Ju.188 – дальнейшее развитие Ju.88

2
С самого начала работ над средним скоростным бомбардировщиком Ju.88 конструкторам было очевидно, что данный самолет будет иметь отличные резервы для своего дальнейшего развития и совершенствования. Но успех бомбардировщика Ju.88 на службе в люфтваффе и ожидание нового Ju.288 в 1943 году были основными доводами, которые охлаждали пыл энтузиастов и замедляли работы над новой машиной. В результате этого за 3 года самолет Ju.88 практически не изменился. Официальную поддержку получали лишь незначительные доработки машины, которые существенно не влияли на темпы выпуска бомбардировщиков.

Проект самолета Ju.188, который являлся прямым преемником бомбардировщика Ju.88 к началу Второй мировой войны был уже достаточно хорошо проработан. В 1940 году поднялся в воздух первый опытный самолет Ju.88B, который отличался крылом большего размаха и новым удлиненным вперед фюзеляжем. Всего было произведено 10 предсерийных самолетов Ju.88B-0, а более поздняя разработка Ju.88E-0 стала основой для нового бомбардировщика/разведывательного самолета, который и получил наименование Ju.188. Опытные машины под обозначениями Ju.188 V1 и Ju.188 V2 совершили свои первые испытательные полеты в начале 1942 и 1943 годов. Испытания были признаны успешными, после чего был получен заказ на серийное производство данных самолетов.

Конструкция бомбардировщика позволяла установку двух типов двигателей: BMW 801 или Junkers Jumo 213 без проведения каких-либо доработок. Первым серийным вариантом машины стал Ju.188E-1, который оснащался двигателями BMW 801ML мощностью по 1700 л.с. Данный двигатель был введен в эксплуатацию в феврале 1943 года. До конца 1943 года люфтваффе получили 283 машины в данном варианте. Первым вариантом, который получил двигатели компании Юнкерс Jumo213, стал Ju.188A-2, двигатели данного самолета на взлете развивали мощность в 2240 л.с. Самолет, как и его предшественник, был многофункциональным и выпускался в различных вариантах: бомбардировщики – Ju.188A-2, Ju.188Е-2, торпедоносцы Ju.188A-3, Ju.188Е-2, разведывательные самолеты Ju.188D-1 и D-2, Ju.188F-2, высотный разведывательный вариант – Ju.188T-1, высотный ударный самолет вторжения Ju.188S-1. Два последних не несли оборонительного вооружения. Предполагалась, что высота их полета и максимальная скорость полностью исключат возможность перехвата машины.
Ju.188 – дальнейшее развитие Ju.88

Ju.188 был построен по аэродинамической схеме цельнометаллического свободнонесущего низкоплана с убирающимся шасси. Крыло самолета было двухлонжеронным с гладкой работающей обшивкой. Силовая установка машины включала в себя 2 звездообразных 14-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения BMW.801 или 2 поршневых V-образных 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения Jumo.213. Экипаж самолета располагался в одной кабине, которая находилась в носовой части фюзеляжа. Бомбы помещались в двух бомботсеках, а также на внешней подвеске самолета под центропланом. Оборонительное стрелково-пушечное вооружение состояло из 20-мм пушек, 13-мм и 7,92-мм пулемётов, состав оборонительного вооружения менялся в зависимости от модификации самолета.

Внешне бомбардировщик Ju.188 отличался от более раннего Ju.88 в первую очередь конструкцией носовой части фюзеляжа. На Ju.188 остекление кабины экипажа было выполнено с использованием двояковыпуклых панелей плексигласа, а не плоских, как было раньше. Использование новых плексигласовых панелей позволило не только несколько увеличить внутренний объем кабины и улучшить обзор, но и уменьшить аэродинамическое сопротивление машины (только за счет использования новой более обтекаемой формы кабины был обеспечен прирост скорости полета в размере 3 км/час). Также на самолете была изменена конструкция крыла. Крыло получило характерные острые законцовки, его размах был увеличен. Одновременно с этим увеличилась также площадь стабилизатора и киля.

Особо стоит отметить, что произошедшее увеличение скорости полета Ju.188 по сравнению с самолетами Ju.88 при большей бомбовой нагрузке достигалось в первую очередь не за счет более мощных авиамоторов (которые, впрочем, монтировались и на некоторые модификации Ju-88), а за счет работ по усовершенствованию аэродинамики бомбардировщика. Более обтекаемую форму конструкторы придали не только кабине экипажа, но и аэродинамическим тормозам (в нерабочем положении), бомбодержателям, а также обтекателям огневых точек самолета. Расчетный прирост скорости полета только за счет проведения данных улучшений был оценен в 32 км/час.

Существенные изменения произошли с оборонительным вооружением юнкерса. В носовой части кабины экипажа (с правой стороны от пилота) монтировалась достаточно мощная 20-мм пушка MG-151/20, обладающая ленточным питанием. На крыше кабины в прозрачной башне кругового вращения EDL-131 был установлен 13-мм пулемет MG-131, еще один MG-131 устанавливался в задней части кабины. Для защиты самолета от атак истребителей с нижней плоскости, сзади располагалась нижняя огневая точка, в которой имелся спаренный 7,92-мм пулемет MG-81Z. Данный комплект стрелково-пушечного вооружения обладал не только в несколько раз большим, чем у Ju.88, весом секундного залпа, но и позволял достаточно успешно противостоять даже сильнобронированным вражеским истребителям.

Запуск самолета Ju.188 в серийное производство не означал прекращения производства Ju.88. Оба самолета производились практически до самого конца войны, причем найденные наиболее удачные технические решения, который были разработаны для одного из самолетов, применялись и в другом. К примеру, на отдельных модификациях Ju.88 (E, F, G и S) были использованы элементы планера Ju-188. В свою очередь на дальних разведчиках Ju-188D-1 и D-2 применялись комплекты специального оборудования, которое создавалось для самолетов Ju.88. По своим техническим характеристикам Ju.188 был вполне сопоставим и ни в чем не уступал аналогичным бомбардировщикам союзников.

Так вышло, что к моменту своего появления в авиачастях, люфтваффе уже теряло превосходство в воздухе на Западном и Восточном фронте. В то же время Ju.188 был все-таки уязвим для массированных атак истребителей противника. Скорее всего, именно это сказалось на том, что более половины самолетов было выпущено в версии разведчиков. Наиболее скоростными самолетами данного класса стали машины серий S и Т, на которых полностью отсутствовало оборонительной вооружение. В качестве двигателей на них стояли Jumo.213Е-1, обладающие системой форсажа GM-1, которая впрыскивала закись азота. Самолет S-1, который вмещал в себя 800 кг. бомб, разгонялся до 685 км/ч. на высоте 11 500. Более легкий Т-1, оснащенный двумя большими аэрофотоаппаратами Rb на этой же высоте был в состоянии развить скорость в 700 км/ч, что исключало его перехват.

Самолеты Ju.188 производились на заводах компании «Юнкерс» в Бернбурге, «Зибель» в Галле, ATG в Лейпциге до августа 1944 года. Всего за это время было произведено 1076 самолётов всех модификаций. Из них более половины (570 штук) приходились на самолеты в варианте разведчика. В версии разведчика экипаж машины сокращался до 3-х человек (летчик, бортинженер и радист) за счет вывода из экипажа бомбардира. После войны французская фирма SNCASE в Тулузе произвела из немецких деталей 12 самолётов Ju.188E, которые использовались ВВС Франции.

Тактико-технические характеристики Ju.188E-1 (первый серийный бомбардировщик)

Размеры: размах крыла – 22 м, длина - 14,95 м, высота - 4,45 м.
Площадь крыла – 56 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 9 900
- нормальная взлетная – 14 525
Тип двигателя – 2 радиальных 14-цилиндровых BMW 801 D-2 мощность 1 700 л.с. каждый
Максимальная скорость – 495 км/ч
Практическая дальность – 1950 км с бомбовой нагрузкой 2000 кг.
Практический потолок – 9 400 м.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение стрелково-пушечное: 1 х 20-мм пушка MG-151 в носу фюзеляжа, 2× 13 мм пулемёта MG-131 верхней башне EDL-131 и в задней части кабины, 1(2) × 7,92 мм пулемёта MG-81Z в нижней установке
Боевая нагрузка 3000 кг.

Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/bww2/ju188a.html
www.aviacija.dljavseh.ru/Samolety/Junkers_Ju_188.html
www.pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/bombardir-schturmoviki/137-ju-188?start=1
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Tirpitz
    +3
    18 мая 2012 09:27
    Самолет S-1, который вмещал в себя 800 кг. бомб, разгонялся до 685 км/ч. на высоте 11 500.
    Наверное их оснащали легкими зажигательными бомбочками для ковровых бомбардировок городов, но к появлению самолета это уже не имело значения для Германии.
  2. +3
    18 мая 2012 15:44
    Малоизвестный самолет в отличии от всоего "восемдесят восьмого" собрата...
    1. +1
      19 мая 2012 08:53
      скорее модификация 88 го, маловато отличий