Война детей Владимира Святого глазами авторов скандинавских саг

77
Легенда о первых русских святых, князьях Борисе и Глебе, широко известна и весьма популярна в нашей стране. И мало кто знает, что реальные обстоятельства гибели данных князей не имеют ничего общего с описанием их в каноническом "Сказании о святых и благоверных князьях Борисе и Глебе". Дело в том, что упомянутое "Сказание..." является не историческим источником, а литературным произведением, представляющим собой пересказ легенды Х века о мученической кончине чешского князя Вацлава, местами почти дословный.

Война детей Владимира Святого глазами авторов скандинавских саг

Вацлав, чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными, годы жизни: 907–935 (936)




Написано оно было при сыне Ярослава Мудрого Изяславе около 1072 г. и являлось реакцией на совершенно конкретную историческую ситуацию: братья пытались в то время согнать (и согнали-таки) Изяслава с киевского престола. Канонизация братолюбивых Бориса и Глеба должна была умерить (но не умерила) притязания младших братьев Изяслава. Несчастный Святополк оказался самой подходящей кандидатурой на роль злодея, т.к. у него не осталось потомства, которое могло бы защитить его честь и достоинство. Косвенным доказательством того, что современники не считали Бориса и Глеба святыми, служит и то обстоятельство, что в течение 30 лет после их убийства (до второй половины 1040-х годов) ни один русский князь не был назван этими именами (либо Романом или Давидом – крестильными именами данных князей). Лишь у сыновей черниговского князя Святослава (внуков Ярослава) появляются имена Глеб, Давид и Роман. Следующий Роман – сын Владимира Мономаха (правнук Ярослава). А вот имя Святополк появляется в княжеской семье ещё при жизни Ярослава: его дали первенцу старшего сына князя – Изяслава.

В данной ситуации интересы Изяслава сомкнулись с интересами местного православного духовенства, которое, получив первых русских святых, не могло допустить конкуренции других источников (и тем более – разночтений) со "Сказанием...". А так как летописи составлялись в монастырях, то все старые тексты были приведены в соответствие с официальной версией. Кстати, абсолютно нейтральный грек-митрополит высказывал большие сомнения в "святости" Бориса и Глеба, этого не отрицает даже "Сказание...", но, в конце концов, и он вынужден был уступить. В настоящее время эта легенда сдана в архив серьёзными историками и пропагандируется в основном православной церковью.

"В историографии ХХ века прочно утвердилось мнение, что князья Борис и Глеб не могут рассматриваться как мученики ради Христа, либо ради веры, т.к. они стали святыми по причинам, не имевших отношения к их вероисповеданию", –

уверенно заявляет в своей работе профессор Варшавского университета Анджей Поппэ.

Он не одинок в своем мнении. Любой беспристрастный историк, изучающий события тех лет, неизбежно приходит к выводу, что "блаженный", не от мира сего Борис никак не смог бы стать любимцем воинственного князя Владимира, характер которого, если судить по фактам летописей, а не по вставкам поздних переписчиков, ничуть не изменился после принятия христианства.

Что же произошло на территории Киевской Руси в те далекие годы? К моменту смерти Владимира Святославича его сын Борис находился в Киеве фактически в роли соправителя огромной страны, что, разумеется, не могло понравиться его братьям. В результате старший сын Владимира – Святополк – был обвинён в измене и брошен в тюрьму. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский (Thietmar von Merseburg; 25 июля 975 г. – 1 декабря 1018 г.) сообщает:

"Имел он (Владимир) трех сыновей: одному из них он взял в жены дочь нашего гонителя князя Болеслава, с которой поляками был послан епископ колобжегский Рейнберн... Упомянутый король (Владимир Святославич), узнав, что его сын по тайному наущению Болеслава собирается вступить с ним в борьбу, схватил его вместе с женой и епископом и заключил в отдельную темницу".



Титмар Мерзебургский


Ярослав же, по словам С. Соловьева, "не хотел быть посадником Бориса в Новгороде и потому спешил объявить себя независимым", отказавшись в 1014 г. платить ежегодную подать в 2 000 гривны. Старый князь начал подготовку к войне с ним, но, по выражению летописца, "бог не вдасть дьяволу радости": в 1015 г. Владимир неожиданно заболел и умер. Святополк, воспользовавшись неразберихой в городе, бежал к своему тестю – польскому королю Болеславу Храброму (и на Руси появился только через три года – вместе с Болеславом).


Болеслав Храбрый


В Киеве остался любимый сын Владимира Борис, который собирал войска, чтобы продолжить дело отца и наказать мятежных братьев. В результате началась жестокая война между талантливыми и честолюбивыми сыновьями князя Владимира. Каждый из них имел свои собственные приоритеты во внешней политике, своих союзников и свой взгляд на дальнейшее развитие страны. Правивший в Новгороде Ярослав ориентировался на страны Скандинавии. Оставшийся в Киеве Борис – на Византийскую империю, Болгарию, да и союзом с печенегами он никогда не брезговал. Нелюбимый отцом (точнее, отчимом – Владимир взял себе беременную жену убитого брата) Святополк – на Польшу. Сидевший на княжении в далекой Тьмуторокани Мстислав также имел свои интересы, причем, весьма далекие от общерусских. Дело в том, что славяне среди его подданных составляли меньшинство, и от смешанного населения этого приморского княжества он зависел не меньше, чем Ярослав от своевольных жителей Новгорода. Брячислав, отец знаменитого Всеслава, был "сам за себя" и за свой Полоцк, проводя осторожную политику по принципу "лучше синица в руках, чем журавль в небе". Остальные сыновья Владимира быстро погибли, либо, как Судислав, были заточены в темницу, и важной роли в событиях тех лет не играли. Ярослав – строитель городов и соборов, книжник и просветитель, так много сделавший впоследствии для распространения и упрочения христианства на Руси, по иронии судьбы оказался в то время во главе языческой партии. В гражданской войне он мог опираться только на варягов, многие из которых потому и оказались на чужбине, что предпочитали Христу Тора и Одина, и на новгородцев, которые не могли простить Владимиру и пришедшим с ним киевлянам недавнего "крещения огнем и мечом". Победив в междоусобной войне, Ярослав сумел объединить в своей внешней политике все вышеперечисленные тенденции, за что позже и был назван Мудрым. Сам он был женат на шведской принцессе, одного из сыновей женил на дочери византийского императора, другого – на немецкой графине, а дочерей выдал замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.


Ярослав Мудрый, скульптурная реконструкция Герасимова


Но вернемся в 1015 г., в котором любивший окружать себя скандинавами Ярослав едва не потерял благосклонности своих новгородских подданных:

"Было у него (Ярослава) множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их. Новгородцы восстали и перебили варягов во дворе Поромони".


Князь в ответ "призвал себе лучших мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил также". Однако ненависть новгородцев к киевлянам в то время была настолько велика, что ради возможности отомстить им они приняли извинения Ярослава и примирились с ним:

"Хотя, князь, и иссечены братья наши, – можем за тебя бороться!"


Все бы хорошо, но в результате этих событий накануне решительного столкновения, когда каждый профессиональный воин был на счету, варяжская дружина Ярослава сильно поредела. Однако вести о скорой войне в Гардарики уже дошли до Эймунда Хриннгсона – вождя викингов, который как раз в это время поссорился с местными властями:

"Я слышал о смерти Вальдимара-конунга с Востока, из Гардарики ("Страна городов" – Русь), и эти владения держат теперь трое сыновей его, славнейшие мужи. Он наделил их не совсем поровну... и зовется Бурицлав тот, кто получил большую долю отцовского наследия. Другого зовут Ярицлейв (Ярослав), а третьего – Вартилав (Брячислав). Бурицлав держит Кенугард ("Корабельный город" – Киев), а это – лучшее княжество во всем Гардарики. Ярицлейв держит Хольмгард ("Город на острове" – Новгород), а третий – Палтескью (Полоцк). Теперь у них разлад из-за владений, и всех более недоволен тот, чья доля по разделу больше и лучше: он видит урон своей власти в том, что его владения меньше отцовских, и считает, что потому он ниже своих предков" ("Прядь об Эймунде" – жанр: «королевская сага»).


Обратите внимание, какие точные сведения и какой блестящий анализ ситуации!

Давайте теперь немного поговорим об этом незаурядном человеке. Эймунд является героем двух саг, первая из которых ("Прядь об Эймунде") сохранилась в составе "Саги об Олаве Святом" в "Книге с Плоского острова".


Книга с Плоского острова, исландский манускрипт, содержащий множество древнеисландских саг


В данной саге утверждается, что Эймунд был сыном мелкого норвежского конунга, управлявшего фюльком Хрингарики. В юности он стал побратимом Олава – будущего короля Норвегии, крестителя этой страны, а также святого покровителя города Выборг.


Олав Святой


Вместе они совершили множество викингских походов. Дружба закончилась после того, Олав пришел к власти. Рука у будущего святого была тяжелой, в числе девяти мелких конунгов, которые лишились своих земель, а некоторые – и жизни, оказались отец Эймунда и два его брата. Самого Эймунда в тот момент не было в Норвегии.

"Ничего личного, работа такая", – объяснил вернувшемуся побратиму Олав.

После чего, вероятно, прозрачно намекнул ему, что, шагающей в светлое будущее новой и прогрессивной Норвегии морские конунги (коим и стал теперь потерявший родовую землю Эймунд) без надобности. Впрочем, Эймунд, будучи человеком умным, и сам обо всем догадался: судьбы брата – Хрёрика (Рюрика), которого Олав приказал ослепить, он себе не желал.

Автор другой, шведской саги ("Сага об Ингваре Путешественнике"), решил, что нечего такого героя, как Эймунд, соседям отдавать и объявил его сыном дочери шведского короля Эйрика. Данный источник относится к "сагам о древних временах" и наполнен рассказами о драконах и великанах. Но, в качестве пролога, в него вставлен чужеродный фрагмент – отрывок из какой-то исторической "королевской" саги, которая во многом перекликается с "Прядью об Эймунде". Согласно этому фрагменту, отец Эймунда (Аки) был всего лишь хёвдингом, который, чтобы жениться на дочери короля, убил более подходящего кандидата. Кое-как ему удалось примириться с конунгом, но "осадок", видимо, остался, потому что закончилось всё убийством Аки и конфискацией его земель. Эймунд воспитывался при дворе, здесь он подружился со своей племянницей – дочерью нового короля Олава Шетконунга:

"Они с Эймундом любили друг друга как родственники, потому что она была одарена во всех отношениях", –

говорится в саге.

Эту одаренную девушку звали Ингигерд, позже она станет женой Ярослава Мудрого.


Алексей Транковский, «Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда»


"Она была мудрее всех женщин и хороша собой", – так говорится об Ингигерд в "королевской" саге "Morkinskinna" (буквально – "Заплесневевшая кожа", однако в России она больше известна как "Гнилая кожа"). От себя, пожалуй, добавлю, что, единственное, чем обделили Ингигерд норны – хорошим характером. Если верить сагам, и отец с ней намучился, пока замуж не отдал, и Ярославу потом досталось.

Но мысли о несправедливости не оставляли Эймунда ("представлялось ему, что… лучше искать смерти, чем жить с позором"), поэтому однажды он с друзьями убил 12 воинов конунга, которые отправились собирать дань в землю, принадлежавшую ранее его отцу. Раненный в этой схватке Эймунд был объявлен вне закона, но Ингигерд укрыла его, а потом – "тайно привела ему корабль, отправился он в викингский поход, и стало у него много добра и людей".

Кем же все-таки был Эймунд – норвежцем или шведом? Мне больше нравится норвежская версия, т.к. "Сага о святом Олаве" – источник гораздо более солидный и заслуживающий доверия. Вот шведский ярл Рёнгвальд для Ингигерд, безусловно, был своим человеком. Ему она поручила управлять Альдейгюборгом (Ладогой) и прилегающей к этому городу областью, полученными лично ей от Ярослава в качестве вена. А норвежец Эймунд явно был для неё чужим. Сведения, которые потом сообщаются в "Пряди…", не соответствуют рассказам о нежной детской дружбе Эймунда и Ингигерд. Отношения между княгиней и "кондотьером" – это отношения уважающих друг друга противников. Своему родственнику и боевому товарищу Рагнару Эймунд говорит, что "не доверяет господарыне, потому что она умнее конунга". Когда Эймунд решил уйти от Ярослава в Полоцк, Ингигерд попросила о встрече, на которой, по её знаку, люди, пришедшие с ней, попытались схватить викинга (она считала, что на полоцкой службе норвежец будет опасен). Эймунд, в свою очередь, позже, уже находясь на службе у Брячислава, захватывает княгиню в плен (вернее – похищает во время ночного перехода). Ничего страшного с Ингигерд не произошло, и даже о её чести побеспокоились: пленение было представлено, как добровольный визит к землякам с дипломатической миссией. По предложению Эймунда, она выступила в роли арбитра и составила условия мирного договора Ярослава и Брячислава, которые удовлетворили обе стороны и положили конец войне (девушка, видимо, и впрямь была толковая). Интересно, что в этом договоре (со слов автора саги) главным и лучшим городом Руси называется Новгород (Киев – вторым, Полоцк – третьим). Но, кем бы по национальности, ни был Эймунд, сам факт его существования и участия в войне детей Владимира сомнений не вызывает.

Обе саги единодушно сообщают, что в 1015 году земля (хоть в Норвегии, хоть в Швеции) буквально горела под ногами Эймунда. Однако море гостеприимно расстилало волны под килями его кораблей. Дружина из 600 лично преданных ему опытных воинов ждала приказа плыть хоть в Англию, хоть в Ирландию, хоть в Фрисландию, но обстановка располагала отправиться на восток – в Гардарики. Эймунду было все равно против кого воевать, однако Новгород гораздо ближе Киева, к тому же Ярослав был очень хорошо известен и весьма популярен в Скандинавии.

"У меня тут бригада мужиков с мечами и секирами, – доверительно сообщил Ярославу Эймунд, – Ребята проверенные, что такое dane gold не понаслышке знают. Требуется all inclusive, эйрир серебра (216 граммов) каждому воину и еще половину эйрира каждому рулевому, и доля в добыче, разумеется. Как думаешь, у кого нам лучше разместиться: у тебя или у твоего брата?"

"Конечно у меня, – ласково улыбнулся Ярослав, – Какой в Киеве all inclusive? Так, название одно. Только вот серебро у меня совсем закончилось. Вчера последнее отдал" (хороший был конунг, но жадный очень – все скандинавы так о нём говорили).

"А, ладно, – сказал Эймунд, – Бобрами и соболями возьмем".

Количество варягов в войске Ярослава, конечно, было гораздо больше 600 человек. Примерно в это время на Руси действовали ещё два крупных норманнских отряда: шведского ярла Рёгнвальда Ульвссона и норвежского ярла Свейна Хаконарсона (который, как и Эймунд, решил провести некоторое количество времени подальше от "святого" Олава). Но не нашлось человека, который написал бы о них свою сагу.

А между тем Эймунд явился не зря и очень вовремя, потому что скоро и Бурицлав с киевской армией подошел. Теперь попробуем разобраться, кто из русских князей скрывается под этим именем. Второй по счету переводчик "Пряди…" О.И.Сенковский предположил, что это синтетический образ Святополка Окаянного и его тестя Болеслава Храброго. А, чего такого? Были же на Руси полканы – люди с песьими головами, почему бы и "Болеполку" (или "Святоболю") не быть? Пусть рядом с Синеусом (sine hus – "свой род") и Трувором (thru varing – "верная дружина") в сторонке постоит. Даже Н.Н.Ильин, который в середине XX века первым предположил, что Борис был убит по приказу Ярослава Мудрого, продолжал рассматривать Бурицлава как собирательный образ Святополка и Болеслава. С детства внедренная в сознание чужая легенда не отпускала, буквально сковывая по рукам и ногам. И лишь в 1969 году академик В.Л.Янин "назвал кошку кошкой", объявив, что Бурицлав не может быть никем иным, кроме Бориса. В глубине души исследователи данной проблемы уже давно это подозревали, но сила традиции ещё была сильна, так что "буря в стакане воды" вышла на славу. Когда волны в стакане малость улеглись, все более или менее адекватные исследователи осознали, что, нравится это кому-нибудь или нет, но называть Бориса Святополком теперь уже просто неприлично и невозможно. Поэтому и мы будем считать его именно Борисом. В любом случае, с находившимся в то время в Польше Святополком Ярослав в 1015 году сразиться на берегу Днепра не смог бы даже при очень большом желании. Эта битва описывается и в русских, и в скандинавских источниках. И "Повесть временных лет", и "Прядь об Эймунде" сообщают, что противники долго не решались начать битву. Инициаторами сражения, по русской версии, были новгородцы:

"Услышав это (насмешки киевлян) новгородцы сказали Ярославу: "Завтра мы переправимся к ним, если никто другой не пойдет с нами, сами ударим на них" ("Повесть временных лет").


"Прядь..." же утверждает, что в бой Ярослав вступил по совету Эймунда, который заявил князю:

"Когда мы пришли сюда, мне сначала казалось, что мало воинов в каждом шатре (у Бурицлава), и стан только для виду устроен большой, а теперь уже не то – им приходится ставить еще шатры или жить снаружи… сидя здесь, мы упустили победу...".


А вот как рассказывают источники о ходе сражения.

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ":

"Высадившись на берег, оттолкнули они (воины Ярослава) ладьи от берега, и пошли в наступление, и сошлись обе стороны. Была битва жестокая, и не могли из-за озера печенеги прийти на помощь (киевлянам)... подломился под ними лед, и одолевать начал Ярослав".


Обратите внимание, что русский летописец в данном отрывке противоречит сам себе: с одной стороны воины Ярослава переправляются на другой берег Днепра на ладьях и печенеги не могут придти на помощь к киевлянам из-за незамерзшего озера, а с другой – под противниками новгородцев "подламывается лед".

"ПРЯДЬ ОБ ЭЙМУНДЕ":

"Эймунд-конунг отвечает (Ярославу): мы, норманны, сделали свое дело: мы отвели вверх по реке все наши корабли с боевым снаряжением. Мы пойдем отсюда с нашей дружиной и зайдем им в тыл, а шатры пусть стоят пустыми; Вы же с Вашей дружиной как можно скорее готовьтесь к бою... Полки сошлись, и начался самый жестокий бой, и вскоре пало много людей. Эймунд и Рагнар предприняли сильный натиск на Бурицлава и напали на него в открытый щит (т.е. без щитов, подобно "неистовым воинам" – берсеркам)... и после этого был прорван строй Бурицлава и люди его побежали".


После этого Ярослав вошел в Киев, и новгородцы там сполна отплатили за унижение своего города: действуя методами всем известного Добрыни (дяди Владимира "Святого"), они сожгли все церкви. Разрешения у Ярослава они, естественно, не спрашивали, а князь был слишком мудрым человеком, чтобы открыто препятствовать "невинным" забавам своих единственных союзников. А куда же, если верить скандинавским источникам, отступила армия Бориса, как вы думаете? В Бьярмланд! Если вы уже прочитали здесь статью «Путешествия в Биармию. Загадочная страна скандинавских саг», то понимаете, что в дальнюю Биармию, на север, закрытый армией Ярослава, Борис не смог бы пробиться, даже если бы ему очень сильно захотелось прокатиться "на быстро несущихся оленях". Остается Биармия ближняя – ливонская. Оттуда через год Борис придет, чтобы еще раз сразиться с Ярославом, и в его армии будет много биармов. Если верить "Пряди об Эймунде", во время осады неназванного в саге города, Ярослав, защищая одни из ворот, получит ранение в ногу, после чего будет сильно хромать всю оставшуюся жизнь. Анатомическое исследование его останков Д.Г.Рохлиным и В.В.Гинзбургом, вроде бы, подтверждает это свидетельство: примерно в возрасте 40 лет Ярослав получил перелом голени, осложнивший врожденную хромоту, которой его всегда попрекали противники. А потом Борис придет ещё раз – с печенегами. Эймунду такая назойливость, видимо, стала надоедать, и, после победы, он спросил Ярослава:

"Но как же быть, господин, если мы доберемся до конунга (Бориса) – убить его или нет? Ведь никогда не будет конца раздорам, пока вы оба живы" ("Прядь об Эймунде").


Согласно этому же источнику, Ярослав сказал тогда варягу:

"Я не буду понуждать людей к бою с моим братом, но не буду и винить человека, который убьёт его".


Получив этот ответ, Эймунд, его родич Рагнар, исландцы Бьёрн, Кетиль и еще 8 человек под видом купцов проникли в лагерь Бориса. Ночью варяги одновременно с разных сторон ворвались в княжеский шатер, голову Борису отрубил сам Эймунд (автор "Пряди..." излагает этот эпизод с очень большими подробностями – рассказчик явно гордится этой, безусловно, блестящей по исполнению операцией). Суматоха в лагере киевлян позволила варягам без потерь уйти в лес и вернуться к Ярославу, который упрекнул их в излишней поспешности и самоуправстве и распорядился торжественно похоронить "любимого брата". Убийц никто не видел и люди Ярослава, как представители ближайшего родственника погибшего Бориса, спокойно приехали за телом:

"Они обрядили его и приложили голову к телу и повезли домой. О погребении его знали многие. Весь народ в стране пошел под руку Ярицлейва-конунга... и стал он конунгом над тем княжеством, которое они раньше держали вдвоем" ("Прядь об Эймунде").


Гибель Бориса не решила всех проблем Ярослава. Еще выжидал удобного момента князь-воин Мстислав Тьмутороканский. Впереди была и неудачная война с полоцким князем Брячиславом (в ходе которой Ингигерд неожиданно пришлось выступить в качестве третейского судьи и арбитра). Причиной войн с Брячиславом и Мстиславом, скорее всего, послужила несправедливость захвата наследия убитых братьев одним Ярославом: согласно традициям того времени, надел умершего следовало разделить между всеми живыми родственниками. Поэтому Ярослав легко согласился передать Брячиславу часть Кенугарда – не город Киев, и не великое княжение, а часть территории княжества Кенугард. Эймунд же, согласно саге, получил от Брячислава þar ríki er þar liggr til – какую-то "подле (Полоцка) лежащую область" (а не Полоцк, как часто пишут) – в обмен на обязательство охранять рубежи от набегов других викингов. Точно так же легко пойдет Ярослав на уступки Мстиславу после поражения в битве при Листвене в 1024 г. (в свою очередь и победивший Мстислав не станет претендовать на "лишнее", и в Киев не войдет, хотя остановить его было некому). И Святополк еще, благодаря помощи своего тестя Болеслава Храброго, разобьет армию Ярослава на Буге. Об этой военной кампании сага не сообщает – предполагают, что она пришлась на период ссоры Ярослава с Эймундом: обе стороны все время пытались изменить условия договора, Ярослав затягивал с выплатой жалованья, а Эймунд при любом удобном для него (но очень неудобном для князя) случае требовал заменить выплаты серебром на золото. Впрочем, возможно, автору саги просто не захотелось рассказывать о поражении. Ярослав тогда оказался в самом отчаянном положении. Он не получил помощи от обиженных им киевлян и вернулся в Новгород лишь с четырьмя воинами. Чтобы предотвратить его бегство "за море", новгородский посадник Коснятин (сын Добрыни) прикажет разрубить все корабли. А вступившему в Киев Святополку горожане устроили торжественную встречу с участием девяти дочерей Владимира и митрополита в сопровождении духовенства с мощами святых, крестами и иконами. Но "в пустыне межю Ляхы и Чехы" скоро умрет не удержавшийся в Киеве Святополк (это, кстати, не описание местности, а фразеологизм, означающий "бог весть где"). И в 1036 г. Ярослав все же станет единовластным правителем Киевской Руси, будет править до 1054 г. и сделает свою страну одним из самых больших, сильных, богатых и культурных государств Европы.
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 июля 2018 06:38
    "В историографии ХХ века прочно утвердилось мнение, что князья Борис и Глеб не могут рассматриваться как мученики ради Христа"
    Уточнение:
    Святые князья Борис и Глеб были прославлены не как мученики, а как страстотерпцы.
    1. +4
      24 июля 2018 20:16
      В принципе Николай II с семьей также страстотерпцы, только это не мешает современной РПЦ "водить хороводы" вокруг царской четы. К слову, мое мнение за веру пострадали дети и особенно прислуга. Возможно даже не в бога, а точнее за верность. Но как-то об этом вспоминают в десятую очередь.
      1. +7
        24 июля 2018 20:56
        Не соглашусь. Николай с Алисой получили по заслугам. Дети , те да, согласен страстотерпцы. Прислуга -жертвы обстоятельств, но, выбравшие свой путь. РПЦ - холдинг, похлеще "Роснефти". Ну, это мое мнение...
      2. +5
        24 июля 2018 21:43
        Цитата: Котище
        К слову, мое мнение за веру пострадали дети и особенно прислуга. Возможно даже не в бога, а точнее за верность. Но как-то об этом вспоминают в десятую очередь

        Деть, там, по факту, был только один - быв. Цесаревич Алексей Николаевич, 14-ти лет, отроду. Остальные онижедети - были, вполне себе, взрослыми девицами ( что не отменяет факта бессмысленности и преступности их расстрела).
        А прислуга... Прислуга на страстотерпцев рылом не вышла!
        Страстотерпцы — это «самый русский» лик святых. В нём Церковью почитаются преимущественно ЗНАТНЫЕ праведники, пострадавшие не за веру, а в результате разгула человеческих страстей — заговора, гражданской войны и проявившие при этом личное самопожертвование и беззлобие
        https://pravoslavie.fm/articles/liki-svyatosti-v-
        pravoslavnoy-tserkvi/

        Вот так, вот... С точки зрения РПЦ: Все животные равны, но некоторые значительно равнее, просто, по факту рождения.(((
        1. +5
          24 июля 2018 22:06
          Теперь о легендах Свердловска!
          Очевидцы расскзывали, что при расстреле царской семьи пели давали рекошет. Девицы умирали тяжело и их добили штыками. Оказалось, что в карсеты царицы и дочерей были зашиты алмазы, которые сыграли роль бронежелетов. Так что все продуманно в рай не с пустыми руками.
          1. +4
            24 июля 2018 22:33
            Давайте закроем тему? А то придет кто-нить, на запах ладана и тлена, Граалем не отмашемся.
            1. +5
              24 июля 2018 22:44
              Цитата: 3x3zsave
              Давайте закроем тему? А то придет кто-нить, на запах ладана и тлена, Граалем не отмашемся.

              Вы правы.
  2. +4
    24 июля 2018 06:48
    "У меня тут бригада мужиков с мечами и секирами, – доверительно сообщил Ярославу Эймунд, – Ребята проверенные..." Современный язык это, конечно, хорошо. Но как-то в тексте древних саг звучит "не очень". Осталось только написать: "И сказал Ярослав, а ничё, прорвемся братаны!"
    1. +8
      24 июля 2018 07:09
      Вячеслав Олегович, Вы необъективны. Почему Матюгину можно называть арабов 8в. исламистами, а Рыжову апеллировать к сериалу "Бригада" (исключительно для живости изложения) -нельзя??? Меж тем, описываемые события до боли напоминают 90гг.
      1. +5
        24 июля 2018 11:18
        Цитата: 3x3zsave
        Почему Матюгину можно называть арабов 8в. исламистами, а Рыжову апеллировать к сериалу "Бригада"

        Ув.Антон, просто потому что арабы (коих было едва ли 20% в армии Тарика) были именно исламистами и джихадистами, вышедшими на "священную войну" - "джихад меча" (газават). ОНИ НЕБЫЛИ НИКЕМ ИНЫМ, понимаете ?! Простые мусульмане сидели у себя по домам в Аравии и иных странах. Воевали именно джихадисты.

        А вот излагать события периода Древней Руси в терминологии "Бригады" - как минимум странно...
        1. +2
          24 июля 2018 21:53
          Уважаемый Михаил, вопрос терминологии мы с Вами обсудили пару суток назад. Где-то, я с Вами согласился, где-то - нет. Но! Неужели Вы думаете, что эти люди говорили языком хроник и саг? Меж тем, кроме саг существовали еще висы и ниды. За хорошо сложенную ниду можно было кровников заиметь до пятого колена. И я не думаю, что люди там стеснялись в выражениях, не смотря на культуру кённигов (ибо, именно они добавляли "сальности" тексту).
      2. +2
        24 июля 2018 19:23
        Я вообще необъективный человек, признавался уже. А кроме того Михаилу уже делали такое замечания. И, кстати, я же и написал ему, что некоторые термины и фразы можно было "расписать", объяснить по-понятнее. Это было. Повторяться не вижу смысла. Умный человек выводы сделает.
        1. +1
          24 июля 2018 20:59
          "Я вообще необъективный человек."
          "Что само по себе и неново."
    2. +5
      24 июля 2018 07:42
      Представил, как эта встреча могла проходить, улыбнулся и захотел поделиться настроением. Но тут же исправился и больше таких вольностей не позволял.
      1. +4
        24 июля 2018 09:16
        Я считаю, вышло удачно! И к месту, и текст разгрузило.
      2. +3
        24 июля 2018 11:14
        Цитата: ВлР
        Но тут же исправился и больше таких вольностей не позволял.

        А я было подумал, с Бушкова пример берете (см. чуть ниже мой ответ Вячеславу Олеговичу от 10-46)- в общем-то, оправданный подход: мышление у "конкретных пацанов" чисто средневековое!
    3. +2
      24 июля 2018 10:46
      Цитата: kalibr
      Современный язык это, конечно, хорошо. Но как-то в тексте древних саг звучит "не очень".

      Это он с Бушкова пример берет. Бушков пишет, что у всех этих бригад "лихих 90х" менталитет наиболее соответствует именно средневековому, поэтому, чтобы легче было вникнуть в суть средневековых разборок, целенаправленно применяет современную терминологию: "конкретные пацаны Строгановы наняли правильную бригаду Ермака против беспредельщика Кучума"
      1. +3
        24 июля 2018 20:19
        Самое интересное, что "правильная бригада" купцов Строгановых кинула и подалась за зипунами в Сибирь.
        Хотя надо быть честным, "пенсию" в почетной ермаковской полусотне при Табольском монастыре, читай богадельне они заработали.
        РПФ должен начать рвать волосы, посчитав "пенсионные баллы" оставшихся от семи сотен казаков Ермака, горстки первопроходцев, которые дожили до самой этой почетной полусотни и богадельни!

        1. +2
          24 июля 2018 22:40
          Цитата: Котище
          Самое интересное, что "правильная бригада" купцов Строгановых кинула и подалась за зипунами в Сибирь.

          с чего бы? Цель похода изначально была чисто карательной - ответка на набеги Кучума на Пермский край.По ходу выяснилось, что Кучум там всех достал, и его попросту скинули! Так что Ермак бабло честно отработал: набеги на Строгановых однозначно прекратились!
          1. +1
            24 июля 2018 23:30
            Ну вот мы и перешли на нормальный пацанский базар. Уфф, от сердца отлегло!!!
            "А воры законные - люди очень милые,
            Все мои знакомые, а многие - любимые,
            Вспоминают молодость, да ночами маются.
            Вера их ломается"
            А. Розенбаум
            wassat
  3. +2
    24 июля 2018 06:51
    Отличный материал, развенчивающий один из академических мифов (как то: чудской лед, раненый Биргер...)!
    1. +1
      24 июля 2018 19:26
      А вот против этого я не возражаю!
      1. +1
        24 июля 2018 20:39
        Ну хоть с Вашей стороны всё "слава Богу"! У остальных видимо другое мнение. Увы и ах....
      2. +3
        24 июля 2018 21:04
        Цитата: 3x3zsave
        Отличный материал, развенчивающий один из академических мифов (как то: чудской лед, раненый Биргер...)!

        Цитата: kalibr
        А вот против этого я не возражаю!

        Баба Яга против, впрочем ее кот тоже!
        Теперь по существу:
        1. Чем исландские саги, достовернее наших жития святых? Сказки про честность скальдов, построение стиха не предлагать. Данные песни, были записаны спустя два века после описанных событий. Нечто Сравнительного описания Плутарха, полная компиляция правды и вымысла. Особенно меня порадовал спор кем был нащ бравый герой вариант а) норвежец, б) швед или в) исландец?
        2. Жития святых Бориса и Глеба, клепали на скорую руку и вопреки метрополиту. Довод, что мол грек метрополит сомневался и упирался причастию братьев к лику святых. Даже не смешен, смотрим с другой стороны. Грек был умен и прекрасно понимал, что появление местных святых создает предпосылки независимости Древнерусского государства от Византии. Пример раскола с Римом лежал перед глазами.
        3. Версия с именами позабавила. Дай бог мне памяти первым ее озвучил Костомаров. Для того чтоб понять ее ничтожность откройте первые тома Карамзина. Возможно Валерий Вы не обратили, что имена Русских князей долгое время были двойными. Одно давал батюшка (реальный), а другое батюшка (духовный). Так батюшка духовный давал имя чаду при крещении по святцам. Поэтому Святополк Окоянный мог был Борисом, а мог и не быть. А Борис мог быть Святополком. Так что смысл тянуть кота за хвост, если усы на голове. К слову, а если женушка захочет и это со внуком Ярослава и было?
        4. Валерий, Вам не кажется, что с Ливами и Бирамией ближней не все так просто получается. Не до "хрена" ли Полоцкому княжеству народа шаталось, кроме того герою по саге само княжество перепало? Ваши доводы, что не там и рядом также наводят тень на плетень. Причем в саге Полоцкий князь княжит и еще герой на его успевает пахать, это о похищении любимой женушки Ярослава?
        Можно продолжать, но свои гонят из ванны!
        Вывод, за статью однозначный жирный плюс и огромное спасибо.
        Но не все так просто и однозначно........
        С уважением Котище!
        1. +2
          25 июля 2018 07:48
          Цитата: Котище
          Жития святых Бориса и Глеба, клепали на скорую руку и вопреки метрополиту. Довод, что мол грек метрополит

          Уважаемый Котище, у вас довольно грамотная речь в комментариях,и свои мысли вы способны грамотно излагать,и грамматика на хорошем уровне.Но, небольшое (дружеское) замечание всё-таки хочется сделать.
          Ваши комментарии, по "божественным" вопросам,просто не выдерживают никакой критики.Это замечено.И, каким образом возможно делать такие ошибки в слове митрополит,и ведь это не случайность, и не безграмотность (как уже отметил) - обычное незнание темы.
  4. +2
    24 июля 2018 07:38
    И в 1036 г. Ярослав все же станет единовластным правителем Киевской Руси, будет править до 1154 г.
    Единичку уберите. До 1054 года. hi
    1. +1
      24 июля 2018 07:40
      Ничего себе, опечатка проскочила! Попробую убрать.
    2. +1
      24 июля 2018 09:54
      Все, исправили
  5. +2
    24 июля 2018 07:52
    Сегодня день памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба,по старому стилю.И когда автор, сходу заявляет .......... Дело в том,что упомянутое "Сказание"...... является не историческим источником,а литературным произведением.... , то, на мой взгляд,автор запутался в сказаниях,писаниях,преданиях и литературных источниках.
    1. +3
      24 июля 2018 08:22
      Редактирование и обработка чешской легенды с целью приведения ее в соответствие с местными (древнерусскими) реалиями, явно проведенное по заказу, и явно выполненное одним человеком - разве получившийся результат не может быть назван литературным произведением? В любом случае, это не предание. Вряд ли сказание. Писание - да. Но писание - это точно не исторический источник. Вот чешский первоисточник - это явно сохранившееся в народной памяти предание, ставшее основой жития.
      1. +1
        24 июля 2018 08:30
        Если честно, то ничего не понял из вами сказанного,запутаться можно, вам видней.Мы с вами находимся в разных измерениях и пространствах.
        1. +2
          24 июля 2018 21:10
          Бобер если я Вам скажу "Мяу" это довод, за или против, хотя возможно "дай жрать хозяин"! Вот так Валерий мой хлеб отнимает "трындеть много пространно и главное о чем"!
          А главное Автор сопровождает свою статью и участвует в обсуждении, за что особое спасибо!
  6. +2
    24 июля 2018 09:04
    сказание о Борисе и Глебе несло и 11в и сейчас главное-греховность и недопустимость братоубийственной войны,призывало князей к смирению в борьбе за власть..и в этом смысле свою роль выполнило.Конечно и в русских великокняжеских домах хватало преступлений при борьбе за столы,но это был грех однозначно осужденный церковью...ну а то что сказание разительно затушевывало правду-ну так кому она,эта правда была нужна?Ярославу,ценой братоубийственных войн обьединивший страну?Нет.Его наследникам-тоже нет.летописная версия исправляется,внедряется сказание о Борисе и Глебе..но на наше счастье на далеком севере скальды слагали саги..
    1. +1
      24 июля 2018 11:11
      Цитата: besleney59
      ..но на наше счастье на далеком севере скальды слагали саги..

      Только вот само количество версий даже о происхождении Эймунда заставляет относиться к их достоверности с изрядной долей скепсиса!
  7. +2
    24 июля 2018 10:58
    Сомнительно это всё.
    Ярослав грохнул Бориса и сам (или его дети) содействовали канонизации? Зачем?
    Высказанная автором причина довольно странная и шаткая, на мой взгляд. При этом абсолютно не учитывается, что все участвующие персонажи были сугубо религиозными людьми, а не Яковами Свердловыми. Брата то они конечно могли замочить, но устроить явную профанацию веры - вряд ли.
    Многочисленные исследователи полагают, что время канонизации попадает в диапазон с 1020 по 1072 гг. Так что возможно, что их уже и при Ярославе сделали святыми, а народное почитание определённо было уже при нём.
    Напоминает новую хронологию - нехорошие правители извратили историю, подменили летописи, обманули народ, скрыли правду и т.д.
    Короче, ерунда вышла.
    1. +2
      24 июля 2018 11:12
      Канонизация Бориса и Глеба четко зафиксирована - 1072 год. Ярослав умер в 1054 г. При жизни Ярослава один из его внуков был назван Святополком, и никто - Борисом, Глебом или Романом, Давидом (их крестильные имена). И никакой новой хронологи: первым данную гипотезу выдвинул Янин В.Л. - доктор исторических наук, академик АН СССР и РАН. Зав.кафедрой археологии МГУ. Первым использовал берестяные грамоты, как исторический источник. Куда уж традиционнее и академичнее?
      1. +2
        24 июля 2018 11:20
        Кто фиксировал?
        Вот мнения историков:

        По мнению А.А. Шахматова, причисление Бориса и Глеба к лику святых связано с актом перенесения тела Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и погребения его в церкви Св. Василия.
        Другой дореволюционный исследователь — В. Васильев — также расценил это событие как свидетельство канонизации князей, но не ограничил процесс одним только 1020 г. и раздвинул его хронологические рамки до 1039 г., увязав с пастырской деятельностью митрополита Иоанна (1020-1039).
        Историк русской церкви Макарий полагал, что празднование памяти Бориса и Глеба 24 июля началось вскоре после сооружения в 1021 г. в Вышгороде первой церкви во имя Бориса и Глеба.

        Близка этим взглядам точка зрения Г. Федотова.[19] М.Д.Приселков высказал предположение о канонизации Бориса и Глеба в 1026 г., когда кн. Ярослав построил взамен сгоревшей церкви Василия, в которой до пожара покоились тела князей, новую церковь специально для гробниц святых.
        ...
        Д.С. Лихачев, отталкиваясь не от какой-то конкретной даты, а основываясь на оценке политической ситуации во времена княжения Ярослава Мудрого, предположил, что канонизация первых русских святых произошла вскоре после 1037 г.
        ...
        Во время раскопок 1999 г. в Новгороде была найдена берестяная грамота (№ 906), относящаяся к 1050–1070-м гг. В ней наряду с другими святыми названы Борис и Глеб (в настоящее время это самое раннее упоминание о братьях-князьях как о святых)
        1. 0
          24 июля 2018 11:58
          Версий датировок, как всегда много. Но существует твердое указание на греческого митрополита Георгия, который изо всех сил препятствовал канонизации "сомнительных" святых. Он был митрополитом в 1066-1077 г.г. Наиболее достоверной является канонизация Бориса и Глеба, произошедшая при перенесении (либо непосредственно после) их мощей в новую каменную церковь. Эта торжественная церемония по летописным сведениям была совершена 2 мая 1072 года при участии детей Ярослава Мудрого князей Изяслава, Святослава и Всеволода, киевского митрополита Георгия, ряда других архиерев и киевского монашества. Эту точку зрения поддерживают: Е. Е. Голубинский, М. К. Каргер, Н. Н. Ильин, М. Х. Алешковский, А. С. Хорошев, А. Поппэ. Существует версия и более поздней канонизации Бориса и Глеба — 2 мая 1115 года, когда состоялось перенесение их мощей в храм, построенный князем Изяславом Ярославичем. А. Поппэ (профессор Варшавского университета, к новой хронологии отношения не имеет) утверждает, что «...древнейшим посвященным Борису и Глебу памятником является анонимное «Сказание страсти и чудес свв. Бориса и Глеба», состоящее из двух самостоятельных частей: 1. «Сказания страсти...», составленного в связи с торжественным чествованием свв. братьев 20 мая 1072 г. в Вышгороде, и 2. «Сказание чудес», созданного еще позже. В 1115 года они были дополнены. Причем именование Бориса и Глеба святыми принадлежат одному и тому же книжнику-редактору, перерабатывавшему летописный текст вскоре после 2 мая 1115 г. Под 1086 г. Борис и Глеб упомянуты, но святыми не названы. И лишь в статье 1093 г. они именуются святыми; при этом праздник 24 июля, им посвященный, назван НОВЫМ.
          1. +2
            24 июля 2018 14:00
            Цитата: ВлР
            Причем именование Бориса и Глеба святыми принадлежат одному и тому же книжнику-редактору, перерабатывавшему летописный текст вскоре после 2 мая 1115 г. Под 1086 г. Борис и Глеб упомянуты, но святыми не названы.

            Привёл выше, на мой взгляд, очень весомый аргумент
            Во время раскопок 1999 г. в Новгороде была найдена берестяная грамота (№ 906), относящаяся к 1050–1070-м гг. В ней наряду с другими святыми названы Борис и Глеб (в настоящее время это самое раннее упоминание о братьях-князьях как о святых)
            В связи с данным объективным доказательством разговоры о том , что святыми они стали чтиться после 70-х годов считаю беспочвенными.
            Косвенным доказательством почитания братьев уже при Ярославе служит то, что он специально для них построил новую церковь. Если же он их и грохнул, то прямая выгода ему была бы в том, чтобы не рекламу братьям делать и тела их туда-сюда носить, а концы в воду и чтоб все по - быстрому забыли и о Борисе и о Глебе.
            Так что никак не вяжется новый оригинальный сюжет. Попытка нагадить на Церковь понятна, но неудачна smile
            1. +2
              24 июля 2018 14:28
              Нет, "нагадить на Церковь" - это было бы примитивно. Тем более, что есть гораздо более острые темы, чем рассмотрение вопроса о канонизации Бориса и Глеба. Обвинение иерархов в понятном желании иметь "собственных" святых - никак на попытку дискредитации не тянет. Рано или поздно должны были эти "отечественные" святые появиться. Не менее и не более сомнительные или бесспорные, чем католические. И, вообще, разве можно сравнить Бориса и Глеба с Домиником Гусманом (св.Доминик)? Про которого Вольтер писал:
              "... Вечные мученья
              Я по заслугам на себя навлек.
              На альбигойцев я воздвиг гоненья,
              А в мир был послан не для разрушенья,
              И вот горю за то, что сам их жег".
              Уж лучше их канонизировать, чем такого упыря.
              1. +1
                24 июля 2018 14:38
                Цитата: ВлР
                разве можно сравнить Бориса и Глеба с Домиником Гусманом (св.Доминик)? Про которого Вольтер писал:
                "... Вечные мученья
                Я по заслугам на себя навлек.
                На альбигойцев я воздвиг гоненья,


                Напомнить, какие мерзости тот же Вольтер am писал про Жанну д'Арк? Если Вы повнимательнее ознакомитесь с учением альбигойцев - возможно, согласитесь, что св. Доминик hi был не так уж и неправ!
            2. +3
              24 июля 2018 14:34
              Цитата: Flavius
              Если же он их и грохнул, то прямая выгода ему была бы в том, чтобы не рекламу братьям делать и тела их туда-сюда носить, а концы в воду и чтоб все по - быстрому забыли и о Борисе и о Глебе.

              Не факт. Если была возможность свалить убийство на другого - то был прямой резон их "пиарить" именно для того, чтобы создать себе имидж горячо любящего брата!
              1. +2
                24 июля 2018 14:53
                Цитата: Weyland
                чтобы создать себе имидж горячо любящего брата!

                Зачем это человеку, который не почёл зазорным восстать против собственного отца? Чтобы смерды его крепче любили?
                Что ж тогда о разногласиях с отцом не почистили источники - написали бы сразу, что был он у Владимира любимым сыном и хотел тот ему сразу великое княжение отписать.
                Но не написали же. К чему тогда выдумывать лабуду про Бориса?
                1. +2
                  24 июля 2018 15:21
                  Цитата: Flavius
                  который не почёл зазорным восстать против собственного отца? Чтобы смерды его крепче любили?

                  Именно для этого - он же восстал, чтобы Новгород налоги в Киев не отправлял, "не корысти ради, а токмо волею пославших меня новгородцев" laughing !
                  И главное: Восстать - это одно дело, а убить - совсем-совсем другое!
            3. 0
              25 июля 2018 09:45
              Цитата: Flavius
              Косвенным доказательством почитания братьев уже при Ярославе служит то, что он специально для них построил новую церковь. Если же он их и грохнул, то прямая выгода ему была бы в том, чтобы не рекламу братьям делать и тела их туда-сюда носить, а концы в воду и чтоб все по - быстрому забыли и о Борисе и о Глебе.

              Уважаемый Александр, есть ещё версия, что Ярослав просто действительно покаялся, и, чтобы загладить свою вину, предпринял определённые поступки, достойные христианина, а не братоубийцы. Ну как Александр I, косвенно виновный в смерти своего отца что ли...
    2. +4
      24 июля 2018 11:21
      Цитата: Flavius
      При этом абсолютно не учитывается, что все участвующие персонажи были сугубо религиозными людьми, а не Яковами Свердловыми.

      Ну как Вам сказать, Яков Свердлов в чём то действовал тоже как религиозная личность, но скажем так, выбрал себе путь специфического служения.
  8. +2
    24 июля 2018 10:58
    Брячислав, отец знаменитого Всеслава, был "сам за себя" и за свой Полоцк, проводя осторожную политику по принципу "лучше синица в руках, чем журавль в небе".
    Там все было гораздо сложнее: если помните, брак Владимира с Рогнедой начался с того, что он ее публично изнасиловал, а ее родителей и братьев убил. Рогнеда однажды попыталась его зарезать (что неудивительно), и Владимир хотел ее зарубить, но ему воспрепятствовал его сын от Рогнеды Изяслав, выступивший против отца с мечом в руках (наверняка именно в руках, а не в одной руке). Сражаться с 4-летним сыном Владимир, ессно, не стал и Рогнеду помиловал - но Изяслава в наказание лишил наследства, оставив ему только вотчину Рогнеды - Полоцкое княжество. Поэтому потомки Изяслава (начиная с Брячислава) в междоусобицах других князей обычно не участвовали (попробовал только Всеслав Брячиславич - но неудачно...)
  9. +1
    24 июля 2018 11:09
    И лишь в 1969 году академик В.Л.Янин "назвал кошку кошкой", объявив, что Бурицлав не может быть никем иным, кроме Бориса.
    Только эта версия целиком основана на предположении, что имя "Борис" - это усеченное "Борислав". Но назван-то св. Борис в честь крестителя Болгарии - булгарского хана Бориса (ни разу не славянина), которого византийские источники часто именуют "Богорис" (Βόγορίς) - но никогда не "Борислав"! Так что все-таки более вероятно, что Бурицлав = Болеслав!
    1. +1
      24 июля 2018 12:02
      "Лав" или "Лейв" - традиционное для скандинавов окончание имен. Ярослав тоже назван Ярицлейвом, причем не только в "Пряди...", а и в других сагах.
      1. +1
        24 июля 2018 14:48
        Цитата: ВлР
        Ярослав тоже назван Ярицлейвом, причем не только в "Пряди...", а и в других сагах.

        А Святослав - Сфендислейвом и т.п. Но там четкий переход -лав в -пейв - а если его нет, то и окончания "-лейв" нет, а иногда имя могливообще укоротить! Помните, как звали Малыша, дружившего с Карлсоном? Сванте Свантесон, имя не такое уж редкое. Так вот, Сванте - это усеченное Svantepolk = Святополк! Что интересно, это имя у шведов стало календарным, именины отмечаются 10 июня в один день с другим заимствованным именем — Борис (именно Boris, а не Бурицлейв - напр., не так давно скончавшийся рок-певец .Karl Boris Lennart Lindqvist)
        1. +1
          24 июля 2018 15:14
          Там вообще дело не в сходстве имен, а в противоречиях официальной версии и логике событий, которая упорно тянется к скандинавской версии. Святополка реально не было до 1015 года на территории Руси. И с кем же все это время сражался Ярослав? Когда Святополк пришел в Киев, Борис уже был убит. Кто его убил? Ярослав вовсе не был гуманистом, как и все его братья. Повезло бы больше Борису, Святополку или Судиславу (которого Ярослав держал в тюрьме 23 года) - мы бы читали другую версию истории.
  10. +4
    24 июля 2018 11:10
    Недурная статья, автору плюс в карму. smile
    Возникает вопрос: А чем "Прядь об Эймунде" более исторична, нежели "Сказание о Борисе и Глебе"? Или шире: чем скандинавские саги более историчны чем православная агиографическая литература? Я не к тому, что автор ошибается в своей трактовке гибели Бориса, лично мне кажется, что и Борис и Глеб - такие же полноправные участники усобицы, как и остальные, так что лично я склонен с автором в этом вопросе согласиться. Я к тому, что к сагам нужно подходить, уж, во всяком случае, с не меньшей долей скептицизма, чем к "Сказаниям" и "Житиям" и с куда большей, чем к летописным известиям. И саги и "Жития" создавались для определенных целей, если брать широко - для прославления своих героев, доказательства значительности и важности их деяний, так что обоим этим "жанрам" свойственны пристрастность и, как следствие, искажение действительности для достижения поставленных целей.
    По поводу "перевода" на современный язык диалога Ярослава и Эймунда, то лично мне кажется, что реальный текст саги гораздо образнее и интереснее.
    Мы узнали, господин, что у вас могут уменьшиться владения из-за ваших братьев, а мы позорно изгнаны из страны и пришли сюда на восток в Гардарики к вам, трем братьям. Собираемся мы служить тому из вас, кто окажет нам больше почета и уважения, потому что мы хотим добыть себе богатства и славы и получить честь от вас. Пришло нам на мысль, что вы, может быть, захотите иметь у себя храбрых мужей, если чести вашей угрожают ваши родичи, те самые, что стали теперь вашими врагами. Мы теперь предлагаем стать защитниками этого княжества и пойти к вам на службу, и получать от вас золото и серебро и хорошую одежду. Если вам это не нравится и вы не решите это дело скоро, то мы пойдем на то же с другими конунгами, если вы отошлете нас от себя
    .
    Честно и откровенно, даже несколько наивно. Какой-нибудь византийский император предложил бы воинам пир и баньку, а пока они развлекались, всерьез бы подумал о том, не стоит ли их просто перерезать спящих на всякий случай, чтобы и самому денег не платить и чтобы к "другим конунгам" не ушли. smile
    1. +2
      24 июля 2018 13:51
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Если вам это не нравится и вы не решите это дело скоро, то мы пойдем на то же с другими конунгами, если вы отошлете нас от себя

      Да, после такого наглого шантажа могли и почикать. Когда у Владимира такие ребята начали возбухать насчет прибавки, он решил проблему элегантно (благо, у него в тот момент опасных конкурентов уже не было) - предложил им плыть в Византию наняться в Варангу - типа, я всего лишь бедный князь, а вот у василевса бабла немерено. Только отдельно письмецо василевсу накатал: мол, пацаны, что плывут к тебе наниматься, крутые, но реально офигенно борзые - так что если их наймешь, раскидай-ка их лучше мелкими группами по разным гарнизонам, во избежание.. laughing
  11. +3
    24 июля 2018 12:49
    Пусть рядом с Синеусом (sine hus – "свой род") и Трувором (thru varing – "верная дружина") в сторонке постоит.
    Удивительно почему столько лет в истории России существовали Трувор и Синеус. неужели никто из историков не знал шведского языка. Почему ни у кого не возникло вопроса куда делись однажды упомянутые в "Повести временных лет", почему не оставили потомства? Генерал Игнатьев в своих мемуарах писал, что изучая шведский в должности военного атташе сразу понял, что Сине хус - это "Свой дом, двор", а Тру варинг - "Дружина".
    Автору спасибо за статью!
    1. +2
      24 июля 2018 13:14
      Цитата: АК1972
      Генерал Игнатьев в своих мемуарах писал, что изучая шведский в должности военного атташе сразу понял, что Сине хус - это "Свой дом, двор", а Тру варинг - "Дружина".

      В рамках этой гипотезы сложно объяснить зачем Рюрик после вокняжения в Ладоге (или Новгороде) отослал свой "двор" в Белоозеро, а "дружину" в Изборск, оставшись княжить в полном одиночестве, а также как потом так случилось, что и "двор" и "дружина" в одночасье там скончались в полном составе.
      1. +4
        24 июля 2018 13:43
        Например, так можно объяснить: часть дружины отправил на кормление в Изборск, либо поставил там гарнизоном, кого-то из родственников отправил ярлом в Белоозеро. Человек, который писал все это, знал "северный язык", и его читатели - тоже. А переписчики и последующие читатели - уже нет. И попытались как-то объяснить непонятные слова и факты. Синеус и Трувор какие-то? Братья Рюрика, наверное. Отправлены в другие города? Княжить, ясное дело, поставлены: дело знакомое, и Владимир детей по городам отправлял, и Ярослав, и их наследники. Почему нет потомства у Синеуса и Трувора? И почему они не принимают никакого участия ни в битвах, ни в управлении государством? Да, умерли, наверное.
        1. +1
          24 июля 2018 14:55
          Цитата: ВлР
          Например, так можно объяснить: часть дружины отправил на кормление в Изборск, либо поставил там гарнизоном, кого-то из родственников отправил ярлом в Белоозеро.

          Если относиться к летописному тексту серьезно (а другого у нас нет), то интерпретировать Синеуса и Трувора иначе, как исторических личностей, не получается.
          И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.

          Можно, конечно, выдвигать различные гипотезы, противоречащие тексту "повести временных лет", обвиняя ее автора или переписчика в некомпетентности или, хуже того, в злонамеренности, но все это - не более чем натяжки. В тексте летописи сказано четко - братья, расселись по городам (кстати, племенным центрам словен, кривичей и веси), двое умерли, третий им наследовал. Зачем искать в этом подвох о плодить лишние сущности? Чем плохо то, что написано? smile
    2. +2
      24 июля 2018 13:53
      Цитата: АК1972
      Генерал Игнатьев в своих мемуарах писал, что изучая шведский в должности военного атташе сразу понял, что Сине хус - это "Свой дом, двор", а Тру варинг - "Дружина".

      Аналогично, Иван Солоневич hi , женившийся на шведке, писал, что его жена, ознакомившись с русской историей, моментально предложила ему эту же версию - "свой дом" и "верная дружина"
      1. +1
        24 июля 2018 22:25
        Цитата: Михаил
        Зачем искать в этом подвох о плодить лишние сущности? Чем плохо то, что написано?

        Ну Михал, как Вы наивны "накопав на своих пращуров грязи", мы должны опровергнут свою историю, посыпать голову пеплом и раскаятся. Желательно еще кому-нибудь что-то отдать!
        Я заметил интересную тенденцию, многие Авторы готовы пересказывать скандинавские саги своими словами, но стараются не приводить их даже в русском переводе.
        Таже Повесть временых лет имеет множество толкований (переводов) с древнеславянского да русский язык. Есть канонические, как работа Лихачева. Есть с которыми наука не соглашается.
        Первод стихов куда сложне повествования прозы. Например множество переводов О полке князя Игоря.
        Так что, к чему рушить тоина чем мы стоим?
    3. 0
      25 июля 2018 09:48
      Цитата: АК1972
      Пусть рядом с Синеусом (sine hus – "свой род") и Трувором (thru varing – "верная дружина") в сторонке постоит.

      Да уж, уважаемый Алексей, порой становиться смешно от некоторых банальных фактов... lol
    4. -2
      25 июля 2018 19:52
      А я когда в школе начал учить немецкий тоже сразу догадался, что немецкий кёниг, это просто наш конюх. Т.е. служили немецкие короли холопами при наших великих славянских предках... А ещё много таких же мыслей можно черпать из творчества Задорнова.
  12. 0
    24 июля 2018 13:28
    Цитата: Хозяин Трилобита
    А чем "Прядь об Эймунде" более исторична, нежели "Сказание о Борисе и Глебе"? Или шире: чем скандинавские саги более историчны чем православная агиографическая литература?

    Саги бывают разные, конечно. Есть, которые прямо называют "лживыми". Но саги Снорри Стурлсона - это, безусловно, исторический источник. Очень добросовестный и уважаемый автор, который постоянно проверяет себя и аргументирует свои выводы. В частности, ссылаясь на висы скальдов - а это такие стихи, в которых не то что строчку, даже слово заменить невозможно. "Неразрушимая цепь стиха" - это о висах. Одним из правил северной поэзии была аллитерация: в двух рядом стоящих стихах должны были встречаться три слова, начинающиеся с одной буквы (согласной), которая называлась рифменной. Эти буквы располагались так, что две первые (побочные) занимали место в начале первого стиха, а третья (главная) - в начале второго. Если же рифменными буквами были гласные, то все они должны были быть различными.
    Все рифменные буквы должны были находиться в словах с ударением. По этой причине выбросить или заменить слово в стихотворении скальда практически невозможно. Поэтому даже законы в Скандинавии того времени составлялись в виде кратких стихотворных изречений, что позволяло хорошо знать свои права даже неграмотным.
    Следует упомянуть также и о том, что в скальдической поэзии рифмуются только два соединенных аллитерацией стиха, а не первый с третьим и второй с четвертым. В общем, это жутко сложно. Даже понять принцип написания скальдических стихов сложно. А уж исправить скальда - так, чтобы не заметил никто... Невозможно.
    А к записанным висам скандинавы относились трепетно, т.к. верили в магическую силу стихотворных строк, поэтому солгать в стихах невозможно без опасности для автора. Сочинение ругательных стихов преследовалось по закону, а за их разучивания взимался штраф. Кроме того, исландские законы запрещали сочинение стихов о женщинах - ведь поэтические строки действуют как приворотное зелье. Поэтому виса скальда, если она дошла до потомков, и не сообщается при этом, что составившего ее скальда за нее убили - это 100% свидетельство.
    1. +1
      24 июля 2018 14:10
      Цитата: ВлР
      Есть, которые прямо называют "лживыми". Но саги Снорри Стурлсона - это, безусловно, исторический источник.

      Снорри - автор безусловно добросовестный, но жил-то на пару веков позже описываемых событий, причем отнюдь не на Руси, а аж в Исландии, так что лживую "прядь об Эймунде" мог вполне добросовестно счесть исторически достоверной!
      Цитата: ВлР
      А к записанным висам скандинавы относились трепетно, т.к. верили в магическую силу стихотворных строк, поэтому солгать в стихах невозможно без опасности для автора.

      Потому что приписать конунгу то, чего он не совершал - тоже тяжкое оскорбление. Но фишка-то в чем: "лживые саги" - по сути, исторические романы, где главный герой - вымышленный персонаж (действующий, ессно, в "обрамлении" вполне реальных исторических лиц), который на скальда ну никак не обидится! laughing Так что если Эймунд - лицо вымышленное, то о его приключениях автор мог писать такую же чушь, как Дюма (напомним, в "графине де Монсоро" он изображает "дуэль миньонов" чисто политической, для чего "меняет сторонами" Шомберга и Ливаро, а "гизаров" Д’Антрага и Рибейрака делает "анжуйцами")
      1. 0
        24 июля 2018 14:46
        Нет: "Прядь об Эймунде" - это часть "Саги об Олаве Святом" из "Круга земного" авторства Снорри Стурсона. Историческая "королевская" сага. Признанная (как и все саги "Круга") в качестве исторического источника. Вот "Сага об Ингваре Путешественнике" - другое дело, там об Эймунде, который называется отцом Ингвара, есть в самом начале отрывок в виде пролога очень похожий на историческую сагу. Но автор этого фрагмента неизвестен, и очень похоже, что Эймунда просто очень хотят считать шведом. Я привел данные из этой саги чтобы была полная картина - что вот есть еще и такие данные о герое. Но, конечно же, верю именно Стурлсону, а не анонимному составителю саги об Ингваре. Что касается сведений, то, как я писал, их он проверял по висам известных скальдов (известных - не в смысле популярных, а тех, о которых было достоверно известно, кто они, где и когда они жили, когда и по какому случаю кто-то из них эти стихи сказал) . Если находилась виса, подтверждающая данные саги, Стурлсон считал ее сведения достоверными. Если нет - недостоверными. А подделать вису, как я уже писал, невозможно.
    2. Комментарий был удален.
  13. +1
    24 июля 2018 15:14
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Цитата: ВлР
    Поэтому виса скальда, если она дошла до потомков, и не сообщается при этом, что составившего ее скальда за нее убили - это 100% свидетельство.

    Свидетельство того, что современники считали написанное правдой, верили в то, что это правда, не более того. smile Через три поколения связь теряется, так что авторы некоторых саг о своих героях знали куда меньше, чем мы, например, о Чапаеве или Котовском.
    Кроме того, если герою саги и нельзя было приписать то, чего он не делал, то уж описать то, что было сделано во всех красках не только было можно, но и нужно. Превратить рядовую сшибку в грандиозное сражение - запросто, а потом написать, например, что
    Эймунд конунг прошел сквозь его рать и убил так много людей, что было бы долго писать все их имена.
    smile
    Я это не к тому, что саги - сказки, в них, безусловно, содержатся ценные сведения, но относиться к ним как к абсолюту -
    Цитата: ВлР
    100% свидетельство
    давая им приоритет над другими источниками, на мой взгляд несколько легкомысленно.
    1. +2
      24 июля 2018 15:32
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Превратить рядовую сшибку в грандиозное сражение - запросто, а потом написать, например, что


      Датчане строем шли в поход,
      Двенадцать тысяч их было,
      А с поля битвы спасался сброд,
      Их сорок пять уходило.

      Это, ессно, если пишут шведы про датчан. А датчане, ежели что, напишут:

      Угрюмо Свертинг проворчал:
      "От нас осталась сотня.
      Не одолеем мы датчан
      Ни завтра, ни сегодня".
      (...)
      Шестнадцать тысяч верховых
      Навеки стали прахом.
      Бежали семьдесят живых,
      Гонимы смертным страхом.
      1. +1
        24 июля 2018 17:59
        Weyland, очень хороший пример, да, это всегда большая проблема: что-то было, но что именно. Даже в недавней истории - кто победил под Бородино, например. Или оценка танкового боя у Прохоровки. А масштабы - это вообще беда: мужики у спорного моста стенка на стенку сошлись или два великих войска три дня насмерть бились? Поэтому, конечно надо всегда критично относиться к любому источнику. Вопрос в том, что очень многие готовы критично относиться к иноземным свидетельствам, и не готовы критично относиться к своим. Не только у нас - везде.
    2. Комментарий был удален.
    3. +2
      24 июля 2018 17:48
      Хозяин трилобита, Вы знаете, по последнему комментарию я с Вами практически полностью согласен , возражать не хочется, очень дельное суждение. Я бы сам примерно так другому отвечал.Мне особенно понравилось замечание о том, что правда часто - это то, что правдой считается и во что верят.
      1. +2
        24 июля 2018 18:26
        Цитата: ВлР
        Я бы сам так другому отвечал.

        Спасибо, значит мы понимаем друг друга, что само по себе уже немало. smile
  14. +2
    24 июля 2018 23:56
    В своем Поучении Ярослав написал для своих детей: помните, что вы дети одной матери. А Борис и Глеб были сыновьями другой матери. Возможно, в этом и стоит искать причину конфликта.
    1. +1
      25 июля 2018 05:01
      Дети Владимира святого - второе поколение христиан! На Руси в великокняжеском доме, если не считать княгиню Ольгу.
      Не думаю, что в семье Владимира Святого преобладали христианские догмы. Например при воспитании детей.
      Владимир Мономах однозначно другое воспитание и окружение.
    2. 0
      25 июля 2018 10:02
      Цитата: М.Михельсон
      А Борис и Глеб были сыновьями другой матери. Возможно, в этом и стоит искать причину конфликта.

      Это да. И это везде - с родными братьями обычно находили общий язык, а вот с единокровными резались от души. Взять хотя бы Библию: у Гедеона было 70 детей от кучи жен и один сын от наложницы Авимелех. Авимелех договорился с родственниками матери, чтобы они ему отстегнули бабла для найма бригады киллеров, которые всех его братьев и почикали (сбежать удалось лишь одному). Что интересно - родичи дали ему именно 70 сиклей, т.е. киллеру платили по всего-то сиклю за убитого (сикль - 14 г серебра, цена 1 барана; Иудины 30 сиклей - стандартная цена здорового, но неквалифицированного раба)
  15. +1
    25 июля 2018 11:57
    Чудеса какие-то. Статья об истории Древней Руси больше суток висит на сайте, а в комментариях ни одного хроноложца или апологета заговора рептилоидов и жидомассонов)))) Неужели каникулы поспособствовали?
  16. 0
    25 июля 2018 20:23
    Удивительный довод - современники не считали Бориса и Глеба святыми. Даже если и не считали, дальше что? Фёдора Ушакова тоже не считали, да и многих других. Иногда канонизируют спустя века, как французы Жанну ДАрк.
    А к чему нам мнение какого-то польского иезуита Анджея Поппэ? Почему бы тогда автору для полноты картины не сходить в ближайшую синагогу и не спросить мнения раввинов? А потом в мечеть к мулле? А ведь ещё можно сделать запрос в камеру к Богу Кузе, ныне отбывающему наказание...
    1. 0
      27 июля 2018 12:25
      Цитата: fuxila
      Удивительный довод - современники не считали Бориса и Глеба святыми. Даже если и не считали, дальше что? Фёдора Ушакова тоже не считали,

      А Вы, значит, всерьез считаете боевого адмирала христианским святым? На каком основании? Он бы, наверное, очень долго смеялся, если бы узнал. Что касается "современники не считали" святым - это очень важно. Франциска Ассизского при жизни святым считали, независимо от мнения официального Рима. А канонизация тех, кого не считали, а потом вдруг посчитали - это всегда чьи-то политические игры. Это всегда кому-то выгодно.
      1. -1
        27 июля 2018 15:21
        Ну нельзя же быть таким тёмным. Где Вы это вычитали, что адмирал не может быть святым? В православии чуть ли не половина святых были воинами, начиная от Георгия Победоносца и до современного Евгения Родионова, и естественно, что сами себя они святыми не считали, а если бы какой-то провидец и сказал Ушакову, что впоследствии его канонизируют, то он бы уж точно смеяться не стал, т.к. был очень верующим человеком. И вообще в каком каноне
        А насчёт тов. Поппэ, так оно и так понятно: католики не признают православных святых, а православные католических и бодаться тут мнениями совершенно бессмысленно. Этот спор продолжается с 1054 г. (а на самом деле ещё раньше) и конца и края этому нет. Вы запросите Поппэ, считает он Папу Римского непогрешимым и наместником Бога на земли, а после того как он ответит утвердительно, то тоже выдайте это на гора, как мнение известного учёного.
        1. 0
          28 июля 2018 09:13
          Алексей, Вы, видимо, человек верующий, поэтому особого смысла спорить на тему святых с вами нет. Тертуллиан очень верно сказал: "Верую ибо абсурдно". И для верующих нет нужды в рациональных доводах и доказательствах. Не подумайте, что я пытаюсь задеть или оскорбить Вас - это констатация, факта, я с уважением отношусь и к данной точке зрения. Но, просто чтобы проиллюстрировать свое отношение к всевозможным святым, позволю себе небольшую цитату из моей книги "Три Мира Одиночества (это от имени героя - не от моего имени говорится, разумеется):
          "Мой опыт общения с богами говорит, что их мысли и дела непостижимы для людей. И даже благие намерения богов не гарантируют спокойной и счастливой жизни смертных. Но старые боги давно уже поняли бесперспективность работы с человечеством, которое неизменно перевирает, извращает и приспосабливает к своей природе любые учения и заповеди. Люди ведь удивительным и непостижимым образом нивелируют и приводят к общему знаменателю все религии, так что уже через пару поколений проповедники непротивления злу вдруг начинают благословлять убийства на войне, а поклонники жестоких и беспощадных богов назначают своих патронов покровителями добродетели и изящных искусств. Присвоив себе монополию на общение с каким-нибудь богом, жрецы сразу же начинают торговать небом и разрешения на продажу билетов в рай ни у кого не спрашивают. Как не спрашивают никого из богов, нужны ли им святые, которых они назначают по своему произволу и разумению. А еще служители всех без исключения религий с необычайным пиететом и нескрываемым подобострастием относятся к земным правителям и государственной власти. Поэтому старые боги даже и не смотрят на Землю".
  17. 0
    27 июля 2018 12:27
    Цитата: fuxila
    А к чему нам мнение какого-то польского иезуита Анджея Поппэ?

    Вам, видимо, ни к чему. А любому нормальному исследователю и историку - очень даже к чему, уж поверьте. Чем больше мнений, даже самых полярных, он изучает, тем выше вероятность объективности его работы.