Как поделили Каспийский "пирог"

55
Произошло то, что прикаспийские государства готовили все последние годы (22 года) – уточнён статус Каспийского моря, выход к которому имеют Российская Федерация, Казахстан, Иран, Туркменистан и Азербайджан. Главы этих государств в формате Каспийского саммита в казахстанском Актау подписали конвенцию, которая предполагает разделение акватории моря (озера) на внутренние и территориальные воды, а также общее водное пространство и зоны для рыболовства.

Как поделили Каспийский "пирог"




Так, территориальными водами на Каспийском море отныне считается акватория на глубину 15 морских миль от побережья. Граница, проходящая по 15-й морской милей, объявляется государственной. За ней следует зона рыболовства для каждой из прикаспийских стран. Глубина этой зоны – 10 морских миль. В зоне для рыболовства действуют квоты каждого конкретного государства региона.

Конвенция предполагает, что основная акватория Каспия останется в общем пользовании для прикаспийских стран. При этом дно Каспийского моря и его недра делятся соседними странами на те или иные участки на основании договорённостей в рамках международного права. В частности, по согласованным сторонами правилам может быть осуществлена прокладка трубопроводов, проведены научные исследования или организовано судоходство. При этом в каждом конкретном случае в обязательном порядке будет рассматриваться вопрос влияния реализации проекта на экологию Каспия и прикаспийского региона.

Президент России Владимир Путин прокомментировал подписанную конвенцию так:
Мы много лет двигались к этому – чтобы разработать и принять этот стратегический, основополагающий документ. Проделана действительно масштабная переговорная работа с участием многих ведомств наших государств, с привлечением экспертных деловых кругов (...) Конвенция закрепляет исключительное право и ответственность наших государств за судьбу Каспийского моря, устанавливает чёткие правила его коллективного использования.


Напомним, что ранее в прессе появились материалы о том, что Казахстан якобы позволит США разместить на Каспии военный объект. Казахстанские власти эту информацию опровергают.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 августа 2018 07:24
    какие хорошие люди на фото,настоящие "друзья"...
    1. +2
      13 августа 2018 07:32
      Да уж,насчёт"друзей"Вы правы!не разлей вода.
    2. +7
      13 августа 2018 07:34
      Это политика, они должны быть хотя-бы номинально, для решения проблем региона "друзьями "!
      1. +8
        13 августа 2018 08:43
        Маленькая коррекция.В политике,как и в бизнесе друзей нет.Есть интересы. smile уж простите.
    3. +1
      13 августа 2018 09:34
      Цитата: Дедкастарый
      +2
      какие хорошие люди на фото,настоящие "друзья"...

      Это точно!Иран остался не доволен принятым решением.Не уточнён точный водораздел границ между странами.Восточные люди как всегда хотят что то выторговать в свою пользу.,аполучат шиш,если будут завышать требования.
      1. jjj
        +1
        13 августа 2018 09:41
        Удачные действия России в Сирии и позиция США к ряду стран заметно ускорили процесс договоренностей
      2. +6
        13 августа 2018 11:10
        Иран остался не доволен принятым решением.Не уточнён точный водораздел границ между странами.Восточные люди как всегда хотят что то выторговать в свою пользу.,аполучат шиш,если будут завышать требования.

        Вопрос размежевания дна по-прежнему открыт. В тексте лишь указывается, что "разграничение дна и недр Каспийского моря на сектора осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм права". То есть конкретные координаты раздела будут определять сами государства между собой.
        О разделе Каспия на пять равных частей (на чем настаивал Иран) придется забыть. Тегеран претендовал на 20% акватории (по "медианному" методу ему досталось бы только 14%), но в документе речи о равном разделении Каспия не идет.
        Страны Каспия придерживались разных позиций по разграничению дна водоема, а также по территориальной принадлежности крупных углеводородных месторождений на морском шельфе.
        • Азербайджан, Казахстан и Туркменистан предлагали разграничить Каспий по методу "модифицированной срединной линии" (линия, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств).
        • Иран настаивал на сохранении Каспийского моря в общем пользовании по принципу иниума, допуская при этом создание пяти равных секторов (по 20%). Кроме того, Иран выступал категорически против заключения двусторонних соглашений по Каспию.
        • Россия поддерживала разграничение недр и шельфа Каспийского моря, но была против раздела его акватории, поскольку это потребует коренного пересмотра сложившегося за последние 70 лет режима хозяйственного использования водоема.
        Таким образом, Каспий по-прежнему будет оставться точкой напряженности между Ираном, Азербаджаном и Туркменистаном. Персы с оружием прогнали в 2016 г. азербайджанцев, азербайджанцы в свою очередь давят на туркмен. Поэтому дно между этими тремя странами еще долго будет делиться.
        1. 0
          13 августа 2018 11:24
          Залежи углеводородов распределены неравномерно в Каспии. Кто-нибудь да остается обиженным. Пока все не выкачают не поделят, а потом и вовсе забудут про спор
    4. 0
      13 августа 2018 12:38
      Цитата: Дедкастарый
      какие хорошие люди на фото,настоящие "друзья"...

      За исключением "мелочи", признанной в той или иной форме практически всеми действующими политиками, - в политике друзей нет принципиально.
  2. +3
    13 августа 2018 07:33
    Теперь бы оговорить статус региона, как территории свободной от натовского и американского военного присутствия. И соблюдать этот договор всеми силами всего региона! Не уверен я в паре стран, пустят они к себе вояк из сшы, под любым предлогом! !!
    1. +2
      13 августа 2018 08:49
      Цитата: ДРЕВНЕЙШИЙ
      Теперь бы оговорить статус региона, как территории свободной от натовского и американского военного присутствия. И соблюдать этот договор всеми силами всего региона! Не уверен я в паре стран, пустят они к себе вояк из сшы, под любым предлогом! !!

      А Вы думаете, что Туркменпаша стоит монолитной стеной против США? США подыщет к нему хитрый гаечный ключ с хитрым болтом, и всё - сломается Несгибаемый.
    2. 0
      13 августа 2018 09:40
      Вряд ли.янки всегда идут или напролом,или по-другому.Увы!Лишь при Союзе был какой-то паритет.
    3. +2
      13 августа 2018 10:17
      Цитата: ДРЕВНЕЙШИЙ
      как территории свободной от натовского и американского военного присутствия.

      Соглашение запрещает передвижение по Каспийскому морю иностранной военной техники. Поэтому здесь есть небольшая лазейка: Казахстан заявляет, что для переброски американской военной техники в Афганистан будут использоваться обычные коммерческие грузовые судна, при чём местные. Значит формально никакие соглашения Казахстан не нарушает. Чтобы держать ситуацию под контролем, наше военное командование приняло решение полностью обновить инфраструктуру Каспийской флотилии ВМФ России.Не секрет что нынешняя "элита"Казахстана очень сильно зависит от доллара и американского влияния.Помрёт старичок Назарбаев и нас продадут с потрохами.Так что этим договором Россия нанесла удар по аппетитам США закрепиться в этом регионе.А у них уже была кое какая договорённость с казахами и текли слюни от такого лакомого куска.
      1. +6
        13 августа 2018 11:27
        Не так давно Россия сама занималась транзитом войск сша в Афганистан. Ничего плохого в том, что этим занимается теперь Казахстан
  3. +4
    13 августа 2018 07:40
    А как там всё-таки дно-то поделили.?. Карту бы...
    1. +3
      13 августа 2018 10:19
      Цитата: Ив762
      +4
      А как там всё-таки дно-то поделили.?. Карту бы..

      Согласно договорённостям Каспийский бассейн будет поделен следующим образом: Россия – 19%, Азербайджан – 20%, Казахстан – 29%, Иран – 14% и Туркмения – 17% соответственно. Подписанная в Актау конвенция чётко оговаривает права и обязанности каждой из сторон, а также прописывает раздел недр, природных ресурсов, воздушного пространства и самого дна Каспийского моря. Но есть и свои тонкости. Чтобы избежать бюрократических проволочек, некоторые вопросы страны будут согласовать в двустороннем порядке.
  4. +1
    13 августа 2018 08:44
    Интересная новость ... По крайней мере, есть некоторая определенность по Каспию, хотя бы в таком формате. Теперь как-то надо узаконить не допущение сторонних (вражеских) сил туда ни под каким соусом.
  5. +4
    13 августа 2018 08:45
    Цитата: Ив762
    А как там всё-таки дно-то поделили.?. Карту бы...

    Да, интересно. Ширина Каспия примерно от 200 до 400 км.Полста километров на территориальные воды и зону рыболовства. А остальное? Интересно, будет ли опубликован текст этого соглашения?
    1. 0
      13 августа 2018 10:10
      Там еще по глубине интересно. Северная часть мелкая , южная глубокая. И море мелеет.
      1. 0
        13 августа 2018 10:55
        Вы ошибаетесь вояка!Уровень Каспия держится стабильно уже лет 10!Живу на берегу!
        1. 0
          14 августа 2018 07:37
          10 лет это слишком мало. Заметно лучше всего по вековому циклу.
      2. 0
        14 августа 2018 07:34
        Вы знаете, Алексей, то что море мелеет, об этом говорят уже давно. Это всего-лишь цикл. Закончится он и начнется увеличение водности. Продолительность порядка 100 лет. Это хорошо прослеживается и на безсточных озерах. Было озеро-раз, не стало, или было мелкое болото с лугом, куда коров выпускали пастись-сейчас полноводное озеро. А стока нет и притока тоже, кроме осадков. Так и Каспий. На Арале, понятно-воду разбирают на орошение из впадающих рек. А потом появился Сарыкамыш...там воды хватает!
  6. 0
    13 августа 2018 09:11
    иран конкретно выиграл от развала СССР
  7. 0
    13 августа 2018 09:25
    Всем "концессионерам" сейчас нужны позитивные новости и новые доходы. Вот поэтому быстро составили "каспийский пасьянс".
    Вроде бы по транзиту углеводородов выиграли больше все, кроме Ирана и РФ.
  8. +1
    13 августа 2018 09:27
    Одному мне кажется, что судя по карте раздела "морского дна" Каспия(вчера в новостях мельком показали), у России отхавали приличный кусок со стороны Азербайджана (граница идет под странным углом-не в пользу России)и Казахстана?
    1. 0
      13 августа 2018 11:34
      Тут по залежам углеводородов надо посмотреть. Сам бассейн не сильно нужен. Ну кроме рыбки
    2. +3
      13 августа 2018 14:03
      Приграничные месторождения м\у РФ и РК уже давно оговорены и разрабатываются в пропорциях 50 на 50%. hi
      1. +2
        13 августа 2018 16:16
        Цитата: Касым
        Приграничные месторождения м\у РФ и РК уже давно оговорены и разрабатываются в пропорциях 50 на 50%.

        Россия как с Казахстаном так с Азербайджаном давно поделили шельфы благдоря двух сторонним соглашениям.Вот сейчас они этой конвенцией,юридически обязовающий документ,легализировали.

        Вот теперь Туркменистан ,Иран и Азербайджан сами между собой спорные шельфы будут делить,
        1. +1
          13 августа 2018 18:04
          Cалам, Болот! Надеюсь, теперь без участия ВМС и нот протеста по линии МИД.
          Им (Турк. и Иран) выгодно теперь по дну трубопроводы кинуть, Баку на транзите что-то заработает - теперь есть заинтересованность в нормальных отношениях. wink hi
          1. +1
            13 августа 2018 18:09
            Цитата: Касым
            Cалам, Болот! Надеюсь, теперь без участия ВМС и нот протеста по линии МИД.

            Приветствую!,все самое интересное впереди.Ни кто не потянет прокидку трубопровода да и разработку новых месторождений.Инвестицей нет и не будет.Вот самое интересное.Мы хоть успели Кашаган разработать.Далее лет десять будет забвением,если Китай все таки транскаспийский мост не задумает строить,тут и у них проблеммы. А Туркмены весь газ на 25 лет продали Китаю.
            1. +2
              13 августа 2018 18:38
              Смотря, как будут искать инвестиции. Туркмены только треть своих возможностей релизовали в КНР ( экспорт могут до 180 млрд. кубов в год нарастить).
              Можно, например, возможности РФ и КЗ привлечь. Турков как-то озаботить. Ну а если будут действовать по принципу - жадность фраера сгубила - то мало, что получат. hi
              1. 0
                13 августа 2018 19:30
                Цитата: Касым
                Смотря, как будут искать инвестиции

                Не будут их,Китай только три страны вдоль границы будут поддерживать.У них сей час не густо.
                1. +2
                  13 августа 2018 20:19
                  Туркмения с Узбекистаном в КНР отправляют 55 млрд. кубов ч\з нас + мы себе на юг забираем.
                  У туркмен большой излишек еще остается. В ЕС они не поставляют, т.к. отказались РФ продавать с дисконтом.
                  "Если не можешь противодействовать процессу, то надо его возглавить". Все от туркмен зависит. Будут жадничать, то их дело. Если дадут доступ, то ... зачем нам этот ФинЦентр в Астане, дружище?! Газпром скоро завершит восточное и западное направление (Сила Сибири, Тур.Поток и СП-2 - где-то 20год). А ведь он обладает технологиями по прокладке трубопров. по дну - мало кто имеет такой опыт...
                  Пока этот сыр-бор с документами и ... ЕС же нужна диверсификация поставок газа - интерес ЕС проявится по-любому ... Газпрому, если смотреть стратегически, лучше поучаствовать в подобном деле - иначе Катар залезит... Так что без Пекина все может решиться.
                  Кстати, Иран. ЕС пошел на противодействие с США по иранским санкциям... Меркель на днях с ВВП встречается... Макрон после встречи в Хельсинки уже два раза с ВВП переговаривал... Помнишь нашу дискуссию по поводу отношений ЕС-РФ, если Трамп с ВВП встретится?.. Сдается мне, что найдут бабки туркменам - если сговорчивыми будут.
          2. 0
            13 августа 2018 19:18
            Цитата: Касым
            выгодно теперь по дну трубопроводы кинуть
            Шоломhi, а у нас потом неожиданно не появятся "казахо-бандеровцы" на Севере К-на, вкупе с "апачами"feel
            1. +2
              13 августа 2018 19:27
              Салам. Из-за трубопроводов из Туркмении и Ирана у нас появятся .... - с какого перепуга?!
              1. +2
                13 августа 2018 20:59
                Цитата: Касым
                Из-за трубопроводов из Туркмении и Ирана у нас появятся .... - с какого перепуга?!
                Труба дорогая - туркмены самостоятельно не потянут, при всём желании. КНР могёт. Ей нужна быстрая доставка товаров в Ойропу. В свою очередь ЕЭС заинтересован в диверсификации поставок энергоресурсов. Проект актуален при подключении всех заинтересованных лиц и быть максимально универсальным. Это по мнению Иноземцева.
                Существует и обсуждается фантастический на первый взгляд проект моста через Каспий, объединяющего автомобильную и железную дороги, лежащие на основании, составленном из нефтяной и газовой труб.
                Технически в этом месте может быть построен мост (технология установки пилонов, уходящих в во­ду до 170 м, отработана при нефтедобыче на шельфе). Проблема всё та же: цена вопроса. Строительство подобного моста для железнородожного и автомобильного сообщения обойдётся в сумму от 12 до 16 млрд. долларов, что долго не окупится никакими транзитными сборами. Однако выход нашли: бу­дучи законтрактована неизвестным заказчиком, компания Toto Engineering разработала мостовой переход, в котором основные несущие кон­струкции представляют собой полые бетонные каркасы, где уложены – на первый взгляд совершенно неожиданно и не безопасно – трубы газо- и нефтепровода.
                Да, проект на первый взгляд кажется безумным, но нужно иметь в виду, что сейчас через Каспий не проложено ни одного трубопровода. Планировавшийся в начале 2000-х газопровод по тому же маршруту оценивался в 5–6 млрд. долл., нефтепровод может стоить ещё дороже. Но если все транзитные проекты объединить в один, то автомобильный и железнодорожный мост ока­жется фактически… бесплатным. Не говорю уже о том, что возникнет допол­нительный стимул к разработке новых месторождений в центральной части Каспия – ведь добываемое сырьё будет сразу «заводиться» в трубу через специальные компрессорные станции.
                Длина пути через южный Казахстан, Туркменистан и Азербайджан в Тур­цию короче маршрута, допустим, в Польшу через Россию более чем вдвое. На подобных расстояниях очевидны преимущества автомобильного транспорта. Прогон из Синцьзяня в Стамбул может занять всего 5–6 дней, что радикально перекроит транспортную карту Евразии. России в этом случае сложно будет что-то противо­поставить взамен и никак нельзя будет помешать проекту: он проходит не в наших территориальных водах.
                Конечно, сложно прогнозировать, как будет развиваться и экономическая, и политическая конъюнктура в этой части Евразии. Видимо, стороны будут ещё долго заниматься «перетягиванием ка­ната». Однако тот факт, что такие проекты стали появляться, говорит об одном: в XXI веке масштабы территории могут становиться источником не выгод, а проблем – и гигантские российские просторы уже не очень привле­кают тех, кто стремится доставлять товары из Азии в Европу и обратно – доставлять быстрее и дешевле…
                1. +2
                  13 августа 2018 21:17
                  Выше ответил... Этот МеждФинЦентр в Астане для таких объектов. ЕС заинтересован. Да и Газпром не захочет в стороне остаться - он даже хочет поучаствовать в газопроводе Иран-Индия, причем имеет опыт. hi
  9. +1
    13 августа 2018 10:09
    Меня смущает то, что в новостях не говорят о прибыльности для России этого договора. Так уже было когда с Норвегией границу поделили.
  10. +1
    13 августа 2018 10:19
    Конечно, значение урегулированности этого вопроса сложно переоценить. В том числе - запрет на появление военных судов стран, не имеющих выхода на Каспий.
    Вот только в глубине души тяжелые чувства: ведь когда-то почти весь Каспий был нашим общим, а не азербайджанским, казахским, русским, туркменским... В те времена влиянием Ирана на Каспий можно было пренебречь
  11. +1
    13 августа 2018 10:25
    Иран может проложить трубу до Азербайджана, а дальше уже существует труба до Европы. Выгодно ли это нам?
    1. +2
      13 августа 2018 14:17
      Там есть проблемы, Андрей.
      1. Труба "маленькая" до ЕС (10 млрд. в год - Баку больше не может, с возможностью расширить до 20 - часть заберет Турция).
      2. ЕС привык, что газопроводы строятся за счет импортера. Поэтому Баку так долго строил (недавно запустили).
      3. Собственником газопровода НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОДНА СТРАНА (по законам ЕС собственник не может использовать более 50% емкости газопров.). Что мешает Газпрому заполучить 50%?
      4. Даже если подключится Ашхабад и Тегеран, то максимум 30 млрд. РФ 200 млрд. в год..
      1. 0
        13 августа 2018 14:38
        Цитата: Касым
        Даже если подключится Ашхабад и Тегеран, то максимум 30 млрд. РФ 200 млрд. в год..



        И насколько обрушит цены переизбыток товара в 15%?
        1. +1
          13 августа 2018 16:18
          Цитата: Ратуш
          И насколько обрушит цены переизбыток товара в 15%?

          Для меня как частника будет в радость,хоть не будут песни петь про мировые цены,отапливая дом газом или заправляя автомобиль бензином.
        2. +2
          13 августа 2018 18:08
          Так там объемы потребления растут. Италия, Греция, Франция, Испания и Португалия - юг ЕС нам еще осваивать и осваивать. Там в основе СПГ дорогое, поэтому только рады будут. hi
          Болот, в Кызыл-Орде производители по 40$ за 1000 кубов отдают в трубу!!!
          1. +1
            13 августа 2018 18:40
            Цитата: Касым
            в Кызыл-Орде производители по 40$ за 1000 кубов отдают в трубу!!!

            Ага,что за производители?И чего отдают?
            По газу два месяца платил по 36 тысяч за 1000 кубов зимой,это сейчас по 100$ за тысячу кубов,что Россия покупает у Казахстана и возможно Туркмении с Узбекистаном на границе.
            Может мне еще как частнику на прямую с добытчиками договариваться о цене на газ laughing
            Астана ждет,ну что там ценник за 50 будет за куб,низкокалорийного газа,вот взвоют когда хотя бы 100 кв.м прийдется отопить,тут и горячая вода нужна будет.Чиновникам по фигу их дома от 300 да и баблишко есть,это же не бизнесмены которые пытаются заработать,тем Всевышний дает.
            Самое удивительное Астана оброком обложила провинции но деньги крутятся там большие,хоть и говорят что типо там что то производят.
            1. +2
              13 августа 2018 18:56
              Зятек там нефтью занимается. Нефтяникам запретили попутный газ сжигать. hi
              1. +1
                13 августа 2018 19:33
                Цитата: Касым
                Нефтяникам запретили попутный газ сжигать.

                Тот то газ,не метановый.Это пропан с сероуглеводородами.Там главное от серы избавится.
                Меня больше интересует природный,метан.
                1. +2
                  13 августа 2018 20:00
                  Не понял ты меня. Там есть и газовые месторождения природного газа. Вот их и заставляют. Но они в основном на Кызыл-Орду и регион работают. hi
                  1. +1
                    13 августа 2018 20:16
                    Цитата: Касым
                    Не понял ты меня. Там есть и газовые месторождения природного газа. Вот их и заставляют. Но они в основном на Кызыл-Орду и регион работают.

                    Теперь понял,то сейчас часть Аты снабжают с Жамбыльского региона.Тут вторая половина с Шима и от Узбеков.

                    К стати если ТЭЦ-2 с дешевого угля переведут на газ,вот будет история в платежках.

                    Хотя Тэц-1 на газе,водонагревательные станции Самал,Орбита,Микры то же на газе,с 5 дневным запасом мазута.
                    1 Алматы летом без горячей воды,нагревательные станции вообще отсутствуют,там или котельни или котлы домашние на газе.
                    ГРЭС по лету не работает.
                    Так что самый кайф жить выше Толи Би,а вот из за Дениса Тена тот район не нравится,там от страха попу ни кто не подымит.Микры,Орбита,Аксай самое то.
                    1. +2
                      13 августа 2018 21:32
                      В прошлом году тоже без горячей воды летом сидели - по Аль-Фараби меняли магистральный водопровод. После этого напор и температура горячей воды стало гораздо лучше... Раньше надо было пропустить кучу воды прежде чем горячая начинала идти - теперь гораздо лучше. hi
                      Насчет Дениса. Вот безбашенные - нет, чтобы слинять сразу, эти редиски выяснять отношения полезли. Голова совсем не работает.
                      1. +1
                        13 августа 2018 22:32
                        Цитата: Касым
                        Раньше надо было пропустить кучу воды прежде чем горячая начинала идти - теперь гораздо лучше.

                        У всех же счетчики,все ждут когда кто раньше станет и умываться будет,я это знаю laughing
                        У вас маггистралку меняли из за того что там расширение идет,скоро если так пойдет и хватать не будет.
                        Город к Каскелену из за Тэц-2 потянули,переизбыток пара,на отопление.Вот и водонагревайки прийдется строить.А если на Газ то ,тишина.Так и ранние и планировалось.70% тепла на Тэц-2 через градирни уходит.

                        Цитата: Касым
                        Насчет Дениса. Вот безбашенные - нет, чтобы слинять сразу, эти редиски выяснять отношения полезли. Голова совсем не работает.

                        Денис не в курсах был,долгая жизнь за рубежом,под отвертку опасно попасть а тот с ножом был,тупо надо было ментов вызывать или как у нас на районе вышел,пошел в рамсы тут и соседи подтянутся.там в золотом квадрате такого нет сейчас.Ни кто ни кого не знает и одни заслуженные пенсы.Да же в совминовке не знаю что делают,да же первую помощь не смогут оказать,за то тех на бабки разводят.Хоть угадывают смерть по онкологии,тетка.На той недели померла,похороны организовывал,учился,теперь по свободнее стал.
                    2. +2
                      13 августа 2018 23:02
                      А еще эти электрокабеля, водопровод с хол.водой менять. И с какого это кармана? Так что все будет дорожать. Дурдом еще не закончился.
                      Мои соболезнования по поводу тети... Согласен, районы уже не те, что раньше были. У нас процентов 80 новенькие. Друзья, что остались в живых по всему городу разъехались. Либо по событиям встречаемся, либо на футбол подтягиваемся.
                      Денису надо было сфоткать на мобилу этих и не приближаться, пригрозив из далека. Слиняли бы, если хоть чуть-чуть серого вещества в головах было. Залетных Алма-Ата, как мух притягивает..hi
  12. +2
    13 августа 2018 14:05
    Ну и как поделили, где карта, где мое-наше.... am
  13. 0
    14 августа 2018 16:47
    Кстати интересная реакция иранских сми.
    1. 0
      14 августа 2018 17:02
      Tavaana-институт электронного обучения иранского гражданского общества...