«Звезда». От танкеров до авианосцев!

39
Хотя мы уже привыкли к тому, что российское судостроение нас не очень радует, некоторые новости с кораблестроительных «фронтов» все-таки настраивают на оптимистичный лад. И одним из главных генераторов таких новостей в последнее время стал приморский судостроительный комплекс «Звезда», расположенный в городе Большой Камень.

Буквально на днях заместитель министра промышленности и торговли Олег Рязанцев заявил, что «Звезда» в ближайшие пять месяцев подпишет 60 контрактов на строительство новых судов. И это при том, что в портфеле заказов данного предприятия лежит уже 26 контрактов – не потенциальных, а вполне реальных, по которым уже идут платежи, ведутся работы и так далее.



Правда, вице-премьер правительства Юрий Борисов озвучил несколько иную цифру:

У "Звезды" сейчас 118 контрактов — 118 потенциальных кораблей, которые будут строиться. В основном это большого класса крупномодульные газовозы, суда снабжения (грузоподъемностью. — Авт.) до 100 тысяч тонн.


Вероятно, такое разночтение связано с тем, что контракт может быть заключен как на одно судно, так и сразу на целую серию. Поэтому корректнее, вероятно, будет считать не контракты, а количество заказанных судов. И тут цифра 118, да применительно к кораблям грузоподъемностью до 100 тыс. тонн, вызывает законное уважение.



Также в эти дни на верфи состоялось ещё одно важное событие – китайские партнеры передали «Звезде» плавучий док, необходимый для достройки некоторых судов. Он позволит работать с объектами длиной до 300 метров, а это львиная доля всех реализуемых там проектов.

А к концу 2019 года в Большом Камне планируют закончить строительство самого крупного в России сухого дока. После завершения этой работы там станет возможно строительство воистину огромных судов, длиной до 485 метров. В настоящее время более крупных судов в мире почти не строится, а то, что есть, можно пересчитать буквально по пальцам.

На верфи установлен мощнейший подъемный кран «Голиаф». Огромная махина весом 4 000 тонн способна поднимать груз весом 1200 тонн, что позволяет значительно упростить сборочный процесс, буквально «составляя» строящееся судно из уже почти готовых блоков. Есть и «маленькие» краны. Хотя трудно сказать, подходит ли это слово к уральским исполинам, рассчитанным на 320 тонн полезной нагрузки.



В общем, техническое и технологическое состояние предприятия уже сейчас не вызывает особых нареканий. И это стало одной из причин того, что именно на «Звезде», похоже, все-таки будет построен атомный ледокол «Лидер» или даже целая серия таких кораблей. Хотя с «Лидером», конечно, все не очень просто. Но это тема для другого разговора.

Вообще, нужно понимать, что строящаяся (и уже работающая) верфь является не чистым «новоделом», который возвели на берегу первой попавшейся бухты. Завод «Звезда» и до начала реализации этого амбициозного проекта был крупнейшим на Дальнем Востоке судоремонтным предприятием. Причем он специализировался именно на обслуживании судов Тихоокеанского флота, в том числе надводных и подводных судов с атомной силовой установкой. По этой причине даже в постсоветские годы город Большой Камень являлся закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО), и его посещение было не таким уж простым делом.

То есть в данном случае мы имеем полный набор необходимых компетенций – как традиционных, так и приобретенных. И очень велика вероятность, что в результате Россия получит действительно мощный судостроительный центр, и техническая, и технологическая, и научная составляющие которого будут соответствовать самым передовым требованиям.



Основным направлением деятельности приморской верфи в данный момент является строительство танкеров. Это и нефтеналивные суда, и газовозы, причем как в обычном исполнении, так и усиленного ледового класса. В перспективе можно ожидать и сертификации предприятия для строительства «химовозов» — танкеров, рассчитанных на перевозку агрессивных химических реагентов и соединений. И это неудивительно, ведь среди основных акционеров и инвесторов предприятия – «Роснефть» и «Новатэк».

Но с высокой долей вероятности мы можем предполагать, что со временем «Звезда» может взять на себя и реализацию крупных военных подрядов. Мощности верфи подходят для строительства крупных надводных кораблей типа «эсминец», «большой противолодочный корабль», «крейсер», а в ближайшей перспективе, после сдачи упомянутого выше сухого дока, будут подходить и для строительства авианосцев. И это очень важно для нашей страны – как бы остро ни стоял вопрос о том, нужны ли нам вообще авианосцы, принципиальную возможность их построить мы все-таки должны иметь.

Теперь же, похоже, мы сможем полностью заместить Украину и в этом вопросе. Да и к китайцам на поклон, как предлагают некоторые, идти не придется.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 августа 2018 12:17
    Стратегическое партнёрство с Китаем на деле good
    1. +6
      1 августа 2018 18:46
      «Звезда». От танкеров до авианосцев!
      но нет авианосцев и кораблей первого ранга. скорее "газовозы" делать начнут...выгоднее.
      1. +1
        1 августа 2018 22:27
        Цитата: андрей юрьевич
        «Звезда». От танкеров до авианосцев!
        но нет авианосцев и кораблей первого ранга. скорее "газовозы" делать начнут...выгоднее.

        И правильно .. Смысл в них..
        1. 0
          4 августа 2018 09:19
          но нет авианосцев и кораблей первого ранга.

          Кто спонсирует тот и заказы определяет. То мы плачемся, что гражданское судостроение заброшено, то наоборот возмущается... Что плохого в постройке тех же газовозов? Они как никак бюджет пополняют, или лучше в Корее покупать? В общем вам не угодить.
  2. +6
    1 августа 2018 12:26
    «Звезда» может взять на себя и реализацию крупных военных подрядов.
    - а может и не взять ! Главное танкеры, суда-снабженцы, газовозы.
    обслуживании судов Тихоокеанского флота, в том числе надводных и подводных судов с атомной силовой установкой
    я работал с ребятами из Б. Камня. И поэтому мне не понять, что портфель заказов чисто нефтянка и газ !
  3. 0
    1 августа 2018 12:58
    Заказов одних мало, надо чтобы еще они выполнялись в срок, а с этим и у проверенных верфей проблемы.
    1. 0
      1 августа 2018 17:21
      А вектор на молодых , а оне не имеют опыта , Такс вотс))))
      1. -1
        1 августа 2018 18:11
        Цитата: Дирижер
        А вектор на молодых , а оне не имеют опыта , Такс вотс))))

        ===========
        Значит - "старые" - подсобят!!!
  4. +7
    1 августа 2018 13:14
    Они вторую очередь строительства заканчивают в 2020-м году, что на четыре года раньше запланированного. После этого начнут строить газовозы для Ямала. А вообще там 16-ть очередей строительства, включая микрорайоны, детские сады, школы, больницы. Говорили что сейчас на верфи трудятся более 1000 человек, а после ввода всех объектов в эксплуатацию число сотрудников увеличится более чем в семь раз. Ударный труд!
  5. 0
    1 августа 2018 13:22
    Интересно кто такие огромные кранбалки изготавливает?
    1. +4
      1 августа 2018 13:36
      Китай. China Heavy Industry Corporation Nantong (CHIC).
      1. 0
        1 августа 2018 16:41
        Понятно, в России такие громадины до места назначения невозможно доставить.
        1. -1
          1 августа 2018 18:13
          Цитата: Вадим237
          Понятно, в России такие громадины до места назначения невозможно доставить.

          =========
          А ЗАЧЕМ??? Даже "штаты" не стесняются нужное оборудование закупать в Европе, Японии и том же Китае??? Так, чем Россия "хуже"??? request
          1. +4
            1 августа 2018 20:15
            Цитата: venik
            А ЗАЧЕМ??

            Штатам действительно незачем, им проще "зелени" напечатать, и кран-балки купить.
            Нам же наоборот, НУЖНО свое станкостроение и краностроение поднимать.
            Жаль, что вы этого не понимаете.
            1. +3
              1 августа 2018 20:56
              Такое краностроение в России не окупится, потому как таких балок, на всю Россию нужно штук 20 на 10 - 15 лет.
              1. +1
                2 августа 2018 07:05
                Цитата: Вадим237
                Такое краностроение в России не окупится,

                В Китае окупается? wink
                1. +1
                  2 августа 2018 11:12
                  В Китае это смежное производство - уж точно не сидит на одних кранбалках.
                  1. +1
                    2 августа 2018 19:51
                    Цитата: Вадим237
                    В Китае это смежное производство - уж точно не сидит на одних кранбалках.

                    Не вопрос - почему нам смежное производство не организовать, побережье у нас больше китайского? Почему бы нам вообще не пойти по китайскому пути, развивать производство, а не только добывающую отрасль? В Китае это все развивалось именно по государственной программе развития. wink
          2. 0
            7 августа 2018 21:45
            Пусть все у нас покупают.Работать на экспорт...
            1. +1
              8 августа 2018 21:27
              Цитата: lev1759
              Пусть все у нас покупают.Работать на экспорт...

              Сначала надо поменять правительство и государственный строй.
  6. +5
    1 августа 2018 13:27
    уже имеется "передаточный плавучий док" - дедвейтом 40000 тонн. на строительство авианосца Ульяновск планировалось 30000 тонн стали. так что можно и авианосцы строить
    1. 0
      7 августа 2018 19:56
      Цитата: Romario_Argo
      так что можно и авианосцы строить

      Можно. Только денег нет.
      1. 0
        7 августа 2018 20:58
        Денег у России хватает. По 240 тонн золота каждый год ЦБ покупает. Пока нет нужной серийности на реакторы Ритм-200. + ещё 2000 человек персонала нужно добрать на верфь, + чтобы в работу влились по текущим заказам. Как то так (!)
        1. +1
          7 августа 2018 21:05
          Цитата: Romario_Argo
          Денег у России хватает.

          На спасение олигархов. Но только не на СУ-57 и Т-14.
          Да и на пенсионеров грошей нету.
  7. -1
    1 августа 2018 13:38
    Хорошая новость
  8. +4
    1 августа 2018 14:01
    Китайцы вложились на Дальнем Востоке не в строительство авианосцев, а в строительство танкеров. Не будет там никакой оборонки.
    1. +6
      1 августа 2018 14:33
      Цитата: Инжeнeр
      Китайцы вложились на Дальнем Востоке не в строительство авианосцев, а в строительство танкеров. Не будет там никакой оборонки.

      Китайцы туда особо не вкладывались. Основные инвесторы - наши нефтяники и газовики. Китайцы поставляют "Голиафы", доки, кое-какое оборудование.
      1. +1
        1 августа 2018 15:00
        наши нефтяники и газовики
        - это я так понимаю госкомпании?
      2. +2
        1 августа 2018 15:16
        извиняюсь, конечно же корейцы и чуть-чуть голландцы
    2. -1
      1 августа 2018 18:23
      Цитата: Инжeнeр
      Китайцы вложились на Дальнем Востоке не в строительство авианосцев, а в строительство танкеров. Не будет там никакой оборонки.

      ==========
      Ага!!! А кто их "спрашивать" собирается??? ЧТО именно строить?
      Судьба "инвестора" - она - ТАКАЯ..... Деньги - вложил?? Вложил! Дивиденды получаешь? - Получаешь.... А ЧТО конкретно строится (танкеры, авианосцы или прогулочные катера) - тебя НЕ КАСАЕТСЯ!!!!! hi
      1. 0
        7 августа 2018 19:58
        Цитата: venik
        Ага!!! А кто их "спрашивать" собирается??? ЧТО именно строить?
        Судьба "инвестора" - она - ТАКАЯ..... Деньги - вложил?? Вложил! Дивиденды получаешь? - Получаешь.... А ЧТО конкретно строится (танкеры, авианосцы или прогулочные катера) - тебя НЕ КАСАЕТСЯ!!!!!

        Это зависит от количества акций. При большом количестве уже акционер решает, что надо производить.
  9. 0
    1 августа 2018 15:02
    со временем «Звезда» может взять на себя и реализацию крупных военных подрядов
    - когда оно будет то?
    1. -1
      1 августа 2018 16:42
      Ближе к 30ому году - будет.
      1. 0
        7 августа 2018 19:59
        Цитата: Вадим237
        Ближе к 30ому году - будет.

        Будет когда деньги появятся.
  10. +3
    1 августа 2018 16:38
    Док, краны, цеха и станки - это хорошо. А где они персонал наберут квалифицированный? и так имеющиеся заводы по сусекам скребут и перетягивают инженеров и рабочих квалифицированных. Неквалифицированной бестолочи пруд пруди.
    Второе завод - это не винегрет, собрал всё что нужно перемешал и готово. Кто создаст современную, эфективную организационную структуру? рапределение задач по подразделениям вплоть до ответственных исполнителей, чёткость рамок полномочий и ответственности, процедуры решений, реальные поощрения и реальные жёсткие взыскания ? Да да те самые должностные инструкции и положения по подразделениям которые везде филькины грамоты "вилами по воде". И кто будет бить палкой по рукам и башке при первых признаках поползновения лени, тупости и отфутбрливания вопросов чтобы удержать структуру? Кто будет отсеивать сыночков, дочек, корешей и просто "весёлых парней"? Кто будет контролировать в доску коорупционные отделы закупок с поставщиками, и прочие отношения "вась-вась" рабочих/мастеров/ОТиЗ по бесконечным дополнительбным работам и трудочасам?
    Насколько я знаю свою организационную структуру никто не выдаёт, корейцы с DSME гостей "по обмену опытом" даже в цеха глянуть не пускает SHI тоже.
    А без этого можно любое дело похерить, номинальных мощностей по докам кранам и цехам у нас по России выше крыши, а так могут взрастить ещё одно гиблое болото как на всех крупных заводах Залив, Адмиралы, Северная, Выборгский ну и притча во языцех Балты!
    1. +1
      1 августа 2018 22:33
      Вы описали 99%проблем нашей страны.. Да сложности и не малые сам работал в мега проектах и об уровне "компетенций" в курсе , но работать то надо.. Это лучше чем ничего..
  11. +1
    1 августа 2018 19:13
    Очередная повесть о великом завтра.
  12. +1
    1 августа 2018 19:14
    Очередная байка о великом завтра.
    1. 0
      3 августа 2018 11:20
      Очередная байка о великом завтра.


      Ну по чему же байка, матрасы конкретно пробивают, возможности строительства дебаркадеров, В том числе и для островов Баренцево моря. Ибо всерьёз тренируют морпехов в Норвегии к аннексии Российской части архипелага Шпицберген.

      Монополия России на Сев. Мор. Путь, им как кость в горле. А так Путь будет перекрыт.


      Дебарка́дер (фр. débarcadère, от débarquer — выгружать, высаживать на берег) плавучая пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (обычно в речном порту) и предназначенное для стоянки грузовых и пассажирских судов, а также любой обособленный элемент (стационарный или плавучий) портовой (причальной) инфраструктуры, имеющий грузовую площадку и вынесенный за пределы причальной (береговой) линии.


      Вот это и есть великое завтра, в довесок к авианосцам... И первой в мире плавучей атомной станцией, которую так же можно отнести к дебаркадерам.