Отстаивайте же Севастополь!

46
В наше время, когда информационный поток низвергается на головы людей с огромной скоростью, самое время остановиться, оглядеться и посмотреть на происходящее с консервативной точки зрения. В конце века минувшего и начале нынешнего поруганию и осмеянию подвергалось все и вся. Все достижения советского народа были объявлены пустыми, а моральные принципы существования оплёваны либеральной журналистикой.





Самыми консервативными по своим устоям являются, как ни странно, культурные учреждения. Надёжность их форм и запас прочности поражает воображение. Любой власти в России нужны были Эрмитаж и Русский музей, Третьяковка и Московская консерватория. Да и за границей: оперные фестивали в Зальцбурге и Байдене существуют более 100 лет и собирают тысячи поклонников. Британский музей и Венский исторический музей каждый день полны народа.

В начале августа с младшим ребёнком мы побывали в городе-герое Севастополе с целью посещения одного из культурных мероприятий. Город русской воинской славы и сейчас достоин восхищения с точки зрения архитектурного наследия. После разрушительных боев Великой Отечественной войны в центре города под собственными крышами оставались всего семь домов. Материальный ущерб был колоссален и составлял, по самым скромным прикидкам, два с половиной миллиарда сталинских рублей. Севастополь был отстроен заново, причём в классическом стиле с портиками и колоннами, со шпилями и башнями – всё в имперских традициях. Всё выглядит надёжно и величественно, хотя наверняка в массе своей требует ремонта. Улицы, площади, мосты — всё построено так, как могло быть при императрице-матушке Екатерине Великой. Бюст ей и Григорию Потёмкину, много потрудившемуся для создания базы Черноморского флота, есть в городе, и это славно. Герои-флотоводцы и военачальники 19-го века увековечены в бронзе. Они смотрят на нас с пьедесталов больших монументов, есть и небольшие бюсты героев, выполненные в той же классической реалистичной манере.

Город, особенно его центр, можно вносить в список мирового наследия хоть сейчас, осталось только пройти ещё раз малярной кистью по белым колонам и привести в порядок зелёные насаждения. «Зелёное хозяйство» всех наших городов, а не только Севастополя, требует дополнительного финансирования и вдумчивого подхода, ибо листва и цветы создают вид и образ нежный, нарядный и возвышенный, что, согласитесь, в век корыстолюбивый, в век наглый и кричащий, совершенно не лишнее для требовательного глаза консерватора и патриота.

Севастополь и весь Крым волею судеб избавлен от засилья рекламных баннеров и билбордов. Москва, перенасыщенная этим в былые времена, старательно избавляется от такого признака дикого капитализма и на некоторых улицах даже преуспела в очистке. Федеральные торговые сети, опасаясь санкций, в город не вошли, а местные торговцы не настолько богаты, чтобы испортить вид города своими чудо-предложениями.

В один из дней, чтобы познакомить ребенка с героическим прошлым Севастополя, мы взяли путевку на экскурсию, которая отправлялась из центра города, от памятника адмиралу П.С. Нахимову, на Малахов курган и Сапун-гору. К моей радости, экскурсовод придерживался классических приемов ведения экскурсии, не рассказывал анекдотов, не забавлял граждан пошлыми историями из интернета и французских бульварных газет. По делу и со знанием предмета рассказывал об архитектуре, памятниках и событиях минувшего.

Малахов курган сохраняется в достойном виде. Современный многоэтажный город скрыт рощами, высаженными после войны. Это, с одной стороны, дает неверное представление о значимости высоты для обороны города, ибо во времена первой обороны города Малахов курган был лыс, как коленка, но с другой, делает парк местом для вдумчивого прикосновения к истории отечества. Площадь огороженной территории примерно четыре с половиной гектара, на ней разместились и исторические постройки, и памятные обозначения мест расположения батарей. Доминантой всего Малахова кургана является скульптура, установленная на месте смертельного ранения адмирала В.А. Корнилова. Авторы монумента: генерал-лейтенант А.А Бильдерлинг и скульптор академик И. Н. Шредер (который в годы Крымской войны и сам воевал в Севастополе). Установлен памятник 5 (17) октября 1895 года.

И. Н. Шредер – автор нескольких значительных монументов в Севастополе: памятника адмиралу П.С. Нахимову и скульптуры представляющей собой выдающегося военного инженера Э.И. Тотлебена. Памятники были повреждены и утрачены во время Второй мировой войны, но, по счастию и велению советского правительства, восстановлены.

Памятник В.А. Корнилову восстановлен (после разрушения в годы Великой Отечественной войны) в 1983 году, к празднованию 200-летия основания Севастополя. Авторы проекта: профессор М. К. Вронский и заслуженный архитектор УССР В. Г. Гнездилов. Общая высота памятника — 9,1 метра, скульптура самого адмирала имеет высоту 3 метра.

Памятник Э.И. Тотлебену восстановлен в 1945 году.

В дополнение к вышеизложенному скажу, что И.Н. Шредер исполнил для Исторического музея в Москве двенадцать бронзовых бюстов героев крымской обороны. Родина несправедливо позабыла замечательного скульптора, по сию пору его творчеству не посвящена ни одна значимая монография, надеюсь, что хотя бы к 200-летию скульптора (в 2035 году) положение будет исправлено.

Городские власти и музей сберегли территорию Малахова кургана от полчищ торговцев сувенирами и фастфудом, которые по своему воздействию на городскую среду сравнимы с полчищами Аттилы. У нас перед глазами печальный пример города воинской славы Анапы, где все посвящено наживе, и памятники и исторические места теряются за балаганом курорта. Если в Крыму собственники земли близ Монумента битвы при р. Альма планируют насадить виноградники, то в пригороде Анапы виноградники у памятника герою Советского Союза Д.С. Калинину выкорчеваны, а на их месте уже стоит жилой комплекс, создавая полное впечатление, что героический десант 1 мая 1943 года высаживался прямо на улицы.

Сапун-гора и музей-диорама «Взятие Сапун-горы 7 мая 1944 г» сохранились примерно в том же виде, как при первом секретаре ЦК КПСС Леониде Ильиче Брежневе. Всё величаво и торжественно. Стиль монументальной пропаганды позднего СССР можно изучать здесь без учебника. Музей небольшой, экспозиция не менялась давным-давно, тем не менее человеколюбивый и патриотический посыл, заложенный прошлым поколением, доходит до современного человека.

Прекрасный вид с Сапун-горы на Балаклавскую долину, с ее виноградниками, с дорогой и новым промышленным пейзажем дают зрительное ощущение того, что эта земля не просто дорога нашему народу, пролитая на ней кровь делает её бесценной.

Заканчивая свой рассказ, напомню композицию памятника адмиралу В.А. Корнилову на Малаховом кургане. Приподнявшись, смертельно раненый адмирал опирается левой рукой о землю, а правой указывает на сражающийся город: «Отстаивайте же Севастополь!»
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    19 августа 2018 05:53
    Эх, фотографий не хватает...
  2. +18
    19 августа 2018 06:07
    Спасибо за статью . Севастополь мой родной город ,поэтому мне всегда интересно прочитать мнение не Севастопольца .Каким видится Севастополь со стороны .
    1. +9
      19 августа 2018 06:16
      love
      мне всегда интересно прочитать мнение не Севастопольца .Каким видится Севастополь со стороны

      только стихи...
      Остановись, прохожий, не спеши:
      Здесь Севастополь - город бастионов.
      Его железным воздухом дыши,
      Чтоб навсегда остаться непреклонным.

      Умей и ты, как он, сойтись с бедой,
      Не опуская головы пред нею.
      Как он, стоять под тяжестью любой
      Еще увереннее и прямее.

      Все вынести и, опрокинув смерть, -
      Пусть весь в крови и весь ты изрубцован
      Умей не на себя - вперед смотреть,
      Как он, на подвиги всегда готовый.

      Как он, едва смахнувши гарь с лица,
      Уже дышал густой цементной пылью, -
      Вот так и ты храни черты бойца,
      Хоть нету битв, хоть битвы стали былью.

      - Остановись, прохожий! Тишину,
      Молчание холмов прочти, как эпос,
      И ты увидишь всю свою страну,
      Всю Родину, как бастион, как крепость.

      Александр Лесин
    2. -9
      19 августа 2018 17:19
      Цитата: 30 вис
      Спасибо за статью . Севастополь мой родной город ,поэтому мне всегда интересно прочитать мнение не Севастопольца .Каким видится Севастополь со стороны .

      как вам город после 2014 года ?
      развал здравоохранения, одни ввряги во власти, море нелегалов и лиц кавказской национальности.
      а ещё разруха в парке Победы, дерибан Ласпи, застройка прибрежных территорий.
      и так далее.
      из позитивного, только ремонт дорог.
      вот как отстоять Севастополь от всего этого ужаса.
      1. +12
        19 августа 2018 19:44
        Цитата: KLV2018
        как вам город после 2014 года ?
        развал здравоохранения, одни ввряги во власти, море нелегалов и лиц кавказской национальности.
        а ещё разруха в парке Победы, дерибан Ласпи, застройка прибрежных территорий.
        и так далее.
        из позитивного, только ремонт дорог.
        вот как отстоять Севастополь от всего этого ужаса.

        отвечаю по пунктам: здравоохранение не в развале,а в переходе на российскую систему,болезненно,не спорюю\.
        варяги во власти-это добро,потому что у чиновников еще в "головах Украина",это надо ломать.
        "лиц кавказской национальности" не больше ,чем в других регионах. А что они делают в Городе? Почему не пишете? Отвечу-работают,строят дороги,детские площадки и реконструируют дворы. Нет? Плохо?
        по парку Победы скажем так-есть объекты в Городе,которые требовали реконструкции в большей степени,но тут ,видимо,злую шутку сыграли заявления ВВП о том,что Город не в состоянии "освоить" выделяемые средства,вот и подсуетились.
        "дерибан"(слово какое -то нерусское) Ласпи-думаю,разберутся(а чьи там домики стоят? всех из заксобрания,непотопляемых со времен Украины(см. пункт про варягов).
        не застройка,а достройка объектов. А Вы что предлагаете? Взорвать,снести? Дык сначала построить надо что то,а потом уж сносить.
        Вывод:проблем много,их пытаются решать,изменений много,улучшений тем более. Цены... ну так они и при Украине были немалые,а сейчас и того пуще. Несомненно одно-Город меняется в лучшую сторону.
        Из пожеланий-привести в порядок "Штык" и прилегающую территорию,по уборке дворов и не только решать вопросы оперативнее. Но,это нормальный процесс развития.
        С уважением!
        1. +5
          19 августа 2018 20:04
          Писать о своём Городе с заглавной буквы - и ничего объяснять не надо! Тем более такой Город!!!! Благослови, Господь, Севастополь!
      2. +4
        19 августа 2018 22:11
        Скажу одно, Крым оживает, народу прибывает, мост сделал свое дело, дорогу строят...
  3. +25
    19 августа 2018 06:27
    Когда Военное Обозрение (модераторы ) признают Севастополь русским - Уберут укро флаг !!!!!!!! Может санкций боятся от укро свидомых и их кураторов!!!!!!

    1. +5
      19 августа 2018 22:13
      Это провайдеры тихушничают, был в Коктебеле тож под скакунами обозночался
  4. +15
    19 августа 2018 06:36
    всем привет из Балаклавы)
    1. +6
      19 августа 2018 11:25
      Цитата: igorlvov
      всем привет из Балаклавы

      Привет Балаклаве и Вам, Игорь, в частности, от севастопольца 1953 года.
      Пацаном с друзьями посещали Балаклаву - тогда деревушку в бухте и стоянку наших "щук". С генуэсской башни наблюдали выход подлодки из бухты в море (перед входом в бухту есть на дне большая белая плита, так вот, субмарина на этом фоне смотрелась особенно красиво. Давно это было. Сегодняшнюю Балаклаву не сравнить с тогдашней - красава. yes
    2. -1
      20 августа 2018 07:07
      Балаклава-мой самый любимый городишко! good
      hi Привет!
  5. +7
    19 августа 2018 06:43
    Для россиян традиции - это сила и опора. Приятная статья. Спасибо умным людям в Севастополе за поддержание этих традиций.
  6. +13
    19 августа 2018 06:45
    Спасибо! В июле там побывали и на Сапун горе и Малаховом. И еще много где ( благо мост позволяет). Ехали на своей машине из Красноярска. Итого 11 тыс.км. Основная сейчас задача, что бы наши комерсы не убили то до чего не дотянулись украинские!





    1. 0
      20 августа 2018 07:10
      Цитата: Reduktor
      В июле там побывали

      Как же времена меняются!!! За третье фото с верху при Союзе можно было в худшем случае трешку схлопотать, в лучшем лишиться фотоаппарата! bully
  7. +8
    19 августа 2018 06:55
    Я когда первый раз приехал туда,влюбился в этот город) ни где мне так пешком ходить не нравится,как там по городу))) повезло что в 2012 успели там квартиру купить аж за 20000 баксов)))) хоть какая то польза от Украины вышла))))))
    1. +3
      19 августа 2018 11:46
      Я тоже влюбился в Севастополь когда был там еще пацаном при Советском союзе. Это был просто какой-то культурный шок после небольшого уральского города где я жил. До слез не хотелось уезжать.
  8. +3
    19 августа 2018 06:55
    Автору спасибо за небольшую экскурсию. Жалко, что не довелось побывать в этом городе. Все по ДВ и Сибири.
    1. +4
      19 августа 2018 07:17
      Летите в сентябре) билеты дешевые,народу мало) погода супер)
      1. +2
        19 августа 2018 11:30
        Цитата: cariperpaint
        Летите в сентябре) билеты дешевые,народу мало) погода супер)

        hi
        К сказанному Вами добавлю, что Севастополь ждёт прибавление в Бельбеке:
  9. +10
    19 августа 2018 07:45
    У нас перед глазами печальный пример города воинской славы Анапы, где все посвящено наживе, и памятники и исторические места теряются за балаганом курорта. Если в Крыму собственники земли близ Монумента битвы при р. Альма планируют насадить виноградники, то в пригороде Анапы виноградники у памятника герою Советского Союза Д.С. Калинину выкорчеваны, а на их месте уже стоит жилой комплекс, создавая полное впечатление, что героический десант 1 мая 1943 года высаживался прямо на улицы.\\\\\\\\\\\\\\
    Дай то Бог ,
    чтобы Севастополь и весь Крым не превратился в одну большую анапу.
    Сам тут живу , сил уже нет смртреть как маленький уютный курорт превратили в шанхай где каждый очередной глава города землю продаёт сантиметрами квадратными.
  10. +6
    19 августа 2018 08:48
    [/center]
    Цитата: avia12005
    Эх, фотографий не хватает...

    С проводами бы ещё разобрались и было бы отлично.



  11. +4
    19 августа 2018 08:54
    Продолжение




    1. 0
      20 августа 2018 07:27
      Цитата: A.B.
      Продолжение

      На 4-м фото когда то вместо Суворова стоял Пушкин, не суть важно, меня всегда интересовало то, что находилось за вечно зелеными воротами что позади памятника????
      1. +1
        20 августа 2018 12:44
        А я там был в 2012 году примерно… Вошел на ул. Большой Морской – такой-же неприметный вход во дворе. А вышел на площади Суворова (бывш. Пушкина), пройдя, таким образом, под землей весь городской холм насквозь. Это подземелье сооружали пленные немцы после войны, как противоатомное убежище для самых уважаемых людей города. Рассчитано на не одну тысячу постояльцев… Теперь это объект МЧС, надо полагать.
        1. +1
          20 августа 2018 12:53
          Цитата: domnich
          Вошел на ул. Большой Морской

          what По моему вход был за Главпочтамптом у лестницы Сергеева-Ценского?
          1. +2
            20 августа 2018 13:15
            Нет, ближе к площади Лазарева - в районе дома № 7 (точнее уже не помню). Впрочем, за Главпочтамптом тоже может быть нечто подобное - тут уж я просто не знаю.
            1. +2
              20 августа 2018 13:20
              Цитата: domnich
              ближе к площади Лазарева

              Это бывшая пл. Революции?
              1. +1
                20 августа 2018 15:28
                Точно! Но теперь-то я из Мурманска по современной карте Севастополя ориентируюсь…
                http://crimeamap.ru/sevastopol/#ll=33.520532,44.61094&z=18&mt=sat,skl
                1. +2
                  20 августа 2018 15:31
                  Цитата: domnich
                  Точно!

                  Если с Нахимова выйти на пл. Р..Лазарева, раньше упирался прям в швейное ателье, я там свой первый парадный китель шил, закройщиком старый еврей работал....такие вещи варганил!!!!
  12. +2
    19 августа 2018 10:25
    Привет с Лётчиков!!!
  13. +5
    19 августа 2018 14:13



    Я вернулась в родной город, после 36- летней разлуки, теперь уже насовсем.
    1. +3
      19 августа 2018 17:24
      Цитата: Б.Т.В.
      Татьяна

      hi
      Поздравляю и завидую. good
  14. +5
    19 августа 2018 18:53
    Чего там отстаивать?! Он уже отстоян...
    Я лично работал на стройках Севаса-два с лишним года. Заборы следственных комитетов видали?! Моих рук дело.
    А за памятники-не скажу. Севас-это вообче себе на уме город, со своей властью. Я-Феодосия. Мы, поскромнее всегда были. Щеки никогда не надували, жили как-то без лишнего шума. Возможно от того, что секретных объектов хватало. И подписка о не разглашении имела место быть.
    1. 0
      20 августа 2018 06:52
      где это севас?откуда вы такие берётесь
      1. +2
        20 августа 2018 08:21
        Цитата: igorlvov
        где это севас?

        Вы уж друг мой Игорь, не обижайтесь так сильно то! "Севас" - именно это название города было популярно у моряков - срочников КЧФ, а матросики были родом со всех концов СССР, так это название и прижилось на просторах некогда большой страны!!!! Кстати именно от матросиков пошло и название "БабаКлава" wink
        Игорь, вы же спокойно относитесь к названиям "Малашка", "Остряки". "Летчики", "Стрелка", "Сковородка"? Хотя наверное "Папин дом" и "Мутный глаз" канули в лета?
        hi
        1. +1
          21 августа 2018 13:52
          Севастопольцы " Севасом " свой город не называют ... Так называют Севастополь люди скользяшие по поверхности . Люди случайные ..
          1. +1
            21 августа 2018 21:47
            "Севастопольцы " Севасом " свой город не называют ... Так называют Севастополь люди скользяшие по поверхности . Люди случайные .."
            Ну ещё бы! А остальные жители Крыма- безусловно люди случайные. Их вообще не должно было быть. Но, вот подлецы-как-то затесались тут...
            Это вроде как Москва и остальная РФ!.. Я уже докладывал об этом.
          2. 0
            22 августа 2018 07:23
            Цитата: 30 вис
            Так называют Севастополь люди скользяшие по поверхности . Люди случайные

            Не слишком ли высокомерно?? Севастополь конечно красивый, интересный и героический город, НО, он не является центром вселенной!
            "Севасом" город называли еще тогда, когда на Минке стояли эсминцы с номером проекта совпадающим с вашем ником!
            hi
    2. +2
      20 августа 2018 08:02
      Цитата: Бензорез
      Я-Феодосия. Мы, поскромнее всегда был

      laughing Ой да ладно! Сколько раз в Марьяне со "скромными" отношения выясняли!!!! Феодосия-это курорт и всю жизнь феодоссийцев мучил один вопрос ....какой этим летом будет сезон??? Стоит ли курятник побелить и поставить пару кроватей или и так сойдет??? smile Без обид Виталий! Частенько бывал в Феодосии, в той, старой Феодосии в которой зимой увидеть человека на улице считалось за удачу, а летом на улице непротолкнешься от обилия отдыхающих, в городе с самым длинным пансионатом в мире (память подводит, не могу вспомнить название), корпуса этого пансионата тянулись вдоль набережной километра полтора! Жд. вокзал в те времена был самым популярным местом у отдыхающих ловеласов, я нигде не видел столь интересной встречи московского поезда laughing , новые дамочки-это так романтично love
      Удачи вам Виталий hi
      1. +2
        20 августа 2018 20:47
        Феодосия серьезным курортом никогда не считалась. Весь упор делался на промышленность, порт и нефтеперевалку.
        То, что там бабушки сдают где-то жильё отдыхающим... Чего ж не сдать если просят?!
        Лично я никогда не занимался этим, т.к. большую часть жизни работал на производстве, умерло пр-во пошёл на строительство, возродилось пр-во вернулся на завод. Подавляющее большинство моих знакомых-аналогично.
        Сидеть и выжидать каких-то туристов... Да это с голоду сдохнешь... hi
      2. +1
        21 августа 2018 22:52
        Самое смешное, мой город (а точнее, это не город, а пгт Приморский -построил кучу торпедных катеров, ПСКР на подводных крыльях и без, Мдк на воздушной подушке. Сейчас МРК сооружаем. А что построил город герой? Ничего ровным счетом. Но щёки мы ж надуваем от невыносимой важности. Мы ж-база! Вы- обслуга всего-навсего. Хочется сообщить товарищам... hi
        Строит Керчь и Фео в Крыму.
        1. +2
          22 августа 2018 07:31
          Цитата: Бензорез
          Феодосия серьезным курортом никогда не считалась

          laughing Ну это вы зря! При Союзе летом население города увеличивалось в 30 раз за счет туристов!
          Цитата: Бензорез
          Приморский -построил кучу торпедных катеров, ПСКР на подводных крыльях и без, Мдк на воздушной подушке. Сейчас МРК сооружаем. А что построил город герой?

          laughing Походу в Крыму эпидемия!!! Ребята, вот объясните мне, зачем вы бодаетесь друг с другом в своей крутизне?
  15. +3
    19 августа 2018 19:35
    Севастополь у меня вызывает чувство гордости. Начиная с детства. Чтения "Севастопольских рассказов" Толстого, "Морских рассказов" Станюковича , поездке с родителями и заканчивая посещением в прошлом году. Город Русской Славы.
  16. 0
    20 августа 2018 08:23
    Севастополь был отстроен заново, причём в классическом стиле с портиками и колоннами, со шпилями и башнями – всё в имперских традициях

    Автор, я дико извиняюсь, но Севастополь был отстроен не в имперском стиле, а в средиземноморском и по прямому указанию Сталина!!!
  17. +2
    20 августа 2018 20:19
    Помню свои детские впечатления, родители пытались вдохнуть в меня не только внешний вид Севастополя, что-то рассказывали, хотя мы были там не долго. Тогда не запомнились их слова, но ощущение оставалось, ощущения чего-то большого, важного, пахнущего морем и кораблями.

    В детстве иначе слышишь родителей и смотришь на историю вообще и на города. Но всё, что рассказывается от души, в душу и попадает.

    Интересно, каковы оказались впечатления ребёнка?