Лучшее противокорабельное оружие

86
Лучшее противокорабельное оружие


Ценой относительно низких потерь пилоты-камикадзе смогли разбить половину военного флота США!



Относительно низких потерь? Все познается в сравнении: за годы войны с задания не вернулись 60.750 японских пилотов. Из них только 3912 были “официальными” камикадзе. Случаи самопожертвования в безвыходной ситуации по собственной инициативе следует рассматривать отдельно.

В данной статье оценивается эффективность “специальных атак” как основной тактики японской авиации на завершающем этапе войны.

Итак, на что разменяли свою жизнь 3912 летчиков-самоубийц?

За полгода боевых действий — 16 тяжелых авианосцев в хлам. Это было похоже на еженедельный марафон “Мидуэй”. Только во всех эпизодах того марафона “огребал” американский флот. "Эссекс", "Саратога", "Франклин", "Интрепид"... не по одному разу!

Счет взорванных и сгоревших крейсеров и эсминцев шел на многие десятки; транспортов и десантных кораблей — на сотни единиц!

Черт возьми, что это было?

Скоростное маневрирующее средство воздушного нападения, оснащенное самой лучшей, отказоустойчивой и непревзойденной по точности системой наведения. Глазами живого человека.

Японцы просчитали всё.

При “цивилизованных” методах ведения боя летчик производил сброс бомб с определенного расстояния от цели (больших или малых высот), оставляя себе возможность для выхода из атаки. В ущерб для точности нанесения удара.

Камикадзе разрушили сложившиеся стереотипы. Словно ГСН современной ракеты, смертник “запирал” свой самолет на выбранную цель и шел в бессмертие.


Пожар на авианосце "Белла Вуд", на заднем плане горит "Франклин", также атакованный камикадзе. В цивилизованных условиях для атаки на авианосное соединение потребовались бы несколько авиаполков, оснащенных техникой и не уступающих по качеству американским "Хэллкэтам" и "Корсарам". Ударные группы, группы прикрытия… У японцев не было ни того, ни другого, ни третьего… Но был результат

Зенитчики могли стрелять до посинения, но если смертник выходил на прицельную дальность огня автоматических пушек (“Бофорс” ≈ 7 км, в реальной остановке еще меньше — ближняя зона обороны), то ситуация приобретала фактор неизбежности. Подбить самолет было недостаточно. Смертельные выстрелы в упор часто оказывались бесполезны. Изрешеченный “зеро” с убитым пилотом продолжал свой путь в направлении цели.

Осознав масштабы катастрофы, американцы начали работы по перевооружению на 76-мм зенитки — у проверенных 40-мм “Бофорсов” просто не хватало могущества, чтобы разметать воздушную цель на мелкие обломки.

Единственным надежным способом был перехват на дальних подступах силами истребительной авиации благодаря возможностям мощнейшей авиатехники ВМС США. Благо японцы, помимо боевых самолетов, использовали все, что могло летать, вплоть до неуклюжих гидропланов.

Способ имел много преимуществ и всего один недостаток — ввиду непредсказуемости обстановки и сложности в распознавании воздушных целей перехватить каждого камикадзе было невозможно.

14% камикадзе сумели прорвать эшелонированную оборону соединений, повредив 368 кораблей и потопив еще 34. Жертвами этих атак стали 4900 моряков, еще около 5 тыс. получили ранения. (По данным отдела исторических исследований Минобороны США.)


По совокупности поражающих факторов поршневой самолет превосходил крылатые ракеты нашего времени. В первую очередь своей механической прочностью. Вместо пластиковых обтекателей и антенн в головной части “Гарпунов” и “Калибров” японский “зеро” наносил оглушительный удар 600-килограммовой стальной “чушкой” (14-цилиндровый мотор “Накадзима Сакае”). Отсюда повышенная проникающая способность у этого дьявольского оружия.

Словно раскаленный нож, камикадзе прошивали борта и переборки (в отдельных случаях даже броневые полетные палубы и горизонтальную защиту линкоров), обрушивая в отсеки груды раскаленных обломков ливень из полыхающего горючего и своё “боевое оснащение”, которое не уступало по мощи боевым частям современных ПКР. К примеру, модификация “зеро” А6М5 в варианте смертника штатно оснащалась 500-кг авиабомбой на подфюзеляжном держателе (что было сравнимо с БЧ “Калибра”, Томагавк-TASM, или новейшей LRASM).

Рекордсменом по количеству взрывчатки стала реактивная “Ока”, несшая на своих крыльях смерти 1,2 тонны аммонала. Впрочем, применение самолетов-снарядов MXY7 оказалось малоэффективным из-за высокой уязвимости их носителей — двухмоторных бомбардировщиков G4M.

В вопросах нанесения ущерба масса самого летательного аппарата значения не имела. Крылья, жестяную обшивку и другие “мягкие” элементы мгновенно отрывало при встрече с преградой. Вперед шли только боевая часть и массивные детали мотора.

Что касается скорости, то подавляющее большинство крылатых ракет (~0,8М) недалеко ушли от японских камикадзе на поршневых самолетах (их скорость в момент встречи с целью могла превышать 500 км/ч).

Что касается дальности, то рекорды смертников остаются недостижимыми для современных противокорабельных средств. В ходе операции “Тан №2” живые бомбы были выпущены в атаку с расстояния 4000 км против стоявшей на якоре у атолла Улити американской эскадры. Корабли США укрыла ночная мгла, в которой японские “ниндзя” подкрадывались к цели. И все же ударный авианосец “Рэндолф” оказался выведен из строя (пробита полетная палуба, 27 погибших, 100+ раненых, потери в авиатехнике).



С учетом мощности заряда (800 кг), которым были оснащены двухмоторные бомбардировщики “Йокосука P1Y”, участвовавшие в атаке на Улити, и других примеров встреч с камикадзе экипажу “Рэндолфа” просто сказочно повезло.

Сравнение японский пилотов с противокорабельными ракетами есть попытка объяснить на популярных примерах, что камикадзе не были хрупкими смешными “кукурузниками”, управляемыми безусыми юнцами. Которые были брошены в бессмысленную атаку преступным решением командования.

Это были опаснейшие боевые машины, которые, с учетом возможностей корабельной ПВО того периода, имели высокие шансы на прорыв к целям. А далее наступал апокалипсис для противника.

Самое совершенное оружие

Признаюсь, я сам какое-то время назад сомневался насчет эффективности самоубийственных атак. В верхних строках списка официальных потерь ВМС США фигурируют лишь 14 потопленных эсминцев и три эскортных авианосца. С намеком, что ничего крупнее камикадзе потопить не смогли.

Интерес к теме боевых повреждений кораблей заставил по-новому взглянуть на ситуацию: реальный ущерб от действий камикадзе был огромен. В этом смысле заявления японской пропаганды о “десятках уничтоженных авианосцев” более близки к истине, чем нарочито сдержанные заявления американцев о “потопленных эсминцах”.

Начать нужно с того, что попадания выше ватерлинии редко способны нарушить плавучесть крупного корабля. На палубах мог часами полыхать неконтролируемый пожар, выходили из строя все приборы и механизмы, мог сдетонировать боекомплект. Но корабль (вернее, то, что от него осталось) по-прежнему держался на плаву. Эпический пример из морской истории — агония тяжелого крейсера “Микума”, развороченного взрывом 20 собственных торпед.

Именно с этой позиции нужно исходить при оценке результативности атак камикадзе.

Что имело большее значение в масштабах флота: потопление эсминца или “всего лишь повреждение” авианосца “Банкер Хилл” полным водоизмещением 36 тыс. тонн? На котором в результате двойной атаки смертников сгорело 400 человек и все авиакрыло. “Банкер Хилл” так никогда и не был восстановлен.


Каноническое фото горящего "Банкер Хилл"


А вот легендарный “Энтерпрайз”. В литературе красочно описываются его подвиги во всех важнейших сражениях Тихоокеанского ТВД. Но редко можно слышать о том, как закончилась его судьба.

…Лейтенант Томиясу ввел свой “зеро” в последнее пике. “Если захочешь услышать мой голос, прижми к уху ракушку, я тихо спою”.



Взрывом вырвало носовой самолетоподъемник — на этом история “Энтерпрайза” и завершилась. До этого корабль уже дважды становился жертвой атак камикадзе (в т.ч. случай с пожаром, вызванным зенитным огнем при отражении атаки смертника), но всякий раз признавался ремонтопригодным и возвращался в строй.

Третья встреча с камикадзе поставила точку в боевой карьере авианосца.



Броневая полетная палуба толщиной 80 мм стала спасением для находившихся поблизости британских авианосцев (“Викториэс”, “Формидэбл”, “Илластриэс”, “Индомитэбл” и “Индифатигэбл”). По воспоминаниям англичан, после каждого тарана матросы выбрасывали за борт обломки камикадзе, драили палубу, затирали царапины, и авианосец вновь приступал к выполнению боевых заданий. Красота! Ничего подобного тому аду, который творился на “Эссексах” и “Йорктаунах”.

“Взрывом вышибло кусок броневой палубы размером 0,6х0,6 метров. Её обломками были распороты проходившие в этом месте шахты газоходов. По ним раскаленные куски металла проникли в машинное отделение и, пробив магистрали, застряли в днище авианосца. “Формидэбл” окутался клубами дыма и перегретого пара, скорость упала до 14 узлов. С полетной палубы полетели за борт горящие самолеты”.


Все, что оставалось, — только аккуратно затереть шкуркой “царапину”...



Здесь не о том, что конструктивная защита не выполнила своего назначения. Нет никаких сомнений в том, что устойчивость британских авианосцев оказалась выше, чем у американских “Эссексов” и “Йорктаунов”, понесших значительно больше потери. Приведенный случай лишь указывает, что разрушительная мощь камикадзе позволяла им бороться даже с защищенными целями.

И вновь строки военной хроники:

“Жертвами первого камикадзе стали 11 стоявших на палубе истребителей. В ходе второй атаки “Формидебл” получил новые повреждения и лишился еще 7 машин. В составе авиакрыла на тот момент осталось 15 боеспособных самолетов...”


Боеспособность самого “Формидэйбла” в тот момент выглядела очевидным образом: авианосец с выбитым авиакрылом.



Повреждения не могли оставаться без последствий. Накопленный ущерб приводил к снижению боевой устойчивости. Под конец похода на ангарной палубе “Формидебла” возникло возгорание при выполнении технического обслуживания самолета. Пожар быстро распространился и охватил весь ангар из-за отказа приводов противопожарных перегородок, поврежденных атаками камикадзе. В огне погибла вся стоявшая в ангаре авиатехника.

Авианесущие корабли являлись для камикадзе целью №1. Один из важнейших инструментов морской войны, который привлекал смертников своими размерами и уязвимой конструкцией. Обилие взрывоопасных и легковоспламенимых материалов, размещенных безо всякой защиты на верхней (полетной) палубе, что гарантировало зрелищный результат.

Большинству смертников не посчастливилось исполнить мечту: им предстояло атаковать корабли других классов. Многие, не решаясь “искушать судьбу”, выбирали целью эсминцы, обладавшие более слабым зенитным огнем, чем крупные корабли 1 ранга. Особенно доставалось эсминцам радиолокационного дозора, жертвенным “агнцам” флота, патрулировавшим в стороне от основных сил, на самых опасных направлениях.

В этом смысле тактика ВМС США фактически не отличалась от японских камикадзе: эсминцы и их экипажи были заведомо отправлены на убой, следуя жестокой логике войны.

Более крупные и защищенные корабли камикадзе брали измором. А по масштабности разрушений последствия от серий таких атак не уступали улетевшему в небо самолетоподъемнику “Энтерпрайза”.

Обратимся к боевой хронике:

“Удар второго камикадзе пришелся в палубу “Австралии” между установок среднего калибра по правому борту (14 убитых, 26 раненых). На крейсере стал остро ощущаться недостаток подготовленных расчетов для зенитных орудий (с учетом первой атаки, жертвами которой стали 50 из находившихся на верхней палубе моряков). Действующими остались только две универсальные установки — по одной на борт."


Вечером того же дня “Австралия” подверглась атаке третьего камикадзе, но его самолет был сбит зенитным огнём американского крейсера “Колумбия” — который тоже стал жертвой смертников.

На американском крейсере приключилась неприятность: камикадзе протаранил кормовую часть и взорвался на нижних палубах (13 погибших, 44 раненых), устроив мощный пожар в опасной близости от погребов кормовых башен ГК. Последовавшее их затопление, вкупе с повреждениями в этой части корпуса, лишило “Колумбию” половины артиллерии главного калибра. К чести экипажа, крейсер продолжил оказание огневой поддержки десанту в заливе Лингаен, одновременно отбиваясь зенитным огнем, прикрывая себя и другие корабли от атак с воздуха. До тех пор, пока на его палубу не рухнул следующий смертник, выбив шесть директоров управления огнем и 120 человек экипажа. Только после этого “Колумбия” получила разрешение покинуть зону боевых действий и ушла на полугодовой ремонт в США.

Что касается, упомянутой “Австралии”, то та подверглась в сумме пяти атакам. В финале адского представления изувеченный крейсер с креном 5° (результат падения камикадзе в районе ватерлинии и образовавшейся в этом месте пробоины 2х4 метра) покинул зону БД и более никогда не принимал участия в войне.



Столкновения 180-метровых громадин водоизмещением 14 тысяч тонн с самолетами имели очевидные результаты. Чтобы заставить крейсер прекратить участие в операции, требовались неоднократные попадания камикадзе.

Понятно, что для борьбы с еще более крупными и защищенными единицами тактика "камикадзе" начала давать сбой. Конструкция "кораблей линии" была рассчитана на противостояние ударам, от которых более слабые корабли сразу разваливались на части, осыпая обломками дно океана.

Камикадзе 15 раз удалось протаранить линкоры (ЛК), но ни один из атакованных кораблей не прервал своего участия в операции.

Технический уровень не позволял обеспечить дистанционное управление орудиями и приборами, вынуждая иметь на палубе ЛК десятки боевых постов. Взрывами сильно побивало орудийную прислугу и всех, кто находился поблизости. В результате прямого тарана в надстройку, на ЛК “Нью-Мексико” погибли командир и 28 офицеров, включая высокопоставленных членов британской делегации.



Момент 0:40 на видео: попадание камикадзе в ЛК “Теннесси”. В неразберихе боя и клубах дыма, поднимавшихся с горящего эсминца “Зелларс” (поражен другим камикадзе с 500-кг бомбой), очередной смертник был замечен с расстояния всего около 2 км. Несмотря на плотный заградительный огонь, оторвавший шасси пикировщика “Аичи” D3A (по воспоминаниям очевидцев) и поразивший его мотор, самолет врезался в надстройку, убив 22 и ранив 107 моряков. Повреждения самого корабля оказались невелики: линкор оставался в зоне боевых действий в течение следующих 4 месяцев, до самого окончания войны.

Несмотря на все усилия, у начиненных взрывчаткой самолетов явно не хватало могущества для борьбы с ЛК. Что неудивительно: за годы войны каждый, кто попытался решить такую задачу, убедился в её исключительной сложности. Особенно на ходу, в открытом море.

Оружие последнего шанса

Расклад по ситуации с камикадзе очевиден: 34 потопленных и 368 поврежденных корабля.

Что касается потерь личного состава, то союзники понесли, как минимум, вдвое большие потери, включая получивших ранения членов экипажей кораблей.

Неприступные стены Японии — листы обшивки её самолетов. Действия “корпуса специальных атак” могли остановить любой флот. Надводные силы Кригсмарин, итальянский “Реджиа Марина” или ВМФ СССР прекратили бы свое существование на следующий день. Единственное, о чем не догадывались Такидзиро Ониси и его крылатые самураи: промышленные возможности США позволяли компенсировать любые потери. Взамен сотен искалеченных, полностью выведенных из строя единиц на горизонте возникали силуэты новых кораблей.

А если учесть к этому морские силы Британской империи, то имевшегося количества смертников (даже с учетом их поразительной эффективности) было явно недостаточно для изменения баланса на театре военных действий.

Великих целей всегда много, а жизнь — одна

В военном отношении никаких сомнений в эффективности камикадзе не возникает. Война — тот же бизнес. Если бизнес организован правильно, то большие потери — у противника.

Что касается морально-этических аспектов, касающихся подготовки летчиков-камикадзе, то мне представляется следующее. Если японское общество признавало и допускало существование подобных отрядов, то это личное дело японцев. Как в поэме у Твардовского: “Враг был храбр. / Тем больше наша слава”.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    5 августа 2018 07:31
    Как в поэме у Твардовского: “Враг был храбр. / Тем больше наша слава”
    Уточнение - это не Твардовский, а Симонов, стихотворение "Танк"
    На постамент взобравшись высоко,
    Пусть как свидетель подтвердит по праву:
    Да, нам далась победа нелегко.
    Да, враг был храбр.
    Тем больше наша слава.
    http://militera.lib.ru/poetry/russian/simonov/17.
    html
  2. +7
    5 августа 2018 08:10
    "К"-Капцов...узнаваемо к середине текста.стиль не пропьёшь))
    1. +21
      5 августа 2018 09:23
      Всем кто оставил комменты - пламенный привет, рад видеть всех здесь на сайте надеюсь у всех все хорошо

      обновляю страницу каждую минуту - с нетерпением жду ваших рецензий)
      1. +5
        5 августа 2018 23:05
        Цитата: Santa Fe
        с нетерпением жду ваших рецензий)

        Ну слава Богу! Вернулся свежий ветер и нетривиальный взгляд на страницы ВО. Олег, всегда с нетерпением жду Ваших публикаций. Они -- пища для ума и расширение кругозора, порой под весьма своеобразным углом зрения!
        Удачи Вам и творческих успехов.
        Удав.
    2. +4
      5 августа 2018 11:30
      Мда, стиль узнается сразу.
      Олег привет, давно не было на ВО.
  3. +15
    5 августа 2018 08:18
    Ха ха, узнав стиль Капцова в начале статьи подумал что он переобулся, и изменил броне! Ан нет в конце как всегда о неуязвимых линкорах. Статья отличная, Олег как всегда на высоте! Насчёт фактов пусть Андрей из Челябинска разбираеться! Статье плюс!!!
  4. +8
    5 августа 2018 08:22
    Ох Олег)))Хоть и во многом с тобой не согласен,но статьи читаю с удовольствием!А уж тема брони и линкоров в твоём исполнении это просто огонь good сколько уже было тут споров и полемики и слава Богу эта тема неиссякаема wink
  5. +9
    5 августа 2018 08:31
    за самоотверженность японцем можно уважать, но сейчас этот дух из них скорее всего ушел, янки постарались
    1. +3
      5 августа 2018 10:04
      Да, это правда- в большинстве самураи превратились в хиккикомори, ушли в "виртуал"
  6. +9
    5 августа 2018 08:45
    Капцов очарован камикадзе. В фильме " Неизвестная война"-"Великая Отечественная"говорилось,что камикадзе фактически ничего не добились. На сайте , где-то видел об этом. Купцов приводит пример:" Энтерпрайзес", что после атаки камикадзе не вернулся на ТВД,но сам же дальше пишет:"полностью выведенных из строя единиц на горизонте возникали силуэты новых кораблей"т.е.у американцев НЕ БЫЛО НУЖДЫ возвращать его на ТВД.
    По поводу его утверждения:"итальянский:"Реджиа Марина" или ВМФ СССР прекратили бы свое существование на следующей день" оставлю на совести автора.
    1. +20
      5 августа 2018 09:05
      После вашего комментария Роялист, не остается сомнений в наличии у вас проблем с логикой и анализом информации

      Оценивать эффективность оружия по способности противника восполнять понесенные потери - сами не находите странным

      мелочь, выбили из строя 16 авиков. А представьте, если бы их было всего 16 («всего лишь» 16 авианосцев - сама фраза звучит невероятно для большинства флотов мира), а 17го уже не нашлось - чем бы тогда янки воевали?

      и так по кораблям всех классов
      Огромные потери

      Купцов приводит пример

      наверное с телефона печатаете, сложно в буквы попадать
      1. +1
        5 августа 2018 12:32
        Цитата: Santa Fe
        мелочь, выбили из строя 16 авиков.

        Ага. Прям насмерть выбили:)))) 368 поврежденных корабля - тоже здорово, по японским данным что ли?:)
        1. +10
          5 августа 2018 19:47
          Картина «Стоять насмерть»

          Интрепид - 5 встреч с узкоглазыми бомбами, приходил в зону БД только затем, чтобы получить по лбу и уйти в санфранциско на многомесячный ремонт

          Формидебл - камикадзе ушатали его за три недели. 4 мая приступил к операции, через неделю лишился большей части самолетов. 22 мая уполз на ремонт в австралию

          Банкер, Саратога и Энтерпрайз - обьем восстановительных работ, сопоставимый с постройкой нового авианосца. Естественно, даже не восстанавливались.


          то, что янки, с ловкостью шулера, доставали «из рукава» новые авианосцы - вины японских летчиков нет
    2. +1
      5 августа 2018 09:31
      Цитата: Роялист
      По поводу его утверждения:"итальянский:"Реджиа Марина" или ВМФ СССР прекратили бы свое существование на следующей день" оставлю на совести автора.


      С Вами согласен, есть вещи, за которые отвечает только автор. И прежде всего перед своей совестью.
      Ум полон гибкости и хамства,
      когда он с совестью в борьбе,
      мы никому не лжем так часто
      и так удачно, как себе.
      Не моё, Игорь Губерман.
    3. +2
      5 августа 2018 10:53
      Очень впечатляющий полнометражный документальный фильм один раз прошёл на Центральном телевидении лет 40 назад "Япония в войнах".Больше я его не видел и не слышал.Вставки из х\ф тоже присутствовали для полноты восприятия!
    4. +1
      5 августа 2018 12:13
      Цитата: Роялист
      " Энтерпрайзес", что после атаки камикадзе не вернулся на ТВД,но сам же дальше пишет:"полностью выведенных из строя единиц на горизонте возникали силуэты новых кораблей"т.е.у американцев НЕ БЫЛО НУЖДЫ возвращать его на ТВД.

      Если бы камикадзе начали использовать в начале войны, то американцы могли бы и не успеть.
      1. +3
        5 августа 2018 23:29
        Цитата: sabotage
        Если бы камикадзе начали использовать в начале войны, то американцы могли бы и не успеть.

        Если бы японцы повторили бы налет на Жемчужную лагуну и уничтожили нефтехранилище вблизи Перл Харбора, то война на Тихом океане могла протекать совсем по другому сценарию. Но Тюити Нагумо от повторной атаки отказался. А камикадзе -- это "последний довод императора". А в начале войны такой нужды не было. Японцы без камикадзе решали задачи в первоначальный период.
  7. +2
    5 августа 2018 10:12
    Полагаю с поиском цели и количеством попаданий всё обстояло весьма неплохо. Вот только мощности не хватало. Может стоило попробовать бить возле борта с тяжёлой глубинной бомбой?
    1. MPN
      +2
      5 августа 2018 19:35
      Цитата: Денимакс
      Полагаю с поиском цели и количеством попаданий всё обстояло весьма неплохо. Вот только мощности не хватало. Может стоило попробовать бить возле борта с тяжёлой глубинной бомбой?

      Да там хоть куда бы попасть, какие прицеливания? Был у них "ОКА" с тонной взрывчатки, но эффективность не особо показал, Олег пишет, что причина это уязвимость носителей, по моему не успели отработать тактику применения. Неопытные пилоты управляют реактивным снарядом.... Второго захода не дано, и неоходимо было выводить очень точно в точку начала атаки, в расчете ошибок быть не должно, управляемость данного аппарата более чем не важная... и т.д. Тут как бы сродни отработки тактики применения КР не имея представления о ней..., ну грубо, но применение "ОКА" требовало много чего нового и навыков...
      1. +5
        6 августа 2018 00:40
        Часто встречал мнение, что там не столько дело в неопытности пилотов, сколько в том, что аэродинамика на таких скоростях меняется, и разогнавшись, Ока не реагирует на рули... Это ж только после войны выяснили, что на реактивные надо цельноповоротные рули ставить...
        1. MPN
          +1
          6 августа 2018 10:39
          Вы совершенно правы (существует затягивание в пикирование), хотя на "ОКА" данный эффект сведен к минимуму , за свет маленького размаха крыла, но это не улучшило управляемость...
  8. +3
    5 августа 2018 10:42
    4тыс летчиков разменяли на 5тыс моряков - это эффективно ?
    1. +6
      5 августа 2018 10:57
      Да. У войны другая математика. Как по-вашему, 4 тысячи пехотинцев разменять на 5 тысяч танкистов это эффективно?
      1. +6
        5 августа 2018 11:04
        Цитата: abc_alex
        Да. У войны другая математика. Как по-вашему, 4 тысячи пехотинцев разменять на 5 тысяч танкистов это эффективно?

        более чем ! при условии, что это не 4тыс генерал-полковников.
        а вот летчика ( даже курсанта ) и за сотню солдат отдать жалко
        1. +3
          5 августа 2018 11:34
          Цитата: тлауикол
          Цитата: abc_alex
          Да. У войны другая математика. Как по-вашему, 4 тысячи пехотинцев разменять на 5 тысяч танкистов это эффективно?

          более чем ! при условии, что это не 4тыс генерал-полковников.
          а вот летчика ( даже курсанта ) и за сотню солдат отдать жалко


          В конце войны у Японии большинство летчиков было на уровне начинающих курсантов и в воздушном бою им не чего не светило, а в качестве камикадзе хоть какой то урон нанесли.
        2. -1
          5 августа 2018 11:50
          Да ещё и 4 тысячи боевых самолётов
          1. +1
            5 августа 2018 17:08
            Для камикадзе отдавали уже устаревшие самолеты которые легко сбивались в воздушном бою.
        3. +1
          7 августа 2018 15:51
          А там разменивали не на пехотинцев, а на моряков. Это тоже весьма подготовленные люди.
  9. +7
    5 августа 2018 10:54
    .
    Что касается морально-этических аспектов, касающихся подготовки летчиков-камикадзе, то мне представляется следующее. Если японское общество признавало и допускало существование подобных отрядов, то это личное дело японцев. Как в поэме у Твардовского: “Враг был храбр. / Тем больше наша слава”



    А что не так с моралью и этикой? При условии, что Штаты убивали мирное население Японии десятками, если не сотнями тысяч, да помня, что в войну то Японию втянула именно нефтяная блокада США, которую те объявили в наказание за действия Японии в Китае, к которому США никакого отношения не имели вообще, с моральной стороной подготовки камикадзе особых проблем не было. Этика японцев такова, что императору приходилось прямым приказом запрещать ритуальное самоубийство офицерам, особенно флотским. Для нас, русских, да, осознанное самоубийство -- грех, а для японцев все не так. Камикадзе после гибели попадали а сомн синтоистских божеств и покрывали себя бессмертной славой. Японцы, кстати, тут честнее нас с вами. Мы своих героев не всегда помним и чтим, а японцы в храмах им молятся по сей день. Наши "кузнечики" тоже в массе своей больше, чем на один бой не могли рассчитывать. Так что всё там нормально было с этикой и моралью.
    А дальше следовала банальная математика войны.
    1. +3
      5 августа 2018 11:51
      Бедные Японцы , мешали им совершать бесчисленные преступления в Китае. Вот сволочи то
      1. +4
        5 августа 2018 12:08
        Цитата: BlackMokona
        мешали им совершать бесчисленные преступления в Китае. Вот сволочи то

        США было плевать на китайцев. Их интересовали только собственные интересы.
        1. +5
          5 августа 2018 13:00
          Начну издалека: после ПМВ создались зыбкое перемирие с наростающими противоречиями и возростающими возможностями новых лидеров, после крушений имперских монархий... Тут еще стремление к мировому финасовому господству банково-финансовых кланов (в основе США), явно способствующих к повтору мировой бойни ПМВ. Вот и создались условия для ВМВ. А далее только тактические ходы и издержки каждой стороны, со своими эгоистичными ходами...В конце, камикадзе, как последнея соломинка утопающего,- такое оружие разрабатывалось многими, даже немцами с Ф-1, поляки перед ВМВ имели программу торпед со смертниками и прочие государства., в том числе и СССР, когда запахло жареным, так таран Гастелло и матросовых возводили в пример для подражания... По факту участие смертника в осуществляющем ударе, тут главным моральная составная, ибо смертниками были наши пилоты бомбардировщиков и танкисты лёгких танков в 1941 году, гибнувшие в первом бою или вылете... Калькуляция войны иного измерения нежели мирного, по сему если японцы разработали оружие с привлечением камикадзе с 1940 года, тогда флоту США были более плохие прогнозы. ( американцам способствовало победе разведки,-вскрытия шифров и прочей разведки, и конечно посодействовали мастера разведки англичане, они даже предупредили США об ударе на Перл- Харбор, потому и отсутствовали авианосцы на базе) .. Вывод: расчёт затрат по военному делу разделяется на военного применения в локальных конфликтах, и конфликтах существования государственности, и измерения потерь и эффективности должны кардинально разниться... Пример, - при ударе на Перл Харбор командующий АУГ отказал от повторного удара, что совершил явную ошибку, желая уберечь несколько пилотов, ибо громит нужно всегда до конца, что позже с восстановленными недобитыми кораблями аукнулось несравнимыми потерями у японцев...
          1. +5
            5 августа 2018 14:30
            Цитата: Vladimir 5
            Начну издалека: после ПМВ создались

            Я не это имею в виду. Просто уточняю, что США преследовали свои интересы и если бы их интересы не пересекались с японскими, то последние могли резать китайцев сколько угодно.
        2. +4
          5 августа 2018 13:32
          Естественно, но требования США были прямые перестать резать Китайцев массово, и свалить из него. Что соответствовало и интересам Китайцев. Совпадающие интересы однако
          1. +1
            6 августа 2018 00:50
            Чтоб снова китайцев резали штативы... Напомню. что резня китайцев США не смущала, когда они участвовали в подавлении боксерского восстания. Каких-то 40 лет назад
            1. +1
              7 августа 2018 08:59
              Для вас 40 лет при быстроразвивающемся обществе - ничто? Можно также откатиться в более седые времена и вспомнить появление термина «казанская сирота», сделав вывод, что русские издревле были кровожадны ;) Эволюция, эволюция..
            2. 0
              7 августа 2018 15:43
              Цитата: Jerk
              что резня китайцев США не смущала,

              Особенно сильно они их "резали" (своими инвестициями) в 1980-2000г.г.. Так резали, так резали, что Китай стал мировым лидером.
              1. 0
                7 августа 2018 15:51
                Особенно сильно они их резали например в Корее, причем в самом прямом смысле, а то, что стали лидером - это уже Китай их резать начал, за все хорошее, что за полтора века накопилось.
                И никак не заслуга США - смотрю сейчас они прям рады, что вывели Китай в лидеры laughing Или все-таки это Китай пробился - и именно ВОПРЕКИ США?!
                1. +1
                  11 августа 2018 05:05
                  А здесь попрошу поподробнее. Кто начал атаку, смяв танками малые силы республики Корея и американцев (до подхода Макартура и объединеных сил)? Разве ООН большинством не осудила этот шаг? И ведь именно китайские «добровольцы», используя тактику «живой вольны» (людей много и дешевы) атаковали через границу наступавшие на северокорейцев части США?
                  Жестокий, кровопролитный бой, где одна из сторон в принципе не считалась с потерями.
    2. +6
      5 августа 2018 12:24
      Цитата: abc_alex
      А что не так с моралью и этикой? При условии, что Штаты убивали мирное население Японии десятками, если не сотнями тысяч, да помня,

      Всё так и не только в Японии, а лучше почитать книгу Василия Ефименко "Ветер богов".Вызвал этот роман отклики и в самой Японии. Газета “Майничи” писала: “…Роман заслуживает внимания уже тем, что иностранный писатель сделал попытку литературно приблизиться к историческому периоду Японии, полному потрясений. И ко всему он изумляет нас широтой и точностью своих познаний в обычаях и нравах Японии и в повседневной жизни. Пусть это книга и художественная, но она чётко описывает многие аспеты японской жизни той поры. И как вели себя американцы в Японии:"Ближе к делу. Что же вам удалось выяснить?
      Следователь не спеша раскрыл папку и достал пачку исписанных листков.
      — Я уже имел честь доложить, что случай трудный. Если бы пострадал другой офицер, задача была бы проще.
      — Почему? Говорите, не стесняясь. Мы коллеги! — заинтересовался контрразведчик.
      Следователь передал листки собеседнику.
      — Вот список инцидентов, во время которых некоторые местные жители имели, простите, неосторожность попасться на глаза господину лейтенанту.
      Контрразведчик внимательно прочитал листки и присвистнул. «Ну, натворил парень, — мысленно сказал он сам себе. — Как это его раньше не угробили?..»
      — А вот последний случай, — ткнул он пальцем в список. — Эта женщина…
      — Она умерла, — спокойно ответил следователь.
      — Странно! Мы ничего не знали.
      — Я констатировал, — чуть улыбнулся следователь, — что это результат неосторожности самой пострадавшей". но также они вели себя в Германии. Есть много свидетельских показаний.
      1. +3
        6 августа 2018 00:56
        Да как они себя вели в Германии - отдельная песня. Массовые казни военнопленных - это фигня по сравнению с тем, что будущий президент США Эйзенхауэр на голубом глазу всех военнопленных объявил "разоруженными войсками неприятеля" - и все, никаких Женевских конвенций - не кормить, не лечит, больше сдохнет - так они не пленные, а вражеская армия, просто не вооруженная. А что в Италии творили... Итальянцы этот период зовут "война с женщинами" - понятно почему? И вот это как раз не байки про массовые изнасилования в Берлине, а именно факт, подтвержденный сотнями тысяч свидетелей
        1. +1
          7 августа 2018 09:58
          Думаю, мало кто из бывших Союзников может похвалиться «благородным» поведением к пленным, да и к оккупированному населению. Фраза «фрау, комм » долго была синонимом ужаса гражданского населения разгромленной Германии. Например, чтобы предотвратить массовые грабеж, изнасилования, убийства, маршал Конев пребегал как минимум один раз к децимации (расстрел каждого десятого в «провинившемся» полку), что, впрочем, оказалось эффективно.
          1. +2
            7 августа 2018 11:19
            Путаетесь в показаниях. Вообще-то такое писали про Жукова, например некий М. Делягин. Т.е. по факту, и то и то - брехня, основаная на... Да ни на чем. А вот с фактами военных преступлений, причем массовых, именно в Италии или в отношении ВСЕХ немецких военнопленных - спорить не получается.
            Кроме того, децимация - суть способ поддержания порядка в войсках, по законам военного времени, даже коль было бы такое - никаких конвенций не нарушает.
            А вот война с бабами в Италии и с военнопленными после капитуляции - традиционное развлечение "общечеловеков". Примерно так же себя вели все те же французы в оккупированой Германии после ПМВ... Традиция. Не выйдет у вас прицепить к Красной Армии МАССОВОСТЬ таких случаев, скорей было обратное - когда приходилось советским войскам одевать раздетых немцев, которых вышвыривали поляки через границу в прямом смысле голяком, а вот это факт общеитзвестный, о каковом пришлось докладывать Сталину лично... А теперь вспоминаем, кто дрессировал Армию Краеву -еще до начала войны и всю дорогу? Хорошие учителя англосаксы.
            Кроме того, есть разница большая - единичный случай и приказ Эйзенхауэра или французского маршала в Италии, запамятовал, как звать, про 52 часа, в течении которых можете делать что угодно - никто не осудит.
            Тоже войны добра и света
            1. 0
              11 августа 2018 05:43
              Насчёт Италии - там была проблема, но именно с французскими легионерами-алжирцами.
              Вы явно неравнодушны к теории «англосаксов» )
              Но в образ их тотальной циничности и кровожадности не укладывается снабжение Западного Берлина во время блокады его СССР.
              Я не склонен намеренно очернять (как и обелять) РККА. Проблемы - они общие для людей. (С поправкой на менталитет и развитие того или иного общества).
              Военный историк Энтони Бивор, заявляет, что детальные сведения о поведении советских солдат вынудили его пересмотреть свой взгляд на природу человека. «Если в прошлом я с легкой иронией воспринимал идею о том, что большинство мужчин являются потенциальными насильниками, то теперь был вынужден прийти к заключению, что, в отсутствие дисциплины в армии, большинство мужчин с оружием, ожесточившихся в результате двух или трех лет войны, в самом деле становятся потенциальными насильниками», — заявил он издателю своей книги.
            2. 0
              11 августа 2018 05:45
              Про путаницу в показания - это вы о чем? Мне встречалась информация именно про Конева.
              Или это ваш «приём»?
    3. +1
      7 августа 2018 15:40
      Цитата: abc_alex
      Японию втянула именно нефтяная блокада США

      Японию втянуло во Вторую Мировую войну экспансионистское мировоззрение её руководства. Кстати так же как и в 1904г.
      1. +1
        7 августа 2018 15:58
        Это с вашей точки зрения по прошествии более чем полувека. А для японцев тогда США просто влезли не в своё дело, по непонятным причинам. Я напомню, на всякий случай, что официальной доктриной США того периода было невмешательство и чуть ли не изоляционизм. Для Японии было совершенно непонятно, чего ради США вписались за китайцев, которых ещё каких-то 30 лет назад не нагибал только ленивый.
  10. +2
    5 августа 2018 10:56
    Олег hi Часто вас читаю, хотя и редко пишу комментарии! hi Но пишите вы интересно, видно что тема для вас много значит -вы часом сами не моряк? ?? belay
  11. +2
    5 августа 2018 11:32
    весьма качественный разбор, спасибо за статью, по части замечаний о размене почти 4тыс. летчиков на 5тыс. моряков - это некорректно, выведение из боевых действий огромного количества боевых кораблей это действительно результат, то что корабли по большей части остались на плаву не показатель, главное что они не могли выполнять свои функции. Это точно так же как в ВВС РККА во время ВОВ где главной функцией истребительной авиации было не уничтожение самолетов люфтваффе, а прикрытие действий бомбардировщиков и штурмовиков...
    1. +2
      5 августа 2018 15:29
      Не помогли камикадзе , да и не выход это был.
      1. +1
        5 августа 2018 17:16
        против американского флота и промышленного потенциала сша да не помогли, а вот любой другой флот бы ухайдокали...
    2. +1
      5 августа 2018 23:46
      Цитата: faiver
      ВВС РККА во время ВОВ где главной функцией истребительной авиации было не уничтожение самолетов люфтваффе, а прикрытие действий бомбардировщиков и штурмовиков..

      Не только. Одной из важнейших задач ИА ВВС РККА было недопущение ударов бомбардировочной авиации Люфтваффе по наземным объектам и войскам. Но Ю-87 для этого и был сделан! Поэтому-то и нужно было их сбивать. А вот ИА Люфтваффе гонялась за нашими самолетами, забывая о прикрытии наземных войск.
  12. 0
    5 августа 2018 12:10
    промышленные возможности США позволяли компенсировать любые потери

    У Германии под конец войны катастрофически стало не хватать квалифицированных военных. Поэтому промышленные возможности не всегда играют ведущую роль.
    1. +2
      6 августа 2018 00:34
      А у Японии - пилотов, после выюивания всего морского авиакрыла - Акаги, Кага, Сорю, Хирю... Вся элита утонула, а палубного пилота фигу подготовишь за год. Вот и начались камикадзе - их даже посадке учить не надо.
      В эту же тему убивающая меня нелогичность американцев. У них спокон века байка о том, что противника можно победить ТОЛЬКО технологически - "у меня есть гатлинг, а у тебя нет", плюс догмат, что Германию и Японию победил конвеер - какие Сталинграды, блин, только бомбардировки промышленности, и клепание Либерти и эскадреных авианосцов быстрей, чем эти корыта топить успевали... Тактика камикадзе по-американски, это кстати почему у американцев так погано с бронезащитой авианосцев - так их строить БЫСТРЕЙ...
      И вдруг бац! И откуда не возьмись в 90-е вылезает концепция серебряной пули - малочисленых, но суперкрутых стеллс, умного оружия... Согласно их же логике, противник их задавит массой - как они Германию с Японией)))
      1. +1
        7 августа 2018 08:39
        Массовый выпуск в США всегда смогут наладить, возьмите хоть F-35... Да и концепция как вы говорите "серебряной" пули сейчас связана с тем, что "старого вооружения" (типа Абрамсов и бредли, F-15, F-18 и F-16) итак хватит для любой войны, а "рапторы" и "спириты" не пошли в крупную серию только потому, что противника для них достойного нет, а того что успели собрать, хватит чтобы справиться почти с любым противником
        1. +1
          7 августа 2018 11:21
          Вот только воюют Штаты без перерыва, а про выигранные войны не слышно...
          1. +4
            7 августа 2018 14:22
            Я бы так не сказал - Югославия, Ирак (2 раза), Афганистан, Ливия - во всех случаях поставленные задачи выполнены, да есть к чему придраться, но основная задача выполнена - необходимые режимы свергнуты/территории освобождены (захвачены)
      2. 0
        7 августа 2018 10:08
        Цитата: Jerk
        И откуда не возьмись в 90-е вылезает концепция серебряной пули - малочисленых, но суперкрутых стеллс, умного оружия... Согласно их же логике, противник их задавит массой - как они Германию с Японией)))


        Эволюция тактики, на фоне развития высокоточных вооружений. Десяток примитивных лоханей будут быстро уничтожены, не успев даже обнаружить современный корабль. Отдельно можно отметить, что основная ставка идёт на авианосные боевые группы и многочисленный флот эсминцев «Орли Берк» (среди надводных кораблей). «Белых слонов», экспериментальных «Зумвальтов» будет всего 3.
        1. 0
          7 августа 2018 11:30
          На основании чего столь глубокомысленные умозаключения? "Непримитивные" лохани научились прятать кильватерный след, который видно? Завал борта отражает сигнал вверх - вверху самолетов ДРЛО нет? То есть сверкает "непримитивная" лохань как елка.
          Сильно стелс, которым "соперников нет" в Югославии помогла? 2 сбито, плюс неладное начали подозревать в калолиции только когда рапорты об уничтоженой технике югов перевалили за количество реально имевшейся на вооружении до агрессии альянса... Молодцы, Стелсы - посшибали надувные макеты, эффективность стремится к нулю, пришлось древними Бородавочниками добирать, потому и скандальчик вышел с заражением местности ураном... Слишком много пострелять пришлось, а стелсы себя са-авсем не оправдали...
          1. -1
            11 августа 2018 07:23
            Тенденция к снижению РЛ заметности очевидна, ее подтверждением являются схожие конструкции современных кораблей ВМФ РФ.
            Стелс не является неуязвимым - он лишь значительно снижает расстояние, с которого он может быть замеченным.
            Самолет ДРЛО в любом случае опознает такой корабль с гораздо меньшей дистанции - меньше радиоконтрастных элементов («уголковых отражателей»), поглощающее радиоволны покрытие. А в ВКС РФ их на ходу немного - больших, сухопутного базирования, а морского - нет совсем.
            Далее. В Югославии Ф-117 выполнили порядка 850 боевых вылетов, что при одном (подтвержденном) сбитом самолёте даёт прекрасную эффективность. Сами сербы говорят о ещё 2х поврежденных машинах, которые смогли «дотянуть» до аэродрома. Что не меняет результата. В фильме «Извините, мы не знали что он невидимый» командир того расчёта ЗРК говорит, что сбил показавшийся из облаков самолёт, используя французский тепловизор....
  13. +2
    5 августа 2018 12:19
    Проблема Японии - отсутствие Промышленной мощи, хоть чуть сопоставимой с Американской. И неуязвимость территории США никакими существовавшими в то время Эффективность атак камикадзе - неизвестна ранее для меня - плюс автору!
  14. Комментарий был удален.
  15. +6
    5 августа 2018 12:36
    [media=http://https://youtu.be/7FyQjiFFLPI] Уми Юкаба.Уходим в море.Песня камикадзе.

    Ракетный самолёт-снаряд "ОКА"
    1. +3
      5 августа 2018 12:47
      [media=http://https://youtu.be/N-h1My2GLDA]
  16. +7
    5 августа 2018 14:05
    Лучше бы Капцов продолжал бронировать все, что под руку попадется. А для отрезвления, хорошо бы, чтобы он свою точку зрения японцам изложил.
    Что касается камикадзе, то они в точности оправдали сентенцию, высказанную генералом Штирлицу в знаменитых "17 мгновениях весны": "Фанатизм никогда не даст окончательной победы. Фанатики могут побеждать только на первых порах. Но они никогда не удержат победы".
    За весь период применения камикадзе выполнено свыше 5 тысяч самолётовылетов, потоплено 45 и повреждено около 300 кораблей и транспортов. Принятые американским командованием меры по усилению средств ПВО, дальнего обнаружения и оповещения, рассредоточению сил флота позволили существенно уменьшить эффективность (менее 20%) применения камикадзе. За время боевых действий погибло свыше 2,5 тысяч лётчиков-камикадзе. Именно к первому этапу применения камикадзе и относится непревзойдённая никем результативность камикадзе по соотношению "количество самолётовылетов - потери противника в кораблях и людях".
  17. +5
    5 августа 2018 14:05


    спустя два месяца после повреждения "Формидебла" камикадзе, палубный летчик Хэмптон Грэй отказался покинуть горящий самолет, и под огнем пяти кораблей недалеко от Токио потопил один из сторожевиков, понимая, что это его последняя атака. Единственный памятник иностранному солдату в Японии - памятник этому канадцу
  18. +6
    5 августа 2018 15:11
    Калибры и топоры изначально небыли ПКР,зря автор их тут приплёл для сравнения.А у нормальных ПКР типа Москита,Яхонта или там Малахита с Гранитом рабочие скорости от 1,5 маха.И с пороникающей способностью всё в полном порядке как и с точностью.А так очень неплохая статья.
    1. +2
      5 августа 2018 23:56
      Цитата: синоби
      Калибры и топоры изначально небыли ПКР,зря автор их тут приплёл для сравнения.

      Ну, неудачно привел пример...Бывает. Но суть от этого не меняется. Пример? Гарпун штатовский, французские ПКР, шведские, наши первые (П-15, П-35) -- у всех у них высокая дозвуковая скорость (0,8 М). Это только наши лодочные и последние ПКР сверхзвуковые.
      Так что, не АЙС!
  19. +1
    5 августа 2018 15:31
    А что за орудие амеровское в 76 мм ? у них были отличные 127 мм да с радиовзрываетелем.
    1. 0
      5 августа 2018 18:39
      Цитата: Дирижер
      А что за орудие амеровское в 76 мм ? у них были отличные 127 мм да с радиовзрываетелем.

      во флоте к 1946 году laughing
  20. +4
    6 августа 2018 00:18
    Ну еще надо отметить, что с камикадзе серьезно облажалась пропаганда США. Сперва запустили байки про "огненые тараны" геройских американских пилотов... Самый известный фейк - наверное таран Микумы Донтлесом в 42-ом, которого тащем-то не было ;) Накрутив на это "всех порвем" - а потом американцы смотрят, как японские пилоты буднично ходят на таран, как на работу... И второй ляп - не придумали ничего лучше, как просто замолчать ситуевину с камикадзе. Что совершенно закономерно привело к байкам сарафанного радио, которые, понятно, малюют черта еще страшней.
    Абсолютно все описывающие атаки камикадзе американцы отмечали гигантский психологический эффект - доходило до прыжков за борт при атаке.
    1. 0
      15 августа 2018 16:16
      Замалчивание до конца войны открытых сведений о камиказде было одной из мер против них. Старались не дать даже моральной слабины в своем народе. Так что ничем не облажались.
      А насчет прыжка в воду... хм, от волны горящего бензина куда угодно прыгнешь. Все равно не жилец. Не надо считать американцев трусами. Они бились честно и храбро. Корабли спасали, пожары тушили. Летчики шли на зенитный огонь. Корабли на Тихом океане имели несравнимую с европейскими ПВО. Почитайте мемуары наших морских летчиков. Все писали, что пикировать на стреляющий корабль очень неприятно, мягко говоря. Наши тоже трусы?
  21. +3
    6 августа 2018 10:17
    реактивная “Ока”

    Скорее ракетная - тяга создаваемая пороховыми шашками

    Ценой относительно низких потерь пилоты-камикадзе смогли разбить половину военного флота США!

    Необоснованное преувеличение:
    В 1944 г. продолжался численный рост американского военно-морского флота, который к началу 1945 г. оказался в два раза сильнее флота Англии.
    В нем имелось:
    - 88 авианосцев (из них 64 эскортных),
    - 25 линкоров,
    - 59 крейсеров,
    - 357 эсминцев (26 потоплено или повреждено и не восстанавливалось впоследствии)
    - 233 подводные лодки.

    Кроме этого имелось большое количество вспомогательных и так называемых амфибийных кораблей для транспортировки и высадки десантов. Военно-морской флот США к началу 1945 г. был самым мощным среди флотов воюющих государств и насчитывал 762 боевых корабля основных классов.
    Из них было потоплено или повреждено и не восстанавливалось:
    - четыре эскортных авианосца
    - шесть специальных транспортов ВМС США (переделанные из устаревших эсминцев),
    двадцать десантных кораблей,
    три малых корабля огневой поддержки,
    торпедный катер,
    два транспорта боеприпасов,
    три катера-охотника,
    два танкера
    госпитальное судно
    плавучий док
    Сюда, помимо авиационных атак, включены и атаки кайтенов и специальных катеров с глубинной бомбой и ныряльщиков.

    автор приводит цифру
    34 потопленных и 368 поврежденных корабля.
    -
    Есть и другие цифры уважаемого автора :-))
    уничтожение 30 кораблей третьего ранга (эсминцев и эскортников)
    нанесение более-менее серьезных повреждений 150 кораблям https://www.liveinternet.ru/users/sem_9011/post25
    5539486/ - две кардинально противоположные статьи - автор противоречит см себе? :))
    В зависимости от нужного результата, используя нужные цифры?

    - что явно не половина флота США "в хлам" - тем более, что атаки происходили не одномоментно, большинство самоубийственных атак в периоде от битвы за Филипины до Окинавы (почти за год боевых действий)

    При этом основная масса - эсминцы (радиолокационный дозор), хотя и повреждение одного авианосца - существенный удар по конкретной операционной ситуации.
    Впрочем почти все проводившиеся операции были закончены ВМФ США в свою пользу, поскольку американский флот только в начале войны делал ставки всего на 4 авианосца. К 1945 году, США имел подавляющее преимущество в авианосцах, подавляющее преимущество и на море и в воздухе и ни одна самоубийственная атака не привела к сворачиванию десантных операций.

    Без сомнения, самоубийственные атаки подрывали боевой дух американских моряков и остались почти единственным эффективным оружием против флота.

    Можно выделить три конкретных причины в вынужденном переходе к самоубийственным атакам:
    1. - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ - ошибка в оценке боевых потерь военных пилотов японских ВВС и ВМС и невозможность нарастить потери боевых пилотов (причем до конца войны). Выбывание пилотов ВМС и армии Японии, опережало поступление новых профессиональных подготовленных пилотов. Что привело к численному недокомплекту авиагрупп и сухопутных сил.
    2. Во вторую очередь - это отставание Японии в авиастроении от США как в количественном, так и в качественном оснащении. Конечно основное отставание в моторостроении. В погоне за дальностью полета самолетов ВМС, японские конструкторы пренебрегли защитой пилота и конструкции (протектирование баков, бронеспинки бронестекла, радиаторы и т.п.), что позволяло наносить им атаки в районах, где их атаки не ожидались, когда их авианосцы находились вне радиуса действия американских авианосных сил. Но этот перекос привел к низкой боевой устойчивости японских самолетов и причинам их оставления пилотами.
    3. Третья причина - в отличие от американским ВМС, японцы не удивляли внимания службе спасения сбитых пилотов, что так же не способствовало поднятию боевого духа и привело к потерям большого колиичества отлично подготовленных японских пилотов.

    Все это вкупе сказалось на падении уровня пилотов и авиатехники - японские пилоты, несмотря на высокий боевой дух и самопожертвование, не имели возможности сражаться со своими оппонентами на равных, и поэтому их начальство нашло их "профессионализму" ту нишу, в которой молодой неопытный пилот, мог нанести наибольший ущерб своей смертью.
    Многим хорошо подготовленным пилотам, запрещалось выполнять самоубийственные атаки, но они шли на это, поскольку считали своим долгом погибнуть за свою родину - что вызывает уважение к их духу и смелости.

    К сожалению - причины это просчеты военного руководства: неумение развернуть ситуацию с подготовкой пилотов и производством самолетов - основной оборонительной силы островной империи.

    Очень подробно многие моменты войны и уроков сражений в тихоокеанском регионе, разобраны в многотомнике Самуэля Элиота Морисона "Американский ВМФ во второй мировой войне"
  22. +2
    6 августа 2018 11:56
    Большинство воздушных самоубийственных атак, было выполнено на одномоторных относительно легких самолетах - в том числе на зеро, которые были вооружены 1 бомбой 550 фунтов (примерно 181,5 кг) - такие атаки редко приводили к гибели корабля размером с эсминец.


    Отпечаток на борту британского тяжелого крейсера HMS Sussex оставленный штурмовиком японский армии Mitsubishi Ki-51 (армейский тип 99)

    Этот корабль тоже относится к поврежденным - как видно, живучести корабля типа тяжелый крейсер, самоубийственная атака двухместного штурмовика, не сказалась. Не привела к серьезным повреждениям.
  23. 0
    6 августа 2018 15:42
    Пара замечаний. Насколько я в курсе, американцы на 76-мм стали переходить потому что 40-мм зенитки не могли сорвать переход пикирующего бомбардировщика (главного врага корабля, кроме линкора, у линкора главный враг - торпедоносец) в атаку (пике с 3000 м. до 900 м.). Камикадзе были не очень эффективны (вернее, амеровская ПВО была крайне эффективна): до кораблей добирался 1 из 6 в лучшем случае. Но их эффективность, ИМХО, могла бы быть и выше, если бы японцы сажали их не на "секонд-хенд" или реактивную экзотику, а на хорошо бронированный и укрепленный самолет, способный держать воздействие ПВО (типа штурмовика) и несущий не менее тонны взрывчатки. Да, его из-за низкой скорости пришлось бы сопровождать истребителями для прорыва патрулей авианосцев и обеспечения штурманской поддержки. Но тогда бы мог быть эффект, а не бились бы камикадзе о ПВО соединения, как яйца об стену.
    1. +1
      10 августа 2018 15:20
      Не было у них особо в тот момент других самолетов. И ресурсов строить их не было. И бензина не было, чтобы учить пилотов. От бессилия перед американской авиацией и зенитным огнем родилась идея камикадзе.
      А эффективность зенитного огня против обычных самолетов была огромной. И преодолеть ее можно было только летчикам, которые не боятся умереть.
      Отсюда положение, что лучшее зенитное орудие - это самолет. Их опыт до сих пор довлеет в ВМФ США. Поэтому такая куча авианосцев. Они уже тогда поняли опасность воздушных атак, в том числе таких вот самонаводящихся ракет. Самолет надо сбивать как можно дальше. Вот и все.
  24. 0
    7 августа 2018 10:53
    Цитата: Удав КАА
    Цитата: синоби
    Калибры и топоры изначально небыли ПКР,зря автор их тут приплёл для сравнения.

    Ну, неудачно привел пример...Бывает. Но суть от этого не меняется. Пример? Гарпун штатовский, французские ПКР, шведские, наши первые (П-15, П-35) -- у всех у них высокая дозвуковая скорость (0,8 М). Это только наши лодочные и последние ПКР сверхзвуковые.
    Так что, не АЙС!


    Не соглашусь. А как же «Уран» с ракетой Х-35? И дозвуковая противокорабельная 3М-54Э1 (Калибр) с БЧ 400кг (против 200кг у 3-маховой на последнем участке 3М-54Э).
  25. +1
    7 августа 2018 17:43
    "По совокупности поражающих факторов поршневой самолет превосходил крылатые ракеты нашего времени. В первую очередь своей механической прочностью. Вместо пластиковых обтекателей и антенн в головной части “Гарпунов” и “Калибров” японский “зеро” наносил оглушительный удар 600-килограммовой стальной “чушкой” (14-цилиндровый мотор “Накадзима Сакае”). Отсюда повышенная проникающая способность у этого дьявольского оружия.
    Словно раскаленный нож, камикадзе прошивали борта и переборки (в отдельных случаях даже броневые полетные палубы и горизонтальную защиту линкоров), обрушивая в отсеки груды раскаленных обломков ливень из полыхающего горючего и своё “боевое оснащение”, которое не уступало по мощи боевым частям современных ПКР. К примеру, модификация “зеро” А6М5 в варианте смертника штатно оснащалась 500-кг авиабомбой на подфюзеляжном держателе (что было сравнимо с БЧ “Калибра”, Томагавк-TASM, или новейшей LRASM)."

    А кто тут как-то на этом сайте приводил фото отпечатка самолета камиказде на броневом поясе крейсера? Повреждена только краска
    1. +1
      8 августа 2018 07:13
      Это фото приводил я. 600 кг стальная болванка на скорости 500 км/ч не смогла пробить преграду из броневой стали толщиной 114 мм.

      самое известное и похоже единственное фотосвидетельство того, что броня свыше 100 мм способна защитить корабль от СНВ, подобным по ттх современым противокорабельным ракетам

      Попадание в ВЕРТИКАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ (пояс). с очевидными последствиями. Редкая случайность. в абсолютном большинстве случаев пикирующий самолет попадал в палубу или незащищенную надстройку с тяжелейшими последствиями.

      на крейсере Нэшвилл в результате воздушного тарана сгорели 130 человек и еще 170 были ранены, выгорела вся средняя часть корабля

      надо понимать, что защита крейсеров времен ВМВ была рассчитана на другие типы угроз (артиллерийский бой). а не на противодействие воздушным таранам (предвестникам современных ПКР)
      1. +1
        9 августа 2018 15:15
        Без сомнения камикадзе были очень эффективным оружием. Пожары, большие разрушения верха корабля и небронированных частей. Но тот же пример английских авианосцев показывает, что действие по броне самолета с подвешенной бомбой крайне неэффективно. По своему опыту самолет - очень хрупкая вещь. Все, что более или менее прочное самолет разносит на мелкие кусочки.
        В то же время наши самые первые противокорабельные ракеты на испытаниях пробивали бронированные отсеки с большими разрушениями.
        Так что нельзя сравнивать самолет по прочности обшивки равным консервной банке и противокорабельную ракету. В детстве на самолетном кладбище мы пробивали обшивку Миг-15 отверткой. В 14 лет.
      2. 0
        9 августа 2018 15:15
        А фото я скопировал. Но сейчас не найду. Она на другом ПК.
  26. 0
    10 августа 2018 05:47
    В эффективности камикадзе никто и не сомневается. Ненормальна сама ситуация, когда приходится их использовать. В Японии, вроде, не самые тупые элиты были. Считать умели. И то, что у США и Великобритании экономика позволит компенсировать все потери - отлично знали. Тем не менее, влезли в войну, выиграть которую заведомо не могли. В результате самые храбрые и патриотичные японцы вынуждены были ценой своей жизни добиваться приемлемых условий капитуляции. Неудачно, что свело их самопожертвование на нет.
    1. 0
      10 августа 2018 15:13
      Для японцев эта тактика была как раз самая нормальная. Попасть в храм ясукуни самая большая честь. Погибнуть за императора. Надо сказать, что удивляет в этом случае вопрос сохранения нации как таковой. В камиказде не брали единственных сыновей, тех у кого были дети.
      Известен случай, когда один летчик написал домой, что его не берут в камикадзе. Для него это было обидно. Так вот, жена убила детей и себя, чтобы мужа зачисли в отряд. Никакому человеку с европейским образованием такое в голову не придет. Русские жертвовали собой за жизнь других. Другие тоже, может в меньшей степени, но делали то же. А японцы жертвовали собой ради смерти. Культура такая.
  27. 0
    11 августа 2018 10:51
    Спасибо Вам, Олег, за очередную познавательную статью! Всегда читаю с большим удовольствием. Ранее встречал мнения, что атаки камикадзе были неэффективными. Но это только с учетом темпов ввода в строй янки новых кораблей.
  28. 0
    9 сентября 2018 09:56
    Бомбовая нагрузка По-2 составляла от 250 до 500 кг. Их ЭПР достаточна мала, самолет сделан из фанеры и перкаля, металлический только двигатель. Направляем на американский эсминец типа "Карни" несколько десятков дистанционно управляемых По-2 с 500 кг фугасными бомбами на высоте 3-5 метров над уровнем моря. И?
  29. 0
    24 января 2019 02:13
    Статья интересная, спасибо.
    Вот только вспомнился мне анализ от американцев. Которые утверждают, что только один из четырех-пяти прорвавшихся к американским кораблям камикадзе реально врубался в свою цель. Остальные в последний момент пытались отвернуть - кто в воду, кто по касательной... У "системы самонаведения" оказался принципиальный недостаток: инстинкт самосохранения. Который заставлял пилота в последний момент в отчаянной надежде спастись тянуть ручку на себя или закладывать невероятный вираж. Спасения не случалось - разве что для пораженных зрителей - американских моряков.
    А тот, который все-таки таранил американский корабль... скорее всего, был убит зенитным огнем в то время, когда его самолет уже вышел на боевой курс.
    Нет, конечно, прочитанное мной вполне может быть американской пропагандой. Когда надо объяснить своим людям, с чего бы это японцы пошли на такое самопожертвование. Но... вот так они пишут.
  30. 0
    28 декабря 2019 16:19
    А представьте себе, если бы камикадзе при атаке падали рядом с бортом, а у подвешенных бомб были гидростатические взрыватели? Происходил бы подрыв в более плотной среде, с образованием течей в броневой обшивке. Камикадзе не надо было бы перед атакой взмывать вверх, и можно было бы до самой цели идти над уровнем моря. Опять же меньшая вероятность что собьют.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»