Радиолокационное опознавание сегодня и завтра

16
Система государственного радиолокационного опознавания (РЛО) является одной из самых массовых военных и общегосударственных систем. Запросчики и ответчики системы РЛО устанавливаются на большинстве объектов вооруженных сил. Качество их функционирования и порядок боевого применения в значительной степени определяет эффективность ведения боевых действий и безопасность собственной авиации.





Информация, получаемая с помощью средств опознавания, является исключительно важной при оценке воздушной обстановки, принятии решения на отражение удара воздушного противника, а также предотвращения ошибочных обстрелов и поражения своей авиации как в военное, так и в мирное время. Решение этой задачи тесно связано с развитием систем управления войсками (силами) и оружием, вооружения и военной техники (ВВТ) практически всех видов ВС и родов войск. Так считают кандидаты технических наук Александр Виноградов и Сергей Бондарев.

Ранее, в 1960-1980-х годах, средства радиолокационного опознавания (запросчики и ответчики) существовавших в то время систем радиолокационного опознавания «Кремний» и «Пароль» разрабатывались отдельно от обеспечиваемых ими образцов вооружения (радиолокационных станций, зенитных ракетных комплексов, бортовой радиоэлектронной аппаратуры и т. д.). В тот период они были освоены на более чем 10 серийных заводах страны при координации освоения со стороны НИИ измерительных приборов, который сегодня входит в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей».

В частности, наземный радиолокационный запросчик (НРЗ) мог быть автономным или встроенным, в последнем случае его аппаратура находилась в РЛС, а антенная система могла размещаться на антенной системе РЛС, либо быть автономной.

При сопряжении НРЗ со старым парком РЛС, имеющих «аналоговый выход», информация от РЛС и НРЗ поступала по отдельным каналам на индикатор. Объединение информации (привязка меток опознавания к отметкам от цели) осуществлялось оператором РЛС или простейшим комплексом средств автоматизации.

Относительно небольшой типаж существовавшего в то время радиолокационного вооружения обусловил разработку и производство нескольких типовых запросчиков системы РЛО «Пароль», которые в течение длительного времени могли не подвергаться модернизации.

Этому положению, по сути, и соответствовала структура органов военного управления в области эксплуатации и развития систем государственного опознавания и существующей нормативно-технической базы Российской Федерации в области разработки и применения систем государственного опознавания.

Дальнейшее развитие радиолокационного вооружения обусловило увеличение функций РЛС в части обработки информации опознавания.

На смену «аналоговым» РЛС стали разрабатываться радиолокационные станции с цифровым и трассовым выходом, где объединение информации НРЗ и РЛС происходит в устройстве вторичной обработки РЛС на этапе решения задачи завязки трассы обнаруженного воздушного объекта (ВО) и его сопровождения.

В РЛС происходит, по сути, окончательный этап принятия решения об опознавании. На индикаторе отображаются трассы ВО с формулярами его характеристик, где и присутствуют результаты решения задачи опознавания и получения индивидуальной (полетной) информации. С выхода РЛС информация о трассах ВО с «привязанными» к ним признаками опознавания выдается потребителю стандартными сообщениями.

Современный этап развития систем радиолокационного вооружения характеризуется следующими факторами.

1. Увеличением степени интеграции средств радиолокационного опознавания с РЛС и аппаратурой других систем, прежде всего систем вторичной радиолокации, которые имеют единые принципы построения, что обеспечивает наибольшую эффективность интегрирования, поскольку в большей степени позволяет реализовать прогрессивные методы конструирования интегрированной аппаратуры.

Термин «интегрирование» означает функциональное объединение отдельных устройств и систем с целью достижения более высоких технико-экономических характеристик единой системы по сравнению со случаем раздельного решения возложенных на систему задач. Высвобождаемые в процессе интеграции радиоэлектронной аппаратуры объемы могут быть использованы для дальнейшего наращивания информационных или боевых характеристик систем вооружения.

Современные РЛС и РЛК, решающие задачу контроля воздушного пространства, включают в свой состав аппаратуру комплексированного вторичного радиолокатора (КВРЛ), в общем случае, функционирующего в режимах системы РЛО «Пароль», систем вторичной радиолокации RBS, включая режим дискретно-адресного запроса (режим S), системы РЛО Мк-10А, системы автоматического зависимого наблюдения 1090-ЕS (АЗН-В). Комплексное использование информации этих систем позволяет повысить качество контроля воздушного пространства.

Возможно также включение в состав РЛС (РЛК) средств радиотехнической разведки и оптикоэлектронных средств.

При этом необходимо отметить высокий уровень интеграции аппаратуры различных систем. Выделить из этой схемы отдельно запросчик системы РЛО «Пароль» не представляется возможным.

Аппаратура запросчика системы РЛО в рамках КВРЛ имеет с каналами систем вторичной радиолокации общий передатчик, приемник, аппаратуру обработки информации, решающую задачи декодирования и обработки ответных сигналов.

При этом оценку качества опознавания обнаруживаемых и сопровождаемых ВО можно производить только на выходе РЛС по результатам анализа выдаваемой информации (сообщениях о трассе ВО).

Высокий уровень интеграции средств опознавания с другими системами наблюдается и в бортовой аппаратуре.

Радиооборудование в настоящее время проектируется в виде единой системы, в которой объединение функций осуществляется с применением бортовой вычислительной машины. Обмен данными, их пересылка, обработка и объединение осуществляется в цифровой форме.

Ответчики системы государственного опознавания становятся составной частью бортовой интегрированной радиотехнической системы, выполняющей также функции ответчика системы вторичной радиолокации управления воздушным движением; радиотехнической системы ближней навигации (РСБН), системы предупреждения столкновения в воздухе.

Авиационные же запросчики могут входить в состав бортовой радиолокационной аппаратуры управления авиационными средствами поражения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

2. Комплексным использованием дополнительных (косвенных) источников информации при решении задачи опознавания, что обусловлено усложнением способов боевого применения радиолокационного вооружения. Решение о государственной принадлежности (или идентификации объектов) в образцах или системах вооружения происходит с использованием современных методов обработки информации.

Следует также отметить, что информация от НРЗ может использоваться для решения других задач: обнаружения и сопровождения ВО, получения от них дополнительной (полетной) информации, причем эта информация может использоваться в интересах различных ведомств. При этом, прежде всего, следует отметить множество вариантов совместного использования средств радиолокационного опознавания и систем вторичной радиолокации УВД, АЗН-В в интересах решения задач контроля воздушного пространства. Происходит интеграция алгоритмов их функционирования, что обусловливает взаимное влияние их друг на друга и может в определенных условиях снизить показатели качества решения соответствующих задач. Поэтому подвести какие-то общие алгоритмы для множества вариантов комплексирования или рекомендации практически не представляется возможным. Это обусловливает разработку «своих» алгоритмов для большинства образцов вооружения.

3. Увеличением типажа образцов вооружения, оснащаемого средствами системы РЛО. Особенности их боевого применения и уровень интеграции с другими информационными системами определяют расширение спектра требований к средствам опознавания, что увеличивает типаж разрабатываемых средств опознавания.

К числу требований обеспечиваемых образцов вооружения, обусловливающих вариацию требований к характеристикам средств опознавания, например, радиолокационных запросчиков, относятся требования:

— к зонам обнаружения, способам обзора пространства, что определяет энергетические и, соответственно, информационные и вероятностные характеристики опознавания;

— к условиям применения и размещения запросчиков и ответчиков системы радиолокационного опознавания и, прежде всего, размещаемыми на необслуживаемых (малообслуживаемых) объектах наземного и воздушного базирования.

Таким образом, следует констатировать, что современные тенденции развития радиолокационного вооружения обусловливают следующее.

Увеличивающийся типаж средств системы РЛО, интеграция средств опознавания с радиолокационным вооружением, комплексное использование информации средств системы РЛО с информацией других источников обусловили тот факт, что в настоящее время для большинства РЛС и РЛК, по сути, разрабатывается свой запросчик.

В этих условиях следует отметить тенденцию к увеличению числа предприятий промышленности – разработчиков образцов вооружения, стремящихся к собственной разработке средств опознавания в рамках создания новых РЛС (РЛК) (исключением является засекречивающая аппаратура опознавания).

Это способствует развитию конкуренции между производителями аппаратуры опознавания и, как следствие, улучшению качества и снижению стоимости последней, а также обусловливает сокращения сроков внедрения современной элементной базы, что необходимо, прежде всего, для повышения эксплуатационных характеристик.

В последнее время разработан ряд НРЗ и КВРЛ, имеющих тактико-технические характеристики, значительно превосходящие аналоги разработок 10-15 летней давности.

Рассмотренные выше факты определяют необходимость наличия соответствующей нормативно-технической базы (стандартов), необходимой для разработки средств опознавания. Разработчик радиолокационного вооружения должен иметь возможность в рамках своей ОКР разрабатывать (или заказывать) интегрированные в эту технику средства системы РЛО или отдельные их элементы с учетом особенностей предъявляемых к ним требований.

Следовательно, разработка системы опознавания должна завершаться не только изготовлением опытных образцов и их испытанием, но и разработкой соответствующих нормативных документов (стандартов), которые должны включать общие принципы построения системы опознавания, технические характеристики запросчиков и ответчиков (временные, спектральные и энергетические характеристики используемых сигналов и т. д.).

Особенности развития средств и систем вооружения на современном этапе и, как следствие, средств и системы опознавания, обусловливают необходимость реформирования структуры и организации работ по заказу и военно-научному сопровождению в рассматриваемой тематике.

При этом заказчик по системе в целом должен решать задачу сопровождения государственного контракта по разработке системы государственного опознавания в интересах всех видов ВС и других заинтересованных ведомств. Разработка системы опознавания должна завершаться изготовлением опытных образцов, их испытанием, а также разработкой и принятием соответствующих стандартов.

Военно-научное сопровождение разработки системы опознавания должно осуществляться головным научно-исследовательским учреждением по данному вопросу и соответствующими НИУ, представляющими интересы различных видов ВС и родов войск.

На дальнейших этапах заказчиками средств системы опознавания должны являться заказчики образцов вооружения (либо их составных частей), в которые эти средства встраиваются. Соответственно военно-научное сопровождение разработки средств системы опознавания должно осуществляться головным научно-исследовательским учреждением, осуществляющим военно-научное сопровождение данного образца вооружения.

Испытания и приемка средств системы госопознавания должны осуществляться, соответственно, в два этапа.

1. Проверка соответствия требованиям стандартов к техническим характеристикам средств опознавания. Средства опознавания проверяются отдельно от обеспечиваемых образцов вооружения.

2. Проверка требований к решению задачи опознавания, заложенных в ТТЗ на конкретный образец вооружения, куда встраивается запросчик (ответчик). Средства опознавания проверяются совместно с обеспечиваемыми образцами вооружения. Испытания проводятся на соответствующих полигонах (позициях).

Все рассмотренные факты обусловливают возрастание роли предприятий промышленности – разработчиков крупных систем вооружения в части разработки новой системы РЛО и ее средств и обусловливают целесообразность в изменении организации работ по тематике государственного опознавания.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 августа 2018 07:52
    Ну прям ТЗ к разработке данных систем... А уж какое облегчение некоторым товарищам которые нам не товарищи...
    1. +2
      12 августа 2018 08:31
      Конечно, ведь те некоторые товарищи которые нам не товарищи, и понятия не имею о таких высоких технология. И авторы статьи не привели сведение о том, когда, как и откуда первичная информация о радиолокационном опознавании (РЛО) попала в СССР.
      1. -2
        12 августа 2018 10:22
        Должно быть древние украинцы оставили об этом записи, когда Америку открывали, не?
    2. +1
      13 августа 2018 06:23
      То же самое почувствовал. Фрагмент бизнес - плана. В то время, как авторы статьи рисуют бизнес планы, Казанские товарищи молча продолжают работать в нужном направлении. И ими можно гордиться!
  2. 0
    12 августа 2018 08:40
    Говорят, история первой нашей системы свой-чужой началась с блока снятого с одного из тех злополучных В-29, севших у нас под Владивостоком
  3. +1
    12 августа 2018 08:50
    Модераторы ВО, Вы хоть за стилем изложения смотрите, текст унылый до невозможности.
    1. 0
      20 августа 2018 13:34
      Цитата: Авиатор_
      текст унылый до невозможности

      Это не текст унылый.
      Это информация, которая понятна и интересна очень небольшому кругу людей, имеющих близкие специальности ( не для такого обще-информационного сайта).
  4. +7
    12 августа 2018 12:21
    Тема государственного опознавания воздушных судов очень интересная. Поэтому удивительно как автор Д.Гордеев умудрился так скучно изложить такую уникальную область технологий, не имеющею аналогов в мире. При этом перспективы развития определяются не только абстрактными понятиями стандартизации и интеграции систем, а гораздо более серьезными факторами.
    Например создание системы Пароль было связано с трагическими событиями угона Беленко МиГ-25, что полностью дискредитировало систему опознавания Кремний. Аналогичная ситуация повторилась после 92 года, когда комплексы государственного опознавания вместе с секретными блоками и даже шифроблокнотами оказались в руках разведок НАТО. При этом втягивание в соглашение ОДКБ сомнительных союзников России среди которых распространяются эти секретные документы ситуацию ни как не изменило. С уверенностью 100% можно сказать, что каналы утечки кодов сохранились.
    Примерно с 2000 года Россия начала разработку новой, собственной системы гос.опознования. Была информация о начале испытаний. Но о принятии на вооружение новой системы пока ни чего не слышно.
    1. 0
      12 августа 2018 20:34
      С уверенностью 100% можно сказать, что каналы утечки кодов сохранились.

      Однозначно да. Но теперь не надо вкладывать миллиарды, чтобы коды изменить при их компрометации.
      1. +1
        13 августа 2018 14:04
        Цитата: слава1974
        Но теперь не надо вкладывать миллиарды, чтобы коды изменить при их компрометации.

        Это только так кажется. Например, после пары десятков тренировок по компрометации кодов в ночное время я еще в капитанские годы без всякой кодовой таблицы в уме раскодировал кодограммы шифры и находил ошибки, о которых нужно было доложить на вышестоящий КП. На западе профессиональные дешифровки наверняка не тупее.
        1. Комментарий был удален.
    2. svp
      0
      18 августа 2018 14:22
      Помнится при войсковых испытаниях 1Л22 на каждом разводе предупреждали "если у вас украдут изделие,то страна ещё15 лет без колбасы будет". Через 9лет не стало самой страны. Даже не смешно.
  5. 0
    12 августа 2018 20:20
    Болтун - находка для врага.
    1. +3
      13 августа 2018 14:08
      Цитата: Alex20042004
      Болтун - находка для врага

      Стойкость шифра и алгоритма определяется исключительно ключевой информацией. Попытка скрыть принципы и алгоритмы говорит только о том, что вы имеете дело с мошенниками, которые не имеют ни какого отношения к науке криптография.
      1. 0
        13 августа 2018 18:48
        Ключевая информация должна обновляться, как в системе Пароль, каждые сутки. Иначе противник, накопив статистику запросов-ответов, записав некоторое их количество, с которым смогут работать дешифровальщики, чтоб понять закономерность, ключ вскроет. Регулярной сменой кодов стойкость как раз и обеспечивается.
        1. svp
          +1
          18 августа 2018 14:25
          лет через 70,используя вычислительные мощности того времени.
  6. +3
    12 сентября 2018 01:33
    До угона МИГ-25 было примерно так.
    У запросчика 12-ть фиксированных частот. Пришел суперсекретный приказ - на какой частоте "спрашивать", кнопки в боевом отделении под рукой. Нажал-спросил допустим на 5-й, аппаратура ответчика обработала сигнал ( у них то же приказ секретный ,что частота 5-ая ), дала ответ - свой. Но америкосы прочухали все это дело и стали давать ответы по всем 12-ти частотам. Поэтому была еще одна кнопконажималка - проверка. Посылаешь запрос на "левой " частоте, ответ пришел типа свой , значит чужой. Можно лупашить.

    А потом стало все не так, постарались умельцы военпрома, все в "цифре", хоть и дорого это обошлось СССР.
    Аппаратура стоит везде, но изюминка - блочек такой ,без которого нихрена не работает, устанавливался офицером в присутствии автоматчика. А в нем уникальный алгоритм заложен. Дал вызов "случайный" , он сам не знает на какой частоте, приемник обработал как надо - ответ. Там прикол "случайного числа", непробиваемая вещь,просчитать невозможно. Если есть знатоки электроники,то поймут.
    Это было раньше, что сейчас, не знаю.
    Накарякал как бывший ПВОшник, простите,если что не так hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»