В Центре Хруничева завершили разработку концепции многоразовой ступени

73
Специалисты Центра Хруничева завершили разработку концепции ракеты с многоразовыми ступенями и передали документы в головной научный институт «Роскосмоса» ЦНИИмаш, передает РИА Новости.





Ранее сообщалось, что Центр Хруничева проводит проектно-поисковые исследования по носителям с многоразовыми первыми ступенями. При этом рассматривались различные варианты, включая парашютно-реактивную систему возвращения, вертикальную посадку и крылатый возвращаемый модуль.

Это не первый подобный проект в России. Не так давно сообщалось о завершении аванпроектирования легкой многоразовой ракеты, разработкой которой занимаются Фонд перспективных исследований, «Роскосмос» и ОАК. В данном случае инженеры опираются на исследования Центра Хруничева в начале 2000-х и в 2013 году, которые были направлены на создание многоразового крылатого блока для «Ангары». Тогда проект был признан экономически нецелесообразным.

О возможности создания своей многоразовой ракеты среднего класса «Союз-5SL» заявляла и группа S7, владеющая проектом «Морской старт».

В настоящее время возвращаемые ступени при стартах используют только две компании – Blue Origin и SpaceX (США).

В апреле Дмитрий Рогозин заявлял, что Россия в силу географических особенностей расположения не может создать носители такие же, как у Илона Маска. Он напомнил, что SpaceX запускает ракеты с мыса Канаверал, а затем «ловит» их на морские платформы. В российских географических условиях такая возможность отсутствует. В связи с этим, РФ должна использовать крылатую схему.
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 июля 2018 17:22
    очевидно ,что в России существует дефицит идей имеющих потенциал практической реализации.Это и не удивительно .Американцы так же сталкиваются с подобной проблемой.
    1. +11
      25 июля 2018 17:31
      Теперь бы разработать концепцию борьбы с воровством и мздоимством..
      1. MPN
        +2
        25 июля 2018 17:44
        Цитата: 210окв
        Теперь бы разработать концепцию борьбы с воровством и мздоимством..

        Мы уже который год на борьбу с коррупцией тратим больше чем на пенсии...
        Опубликовано: 10 сент. 2017 г. Путин выделил 6 триллионов рублей на борьбу с коррупцией. ...

        завершили разработку концепции многоразовой ступени
        От концепции до полета один шаг..., дайте финансирование... Даже не НИОКР так концепция...
        1. +1
          25 июля 2018 18:35
          Финансирования мало. Исполнители есть? Кто делать будет?
          1. +1
            25 июля 2018 19:55
            Исполнители есть. Денег нет.
      2. +1
        25 июля 2018 20:08
        Цитата: 210окв
        Теперь бы разработать концепцию борьбы с воровством и мздоимством..

        Каждый должен заниматься своим делом. Не дело центру им. Хруничева заниматься дорьбой с воровством.
      3. 0
        25 июля 2018 21:47
        Цитата: 210окв
        Теперь бы разработать концепцию борьбы с воровством и мздоимством

        Кто-то в правительстве предложил использовать электронные платёжные приёмы с защищённым помечанием всех выделенных денег и электронной подписью в них "что-куда". После "осваивания" можно всё проверить.
        P.S.: Да, у внутр. корруптора был "щит". Пора придумать более действенный "меч". И, хотя это движение технологий "щит-меч" будет вечно - пора, всё-таки, уже оформить очередное звено этой череды.
    2. +4
      25 июля 2018 17:48
      У американцев с этим в порядке.
      У Space-X по ракете каждые две недели "практически реализуют" себя в космосе laughing
      1. avt
        +6
        25 июля 2018 18:13
        Цитата: voyaka uh
        У американцев с этим в порядке.

        У нас ещё лучше - отработали всё это на ,,народном автомобиле " ,,Авва" от Березовского, улучшили опыт Мавроди через ГКО пристреленного на Оленьем валу Козлова,его однокашник Прохоров даже пробовал повторить через ,,Ё-мобиль" . Так что спекуляции аля Маск сегодня , у нас могут проводить без примочек типа

        Цитата: voyaka uh
        Space-X по ракете каждые две недели

        Ой вей!Зачем деньги на ветер пускать , имея такой опыт и такие кадры ?
        1. +8
          25 июля 2018 19:18
          Цитата: avt
          Зачем деньги на ветер пускать
          Мне кажется, что так в правительстве и поступают. На сколько там бюджет хотят урезать (если уже не урезали) к 2025? "В 2019 году «Роскосмос» получит на 17 миллиардов рублей меньше, чем было запланировано...". Ну и что, сказали в правительстве? Мы не запустим, Ну Маск запустит, все контракты у нас заберёт. Сегодня был 59 запуск РН Falcon 9. С успешной посадкой.
          Вот так вот и оказывается, что частная компания оказалось успешнее Роскосмоса. В том году на 1 удачный запуск. В этом нас уже обогнали, и учитывая планы можно сказать: мы не догоним в этом году уже никак SpaceX, не говоря про США в целом. К этому добавим и огромный список контрактов на запуски.
          Местами кажется, для правительства нашего реально всякие ЧМ и Олимпиады важнее космоса, важнее будущего...
      2. +2
        25 июля 2018 19:11
        У них есть что запускать. Дело не в том сколько раз ракета взлетает и возвращается, а в том сколько стоит вывод на орбиту 1 кг полезного груза. Сколько у Маска многоразовых запусков, где Dragon Crew и т.д. Читал, что запуски Маска сильно подорожали - сначала было $50-60 млн., а сейчас значительно дороже.
        1. +4
          25 июля 2018 19:23
          Цитата: vlad007
          где Dragon Crew
          Уже на мыс Канаверал привезли, скоро будет установка на РН. Неделю назад новость была как раз. Пока в беспилотном варианте запуск (первый же), но если всё норм будет, то уже в январе будут пускать с людьми. Меня вот больше интересует, где "Федерация"...
          Цитата: vlad007
          Сколько у Маска многоразовых запусков
          Уже есть. Точную цифру надо гуглить. Началось более года назад.
          Цитата: vlad007
          Читал, что запуски Маска сильно подорожали - сначала было $50-60 млн., а сейчас значительно дороже.
          И это не помешало ему получить контракты уже до 2021 года (уже три запуска заплонировано).
          1. 0
            25 июля 2018 19:27
            Сейчас 62 миллиона за новый и 50 миллионов за БУ, и не нужно забывать, что Фалькон-9 блок 1 возил в два раза меньше. Т.е цена за кг сильно упала.
      3. +1
        25 июля 2018 21:05
        Цитата: voyaka uh
        ....У Space-X по ракете каждые две недели:

        hi ...возвращаемые ступени при стартах используют только две компании – Blue Origin и SpaceX (США).
        ...Новый Шепард вылетел в девятый раз 18 июля 2018 года. Во время этой миссии, известной как Миссия 9 (M9), аварийный двигатель был запущен вскоре после отделения ракеты-носителя.
    3. avt
      +6
      25 июля 2018 18:08
      Цитата: gridasov
      очевидно ,что в России существует дефицит идей имеющих потенциал практической реализации.

      У нас как у дурака махорки . Только вот с манагерами властвующими они не пересекаются никак , даже по Лобачевскому. А деньги пилить проще обезьянничая потиму - ,,Смотрите какой Маск маладессс."
    4. +3
      25 июля 2018 19:14
      Цитата: gridasov
      очевидно ,что в России существует дефицит идей имеющих потенциал практической реализации.

      ======
      Вот Как раз ДЕФИЦИТА ИДЕЙ (имеющих потенциал реализации (по вашему определению!)), как раз и НЕТУ-ТИ!!!! Есть ДЕФИЦИТ средств для их реализации!!!!! hi
    5. +1
      25 июля 2018 22:00
      Цитата: gridasov
      очевидно ,что в России существует дефицит идей

      Не очевидно. Дефицита идей нет, есть закостенелая трусливая бюрократия, для которой любое новшество - зло!
  2. +11
    25 июля 2018 17:28
    А тем временем сегодня произошел очередной пуск спэйс х с 10 спутниками на борту.
    1. +4
      25 июля 2018 18:43
      И через 15 минут - европейской ракеты Ариан с 4-мя спутниками.
  3. +2
    25 июля 2018 17:42
    Страно, я думал что посадить возвращаемую ступень на морскую платформу труднее чем на земную твердь. Платформа ведь шаткая вещь во всех смыслах, к тому не не может быть большой. Наземная платформа может быть стабильной и очень большой.
    1. 0
      25 июля 2018 19:04
      У SpaceX была и наземная платформа, но не всегда получается на неё из-за особенностей запуска, целевой орбиты и пр. И вот для этого и нужна плавучая платформа "Of course i still love you". При этом на неё вполне себе успешно приземляются ступени.
      1. 0
        26 июля 2018 09:07
        У Маска две баржи. Одна Вами названа, вторая - Just Read The Instructions. Пока искал название второй - наткнулся на новость, что строится третья - A Shortfall of Gravitas. А еще у него кораблик есть, для вылавливания головных обтекателей...
  4. +6
    25 июля 2018 17:43
    В российских географических условиях такая возможность отсутствует. В связи с этим, РФ должна использовать крылатую схему.

    Ну и где она, Дима? Только не нужно опять про "батут" втирать населению.
  5. +2
    25 июля 2018 17:43
    О чудо чудное ! Ангара опять на горизонте появилась ,наверное Дмитрий Рогозин ,перед выборами очки набирает ?
    1. 0
      25 июля 2018 18:00
      Ходят слухи что Путин будет готовить Рогозина как сменщика после себя.
      1. +3
        25 июля 2018 18:28
        Ах-ха-ха.
        После меня хоть потоп?
      2. +1
        26 июля 2018 12:27
        Цитата: Чича сквад
        Ходят слухи

  6. +5
    25 июля 2018 17:45
    "SpaceX запускает ракеты с мыса Канаверал, а затем «ловит» их на морские платформы. В российских географических условиях такая возможность отсутствует"/////

    Почему? Мало земли? Спэйс Икс и на наземные площадки отлично приземляла первые ступени.
    1. +2
      25 июля 2018 18:01
      Это слишком сложно. На месте государства, я бы сказал народу, хотите новые ракеты, тогда мы вам новые квитанции придумаем.
    2. +6
      25 июля 2018 19:46
      voyaka uh.....Почему? Мало земли? Спэйс Икс и на наземные площадки отлично приземляла первые ступени.

      Вся проблема в наклонении орбиты в зависимости от расположения места старта. Чем ближе к экватору, тем эффективнее стартовая площадка. Вторая проблема - если падения ступеней происходит на территории другого государства, то необходим договор. Поэтому, минимальная наклонная траектория Байканура не 45, а 51 градус. В первом случае падение в Казахстане ( бывшая КССР), а во втором случае Китай. У США нет такой проблемы, все наклоны "полезной" орбиты, они производят в сторону океана. Сейчас у нас "Восточный" будет "терять" ступени только над своей территорией , как и "Плесецк" .
      Чем ближе стартовая площадка к экватору, тем меньше потребная мощность ракеты носителя, а значит и её стоимость на 1 кг. полезной нагрузки. hi
      1. 0
        26 июля 2018 08:15
        Цитата: askort154

        Чем ближе стартовая площадка к экватору, тем меньше потребная мощность ракеты носителя, а значит и её стоимость на 1 кг. полезной нагрузки. hi

        И много задач Вы решите с орбиты с нулевым наклонением?
    3. +1
      26 июля 2018 05:34
      Цитата: voyaka uh
      "SpaceX запускает ракеты с мыса Канаверал, а затем «ловит» их на морские платформы. В российских географических условиях такая возможность отсутствует"/////

      Почему? Мало земли? Спэйс Икс и на наземные площадки отлично приземляла первые ступени.

      Земли хватает, но не путайте мыс Канаверал с мысом Челюскин. Канаверал находится на 28 градусе с.ш. а самая южная точка России на 47 градусе. Чувствуете разницу?
  7. +3
    25 июля 2018 18:13
    В Центре Хруничева завершили разработку концепции многоразовой ступени

    Не сложно предсказать чем это закончится, ничем. Еще много лет будут мусолить концепции и давать обещания, показывать мультики про светлое будущее, в то время как Маск будет осваивать Марс.
    1. +1
      25 июля 2018 19:01
      В Центре Хруничева завершили разработку концепции многоразовой ступени
      Чувствуется, концепцию разрабатывали с закрытыми глазами, в полной изоляции, -иначе быстрее бы получилось.
      1. +1
        25 июля 2018 21:01
        Цитата: ШУРУМ -БУРУМ
        Чувствуется, концепцию разрабатывали с закрытыми глазами, в полной изоляции, -иначе быстрее бы получилось.

        ничего нового не придумали, либо аэродинамический спуск, либо ракетный с парашютом.
  8. Комментарий был удален.
  9. +7
    25 июля 2018 18:29
    Это не те же эксперты утверждали, что многоразовость-тупиковый путь?
    1. +5
      25 июля 2018 20:59
      Цитата: Antidote
      Это не те же эксперты утверждали, что многоразовость-тупиковый путь?

      Пожалейте патриотов, вон как Маск над ними издевается, все запускает и запускает шельма, того гляди и людей начнет возить к МКС, скрепы рвутся...
      1. 0
        26 июля 2018 05:44
        ЧТо он запускает? всего лишь 2 раза повторный запуск делал, так что все это пиар, для неумных, не таких как ты, а с деньгами.
        1. +2
          26 июля 2018 08:22
          Повторные пуски были у 9 первых ступеней.
    2. 0
      25 июля 2018 21:31
      Цитата: Antidote

      Это не те же эксперты утверждали, что многоразовость-тупиковый путь?

      Эти эксперты утверждали ,что есть экономическая целесообразность. Первая ступень это баки и двигатели. Если за пуск эти двигателя ресурс не выработали есть смысл их использовать снова,лишь бы это было экономически выгодно. Все что прилетит обратно на землю надо снова разобрать ,проверить и убедится в надежности.. Может все таки дешевле использовать одноразовую ступень?
      1. +3
        25 июля 2018 22:39
        Блок 5 Фалкона-9 рассчитал на 100 полетов. Причем, каждые десять без промежуточной профилактики (разборок-сборок). Каждые 48 часов можно запускать одну и ту же ступень 10 раз подряд. Как лайнер Боинг осматривают между полетами, так и Блок-5. Не больше.
        1. +3
          25 июля 2018 22:42
          Цитата: voyaka uh
          Блок 5 Фалкона-9 рассчитал на 100 полетов

          А человек "рассчитан" на 150 лет жизни минимум. Вы много таких встречали?
          А вообще, пока на деле это "рассчитан" не подтвердится - все это по воде виляно этими, как их... ну, Вы поняли.
          Вот как-то так request
          1. +2
            25 июля 2018 22:55
            Движки Фалкона в полете работают всего на 2/3 максимальной нагрузки. Даже не обгорают. (Если из 9 движков ракеты 3 откажут, то на оставшихся 6 она все-равно доставит груз на орбиту). Корпус Блока-5 сделали не круглым, а более сложного поперечного сечения для прочности. Нагрузка только на ноги-амортизаторы. В общем, принципы авиастроения.
            1. +2
              25 июля 2018 22:57
              Цитата: voyaka uh
              В общем, принципы авиастроения

              А зачем Вы сейчас все это сказали?
              Принципа "практика - критерий истины" сказанное Вами ни разу не опровергает request
              1. +1
                25 июля 2018 23:27
                Я думал, Вам интересно, как спроектирован Фалкон-9 Блок 5.
                Извините, если нет hi
                1. +4
                  25 июля 2018 23:38
                  Нет. Мне интересно было, откуда такая уверенность в том, что
                  Цитата: voyaka uh
                  Каждые 48 часов можно запускать одну и ту же ступень 10 раз подряд. Как лайнер Боинг осматривают между полетами, так и Блок-5. Не больше

                  Пока это не доказано на практике - это всего лишь мечты. Влажные hi
                  1. +5
                    26 июля 2018 08:27
                    На практике, например, ракеты С-300 и С-400 не перехватили в боевой обстановке ни единой цели в воздухе. Вы же не будете утверждать, что перехватить реальную боевую для них "влажные мечты" ? smile
                    1. 0
                      29 июля 2018 10:39
                      voyaka uh! Израильский диванный стратег... Целей для С-300 и С-400 на практике не было! Ваши руководители, как огня, боятся продажи этих комплексов в Сирии. Недаром Нетаньяху только и ездит на поклон В.В. Путину для нивелирования этой проблемы для Израиля! Американским комплексам Пэтриот и ТХААД, которые поставлены Израилю, далековато до комплексов С-300 и осоденно до С-400... подвежите свои штаны верёвочкой, а то невзначай спадут, когда эти комплексы будут применены в реальных боевых действиях!
        2. 0
          25 июля 2018 22:46
          Цитата: voyaka uh
          Блок 5 Фалкона-9 рассчитал на 100 полетов. Причем, каждые десять без промежуточной профилактики. Каждые 48 часов можно запускать одну и ту же ступень 10 раз подряд.

          Энди Ламбер с вами не согласен.
      2. 0
        25 июля 2018 22:40
        наработают статистику и не нужно будет разбирать, перебирать...
        1. 0
          25 июля 2018 22:53
          Цитата: Topgun
          наработают статистику и не нужно будет разбирать, перебирать...

          Новое слово в технике..может из статистики технику начать делать?
          1. +2
            26 июля 2018 09:32
            есть ли смысл говорить очевидные вещи?
            может сразу закончить этот тред словами Маск аферист, а СпейсХ пилит деньги?
            статистика есть в каждом изделии которое вас сейчас окружает (разве что в китайских подделках ее нет, но любое изделие от фирм которые имеют имя проходит через испытания), будь то лампочка, чайник итд., и чем сложнее деталь тем ее будет больше.
            вот сейчас проходит испытание МС-21, можете убедится сколько времени они потратят на
            Цитата: dvina71
            Новое слово в технике..может из статистики технику начать делать?

            кроме тщательного обследования после полетов там еще и отдельно корпус построить должны были который трясут постоянно на стенде итд итп по итогу они будут знать после скольких часов полета какую деталь менять и какое обслуживание проходить, так и СпейсХ будут знать после скольких посадок что перебирать и менять, со временем не нужно будет каждый болт смотреть + у них в отличии от всех остальных конкурентов есть возможность посмотреть на свое изделие после выполненной работы - не все "косяки" могут заметить сенсоры, это еще одно огромное преимущество возвращаемой ступени - можно существенно повысить ее надежность.
      3. +1
        26 июля 2018 05:48
        Убедиться в надежности металлической конструкции сможешь только сняв цельную деталь и проверив ее на микротрещины, к примеру ультразвуком. Шатл последний взорвался потому, что в болте крепления керамической плитки к корпусу микротрещина была - болт сломался - плитка задралась и оторвалась, корпус шатла в том месте не выдержал температуры и начал разрушаться.1 болтик.
  10. +6
    25 июля 2018 19:09
    Цитата: gridasov
    очевидно ,что в России существует дефицит идей имеющих потенциал практической реализации.


    В России, в сравнении с США и не только, хуже условия для внедрения иноваций. Именно поэтому, молодые и образованные, получившие хорошие теоретические знания, не знаю что сегодня, поэтому говорю УЕЗЖАЛИ туда, где этот потенциал выше.
  11. +1
    25 июля 2018 19:41
    Цитата: Троль
    Цитата: gridasov
    очевидно ,что в России существует дефицит идей имеющих потенциал практической реализации.


    В России, в сравнении с США и не только, хуже условия для внедрения иноваций. Именно поэтому, молодые и образованные, получившие хорошие теоретические знания, не знаю что сегодня, поэтому говорю УЕЗЖАЛИ туда, где этот потенциал выше.

    Только условия эти (те, что у нас хуже) не природные, а про-западно-рукотворные, ультра-либеральные...
    1. +1
      25 июля 2018 20:06
      Цитата: PENZYAC
      Цитата: Троль
      Цитата: gridasov
      очевидно ,что в России существует дефицит идей имеющих потенциал практической реализации.


      В России, в сравнении с США и не только, хуже условия для внедрения иноваций. Именно поэтому, молодые и образованные, получившие хорошие теоретические знания, не знаю что сегодня, поэтому говорю УЕЗЖАЛИ туда, где этот потенциал выше.

      Только условия эти (те, что у нас хуже) не природные, а про-западно-рукотворные, ультра-либеральные...


      Либеральные, не либеральные..это все риторика.
      Класики говорят: Несовершенство нормативно-правовой базы, явившееся следствием перехода России на новую модель экономики и вследствии этого недостаточность финансирования

      Учите классиков.
  12. +1
    25 июля 2018 20:32
    Он напомнил, что SpaceX запускает ракеты с мыса Канаверал, а затем «ловит» их на морские платформы. В российских географических условиях такая возможность отсутствует.

    Кто-нибудь мне объяснит - в чём заключается большая сложность приземлить ступень на любую подготовленную (просто разровненную) площадку на суше по сравнению с "простенькой" задачей не промахнуться мимо маленькой платформы посреди океана?
    1. +1
      25 июля 2018 21:28
      Типо нужно несколько площадок построить(для разных орбит и наклонений) и потом с них ракету вывозить. Но в любом случае это копейки. Пару бетонных площадок и вертолёт для перевозки ракет
    2. 0
      26 июля 2018 05:39
      Сложность не в приземлении этой ступени, а в повторном запуске. Ты бы на тачке после того как ее затоталенную восстановили хотел бы катать? При запусках и спусках такие экстремальные перегрузки и температуры, что затоталенная тачка сильно безопаснее на дороге будет, чем ракета повторно в космос запускаемая. Потому и шатлы не летают (пару раз взорвались и перестали их запускать) и буран только один раз взлетел.
  13. +3
    25 июля 2018 23:09
    Интересная статистика по Маску. Всего запусков было 59. Но из всех из них интересны модели Falcon 9 FT и Falcon 9/Block 4, потому что они запускались повторно.

    Falcon 9 FT запускался 24 раза, из них 7 раз повторно. После этого запуски прекратили и перешли на следующую модель. Выходит 10 ракет ушло в утиль.

    Falcon 9 FT/Block 4 запускался 12 раз, из них 5 раз повторно. Две ушли в утиль. Перешли на окончательную модель Falcon 9 FT/Block 5.
    Посмотрим на статистику новой модели. Ожидается, что будет построено 30—40 первых ступеней Falcon 9 Block 5, которые совершат порядка 300 запусков в течение 5 лет до завершения её эксплуатации, то есть одна ступень будет использоваться более 10 раз. Пока видно, что больше двух раз не запускают.
    Все данные из Википедии.
    1. 0
      26 июля 2018 05:34
      Не разработано еще таких материалов и конструкций, которые бы без ущерба выдерживали перегрузки старта и температуры спуска, а тем более многократно. Памп и пиар.
      1. 0
        26 июля 2018 06:12
        Рекорд Шатла вроде 39 пусков на одном железе
      2. +2
        26 июля 2018 08:33
        Цитата: dmlescs
        Не разработано еще таких материалов и конструкций, которые бы без ущерба выдерживали перегрузки старта и температуры спуска

        И что там не так с перегрузками? 4g? Это, как бы, то, на что рассчитаны даже пассажирские самолёты. А температура? Первая ступень не с орбиты возвращается на 20+ махах.
    2. +3
      26 июля 2018 08:30
      "Выходит 10 ракет ушло в утиль."////
      ---
      Только корпус. Двигатели снимают и используют повторно.
      1. 0
        26 июля 2018 14:44
        Об этом где то говорилось, или вам хочется так думать?
  14. +1
    26 июля 2018 05:31
    Что значит "Концепция"?? Буран был. Шатлы и Бураны показали один глобальный минус идеи возвращаемого корабля - слишком экстремальные температуры и перегрузки при возвращении приводят к микротрещинам в металле которые обнаружить практически невозможно и повышенному износу конструкции,так что проще одноразовыми пулять чем очковать вдвойне при повторных запусках многоразовых, ибо полезная нагрузка как правило сильно дороже возвращаемого модуля. Илон Макс - другое дело он на бирже свои акции туда-сюда гоняет, а теслы (просто сравните ее ценник и объемы продаж с ниссан лиф - который с 2012 года спокойно по япии и Владивостоку катает и сразу возникает вопрос ее о рентабельности ) и ракеты ему для пампа нужны. Так же как со сланцевым газом американцы сделали - 90 лярдов вложили в разработки месторождений и хайп - 500 лярдов на бирже стриганули, и в отставку, а те, кто в попиле не участвовал теперь носятся с этим газом как бабка по рынку с пирожками.
    1. +2
      26 июля 2018 10:02
      "экстремальные температуры и перегрузки при возвращении приводят к микротрещинам "////
      ----
      Это при планирующем пологом приземлении. Поэтому Илон Маск от него и отказался и выбрал метод энергичного торможения своим собственным "выхлопом". Приземление медленное без опасного перегрева. Понятно?
      1. +2
        26 июля 2018 22:03
        Планирующее приземление первой ступени, кстати, также не привело бы ни к экстремальным температурам, ни к микротрещинам. Просто в силу того, что конечная скорость первой ступени далека от первой космической, для которой всё перечисленное действительно характерно. Так что причины выбора вертикального спуска другие. И не факт, что в конечном итоге не победят две другие конкурирующие концепции - планирующий и парашютный спуск. Впрочем, все три можно и комбинировать в разных сочетаниях.
        А вообще - спасение ступеней, обтекателей весьма эффектно, но более эффективно было бы сосредоточиться на спасении двигателя и другой дорогой начинки, а к корпусу ступени относиться, как к некоему бамперу-демферу, заложив в него принцип программируемой деформации, да ещё можно дополнительно использовать некую здоровенную подушку безопасности по образцу автомобильных. А уж переставить двигатель в свежеотштампованную ступень, пустив старый корпус в переплавку будет много проще и дешевле, чем спасать, а потом долго и нудно проверять работоспособность "бэушной" ступени (для двигателя можно, после набора статистики, директивно постановить, что если внутренний акселерометр при посадке показал значение ускорения менее определённого, двигатель используется без тотальной переборки и проверки).
        1. 0
          27 июля 2018 20:13
          еще в СССР эту тему муссировали , но никак не решили что делать
  15. 0
    26 июля 2018 05:34
    Ракетные системы классической схемы,не важно многоразовые или нет,себя исчерпали и все эти потуги есть топтание на месте.Нужна новая концепция,а её нет.Вернее есть,но от неё шарахаются уже 50 лет.И ведь проработанные в чертежах идеи,только строй.Я вообще считаю что без атомных двигателей в большом космосе нечего делать.
    1. 0
      26 июля 2018 07:37
      Вопрос стоит не о полетах в большом космосе, а о поднятии полезных нагрузок из гравитационного колодца. Вы предлагаете загадить радиацией всю атмосферу?
  16. 0
    26 июля 2018 07:35
    Эта концепция далеко не первая, и не последняя, разработанная в ЦиХе. Видно за написание различных концепций очень хорошо платят. Только вот ракеты почему то не летают.
  17. 0
    26 июля 2018 18:47
    Вообще, меня конечно все эти истории с Хруничевым или Лавочкиным да и всеми остальными подразделениями Роскосмоса , да и не только , не то что удивляют, сколько демонстрируют что с космосом Россия в ближайшем будущем распрощается. Отношение мое к Маску ни разу не изменилось - это удачливый жулик, которого власти или спецслужбы или НАСА а может все вместе , используют для уничтожения конкурентов.
    Но в верхушке Роскосмоса , как я понял тоже работают на него . И чем дальше тем это очевиднее.
    Хруничеву бы довести до ума ракету, что б летала без аварий и цена что б была адекватная а не придумывать ерунду и не пытаться обезьянничать и подражать американцам.
    Меня ввообще удивляет , почему в РФ запуск раакет стоит уже дороже чем в США? Это сколько же надо пилить бабла, что б уже догнать в этом американцев? Ведь в России и материалы и ресурсы и раб сила стоят в разы меньше чем в США. Тут даже не надо быть каким то экономистом что б понять что воруют и воруют по черному..