Моя политграмота. Народ, государство, общество, элита. Часть 2

По мере развития государств народ в них разделялся на слои по имущественным, образовательным или профессиональным признакам. Эти слои звались сословиями: военное сословие, мастеровое, торговое, крестьянско-земледельческое, пресловутое третье сословие, которое позже окрестили мещанством, то бишь буржуазией…

Одновременно с этим шел процесс возникновения того, что теперь принято называть обществом. Сначала люди высших сословий, вроде дворян-аристократов, располагавшие для этого временем, общаясь между собой при дворах правителей или на каких-то своих собраниях и балах, выработали и начали строго соблюдать правила поведения, которые делали взаимоудобным и безопасным их общение. Потом, под влиянием религиозных требований, не менее строгими сделались правила семейной жизни, а государственные требования способствовали возникновению таких же строгостей при поведении в имущественных отношениях. Постепенно эти правила распространились и в других сословиях, какие-то через соблюдение государственных и религиозных законов, а другие просто перенимались у высших сословий. Так и возникло то, что называется моралью.


Мораль (лат. мoralis – касающийся нравов) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Определение сложноватое, но верное.

Мораль внедрялась и делалась достоянием всего народа, а вот понятие чести очень долго принадлежало только его самым верхним слоям. Причем в России существовало даже понятие «подлое сословие». Это было не ругательство, а определение той массы людей, для которых не обязательно соблюдение правил аристократической чести. Но по мере исторического развития в правящие слои государств стало все больше попадать людей, не принадлежащих по своему рождению к потомственной аристократии. Этот процесс начался в 18-19 веках, вот тогда-то и возникли сами понятия: общество и люди общества. То есть талантливый человек за свои заслуги или богатство принимался как свой в аристократический круг, но при этом обязан был усвоить и придерживаться принятых в этом кругу правил чести. Сам же аристократический круг постепенно переставал быть таковым, становясь местом общения и взаимодействия для всех, кто оказался этого достоин. Вот так и возникло общество, сначала оно было только с приставкой «высшее», но и другие сословия начали создавать нечто похожее внутри себя, постепенно грани стерлись, и этот процесс привел к возникновению современного общества в каждом народе и государстве. То есть людьми общества могут стать представители любого народного слоя, если они готовы соблюдать общественную мораль и не ронять свою честь, а общество готово принять их в свой круг. Честь есть право на место и уважение в обществе!

Честь, честность, чествование, воздать почести, честная работа, служить честно, оказать честь, честь имею, честь никому, честь и место…

Вот я и делаю вывод, что главный продукт жизнедеятельности общества — это мораль и честь для всего народа, то есть неписаные правила поведения, иначе говоря, приличия, благодаря которым люди не опускаются до животного состояния, а постоянно себя совершенствуют и развивают вольно или невольно.



Если говорить аграрно-крестьянским языком, то народ это земля, а общество – почва, верхний почвенный слой! На земле и почве обычно что-то растет… Если почва здоровая и толстая вроде чернозёма, то вырастает много хороших полезных растений, а если почва бедная и тонкая или вовсе отсутствует, как в пустыне, то могут кое-где вырасти только чахлые сорняки, мерзкие чертополохи, саксаулы да кактусы. Растения же, которые должны из себя выращивать народ и общество, называются – культура, наука, экономика и государственные институты!

Теперь о России. Во времена гигантского исторического переворота, который случился в ней с 17-го по 20-й год прошлого века, в народном сознании одержала верх большевистская идея. И ее носители, большевики, начали резко переделывать в России абсолютно все на свой лад! Но уже тогда, в двадцатые годы, русские религиозные философы сделали вывод и даже пытались убеждать большевиков, что все их усилия обернутся крахом. Потому что основную свою энергию они тратят на уничтожение общества! И тут на ум приходят цитаты… «Морально все, что способствует победе революции…» Это сказал Ленин на одном из первых съездов союза коммунистической молодёжи.

А еще в те времена были официально отвергнуты все моральные нормы в сфере половых отношений, громилась религия, любую собственность вплоть до личной предлагалось делать общеупотребительной и т.д. и т. п. Результат этого неистовства тут же сказался: в городах начался разгул уличного хулиганства, такой, что в Петербург пришлось вводить войска в 1927 году. Расцвела наркомания, проституция, повальное воровство и бандитизм грозили подорвать власть большевиков, и самый жесткий террор уже переставал пугать и подавлять. Одновременно противники большевизма получили отличный козырь в своей пропаганде среди консервативной крестьянской массы, которая в то время численно преобладала в России и сохраняла в сознании старые моральные понятия на основе религии.

Тогда постепенно при Сталине большевистская партия, продолжая уничтожать само общество с его моралью, тем не менее начала вбирать в себя и отстаивать многие вековые нормы этой морали, увидев их полезность для выживания своего государства. Таким образом, партия как бы заменила в России естественное общество, которое порождается народом, и сама стала диктовать ему нормы морали и чести, видоизменяя их в своих интересах. При таком положении за 74 года советской власти выросли и сформировались несколько поколений народа.

А потом наступил слом 91 года! Всевластная партия исчезла, и наступили лихие девяностые: братковый бандитизм, взрыв всевозможной похабщины, наркомания, повальная продажность чиновников, взаимная межнациональная озверелость… После 2000-го года государству эту вакханалию удалось несколько задавить, но корни остались нетронутыми. И все больше становится видно, что не по силам одному государству вырвать эти корни, ибо они – в головах…

Продолжение следует…
Автор:
Михаил Гольдреер
Статьи из этой серии:
Моя политграмота. Народ, государство, общество, элита. Часть 1
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти