Первая русская антарктическая экспедиция. Часть 1

25
16 июля 1819 года Кронштадт покинули два шлюпа, «Восток» и «Мирный», под командованием капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева. Так началась русская экспедиция, имеющая целью поиск Южного материка, чье наличие до сих пор вызывало не лишенные остроты и напряженности споры в мировой географической среде.

Первая русская антарктическая экспедиция. Часть 1

Шлюп «Восток»




Материк под знаком вопроса

Возможное наличие большого материка в южных водах издревле занимало умы ученых. Еще с античных времен эту предполагаемую территорию обобщенно называли «Terra Australis Incognita», или Неизвестная Южная земля. В разные исторические периоды массивные очертания суши, расположенной к югу от известной части Африки, появлялись на картах и рисунках географов и мореплавателей. Одно из первых подобных изображений приписывается Птолемею.


Карта Оронция Финеуса


Не была обойдена вниманием эта гипотеза и в средневековье. На карте французского математика и картографа Оронция Финеуса, составленной в 1532 году, явственно можно различить очертания тогда еще не открытой Антарктиды, лишенной ледового покрова. Материк изобилует реками и горами. Считается также, что на составленных турецким адмиралом и пиратом Пири-реисом в 20-е гг. XVI столетия картах изображен фрагмент Антарктического материка.


Карта Филиппа Бюаша


В 1737 г. действительный член Французской академии наук Филипп Бюаш опубликовал карту мира, где на южном поле был изображен обширный пласт суши. Внутреннее море делило эту сушу на два субматерика, лежащих к западу и востоку от линии, где сейчас находятся Трансантарктические горы. Вопросы об источниках и документах, которыми пользовались эти и другие ученые, изображавшие «Терра аустралис инкогнита» на своих картах, остаются открытыми до сих пор.

Долгие столетия европейским мореплавателям, занятым отысканием путей к богатым пряностями странам, было не до поисков каких-то неизвестных южных материков, местоположение и существование которых находилось под внушительным вопросом. Каравеллы первооткрывателей продвигались вдоль африканского побережья на юг, пересекали Атлантический, Индийский и Тихий океаны, но отдаленные южные широты пока что оставались без внимания.

Сохранилось свидетельство знаменитого впоследствии флорентийского астронома и географа Америго Веспуччи, принимавшего участие в португальской экспедиции еще одного флорентинца Гонсалу Коэлью в 1501–1502 гг. В апреле 1502 года две каравеллы из состава экспедиции, двигаясь от берегов Бразилии, достигли 52 градусов южной широты, где обнаружили скалистую землю.

По словам Веспуччи, путешественники столкнулись с невероятным для них холодом, который они, уроженцы теплых стран, буквально не могли выносить. Стояла туманная погода, а продолжительность ночи в этих широтах достигала 15 часов. Пройдя вдоль побережья около 20 миль и не обнаружив подходящего места для якорной стоянки, португальские корабли, к общему облегчению команд, повернули обратно.

Что за землю обнаружила экспедиция, зайдя так далеко на юг, остается загадкой до сих пор. Одни исследователи полагают, что пройденное, по оценкам Веспуччи, расстояние в 500 лье (около 3 тыс. километров) было высчитано ошибочно, и путешественники достигли острова Триндади. Это остров вулканического происхождения, входящий в архипелаг Триндади-э-Мартин-Вас, который принадлежит Бразилии. Более смелые предположения позволяют осторожно допустить, что португальская флотилия могла достичь антарктического острова Южная Георгия.

Свое мнение о существовании южного материка в конце XVI века высказывал такой авторитетный мореплаватель, как пират Френсис Дрейк. Фортуна и тяга к свершениям отнюдь не географического характера занесла этого почтенного джентльмена удачи далеко на юг. Ему принадлежит честь открытия пролива между Огненной Землей и Южными Шетландскими островами, получившего название пролив Дрейка. Вернувшись в Англию, Френсис Дрейк утверждал, что никакой «Терра аустралис инкогнита» не существует, поскольку за Южными Шетландскими островами не было ничего, кроме бескрайнего пустынного океана.

Первая целенаправленная попытка отыскать Южный материк была предпринята англичанами только в последней четверти XVIII века. Миражи, виденные различными мореплавателями с бортов своих кораблей, находящихся в субантарктических широтах, и упорно циркулирующие слухи о том, что «там что-то есть», побудили британское адмиралтейство подтвердить или опровергнуть теоретические домыслы практическими шагами.

Разумеется, экспедиция не была только лишь способом проверить различные предположения и байки. Просвещенные мореплаватели были весьма озабочены мореплавательной активностью в южных водах французского королевского флота и стремились сохранять паритет. Неизведанную «Терра аустралис инкогнита» требовалось обнаружить и в случае успеха провести исследования на предмет возможной колонизации.

Во главе предприятия был поставлен возвратившийся в 1771 году из своего кругосветного путешествия опытный моряк Джеймс Кук. Под его команду поступил новый корабль «Резольюшен». Вторым экспедиционным судном, «Эдвенчер», командовал подчиняющийся Куку не менее опытный офицер Тобиас Фюрно. Для проведения вычислений в распоряжение экспедиции впервые в истории мореплавания был передан хронометр – техническая новинка тех лет, стоившая больших денег.

В июле 1772 г. «Резольюшен» и «Эдвенчер» покинули Плимут и направились к Южной Африке. В конце октября они достигли расположенного в районе мыса Доброй Надежды Капстада. Пополнив запасы воды и провизии, экспедиция в конце ноября двинулась на юг. В начале декабря корабли попали в сильный шторм, температура начала понижаться, а 10 декабря с борта были замечены первые плавучие льдины. Постепенно количество льда увеличивалось, температура достигла −3 градусов по Цельсию.


Корабли Кука во льдах Антарктики


Несмотря на то, что корабли часто шли в полосе тумана, Кук продолжал двигаться на юг, лавируя между льдинами и обходя ледяные поля. Среди экипажей появились первые признаки цинги. 17 января 1773 года экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг. Несмотря на все старания, никаких признаков земли обнаружено не было. Надежды встретить неизвестный южный материк, да еще и пригодный к колонизации, таяли с каждым днем.

Вечером 17 января впередсмотрящие на грот-мачте «Резольшена» не увидели впереди ничего, кроме сплошного ледяного покрова. Поиски прохода среди белой преграды не принесли успеха. Была уже середина лета в южном полушарии, команды устали, и Кук решил отступить. 8 февраля корабли потеряли друг друга в тумане, но на этот счет Тобиас Фюрно имел четкие инструкции. Аккуратно обходя льды, «Резольюшен» покинул негостеприимные воды и в конце марта 1773 года бросил якорь в Новой Зеландии. Позже туда же прибыл и «Эдвенчер».

Преодолев за три с половиной месяца многие тысячи миль, англичане так и не увидели никакой земли. Завершив в 1775 году свое второе кругосветное путешествие и вернувшись в Англию, Джеймс Кук вынес гипотезе о возможном существовании «Терра аустралис инкогнита» свой вердикт: никакого материка в приполярных южных широтах не существует.

В книге, посвященной своим путешествиям, Кук был категоричен. Он утверждал, что никто не сможет проникнуть на юг дальше него. Никакого континента в этих суровых водах не существует, а если и есть какая-то земля, то только в виде небольших островов у самого Южного полюса, которые не только не годятся для колонизации, но и, по мнению британского путешественника, абсолютно недосягаемы.

Часть научного сообщества наконец-то успокоилась, тем более что Джеймс Кук много сделал для исследования не гипотетической, а совершенно реально существующей Австралии, фактически создав предпосылки для освоения ее Великобританией. К идее все-таки перепроверить столь категоричные высказывания английского мореплавателя вернулись спустя почти полвека. Однако зачастую географические открытия осуществлялись не по приказам адмиралтейства, пусть даже и британского, а по воле стихии.

В начале 1819 года британский коммерческий бриг «Уильямс» под командованием капитана Уильяма Смита следовал из Монтевидео в Вальпараисо с грузом. У мыса Горн корабль был отброшен штормом далеко на юг, и 19 февраля с его борта была замечена скалистая земля. Уильям Смит осенью того же года совершая такой же рейс, решил проверить увиденное. 14 октября 1819 года он вновь подошел к обнаруженной им земле. Обследовав берег, капитан Смит и его спутники осуществили высадку и дали открытому ими острову имя Новой Южной Британии. Впоследствии Смита уговорили переименовать остров в Новую Южную Шотландию.

Смит и его моряки стали первыми, кто вступил на землю Антарктики. Но сам материк, именуемый сейчас Антарктида, продолжал оставаться неизвестным. Впрочем, в таком полном таинственности положении ему оставалось быть совсем недолго.

«Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас»

Разумеется, поисками новых земель и исследованием бескрайних просторов Мирового океана были поглощены не только просвещенные мореплаватели или их давнишние соперники по ту сторону Ла-Манша. Над этой проблемой работали и в России. Замыслы, рождавшиеся в тиши увешанных картами кабинетов и аудиторий, нередко перемещались в процессе своего развития и осуществления на зыбкие палубы кораблей и в тесные капитанские каюты.

Русские моряки осваивали северные моря, искали удобные пути к богатым странам Востока. Правда, время от времени им приходилось отвлекаться на чередующиеся войны с Турцией или Швецией. Учреждение в конце XVIII века Русско-Американской компании, рост значения дальневосточных рубежей империи закономерно привели к интенсификации морских плаваний с научными и не только целями.

Уже в начале XIX века в царствование императора Александра I с 1803 по 1819 годы русскими мореплавателями было осуществлено по меньшей мере семь крупных морских экспедиций и плаваний в Атлантический, Индийский и Тихий океан. Произведено множество исследований географического, океанографического, натуралистического характера. В 1818 г. успешно закончилось кругосветное плавание брига «Рюрик» под командованием лейтенанта Отто Евстафьевича фон Коцебу, начатое в 1815 году. В результате в бассейне Тихого океана были открыты около 400 новых, не известных ранее, островов, сделана съемка берега, произведены археологические раскопки.

Однако, несмотря на достаточно интенсивные исследования, обширные районы Атлантического, Индийского и Тихого океанов оставались неизученными, особенно это касалось участков к югу от Южного полярного круга. Всю эту неведомую акваторию тогда было принято называть Южным Ледовитым океаном. Сейчас уже трудно предположить, у кого именно сформировалась идея направить экспедицию с целью исследования этого продолжавшего оставаться неопределенным белого пятна на карте. Возможно, эта концепция зародилась в той или иной степени у нескольких русских мореплавателей.

Первое упоминание о таком проекте обнаруживается в переписке известнейшего и авторитетного во флотских кругах капитана 1-го ранга Ивана Федоровича Крузенштерна с тогдашним морским министром маркизом Иваном Ивановичем де Траверсе. В письме, датированном 7 декабря 1818 года, Крузенштерн – в ответ на сообщение о намерении послать русские корабли к Северному и Южному полюсам – просит разрешения представить свои соображения по вопросу организации экспедиции.

Следует отметить, что в 1814 г. в процессе подготовки к плаванию брига «Рюрик» под командованием лейтенанта Коцебу Иван Федорович составил для этого предприятия подробнейшие инструкции, основываясь на своем богатом опыте. После этого обмена мнениями де Траверсе поручил Крузенштерну и нескольким другим авторитетным морякам изложить свои соображения на этот счет.

Среди последних был и выдающийся гидрограф вице-адмирал Гаврила Андреевич Сарычев. Он был не только полярным исследователем и археологом, но и считается первым русским писателем-маринистом. К описываемому времени Сарычев был почетным членом Петербургской Академии наук и членом Адмиралтейств-коллегии. Впоследствии, в царствование императора Николая I, Гаврила Андреевич Сарычев займет уникальную и единственную в истории русского флота должность – генерал-гидрографа Главного морского штаба.

Важной для плана намечавшейся экспедиции стала также докладная записка вернувшегося из кругосветного плавания уже капитан-лейтенанта Отто Евстафьевича фон Коцебу. Его «Рюрик» прибыл в Кронштадт в начале августа 1818 года. В этом документе, именуемом «Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции», помимо всего прочего Коцебу рекомендовал послать не один корабль, а два.

В марте 1819 г. пришел черед Ивана Федоровича Крузенштерна обстоятельно высказать свое мнение. Из Ревеля, где он тогда жил и трудился над составлением своего «Атласа Южного моря», была послана докладная записка, составленная на четырнадцати страницах, вместе с сопроводительным письмом. Иван Федорович откровенно признавался, что он и сам охотно бы возглавил одну из экспедиций, но здоровье не позволяет ему занять место на мостике. Однако Крузенштерн готов помочь будущему руководителю всеми своими знаниями и опытом.

Как и Коцебу, Иван Федорович настаивал на отправке двух кораблей к Северному и двух – к Южному полюсу. Особое внимание мореплаватель уделял последнему направлению, поскольку, как он считал, там необходимо было «поверить все неверное в южной половине Великого океана». В заключение капитан 1-го ранга Крузенштерн подчеркивал государственную важность и фактор престижа будущей экспедиции. «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас», – писал он.

Учитывая важность будущего предприятия, Иван Федорович предлагал перенести организацию экспедиции на следующий, 1820 год, поскольку настаивал на тщательности и планомерности ее подготовки. Министр де Траверсе был не в восторге от полученной записки. В частности, его не устраивал перенос ее начала.

Крузенштерн предлагал сформировать две «дивизии», или отряда, каждый из которых состоял бы из двух кораблей. Одна «дивизия» предназначалась для исследования Северного полюса, а другая, соответственно, Южного. Южный отряд должен был как можно дальше проникнуть к Южному полюсу и выяснить окончательно вопрос о существовании или отсутствии там материка или каких-либо других земель. Северному отряду предписывалось следовать через Берингов пролив и далее вдоль северного побережья Аляски и Канады и попытаться пройти т.н. Северо-Западным проходом, о котором к тому времени много говорили в международных географических и военно-морских кругах.

Недовольство маркиза де Траверсе письмом капитана 1-го ранга Крузенштерна было вызвано еще и тем фактом, что проект экспедиции был высочайше одобрен императором Александром I уже в феврале 1819 года, и наверху начали раздаваться высокие и авторитетные мнения о крайней желательности отплытия кораблей не в следующем году, а уже в нынешнем. На подготовку экспедиции, таким образом, оставалось чрезвычайно мало времени.

Подготовительные мероприятия


Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен


Первым делом приступили к кадровому вопросу. И он, как это бывает нередко, решался со скрипом и треском полярных льдов. Капитан 1-го ранга Крузенштерн считал наиболее подходящим на должность командира южной дивизии опытного моряка капитана 2-го ранга Василия Михайловича Головнина, однако тот в данный момент находился в кругосветном плавании, командуя шлюпом «Камчатка». Ввиду его отсутствия Крузенштерн рекомендовал привлечь своего бывшего соплавателя капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который в ту пору командовал фрегатом «Флора», входившим в состав Черноморского флота. По мнению Ивана Федоровича, возглавить северную дивизию мог бы недавно вернувшийся из экспедиции капитан-лейтенант Отто Евстафьевич фон Коцебу.

Разумеется, высокое начальство выслушало опытного моряка и сделало все по-своему. Командиром южного отряда поставили командира линейного корабля «Юпитер» капитана-командора Макара Ивановича Ратманова, который во время кругосветной экспедиции Крузенштерна на шлюпах «Надежда» и «Нева» был у него старшим офицером. Вторая дивизия была поручена капитан-лейтенанту Михаилу Николаевичу Васильеву. Капитан-командор Ратманов, чье здоровье после пережитого им кораблекрушения у мыса Скаген оставляло желать лучшего, попросил заменить его и выдвинул кандидатуру Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена.

Материальная сторона экспедиции, в первую очередь то, что касалось кораблей, тоже решалась не без проблем и в спешке. Поскольку решение отправить обе дивизии в плаванье в 1819 году особо не оспаривалось, ввиду высоты, на которой оно было принято, то от постройки кораблей специальных, предназначенных для плавания во льдах, пришлось отказаться. Начался поиск из того, что имелось в наличии.

Для северной дивизии были отобраны шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный». В экспедицию, отправляющуюся в южные широты, были назначены недавно спущенный на воду со стапелей Охтенского адмиралтейства большой шлюп «Восток» (водоизмещение 985 тонн, 28 пушек) и новейший, построенный в том же 1818 году на Олонецкой верфи, шлюп «Мирный» (водоизмещение 530 тонн, 20 пушек). Эти корабли не были однотипными и имели разные оценки у моряков.


Михаил Петрович Лазарев


Михаил Петрович Лазарев в письмах к сослуживцам сетовал на то, что «Восток» не был в достаточной степени пригоден для столь опасного предприятия, имел недостаточную вместительность и тесноту помещений как для офицеров, так и для команды. «Восток» входил в серию однотипных шлюпов, его строителем был англичанин на русской службе инженер Вениамин Фомич Стокке.

Выбор пал на «Восток» только из-за того, что однотипный с ним корабль «Камчатка» под командованием капитана 2-го ранга Михаила Головнина находился в кругосветном путешествии, хотя Головнин впоследствии и критиковал свой корабль. Свой скепсис по поводу «Востока» не скрывал и Беллинсгаузен, отмечая его чрезмерно высокий рангоут, плохое качество корпуса и материалов, из которых он был изготовлен. Капитан 2-го ранга прямо обвинял инженера Стокке в недобросовестном отношении к своим обязанностям. Шлюп был построен из сырого леса и не имел медной обшивки подводной части корпуса. Обшивка была спешно установлена в Кронштадтском доке в ходе подготовки к отплытию. На большом протяжении плавания экипаж отмечал, что «Восток» давал течь, его корпус постоянно приходилось укреплять и ремонтировать. К концу экспедиции состояние шлюпа было плачевным.


Шлюп «Мирный»


В отличие от «Востока», второй экспедиционный корабль южной дивизии «Мирный» отличался прекрасными мореходными характеристиками. Проект это корабля был составлен известным русским корабельным инженером Иваном Васильевичем Курепановым. Его строителем являлся корабельный мастер Яков Аникеевич Колодкин. Первоначально этот корабль числился в списках флота как транспорт «Ладога», однако было решено его дооборудовать. Переименованный в «Мирный», бывший транспорт подвергся основательной переделке. Сосновый руль был заменен на дубовый, установлены дополнительные крепления корпуса и более прочный такелаж. «Мирный» имел вторую обшивку, был менее быстроходным, чем «Восток», однако его командир, лейтенант Лазарев высоко оценивал хорошие мореходные качества своего корабля.

Руководители экспедиции негативно отнеслись к решению де Траверсе отправить в плавание разнотипные корабли, поскольку это создавало определенные проблемы, в первую очередь разницу в скорости хода и опасность потерять друг друга.

Экипажи кораблей комплектовались исключительно добровольцами. Примечательно, что среди офицеров и матросов не было ни одного иностранца. Правда, в экспедицию были приглашены два немецких ученых, которые должны были подняться на борт в Копенгагене, однако в последний момент они от участия в предприятии отказались. На кораблях сожалели, что из-за немцев, которые потом «испугались», было отказано в месте двум русским студентам, специализировавшимся по части естественной истории и отважно рвавшимся в далекое плавание.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен взял с собой с прежнего места службы своего старшего офицера капитан-лейтенанта Ивана Ивановича Завадовского. Большим уважением среди команд пользовался лейтенант Константин Петрович Торсон. Во время Отечественной войны 1812 года мичман Торсон, служивший тогда на фрегате «Амфитрида», первым из моряков был награжден орденом Святой Анны III степени. Он был очень компетентным, мужественным и в то же время скромным офицером. Участвовавший в восстании декабристов, Торсон в 1826 году был осужден на каторгу и скончался в 1852 году в Селенгинске.

Несмотря на спешность отбора и комплектации экипажей, и Беллинсгаузен, и Лазарев отмечали высокие моральные и профессиональные качества подчиненных им людей, что не раз подтвердилось в опасном плавании. Вместе с моряками тяготы похода разделили профессор Казанского университета астроном Иван Михайлович Симонов и художник, впоследствии академик живописи, Павел Николаевич Михайлов. В качестве духовного лица на борту шлюпа «Мирный» присутствовал иеромонах Дионисий.

Обеспечение всем необходимым вопреки сжатым срокам на подготовку было на вполне высоком уровне. Корабли в достаточной степени были укомплектованы навигационным и астрономическим оборудованием. Поскольку подавляющая часть его не производилась в России, не пожалели средств и осуществили соответствующие закупки во время стоянки в Портсмуте. Впоследствии англичане отмечали, что, несмотря на все еще в некоторой степени пренебрежительное отношение к хронометрам в королевском флоте, во флоте российском эти приборы уже входили в штатное оснащение.

На борт шлюпов было погружено большое количество провианта, включавшего в себя и противоцинготные средства в виде хвойной эссенции, лимонов, кислой капусты, сушеных и консервированных овощей. Для противодействия кишечным заболеваниям в условиях жаркого климата имелся большой запас красного вина, который добавляли в воду, а для согревания матросов, работающих на мачтах во время следования антарктическими водами, – ром.


Телеграфные сигналы для господ помещиков, составленные А. Н. Бутаковым по образу Морского Переговорного Телеграфа для Флота


Личному составу строго предписывалась тщательная гигиена: проводилось регулярное мытье в импровизированной бане, стирка белья, уборка и проветривание помещений. Для связи между шлюпами имелся изобретенный русским морским инженером капитан-лейтенантом Александром Николаевичем Бутаковым специальный флажной телеграф. Для составления и распознавания сигналов применялся составленный им же «Морской телеграфный словарь». Не был обойден вниманием и досуг команды. Перед отплытием на борт шлюпов была погружена тщательно отобранная обширная библиотека, включающая большое количество научной литературы по географии, геодезии, океанографии, астрономии и другим дисциплинам.

Всего на борту «Востока» было 117 человек, экипаж «Мирного» насчитывал 73 человека. 4 (16) июля 1819 года корабли оставили родной Кронштадт и взяли курс на запад. Первая русская антарктическая экспедиция началась.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 июля 2018 06:14
    Вкусняшка, обожамс... !
    1. +2
      23 июля 2018 08:33
      Цитата: Котище
      Вкусняшка, обожамс... !
      Приветствую, Влад!
      Рад статье! На той неделе как раз был в Музее Арктики и Антарктики.
  2. +3
    23 июля 2018 06:28
    Слава русская.
    1. +1
      23 июля 2018 10:05
      В Санкт-Петербурге есть улица Беринга и набережная Адмирала Лазарева.
      Конечно, следующие названия всем известны: море Беллинсгаузена, море Лазарева, Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга, остров Чирикова, остров Чичагова, остров Лисянского, полуостров Лисянского, пролив Крузенштерна, остров Крузенштерна, мыс Дежнёва.
      В 1871 г.в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе, спущен на воду первый Российский броненосец ""Адмирал Лазарев"". Также было ещё 3 крупных корабля ВМФ. В разных городах РФ есть памятники и бюсты. Есть самолёт ""Аэрофлота""---""М. Лазарев"".
      1. 0
        7 октября 2018 23:33

        Дом, где родился Михаил Лазарев в г.Владимире. Угол Большой Московской и Георгиевской
  3. +3
    23 июля 2018 08:21
    Иван Федорович настаивал на отправке двух кораблей к Северному и двух – к Южному полюсу. Особое внимание мореплаватель уделял последнему направлению, поскольку, как он считал, там необходимо было «поверить все неверное в южной половине Великого океана»

    Вот так вот-ни больше, ни меньше-полокеана проверить и доисследовать!
    Какая страна -такие и масштабы! good
  4. +5
    23 июля 2018 08:41
    "На заре туманной юности" был знаком с одним из потомков Лазарева. Он очень гордился родством. Есть чем.
  5. +2
    23 июля 2018 09:55
    "Джеймс Кук вынес гипотезе о возможном существовании «Терра аустралис инкогнита» свой вердикт: никакого материка в приполярных южных широтах не существует."
    Позволю себе восстановить историческую справедливость. Кук не отрицал существования Антарктиды, автор ошибается.
    "Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля там есть и возможно, что мы видели часть ее... Это земли обреченные Природой на вечную стужу, лишенные тепла солнечных лучей. У меня нет слов для описания их. Таковы земли, которые мы открыли. Но каковы же должны быть страны, расположенные еще дальше к югу... Если кто-либо обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос и проникнет дальше меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия принесут немного пользы".
    Джемс Кук. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. М. ОГИЗ. 1948 по английскому изданию записок Кука 1784 г.
    1. +4
      23 июля 2018 15:19
      С Куком не все так просто.
      Приведенные Вами ссылки теражируются англоязычными изданиями как доказательство первенства открытия британским подданным Антарктиды. Но давайте читать внимательно!
      "Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля там есть и возможно, что мы видели часть ее... Это земли обреченные Природой на вечную стужу, лишенные тепла солнечных лучей. У меня нет слов для описания их. Таковы земли, которые мы открыли. Но каковы же должны быть страны, расположенные еще дальше к югу... Если кто-либо обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос и проникнет дальше меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия принесут немного пользы".

      Может, я убежден, возможно - это слова человека неуверенного в себе и своим глазам. Если быть спраедливым, Кук показал себя честным и смелым мореплавателем, которому не нужна была чужая слава. Показателен пример названия им пролива между Азией и Америкой именем Беренга. От туда на британских картах все наименования островов Медвежьих, Тюленьих и др.
      Если учесть доклад Кука, о его полярной экспедиции, то он примо завил, что на юге земли нет. Думаю британскому парламенту он врать бы не стал.
      Поход шлюпов Востока и Мирного - это не что иное как научное обоснование и доказательство существования южного материка. Не какой-то земли, большого острова, а материка!!!
      Хотя ждать согласия и одобрения от британских и иных ученых (в первенстве обоснованного открытия рускими Антарктиды) бесполезно. Но раньше сжуют свои подштанники, чем пойдут на жтот шаг!!!
      1. +4
        23 июля 2018 15:35
        Вы, Владислав, как во многих случаях, пользуясь ограниченной информацией, ломитесь в открытую дверь.
        В Британии НИКТО НЕ ОСПАРИВАЕТ открытие Антарктиды у Беллинсгаузена. От слова "совсем".
        Кроме того, я не случайно дал ссылку на источник. 1948 год. Борьба с космополитизмом. Именно тогда и родился анекдот о России - родине слонов. У меня много книг той эпохи, где вопреки всему, все пооткрывали в России. Так что не стоит искать черную кошку в темной комнате. Эта теория всемирного заговора со всеобьемлющим враждебным окружением не самый лучший вариант мировосприятия. Я был в Британии. Вы, судя по всему, были там по телевизору и по статьям на ВО.
        1. +3
          23 июля 2018 17:54
          В отличии от Вас я участовал в научно-практических семинарах по тематике Британской Академии наук под эгидой Нациналь Географиу с 2008 по 2012 гг. в С.Петербурге и Москве. Так что наслышан о перевенстве британских львов из первых уст. Пускай и в переводе.
          Так что Вы правы, проблем у британцев кто первым открыл Антарктиду нет, ответ очевиден Д.Кук.
          То что сам Кук не брал на себя ответственность и лавры первооткрывателя южного материка. Современных британских ученых не смущает. Я и не оспариваю это первенство, а говорю, что точку в спорах о южном материке поставили моряки русских шлюпов Мирный и Восток.
          К слову такая же чехарда с Америками, открыл ее как бы Колумб, а носят они имя Амего Веспучи.
          Теперь Ваш выпад про то, нет у меня возможности посетить Британское географическое общество? Ну меня как-то до сегодняшнего дня устраивало, что они к нам, а не мы к ним!
          Впрочем я не зря в посте выше упоминал китайцев, у них совершено иная точка зрения! В школьной программе так и прописано, что Америки, Африку и Антарктиду открыли? Барабанная дробь - китайцы. Так и берега Антарктиды первым увидел возможно коренной патагонец, которого на лодке занесло в Южный Океан. Причем возможно он был потомок тех, чьих предки последовательно открывали Северную и Южную Америки перейдя через Берингов пролив 12 000 лет назад.
          1. +2
            23 июля 2018 19:39
            Могли бы Вы привести выдержки из англоязычных источников, где Кук называется первооткрывателем Антарктиды. Потому как даже британская Вики таковым считает Беллинсгаузена.
            On 27 January 1820 a Russian expedition led by Fabian Gottlieb von Bellingshausen and Mikhail Lazarev discovered an ice shelf at Princess Martha Coast that later became known as the Fimbul Ice Shelf. Bellingshausen and Lazarev became the first explorers to see and officially discover the land of Antarctica continent.
            И сайт South-Pole придерживается того же мнения
            1820: In January, Russian Fabian Gottlieb von Bellingshausen becomes the first person to see the Antarctic continent (January 27).
            Я сознательно привожу общедоступные ресурсы, которые можно быстро проверить. Все же в специальной англоязычной литературе не все быстро ориентируются.
            1. +1
              23 июля 2018 20:49
              Ну, давайте вы двое еще разругаетесь и будет вообще зашибись! Останется нам с Миккадо стать взаимопосланными и демокруха на сайте восторжествует!
              1. +2
                23 июля 2018 21:10
                Мы не ругаемся, мы спорим, не переходя на личности.
                1. +1
                  23 июля 2018 21:42
                  Вот когда Влад подтвердит, я соглашусь. А пока, наблюдаю: "Мне отмщенье, аз воздам!"
                2. +3
                  23 июля 2018 22:01
                  Уважаемый Антон, все нормально!
                  Буду в отпуске отсканирую буклеты и брошюры. С Виктором Николаевичем бесполезно спорить, он одной рукой гладит, а другой ногой пинает. Причем иногда замечаю, что говорим об одном и том же, даже тезисы одинаковые, а выводы разные. Скажу на ушко, у меня есть даже подозрение, что он умудряется мне вместо плюсов клепать "-". Так как сначала видя его ник ставлю "+", а потом читаю! Виктор наоборот сначала читает, анализирует, пишет комментарий и фиг мене под хвост перепадает чаще чем на ус!
                  Так что я привык и не обижаюсь.
                  По британской Вики, улыбнуло есть патриоты России, носители английского языка, по совместительству - хакеры!!! Интересно что написано про Д.Кука?
                  1. +2
                    23 июля 2018 22:12
                    Какой то я упертый в Вашем описании получаюсь, мрачный и неблагодарный, с крошечным пряничком в одной руке и здоровенной дубиной в другой и огромных сапожищах. Да уж, надо над собой начинать работать.
                  2. +2
                    23 июля 2018 22:37
                    Хорошо, проехали. А с Виктором Николаевичем полезно спорить, повышается образовательный уровень. Вот он как-то сказанул за норвежских партизан, а я уже полтора года собираю подтверждения тому, что классическая партизанская борьба в условиях Крайнего Севера невозможна. Только в диверсионном формате. При том, что я там родился и вырос, с одним из диверсантов был знаком.
                  3. +2
                    23 июля 2018 23:36
                    Да уж, про патриотов, правящих британскую Вики - это улыбнуло.
                    А про Кука - откройте "Энциклопедию Британика" - там тоже написано, что Антарктиду он не нашел. Или это тоже проделки патриотов?
                    1. +2
                      24 июля 2018 06:11
                      С Британикой уели! И верно.
                      Про русских патриотах - хакеров, так они по мнению американской фемиды Трампа на пост президента США выбрали, а Вы про какую-то Британскую энциклопедию. Думаю скоро мы с ее страниц узнаем, что Россия правит морями!
                      Если честно мне интересно, что написано в Британике о русском походе "Востока" и "Мирного"?
  6. BAI
    +2
    23 июля 2018 15:15
    Из статьи как-то складывается впечатление, что до этой экспедиции в флотах мира вообще и в русском флоте в частности вообще не существовало системы межкорабельной связи и сигнализации, хотя это не так (естественно).

    В 1720 году Петр I издал Морской устав («Книга устав морской, о всем что касается доброму управлению в бытность флота на море»), в котором отдельная глава была посвящена сигналам на флоте, а также приводилась специальная таблица сигнальных флагов для управления кораблями и галерами. При этом сигнальные флаги были разделены на две группы. Для управления парусными кораблями использовались 51 флаг и 14 вымпелов, а управление гребным галерным флотом осуществлялось с помощью 48 флагов и 17 вымпелов. Потом, в России русскими моряками Д Я. Лаптевым, А. И. Нагаевым, М. К. Макаровым и другими были разработаны специальные сигнальные книги.
    Много сделал любимец Павла I -адмирал Г.Г. Кушелев. (Его "Устав .." был отменен Александром I.

    Бутаков работал на основе английского опыта:
    В 1804 г. А. Н. Бутаков, который в то время служил в качестве волонтера в английском военно-морском флоте, оказался на корабле под командованием адмирала Декерса у берегов острова Санта Доминго. "В одно утро, - вспоминал впоследствии А. Н. Бутаков, - адмирал рассказывает мне, что артиллерийский офицер N, на корабле "Геркулесе", занемог, и потому предложенная нами охота с ружьем на берегу не может исполниться. Таковое известие мне показалось непонятным, ибо мы не имели никакого сообщения с тем кораблем. На вопрос мой к адмиралу, как это ему сделалось известно, не обсылаясь шлюбкою, он отвечал, что узнали по телеграфу. - По телеграфу? Как это так? Не верилось: я думал, адмирал изволит шутить. Однако адмирал показал мне книжку телеграфа и употребление оной. С сей-то самой минуты, можно сказать, поселилась во мне непреоборимая охота узнать телеграф подробнее и приноровить его к нашему языку". В конце концов, А. Н. Бутакову удалось получить доступ к телеграфной книге (ее автором был Х. Попэм) и перевести ее на русский язык.


    В 1817 году на русский язык была переведена и книга «Переговорный телеграф».

    Поэтому, Бутаков создавал свой флажной телеграф не на пустом месте.
    1. +3
      23 июля 2018 18:03
      Бутаков, не ограничился копированием "Переговорного телеграфа", а привел его к своим надобностям, проведя серьезную унификацию, стандартизацию и оптимизацию. Кроме нужд помещиков, были учтены не только ультрасовременные иновации "англицкого флота", но особенности клманд репетичных судов русского флота. К слову где о массовой грамотности и борбы с оной еще было столетие!
      1. -1
        24 июля 2018 14:46
        Стесняюсь спросить. Зачем помещикам понадобился флажный телеграф?
    2. +1
      23 июля 2018 20:35
      Спасибо за дополнение. Я об этом не знал. Когда-то встречал информацию,что Пётр 1 скопировал голандскую систему связи с кораблями,а как дальше развивалась связь?
      1. BAI
        +1
        23 июля 2018 21:03
        О, это долгая история. Развитие флажного семафора привело к тому,что описание расшифровки одного сигнала доходило до семи страниц. Значение флага определялось не только цветом и формой, но и местом в последовательности флагов (не путать с сигнальными флажками сигналиста). Все дальнейшее развитие стремилось к упрощению, выраженном в своде сигналов ВМФ СССР(примерно так звучит по памяти).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»