Хотения американских ВВС: новые вертолёты для защиты баллистических ракет

Скандалы, интриги, расследования

В отличие от российских реалий, в основе ядерной триады США лежат не наземные комплексы шахтного и мобильного базирования, а баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ). Тем не менее, Военно-воздушные силы США продолжают эксплуатировать межконтинентальные баллистических ракет (МБР) LGM-30G Minuteman III. Сейчас это единственный тип единственный межконтинентальной баллистической ракеты на вооружении ВВС США. По состоянию на 2008 год американцы имели 450 ракет Minuteman III, на которых установлено 550 ядерных боеголовок.


Это очень серьезный арсенал, который сам по себе обеспечивает Америке возможность гарантированного ответного удара в случае глобальной войны и последующего полного уничтожения противника, даже без учета морской составляющей ядерной триады в лице подводных лодок.

Наземная составляющая ядерных сил США часто попадает под прицел критики. Недавно СМИ писали о том, что в штате Вайоминг военнослужащие армии США охраняли авиабазу «Уорен», где находятся межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками Minuteman III, находясь под воздействием наркотиков. Они употребляли ЛСД, экстази и кокаин. Отдельные издания даже заявили о целом «наркосиндикате», снабжавшем американских военных. При этом во время разбирательства сами они признавали, что выполнят свои прямые задачи, будучи под виляние наркотических веществ, они не могли. Примечательно и то, что скандал разразился на фоне призыва президента Дональда Трампа «укрепить ядерный щит страны», что было вызвано напряженными отношениями с Северной Кореей.

Случается, конечно, всякое, однако подобное происшествие почему-то сложно себе представить в случае с экипажем одной из атомных субмарин типа «Огайо». Или с военнослужащими, которые данные лодки охраняют.



В общем, совершенно неудивительно, что одной из главных проблем, периодически «всплывающих» в СМИ, является вопрос безопасности «Минитменов». Эксперты, кроме прочего, обращают внимание на то, что команды безопасности используют вертолеты UH-1N Huey. Это глубокая модификация машины Bell UH-1N Twin Huey, которую активно применяли еще во время войны во Вьетнаме. В те времена машина для таких целей подходила оптимально, сейчас же она морально устарела по многим важным показателям, таким как скорость. Использовать для защиты шахт перспективные сверхскоростные вертолеты S-97 никто не рвется. Тем более, что в серийном исполнении их пока все равно нет, как нет пока и задач для таких вертолетов. Но вот обновиться до современного уровня ВВС США не против.



Новое время — новые решения

О некоторых деталях конкурса стало известно еще в 2016 году. Тогда объявили требования к новой машине:

— Объем закупки: до 84 машин.
— Вместимость: девять человек + оборудование.
— Крейсерская скорость — не менее 135 узлов (250 км/ч).
— Дальность полета — не менее 407 км. С продолжительностью полета три часа.
— Платформа должна нести броню и способна перевозить оружие.


Стоит отметить, что ряд требований был засекречен, хотя вряд ли речь шла о чем-то экстраординарном. В целом, как уже стало ясно, Военно-воздушные силы США намерены получить современные вертолеты, с помощью которых удалось бы повысить безопасность баллистических ракет. На победу в конкурсе претендуют три варианта. Компания Sikorsky предлагает новейшие вертолеты HH-60U Blackhawk, в то время европейский оборонный гигант Leonardo объединился с Boeing, предложив вертолет MH139, созданный на базе многоцелевого AW139. «Эта машина, спроектированная в Филадельфии, имеет размеры, которые отвечают требованиям ВВС США и позволяют сэкономить почти миллиард долларов при закупке и эксплуатации в течение 30 лет по сравнению с другими вертолетами, принимающими участие в тендере», — заявил вице-президент и генеральный директор компании Boeing Vertical Lift Дэвида Куперсмита (David Koopersmith). Третий подрядчик, компания Sierra Nevada, предлагает списанные армейские «Блэк-Хоки» UH-60A, которые намерены обновить до современного уровня. Обновленные вертолеты получат новые двигатели General Electric Aviation T-701D, «стеклянные кабины» и соответствующее новое оборудование.




Компания Bell Helicopter на требование не откликнулась из-за занятности ресурсов и явного несоответствия имеющихся решений требованиям ВВС США. Может быть, для такой важной миссии как защита баллистических ракеты подошел бы конвертоплан Bell V-22 Osprey, но он сложный, «капризный» и просто безумно дорогой, даже по меркам США. Напомним, что цену одной такой машины вполне можно сравнить со стоимостью истребителя пятого поколения F-35.

Планируется, что новые вертолеты начнут поступать на вооружение в 2020 году. Неизвестно, какой в итоге вариант выберут ВВС. Однако, зная американцев, едва ли они будут экономить на своей безопасности. Неудивительно, что специалисты видят главным кандидатом на победу HH-60U. Данный вертолет, грубо говоря, является версией винтокрылой машины UH-60M, разработанной специально с учетом требований ВВС США. Детальную информацию про особенности HH-60U можно при желании найти на сайте Lockheed Martin, хотя, вне всякого сомнения, она имеет рекламный характер и превозносит достоинства детища LM. Что же касается UH-60M, то первый полет эта машина осуществила в 2008 году. Она получила цифровую двухканальную ЭДСУ Hamilton Sundstrand и новую кабину. Вертолет оснастили усовершенствованными двигателями General Electric T700-701 с цифровой системой управления.



Напомним, что до 1985 года Армия США закупила более 300 вертолетов UH-60, а уже к середине 1990-х гг. построили более 2600 таких машин. Цена вертолета сильно зависит от модификации. Согласно имеющимся данным, один UH-60 по состоянию на 2012 год мог обойтись примерно в 20 миллионов долларов. AW139 по состоянию на 2013 год стоит 12 миллионов долларов, однако тогда речь шла о гражданской версии вертолета. Само собой, что MH139 с новым оборудованием может обойтись дороже, по меньшей мере, на треть. Хотя, как мы уже отмечали, едва ли цена в данном случае станет решающим фактором.

Куда важнее другое. Победа одной из предложенных модификаций Blackhawk видится более вероятной еще и потому, что вооруженные силы США не просто активно, а очень активно эксплуатируют «Черный ястреб». А стремление к унификации «любой ценой» уже заметили за янки, что, впрочем, неразумно ставить им в вину. Иметь одну модель танка (пусть и разных модификаций), один основой военно-транспортный вертолет и один основной истребитель пятого поколения намного лучше разношерстного парка разных машин с десятками модификаций в придачу. Даже в мирное время, не говоря о военном. История не раз это доказывала.
Автор:
Илья Легат
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти