Отзыв на цикл статей «Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года»

97
«Краткость – сестра таланта»
А. Чехов


Прочитав девять частей статьи «Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года», я посчитал нужным коротко раскрыть несколько вопросов, наиболее важных для понимания описанных в статье событий.



1. Задачи крейсера-стационера. Полномочия и обязанности его командира.

2. Действия капитана 1 ранга В.Ф. Руднева после разрыва Японией дипотношений с Россией. Рассмотрение возможных вариантов его действий и их последствий.

3. Результаты стрельбы русских кораблей в бою 27 января 1904 г.



1. В столице Кореи Сеуле находилась русская дипломатическая миссия во главе с посланником (по-современному – послом) А.И. Павловым. Для обеспечения ее деятельности и ее охраны при необходимости в ближайшем к Сеулу порту Чемульпо было решено держать крейсер-стационер и канонерскую лодку как посыльное судно.

В порт-артурской эскадре существовал график дежурства крейсеров и канонерских лодок как стационеров в порту Чемульпо.

Известно, что «Варяг» пришел в Чемульпо на смену крейсеру «Боярин», который нес там определенное время службу стационером. И если бы не началась война с Японией, то через месяц на смену «Варягу» пришел бы другой крейсер – «Диана» или «Паллада».

Выбор в качестве стационера корабля класса «крейсер» не был случайным – это было в соответствии с рангом должности посланника Российской империи.

Командир крейсера-стационера выполнял указания наместника на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева и посланника в Корее А.И. Павлова и не имел полномочий самостоятельно определять необходимость начала военных действий.

Более того, перед выходом из Порт-Артура в Чемульпо командир «Варяга» получил инструкцию от наместника, которой предписывалось: поддерживать хорошие отношения с иностранцами, не мешать высадке японских войск, если бы она происходила до объявления войны, и не уходить из Чемульпо без приказания.

2. После совещания 25 января 1904 г. Руднева с посланником Павловым в Сеуле было принято решение отправить в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец».

Такое решение свидетельствует о том, что ни Руднев, ни Павлов не осознавали всей критичности положения русских кораблей в Чемульпо. Они находились в своем понимании сложившейся ситуации и их, в принципе, ничего так уж критично не будоражило.

Будь В.Ф. Руднев более прозорливым и более решительным военным, он мог бы даже в ультимативной форме добиться от Павлова разрешения на немедленный уход кораблей в Порт-Артур.

Если бы русские корабли вышли из Чемульпо уже 25 января 1904 г., то они могли бы проскочить мимо японской эскадры адмирала Уриу и прийти в Порт-Артур. Ведь японская эскадра собралась неподалеку от Чемульпо в заливе Асанман только утром 26 января.

Однако было принято другое, более простое, «неспешное» решение, и «Кореец» покинул рейд Чемульпо только во второй половине дня 26 января, когда японская эскадра уже перекрыла выход из Чемульпо.

В результате японцы не выпустили «Корейца» в море и атаковали торпедами. «Корейцу» повезло, торпеды в него не попали, и ему пришлось вернуться в Чемульпо.

Получив доклад командира «Корейца» об атаке его корабля и тем самым фактическом начале боевых действий, что же предпринял В.Ф. Руднев?

Он приказал готовиться к возможному бою, но остался стоять на якоре без паров, даже не переменив места стоянки на более выгодное для боя.

Хоть автор статьи, Андрей из Челябинска, и ёрничает, будто бы «торпедную атаку русских кораблей с вероятностью 99,9% иностранные стационеры не сочли бы нарушением нейтралитета… Ну, взорвались неожиданно два русских корабля, кто знает, по какой причине? Но на самом деле японский адмирал не посмел в присутствии других иностранных стационеров и до объявления войны атаковать русские корабли на нейтральном рейде — остаток дня 26 января и последующую ночь русские и японские корабли простояли друг против друга безо всякого нападения. Видимо, у японского адмирала было иное, расходящееся с мнением Андрея понимание о последствиях стрельбы на нейтральном рейде, о реакции на это других стационеров и правительств их стран.

Высадив десант, утром 27 января японская эскадра покинула нейтральный рейд Чемульпо также без всяких провокаций.

В 9.30 утра 27 января В.Ф. Руднев получил ультиматум адмирала Уриу с требованием покинуть рейд, либо японцы будут атаковать русские корабли на рейде.

И Руднев принял самое неправильное решение: уйти с рейда и принять бой в заведомо безнадежном положении.

Ведь заранее было известно, что японская эскадра в несколько раз по артиллерийской мощи превосходит два русских корабля. Что идти придется по узкому извилистому фарватеру без возможности маневрировать и вести огонь всем бортом. Что максимальный ход отряда составит всего 13 узлов и оторваться от японских кораблей не удастся ни при каких условиях.

Был конечно гораздо более выигрышный вариант: принять бой на рейде, развернув «Варяг» поперек рейда и перекрыв вход на него. Японская эскадра могла бы идти к рейду только двумя колоннами, и бой бы могли вести только два головных корабля, и то только носовыми орудиями. В этом случае «Варяг» мог вести огонь всем бортом, а «Кореец» своими носовыми 203-мм орудиями. Таким образом, преимущество в артиллерии переходило уже к русским кораблям.

К тому же в случае повреждения головных японских кораблей они могли потерять ход или управление и перекрыть путь остальным кораблям эскадры, которая бы сбилась в кучу, осыпаемая залпами русских кораблей на короткой дистанции.

Вариант результативной атаки русских кораблей японскими миноносцами также под большим сомнением, так как в дневное время атака готовых к бою кораблей с дистанции менее 3 кабельтовых (это дальность хода торпед того времени на максимальной скорости) вряд ли удалась бы.

Вообще, и современникам Русско-японской войны, и нынешним авторам-историкам свойственно сильно преувеличивать опасность торпедного оружия того периода. Тактико-технические характеристики торпед того времени позволяли стрелять ими только практически в упор (с дистанции 1-2 кабельтова) и в ночное время суток. По крайней мере, за всю Русско-японскую войну в дневное время не было достигнуто ни одного торпедного попадания обеими сторонами.

3. Самым загадочным моментом боя 27 января у Чемульпо до сих пор является вопрос о результатах часовой пальбы русских кораблей.

Получить более-менее достоверный ответ на этот вопрос можно только из японских архивов, которые ныне рассекречены.

И если автор статьи (Андрей из Челябинска) обладает такой информацией из японских архивов, то он может раскрыть для нас самый загадочный результат описываемого боя.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    19 августа 2018 05:18
    "Под первым впечатлением он решил предать Руднева суду за то, что тот не сумел использовать нейтралитет Кореи для защиты находящихся под его командой судов. Но скоро всем стало ясно, что никакого нейтралитета в Корее не существует. Когда же из Петербурга пришла директива гибель "Варяга" и "Корейца" считать подвигом, а не преступлением, наместник сразу изменил свою точку зрения...." А Степанов, "Порт-Артур"
    1. +11
      19 августа 2018 05:41
      Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны. А уж по истечении стольких лет...Всей правды не узнать, тем более у нас один взгляд у японцев другой.
    2. +3
      19 августа 2018 10:16
      Коллега, это худлит.
      Вообще, Степанов в своем романе (очень хорошем, этого не отнять) собрал все сплетни, ходившие в свое время в Артуре.
  2. +13
    19 августа 2018 05:29
    В Чемульпо стояли также корабли Британии, Франции и США. Капитану Рудневу со стороны капитанов кораблей этих стран было также предписано покинуть рейд, чтобы не подвергнутся опасности в случае нападения японцев на русский крейсер. И причём здесь ошибки, когда налицо был обычный сговор? Подвиг моряков «Варяга» бессмертен, как бы кто не пытался его запятнать.
    1. +8
      19 августа 2018 05:59
      По сговору?
      То что британцы подталкивали Руднева на принятие японского ультиматума - это никто не скрывает! Немцы, итальянцы и французы также не горели желанием оказаться в центре боевых действий. Бой состоялся, последствия нам известны. Меня напрягает только одно решение Руднего затопить Крейсер, а не взорвать его, как Корейца.
      По прорыву! Тут Автор прав не хватило капитану Воряга прозорливости, решительности и может быть - лихости. Но храбрости у Руднего было в меру.
      По подвигу! Подвиг экипажей Варяга и Корейца никто и не оспаривает.
      С уважением, Котище!
      1. avt
        +2
        19 августа 2018 09:59
        Цитата: Котище
        Немцы, итальянцы и французы также не горели желанием оказаться в центре боевых действий.

        Американа забыли .
        Цитата: Котище
        Меня напрягает только одно решение Руднего затопить Крейсер, а не взорвать его, как Корейца.

        Ну это просто , см.
        Цитата: Котище
        Немцы, итальянцы и французы также не горели желанием оказаться в центре боевых действий.
        в части реакции старшего на рейде по данному вопросу .
      2. 0
        19 августа 2018 21:22
        В условиях ултиматума, капитану "Варяга" надо было оставаться на рейде и не обращать внимания на все рекомендации и угрозы. Если японцы расстреляли Варяг на рейде, так всему миру было показано анрессивность Японии и пренебрежение мировым правом, что полностью бы окупило жертвенность. Почему В.Ф. Руднев послушно выполнял японские указы и просьбы "союзников", а не действовал в своих интересах, это уже упрёк. И почести команде и капитану "Варяга" создавались на основе корыстных телеграмм и докладов с мест событий, ибо все наместники желали сгладить вину произошедшего, вместе с торпедированными тремя броненосцами в Порт- Артуре... После некоторого времени и опроса свидетелей и выяснения фактических произшествий, капитана В.Ф. Руднева уволили без шума...
        1. +3
          19 августа 2018 21:32
          Цитата: Vladimir 5
          Если японцы расстреляли Варяг на рейде, так всему миру было показано анрессивность Японии и пренебрежение мировым правом

          На самом деле, никто бы и пальцем не пошевелил бы, если только при этом не пострадали бы иностранные стационеры, а они решили уйти, если Варяг останется на рейде
    2. +2
      22 августа 2018 14:58
      Не задумывался над необходимостью покинуть рейд. Но если так прикинуть, что мешало Рудневу передать соседям сообщение: остаюсь на рейде в выгодной позиции, выход и прорыв считаю для себя губительным. За действия японцев и угрозу вашей безопасности с их стороны не отвечаю, если опасаетесь, покиньте рейд. Погибну, но не сдамся.
  3. +7
    19 августа 2018 06:05
    Самым загадочным моментом боя 27 января у Чемульпо до сих пор является вопрос о результатах часовой пальбы русских кораблей.

    "Орешек знаний твёрд, но всё же, мы не привыкли отступать" laughing
    Во-первых, в рапортах командиров японских кораблей не сказано ни слова о попаданиях в их корабли. Во-вторых, у нас имеются свидетельства третьей, абсолютно ни в чём не заинтересованной стороны, английского атташе кэптена Трубриджа (Captain E. C. T. Troubridge, R. N.). Этот джентльмен лично наблюдал за ходом боя, и в рапорте специально выделил несколько строк о результативности стрельбы русских кораблей, сводящихся к тому, что "Варяг" с "Корейцем" ни разу не попали ни в один из японских кораблей.
    Можно говорить сколько угодно о том, что попадания на самом деле были, но японцы зачем-то их скрыли. Но зачем лгать английскому разведчику, видевшему всё своими глазами и писавшему отчёты в том числе и для разведывательного отдела британского Адмиралтейства ?
    1. +11
      19 августа 2018 08:24
      Приветствую, уважаемый Валентин!
      Цитата: Товарищ
      Но зачем лгать английскому разведчику, видевшему всё своими глазами и писавшему отчёты в том числе и для разведывательного отдела британского Адмиралтейства ?

      Не ради спора, а токмо волею пославшей мя жены - Трубридж тут вовсе не истина в последней инстанции. Так, например, бронебойный снаряд взорвавшийся внутри корпуса вообще не виден для стороннего наблюдателя (это из правил ведения огневого боя, то есть специально обученные наблюдатели, использующие оптику этого не видят. Потому, например, если залп из 4 орудий дал 1 перелет и 2 недолета, следует считать, что 4-ый снаряд поразил цель, хотя этого никто не видел).
      Кроме этого, пироксилиновые снаряды взрывались без дыма, то есть вообще были плохо заметны. Таким образом, слова Трубриджа можно понимать не как "не было вообще попаданий", а как "не было заметных последствий попаданий", а это все же разные вещи
      1. +2
        19 августа 2018 16:28
        Моё почтение, уважаемый Андрей !
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Трубридж тут вовсе не истина в последней инстанции. Так, например, бронебойный снаряд взорвавшийся внутри корпуса вообще не виден для стороннего наблюдателя (это из правил ведения огневого боя, то есть специально обученные наблюдатели, использующие оптику этого не видят

        Я бы с Вами согласился, если бы не читал рапорт Трубриджа полностью. Дело в том, что он не ограничился просто наблюдением за падением русских снарядов издалека, а после боя предпринял некоторые усилия для уточнения своих наблюдений на натуре.
      2. +3
        19 августа 2018 16:53
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Трубридж тут вовсе не истина в последней инстанции.

        Андрей Николаевич hi ,странно как-то...Трубридж не заинтересованная сторона,не авторитет,японцы заинтересованная сторона,потому могли прибрехать про не так уж и пустые погреба "Варяга"( японцы утверждают, что "Варяг" расстрелял примерно около 160 снарядов ГК и около 50-ти 75мм). К тому же они(японцы) могли и засекретить повреждения своих кораблей в этом бою...Вопрос - зачем? Ведь несмотря на скупость японских источников повреждения кораблей после боя у м.Шантунг известны, цусимские тоже известны...Зачем не доверять им в оценке боя с "Варягом"? Может действительно стрельба русских была отвратительна и не точна?И не было этих "тысячи выпущенных по врагу снарядов" с рапорта Руднева, что в два с половиной раза больше суммарного расхода снарядов со всех японских кораблей...Что тоже очень странно request
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Не ради спора

        ПС. Я,конечно, дождусь конца цикла,но именно в оценке сего момента(попадания в японские корабли)я с Вами уже не соглашусь. Тут уже нужно брать в расчёт все доступные сведения и пренебрегать данными супротивной стороны не стоит. в этом и заключается суть поиска истины,без
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Таким образом, слова Трубриджа можно понимать не как "не было вообще попаданий", а как "не было заметных последствий попаданий", а это все же разные вещи

        разночтений...
        С уважением hi
  4. 0
    19 августа 2018 06:19
    стреляли часто, но пугали только рыб.
  5. +3
    19 августа 2018 06:30
    По крайней мере, за всю Русско-японскую войну в дневное время не было достигнуто ни одного торпедного попадания обеими сторонами.

    Японцы, потопившие броненосец "Князь Суворов" в светлое время суток, с Вами не согласны.
    1. +12
      19 августа 2018 07:23
      Простите но утопили практически лишившийся артиллерии и возможности маневрировать корабль .
      Так что это скорее не показатель .
      1. +1
        19 августа 2018 16:32
        Цитата: сайгон
        Простите но утопили практически лишившийся артиллерии и возможности маневрировать корабль

        Речь в обсуждаемом тексте идёт не о том, в каком состоянии был "Суворов", а о том, что, со слов автора, в дневное время не было достигнуто ни одного торпедного попадания обеими сторонами
        Как видим, попадания были. А если Вы взглянете на фотографию гибели броненосца, то увидите, что было светло до такой степени, что отлично видны детали на мостике японского корабля, с борта которого сделана фотография.
    2. +1
      19 августа 2018 07:26
      вопрос..В каком состоянии был "Суворов" в это время???
    3. 0
      19 августа 2018 15:33
      Это происходило в 7 часов ВЕЧЕРА, уже смеркалось. Следа от торпед не было видно.
    4. +1
      19 августа 2018 17:04
      Цитата: Товарищ
      Японцы, потопившие броненосец "Князь Суворов" в светлое время суток, с Вами не согласны.

      Валентин hi ,оно то так,но как то разница между потерявшим всю артиллерию(акромя 1-75мм пушки в кормовых плутонгах) и практически неуправляемым броненосцем(коим на тот момент являлись развалины "Суворова")и кораблём на приличном ходу ведущим огонь из всего,что стреляет, существенна what wink
      Так что правильнее всего было бы признать то, что удачной атаки во время РЯВ миноносцами днём не было... hi
  6. avt
    +5
    19 августа 2018 07:56
    Ну если
    «Краткость – сестра таланта»
    А. Чехов
    Верю ! Вот верю в краткость познаний автора по теме и неуёмном желании в ней отметиться !
    Командир крейсера-стационера выполнял указания наместника на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева и посланника в Корее А.И. Павлова и не имел полномочий самостоятельно определять необходимость начала военных действий.
    и далее
    Будь В.Ф. Руднев более прозорливым и более решительным военным, он мог бы даже в ультимативной форме добиться от Павлова разрешения на немедленный уход кораблей в Порт-Артур.
    Автору надо бы ....,,или штаны надеть , или крестик снять ". А то вроде как ЛЮБОЙ капраз на Флоте может болт забить на вышестоящее начальство , да ещё и реально менять политику государства , по своему усмотрению изымая, под конвоем наверное, посольство своей страны из любого государства .
    Он приказал готовиться к возможному бою, но остался стоять на якоре без паров, даже не переменив места стоянки на более выгодное для боя.
    bully Да просто вредитель ! Ну не хочешь жечь уголь в чужом порту в предвоенное время с неясными перспективами бункеровки - выбрось за борт ! bully
    В 9.30 утра 27 января В.Ф. Руднев получил ультиматум адмирала Уриу с требованием покинуть рейд, либо японцы будут атаковать русские корабли на рейде.

    И Руднев принял самое неправильное решение: уйти с рейда и принять бой в заведомо безнадежном положении.

    Ведь заранее было известно, что японская эскадра в несколько раз по артиллерийской мощи превосходит два русских корабля. Что идти придется по узкому извилистому фарватеру без возможности маневрировать и вести огонь всем бортом. Что максимальный ход отряда составит всего 13 узлов и оторваться от японских кораблей не удастся ни при каких условиях.

    Был конечно гораздо более выигрышный вариант: принять бой на рейде, развернув «Варяг» поперек рейда и перекрыв вход на него.
    wassat А орудия с другого борта свезти на берег и героически палить по супостату ? bully Не , Аз грешный понимает -
    Орешек знаний твёрд, но всё же
    Может как то автору , ну прежде чем такое нетленное выдавать , почитать что то из исторических фактов про то , что и как Рудневу в нейтральном порту при наличии других иностранных стационеров например хотя бы старший на рейде говАривал ?Хотя походу труд сей не подъёмен.
    1. +1
      19 августа 2018 09:17
      Добавим, что встав поперек - это прекрасная цель для миноносцев, которые могут под прикрытием сражения с основными силами выйти в торпедную атаку на практически неподвижный корабль в самом большой его проекции.
      1. +4
        19 августа 2018 10:40
        Гг атака днем крейсера миноносцем это изащренная форма самоубийства
        1. +1
          20 августа 2018 09:58
          Это если крейсер против только миноносцев, а вот если крейсер при этом ведет бой с другими крейсерами, то шансы появляются весьма неплохие (особенно, если крейсер стеснен в маневре).
          1. 0
            20 августа 2018 11:10
            Нда... Вы видемо плохо предстовляете миноносцы того времени,они насквозь прощивались стальными 75мм болванками,а уж попадание 6" фугасного снаряда для многих просто фатально! И да миноносцы в тех условиях тоже решены главного своего преимущества скрытности скорости и маневренности. Что по факту делало их просто идеальной мишенью
            1. 0
              20 августа 2018 12:33
              они насквозь прощивались стальными 75мм болванками

              Совершенно верно, и вреда им от этого не сказать чтобы много.
              а уж попадание 6" фугасного снаряда для многих просто фатально!

              А нельзя ли список, этих самых, "многих"?
              И да миноносцы в тех условиях тоже решены главного своего преимущества скрытности скорости и маневренности.

              И куда же они делись? В смысле, скорость, маневренность и скрытность... Вроде бы все ровно наоборот. Мели, островки, шхеры... идеальное место для миноносцев.
              1. +1
                20 августа 2018 14:00
                Я немного добавлю.
                1. Скорость японских миноносцев была около 30 узлов. Реальная -на 2-3 узла меньше.
                2. Если 6-дюймовки заняты, то у Варяга остаются по 6 -75 мм и 4 - 47 мм орудий на борт (и если останутся, т.к. их могут выбить).

                Если посмотреть на столкновения миноносцев в РЯ, то мы увидим, что аналогичным вооружением (т.е. 75 мм и 47/57 мм орудиями) потопить другой миноносец занимает длительное время и большой перевес в силах. Так было со Стерегущим и со Смелым.

                При этом надо учесть, что наши пушки были слабее, чем японские (т.к. имели меньше заряд).

                Единственное, что может помешать атаке - это попадание в машину.

                Соответственно, имея 7 миноносцев (два отряда по 4 и один поврежденный) можно под прикрытием боя выйти в атаку с носовых и кормовых углов (чтобы рассредоточить огонь).
                Это с большой долей вероятности позволит выпустить торпеды в Крейсер и Канлодку. А вот результат - ту как сработают торпеды. Но добиться одного или двух попаданий реально.
                1. 0
                  20 августа 2018 15:07
                  Я Вам даже больше скажу 75мм орудия РИФ вообще не имели фугасных снарядов а только болванки и сегментные.Японцы же фугасами выбивали наши миноносцы оченьбыстро пример тот же Стерегущий и Страшный (а не Смелый поправлю Вас)
                  1. 0
                    20 августа 2018 16:12
                    только болванки и сегментные

                    Коллега, вы крепко уверены насчет сегментных? Просто никогда не слышал, да и Широкорад пишет:
                    До 1905 года в б/к 75/50-мм пушки входили только броне­бойные снаряды весом 4,9 кг и длиной 2,7 клб. На дистанции 915 м они пробивали по нормали 117-мм броню.

                    Что касается японцев, то тут могу ошибиться, но вроде у них тоже основным в начале войны был бронебой.
                    1. 0
                      21 августа 2018 00:50
                      Тогда коллега рекомендую обратиться к Истории материальной часть артиллерии.
                      Составленной аж в 1907г Помощником инспектора классов Михайловского Артиллерийского училища, штатным военным преподавателем Михайловской Артиллерийской академии, полковником А. Нилусом
                      1. 0
                        21 августа 2018 09:26
                        Хм... 1907 года не встречал. В сети есть 1904 с таким названием, но там он морской артиллерии вообще не касается.
                2. 0
                  21 августа 2018 04:22
                  Цитата: alstr
                  Соответственно, имея 7 миноносцев (два отряда по 4 и один поврежденный) можно под прикрытием боя выйти в атаку с носовых и кормовых углов (чтобы рассредоточить огонь).Это с большой долей вероятности позволит выпустить торпеды в Крейсер и Канлодку. А вот результат - ту как сработают торпеды. Но добиться одного или двух попаданий реально.

                  Если, как предлагает автор, "Варяг" встал на фарватере (представлял бы собой неподвижную мишень - мечту наводчика?), то он мог бы опустить противоторпедные сети и противоминным калибром выбивать миноносцы. Но с высокой долей вероятности был бы раньше утоплен "Асамой".
              2. 0
                20 августа 2018 15:04
                Гг ну как не много!!! Из за очень плотной компановки миноносцы получали повреждения котлов из за чего решались главного преимущества СКОРОСТИ!! И да где они в проливе летучей мыши хотя бы 20 узлов разовьют? Мели острова, шхеры это все хорошо для эсминцев имеющих турбинную установку! С паровыми установками так не получиться. Так что не надо применятьтактику ПМВ к РЯВ
                1. 0
                  20 августа 2018 16:17
                  Из за очень плотной компановки миноносцы получали повреждения котлов

                  И много вы таких случаев помните?
                  Мели острова, шхеры это все хорошо для эсминцев имеющих турбинную установку!

                  Не-а, турбинники для таких дел малость крупновастеньки.
                2. 0
                  20 августа 2018 19:30
                  Цитата: Nehist
                  летучей мыши

                  Летучей рыбы.
        2. 0
          20 августа 2018 19:28
          Цитата: Nehist
          Гг атака днем крейсера миноносцем это изащренная форма самоубийства

          Когда команда миноносца идет в бой с расчетом на "потом"-тогда Да.
          А вот если команда миноносца с намерением любой ценой всадить торпеду-тогда шансы на попадание резко увеличиваются. Да и японцы в РЯВ показали себя достойными противниками с их фанатичной верой в Микадо и готовностью всегда отдать жизнь за Божественного.
      2. 0
        19 августа 2018 21:16
        Цитата: alstr
        Добавим, что встав поперек - это прекрасная цель для миноносцев, которые могут под прикрытием сражения с основными силами выйти в торпедную атаку на практически неподвижный корабль в самом большой его проекции.

        Для этого мог бы прекрасно примениться Кореец.
        1. 0
          20 августа 2018 09:34
          Простите не понял, для чего мог бы "примениться "Кореец"?
          1. 0
            20 августа 2018 19:22
            Цитата: Старший матрос
            Простите не понял, для чего мог бы "примениться "Кореец"?

            Чтобы отогнать миноносцы. И хотя идея попереквставшего Варяга бредовая, но, чтобы спасти эту "грандиозную" мысль, именно так только и можно применить канлодку. laughing
            Непонятно только одно. Если Руднев жаловался на тихий ход Корейца (видимо, ДО боя он об этом факторе не знал), то непонятно, нафига он его с собой потащил на прорыв ? Жалко, конечно, старика, но брошенный-утопленный-взорванный Кореец мог обеспечить Варягу ДВА пожарных дивизиона вместо одного, более быстрый ход и дополнительную подмену комендоров и кочегаров.
            1. +1
              21 августа 2018 09:35
              Чтобы отогнать миноносцы.

              У него вообще-то не скорострельная устаревшая артиллерия.
              Если Руднев жаловался на тихий ход Корейца

              А он жаловался? Вообще-то как ни тихоходен "Кореец", но скорость его была всяко больше 9 узлов, с которыми шел "Варяг"
              Впрочем, надеюсь, Андрей дойдет до этого момента.
              нафига он его с собой потащил на прорыв ?

              Всеволоду Федоровичу в голову не заглянешь, но...
              Чисто мое мнение, ничем не подтвержденное. "Варяг" идет впереди и отвлекает огонь на себя. (в какой-то мере так и случилось, по "Корейцу" так ни разу и не попали), тем временем канонерка подходит поближе и из 8" как ... пушки, конечно, старые, но на "Иватэ" при Ульсане не жаловались.
              1. 0
                21 августа 2018 19:30
                Цитата: Старший матрос
                тем временем канонерка подходит поближе и из 8" как ... пушки, конечно, старые, но на "Иватэ" при Ульсане не жаловались.

                И что помешало подойти ?
                1. 0
                  22 августа 2018 16:06
                  Руднев развернул свой крейсер.
    2. +3
      19 августа 2018 10:40
      9. Никто из служащих на флоте не должен простирать власти своей за пределы, назначенные законом. Превышением власти не считается, когда отдельный начальник в чрезвычайных обстоятельствах примет на свою ответственность какую либо особенную меру, и потом докажет, что она была необходима в видах государственной пользы, и что он не мог без видимой опасности, вреда для службы, или для чести Русского флага, отложить принятие сей меры до разрешения высшего начальства.
      Атака Корейца и есть черезвычайное обстоятельство
      1. PPD
        0
        19 августа 2018 11:10
        И ещё маленькая житейская мелочь-всё это доказать.
        Прав часто не тот кто прав, а у кого прав больше.
        1. 0
          19 августа 2018 12:16
          А после 26 числа уже ничего доказывать не надо было так как в ночь с 26-27 японцы артурскую эскадру атокавали. Так что Руднев бы еще и благодароность получил
          1. 0
            19 августа 2018 14:47
            В этом плане поддерживаю уважаемого Некста (если напортачил с ником, каюсь).
            Руднев был связан по рукам и ногам инструкциями и волей посланника, но здравой инициативы не проявил. А ведь чай был капитаном первого ранга и не первый день во флоте. Ну есть у меня такая печалька, хотя и понимаю, что из ситации в которой оказались наши коробли можно было вывернутся человку с недюжими способностями и неординарным талантом.
            Увы Руднев ими (талантами и способностями) не обладал, так что он - пошел умирать при свете дня!
            По поводу чести? Можно было как капитан фрегата Рафаил спустить в безвыходной ситуации флаг и сдаться. Тем самым спасти свою жизнь и жизни матросов. Руднев поступил по другому, но чтобы сделал Наполеон, мы не знаем! Так что говорить о безвыходной ситуации (сидя на диване)......?
            Предлагаю дождаться окончания повествования Андрея! Краткость, увы нам не поможет! Быстро только кошки плодятся, так что наступаем себя на "торопыгу" и ждемс!
            С уважением, Котище!
          2. +1
            19 августа 2018 14:58
            жаль у Руднева не было ни шара хрустального ни машины времени...
          3. PPD
            +1
            19 августа 2018 21:40
            Тюремный срок он получил бы.За самодеятельность. Использование торпед ещё доказать надо.
    3. +3
      19 августа 2018 16:52
      На Ваш коммент могу заметить, что Вам самому, прежде чем писать здесь, неплохо было бы прочесть статью Андрея, на которую написан мой отзыв.
      Что до возможных возражений Руднева посланнику Павлову, то мной это излагается как пожалуй единственный вариант развития событий, при котором русским кораблям удалось бы ускользнуть из Чемульпо.
      Все остальные варианты приводили к событиям, которые и произошли на самом деле.
    4. +3
      19 августа 2018 17:03
      Цитата: avt
      Он приказал готовиться к возможному бою, но остался стоять на якоре без паров, даже не переменив места стоянки на более выгодное для боя.
      bully Да просто вредитель ! Ну не хочешь жечь уголь в чужом порту в предвоенное время с неясными перспективами бункеровки - выбрось за борт !

      Очевидно, что принятие боя стоя на якоре - это вершина ваших познаний военно-морской тактики. И в этом Вы стоите вместе с к.1 р. Рудневым на одном уровне / на одной платформе. Тут главное - уголь экономить :)))
  7. +10
    19 августа 2018 08:10
    «Краткость – сестра таланта»

    Угу. И теща гонорара:)))) Но вот незадача - в своем цикле статей я поставил себе задачу ответить на все основные вопросы по "Варягу", а их просто ОЧЕНЬ много. Потому-то и приходится все расписывать очень подробно.
    Такое решение свидетельствует о том, что ни Руднев, ни Павлов не осознавали всей критичности положения русских кораблей в Чемульпо.

    Вот "прекрасный" вывод короткой статьи - несмотря на то, что именно Руднев настоятельно предлагал Павлову увести корабли из Чемульпо, оказалось что Руднев "не осознает критичности положения":)))) Ну а воля Павлова, она вообще-то для Руднева закон, если что.
    Видимо, у японского адмирала было иное, расходящееся с мнением Андрея понимание о последствиях стрельбы на нейтральном рейде, о реакции на это других стационеров и правительств их стран.

    Сейчас 10-я статья будет, как раз посвященная ночи 26/27 января:)))))
    Был конечно гораздо более выигрышный вариант: принять бой на рейде, развернув «Варяг» поперек рейда и перекрыв вход на него.

    Вот именно из-за этого я и пишу подробный цикл статей - чтобы люди не писали подобные глупости. Даже супертанкер Knock Nevis (длина - 458 с лишним метров) не смог бы перекрыть фарватер Чемульпо:))))
    Что касается варианта - остаться на рейде, то да, разберем и его. То, что Вы по этому поводу написали... ну... Собственно, могу лишь повторить - я и пишу подробный цикл статей как раз для того, чтобы люди не писали подобные глупости
    Самым загадочным моментом боя 27 января у Чемульпо до сих пор является вопрос о результатах часовой пальбы русских кораблей.

    да в общем-то нет, как раз тут никаких особых загадок не имеется
    1. avt
      0
      19 августа 2018 08:16
      Цитата: Андрей из Челябинска
      - я и пишу подробный цикл статей

      wassat
      Не имеешь права начальник ! Старший приказал ...
      «Краткость – сестра таланта»
      А. Чехов
      Автор ! Он Чехова не уважает ! bully
    2. 0
      19 августа 2018 10:44
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Вот "прекрасный" вывод короткой статьи - несмотря на то, что именно Руднев настоятельно предлагал Павлову увести корабли из Чемульпо, оказалось что Руднев "не осознает критичности положения":)))) Ну а воля Павлова, она вообще-то для Руднева закон, если что.

      Морской устав (1853)
      ст. 9. Никто из служащих на флоте не должен простирать власти своей за пределы, назначенные законом. Превышением власти не считается, когда отдельный начальник в чрезвычайных обстоятельствах примет на свою ответственность какую либо особенную меру, и потом докажет, что она была необходима в видах государственной пользы, и что он не мог без видимой опасности, вреда для службы, или для чести Русского флага, отложить принятие сей меры до разрешения высшего начальства.
    3. 0
      19 августа 2018 16:16
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Вот "прекрасный" вывод короткой статьи - несмотря на то, что именно Руднев настоятельно предлагал Павлову увести корабли из Чемульпо, оказалось что Руднев "не осознает критичности положения":)))) Ну а воля Павлова, она вообще-то для Руднева закон, если что.

      Эту часть моей статьи уважаемый Андрей видимо не очень внимательно прочел.
      Свидетелей разговора Павлова и Руднева вроде как не было, поэтому насколько настоятельным было предложение Руднева забрать дипмиссию и уйти, нам доподлинно не известно.
      Зато известно, что отстаивание своего мнения перед начальством, как раз и не было для Руднева характерным. На основании этого можно предположить, что Руднев действительно предложил Павлову в спокойном тоне, уйти в Порт-Артур. У Павлова же, сформировалось неправильное мнение о создавшейся ситуации и он не согласился. Однако предложил отправить в Порт-Артур с донесением "Корееец", с чем Руднев спокойно согласился. И как известно, никакой спешки с отправкой "Корейца" впоследствии не было.
      Поэтому то, что Руднев сильно не настаивал на немедленном уходе кораблей из Чемульпо, является очевидным.
      А между тем именно это промедление стало роковым для русских кораблей.
      1. 0
        19 августа 2018 19:10
        Зато известно, что отстаивание своего мнения перед начальством, как раз и не было для Руднева характерным.

        вы, какой-то конкретный эпизод имеете в виду?
    4. -3
      19 августа 2018 16:31
      "Был конечно гораздо более выигрышный вариант: принять бой на рейде, развернув «Варяг» поперек рейда и перекрыв вход на него."

      Вот именно из-за этого я и пишу подробный цикл статей - чтобы люди не писали подобные глупости. Даже супертанкер Knock Nevis (длина - 458 с лишним метров) не смог бы перекрыть фарватер Чемульпо:))))

      Видно, что автор многих статей о кораблях и морских сражениях, Андрей, при этом никогда не управлял водным средством крупнее надувного матраца. Иначе бы он не стал серьезно заявлять, что будто бы крейсер, стоящий поперек фарватера Чемульпо, ну никак не мешает совершать маневры целой эскадре крейсеров :)))
      Советую Андрею изучить информацию хотя бы о радиусах циркуляции рассматриваемых кораблей.
      1. +3
        19 августа 2018 17:51
        Цитата: Олег Фудин
        Иначе бы он не стал серьезно заявлять, что будто бы крейсер, стоящий поперек фарватера Чемульпо, ну никак не мешает совершать маневры целой эскадре крейсеров :)))

        Почему - не мешает? Мешает, но ровно до тех пор, пока его не потопят:))) А потопят его, стоящего на месте, очень и очень быстро, при том что сближаться для этого с Варягом не нужно. После этого наличие притопленного у фарватера Варяга будет немного осложнять навигацию но фарватер не перекроет:)))
        Цитата: Олег Фудин
        Советую Андрею изучить информацию хотя бы о радиусах циркуляции рассматриваемых кораблей.

        Спасибо. В свою очередь могу посоветовать хоть немного изучить тактику боя паровых флотов начала 20-го века - времена Лиссы давно прошли
        1. -4
          19 августа 2018 20:03
          Андрей, Вы упорствуете, очевидно не зная об одном историческом факте.
          Японский адмирал Уриу, в отличие от к.1 р. Руднева, тщательно планировал свои действия, предусматривая различное развитие событий. О чем изложил письменно.
          В случае если русские корабли будут прорываться в море (как и произошло на самом деле), он планировал их встретить в месте, которое позволяло наивыгоднейшим образом расположить свои корабли и полностью реализовать свое огневое преимущество.
          А в случае, если русские корабли останутся на рейде, Уриу планировал войти на рейд 2-мя колоннами своих кораблей (большее не позволяла ширина фарватера) и уничтожить русских прямо в гавани.
          Поэтому именно такой вариант развития событий мной и изложен.
          Поскольку, видимо Вам это не известно, то Вы и рассыпались на фантазии. Интересно чем бы японцы быстро потопили "Варяг", тремя носовыми орудиями двух головных крейсеров?
          И по-поводу ширины фарватера: Вы делаете такие уверенные заявления о том, что стоящий (затонувший) крейсер на фарватере немного усложняет...
          Наверное Вы, управляя кораблем класса крейсер и выше уже легко обошли много подобных объектов на узких фарватерах :))
          1. +4
            19 августа 2018 21:34
            Цитата: Олег Фудин
            А в случае, если русские корабли останутся на рейде, Уриу планировал войти на рейд 2-мя колоннами своих кораблей

            Вы ошиблись чуть более, чем полностью. И меня удивляет тот факт, что Вам известен приказ Уриу на бой с Варягом, а прочитать Вы его не сумели, хотя он состоит буквально из 2 абзацев.
      2. +2
        19 августа 2018 19:16
        Иначе бы он не стал серьезно заявлять, что будто бы крейсер, стоящий поперек фарватера Чемульпо, ну никак не мешает совершать маневры целой эскадре крейсеров :)))

        И где же коллега Андрей такое написал, в смысле про "маневры целой эскадры"?
        Там ширина более километра, ну затопили бы крейсер - стало бы одной банкой больше. Ничего особо страшного, их там и так не меряно.
        изучить информацию хотя бы о радиусах циркуляции рассматриваемых кораблей.

        А зачем затевать эту самую циркуляцию?
  8. -1
    19 августа 2018 09:16
    Андрей из Челябинска пишет хорошо, но уж слишком многословно. Не Чехов, а Лев Толстой. "Многа букав". Автор данной статьи гораздо более краток, что позволяет более чётко уяснить его позицию и, соответственно, согласиться или не согласиться с его доводами. По факту изложения спорных моментов поставил плюс статье.
    1. avt
      +5
      19 августа 2018 09:55
      Цитата: Авиатор_
      Андрей из Челябинска пишет хорошо, но уж слишком многословно. Не Чехов, а Лев Толстой. "Многа букав".

      bully Ну так это не его проблема , а ваша беда , раз мозг не воспринимает конкретные технические выкладки и исторически подтверждённые факты, да ещё и в связке между собой во времени.
      Цитата: Авиатор_
      Автор данной статьи гораздо более краток, что позволяет более чётко уяснить его позицию и, соответственно

      request Кто то смотрит документальные фильмы , кто то видеоклипы .
      Цитата: Авиатор_
      По факту изложения спорных моментов поставил плюс статье.

      bully Каких то
      Цитата: Авиатор_
      спорных моментов
      в нынешней статье нет , от слова вообще , а есть элементарная безграмотность , вылившаяся в ...,,тризеры" фэнтази по мотивам исторических событий.
      1. +1
        19 августа 2018 17:18
        [/quote]ваша беда , раз мозг не воспринимает конкретные технические выкладки и исторически подтверждённые факты[quote]

        Ну, не стоило бы Вам тут на личности переходить, моветон, всё же. И про клиповое мышление тоже как-то нехорошо получилось с Вашей стороны.
        Есть такая вещь - способ подачи материала. Можно заболтать подробностями всё что угодно. Вот в ряде научных журналов есть обязательное требование: после самой статьи обязательно должны быть сформулированы выводы, не более 5-6 пунктов. Очень хорошее требование. Вы эти редакции тоже будете обвинять в клиповом мышлении?
        1. avt
          -2
          19 августа 2018 18:28
          Цитата: Авиатор_
          Вот в ряде научных журналов есть обязательное требование: после самой статьи обязательно должны быть сформулированы выводы, не более 5-6 пунктов.

          Мощно ! Прям таки подловил ! bully Только вот незадача то- Эти самые
          Цитата: Авиатор_
          не более 5-6 пунктов.
          ну которые
          Цитата: Авиатор_
          Очень хорошее требование.

          идут ПОСЛЕ
          Цитата: Авиатор_
          подачи материала.
          аккурат
          Цитата: Авиатор_
          после самой статьи

          А ни как не отдельно , аки автор в данном опусе выдал . Да и вообще ( О УЖАС!) если бы ,,тчательнее" читали Андрея , где ,,многа буков", то он выводы делает и ...даже их нумерует ! Смотрим пример именно выводов по фактам в источниках описанных
          1. «Кореец» уже находился вне опасности;

          2. 9-й отряд миноносцев (и, вероятно, еще и крейсера) расположились в непосредственной близости от «Варяга» и «Корейца».
          Ещё будем про
          Цитата: Авиатор_
          Вы эти редакции тоже будете обвинять в клиповом мышлении?

          Ну и про
          Цитата: Авиатор_
          моветон,
          в части
          Цитата: Авиатор_
          Ну, не стоило бы Вам тут на личности переходить,

          А собственно после
          Цитата: Авиатор_
          По факту изложения спорных моментов поставил плюс статье.
          и
          Цитата: Авиатор_
          Андрей из Челябинска пишет хорошо, но уж слишком многословно. Не Чехов, а Лев Толстой. "Многа букав".

          В ВАШЕМ коммменте прочитав,прикажете к марсиянам обращаться ?? wassat Или Вы сие под пытками писали , ну или под гипнозом тех же марсиян ?Если таки -да , то будем за Вас бороться всем миром , во всём мире здесь и на каждом километре .Так что примите всё таки совет, ну если тема реально интересует - потратьте время и не отвлекаясь прочитайте его ,,многа буков" без отрыва и скачков по сайтам . Тогда будет что конкретно по теме и обсуждать , если найдёте эти ,,спорные моменты".
          1. +2
            19 августа 2018 19:10
            Не вижу смысла в дальнейшем общении. Успехов в боевой и политической подготовке.
  9. +3
    19 августа 2018 10:14
    Руднев прекрасно понимал, что останься он в порту, порт бы покинули все иностранные корабли и крейсер ждала бесславная гибель. Перекрыв фарватер, он бы получил международный скандал и обвинение в трусости, в том, что он прячется за спинами европейских государств. О боеспособности крейсера, его техническом состоянии и выучке артиллеристов он тоже имел реальное представление. Поэтому принял самое верное решение - выйти, изобразить бой и самоликвидироваться с наименьшими потерями.
    1. -2
      19 августа 2018 10:43
      А кто мешал Рудневу в случае выхода стационеров выходить вместе с ними?
      1. +2
        19 августа 2018 11:25
        Куда выходить? И что потом? Смешная и бесполезная хитрость. Ну и потом понятия чести для Руднева были не пустым словом.
        1. -2
          19 августа 2018 12:21
          В чем честь то? Бездарно утопить свои корабли?!! Ведь современники которые знали ситуацию на много лучше осуждали Руднева именно за то что он повел себя пассивно и ничего умнее как обозначить видимость попытки прорыва и затопил крейсер. Гг особенно достовляет что подвигом решили считать только после того как об бое написали иностранные газеты!!!))))
          1. +1
            19 августа 2018 14:58
            В очередной раз соглашусь с Некстом!
            Воинское искусство учит побеждать, а не умирать

            Не помню о ком говорил А.В.Суворов, но суть в следущем.

            - Этому не бывать генералом.
            - Алексанр Васильевич, за что Вы так судите.
            - Бумажки и инструкции ум застлали.
            - Так воля Вашего сиятельства....
            - Смекалка, натиск, победа. Если первого не дано, второе неуспеет, третьему не бывать!

            Может где-то ошибся писал по памяти.
            С уважением, Котище!
      2. avt
        +1
        19 августа 2018 14:39
        Цитата: Nehist
        А кто мешал Рудневу в случае выхода стационеров выходить вместе с ними?

        Ну так ищите и обрящете ., что собственно командир ,,Таэлбота" как старший на рейде ему на это ответил .
    2. avt
      +2
      19 августа 2018 14:43
      Цитата: Силуэт
      Руднев прекрасно понимал, что останься он в порту, порт бы покинули все иностранные корабли и крейсер ждала бесславная гибель.

      Вообще то ему это официально заявил старший на рейде Бейли кажись - уйдём и разбирайся сам в гавани, ну естесссно протест выразим, или вали на пару с ,,Корейцем",а ,,Сунгари" оставь.
    3. +2
      19 августа 2018 15:48
      Не следует отождествлять международное право в 1904 году с оным в 2014 году, проводя аналогию с Украиной. Офицер российского флота прежде всего должен беспокоиться об интересах России и безопасности вверенных ему кораблей и людей. А у стационеров других стран есть свои командиры, которые, во-первых Рудневу были не указ, а во-вторых должны были сами решать как им поступить в сложившейся ситуации, каждый по-своему.
      1. +1
        19 августа 2018 21:22
        Цитата: Олег Фудин
        Офицер российского флота прежде всего должен беспокоиться об интересах России и безопасности вверенных ему кораблей и людей.

        К сожалению, в те годы верхушку РИ, к которой можно отнести и офицеров флота, больше волновало, что скажут в Лондоне и Париже.
  10. PPD
    +6
    19 августа 2018 10:52
    Конечно не к Рудневу-но держать крейсер с канонеркой накануне войны с почти 100% вероятностью их потерять-запредельная глупость.Думать заранее надо. Если генштабу, наместнику, послу это в голову не приходит-то кто им доктор. Деньги, Жизни-ерунда-главное статус соблюсти.
    Хорошо посол невысокий оказался-а то что броненосец пришлось бы посылать?
    Теперь о уводе кораблей из порта.
    Вы это всерьёз? Простой капитан-послать всё начальство и уйти куда захочу?
    А если б ошибся-жизнь на каторге заканчивал бы.
    Это всё чистейшее постзнание.
    Теперь об Уриу.
    Откуда вообще взялось, что он ну точно не осуществил свои угрозы бы? Лично Уриу сказал? За чашкой сакэ? Руднев не вышел-домой в Японию поплёлся бы? Да нет, конечно!
    Англичанин непредвзятая сторона? Хм!!
    Было, кстати, даже моделирование этой ситуации. И выходило, что даже одно попадание-запредельный результат.
    Кстати, он лично все корабли излазил, англичанин? Допросил всех матросов?
    --В глаза смотреть, сволочь-повторяю вопрос-на какой минуте и куда Варяг залепил в твою Чиоду?- wassat
    1. +1
      19 августа 2018 15:02
      Как-то мы привыкли в последние годы поливать себя грязью и посыпать голову пеплом! Возможно имеет смысл отвыкать от подобной порочной практики?
      С уважением, Котище!
      1. PPD
        +3
        19 августа 2018 21:46
        Полностью согласен. Разговоры о трусости Руднева просто достали уже.
        1. +1
          20 августа 2018 08:56
          О трусости Руднева ни кто и не говорит! Тут больше обсуждают его компетентность как командира корабля. Даже по отзывам современников Руднев к своим обязанностям относился спустя рукава по сравнению с тем же самым Бэром первым командиром Варяга.
    2. +2
      19 августа 2018 17:53
      Уриу сказал. Он готовил ночную атаку миноносцев в порт.
      1. +1
        19 августа 2018 21:24
        Цитата: Avior
        Уриу сказал. Он готовил ночную атаку миноносцев в порт.

        Ночью, в порту ??? Удачи ему. Они бы перетопили бы там все.
        1. +1
          19 августа 2018 21:46
          не думаю, другие ушли бы или сместились.
          но если и так, то Рудневу это наруку было
      2. PPD
        0
        19 августа 2018 21:51
        А если не помогло бы-ещё варианты держал в запасе наверняка.
        У наших здесь единственно, что верно было-лозунг висящий на стенках-"выхода нет".
        Переводя ситуацию по аналогии-выходите вы с супругой, а навстречу 15 человек с нехорошими намерениями-ну ищите выходы. Критики могут попробовать сами показать как надо было действовать.
        1. +1
          19 августа 2018 22:21
          я бы не выходил в такой ситуации, а остановился на входе, так, чтобы противники не могли напасть меня вместе.
          что и Руднев должен был сделать
    3. +1
      19 августа 2018 21:53
      то что в японцев не попали, известно из сравнения расстояний в записях сторон.
      Японские с русскими сильно расходились, но японцы-то точно попали
  11. -2
    19 августа 2018 14:50
    А что, уже все части уже закончились? Как же так, я думал будет больше. Через годик-другой открываешь страницу - а там, к примеру, аж часть 55, сериал, однако. Можно открыть рубрику - сериалы.
  12. -1
    19 августа 2018 15:09
    Был конечно гораздо более выигрышный вариант: принять бой на рейде, развернув «Варяг» поперек рейда и перекрыв вход на него. Японская эскадра могла бы идти к рейду только двумя колоннами, и бой бы могли вести только два головных корабля, и то только носовыми орудиями. В этом случае «Варяг» мог вести огонь всем бортом, а «Кореец» своими носовыми 203-мм орудиями. Таким образом, преимущество в артиллерии переходило уже к русским кораблям.

    допустим Варяг бортом перекрыл рейд. какова реакция других стационеров? зачем японцам щемиться на запертый рейд не утопив Варяга? достаточно издалека нанести подводные пробоины и все. ремонтировать негде и некогда. как собственно при выходе и произошло. про превосходство в артиллерии тоже не так.
    1. -2
      19 августа 2018 17:56
      Если бы японцы утопили Варяга на фарватере (или он кого-то из японцев), их десант оказался бы отрезан.
      Все претензии к японцам.
      Уриу этого делать не собирался, харакири в его планы не входило.
    2. -1
      19 августа 2018 18:49
      там узкий вход, Варягу легко было стать на траверзе и пристреляться, японцы бы не рискнули
      1. +1
        19 августа 2018 19:36
        Сравните дальность шестидюймовок Канэ и восьмидюймовок Армстронга.
        1. 0
          19 августа 2018 21:49
          в том и дело, что в этом случае Руднев диктовал бы условия боя, выдвинувшись к входу в нужный момент, или расположившись на траверзе японских кораблей в момент входа в порт, не давая им задействовать все силы.
          да японцы бы на это не пошли, им от этого только проблемы, проще было выпустить русских и освободить путь к своему десанту
          1. +2
            20 августа 2018 09:41
            в том и дело, что в этом случае Руднев диктовал бы условия боя

            Не имея преимущества в дальности стрельбы и скорости? Оригинальненько!
            да японцы бы на это не пошли, им от этого только проблемы, проще было выпустить русских и освободить путь к своему десанту

            К началу боя, они десант уже сутки как высадили.
  13. +2
    19 августа 2018 18:18
    1. Немного странно видеть отзыв на еще не опубликованный цикл.
    2. Название для цикла, конечно, явно не соответствует его содержанию, все истомились уже:) Цикл хороший, только вот от названия ждали другого.
    3. Первые восемь частей фактически никак не связаны с 9 и 10 (если конечно, в десятой речь пойдет о самом бое, вынесенном в заголовок.:)
    4. Безыинициативность Руднева очевидна в случае с Корейцем.
    5. Руднев не должен был выходить из порта, так как положениеего в порту было намного выгоднее положения на фарватере.
    Расположившись у входа в порт, Корейцу и Варягу пришлось бы иметь дело с одним, максимум двумя японскими кораблями, причем, в случае затопления любого из российских или японских кораблей на фарватере, порт с японским десантом, а возможно и европейскими кораблями, был бы отрезан и Япония получила бы дипломатический скандал (несерьезно выглядят рассуждения, что проход был шире размеров Варяга, корабли под стеночкой не протискиваются). Уриу, конечно, и не собирался этого делать, речь шла об ночной атаке миноносцев на порт, и в этом случае у Руднева все шансы были- Уриу не мог вести осаду долго.
    Кроме того, через строчку читаешь по поводу того что Руднев не сделал того, не сделал этого, оправдание Рудневу- у не не было приказа.
    А вот на выход из порта , кстати, у него от кого-то, кроме японцев, приказ был?
    У Мельникова, например, об этом не написано.
    Решение Руднева идти на прорыв на фоне того что он сам определил скорость корабля в 13 узлов, выглядит откровенной отмазкой, имитацией попытки- ну не же он был, пытаясь прорваться на 13 узлах?
    1. +2
      19 августа 2018 19:35
      1) Поддерживаю
      2)Это еще пуркуа?
      3)Коллега, этому спору (герой Руднев или нет) больше лет, чем нам с вами. Аргументов и контраргументов накопилось столько, что в одной статье не уместить, а пропустишь, возникнет срач в обсуждениях. (Он и так возникнет, но лучше в статье осветить максимальное количество нюансов).
      4) С чего бы это?
      5) Это вы почему так решили?
      несерьезно выглядят рассуждения, что проход был шире размеров Варяга, корабли под стеночкой не протискиваются

      Несерьезно выглядят ваши попытки натянуть сову на глобус. Длинна "Варяга" - 129 метров. Ширина фарватера в самой узкой части более километра. О какой "стеночке" вы толкуете?
      1. 0
        19 августа 2018 21:43
        и как по вашему, почему на таком широченном проспекте ограничение скорости в 15 км/ч было?
        У моряков другие представления о ширине проходов, чем у автомобилистов.
        А касается случая с Корейцем, так Руднев не сделал ничего от слова совсем, хотя изначально знал о подходе японской эскадры.
        Хотя бы с бочки снялся, пары развел и передвинулся к входу в порт, например. хоть какую-то деятельность проявил.
        1. 0
          20 августа 2018 09:53
          и как по вашему, почему на таком широченном проспекте ограничение скорости в 15 км/ч было?

          Потому что на нем,
          а) течения, меняющие направление и силу в течении суток.
          б) много хаотично расположенных мелей.
          в) эхолтов и джи-пи-эс еще не изобрели.
          тем не менее, задача загородить километровый проход 130 метровым корпусом корабля не решаема в принципе. Просто появится еще одна банка, которую даже обвеховывать не надо, потому что будут торчать мачты.
          У моряков другие представления о ширине проходов, чем у автомобилистов.

          Вы это мне рассказываете? lol
          Ширина входа на внутренний рейд Порт-Артура около 300 метров. В "Ковш" 80 метров, ничего справлялись.
          Хотя бы с бочки снялся, пары развел и передвинулся к входу в порт, например. хоть какую-то деятельность проявил.

          Еще можно было залезть на мачту и показать японцам фак yes
          1. 0
            21 августа 2018 19:28
            Цитата: Старший матрос
            Ширина входа на внутренний рейд Порт-Артура около 300 метров. В "Ковш" 80 метров, ничего справлялись.

            Можно ещё питерский Морской Канал вспомнить, по которому паромы своим ходом шастают smile :
  14. +1
    25 августа 2018 23:25
    Цитата: Старший матрос
    Еще можно было залезть на мачту и показать японцам фак


    Уже показали. Цусима и полный разгром.