Авиационные шлемы Китая. Копируем? Нет, создаём!

Получив возможность скопировать зарубежный образец, Китай обязательно ею воспользуется. Возможно не только прямое копирование готового образца, но и его изменение в соответствии с собственными пожеланиями и требованиями. В дальнейшем на основе накопленного опыта и предложенных идей может быть создано совершенно новое изделие, имеющее лишь ограниченное сходство с зарубежными образцами.

Такие процессы можно наблюдать в сфере авиационных шлемов. Раньше китайская промышленность просто копировала зарубежные образцы, но теперь создает свои собственные.


По известным данным, китайские военные и инженеры используют в сфере авиационных шлемов смешанный подход. Основу истребительной авиации Китая в настоящее время составляют разные самолеты советского / российского семейства Су-27 и их китайские версии. Самым новым образцом такого рода является истребитель Су-35, пошедший в серию несколько лет назад. Поначалу ВВС Китая были вынуждены использовать импортные шлемы или копировать их. Однако к настоящему времени они получили достаточно интересные изделия собственной разработки, отвечающие современным требованиям.

Авиационные шлемы Китая. Копируем? Нет, создаём!
TK-11 — один из самых распространенных шлемов в ВВС НОАК. Фото Defence.pk


Насколько известно, на самолетах линейки Су-27 долгое время использовались российские шлемы ЗШ-7АПН, а также отечественные TK-12A. В основе собственной разработки TK-12A лежала изрядно измененная конструкция российского ЗШ-7. При сохранении основных особенностей конструкции и общих обводов были внедрены некоторые изменения технического и эргономического характера. Кроме того, с определенного времени изменился и «художественное оформление» шлемов. Яркий белый цвет предпочли заменить серым.

Как пишет китайское издание «Цзиньжи Тоутяо», пилоты постоянно жаловались на шлем ЗШ-7АПН и его китайскую копию. По их мнению, такое изделие является слишком крупным и тяжелым. Этот факт ухудшает условия работы летчика, в том числе при энергичном маневрировании, когда перегрузки усиливают воздействие на шею и позвоночник. Таким образом, военно-воздушным силам необходим иной защитный шлем, отличающийся большим удобством для пилота.

Также зарубежное издание пишет про недостатки российского шлема, связанные с применением современного дополнительного оборудования, а именно нашлемных дисплеев и систем целеуказания. Изделия линейки ЗШ-7 и их копии оснащаются кронштейном для монтажа дополнительного оборудования, но возможность его интеграции в конструкцию шлема отсутствует. Это не в полной мере соответствует текущим тенденциям развития авиационной техники.


Летчик в шлеме TK-14. Фото Whnews.cn


Имея существенные претензии, китайские военные все же продолжали эксплуатацию существующих образцов зарубежного и отечественного производства. Насколько известно, «неудобные» шлемы использовались и используются даже с новейшими истребителями Су-35. Впрочем, еще несколько лет назад были приняты особые меры, направленные на улучшение условий работы летчиков. Был разработан целый ряд новых шлемов, соответствующих новым требованиям.

Еще в прошлом десятилетии был создан перспективный авиационный шлем TK-14. Как следует из его внешнего вида, при разработке учитывался как советский / российский, так и западный опыт, что вылилось в характерный внешний вид изделия. От ЗШ-7 и TK-12A изделие с номером «14» отличалось иной формой корпуса, позволившей немного сократить его габариты. Светофильтр поместили за пределами корпуса, из-за чего над ним пришлось установить дополнительный изогнутый щиток. На щитке появился кронштейн по типу примененного на ЗШ-7АП. Со шлемом TK-14 предлагалось использовать приборы ночного видения или нашлемную систему целеуказания. Последняя, по разным данным, была создана с применением российских наработок.

В итоге по своим характеристикам и возможностям новый китайский шлем лишь ограниченно отличался от существующих российских и китайских изделий. Впрочем, речь уже не шла о прямом копировании имеющихся образцов.


Один из серийных шлемов с навесной аппаратурой. Фото Defence.pk


Следующим китайским шлемом собственной разработки стал TK-21. Внешне он был похож на предыдущую разработку. При этом использовались иные материалы и технологии, а кроме того, отличалось внутреннее оснащение шлема. Общая архитектура, однако, осталась прежней. В частности, светофильтр располагался снаружи корпуса и прикрывался щитком. В нескольких модификациях TK-21 на щитке мог помещаться кронштейн для установки дополнительных приборов.


Несколько лет назад на одной из китайских выставок была показана любопытная модификация TK-21 с доработанным щитком светофильтра, имеющим набор необычных дополнительных приборов. Конструкторы увеличили габариты щитка: теперь его нижние боковые части доходили почти до крепежа дыхательной маски. В центре сверху на щитке поместили корпус нашлемной системы целеуказания. На боковых поверхностях щитка предусматривались выступы со световыми устройствами. По известным данным, последние предназначались для отслеживания положения головы пилота при использовании нашлемного целеуказания или иного прибора.

К настоящему времени Китай создал для летчиков-истребителей новые авиационные шлемы с дополнительным оборудованием, упрощающим навигацию и боевое применение оружия. Так, для новейших самолетов J-20 и J-31 разработан шлем с интегрированным дисплеем. Последний отличается достаточно большими габаритами, вследствие чего шлем получил прозвище «голова мухи». Есть основания полагать, что использование шлема с дисплеем позволит более полно реализовывать потенциал истребителя пятого поколения.


Шлем с "маркерами" для отслеживания перемещений. Фото Defence.pk


Не так давно стало известно, что китайская промышленность разработала еще один авиационный шлем, совместимый с имеющейся техникой. ВВС НОАК опубликовали фотографии с недавних учений, в которых принимали участие недавно переданные Китаю самолеты Су-35. В ходе полетов летчики использовали некие новые шлемы, о существовании которых ранее не сообщалось. Вскоре китайская пресса выяснила, что такой тип шлема может использоваться не только с Су-35. Это изделие совместимо и с другими самолетами семейства Су-27, в том числе китайской разработки.

К сожалению, точное название нового шлема пока остается неизвестным. При этом опубликованные снимки позволяют внимательно рассмотреть перспективное изделие и сделать некоторые прогнозы. Прежде всего, официальные фотографии показывают, что новый китайский шлем отличается от некоторых существующих изделий уменьшенными размерами и иными пропорциями. Конструкторы вновь использовали корпус с расширенной нижней частью, вмещающей элементы гарнитуры, и зауженным верхним объемом, соответствующим габаритам головы пилота. Очевидно, что за счет такой формы им удалось сократить массу шлема при сохранении требуемых возможностей.

Одним из способов уменьшения корпуса вновь стало вынесение светофильтра из собственной внутренней полости за пределы шлема. При этом он прикрывается крупным изогнутым щитком. В центральной части щитка имеются два крупных отверстия, которые, вероятно, предназначаются для правильного отвода набегающего потока воздуха. Снизу спереди на шлеме имеются крепления для установки дыхательной маски.


Летчик в шлеме с установленным дисплеем — "голова мухи". Фото Sinodefenceforum.com


Любопытно, что в своей недавней публикации на тему авиационных шлемов издание «Цзиньжи Тоутяо» ухитрилось найти на новом шлеме некие крепления для нашлемного дисплея или системы целеуказания. При этом совсем не трудно заметить, что щиток светофильтра выполнен гладким, а немногочисленные выступы на нем – его собственные элементы крепления к корпусу.

Китайское издание указывает, что новый шлем для Су-27/35 не только компактнее более старых изделий, но и отличается меньшей массой. При этом точные характеристики такого оборудования остаются неизвестными. Отличающиеся формы внешней поверхности и комплектация позволяют предполагать наличие некоторой разницы в массе, но точно оценить ее не удастся. Кроме того, остается только предполагать, как именно новый шлем сокращает нагрузку на организм летчика при энергичном маневрировании.

Последние новости из Китая представляют определенный интерес. Авиационная промышленность, работая в интересах военно-воздушных сил, создает сразу несколько образцов нового оснащения. Для уже имеющихся истребителей 4 поколения предлагаются новые изделия с улучшенными показателями эргономики. Возможно, будет обеспечена совместимость нового облегченного шлема с дополнительными нашлемными устройствами.


Облегченный шлем нового типа. Фото Toutiao.com


Параллельно конструкторы работают над средствами защиты для самолетов следующего поколения. В этом случае тоже учитываются требования эргономики, но при этом внедряются новые приборы и устройства, расширяющие возможности летчика и повышающие боевой потенциал его самолета.

Известные сообщения позволяют предполагать, что Китай начал программу переоснащения истребителей семейства Су-27 новыми шлемами, обеспечивающими большее удобство работы летчиков. Если это так, то промышленности предстоит выполнить весьма крупный заказ на поставку большого количества шлемов. ВВС нужны, как минимум, несколько сотен новых изделий. Если речь идет о переоснащении не только линейки Су-27 и ее производных, то армии понадобится большее число шлемов.

По известным данным, в военно-воздушных силах Китая имеется более двух сотен истребителей J-11 всех основных модификаций. Парк истребителей Су-27СК и Су-27УБК российского производства насчитывает более 75 машин. Также имеется почти сотня истребителей Су-30 двух модификаций. В настоящее время выполняется заказ на поставку 24 самолетов Су-35, причем большая их часть уже передана китайской армии. Также следует помнить, что фронтовая авиация НОАК имеет на вооружении значительные количества самолетов иных типов, которые тоже могут нуждаться в новых шлемах.


Новый шлем, по-видимому, не имеет кронштейна для дополнительных устройств. Фото Toutiao.com


Опубликованные в последние годы сведения показывают, что китайская авиационная промышленность занимается развитием не только собственно самолетов, их аппаратуры и вооружения. Определенное внимание обращается и на индивидуальные средства защиты летчиков, оснащенные системами связи и иным оборудованием. ВВС НОАК поняло, что авиационный шлем должен иметь не только светофильтр и кислородную маску, но и устройства наблюдения, навигации и управления вооружением. Все это учитывается в новых проектах шлемов.

В основе новых китайских проектов авиационных шлемов лежат несколько основных идей, но они используются по-разному и в различных сочетаниях. В итоге почти все новые изделия отличаются уменьшенными габаритами, но лишь некоторые из них получают штатное дополнительное оснащение. Еще одной чертой является новая серая расцветка, которая, как считается, исключает блики и не демаскирует самолет.

Защитный шлем является важнейшей частью снаряжения летчика, а с некоторых пор и компонентом бортового радиоэлектронного оборудования. Китайское командование прекрасно понимает это и потому достаточно давно запустило активное развитие подобного направления. Современный шлем, не только защищающий и обеспечивающий связь, за счет дополнительного оснащения может повышать боеспособность самолета и упрощать решение основных боевых задач. Оставаясь почти незамеченным на фоне большого самолета, некрупный шлем все же имеет большое значение для боевой авиации.

По материалам сайтов:
https://toutiao.com/
https://inosmi.ru/
https://defence.pk/
https://sinodefenceforum.com/
https://michaelmcevoy.net/
http://globalsecurity.org/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти