F-22: положительные тенденции и невеселые перспективы
Тем не менее, истребитель F-22 нельзя назвать полностью бесперспективным и безнадежным. Благодаря освоению самолета в войсках удалось в некоторой мере улучшить ряд параметров. Так, в начале эксплуатации для обслуживания машин требовалось порядка 20 человеко-часов на один летный час. Сейчас этот параметр вплотную приблизился к 12. Точно так же упала и стоимость летного часа – сейчас она находится в районе 19-20 тысяч долларов. Вполне возможно, что в течение года-двух этот параметр сравняется со стоимостью летного часа истребителя F-15 (около 17 тысяч). Наконец, в прошлом году степень готовности самолетов F-22 колебалась около 70%. Что касается остальных истребителей, то их готовность редко превышает 65%. Возможно, это связано с особо пристальным вниманием к новому истребителю. Однако снижение эксплуатационных расходов можно воспринимать в том числе и как некий намек на достижение одной из целей программы – удешевление обслуживания, ремонта и других наземных работ.
Несколько дней назад список проблем F-22 пополнился новым пунктом. Стало известно, что несколько летчиков, которым доверили новую технику, вовсе не рады этому факту. По их словам, у кислородной системы истребителя есть масса проблем, которые могут привести к любым последствиям, в том числе и катастрофическим. Надо заметить, неполадки регенератора воздуха преследуют «Раптор» уже не первый и не второй год. Не менее регулярно появляются предложения убрать эту новую аппаратуру и заменить ее старым добрым кислородным баллоном. Среди военных тоже есть сторонники замены, однако единого мнения в Пентагоне нет. Дело в том, что при многократных дозаправках топливом в полете единственными ограничениями по дальности полета являются физические возможности пилота и ресурс дыхательной системы самолета. Если же вместо кислородного баллона ограниченной емкости ставить регенератор кислорода, то дальность будет ограничиваться только возможностями пилота. Тем не менее, регенеративная система до сих пор является достаточно сырой. За последние годы и время серийной эксплуатации истребителя F-22 в ее отношении не произошло почти никаких положительных сдвигов. Конечно, современная регенеративная система на голову или две выше той, которая была сделана в конце 80-х, но и ее эксплуатационные характеристики пока что не достигли приемлемого значения.
Относительно большая стоимость конкретного самолета типа F-22 и, как следствие, сравнительно малый объем производства в сочетании с проблемами другого истребителя нового поколения – F-35 Lightning II – уже в самом ближайшем будущем может поставить USAF в весьма неудобное положение. Первоначально F-22 создавался в качестве преемника F-15: тяжелый истребитель с превосходными бортовой аппаратурой и оружием. F-35, в свою очередь, задумывался сменщиком F-16 – легкого и дешевого истребителя с менее хорошими характеристиками. Теперь же оказывается, что тяжелый «навороченный» самолет уже есть (хотя и имеет ряд проблем), а легкий и дешевый во-первых пока еще не готов к принятию на вооружение, а во-вторых, его нельзя назвать дешевым. Можно предположить, что в численном отношении F-35 повторит судьбу «Раптора» и тоже не станет массовым продуктом. Даже своевременное доведение F-35 до полноценной серии не гарантирует отсутствие некоторого «провала» в поставках новой техники. К тому же не стоит забывать про очередную модификацию старой техники – F-16V. Этот вариант модернизации старых F-16 обойдется гораздо дешевле, чем строительство новых машин.
Наконец, определенное беспокойство за судьбу новых американских истребителей у американских военных и экспертов всего мира вызывает тот факт, что развивающиеся страны все чаще предпочитают покупать российские самолеты марки «Су». В ряде конкурсов поставляемая на экспорт американская техника уже проиграла, а что-то совершенно новое в лице F-35 пока еще не готово. F-22, в свою очередь, вообще не предлагается для продажи за границу, хотя есть основания ожидать этого через несколько лет. А ведь производство самолетов для продаж в третьи страны могло бы помочь снизить стоимость истребителей, производимых для себя. Но Пентагон не спешит давать разрешение на продажи F-22. По разным оценкам, заключение контрактов на поставки «Раптора», если оно состоится, произойдет никак не раньше 2015 года. Это значит, что американскому F-22 к тому времени будет наступать на пятки FGFA – экспортная версия российского Т-50, совместно разрабатываемая Россией и Индией.
И все же у F-22 есть возможность показать себя в деле и доказать противникам свою состоятельность. Недавно появились сообщения о переброске нескольких «Рапторов» из США в Объединенные Арабские Эмираты. Подробные причины этого, как всегда бывает, командование американских ВВС публиковать не спешит. Как результат, появилось множество домыслов, причем немалая их часть касается гипотетической войны с Ираном. В пользу этой версии приводятся несколько аргументов, но наиболее правдоподобным выглядит мнение эксперта И. Крамника. Он полагает, что F-22 в случае конфликта будут отправлены заниматься тем, для чего они создавались. Еще до исламской революции Иран успел получить несколько десятков американских истребителей F-14. Несмотря на солидный возраст, эти машины все еще могут доставить проблем американской авиации, особенно самолетам F-15 или F-16. Эти истребители за прошедшее с семидесятых время успели пройти несколько модернизаций, что, однако, может не возыметь должных последствий в условиях реального боя. Поэтому у США есть все основания опасаться 25-30 имеющихся у Ирана F-14. По своим боевым характеристикам «Раптор» значительно превосходит иранские F-14. Но главное, на что следует обратить внимание – его способности к обнаружению целей. F-22 может обнаружить и атаковать иранские истребители до того, как они смогут ответить. Так что F-22 «рискует» наконец-то заняться своими прямыми обязанностями.
Современная война отличается отсутствием полного превосходства одной стороны над другой. Поэтому некоторое количество «Рапторов», несомненно, пострадает в той или иной мере. Судя по имеющимся данным, повреждения уже средней степени по ряду технологических причин в большинстве случаев будут требовать ремонт в заводских условиях. Это нельзя назвать хорошей стороной самолета. В то же время, словно готовясь к грядущим ремонтам, на заводе фирмы «Локхид Мартин» была сохранена сборочная линия «Рапторов». Другая версия, касающаяся сохранения линии касается возможного заказа новой партии этих самолетов. Дело в том, что имеющееся 187 серийных строевых машин не могут закрыть все потребности USAF. В настоящее время в строю находится порядка пятисот истребителей F-15 различных модификаций. И даже при самых смелых предположениях такое их количество не может быть полностью заменено двумя сотнями «Рапторов». К тому же модернизационный потенциал F-15 уже подходит к концу и нет практически никакой пользы от продолжения улучшений.
На истребитель F-22 Raptor с самого начала возлагались очень большие надежды. По независящим от него причинам, этот самолет не смог оправдать все ожидания, за что почти сразу же подвергся жесткой критике. Тем не менее, детские болезни машины практически полностью изведены, эксплуатационные показатели постоянно улучшаются, а на горизонте маячит его первая война. Тем не менее, положительные тенденции в судьбе «Раптора» вряд ли смогут переубедить ненавистников проекта и заставить их сменить свое мнение. Ответственным лицам Пентагона в таких условиях остается только анализировать данные, строить прогнозы и решать, что нужно ВВС США, для чего и в каком количестве.
Источники информации:
http://www.af.mil/
http://rus.ruvr.ru/
http://www.f22-raptor.com/
Информация