Женщины на войне

42
В этой статье мы попробуем рассказать о девушках-воинах и женщинах-солдатах, сведения о которых с завидной частотой всплывают в исторических источниках разных стран, вызывая чаще чувство недоумения, но порой – и неподдельного восхищения. Мы не будем говорить о вынужденном исполнении воинского долга: понятно, что при осадах городов, рано или поздно, женщины вставали на стены с оружием в руках, заменяя погибших мужчин. И не будем говорить о женщинах, чьи военные подвиги были лишь эпизодом в истории государств, в которых они появлялись. Среди этих женщин были героини поистине эпического масштаба, как Жанна д'Арк. Были – авантюристки, словно сошедшие со страниц авантюрных романов: например, Ченг Ай Сяо, которая после смерти мужа в 1807 г. возглавила пиратскую флотилию из нескольких сотен кораблей, или жившая в XVI веке Грейс О'Мэлли, у которой под командованием было 20 пиратских кораблей. А были – персонажи водевилей, вроде небезызвестной кавалерист-девицы Н.Дуровой, которая (по ее собственному признанию) за все годы военной службы убила живое существо лишь один-единственный раз, и этой несчастной жертвой стал ни в чем неповинный гусь. Чем еще полезным занималась эта особа в свободное от убийства гуся время своей службы в армии, и какую пользу принес стране этот маскарад, остается только догадываться. Нет, мы поговорим о женщинах, которые избрали военное ремесло добровольно и осознанно, и в боях участвовали в составе чисто женских военных соединений. И начать эту статью нам, конечно, придется с рассказа об амазонках. Хотя бы потому, что след, оставленный ими в искусстве и в мировой культуре, слишком велик и значителен, чтобы можно было позволить себе его игнорировать.


Иоганн Георг Платцер, «Битва амазонок»




Легендам об амазонках уже много тысяч лет. Большинство ученых относятся к рассказам о них скептически, лишь отдельные исследователи считают, что в них нашли отражение воспоминание о периоде матриархата. И совсем уже мало энтузиастов, которые уверены в том, что состоящие из одних только женщин неустойчивые племенные образования на короткий срок все же возникали в разных частях света, породив дошедшие до нашего времени легенды о прекрасных воительницах. Более обоснованным следует признать мнение, что в своей истории греки, действительно, сталкивались с племенами, в которых женщины воевали наравне с мужчинами.

Женщины на войне

Франц фон Штук, «Амазонка и Кентавр», 1901 г.


Согласно наиболее распространенной версии, название амазонок произошло от греческой фразы a mazos (безгрудая). Это предположение опирается на легенду, согласно которой каждая воительница выжигала или вырезала себе правую грудь, которая, якобы, мешала натягивать тетиву лука. Однако происхождение этой легенды позднее и к древней Элладе, граждане которой считали амазонок совершенно реальными обитателями побережья Черного моря (Понта Эвксинского), данная версия, вероятно, не имеет никакого отношения: греческие художники никогда не изображали безгрудых амазонок. Поэтому сторонниками греческого происхождения данного слова было предложено трактовать частицу «A» в данной фразе не как отрицательную, а как усилительную. Получается «полногрудая». Сторонники третьей версии обратили внимание на то, что воинственные девы часто упоминаются в тесной связи с культом девственной богини Артемиды и предложили считать первоосновой другую греческую фразу: a mas so – «недотрагивающаяся» (до мужчин). Многим историкам убедительной кажется четвертая версия прозвища дев-воительниц, согласно которой оно происходит от иранского слова Hamazan – «воины». В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что, согласно всем источникам, амазонки жили на территории кочевых племен, да и сами сражались исключительно на лошадях, используя скифское оружие: небольшие копья, луки и топоры с двойным лезвием (сагарисы). На ранних изображениях амазонки предстают в одежде греческого стиля.


Амазонка, изображение на килике


Однако на более поздних рисунках они одеты на персидский манер и носят облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор – «кидарис».



Самой известной амазонкой греческой мифологии является Ипполита, у которой Геракл похитил волшебный пояс (9 подвиг).



Геракл сражается с амазонкой, чернофигурная гидрия


Помимо Геракла, сражаться с амазонками доводилось также победителю Химеры и укротителю Пегаса Беллерофонту и знаменитому Тесею. В последнем случае дело дошло до осады Афин, которая породила отдельный и весьма популярный жанр древнегреческого искусства – «амазономахию», то есть изображение битвы афинян с амазонками.


Амазономахия, древнеримский саркофаг


Сведения об амазонках можно найти и в более серьезных источниках. Так, в своей «Истории» Геродот называет столицей государства амазонок город Фемискиру у реки Фермодон (современная Турция).


Геродот называл столицей амазонок город Фемискиру на территории современной Турции


Женщины-воительницы в его трудах названы «андроктонами» («убийцами мужчин»), потомками скифов и амазонок данный историк считает сарматов. Согласно другим источникам, амазонки первоначально жили на берегах Меотийского озера (Азовское море), откуда они пришли в Малую Азию, основав города Эфес, Смирна (современный Измир), Синоп, Пафос. Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки жили у реки Танаис (Дон), получившей свое название по имени погибшего в ней сына Амазонки Лисиппы.


Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили у реки Танаис


Впрочем, данное свидетельство вступает в противоречие с рассказом Страбона о том, что общавшиеся с мужчинами лишь один раз в год амазонки оставляли у себя на воспитание только девочек. Мальчиков же они, по одной версии, отправляли к отцам, по другой – убивали.
Менее значимым может показаться рассказ Гомера об участии амазонок («антианейры» – «те, кто сражается как мужчины») в Троянской войне на стороне противников греков. Однако следует помнить, что в Древней Элладе никогда не сомневались в историчности как Гомера, так и описанных им событий. Читатели верили каждому слову его произведений, любой факт, попавший на страницы "Илиады" или "Одиссеи", считался историческим. Знаменитый историк Геродот утверждал, что Гомер жил за 400 лет до его собственного времени (которым можно считать середину V в. до Н. Э.), а Троянская война происходила за 400 лет до Гомера. А другой великий историк, современник Геродота Фукидид три главы своего фундаментального труда посвятил сравнению Троянской войны с Пелопонесской. Интересно, что в конце ХХ – начале ХХI в.в. на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения. Рядом с останками тел были обнаружены луки, колчаны, кинжалы, а в черепе одной из погибших торчал наконечник стрелы. Примерно в это же время похожие захоронения были найдены и в Тамани.

В более позднее время амазонки появляются в лагере Александра Македонского: к великому завоевателю с мирным визитом прибыла царица Талестрис во главе 300 своих соплеменниц. Многие исследователи считают данный визит тщательно срежиссированным представлением, целью которого было произвести впечатление на перешедших на службу к Александру персидских сатрапов и вождей, покоренных им племен. Римскому полководцу Гнею Помпею повезло меньше, поскольку во время одного из походов амазонки, якобы, сражались на стороне его врагов. Большинство историков, опять-таки, не доверяют словам Помпея, утверждая, что, упоминая об амазонках, он стремился повысить свой статус и придать обычному походу поистине эпический размах.


Гней Помпей, бюст


Вновь с амазонками римляне встретились уже не в Азии, а в Европе. Таковыми оказались вполне реальные женщины кельтских племен, которые принимали участие в битвах наравне с мужчинами (в Ирландии этот обычай сохранялся до 697 г.). Тацит утверждал, что в войске королевы племени иценов, возглавившей антиримское восстание в Британии в 60 г. до н.э., женщин было больше, чем мужчин. А в скандинавских странах существовал обычай, согласно которому не обремененная семьей женщина могла стать «девой с щитом». Датский историк Саксон Грамматик сообщает, что в битве при Бравелире (около 750 г.) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне датчан сражалось 300 «дев с щитом». Причем «щиты у них были небольшие, а мечи – длинные».


Саксон Грамматик, сообщивший о «девах с щитами» в войске датчан


Позже с «амазонками» довелось встретиться Христофору Колумбу, который назвал открытые им острова Виргинскими из-за толпы воинственных женщин, атаковавших его корабли. Красочное описание столкновения с вооруженными женщинами одного из индейских племен дорого стоило испанскому конкистадору Франциско Орельяне: великая река, которую он назвал своим именем, современниками была переименована в Амазонку.


Франсиско де Орельяна, опрометчиво сообщивший о своей встрече с «амазонками»


Легенда об амазонках Южной Америки долгое время будоражила воображение европейцев. И в XIX веке французу Крево, казалось, повезло: в джунглях он нашел деревню, где жили только женщины. Находка не оправдала его ожиданий: оказалось, что, согласно обычаям данного племени, в этой деревне обитали отвергнутые мужьями жены.

Забавная история произошла в России в годы правления Екатерины II. Рассказывая о заселении Крыма греками, Потемкин чересчур увлекся и, повествуя о храбрости новых колонистов, договорился до того, что их жены, якобы, наравне с мужчинами, принимают участие в войне с турками. Заинтригованная императрица пожелала увидеть этих героических женщин. В результате командиру Балаклавского полка Чапони было приказано составить «амазонскую роту из благородных жён и дочерей балаклавских греков, в числе ста особ». Командовать ей была назначена жена одного из офицеров этого полка Елена Шиляндская, которой было присвоено звание капитана.

Давайте остановимся на минуту, чтобы осознать этот поразительный факт: «потемкинская амазонка» Елена Шиляндская стала первой в российской армии женщиной-офицером!

Несколько месяцев «амазонки» обучались верховой езде и основам военного дела. Наконец, в мае 1787 года, они были выведены для встречи, путешествующей в Крым Екатерины II и сопровождающего её австрийского императора Иосифа II. Их военная форма была изысканной и невероятно стильной: бархатная бордовая юбка с золотой бахромой, зеленая куртка, также обшитая золотом и белый тюрбан со страусовым пером. Успех этого маскарада превзошел все ожидания, но больше всех был впечатлен Иосиф II, который неожиданно поцеловал Шиляндскую в губы, и этот поступок глубоко возмутил изображающих амазонок добропорядочных офицерских дочерей и жен, что, впрочем, вполне укладывалось в рамки легенды. «Смирно! Чего испугались? Ведь вы видите, что император не отнял у меня губ и не оставил мне своих», – такими словами, по свидетельству очевидцев, навела порядок среди своих подчиненных Шиляндская.


Император Иосиф II, возмутивший своим безнравственным поступком целомудренных «амазонок» князя Потемкина


После отъезда императрицы «рота амазонок» была расформирована. Шиляндская дожила до 95 лет и, поскольку она числилась офицером в отставке, похоронена была в Симферополе с воинскими почестями.

Последние амазонки жили, вероятно, в Африке на территории современного Бенина. «Короли» Дагомеи считались живыми божествами, «Абомейскими львами», «Братьями леопарда». Для того, чтобы предотвратить проникновение в Дагомею европейцев, в стране сознательно не прокладывались дороги и не строились речные каналы. Вы уже вспомнили о фильме «Черная пантера»? Увы, никаких продвинутых технологий в Дагомее не было, а вот культ различных духов был, именно он стал основой культа Вуду в Гаити. В XVII веке третий правитель Дагомеи Ахо Хоегбаджа создал мощную армию, благодаря которой сумел захватить соседние королевства и создать государство, просуществовавшее до конца XIX века. Ядром этой армии были женские военные части. Сами себя эти женщины называли N'Nonmiton – «наши матери».


N'Nonmiton


Британский исследователь Ричард Бартон, который увидел «чёрных амазонок» в 1863 г., сообщал: «У этих женщин настолько хорошо развиты скелет и мышцы, что только по наличию груди можно определить пол». Предполагают, что один из вождей в качестве телохранительниц взял к себе группу «гбето» – охотниц на слонов. Будучи впечатлен их высокими боевыми качествами, позже он создал женские отряды и в полевой армии. Девушек в N'Nonmiton набирали (и сразу же давали им оружие) начиная с восьми лет, вооружены они вначале были копьями, ножами для ближнего боя и длинными лезвиями на древке, а затем ещё и мушкетами. Более того, в конце XIX века король Беханзин закупил в Германии пушки и сформировал отряд женщин-артиллеристов. Считалось, что N'Nonmiton состоят в браке с королем, но, как правило, оставались девственницами.


Дагомейская амазонка


Статус N'Nonmiton был очень высок – у каждой из них были личные рабы, в том числе евнухи из пленников. В начале XIX века численность женщин в армии достигала 6 000 человек. В 1890 г. после долгих и кровопролитных боев французский Иностранный легион завоевал Дагомею, большинство «чёрных амазонок» погибло в боях, остальные были распущены по домам. Последняя из N'Nonmiton умерла в 1979 г. В современном Бенине о N'Nonmiton ещё помнят: во время праздников женщины наряжаются в одежду воинов и исполняют ритуальный танец, имитирующий сражение.

Попытки создать отдельные женские военные части предпринимались и во время I Мировой войны, причем в России. Всего было создано 6 женских боевых соединений: 1-й Петроградский женский Батальон смерти, 2-й Московский женский Батальон смерти, 3-й Кубанский женский ударный батальон; Морская женская команда; Кавалерийский 1-й Петроградский батальон Женского Военного Союза, Минская отдельная караульная дружина. На фронт успели отправить Петроградский, Московский и Кубанский батальоны. Наибольшую известность получил первый из них – под руководством М.Л. Бочкаревой. Основная масса солдат на фронте восприняла появление этих соединений, мягко говоря, отрицательно. Фронтовики называли «ударниц» проститутками, а Советы солдатских депутатов потребовали расформировать батальоны, как «абсолютно непригодные для несения военной службы».

«Не место женщине на полях смерти, где царит ужас, где кровь, грязь и лишения, где ожесточаются сердца и страшно грубеют нравы. Есть много путей общественного и государственного служения, гораздо более соответствующих призванию женщины», – это мнение А.И.Деникина.

Мужская военная форма очень плохо сидела на этих женщинах, и на сохранившихся фотографиях выглядят они весьма нелепо и даже карикатурно.


«Ударницы» Петроградского женского «Батальона смерти»


Тем не менее, 9 июля 1917 г. батальон Бочкаревой вступил в бой под Сморгонью. После первой же атаки он потерял треть личного состава, а сама Бочкарева была тяжело контужена. Тягостное впечатление, которое произвела на всех эта безумная атака и, особенно, огромное количество разом убитых и раненых молодых женщин привели к тому, что новый верховный главнокомандующий Л.Г. Корнилов запретил создание новых женских боевых соединений. Уже созданные части предписывалось использовать только на вспомогательных участках: охранные функции, связь, санитарные организации. После этого подавляющее большинство разочарованных женщин покинуло армейскую службу. Оставшиеся были соединены в «Петроградский женский батальон», одна из рот которого была использована для охраны Зимнего дворца.

Самое неприятное состояло в том, что женщин обманули, вызвав батальон на Дворцовую площадь для участия в параде, а потом, когда обман вскрылся, попросили одну из рот остаться, якобы, для доставки бензина с завода Нобеля. По свидетельству очевидцев, осознавшие истинное положение дел «ударницы» не желали участвовать в этой авантюре, и хотели лишь одного – как можно быстрее выбраться из ловушки Зимнего дворца. Лишь 13 из них, которых в роте с презрением называли аристократками, изъявили желание защищать Временное правительство, но не были поддержаны остальными девушками. В 10 часов вечера 24 октября вся рота (137 человек) сложила оружие. По Петрограду поползли слухи о том, что с пленёнными доброволицами «обращались дурно», некоторых даже изнасиловали, в результате чего одна из них покончила жизнь самоубийством. Однако некая г-жа Тыркова, член кадетской фракции Петроградской Думы, назначенная в комиссию по расследованию возможных инцидентов, официально заявила: «Все эти девушки не только живы, не только не ранены, но и не подвергались тем ужасным оскорблениям, о которых мы слышали и читали». Слухи о самоубийстве одной из женщин подтвердились, но было выяснено, что оно было вызвано причинами личного характера.

В конце ноября этот батальон был распущен приказом Н.В. Крыленко. Однако выяснилось, что у бывших «ударниц» нет женской одежды, а военной формы они уже стеснялись, опасаясь насмешек, и потому отказывались возвращаться домой. Тогда из Смольного были доставлены платья, оставшиеся от слушательниц Института благородных девиц, а также выделены деньги на дорогу (из кассы упраздненного «Комитета женского военного союза»).

Однако во время II Мировой войны женщины все же пришли на фронт, и этот опыт был гораздо более удачным. Наверное, потому, что в штыковые атаки женские «батальоны смерти» никто уже не посылал. В Великобритании все незамужние женщины в возрасте от 19 до 30 лет подлежали обязательному призыву на военную службу во вспомогательных женских корпусах. В женском вспомогательном территориальном корпусе они служили механиками и зенитчицами (198 000 человек).


Британские зенитчицы



Британский госпиталь после налета Люфтваффе


Именно в этом корпусе проходила службу Элизабет Александра Мэри Виндзор – будущая королева Великобритании Елизавета II.


1945 год: 18–летняя лейтенант Элизабет Александра Мэри Виндзор, механик–водитель санитарной машины Вспомогательной Территориальной службы


В Женской вспомогательной службе ВВС 182 000 женщин служили на должностях операторов радиостанций, механиков, фотографов и в составе групп аэростатного заграждения.


Фотограф британского самолета-разведчика


Пилоты женской службы ВВС перегоняли самолёты по безопасной территории.


Британки вспомогательной службы ВВС


Была организована также и Женская вспомогательная служба ВМС, женщины, служившие в ней, почему-то получили прозвище «девчушки-пичужки».

Если в Великобритании женщины все же участвовали непосредственно в боевых действиях (зенитчицы, группы аэростатного заграждения), то военнослужащие сформированного в США в 1942 г женского вспомогательного корпуса служили в армии на должностях, не связанных с военными действиями.

Но в других странах всё было гораздо серьёзней. Так, филиппинка Ньевес Фернандес, школьная учительница, лично уничтожила около 200 японцев на острове Лейто – она убила их особым тонким ножом.


Ньевес Фернандес показывает рядовому армии США Эндрю Лупибе, как она убивала японских солдат


В нашей стране прославились 46-й Гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова III степени женский полк, совершавший боевые вылеты на самолетах «По-2» и женские зенитные батареи, защищавшие воздушное пространство Москвы и других крупных городов.


Раиса Аронова


Летчик-истребитель Лидия Литвяк меньше чем за год совершила 170 боевых вылетов, уничтожив 12 самолетов противника лично и три в составе группы, 1 аэростат. 1 августа 1943 г. она погибла, не дожив до своего 22-го года рождения 17 дней.


Лидия Литвяк


Тысячи женщин участвовали в боевых действиях в составе партизанских отрядов, диверсионных и разведывательных групп. Людмила Павличенко стала самой результативной женщиной-снайпером – уничтожила 309 вражеских солдат.


Снайпер Людмила Павличенко


Снайперы 528-го стрелкового полка Поливанова М.С. (уничтожила 140 немцев) и Ковшова Н.В. (уничтожила 167 немцев) 14 августа 1942 года возле деревни Сутоки Парфинского района Новгородской области, расстреляв весь запас патронов, взорвали себя гранатами вместе с окружившими их солдатами противника.


Снайперы 528-го стрелкового полка Поливанова М.С. и Ковшова Н.В.


Но все эти примеры являются, скорее, исключением из правил: гораздо больше пользы на войне принесли скромные фронтовые медсестры и врачи полевых госпиталей. Признавая их заслуги, маршал Рокоссовский говорил: «Мы выиграли войну ранеными».


Светлана Нестерова, "Медсестричка"


И это кажется абсолютно справедливым. Потому что «у войны не женское лицо».
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 августа 2018 06:33
    Дурова, значит, ни кого не убила.Ага. А кого убила водитель санитарной машины Винздор?
    1. +5
      22 августа 2018 08:08
      Так она гусаром и не прикидывалась. И жалованье гусарского офицера не получала. Честно работала шофером санитарного автомобиля. И на большее не претендовала, хотя могли бы её каким-нибудь крестиком за участие в боевых действиях уважить, если бы попросила.
  2. +1
    22 августа 2018 08:36
    Явление, строго говоря, неправильное в силу ряда физиологических и психических особенностей. Массовая подготовка женских соединений и сколь-нибудь устойчивое поведение их в бою, не достижимы.

    школьная учительница, лично уничтожила около 200 японцев на острове Лейто – она убила их особым тонким ножом


    Я с трудом представляю, как она вообще могла это сделать, в бою это не получится. Резала захваченных? Но это уже похоже на какие-то серьезные психические проблемы.
    1. +6
      22 августа 2018 08:44
      Я думаю, что она была диверсанткой - уничтожала дозорных ночью, патрули. Либо убивала зазевавшихся и подвыпивших солдат на улицах и в борделях - любых, просто потому, что они были японскими солдатами. Но не пленных - это точно.
      1. +2
        22 августа 2018 09:12
        Убить ножом патруль из нескольких тренированных мужиков задача для таких же обученных мужиков. Бордели контролируются, на улице зарезать, ну так оккупанты быстро решат вопрос, любыми способами, вплоть до банального геноцида деревеньки, тем более что японцы зверье куда хуже гитлеровцев, у тех хотя бы местный гауптман мог быть нормальным человеком, а японцы другие народы за людей не считают и сейчас.

        Собственно при всех подвигах советских партизан, такими вещами, как "просто резать" никто не баловался, предпочитали действовать организованно, например, прийти ночью крупными силами и перебить роту. Опять же вопрос, если баба, которая, по идее, ничего опаснее кухонного ножа в руках не держала, геноцидила вражеских солдат, ну пусть хотя бы десятками, то что тогда могли учинить здоровые мужики? И где они вообще были?
    2. 0
      22 августа 2018 15:37
      Если судить по фотографии, она пленных убивала. Иначе я не представляю как японец допустит, чтобы его так убили
      1. 0
        24 августа 2018 12:33
        Не думаю, что женщина-палач стала бы национальной героиней Филиппин, таких, мягко говоря, стесняются. Вы обратили внимание, что у неё на плече какая-то винтовка? Раз Фернандес её носит, то стрелять точно умеет. Но пользуется именно ножом. Вывод: она мастер специальных операций, когда надо действовать без шума. Что касается фотографии - она не показательна, статичная, постановочная, оба позируют. Техника Фернандес, если судить все же по этой фотографии, должна быть следующей: внезапный резкий удар в лицо или лоб, чтобы голова запрокинулась назад с одновременным ударом ножом по шее.
    3. -4
      22 августа 2018 18:54
      Смешались в кучу амазонки и гусарки . . .
      Про амазонок написано как-то все напутано, такое впечатление, что автор изначально убежден в их вымышленности. А между тем у Геродота о них написано вполне себе конкретно со многими деталями.
      Жили они на южном берегу черного моря (современная Турция) и по легенде в одной из войн греки смогли их победить и посадили пленниц на два корабля для отправки в Грецию. Амазонки взбунтовались, перебили команду, но судами управлять не могли. Их корабли выбросило на северном побережье черного моря во владениях скифов. Далее Геродот живописно рассказывает историю "знакомства" молодых скифских юношей и амазонок, которые в результате создали племя сарматов, главенствовавшее над скифией.
      Кстати обратите внимание на само слово САРМАТЫ. Первую часть слова САР можно трактовать как "царь", "царские". МАТЫ это нынешее русско-укроинское "мать" и вообще женщина. То есть сарматы это "царские ( царствующие) женщины".
      Кстати сарматы действительно жили потом в приазовье и на нижнем дону. Многие путешественники второй половины первого тысечелетия отмечали, что местные женщины прекрасные наездницы и лучницы, а некоторые писали, что у женщин есть обряд инициации, чтобы выйти замуж они должны были привезти голову убитого врага.
  3. +3
    22 августа 2018 09:16
    Цитата: EvilLion
    Убить ножом патруль из нескольких тренированных мужиков задача для таких же обученных мужиков. Бордели контролируются, на улице зарезать, ну так оккупанты быстро решат вопрос, любыми способами, вплоть до банального геноцида деревеньки, тем более что японцы зверье куда хуже гитлеровцев, у тех хотя бы местный гауптман мог быть нормальным человеком, а японцы другие народы за людей не считают и сейчас.


    Но никто не отрицал "подвигов" Фернандес, их признали и японцы, которые очень щепетильны в таких вопросах, и достойных врагов уважают. Она жила после войны в статусе национальной героини.
    Кстати, почему Вы решили, что она действовала в какой-то деревне? Она была не одиночкой, а партизанкой, "работала" по всему весьма густонаселенному острову - сегодня японцы находят зарезанного солдата в одном месте, завтра - в другом. Что касается патрулей и дозорных: могла идти на задание не одна, а в составе диверсионной группы: одного часового она "сняла", второго и третьего - её напарники.
  4. BAI
    0
    22 августа 2018 09:18
    1. Большинство иллюстраций до 20 века посвящено мужчинам, хотя речь идет о женщинах.
    2. Если говорить о женщинах на войне, нельзя не вспомнить Донбасс.


    3. И гражданскую можно вспомнить.
    1. +4
      22 августа 2018 09:26
      Тема необъятная. Но я её попытался сузить, стараясь рассказывать только о чисто женских боевых соединениях. То есть, не женщины на войне вообще, но женские военные части, которые действуют относительно автономно.
      1. +5
        22 августа 2018 11:16
        Большое спасибо за рассказ! Нужно больше знать о наших, русских, советских женщинах-воинах.
        Про древние времена также имеются сведения. Получается --- Клеопатра VIII была верховным главнокомандующим! Значит, участвовала в военных парадах, проводила смотры войск, могла офицеров повышать или понижать в чине...Также другие Египетские фараоны-женщины: Хатшепсут, Нейтакерт и другие. Вспоминаю также кельтскую жрицу-королеву Боадикку, потрясает её мужество и достоинство
        1. 0
          22 августа 2018 15:42
          Про Боадикку несколько лет назад по ТВ было упоминание.
      2. 0
        22 августа 2018 13:54
        Цитата: ВлР
        Тема необъятная.....
        Посмотрел на Ваши пуликации, многие из которых, к сожалению, пропустил. Вижу, у Вас ----часто продолжения. Интересно, будет ли у этого рассказа? Тема большая и интересная.
        1. +2
          22 августа 2018 14:55
          Нет, по этой теме продолжение не планируется :)
          1. +2
            22 августа 2018 16:36
            А Вы внепланово напишите!

            Раз пришлось тему сузить, можно её расширить, или углубить.
            Да посетит Вас муза (муза-воительница?)!
            1. +2
              22 августа 2018 18:49
              Цитата: Рони
              Да посетит Вас муза (муза-воительница?)!

              Поддержу полностью! А наши сайтовские ВО историки помогли бы. Очень интересна и практически на мифах тема амазонок.
              Спасибо за статью!
    2. BAI
      +7
      22 августа 2018 11:52
      Убрали фото с Донбасса (не поймешь - то можно несколько фото, то нельзя)


      Но я её попытался сузить, стараясь рассказывать только о чисто женских боевых соединениях

      Но ведь Ньевес Фернандес - одиночка?
      И
      гораздо больше пользы на войне принесли скромные фронтовые медсестры и врачи полевых госпиталей.

      Ничего не имею против, но абсолютно пропущены телефонистки (связистки), регулировщицы.
      1. BAI
        +5
        22 августа 2018 12:03
        Но я её попытался сузить, стараясь рассказывать только о чисто женских боевых соединениях

        Т.к. больше одной фото не идет. Очень горько это признавать, но пришлось пойти и на это:

        Женский стрелковый батальон на марше в Ленинграде. Осень 1941 г.
        1. BAI
          +7
          22 августа 2018 12:06
          А мимо этих красавиц просто не смог пройти

          Девушки-снайперы 3-й ударной армии, 1-й Белорусский фронт. Германия. 04.05.1945 г.
          1. +6
            22 августа 2018 13:11
            наши девушки-военные - самые красивые
            а какие у тех, кто погибли, могли бы быть красивые дети !
            честь и слава русским женщинам-воинам, не зависимо от их национальности
      2. +6
        22 августа 2018 14:00
        Бабушка в составе 33 армии дошла до Берлина в прачечном отряде.
        И не только стирали, уносить с дорог погибших тоже в их задачи часто входило.
        1. +2
          22 августа 2018 19:12
          в фильме "Живые и мертвые " часть 2 "Солдатами не рождаются" в начале фильме (5:27) показан один из подвигов девушек из банного-прачечного подразделения, когда они, эти девушки, отмывали и выхаживали советских солдат , погибавших в концлагере.
          О значимости банно-прачечных подразделений сказано в Постановлении ГКО от 1942 года «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболева­ний в стране и Красной Армии». В том же месяце были сформированы 2 сотни полевых прачечных отрядов.

          Спасибо Вашей бабушке и ее подругам , от нас за наших дедов, прошедших ВОВ
  5. +7
    22 августа 2018 10:35
    Более интересны греческие рисунки, где греки голожопые, а амазонки рисовались правдиво в штанах. Отсюда вывод, что амазонки приходили с севера где без штанов ну ни как, ибо холодно. А на севере славяне, сарматы т.е. русичи.
  6. +3
    22 августа 2018 10:53
    Хорошая статья, Валерий, спасибо!
    1. +2
      22 августа 2018 16:08
      Да, согласен. Очень хорошая статья!
      1. 0
        22 августа 2018 16:52
        У меня устойчивое впечатление, что подобный материал уже был. Чуть ли не за Вашим авторством, Вячеслав Олегович. Но это отнюдь не умаляет заслуги Валерия.
  7. +3
    22 августа 2018 11:42
    Да, то, как меняется одежда на изображениях амазонок интересно.
    Но вместе с одеждой и тип лица заметно меняется. Может быть зависит от того, как рассказчик и слушатель-художник представляли себе тот или иной народ? А хороший рассказ о военном походе принято приукрасить яркими деталями, в том числе, что видели амазонок, даже если и ни одной женщины в оружием не встретилось. А художник, он "так видит".

    Тема, действительно, очень обширная, спасибо. И в одну рамку не втиснуть сразу и поиски источника рассказов об амазонках, и множество известных героических личностей, или мало известных. Да и реалии древнего мира не сравнить так просто с современными. Тут несколько тем можно обсуждать. И детали очень интересны.
  8. +1
    22 августа 2018 17:08
    Где-то в начале девяностых я был в краеведческом музее на выставке:" Золото скифов" и там показывали украшения амазонок Там слышал такую легенду: грекам, где-то удалось захватить амазонок. Взрослых воительниц убили, а захватили молодых, видимо, для сексуальных утех. Пленниц погрузили на корабль и отплытия. В дороге матросы хлебнули лишнего, а их" походные жены" захватили мечи и .... амазонки остались одни на корабле. Поскольку они управлять судном не умели и их болтало пока волны не выбросили корабль на берег- была Тамань. Тут они вступили в стычку со скифами. По телам убитых скифы опознали женщин. Скифских старейшины решили пополнится с воительницами. Потомков смешанных браков назвали: сарматы,а от них пошли славяне.
    1. -3
      22 августа 2018 19:10
      Ну не совсем так. Нашими предками были скифы в широком понимании, сарматами называли себя лишь одно из скифских племен, пусть и главенствующее.
      А еще по поводу наших предков хотел бы напомнить про малоизученное русское княжество тьму-тараканское, которое как раз располагалось в местах проживания бывших сарматов - приазовье, тамаеь и нижний дон. Как вы помните, это княжество традиционно оставляли в управление младшим сыновьям. А по русской традиции обязанность ухаживать за родителями возлагалась на младшего сына. Таким образом, можно предположить, что тьму-тараканское княжество было малой русью, родовым гнездом руси.
      Это кстати вполне себе может быть? если вспомнить историю про существование за 1,5 века до прихода Рюрика Русского каганата в этих же местах и некоторые источники, например дербентских хронистов, которые писали, что зажаты между хазарами и русью- лвумя соперничающими на тот момент каганатами.
      1. -1
        23 августа 2018 06:56
        ...амазонки - жёны казаков... , была мужская половина дома и женская.. Мальчики жили на мужской, девочки на женской половине дома. Жена казака умела хорошо ездить в седле , даже в фильмах дончанки лихо *рассекают * верхом *по мужски* на лошадях.. , умела стрелять и отвечала за * тревожный чемодан мужа* в случае тревоги - верховой (гонец) весть приносил.. , когда казак добирался до дому ( он мог быть в поле , на мельнице, в кузне или ещё где то по по делам своим , его уже *ждал* осёдланный конь, оружие * сидор с продовольствием*, одежда ....- оставалось только переодеться и прибыть на место сбора.. За себя казачки умели постоять ...
      2. 0
        23 августа 2018 07:00
        Это относится к 9 веку нашей эры, а амазонки жили на 15 веков раньше. То, что Вы называете Тьму-Тараканью было столицей Хазарии и называлось Самкертц, где проживало множество народов разных мастей, отсюда русское название. В то время Кирилл прибыл из Константинополя и присматривал за строительством главной крепости хазар Саркел, которую враги хазар стерли с лица Земли в 830-840 годах нашей эры, а затем захватили Тьму-Таракань, Керчь и Херсонес (Севастополь). Хазары драпанули на запад за Днепр.
        1. -5
          23 августа 2018 10:37
          ...для особо одарённых.. - не надо путать хрен с пальцем. Константинополь основал Дмитрий Донской= ветхозаветный Константин Великий после Куликовской битвы... , а это уже 14 век... Никак не могло быть Труб со светильниками - пушек - в древности , а так же не могли упасть стены Иерихона сколько бы вы не дули в трубы - школьная история забавная штука - сказала училка что упали и всё - все поверили... Мозги напрягите чуток..- были трубы боевые - (пушки) в 1380 году.. первое применение артиллерии..
    2. 0
      22 августа 2018 20:59
      Цитата: vladcub
      Там слышал такую легенду: грекам, где-то удалось захватить амазонок. Взрослых воительниц убили, а захватили молодых, видимо, для сексуальных утех. Пленниц погрузили на корабль и отплытия. В дороге матросы хлебнули лишнего, а их" походные жены" захватили мечи и .... амазонки остались одни на корабле.

      В книге А. Крупнякова "Амазонки", тоже рассказывается этот эпизод. yes
      1. 0
        23 августа 2018 06:49
        Не Крупняков об этом написал, а Геродот ("История", книга 4 "Мельпомена")
  9. +1
    22 августа 2018 19:06
    Тема необъятна, но статья интересна
    Спасибо
  10. +2
    22 августа 2018 22:25
    Согласно наиболее распространенной версии, название амазонок произошло от греческой фразы a mazos (безгрудая). Это предположение опирается на легенду, согласно которой каждая воительница выжигала или вырезала себе правую грудь, которая, якобы, мешала натягивать тетиву лука.

    Как утверждает легенда, амазонки правую груд laughing ь выжигали или отрезали, чтобы не мешала при стрельбе из лука. Это, однако, типично мужская выдумка. Ну какая женщина, даже многие столетия спустя, не желала стать амазонкой? И что же мог сказать ей на это муж? «Ну ради бога, деточка, сделай одолжение. Да только ведь правую грудь тогда придется выжечь напрочь, а?» И у взбунтовавшейся супруги тотчас пропадает интерес ко всему амазонскому. (Л. Мештерхази, "Загадка Прометея")
    PS грудь действительно мешала бы натягивать тетиву лука, если бы амазонки имели глупость натягивать ее на греческий манер (левую руку перед собой, правой тянем тетиву к груди). Однако амазонки, как и все степные народы, натягивали ее тем способом, который сегодня считается общепринятым - левая рука в сторону, право тянем тетиву к мочке уха.
    PPS Есть у индоязычных народов (в т.ч. синдов и меотов Прикубанья) аристократическое имя Ахилеш (всецарь). Когда меоты прислали под Трою грекам в помощь своего лучшего файтера, те поняли его имя как Ахиллес ("не вскормленный грудью") и даже целую легенду в обоснование придумали. laughing
    1. -1
      23 августа 2018 10:44
      ...лучницы на соревнованиях прекрасно стреляют и грудь им совсем не мешает - вроде бы уже большие , а в сказки верите..
      1. +1
        23 августа 2018 12:51
        Не хотелось бы вспоминать про "плохохого танцора", но так можно было бы далеко зайти, если отрезать всё, что может мешать.
        Тем более воинам себя калечить нет смысла, будь мучжина, будь женщина. Не верю в целесообразность такого. Воин должен быть цел и здоров (шрамы и потери в бою - другое дело).

        Если когда и колечили люди сами себя, то в ритуальных целях.
        А вот уже ритуальные уродства отдельная тема, там может быть что угодно.
  11. +1
    22 августа 2018 22:55
    Бабушка прошла Великую Отечественную санитаркой. От Керченской катастрофы до Германии. Изранена, контужена. Место Рождения мамы - город Шверин. Наша группа войск.
  12. 0
    23 августа 2018 06:44
    Более предпочтительно происхождение названия амазонка из шумерского "ам" - женский половой орган, своим корнем точно определяющий женщину. Сравните в слове храм два древних корня: хр - хранить, ам - женский половой орган. Корень сохраняется в названии рек, например, Аму-Дарья, общепринято считать Мать-Река, но в матери определяющим корнем является "ам".
  13. 0
    26 августа 2018 08:28
    Книга «У войны н ж лицо» страшная вещь