Легендарному танку Т-72 исполнилось 45 лет

42
Танк Т-72, принятый на вооружение 7 августа 1973 года, до сих пор остается одним из самых многочисленных и «воюющих» ОБТ в мире. Его популярность уступает только автомату Калашникова, пишет пресс-служба УВЗ.





Разработка машины, которая сочетала бы в себе огневую мощь и бронезащиту тяжелых танков и подвижность средних, начали с конца 1950-х годов. В результате были получены Т-64А Харьковского завода, Т-72 КБ Уралвагонзавода и Т-80 Кировского завода (Ленинград).

Испытания машин показали, что у каждой из них свои достоинства и недостатки. Тем не менее, у нижнетагильской машины двигатель и ходовая оказались более надежными. Кроме того, наводчики Т-72 превосходили соперников в точности поражения целей (системы управления огнем Т-80Б и Т-64Б были сложнее).

В итоге СССР стал единственной страной в мире, имеющей на вооружении сразу 3 типа ОБТ. В конце 80-х доля каждого типа в танковом парке страны составила: Т-72 – 38%, Т-80 – 34%, Т-64 – 28%.

Уральские машины поставлялись в Чехословакию, Югославию, Алжир, Индию. Позднее в нескольких странах было организовано лицензионное производство танков (Польша, Чехословакия, Югославия, Индия, Иран и Ирак).

Боевое крещение Т-72 получил во время войны в Ливане в 1982 году. Тогда выяснилось, что он может успешно противостоять израильским "Меркава" МК1 и американским М60А1.

По словам представителей УВЗ, нижнетагильские специалисты начали улучшать Т-72 сразу после его появления на свет (1970 год): тщательно отбирались самые удачные решения, как технологические, так и конструктивные, а правильность принятых решений проверялась на полигоне, испытательных маршах и в боях.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    8 августа 2018 16:58
    И ещё лет 50 простоит, в виде многочисленных модификаций, на базе Т 90.
    1. +14
      8 августа 2018 17:00
      Цитата: Вадим237
      И ещё лет 50 простоит, в виде многочисленных модификаций, на базе Т 90.

      Да. 100% на параде Победы 2045 г. будет участвовать.
      1. MPN
        +7
        8 августа 2018 17:02
        Легендарному танку Т-72 исполнилось 45 лет
        В неудачное время он попал, согласно ПР ему еще 20 лет пахать и пахать без пенсии... laughing
        1. +8
          8 августа 2018 17:12
          Цитата: MPN
          Легендарному танку Т-72 исполнилось 45 лет

          бессрочно...попал парень... не то что "армата",раз и на пенсии...
          1. MPN
            +3
            8 августа 2018 17:27
            Неудачник по жизни... Хотя нравится... выиграл борьбы с Т-64... Политика блин... А по чему не совместилми достоинства того и другого? Вот вопрос не понятен, ну пытались совмещать Т-80 (уд и иже с ним) Да ладно, я не научный работник.. да еще не из этой области, спецам виднее... а политикам тем более, там спецы вооще не котируются. Читал и воспоминания Уралвагонзавода в борьбе за танк и Харьковских танкостроителей в том же формате, ну все правы... Честно жаль харьковчан, потенциал у них был огромный, но теперь уже не имеет значения, просто нет ни чего кроме усиления мусорных баков в бронезащите .... Нету ни чего ! Кто будет? кто разработает? нет ни инженеров не ни технологов... Польша возможно чего то и поимеет, и то не факт. Да ни кто там об этом и не думает. Нет восстановить Украинский оборонпром можно только с поддержкой инопланетных цивилизаций и то если они власть сменят... и объявят порошенко К стати Порошенко меня подчеркивает красным.. what с чего бы это? дьяволом... и к стати если еще правый сектор с этим согласится..
            1. 0
              8 августа 2018 19:45
              выиграл борьбы с Т-64 А почему не совместили достоинства того и другого?

              Насколько помнится, Т-64 был достаточно сырой машиной с капризным двигателем и ненадежной ходовой. Фактически приняли на вооружение машину, не прошедшую в полной мере все госиспытания. По этим причинам Т-64 не годился для массового перевооружения БТВ СА. И Л.Н. Карцеву поручили довести Т-64 до ума, в результате чего появился сначала Объект 172, который в конечном счете и вырос в Т-72.
              1. MPN
                +1
                8 августа 2018 19:53
                Сырой в смысле токо, что в нем новшеств было выше возможностей серийного производства, его башня по шла на Т-80 (не специалист модель конкретно не воспроизведу УД или еще чего) и получилось вроде ни чего себе, а Т72 и по сю пору бюджетный танк, ни прицела толкового ни вооружения соответствующего.. ,
                Прошу строго не судить я и в правду в данной области не силен в сравнении с практиками танкистами, я бы по авиации поспорил, а тут увы просто мнение... hi
              2. MPN
                0
                8 августа 2018 19:59
                Извините дополню, чтобы не выглядеть кем то, мнение не мое по поводу
                Цитата: Metallurg_2
                с капризным двигателем и ненадежной ходовой.
                мнение по моему заслуживает хотя бы прислушаться
                http://btvt.info/4ourarticles/ypi190.htm
        2. +1
          9 августа 2018 13:57
          У него стаж меньше чем у меня ! Салага еще ! soldier
      2. +1
        8 августа 2018 17:03
        Цитата: Глядя Петрович
        Цитата: Вадим237
        И ещё лет 50 простоит, в виде многочисленных модификаций, на базе Т 90.

        Да. 100% на параде Победы 2045 г. будет участвовать.

        Не нужно ехидничать..Уж что что, а танки надежные во времена СССР создавать умели ! Они во всем мире известные .как и наш Калашников !
        1. +1
          8 августа 2018 17:15
          Цитата: Kontra-M
          Цитата: Глядя Петрович
          Цитата: Вадим237
          И ещё лет 50 простоит, в виде многочисленных модификаций, на базе Т 90.

          Да. 100% на параде Победы 2045 г. будет участвовать.

          Не нужно ехидничать..Уж что что, а танки надежные во времена СССР создавать умели ! Они во всем мире известные .как и наш Калашников !
          даром,любой каприз...
      3. 0
        8 августа 2018 17:17
        Цитата: Глядя Петрович
        Цитата: Вадим237
        И ещё лет 50 простоит, в виде многочисленных модификаций, на базе Т 90.

        Да. 100% на параде Победы 2045 г. будет участвовать.

        это не "армата" не заглохнет..
        1. 0
          8 августа 2018 17:22
          кстати, день рождения "абрама" никто не афиширует,но он есть. и тоже не мало...
          1. 0
            8 августа 2018 17:32
            Цитата: андрей юрьевич
            кстати, день рождения "абрама" никто не афиширует,но он есть. и тоже не мало...

            Но поменьше на 7 лет.
        2. 0
          8 августа 2018 17:26
          Юрьевич, у нас в учебке на полигонах Т72 часто "глушили "механики-водители, которые кроме ишака в своей жизни иного транспортного средства в глаза не видали! Он с гор спустился, а его хлоп -и в армию, в учебку! !! belay
          1. 0
            8 августа 2018 17:34
            Цитата: ДРЕВНЕЙШИЙ
            Юрьевич, у нас в учебке на полигонах Т72 часто "глушили "механики-водители, которые кроме ишака в своей жизни иного транспортного средства в глаза не видали! Он с гор спустился, а его хлоп -и в армию, в учебку! !! belay
            а то я не видел..
      4. 0
        8 августа 2018 17:47
        Нет, в 45 уже беспилотная Армата на Красной площади кататься будет.
        1. 0
          8 августа 2018 21:30
          Цитата: Вадим237
          Нет, в 45 уже беспилотная Армата на Красной площади кататься будет.

          Вот именно, что только по Красной площади она и будет кататься.
      5. 0
        8 августа 2018 19:53
        Да. 100% на параде Победы 2045 г. будет участвовать.
        Пенсионный возраст мы и технике поднимем winked
    2. 0
      8 августа 2018 17:37
      Цитата: Вадим237
      И ещё лет 50 простоит, в виде многочисленных модификаций, на базе Т 90.

      Не столько немногочисленные модификации Т-90, сколько многочисленные какие-нибудь Т-72 Б13.
      1. 0
        8 августа 2018 17:45
        Зарубеж в основном модификации Т 90 идут.
        1. +1
          9 августа 2018 15:18
          Так то - за рубеж, ведь не все же нищеброды и нуждаются в сильно подержанных древних Т-72, вот и покупают свежие Т-90, а тут речь о нашей армии.
          У одной Индии Т-90 в 2 раза больше, чем у нас. Зато у нас много тысяч всякого старья, оставшегося от мёртвой сверхдержавы, частично проходящего лёгкую малобюджетную модернизацию.
          1. 0
            9 августа 2018 18:13
            Наши в курсе, что массовые танковые дуэли остались в прошлом - сейчас танк это средство для зачистки изрядно потрёпанного, авиацией и артиллерией, противника. С этой функцией Т 72Б3М прекрасно справится.
  2. 0
    8 августа 2018 17:23
    Изделие "Урал " , для своего времени великолепный танк! hi А сейчас только глубокая модернизация с заменой орудия и КАЗом, с современными прицельными комплексами, полная замена электроники поможет танку и дальше еще пару десятков лет состоять на вооружении. hi
    1. +2
      8 августа 2018 17:41
      Цитата: ДРЕВНЕЙШИЙ

      Изделие "Урал " , для своего времени великолепный танк!

      и машина шикарная ! пол-европы на высокооктановом бензине откатал.. на немой вопрос, "батя" ответил, в европе,такой бензин по пути везде будет..,пусть тачки привыкают... (не рискнёшь переспрашивать).
      1. +1
        8 августа 2018 18:06
        Что сказать , "Калашников "на гусеницах! hi СССР, история написанная на века! soldier
  3. +12
    8 августа 2018 17:31
    Тут написана чушь!!! Т-72 появился в следствии необходимости удешевления ОБТ. Т-64 оказался слишком дорогим и сложным в эксплуатации. Неопытные пацаны слишком часто запарывали двигатели 5ТДФ. Это очень капризный двигатель. Однако у Т-64 (а именно у Б-шек) стояла очень крутая система управления огнем (на Т-80 стояла она же). Мне довелось эксплуатировать и Т-64А, Б, БВ, так и Т-72 различных модификаций. Если на полигон на стрельбы то это только Т-64, если эксплуатировать в зиму то только Т-72 (ходовка у него круче, там где застревала в снегу 64-ка, наш комбат 72-ку ставил на дыбы и пер вытаскивать нас на 64-ке, а также движок, который можно завести без танцев с бубном). wink
    1. +2
      8 августа 2018 18:09
      Павел hi -главное в том, что действительно танк вышел великолепный для своего времени! Не без проблем, но это было верхом совершенства, если бы у "семьдесятдвойки "все было идеально! hi
      1. +1
        8 августа 2018 19:57
        главное в том, что действительно танк вышел великолепный для своего времени!
        Главное в том что его советская промышленность произвела такой серией, что даже через 45 лет основу бронетанковых войск составляет ...
        1. +1
          8 августа 2018 20:40
          Цитата: spektr9
          Главное в том что его советская промышленность произвела такой серией, что даже через 45 лет основу бронетанковых войск составляет ...

          Вот это и хреново. Вместо того чтобы делать новые, решили старье модернизировать. Опять, как в ВОВ, завалим врага количеством.
          1. +1
            8 августа 2018 20:43
            Вот это и хреново. Вместо того чтобы делать новые, решили старье модернизировать. Опять, как в ВОВ, завалим врага количеством.
            Если бы этого не было то вообще с голым пузом сидели и без нового, и без старого ...
            Ибо как обычно весь бюджет куда-то испортиться из года в год
    2. 0
      16 августа 2018 09:43
      Зимой да, при грязи цепучая гусянка Т-64 спокойно вытаскивала намотавших овер много грунта Т-72. И таки и да, при от +5 главмех на Т-64 выбрасывал 3 пальца. Кто служил тот знает.
  4. +1
    9 августа 2018 09:34
    (наводчики Т-72 превосходили соперников в точности поражения целей (системы управления огнем Т-80Б и Т-64Б были сложнее).) laughing Поржал аки конь. Т-72 создавался как мобилизационный танчик. Если проще то как эрзац на случай большой войны и для массового выпуска. Именно поэтому он и поставлялся на экспорт. Ибо эрзац он и есть эрзац. А по точности стрельбы? Ну дык на призовые стрельбы всегда страрались выкатить Т-64 бешку или бвшку. В той же белорусии наблюдал лично и неоднократно. Ибо Т-64 имеет мягкий ход благодаря тому что торсионы соосны его не колбасит влево вправо. Стабилизатор и СУО на уровне и спокойно позволяла весело ложить снаряды в цель на ходу. Вот по твёрдых грунтах Т-72 ходит аки бог. Дубовая подвеска, большие катки. в общем больше газу меньше ям. Но если на полигоне задождило? А в беларуссии это постоянно. То вуаля, Т-64 весело накатывают часы под курсантами, а Т-72 стоят в сторонке. Восмидесятка прекрасный танчик, эдакий симбиоз Т-64 и Т-72. По проходимости на слабых грунтах мальца превосходит Т-72 уступая опять таки Т-64. Подвеска более мягкая чем у Т-72 но потуже чем у 64ки. Жрёт блин керосин тоннами, ну утрирую ессно но жрёт не кисло. Но если вышла на асфальт? Жигули одним словом wink
  5. -1
    9 августа 2018 17:35
    Легендарному танку Т-72 исполнилось 45 лет
    А чё это он такой легендарный?Вот Т-34 - да, легендарный. А Т-72 ну никак не тянет, если вспомнить как его в Грозном жгли и в Ливане
    1. 0
      9 августа 2018 18:14
      Самый воюющий танк в мире.
    2. 0
      9 августа 2018 18:15
      Цитата: кровосос
      А Т-72 ну никак не тянет, если вспомнить как его в Грозном жгли и в Ливане

      По первому случаю-так cдуру можно и xрeн сломать.
      По второму-арабы-это вояки ?
      Зато Меркава настолько легендарный танк, что его никак не могут за бугор пристроить.
      1. 0
        9 августа 2018 18:40
        Меркава чисто танчик под свои конкретные условия ведения войны и под свою тактику применения! Именно поэтому на других театрах он неинтересен.
    3. 0
      9 августа 2018 19:12
      Т-34 жгли ещё более быстрее и в овер больших колличествах! Вот у деда была брошурка, выступление Сталина по поводу победы но ноябрская речь! И там блин, ну видел своими глазами и прозревал в 14 лет! Мы потеряли кадровую армию в первом периоде боёв! Ну типо к ноябрю 1941 года! Мы победили сталью! То биш колличеством! Когда повзрослел, деда уже не было recourse спросил бабки где брошурка то? В печке ессно. А кстати занятная книженция была. Всего на 16-18 страничек и размерчик для комсомольских активистов и пропагандонов. Но бибилиотечкам и архивчикам почему то нету. Печалька
      1. 0
        9 августа 2018 20:26
        Цитата: dgonni
        Мы победили сталью! То биш колличеством!

        Опять двадцать пять ! Вы бы для ознакомления хотя бы потери РККА и вермахта с СС сравнили, чтобы кричать о "завалили трупами".
        1. 0
          10 августа 2018 16:56
          Сравните и выложите! Пожалуйста! Просто посмотрите колличество дойч техники выпущенной и применённой, даже с учётом французов и чехов. И чисто союз и американци. Ну и потери естественно! Смотрим на остаток на конец войны и прозреваем! Так что усатый был прав на все 100%, и знал за что генералов типа Жукова и иже с ними нужно пускать в расход.
          1. 0
            11 августа 2018 19:59
            К началу войны в РККА было примерно 23000 танков, за годы войны заводы дали 86000 танков, потери составили 83000 танков. В Германии было выпущено примерно 53000 танков и практически все они были уничтожены. Ну и где дикие потери ?
            1. 0
              16 августа 2018 09:40
              Колличество танков в РККА на конец боевых действий тяжко найти? Поставки по лендлинзу также? И то что дойчи вели войну по факту на 3х театрах боевых действий против фактически всех ничего не меняет? Как говорил пленный дойч командир самоходки штуг4 когда его спросили А ПАЧЕМУ? ты такой красивый и достойный и даже овер грамотный попал в плен? Что он ответил? У меня кончились снаряды, а шерманы у амеров не кончились! Так что не нужно.