Военное обозрение

Бронетранспортёр-тягач И.П. Шитикова

14
В 1933-35 годах сотрудник конструкторского бюро московского завода №37 И.П. Шитиков, видя проблемы малого плавающего танка Т-37А, предложил вариант его глубокой модернизации. Вскоре был построен опытный образец под названием Т-37Б, но плохо показал себя на испытаниях и от этого проекта отказались. Новый проект Т-37В всего лишь рассмотрели и не допустили до строительства прототипа. Тем не менее, конструктор не отказался от своих идей. В ближайшем будущем он предложил новый проект боевой бронированной машины, способной перевозить различные грузы.


В ходе испытаний танк Т-37Б показал ряд серьезнейших недостатков. В первую очередь, не оправдала себя силовая установка в виде спарки двигателей ГАЗ-АА. Обеспечивая серьезный прирост мощности, она отличалась сложностью и была склонна к поломкам. Кроме того, танк имел недостаточную маневренность на воде. Присутствовали проблемы, связанные с компоновкой обитаемого отсека в целом и боевого отделения в частности. В следующем проекте Т-37В конструктор Шитиков учел результаты испытаний, но заказчик уже не проявил интереса к нему.

Более чем через год, осенью 1936-го, сотрудник КБ завода №37 вновь предложил проект перспективной машины. На этот раз предлагалось строить многоцелевой защищенный транспортер, пригодный для перевозки людей или грузов. С целью упрощения разработки, строительства и эксплуатации планировалось максимально широко использовать готовые комплектующие. При этом часть конструкторских решений заимствовалась из проекта Т-37Б. Вероятно, предполагалось, что отказ от некоторых возможностей позволит избавиться от связанных с ними проблем.



Следует отметить, что завод №37 к этому времени уже начал разработку защищенных транспортных средств. Предприятие создало бронированные тракторы «Пионер Б1» и «Пионер Б2», пригодные для использования артиллерийскими частями. Таким образом, новому бронетранспортеру предстояло конкурировать с уже созданными или проектируемыми образцами вспомогательной бронетехники.

Любопытно, что, в отличие от предыдущих образцов, новый проект Шитикова не получил собственного «армейского» обозначения. Единственное известное название этой машины прямо указывает на ее класс и создателя.

Для перевозки солдат или грузов следовало переработать имеющийся бронекорпус с организацией крупного свободного объема. При этом предлагалосьудалить башню, а также предусмотреть пулеметную установку на корпусе. Спарка двигателей имела характерные проблемы, и потому от нее отказались в пользу традиционной системы с одним мотором. Также пришлось отказаться от возможности пересечения водных преград вплавь, что позволило высвободить дополнительные объемы в корпусе и упростить его сборку.

Корпус для нового бронетранспортера должен был основываться на агрегатах Т-37Б, но иметь самые серьезные отличия. Как и ранее, конструктор предлагал использовать броню толщиной от 4 до 9 мм с наиболее мощной защитой в лобовой проекции. В передней части корпуса сохранялось отделение трансмиссии. Непосредственно за ним расположились рабочие места экипажа. Корма отдавалась под двигатель и вспомогательные устройства. Мотор и трансмиссия соединялись карданным валом, проходящим вдоль корпуса. Интересной особенностью проекта было отсутствие защищенного отсека для людей или грузов.

И.П. Шитиков заметным образом переработал форму корпуса. Теперь лобовой агрегат состоял из двух прямоугольных листов, расположенных под разными углами к вертикали. В верхнем лобовом листе имелись жалюзи для охлаждения трансмиссии. Сам лист выполнили съемным – он являлся крышкой трансмиссионного отсека и мог удаляться для обслуживания. Лоб соединялся с вертикальными бортами. Сзади корпус прикрывался наклонным кормовым листом. Кормовой моторный отсек, в отличие от предыдущих проектов, получил горизонтальную крышу. Любопытно, что именно крышу моторного отделения предлагалось использовать в качестве грузовой платформы.

Позади верхней лобовой детали на БТР Шитикова располагалась рубка, вмещавшая отделение управления Она состояла из четырех трапециевидных листов, установленных с завалом внутрь, и горизонтальной крыши. В лобовом листе рубки находились смотровой лючок и пулеметная установка, в крыше – люки для посадки в машину.

Учтя негативный опыт предыдущих проектов, И.П. Шитиков решил оснастить свой бронетранспортер только одним двигателем типа ГАЗ-АА. Изделие мощностью 40 л.с. располагалось в корме и устанавливалось на продольной оси корпуса. Двигатель взаимодействовал с четырехскоростной коробкой передач, конической главной передачей и дифференциальным механизмом поворота. Основная часть элементов трансмиссии была заимствована у танка Т-37А, который, в свою очередь, взял их у грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Ходовая часть бронетранспортера основывалась на конструкции плавающих танков Т-37Б и Т-37В. На каждом борту помещалось по четыре опорных катка, сблокированных в тележки по два. Подвеска включала набор балансиров и пружин, причем тележки одного борта заметно отличались друг от друга. В передней части корпуса находилось ведущее колесо. В корме размещалось направляющее колесо, причем, в отличие от танка с литерой «Б», оно располагалось над грунтом. В связи с этим над промежутком между тележками появился поддерживающий ролик. Гусеница, как и прежде, собиралась из траков для танка Т-37А.

Базовые танки могли пересекать водные преграды вплавь, но в случае с бронетранспортером И.П. Шитиков посчитал эту возможность ненужной. Как следствие, на кормовом листе отсутствовали гребной винт и сальник для его вала, а также какие-либо средства управления по курсу. Кроме того, это позволило отказаться от герметизации швов корпуса и внутренней водооткачивающей помпы.

БТР Шитикова получил достаточно слабое вооружение, но при этом по своей огневой мощи мог сравниться с существующими легкими танками. В лобовой детали рубки корпуса, со сдвигом к левому борту, предлагалось монтировать шаровую установку для пулемета ДТ. На стеллажах обитаемого отсека находились 24 магазина с 1512 патронами. Также экипаж мог иметь личное оружие для самообороны. Перевозимые солдаты также могли вести огонь по противнику из штатного вооружения.

Собственный экипаж бронетранспортера состоял только из двух человек, находившихся внутри корпуса. Со смещением вправо расположили рабочее место механика-водителя, слева от него – командира. У водителя имелся сравнительно крупный смотровой люк с опускаемой крышкой, в которой предусматривалась щель для наблюдения в боевой обстановке. Командир, также являвшийся стрелком, для наблюдения мог использовать штатные средства пулеметной установки. Также справа от пулемета имелся небольшой дополнительный лючок. Доступ в отделение управления обеспечивался парой люков в крыше рубки.

По всей видимости, габариты корпуса малого танка не позволили организовать нормальное десантное отделение, способное защитить пехоту от огня противника. Поэтому людей или грузы предлагалось перевозить на открытой платформе, организованной на крыше моторного отсека. Так, опытный образец машины строился в конфигурации транспорта для людей, и потому на его крыше появились две продольные лавки простейшей конструкции. Шесть десантников должны были сидеть по трое на каждой, спиной друг к другу. Функции подножек при этом выполняли крыша корпуса и надгусеничные полки. Такое «десантное отделение» не обеспечивало никакой защиты, но упрощало посадку и высадку.

При необходимости крыша корпуса могла использоваться для перевозки тех или иных грузов, таких как боеприпасы и т.д. Кроме того, бронетранспортер был способен выполнять функции артиллерийского тягача, одновременно перевозя расчет орудия.

Бронетранспортер Шитикова основывался на конструкции малого плавающего танка Т-37Б и потому должен был иметь схожие габариты. Длина находилась в пределах 3,5 м, ширина – менее 1,9 м при высоте порядка 1,8 м. Удаление одних агрегатов и установка других привела к некоторому сокращению боевой массы в сравнении с базовой машиной. Теперь этот параметр составлял 2,6 т. Вследствие использования только одного двигателя резко упала удельная мощность, что, в первую очередь, привело к уменьшению максимальной скорости до 40 км/ч. При этом запас хода вырос до 220 км.



По известным данным, И.П. Шитикову в этот раз удалось заинтересовать своим предложением руководство завода №37, и потому проектирование велось несколькими сотрудниками конструкторского бюро. Разработка проекта была завершена в октябре 1936 года, и вскоре завод получил разрешение на строительство опытного образца.

В декабре того же года новую бронемашину вывели из сборочного цеха и отправили на полигон. В ходе проверки бронетранспортер Шитикова показал достаточно высокие характеристики. Он мог перевозить грузы или людей на крыше либо буксировать некоторые орудия. Переработанная ходовая часть вела себя гораздо лучше, чем в случае с танком Т-37Б. Были получены неплохие для небольшой машины характеристики проходимости. Она поднималась на стенку высотой 0,5 м или склон крутизной 40°, а также преодолевала рвы шириной до 1,6 м. Впрочем, в отличие от базовых образцов, транспортер не мог плавать.

По известным данным, после проведения испытаний, в первых месяцах 1937 года, проект бронетранспортера И.П. Шитикова был закрыт. Вероятно, это было связано с результатами текущих проектов и планами военных. Параллельно с этим БТР создавались новые модификации тягача «Пионер», и три машины фактически являлись прямыми конкурентами. В ходе испытаний техника нескольких типов показала недостаточно высокие характеристики, из-за чего от нее пришлось отказаться. Главные претензии при этом касались ходовых качеств транспортеров и их возможностей в роли тягачей.

Впрочем, отказ от нескольких образцов боевых бронированных машин транспортного назначения не привел к серьезным негативным последствиям для перевооружения Красной Армии. В конце 1936 года, почти одновременно с БТР Шитикова, в конструкторском бюро завода №37 под руководством Н.А. Астрова создавался перспективный гусеничный артиллерийский тягач, позже получивший известность под названием Т-20 «Комсомолец». Этот образец отличался более высокими техническими и эксплуатационными характеристиками, и потому с легкостью обошел альтернативные разработки.

К концу осени 1937 года Т-20 прошел необходимые испытания и затем поступил в серийное производство. Выпуск «Комсомольцев» продолжался до начала Великой Отечественной войны. Менее чем за четыре года было построено почти 7800 тягачей этого типа.

В связи с появлением более удачного образца все альтернативные проекты были закрыты. Работы по проекту бронетранспортера на базе плавающего танка Т-37Б остановились не позднее первых месяцев 1937 года. Единственный построенный прототип вскоре мог быть разобран за ненадобностью. Та же участь в обозримом будущем постигла и опытные образцы «Пионеров», хотя некоторым из них удалось стать платформами для отработки новых решений и технологий.

В середине тридцатых годов сотрудник конструкторского бюро завода №37 И.П. Шитиков предложил несколько инициативных проектов в области бронетехники. Последовательно появились два варианта малого плавающего танка и бронетранспортер. Однако только два проекта из трех дошли до строительства и испытаний техники, и ни один из них не был принят на вооружение. Все эти проекты не оставили заметного следа в истории отечественной бронетехники, хотя и позволили проверить реальные перспективы некоторых решений.

По материалам:
http://aviarmor.net/
http://alternathistory.com/
http://tank2.ru/
https://strangernn.livejournal.com/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941.
Автор:
Использованы фотографии:
Aviarmor.net, Strangernn.livejournal.com
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ser56
    ser56 23 июля 2018 16:12
    +2
    Странная концепция тягача, впрочем как и Т-20 Комсомолец - прикрыть броней тягач и его экипаж, но оставить без защиты расчет орудия... Разрывается снаряд рядом - расчет выведен из строя, повреждено орудие - зачем тогда тягач? bully И пулемет поставлен странно - основная угроза для тягача на марше это авиация... так что если убрать броню - функционал не изменится, зато тягач будет дешевле... request
    1. san4es
      san4es 23 июля 2018 16:44
      +3
      Цитата: ser56
      ...если убрать броню - функционал не изменится, зато тягач будет дешевле... request

      ...Всё-таки, какой-то кузов нужен smile
      1. ser56
        ser56 23 июля 2018 16:52
        +1
        ну не так радикально - от грязи и были корпус все же нужен :) за фото - спасибо!
    2. Комментарий был удален.
    3. VictorZhivilov
      VictorZhivilov 23 июля 2018 23:15
      +1
      Странная концепция тягача, впрочем, как и Т-20 Комсомолец - прикрыть броней тягач и его экипаж, но оставить без защиты расчет орудия... Разрывается снаряд рядом - расчет выведен из строя, повреждено орудие - зачем тогда тягач? И пулемет поставлен странно - основная угроза для тягача на марше это авиация... так что если убрать броню - функционал не изменится, зато тягач будет дешевле...


      Дешевле не значит лучше... с отомкнутым орудием и спешенным расчетом Т-20 Комсомолец можно использовать как танкетку для боевого охранения флангов от пехотных прорывов с последующим захватом батареи.

      Теперь по поводу расчёта орудия без прикрытия брони. Любой опытный боец вам подтвердит, что самое лучшее место это "на броне". Во-первых, при наезде на мину тебя отбросит в сторону взрывной волной, во-вторых, с брони легче обнаружить опасность и во время спешиться для встречи противника.
      http://military-photo.com/ussr/afv/apc/btr-80/178
      79-photo.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/ifv/bmp-2/1711
      5-photo.html

      И, напоследок о защите от авиации противника... в отличии от Вермахта, где защита от авиации противника возлагалась на наземные части, в РККА эта же задача возлагалась на истребительную авиацию. Так, что зенитный пулемёт не полагался по доктрине бронетанковых войск РККА.

      P.S.
      Отдельно стоит отметить ЗиС-30, созданную на шасси Т-20 Комсомолец с использованием пушки ЗиС-2. Подробнее о ЗиС-30 можно прочитать здесь:
      https://warspot.ru/3275-pushka-verhom-na-tyagache

      Немцы тоже не остались в стороне и позаимствовали опыт использования ЗиС-30.
      http://military-photo.com/ussr/tractor/t-20/14072
      -photo.html
      http://military-photo.com/ussr/tractor/t-20/11000
      -photo.html
    4. maximghost
      maximghost 24 июля 2018 00:23
      +3
      Про то, зачем бронировать тягач уже написали - но хочу привести в пример британский универсал карриер, который считался БТРом и у которого, что десант, что экипаж из-за брони чуть-ли не по пояс торчат.
    5. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 24 июля 2018 03:34
      +3
      Цитата: ser56
      Странная концепция тягача

      Да что ж тут странного !? У величение бронирования увеличит вес тягача,нагрузку на двигатель; тем самым ухудшит проходимость тягача с орудием,особенно на трудно проходимой местности,в распутицу...Надо учитывать,что тогдашнее производство двигателей зачастую не обеспечивало надёжность изделий при полной нагрузки. Не исключено,что тогда предполагалось:нападение на колонны с "земли"-не самый вероятный фактор.Можно обратить внимание и на современные реалии,когда пехота "катается" не в БТРе,а на.... В бою же расчёт всё равно оказывается без брони...защитой ему служит орудийный щит,окоп.А вот потеряв тягач,можно потерять орудие...да и самим ,возможно,не спастись.
  2. san4es
    san4es 23 июля 2018 16:37
    +7
    ...гусеничный артиллерийский тягач, позже получивший известность под названием Т-20 «Комсомолец».
  3. Морской Кот
    Морской Кот 23 июля 2018 22:05
    +2
    А подвеска у Шитиковского транспортёра -- всё тот же древний Виккерс Карден-Лойд? request

    Автору спасибо, но чтой-то детишки у этого конструктора все получались мёртворождённые. Интересно, хоть что-то на вооружение пошло? hi
  4. VictorZhivilov
    VictorZhivilov 24 июля 2018 09:06
    0
    Спасибо автору за прекрасный цикл статей о непростой судьбе И.П. Шитикова и его разработок. Жаль, что так нужный БТР у РККА так и не появился. Вот и приходилось пользоваться лендлизовские БТР.
    http://military-photo.com/unsorted/13576-photo.ht
    ml
    http://military-photo.com/unsorted/13544-photo.ht
    ml
    http://military-photo.com/unsorted/13573-photo.ht
    ml
    http://military-photo.com/unsorted/13574-photo.ht
    ml
    http://military-photo.com/usa/afv4/apc4/m3-scout/
    13535-photo.html
    http://military-photo.com/usa/afv4/apc4/m3-scout/
    13572-photo.html
    Или же трофейные в основном Sd.Kfz. 251.
    http://military-photo.com/germany/afv2/apc2/sdkfz
    251/1927-photo.html
    1. maximghost
      maximghost 24 июля 2018 12:58
      +3
      Эм. Вот прям странный коментарий. Вообще-то вместо героя этой статьи в серию пошел комсомолец, о чем и в статье говорится. Если смотреть и на внешний вид и на ттх комсомольца и данного БТР-тягача, то комсомолец ьакой же, только лучше. Кроме того, он очень похож на универсал карриер, которвй британцы считали бтром.
      1. VictorZhivilov
        VictorZhivilov 26 июля 2018 22:00
        0
        Эм. Вот прям странный коментарий. Вообще-то вместо героя этой статьи в серию пошел комсомолец, о чем и в статье говорится. Если смотреть и на внешний вид и на ттх комсомольца и данного БТР-тягача, то комсомолец ьакой же, только лучше. Кроме того, он очень похож на универсал карриер, которвй британцы считали бтром.

        Согласен, странная история. Нужен был БТР, а не артиллерийский тягач. Но в строй РККА ввели Т-20 «Комсомолец». Вот и приходилось использовать лендлизовские и трофейные БТР’ы. А, англичане что? Англичане – молодцы.

        P.S.
        Да, вот ещё почему-то, когда надумали строить БТР за основу взяли M3 Scout, а не Universal Carrier.
        http://www.autowp.ru/white/m3/scout_car/white_m3a
        1_scout_car/pictures/i47o0x/
        http://www.autowp.ru/gaz/40/btr-40/pictures/iuh82
        2/
        1. maximghost
          maximghost 26 июля 2018 22:46
          +2
          Лол, не выворачивай всё.
          Англичане тоже не имели нормального БТРа и довольствовались юниверсал карриером и тем же скаутами от американцев.
          Артиллерийский тягач был ну трындец как нужен. И тот же комсомолец мог использоваться по аналогии с юниверсал карриером. И хотя комсомольцев наклепали относительно много, но сворачивание их производства не позволило это сделать (хотя отдельные случаи были).
          На счёт ненужности тягачей - ты загибаешь так, что аж всё трещит. Успехи немцев начала войны и неудачи РККА как раз и строятся на возможности манёвра артиллерией. У нас из тягачей, которые могли поспевать за механизированными соединениями только комсомолец, считай и был. За их распределение разве что не дрались. При том, что Т-20 мог таскать далеко не любые орудия, даже в перегруз (что частенько практиковалось).
          1. VictorZhivilov
            VictorZhivilov 29 июля 2018 14:59
            0
            [quote]Лол, не выворачивай всё.[/quote]
            История сама, без моего участия, вывернет факты. lol
            [quote]Англичане тоже не имели нормального БТРа и довольствовались юниверсал карриером и тем же скаутами от американцев. [/quote]
            А, как же упомянутый Universal Carrier который производился с 1936 по 1945 год и был в строю до 1962 года.
            Англичан он больше, чем устраивал поэтому:
            [quote]Всего было выпущено порядка 90 000 бронетранспортёров этого типа, что сделало его одним из самых массовых образцов бронетехники в истории. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Universal_Carrier
            [/quote]
            А, война нато и война, что объединяет людей разных взглядов перед лицом опасности.
            И учились летать на американских самолётах.
            http://military-photo.com/unsorted/13488-photo.ht
            ml
            И воевали на американских самолётах.
            http://military-photo.com/unsorted/13490-photo.ht
            ml
            http://military-photo.com/unsorted/13478-photo.ht
            ml
            А, ещё был M4 Sherman.
            http://military-photo.com/usa/afv4/tank4/medium4/
            m4/14108-photo.html
            Да много чего было…
            http://military-photo.com/unsorted/13576-photo.ht
            ml
            http://military-photo.com/unsorted/13575-photo.ht
            ml
            http://military-photo.com/unsorted/13574-photo.ht
            ml
            http://military-photo.com/unsorted/13573-photo.ht
            ml
            http://military-photo.com/unsorted/13544-photo.ht
            ml
            Мы тогда были больше, чем просто союзники мы были братья по оружию. soldier
            [quote]Артиллерийский тягач был ну трындец как нужен. И тот же комсомолец мог использоваться по аналогии с юниверсал карриером. И хотя комсомольцев наклепали относительно много, но сворачивание их производства не позволило это сделать (хотя отдельные случаи были). [/quote]
            Для того чтобы его использовать как Universal Carrier он должен быть как Universal Carrier (с соответствующим гусеничным движителем и мотором).
            [/quote]На счёт ненужности тягачей - ты загибаешь так, что аж всё трещит. Успехи немцев начала войны и неудачи РККА как раз и строятся на возможности манёвра артиллерией. У нас из тягачей, которые могли поспевать за механизированными соединениями только комсомолец, считай и был. За их распределение разве что не дрались. При том, что Т-20 мог таскать далеко не любые орудия, даже в перегруз (что частенько практиковалось).[/quote]
            Вполне достаточно было таких артиллерийских тягачей как С-65, Ворошиловец и СТЦ-5-Нати.
            http://military-photo.com/unsorted/13589-photo.ht
            ml
            http://military-photo.com/ussr/tractor/voroshilov
            ets/13520-photo.html
            http://military-photo.com/ussr/tractor/stz-5-nati
            /11989-photo.html
            http://military-photo.com/unsorted/13548-photo.ht
            ml
            Кстати, Вермахт опыт использования СТЦ-5-Нати
            http://military-photo.com/ussr/tractor/stz-5-nati
            /362-photo.html
            воплотил в RSO.
            http://military-photo.com/germany/tractor2/rso/97
            16-photo.html
            http://military-photo.com/germany/tractor2/rso/96
            74-photo.html
            http://military-photo.com/germany/tractor2/rso/10
            367-photo.html
            http://military-photo.com/germany/artillery2/pak-
            40/10147-photo.html
            http://military-photo.com/germany/tractor2/rso/83
            42-photo.html
            Покуда, Вермахт переживал ванильный период Блицкрига и у них всё получалось, он довольствовался довольно не замысловатыми системами, больше походившими на школьный автобус.
            http://military-photo.com/germany/tractor2/sdkfz8
            /13063-photo.html
            А, когда началась солдатская «пахота»? то появились совсем другие системы
            http://military-photo.com/germany/artillery2/lefh
            -18/11468-photo.html
            http://military-photo.com/germany/tractor2/sdkfz1
            1/10898-photo.html
            http://military-photo.com/germany/tractor2/sdkfz1
            1/7398-photo.html
            http://warwall.ru/photo/bronetekhnika/german_sdkf
            z_8_gepanzerte_12_ton_halftrack/1-0-575
            Не совсем верно главными причинами побед Вермахта - было господство в воздухе. Вспомните, что после действий ВКС РФ в Сирии, ситуация в этой арабской стране коренным образом поменялась. yes
            http://military-photo.com/germany/aviation2/ju-87
            /17333-photo.html
            1. maximghost
              maximghost 29 июля 2018 19:48
              +2
              История сама, без моего участия, вывернет факты.

              Шта? Что за бред?

              Англичан он больше, чем устраивал поэтому:

              Видимо именно по этому они использовали ленд-лизовские американские БТРы, а так же делали эрзац БТРы из танков со снятой башней.

              Вполне достаточно было таких артиллерийских тягачей как С-65, Ворошиловец и СТЦ-5-Нати.

              Нет не достаточно. Сталинец мог перемещаться только со скоростью пешехода и для мех. частей не подходил совсем. Ворошиловец был сложным и дорогим, кроме того он работал в совсем иной весовой категории и таскал тяжёлые орудия. СТЗ-5 Так же вдвое медленнее комсомольца, при том их не хватало и очень сильно.
              Для того чтобы его использовать как Universal Carrier он должен быть как Universal Carrier (с соответствующим гусеничным движителем и мотором).

              Опять какая-то хрень. У комсомольца гусеничный движитель . Двигатель несколько слабее чем у англичанина, но в варианте БТРа он будет явно испытывать меньшую нагрузку, чем в варианте тягача. К тому же комсомолец несколько легче британца.
              Ну и значит ты то топишь за производство так себе машины, в названии которой есть буквы "БТР" , то более совершенная машина, которая может всё то же самое, только лучше сразу уже не нужна.
              Покуда, Вермахт переживал ванильный период Блицкрига и у них всё получалось, он довольствовался довольно не замысловатыми системами, больше походившими на школьный автобус.

              Что за бред? Под незамысловатой конструкцией ты понимаешь полугусеничник, весом под 15 тонн с шахматной подвеской и ценой как средний танк? При том противопоставляешь ему ты такие же тягачи, только более легкие?
              Не совсем верно главными причинами побед Вермахта - было господство в воздухе. Вспомните, что после действий ВКС РФ в Сирии, ситуация в этой арабской стране коренным образом поменялась. yes

              Господство в воздухе было одной из причин успеха, но только 1 из. Переоценивать его не стоит.