Ju.88 – самый массовый двухмоторный бомбардировщик Второй мировой

Общепринято считать, что бомбардировщик Ju.88 представлял собой образец принятого в немецкой авиации принципа ударного самолета, который использовался для решения достаточно широкого круга задач, что решало многие производственные проблемы. Такая мысль является лишь упрощением реального положения дел. Гибкость боевого использования самолета, которая позволила ему стать основой, скелетом люфтваффе, стала волей случая, а вовсе не результатом удачного выбора концепции. Многофункциональный бомбардировщик компании Юнкерс стал одним из самых универсальных самолетов Второй мировой войны. Он применялся в роли бомбардировщика, торпедоносца, разведчика, ночного истребителя, мог производить бомбометание в пикировании, был частью летающей бомбы в проекте Mistel.

К моменту начала Великой Отечественной войны Ju.88 уже был знаком советским специалистам, которые впервые увидели его в ноябре 1939 года, когда самолет демонстрировался советской авиационной делегации. Тогда он являлся новейшим бомбардировщиком люфтваффе, который только что прошел испытания. Задуманный в 1934 году, как многоцелевой самолет, двухмоторный юнкерс впервые поднялся в воздух в 1936 году и в течение 2-х лет доводился до серийного производства. На одной из промежуточных стадий проектирования самолет из скоростного бомбардировщика превратился в пикировщик, первую в мире двухмоторную машину данного типа. Немецким авиаконструкторам удалось совместить в самолете высокую скорость, большую бомбовую нагрузку и значительную дальность полета. По своим боевым возможностям он превосходил английский «Бленхейм», французский Блок MB-130 и советский СБ.


Самолет Ju.88 представлял из себя двухмоторный цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси, оснащенный двигателями Jumo-211 мощностью по 1200 л.с. каждый (мощность изменялась в зависимости от модификации). Бомбардировщик был способен взлететь с бомбовой нагрузкой в 2903 кг. При такой нагрузке его радиус действия составлял 885 км. Во время боев в Сталинграде боевая нагрузка Ju.88 доходила до 3000-3400 кг. Самолеты взлетали для бомбовых ударов с подготовленных площадок в окрестностях города и в самом городе. Максимальная дальность полета с нагрузкой в 500 кг. составляла 3540 км. Бомбардировщик оснащался тормозными щитками, которые позволяли ему пикировать на цель с углом до 70 градусов. Ju.88 оборудовался автопилотом, а также вторым комплектом органов управления, которые мог использовать бомбардир. Среди другого оборудования, которое бы заслуживало внимание можно выделить возможность установки устройств для резки тросов аэростатов заграждения, а также антиобледенительную систему хвостового оперения и воздушных винтов.
Ju.88 – самый массовый двухмоторный бомбардировщик Второй мировой

Ниже приводятся выдержки из отчета об испытаниях самолета JU-88A-6, который во время выполнения бомбардировочного налета на Биркенхед по ошибке приземлился на английский аэродром и достался англичанам в полностью исправном состоянии.

Экипаж самолета состоял из 4-х человек, которые были компактно расположены в кабине, находящейся в передней части фюзеляжа. Пилот и верхний стрелок, который также выполнял роль оператора беспроводной связи, находились на комфортабельных сиденьях. Их рабочие места были достаточно просторны. При этом условия обитания у бомбардира и нижнего стрелка, который размещался в гондоле, были далеки от комфорта. Нижний стрелок не мог оставаться возле своего пулемета более часа, ему необходимо было делать перерыв, отдыхая на небольшом сиденье, которое устанавливалось над его позицией по боевому расписанию. Бомбардир, если он не лежал за бомбардировочным прицелом, занимал очень неудобное место, которое располагалось рядом с пилотом. Его место находилось слишком близко к бомбосбрасывателям и педалям.

Стрелковое вооружение бомбардировщика включало в себя 4 пулемета MG-15 калибра 7,92-мм, установленных на подвижных установках. Два пулемета были смонтированы в задней верхней части кабины на специальных индивидуальных вращающихся турелях-блистерах, которые были снабжены бронестеклами. Третий пулемет находился в гондоле и был направлен стволом назад. Четвертый располагался в лобовой части фонаря кабины и был смещен вправо. Боекомплект пулеметов состоял из 1650 патронов, которые находились в 22 магазинах на 75 патронов каждый. Магазины к пулеметам располагались на стеллажах задней части кабины и по бортам, везде, где отсутствовало бортовое оборудование. Все прицелы пулеметов состояли из мушек и колец, при этом мушка устанавливалась ближе к глазу стрелка, а кольца располагались на конце ствола.

Дотошные англичане провели отстрел пулеметов одного на земле и 3-х в воздухе. Отдача была небольшая, задержек при стрельбе не было, скорострельность составила 1000 выстрелов в минуту. При ведении огня образовывалось мало дыма и пламени, ночные стрельбы продемонстрировали, что трассеры от пулеметов почти не слепят стрелка. Примерно каждый пятый патрон в магазине являлся трассирующим, остальные были зажигательными, бронебойными и разрывными. Пулеметное вооружение самолета было признано чрезвычайно эффективным и простым.

Экипаж бомбардировщика был достаточно хорошо защищен от атак сзади. Вся задняя часть кабины была прикрыта бронестеклом и броней вплоть до коленей стрелка. Нижний стрелок прикрывался бронеплитой и полукруглым бронещитком, который смещался вместе с пулеметом, защищая его лицо. Кресло пилота имело бронеспинку и бронезаголовник. Нижняя часть сидения верхнего стрелка была бронированной. Дополнительной защитой от атаки сзади были также протектированные топливные баки, а также установленное в задней части кабины радиооборудование. Все масляные и топливные баки были протектированными, при этом двигатели не имели вообще никакой защиты от обстрела.

Летные испытания показали, что бомбардировщик Ju.88 – это удивительно маневренная для своего класса машина. Управление самолета легкое и по мере роста скорости не усложняется, даже во время пикирования. Самолет, который пилотируется опытным пилотом, представляет очень сложную цель для истребителей. Юнкерс-88 обладал достаточно большой скоростью и быстро разгонялся на пикировании. Его тормозные щитки достаточно легко выпускались и были признаны очень эффективными. При пикировании под углом в 60 градусов скорость самолета никогда не превышала 426 км/ч, при этом сохранялась прекрасная управляемость, что позволяло вносить коррективы в прицеливание. Вывод самолета из пикирования происходил автоматически.

Пилотирование по приборам было признано комфортабельным, а их освещение удобным. При одном работающем двигателе управлять машиной и держать ее в горизонтальном полете становилось трудно, при скорости в 267 км/ч самолет начинал терять высоту. Выполнять развороты с одним работающим двигателем было очень трудно. Не смотря на это, опытные пилоты могли на одном двигателе дотянуть самолет до своей территории.

Советские войска столкнулись с Ju.88 уже 22 июня 1941 года, когда немецкие бомбардировщики нанесли мощный бомбовый удар по советским городам и аэродромам. Ровно половина всех бомбардировочных авиагрупп 1-го, 2-го и 4-го воздушных флотов, которые использовались для нападения для СССР, имела на вооружении бомбардировщики Юнкерс-88 преимущественно в версии Ju-88A4. При ударах по аэродромам данные бомбардировщики использовали множество мелких осколочных бомб, каждый бомбардировщик нес по 2 контейнера, в которых находилось по 360 2-кг бомб. Это был первый в истории случай использования кассетного оружия.

Почти с самого начала войны Ju.88 стал играть роль дальнобойной артиллерии, тесно взаимодействуя с наступающими танковыми группами. Работая с небольших высот, самые тяжелые потери немецкие самолеты несли от зенитного огня с земли. Действующая в Прибалтике эскадра KG 77 уже к 5 августа 1941 года потеряла 1/3 своего состава. По показаниям попавшего в советский плен капитана фон Винчевски из KG 51, его отряд за это же время потерял 5 бомбардировщиков из 9. Ефрейтор К. Кюнер из того же подразделения признал, что ее III группа практически перестала существовать. При этом Ju-88 считался достаточно живучим самолетом. Этому во многом способствовало внимание, которое уделили конструкторы данному вопросу. На самолете были дублированы масло- и бензомагистрали, проводка управления, использовались крупные протектированные бензобаки. Самолет имел двойное управление и даже позволял летчику на некоторое время оставить управление машиной.

Временами Ju.88 демонстрировал настоящие чудеса, показывая удивительные примеры своей живучести. 19 сентября 1941 года 2 истребителя МиГ-3 из 787-го полка ПВО безуспешно расстреляли по юнкерсу весь свой боезапас. После этого младший лейтенант Б. Пирожков решился на таран и отрубил бомбардировщику правый стабилизатор, а также руль поворота, но самолет продолжал держаться в воздухе. После этого самолет вторично таранил уже напарник Пирожкова, младший лейтенант А. Довгий. Лишь после этого немецкая машина наконец-то потеряла управление и упала где-то под Тулой. Выявила война и слабые места самолета. Моторы жидкостного охлаждения, а в особенности их радиаторы, расширительные водяные бачки и бензонасосы очень легко поражались. При атаке спереди двигатели были ничем не защищены, как, впрочем, и сам экипаж.

Подводя итоги, можно сказать, что для своего времени Ju.88 был очень удачным бомбардировщиком, что и позволило ему стать самым массовым двухмоторным самолетом в истории Второй мировой войны и в истории авиации в целом. Всего с 1939 по 1945 год немецкая промышленность выпустил 15 001 самолет Ju.88, что является лучшим подтверждением полезности данного самолета.


Тактико-технические характеристики Ju-88A4:

Размеры: размах крыла – 20,08 м, длина - 14,35 м, высота - 5,07 м.
Площадь крыла – 54,7 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 9 860
- нормальная взлетная – 12 105
- максимальная взлетная – 14 000
Тип двигателя – два 12 – цилиндровых Junkers Jumo-211J1 мощность 1 400 л.с. каждый
Максимальная скорость – 470 км/ч
Практическая дальность нормальная – 1790 км.
Практический потолок – 8 200 м.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение стрелковое: один 7,92-мм пулемет МG-81 вперед, один подвижный 13-мм МG-131 или два МG-81 на подвижной установке вперед, два MG-81 назад-вверх, один МG-131 или два МG-81 назад-вниз;
Боевая нагрузка 2900 кг.

Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/bww2/ju88a1.html
www.airwar.ru/history/av2ww/axis/ju88/ju88.html
www.airpages.ru/lw/ju88_2.shtml
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти