серьезные надежды в случае углубления кризиса. В декабре 1953 г. ему было присвоено звание бригадного генерала. В этом звании он и вышел в отставку в 1961 г.
        2. +2
          23 июля 2018 11:17
          Цитата: Alexey RA
          И это - бомбардировщики, у которых есть выделенный штурман, занимающийся исключительно навигацией.

          Штурманы НАТО умеют находить цель . Сваливать на "ошибки" при современной навигации отбомбившись по мирным целям тоже...
          7 мая 1999 г. в 11.20 на город Ниш были сброшены кассетные бомбы - на центр города недалеко от центрального рынка, вблизи здания университета, а также возле городского Клинического центра. 12 мирных жителей были убиты сразу, еще трое чуть позже скончались в больнице. Несколько десятков человек получили ранения.
          Из заявления Генерального секретаря НАТО Х. Соланаь: «Нашей целью был аэродром. Мы искренне сожалеем о жертвах среди мирного населения. У альянса не было намерений покушаться на их жизни, и он предпримет все меры предосторожности, чтобы избежать подобных инцидентов».

          Памятник жертвам американской бомбардировки 7 мая 1999 г. в Нише

          Что поделать - опять "перепутали", рынок очень похож на аэродром, GPS не туда маршрут проложил, навигатор поломался и т.п.
          1. -1
            23 июля 2018 12:04
            Цитата: Serg Koma
            Штурманы НАТО умеют находить цель . Сваливать на "ошибки" при современной навигации отбомбившись по мирным целям тоже...

            Вы это расскажите тем советским командирам, на подразделения которых иногда ПО ТРИ РАЗА В ДЕНЬ советские же бомберы вываливали свой груз... И это при налаженной связи со штабом, при обозначении переднего края дымами и флагами... И ад этот творился уже не в 41-43 гг, а вполне себе в 44-45... Командиры чего только не далеют, уже и ругаються со штабами, и матеряться, а наши штурманы всё "штурманят", всё находят и находят "правильные" цели...
      3. +1
        19 июля 2018 17:25
        Avt, книга Богомолова "В августе 1944. Момент истины"очень интересная и тут я согласно, но все таки - художественная литература. И ещё ветераны госбезопасности- - участники ВОВ двойственно относились к ней: интересная,но много вранья( такой общий смысл). Об этом, когда-то было в журнале" Человек и закон" и каких-то изданиях. Возможно,в " Литературной газете"
      4. +2
        19 июля 2018 17:56
        " В данном конкретном случае вполне себе спланированная с целью внедрить своих в штаб наступающих войск СА( мечта любой разведки)- ЕРУНДА:1) тогда было принято написание РККА( СА назывались штурмовые отряды т.е'.самые отпетые фашисты). Название Советская Армия появилось позднее.2) если бы к штабам прокомментировали офицеров связи из США,где они были раньше,фиг бы они получили доступ к секретным бумагам: даже в наше время и то чужаку не дадут лазить ,где ни помады. Попробуйте для хохмы "залезать "в сейф главы районной администрации, что получается? А тогда особисты не в два,а в четыре глаза смотрели, а иначе сам будет в требуемое" главный герой"..3) американцев поселили бы в сторонке и следили бы за ним
    2. +1
      19 июля 2018 17:08
      Ольгович, к этому можно добавить как турецкая авиация бомбила свой же флот во войны на Кипре
      1. +2
        19 июля 2018 19:23
        С турками - это не случайность, а грамотная деза греков и редкостное головотяпство турок.
        Оба флота - и турецкий, и греческий - снабжались кораблями из одного источника - из США. В результате, сложилась крайне неприятная для сторон ситуация, когда у обеих сторон были однотипные ЭМ - "Гиринги".
        При подходе турецких "Гирингов" греки, зная что их передачи перехватывают, передали благодарность греческому флоту за прибытие. Турки решили уничтожить якобы греческие корабли - и направили в указанный район самолёты. Систем "свой-чужой" на кораблях и самолётах не было, а пилотов предупредили, что своих кораблей в данном районе нет. Конец немного предсказуем - турецкая авиация потопила 1 турецкий же ЭМ и повредила ещё 2.
  4. +5
    19 июля 2018 09:44
    Погибли в бою лейтенанты Кривоногих и Шипулин
    ,,Кривоногих под огонь своих попал,,,
  5. +3
    19 июля 2018 09:54
    кстати советская авиаразведка постоянно мониторила обстановку над Италией.В частности плотно обследовала районы Бари , Бриндизи ,линию фронта .И кстати советские пилоты без церемоний отгоняли самолеты союзников пулеметным огнем.Мало того советская авиация нанесла несколько довольно мощных ударов по местам погрузки 16-й МД СС "Рейхсфюрер" когда она ,в январе 1945, отправлялась из Италии в Венгрию. Налетам подверглись также 356пд ,362пд,715пд и тоже при отправке в Венгрию
    1. 0
      19 июля 2018 19:38
      В Бари , в Италии, в 1944 году базировался полк наших Як-9дд.
  6. +2
    19 июля 2018 11:35
    Бой прекратился, когда будущий Герой Советского Союза Николай Григорьевич Сурнев (по другой версии, подвиг принадлежит асу-истребителю Александру Ивановичу Колдунову) сумел подобраться к ведущему американскому самолету. Сурнев (или же Колдунов) жестами объяснил, что, мол, своих атакуете!

    ,,,согласно боевому донесению штаба 288 иад они подлетали what
  7. +4
    19 июля 2018 12:53
    Авторы сайта ВО погнали явную халтуру. Видно сказывается желание отдохнуть в теплых краях, поэтому качество материалов стремится к плинтусу. Как подтверждение - количество комментариев к статьям раздела.
    http://nvo.оng.ru/history/2005-04-08/5_attak.html - если кто интересуется вопросом.
    1. +1
      19 июля 2018 18:00
      В. Н.как всегда припас аргументы увесистые.
      По поводу халтуры: честно говоря я бы тоже не отказался" отдохнуть в тёплых краях"на халяву
      1. +1
        19 июля 2018 18:55
        У Вас Крым рядом. Чем не теплые края?
        1. +1
          23 июля 2018 08:56
          Цитата: Curious
          У Вас Крым рядом. Чем не теплые края?

          А от ВАС бесконечно далеко?
  8. 0
    19 июля 2018 17:56
    И надо было их, после этого в Арденнах выручать !?
    1. +3
      20 июля 2018 10:46
      А когда это наши выручали Союзников в Арденнах? belay
      Немецкое наступление захлебнулось ещё под Рождество 1944 г, когда перед остриём и на флангах немецкого клина появились подошедшие мехчасти Союзников. В конце декабря 1944 г. командовавший операцией фон Рундштедт официально обратился к Гитлеру за разрешением на прекращение операции и отвод войск.
      А миф о преждевременном начале Висло-Одерской и Восточно-Прусской операций для спасения Союзников запустил ИВС в Ялте - он был нужен ему для давления на Союзников в ходе переговоров по послевоенному разделу Европы. А поскольку никто ИВС опровергать как-то не хотел, то это перекочевало в мемуары и официальную историю.
      Когда же подняли документы, то выяснилось, что ни о какой преждевременности говорить не приходится - планирование той же Висло-Одерской операции началось ещё до Арденн, фронтовые планы были доведены до исполнителей в конце декабря, а плановое выдвижение танковых армий на плацдармы завершилось в самом начале января. Более того, ИВС даже отложил начало Висло-Одерской операции на 3-4 дня - по просьбе командующих фронтами, в связи с неблагоприятными метеоусловиями, не позволявшими задействовать ВВС.
      1. 0
        22 июля 2018 16:51
        То есть Черчилль зря просил !?
  9. +1
    20 июля 2018 04:27
    -А чего же тогда американы с британцами так не "перепутались" и не устроили мясорубку друг с другом..?
    -Тогда "свой-чужой" ещё не было...
    -А они-то вообще очень часто "сталкивались" во время полётов над Германией... -и в воздушных боях с немецкими лётчиками и во время бомбёжек...
    1. 0
      20 июля 2018 20:25
      Цитата: gorenina91
      -А чего же тогда американы с британцами так не "перепутались" и не устроили мясорубку друг с другом..?

      Британские и американские самолёты были хорошо известны пилотам обеих (обоих?) сторон. А советские самолёты союзники вряд ли хорошо знали, если вообще видели.

      Фактор "дружественного огня", особенно при переполненности своими войсками земли и при господстве в воздухе - вполн очевиден.
    2. -1
      20 июля 2018 20:30
      Цитата: gorenina91
      -А они-то вообще очень часто "сталкивались" во время полётов над Германией... -и в воздушных боях с немецкими лётчиками и во время бомбёжек...

      Почему то никто не сказал о том, что в конце войны, когда у Люфтваффе не осталось ни топлива, ни самолётов, ни пилотов для крупных операций, немцы (опытные пилоты) весьма любили стравливать союзников между собой.

      Например выбирали район, где курсировали советские и американские истребители вместе, потом одиночным самолётом, редко - парой, неожиданной атакой с высоты сбивали 1 самолёт и быстро уходили со снижением. Не замечавшие врага союзники по антигитлеровской коалиции думали, что другая сторона беспричинно их атаковала, и начинали воздушный бой между собой.
      1. Комментарий был удален.
  10. -1
    20 июля 2018 06:53
    Автор читал архивы УСС и нашел там приказ на атаку СОВЕТСКОЙ автоколонны? А когда Советские самолеты бомбили Соответствие войска - провокация? А Американцы Американцев?
    Вот автор пишет - хорошо знали местность, уже бомбили - там мог быть миллион факторов, как пример - эти пилоты не бомбили/летели не с того направления/была задымленность от пожаров в следствии боев/ландшафт (в том числе и состояние зданий) изменился из-за боев...
  11. 0
    1 октября 2018 12:46
    Думаю я, что подлые янки в верхушке ВВС и пилотов своих использовали втемную, хотя, наверняка, были и такие следи пилотов, кто делал это осознанно.
  12. 0
    12 октября 2018 00:07
    Это не было ошибками, это была продуманная провокация.