Ту-22М3М: зачем России старый новый бомбардировщик?

Back in the U.S.S.R.

Одно название машины — Ту-22 — может поставить в тупик человека, не сильно интересующегося авиацией. Давать разным боевых машинам похожие индексы вообще стало «хорошей традицией» отечественного авиастроя. Напомним, самый первый Ту-22 впервые поднялся в небо в 1958 году. Назвать этот самолет удачным сложно. Во время эксплуатации проявились серьезные недостатки самолета: на больших сверхзвуковых скоростях из-за воздушных возмущений, вызванных неудачным размещением двигателей над хвостовым оперением, машина становилась трудноуправляемой. За доведение самолета до ума летчики платили своими жизнями. Статистика говорит сама за себя: из 300 построенных машин 70 было потеряно.




Построенный с учетом бесценного опыта самолет Ту-22М — по сути, совсем другая машина, которую даже издалека сложно спутать с более ранней версией. Бомбардировщик получил среднерасположенное крыло изменяемой стреловидности, воздухозаборники по бортам фюзеляжа и двигатели в хвостовой его части (как у перехватчика Ту-128). Следующая важная веха в развитии машины — рождение в 70-е годы модификации Ту-22М3. Самолет, как мы знаем, получил более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25, а также ряд других существенных улучшений, которые касались, в основном, БРЭО. Крылатая ракета Х-22 и аэробаллистическая Х-15, в принципе, обеспечивали самолету возможность поражать наземные/морские цели, не входя в зону действия ПВО. Однако даже в годы холодной войны атака американской авианосной ударной группы была, можно сказать, «билетом в один конец». Палубная авиация США, имевшая в своем распоряжении перехватчики F-14, едва ли позволила бы советским самолетам вернуться обратно. С другой стороны, при масштабном конфликте США и СССР это уже все равно не имело бы большого значения: возвращаться было бы банально некуда.

Воскрешение самолета

По состоянию на 2017 год у России было примерно 60 бомбардировщиков Ту-22М3. После распада СССР часть самолетов осталась на территории Украины и Беларуси, однако затем эти страны отказались от эксплуатации данных машин. Совершенно очевидно, что разработанный в 70-е годы самолет устарел почти безнадежно, что очевидно, прежде всего, при рассмотрении его авионики. Еще в 80-е машину хотели модернизировать до уровня Ту-22М4, однако в начале 90-х работы свернули.

В 2000-е появилась весьма странная идея заменить Ту-22М3 на фронтовые бомбардировщики Су-34, которые только начинали поступать в войска. Абсурдность концепции становится очевидной, если сравнить боевой радиус и нагрузку крылатых машин. Су-34 — вполне достойная альтернатива Су-24М, но дальний бомбардировщик сделать из него не получится, как не получится сделать таковой из Су-35С или Су-30СМ, использующих ту же самую основу, что и Су-34.



Более реальная альтернатива — это ПАК ДА, который сейчас видят и как бомбардировщик, и как разведчик, и даже частично как тяжелый истребитель (предполагается, что он будет нести ракеты класса «воздух-воздух»). Однако будущая «невидимка» рискует стать долгостроем, ведь, по сути, она представляет собой сложнейший боевой авиационный комплекс во всей истории СССР/России. А также еще и потенциально самый дорогой. Поэтому озвученный срок первого полета (ранее указывали середину 2020-х) можно назвать «оптимистичным». Выходом из ситуации видят модернизацию Ту-160 до уровня Ту-160М2, Ту-95МС до уровня Ту-95МСМ и Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.

Экономика и экономия

То, как в идеале нужно проводить модернизацию старых бомбардировщиков давно показали США. Их B-52H и B-1B получили, в частности, новейшие прицельные комплексы Sniper Advanced Targeting Pod, а также возможность применять «умные» и относительно недорогие бомбы, использующие комплекты JDAM. Сама модернизация стоила не дешево, однако самолеты смогли успешно переквалифицироваться из оружия судного дня в борцов с террором. Ну, или с любым противником США из числа стран третьего мира, не имеющих серьезной ПВО.



Судя по всему, Ту-22М3М похвастаться такими возможностями не может, хотя его основное назначение лежит в несколько иной плоскости. Применение самолета в качестве носителя обычных неуправляемых бомб можно считать анахронизмом. Достигнутый за счет этого эффект будет мал, а вот шансы потерять самолет значительно возрастают, если проводить аналогию с запусками ракет из зоны, находящейся вне зоны действия вражеской ПВО. В этой связи показательна потеря бомбардировщика Ту-22М3 в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии 10 августа 2008 года.

Поэтому, как мы уже отметили, главной задачей для Ту-22М3М видится борьба с авианосными ударными группами и поражение особо важных целей на земле за счет крылатых ракет. Для этого машину снабдили новым комплексом вооружения, включающим современные средства связи и навигации, современными средствами радиоэлектронной борьбы и высокоточными крылатыми ракетами класса Х-32 с дальностью пуска до 1000 км и скоростью 4-5,4 тысячи километров в час. Саму ракету можно рассматривать как основную, самую важную инновацию Ту-22М3М. Увы, новую «длинную руку» бомбардировщика сложно считать «новой» в привычном смысле этого слова. По сути, перед нами осовремененная версия ракеты Х-22, которую разработали еще в 60-е. Продемонстрированные во время испытаний образцы не имеют признаков снижения радиолокационной заметности, что, конечно, уменьшает шансы на поражение цели в условиях интенсивного противодействия ПВО. А ведь другие новые российские ракеты — Х-101 и Х-59МК2 — имеют довольно заметные признаки технологии стелс, хотя и сложно сказать, насколько это помогает на практике.

Еще один вариант вооружения для Ту-22М3М — применение аэробаллистической ракеты «Кинжал», которую также иногда называют «гиперзвуковой ракетой». Дальность применения этого изделия в составе ракетоносца-бомбардировщика оценивают в три тысячи километров, что, безусловно, является солидным показателем. С другой стороны, заявления о революционности самой разработки далеки от реальности. Концептуально «Кинжал» ближе к советской Х-15, чем, к перспективной гиперзвуковой Boeing X-51, имеющей прямоточный гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель, позволяющей поддерживать огромную скорость на всем участке полета (что, впрочем, не решает проблем с наведением ракеты на гиперзвуковой скорости).



Из условно положительных моментов — унификация бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М с аналогичными системами стратегического ракетоносца Ту-160М. С учетом тенденций, которые мы видим в ВВС РФ (недавно опять заговорили о закупке МиГ-35 в довесок к самым разным «Сушкам») любая унификация это хорошо, хотя уровня развитых стран Запад здесь тоже едва ли получится достичь: судя по всему такой задачи даже не ставили.

В целом, модификация Ту-22М3М хорошо отображает свойственный современной России экономный подход к новому оружию. Бомбардировщик является своего рода крылатым «побратимом» основного боевого танка Т-72Б3, который тоже стал компромиссным в плане соотношения цена/качество. Всего, кстати, до 2020 года планируется модернизировать на Казанском авиационном заводе до 30 Ту-22М3 до нового уровня. По аналогии с истребителем Су-27СМ можно предположить, что в дальнейшем оставшуюся часть машин также ожидает модернизация. А в обозримом будущем может появиться какой-нибудь Ту-22М3М2 или Ту-22М3М3, рассчитанный, в том числе, под «Кинжалы» или новые управляемые бомбы.
Автор:
Илья Легат
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти