Истребитель Bf 109 «Мессершмитт» – самый массовый истребитель в истории

106
Истребитель Bf.109 Мессершмитт (нем. Messerschmitt Bf.109, в СССР традиционным стало обозначение Ме-109) – это одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, который стоял на вооружении люфтваффе и ВВС ряда других государств на протяжении почти 30 лет. В зависимости от модификации он мог применяться в роли истребителя, высотного истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика или разведчика. На протяжении всей Второй мировой войны являлся основным самолетом люфтваффе. До конца войны на апрель 1945 года было произведено 33 984 истребителей Bf.109 всех модификаций. Мессершмитт Bf.109 стал самым массовым истребителем в истории, а по количеству выпущенных экземпляров уступил только советскому штурмовику Ил-2.

Считается, что в свое время Bf.109 заложил новые стандарты проектирования истребителей во всем мире. Во многом он стал примером и образцом для многих скоростных цельнометаллических одноместных истребителей-монопланов того времени. Конечно, здесь есть доля преувеличения, но и доля правды в этом есть. Спроектированный Вилли Мессершмиттом и его главным конструктором Вальтером Ретхелем истребитель на самом деле стал самым совершенным в своем классе на момент появления на свет. Более того, этот истребитель сумел поддержать успех своего дебюта и в дальнейшем, постоянно совершенствуюсь, обзаводясь новым вооружением и двигателями, он не сдавал своих позиций в течение 7-8 лет, что для того времени, когда мировая авиация развивалась беспрецедентными темпами, было безусловным достижением.

Истребитель Bf.109 можно назвать конструкторским шедевром. Эта машина не была похожа ни на что созданное до него. При его создании конструкторы не уделили дани традиционным взглядам на самолет истребитель, при его проектировании применялись только самые передовые разработки в области конструирования и аэродинамики, благодаря чему самолет смог продемонстрировать выдающиеся для тех лет летные характеристики. Мессершмитт Bf.109 представлял собой сочетание минимально возможного планера с одним из самых мощных двигателей, с самой передовой для тех лет цельнометаллической конструкцией, которая имела работающую обшивку, автоматические предкрылки и щелевые закрылки, убираемые в полете стойки шасси и закрытый фонарь кабины пилота.
Истребитель Bf 109 «Мессершмитт» – самый массовый истребитель в истории
Летающий экземпляр Bf.109, частый гость многих аэрошоу

Даже к лету 1940 года, спустя 5 лет, после своего первого полета, Bf.109 все еще превосходил все противостоящие ему истребители союзников, за исключением возможно, только главного на тот момент своего противника – английского Спитфайра, над которым он все же имел превосходство в пикирующих качествах, скороподъемности, скорости на высотах ниже 6000 метров. Конечно, как и любой другой самолет Мессершмитт Bf.109 имел и свои недостатки. Некоторый радикализм его конструкции определял ряд из них. Но конструкторы данного самолета продемонстрировали свой талант, которому в дальнейшем не уступили и производители машины. Немцам удалось создать истребитель, который превосходил по своим летным данным всех своих британских, французских, а позднее и советских визави. Управляемость истребителя была отличной во всем диапазоне скоростей. Bf.109 отлично реагировал на рули даже при потере скорости и не обладал тенденцией сваливаться в штопор; самолет демонстрировал высокие углы атаки на сравнительно малых скоростях; шасси самолета позволяло резко тормозить и хорошо рулить на высоких скоростях. Появление такого самолета стало настоящей удачей для люфтваффе, которое на момент своего становления сразу же получило самолет такого калибра.

Конструкция истребителя представляла из себя низкоплан с двигателем водяного охлаждения. За все время серийного производства двигатель самолета изменялся от Jumo-210, затем DV-600, а на машинах последних модификаций – DB-601 или DB-605. Одновременно с этим росла и мощность двигателя с первоначальных 700 л.с. до 1475 л.с., а при применении систем форсирования двигателя MW-50 или GM-1 его максимальная мощность вырастала до 1800-2000 л.с. Кабина пилота была расположена в средней части фюзеляжа и полностью закрывалась фонарем, который откидывался на правый борт машины. Остекление фонаря кабины было выполнено из высококачественной прозрачной пластмассы, которая обеспечивала пилоту истребителя отличный обзор.
Обычно на самолет устанавливался кислородный прибор, в хвостовой части фюзеляжа находилась радиостанция. На последних моделях истребителя использовалась также самолетная опознавательная радиостанция FuG-25A, которая представляла собой приемопередатчик, который принимал сигналы наземной УКВ-радиостанции и в автоматическом режиме передавал ответный условный сигнал. Непосредственно под сиденьем пилота и за кабиной находилось 2 металлических топливных бака, общая емкость которых составляла 400 литров. Некоторые модификации истребителя предполагали возможность установки под фюзеляжем дополнительного топливного бака.
Bf.109 словацких ВВС в полете

Истребитель обладал низкорасположенным трапециевидным крылом, которое имело работающую металлическую обшивку, прикрепленную впотай. Крыло отличалось исключительно малым весом. К примеру, консоль крыла истребителя Bf 109 начальных модификаций В и D имела вес всего 130 кг (без вооружения). При помощи домкрата и специальных стыковочных узлов консоль крыла можно было заменить в полевых условиях, при помощи 1-2 механиков. Достигалось это за счет того, что стойки шасси крепились не к крылу, а к силовому узлу фюзеляжа и в полете убирались в крыло, где для них были предусмотрены специальный закрывающиеся ниши. При этом данное решение трудно назвать идеальным, так как колея шасси оказалась достаточно узкой, что, в свою очередь, отрицательным образом сказывалось на устойчивости истребителя во время рулежки по ВПП и при взлете.

Уже после войны один из самых известных немецких ассов Э. Хартманн говорил, что единственной проблемой Мессершмитта был взлет. Истребитель обладал очень мощным двигателем и достаточно узкой колеей шасси. В том случае, если он слишком рано отрывался от земли, машину могло просто развернуть на 90 градусов, в результате таких аварий немцы потеряли немало хороших пилотов.

Серийные модификации истребителя

Bf.109B
Первый промышленный вариант истребителя получил название Messerschmitt Bf.109B или Bruno («Бруно»). Самолёт оснащался двигателем Jumo 210 мощностью 680 л.с. и был вооружён тремя (в более поздних модификациях — четырьмя) пулемётами MG 17 винтовочного калибра 7,92 мм. Максимальная скорость 463 км/ч. К производству данного самолёта приступили в феврале 1937 года на заводе в Аугсбурге.
Техники ремонтируют Bf.109 на полевом аэродроме

Bf.109C
В начале 1938 года немецкие заводы перешли к производству следующей массовой модели самолёта, которая известна, как Messerschmitt Bf.109C Caesar «Цезарь» («Цезарь»). Машина имела ряд конструктивных усовершенствований в сравнении с Bf.109B, а также оснащалась чуть более мощным двигателем Jumo 210A – 700 л.с. с системой впрыска топлива. Максимальная скорость составляла 468 км/ч. Bf.109C имел на вооружении 4-е пулемёта MG 17: 2 из них располагались над двигателем, и по одному – у основания каждого крыла.

Bf.109D
Вслед за «Цезарем» появился Messerschmitt Bf.109D Dora («Дора»). Его вооружение осталось прежним и состояло из 4-х пулеметов калибра 7,92-мм, у незначительного количества истребителей вооружение ограничивалось лишь 2-мя пулемётами. Данная модель была переходной к более совершенному Bf.109E и должна была получить новый двигатель Daimler Benz 600, мощностью 960 л.с., но из-за их недостатка, на «Дору» также установили Jumo 210.

Bf.109E
Модификация под названием Messerschmitt Bf.109E Emil («Эмиль») стала, по сути, первой по-настоящему массовой для данного истребителя. Истребитель получил новый достаточно мощный двигатель Daimler-Benz DB 601A, мощностью 1100 л.с., оснащенный гидромуфтой в приводе нагнетателя и системой непосредственного впрыска топлива. Скорость самолета возросла до 548 км/ч. При этом главным был тот факт, что данный двигатель оказался существенно надёжнее своего предшественника. Истребители данной модификации начали поступать на вооружение частей в 1939 году. Чаще всего они были вооружены 2-мя 20-мм пушками MG FF, расположенными в крыле и 2-мя 7,92-мм пулемётами, установленными над двигателем. Начиная с версии Е7 самолет получил 6-мм стальную бронеплиту, расположенную за баком и перекрывающую всё сечение фюзеляжа, а также бронестекло кабины пилота толщиной 58-мм, которое устанавливалось под углом в 30 градусов.
Истребители Bf.109F на заводском аэродроме

Bf.109F
Воздушная Битва за Британию продемонстрировала, что «Эмиль» способен на равных сражаться с новейшим британскими истребителем Спитфайр Мк 1, но появление новых модификаций Спитфайра сводило преимущество на нет. Поэтому на смену «Эмилю» пришёл Messerschmitt Bf.109F «Фридрих». Он начал поступать в части весной 1941 года, и уже к середине года до 2/3 истребительных частей люфтваффе были вооружены именно этой моделью. Машина получили новый более мощный двигатель Daimler-Benz DB 601E, мощностью 1300 л.с. Скорость истребителя возросла до 610 км/ч. Вооружение состояло из 2-х 7,92-мм пулеметов и 20-мм пушки MG-151/20, которая стреляла через вал винта.

Bf.109G
Следующей модификацией, ставшей и самой массовой, являлся Messerschmitt Bf.109G Gustav («Густав»). Истребитель получил новый двигатель Daimler Benz 605, мощностью 1475 л.с. Максимальная скорость выросла до 650 км/ч. Было усилено и вооружение машины: вместо пулеметов винтовочного калибра MG 17 были установлены новые 13-мм пулемёты. По бокам капота двигателя стали заметны характерные выступы – обтекатели питающей системы для новых пулеметов. Вместе с этим рос и вес истребителя. По сравнению с «Фридрихом» на 10%, по сравнению с первыми «Бруно» на 46%. Новый истребитель начал поступать в войска в мае 1942 года.

По сути, именно в этом момент истребитель Мессершмитт Bf.109 достиг своего потолка в технологическом развитии и в идеальной ситуации должен был уступить свое место другим более совершенным моделям. Но истребитель, который должен был его заменить – Me.209 все еще находился в стадии создания, в то время как дела на фронтах по-прежнему складывались в пользу Германии, и высшее руководство Рейха приняло решение пойти по пути дальнейшего совершенствования истребителя. Именно на истребителе серии G в начале 1944 года впервые появилась центральная пушка калибром 30 мм (MK-108), которая оснащалась лентой на 60 снарядов. Одного такого фугасного снаряда массой 330 грамм было достаточно для уничтожения одномоторного цельнометаллического истребителя, на бомбардировщик требовалось 4-5 снарядов.
Bf.109G6 - самая массовая модификация истребителя

Bf.109K
Последней серийной модификацией истребителя стал Messerschmitt Bf.109K Kurfurst («Курфюрст»), поставки которого в боевые части начались в сентябре 1944. Истребитель оснащался мощным двигателем Daimler Benz 605 SDM/DCM, мощностью 2000 л.с. Максимальная скорость самолета составляла 695 км/ч. Данный истребитель отличался усиленным вооружением: на некоторые варианты устанавливалось до 2-х 30-мм или 3-х 20-мм пушек. Более распространенным был вариант с 30-мм пушкой MK-108 или MK-103, а также двух 15-мм пушек MG-151.

Использованы источники:
www.airpages.ru/lw/kon109.shtml
www.base13.glasnet.ru/wol/me/109.htm
http://www.airwar.ru/
106 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -12
    21 мая 2012 09:00
    Когда то, да наверное и сейчас есть такое мнение, что Ме - 109 это наш самолет, что немцы чертежи не то выкрали, не то выкупили у нас.
    1. +12
      21 мая 2012 09:08
      Цитата: МЮД
      есть такое мнение, что Ме - 109 это наш самолет


      Не верьте слухам. Что это не наш самолет есть историческое доказательство в виде предшественника - Bf.108 1934 года выпуска до сих пор летают несколько Bf 108 в конструкции которых угадывается будущий истребитель у нас в это время был И-17 Поликарпова "Ишак" с рядным двигателем водяного охлаждения, "Испано Сюиза" HS12Ybrs. В сентябре 1934 лётчик-испытатель Валерий Чкалов достиг на самолёте скорости 424 км/ч у земли и 455 км/ч на высоте 3380 м. Может отсюда и слухи. Почему машина не пошла? Гибель Чкалова поставила крест не только на этой машине Поликарпова, лучший истребитель в мире И-185 тоже дальше войсковых испытаний не пошел, хотя их сдал на отлично
      1. 755962
        +2
        21 мая 2012 13:04
        Bf 109-F2 в НИИ ВВС.
        Серьёзный противник.Подробно проанализировал и оценил всю имевшуюся информацию по Bf 109F начальник истребительного отдела НИИ ВВС военинженер 1-го ранга А.Н.Фролов. Он сравнил «мессер» с новыми типами советских истребителей, широкое применение которых началось в августе-сентябре 1941 г. http://feldgrau.info/forum/index.php?topic=859.0
      2. +9
        21 мая 2012 13:32
        Цитата: Vadivak
        у нас в это время был И-17 Поликарпова "Ишак" с рядным двигателем водяного охлаждения, "Испано Сюиза" HS12Ybrs


        Ишак - это И-16. При создании И-17 преследовалась цель достичь скорости не менее 500 км/ч, которая так и небыла получена. Работы по И-17 были прекращены задолго до гибели Чкалова на И-180,

        Цитата: Vadivak
        лучший истребитель в мире И-185 тоже дальше войсковых испытаний не пошел, хотя их сдал на отлично


        Двигатель М-71 не удалось довести, а потому все самолёты с ним не дошли до серии. Были варианты И-185 под другие двигатели. В 1941 г. был вполне удачный вариант с М-82, который в 1942 г. прошёл войсковые испытания. Но ставка была сделана на более мощный М-71 (2000 л.с.). И-185 готовили к принятию на вооружение и к серийному производству, но в процессе испытаний не замерялась дальность полёта (в документации приводилась расчётная). Поэтому был проведен испытательный полёт на дальность, завершившийся катастрофой по вине двигателя. С учётом предыдущих катастроф вопрос о серии был закрыт, несмотря на усилия Поликарпова и сторонников самолёта. В качестве аргументов против указывалось отсутствие завода, недопустимость запуска в серию в военное время и т.д. при том, что И-185 превосходил наголову все истребители того времени.

        PS. Летом 1941 г. чертежи ВМУ с М-82 были по приказу НКАП переданы в КБ Лавочкина,Микояна и Яковлева в порядке обмена опытом. В это время делались попытки улучшить летные данные МиГов, ЛаГГов и Яков заменой двигателей на более мощные. Возможно по этой причине некоторые не очень сведущие люди умудрились написать, что дескать Ла-5 это И-18х, доведенное до серии Лавочкиным.
        1. +3
          21 мая 2012 14:14
          Цитата: Alex
          Работы по И-17 были прекращены задолго до гибели Чкалова на И-180,


          Пожалуй не соглашусь
          Чкалов погиб 15 декабря 1938

          Поликарпов разработал И-180 в 1937 году. Работы по окончательному варианту И17 -И-21 М-34ФРН. Заканчиваются в производстве 1-й экземпляра в конце 1937 и что показательно он оставлен в плане, т. к. предполагается скорость 600 км/ч. Строится в двух экземплярах, по сей день является "тёмной лошадкой" информации по испытаниям нет но то что они шли и в 1938 году Ильюшиным это было именно на этих испытаниях ВВС РККА сформировали требования к проектированию истребителя с рядным двигателем (все варианты М-103 и М-105) в перечень заказываемых самолётов. Указывались следующие характеристики машины согласно разработанных ТТТ:

          * Максимальная скорость - 680км/ч на высоте 6000-7000м и 600км/ч на высоте 3000 м.
          * Посадочная скорость - 100-105 км/ч.
          * Дальность нормальная - 1000 км
          * Дальность в перегрузочном варианте 1500 км. Время набора высоты 8000м - 10,5мин.
          * Вооружение 1 ШВАК, 2 ШКАС, 100кг бомб.

          Срок предъявления на госиспытания 1 ноября 1938 г.
          1. Kibb
            +5
            21 мая 2012 15:37
            Цитата: Vadivak
            Пожалуй не соглашусь
            Чкалов погиб 15 декабря 1938

            Вадим, погиб он на И180 все таки,и к этом времени судьба И17 уже давно была решена
            Цитата: Vadivak
            у нас в это время был И-17 Поликарпова "Ишак" с рядным двигателем водяного охлаждения, "Испано Сюиза" HS12Ybrs

            Alex, там просто перед "ишак" запятая потерялась, в остальном согласен с вами
            1. +4
              21 мая 2012 15:50
              Игорь лучше на ты, не первый раз переписываемся, я чего спорю, У Поликарпова тема Ишака прослеживается как в И-17 (И-21) так и в И-180 это факт. На чем погиб Чкалов и почему я в курсе. Последняя модификация И-17 И-21 летала в 1938 перед спецификацией на новые типы ЛА под Испано-сюизу, кто знает как сложилась бы ее судьба (или другого самолета на ее основе) если бы не куча того металлолома
              1. Kibb
                +3
                21 мая 2012 16:32
                Цитата: Vadivak
                На чем погиб Чкалов и почему я в курсе

                Это понятно,я немного не так выразился
                Цитата: Vadivak
                Последняя модификация И-17 И-21 летала в 1938

                Летала ли?Мы об ильюшенском И21 говорим?

                "...И-21 М-34ФРН. Заканчивается в производстве 1-й экземпляр. Оставлен в плане, т. к. предполагается скорость 600 км/ч. Строится в двух экземплярах.

                Названный в ( документе...) истребитель И-21 по сей день является "тёмной лошадкой" во всей этой истории. Известно, что С.В. Ильюшин добился возможности проектирования машины обещанием получения на ней рекордных скоростей. Самолёт, однако, оказался неудачным и работу по нему прекратили. К сожалению, за исключением проектных схем и расчётных характеристик, других сведений о И-21 на сегодняшний день не имеется."
                т.е. вроде не летал, НО
                ""Построен и передан на заводские испытания (...) истребитель И-21 со скоростью, доходящей до 600 км/ч".

                Можно привести один из приказов по авиапрому, датированный 2 апреля 1937-го. В перечне работ, которые требовалось закончить до 15 мая 1937-го, есть пункт: "...по заводу N 39 - закончить летные испытания мотора М-34ФРН на самолете конструкции Ильюшина".

                Короче непонятно, летал он или нет, и в любом случае это 36/37 гг да и самолет существенно отличается от И17
                1. +4
                  21 мая 2012 17:09
                  Цитата: Kibb
                  ""Построен и передан на заводские испытания (...) истребитель И-21 со скоростью, доходящей до 600 км/ч"



                  Ильюшин – лучший друг Поликарпова, его ученик, Тема после гибели Чкалова была засекречена, ничего мы точно не узнаем, понятно одно, машина была, летала и она развитие И-17, по году я уже писал
                  1. Kibb
                    +2
                    21 мая 2012 17:34
                    Цитата: Vadivak
                    машина была, летала и она развитие И-17, по году я уже писал

                    как видно по схемме он уже сильно отдаленно является развитием И17, скорее всего под этим "флагом" просто пробили средства.
                    Летал или нет? Коль были сделанны выводы о непригодности испарительной системмы то скорее всего да. Интересно , летные книжки Кокинаки сохранились, или хотябы копии?
                    1. 0
                      22 мая 2012 23:48
                      Цитата: Kibb
                      Летал или нет?


                      Шавров пишет, что было только три полёта Коккинаки, испытания не были закончены и лётные данные не зафиксированы.[История констр самол в СССР до 1938 г]
                2. 0
                  25 мая 2012 16:25
                  Летал, только испарительная система охлаждения признана неработоспособной и неприменимой для данного типа самолётов. Фактически, из-за проблем с обеспечением приемлемой центровки с мотором семейства АМ-34, заложенные решения были непригодными для массовой серии (передний лонжерон проходил через картер двигателя, что потребовало специального двигателя для самолёта).
                  Вдаваясь в проблемы ЦКБ-32 становиться понятны причины неудачи МиГ-3.
        2. 0
          25 мая 2012 15:41
          Первопричина отказа от И-185 - отсутствие М-71. С М-82 он не имел преимуществ перед ЛаГГ-5 и был хуже доведён по ВМГ.
          Если Вы посмотрите на чертежи И-185/М-82 и Ла-5, то увидите, что они имеют принципиальные отличия в установке мотора на планер, его капотирование, установке вооружения.
      3. +1
        21 мая 2012 19:43
        Vadivak - Чкалов,вроде,разбился на И-180?А ещё один Поликарповский изначально самолёт стал МиГом 1 / 3 ИМХО
        1. Kibb
          +1
          21 мая 2012 20:41
          Он и не писал что на И17, прочтите внимательнее. Я же имел в виду, что гибель Чкалова и неудача И17- это не звенья одной цепи.
        2. 0
          23 мая 2012 00:10
          Цитата: Bear52
          А ещё один Поликарповский изначально самолёт стал МиГом 1 / 3 ИМХО

          Вы правы. Это был проект высотного истребителя Х с АМ-35А, над которым работал М.И.Гуревич. Потом часть поликарповских сотрудников выделили в отдельное КБ под руководством Микояна и Гуревича, а КБ Поликарпова перевели на другой завод. После внедрения в серию И-200, он же МиГ-1, Поликарпов был премирован руководством завода за проектирование.
      4. 32363
        +1
        26 мая 2012 02:15
        Не верьте слухам. Что это не наш самолет есть историческое доказательство в виде предшественника - Bf.108 1934 года выпуска до сих пор летают несколько Bf 108 в конструкции которых угадывается будущий истребитель

        присутствовал в 2007 на авиошоу устроенном в честь годовщины завода Мессершмитт, присутствовали 1 ме109, 3 ме108, комета, и ещё всякие модели, и все летали. Удалось с дедом бывшим пилотом стодевятого поговорить.






        тарелка из заводской столовой с эмблемой мессера

    2. +7
      21 мая 2012 14:23
      интестно...а по какому принципу минусуете мнение человека...? Если -УРА то +? а если у человека есть мнение, возможно и ошибочное, то -?
      Почти как в суровые 30-е. получается..:(
      1. +5
        21 мая 2012 14:33
        Цитата: Muxalet
        а по какому принципу минусуете мнение человека.


        Для меня тож загадка....
      2. Kibb
        +4
        21 мая 2012 16:34
        Цитата: Muxalet
        Если -УРА то +?

        Примерно так.
        Но в первой половине дня реакция чаще адекватная, догадываюсь почему bully
  2. -2
    21 мая 2012 09:12
    а вот в госте авиашоу свастику надо закрасить,не хороше это.
    1. +10
      21 мая 2012 10:34
      а в кино их снимать тоже без опознавательных знаков?

      это история
      1. +3
        21 мая 2012 11:12
        Delta,
        не надо путать грешное с праведным ,могу напомнить к чему привела чрезмерная популярность свастики в 90е на Украине,за китель СС давали штуку баксов,в нумезматмагазинах и базарах объявления о скупке вещей с нацистской символикой.
    2. borisst64
      +5
      21 мая 2012 13:04
      А они не стесняются свастики, для них она - радужные воспоминания!!

      Флаг Управления ВВС Финляндии.
      1. +5
        21 мая 2012 13:47
        У них она была задолго до нападения фашистов на СССР. И непосредственно к фашизму не имеет отношения.
        1. +2
          21 мая 2012 14:09
          Commodus,
          знаю ,в древней Индии тоже есть этот символ,вроде символ вечности,но пока что етот знак очень асоциируется с фашизмом и ещё живы ветераны и свидетели той войны
          1. +6
            21 мая 2012 14:19
            Звездочка в кремле похожа на один знак, Ленин в мавзолее и т.д. лишь бы было до чего докопаться - просто историю учить надо, а не со знаками носится.
            Если какие-нибудь размахивая нашими флагами учинят непотребство - нам флаг менять? Думается нет.
            1. +5
              21 мая 2012 14:31
              я я озвучил свое мнение,которое может и не совпадать
          2. Вадим555
            0
            21 мая 2012 16:05
            Цитата: igor67
            igor67 (1) Сегодня, 14:09 0 Commodus,
            знаю ,в древней Индии тоже есть этот символ,вроде символ вечности,но пока что етот знак очень асоциируется с фашизмом и ещё живы ветераны и свидетели той войны
          3. Вадим555
            +6
            21 мая 2012 16:10
            Цитата: igor67
            igor67 (1) Сегодня, 14:09 0 Commodus,
            знаю ,в древней Индии тоже есть этот символ,вроде символ вечности,но пока что етот знак очень асоциируется с фашизмом и ещё живы ветераны и свидетели той войны


            Не только в Индии.Коловрату-не одна тысяча лет.
            1. +6
              21 мая 2012 18:42
              Вадим555,

              У иудеев свастика направлена против часовой стрелки, тогда как у славян и индусов -наш Коловрат - по солнцу, по часовой стрелке.

              По Ю.Д.Петухову, именно в палеолите (40–20 тыс. лет до н.э.) археологи впервые обнаружили изделия, украшенные свастичным узором. Этот узор считается одним из основных культурно-бытовых при знаков протоиндоевропейцев и этносов индоевропейской языковой семьи (русов). Например, ручной браслет из бивня мамонта и фигурки птичек (местность Мезин, Северное Приднепровье, 25 тыс. до н.э.), украшенные чётким и искусным свастичным орнаментом-резьбой. Подобные орнаменты в последующих веках встречаем повсюду, где обитали потомки русов-бореалов: от Скандинавии, Греции, Малой Азии до Тибета и полуострова Индустан (Индостан).
              По всему обширному ареалу расселения русов-бореалов, в особенности в месте проживания их основного ядра - по всей Центральной и Восточной Европе, в становищах древних охотников археологи находят множество крестообразных предметов, крестообразных прорезей, прорисовок. Это говорит об особом сакральном значении четырёхконечного креста у бореалов. Из мифологии и верований русов - русов-индоевропейцев мы знаем, что число "четыре" было у них священным: четыре стороны света, четыре ветра и т.д.
              Теперь нам известны истоки подобного мировоззрения, выработанного ещё в палеолите. Четырёх и восьмиконечные кресты, ромбы, ромб с внутренним четырёхсторонним крестом, свастика-солнцеворот, орнаментальная плетёнка, раскручивающаяся спираль, переходящая в скручивающуюся спираль, волнообразная линия и снова кресты, в основном четырёхконечные, иногда с раздваивающимися концами (прототип мальтийских) - основные священные символы, пронесённые русами из глубокой древности до наших дней.
              СВАСТИКА - катящийся по небу, движущийся крест-солнце. "Свастика" = корневая основа "свт" + корневая основа "ст" + суффикс-окончание "ика". "Свт" - свет, светлый, свят, святой (свет, обретающий сакральность, святость, как, например, "день" = "део" - "день-бог"). "Ст" - "устойчивость, стояние, твёрдость, незыблемость, устой, твердыня, оплот". "Свастика" - "святая - светлая твердыня - оплот". Свастика появилась позже креста, когда русы-индоевро-пейцы осознали, что и движущееся, светлое, святое, хорошее, доброе начало (как Хорс – солнце) может быть незыблемо, неостановимо, спасительно устойчиво в своём движении. "Свастика" - "устой-основа святости-света", "катящаяся по небу твердыня светлого-святого". Свастика - образ сложный, ём-кий, исходящий из образа креста и связанный с ним. Свастика есть крест, обретший в движении по небу небес-ную святость. Русы-индоевропейцы верили, что крест и свастика защищают их от зла и нечисти. Поэтому они ставили оберёжные знаки на домашнюю утварь, сосуды, орудия труда, оружие, вышивали их на одежде, руш-никах, украшали ими стены домов и т.д. (Ю.Д.Петухов, История русов., “Мысль”, 2000г., стр. 177-179).
              Свастика никакого отношения не имеет к фашизму. “Фашио"— так назывался символ государственной власти в Древнем Риме — топорик в пучке прутьев. "Фашио" по-итальянски — "пучок". Так назывались первичные парторганизации партии Муссолини в Италии 20-х — 40-х годов. Этот символ стал эмблемой не только партии Муссолини, но и эмблемой Италии.
              1. Вадим555
                +1
                21 мая 2012 19:05
                Цитата: Ross
                Ross Сегодня, 18:42 1
                Вадим555,

                У иудеев свастика направлена против часовой стрелки, тогда как у славян и индусов -наш Коловрат - по солнцу, по часовой стрелке.


                Насчёт иудеев,не думаю.Зто не их символ.А в остальном всё верно.

                Неизвестная СВАСТИКА
                http://orda2000.narod.ru/chrono/vedy/vedypr.htm
                1. +1
                  21 мая 2012 22:15
                  Ну мы можем наблюдать, силы зла и невежества во многих странах, пальцем можно даже и не тыкать. К сожалению...
                  1. 11Goor11
                    +3
                    21 мая 2012 23:04
                    Это да, звёздно-полосатый для многих людей хуже свастики
      2. Gocha Kurashvili
        0
        22 мая 2012 08:19

        Свастика это солярный знак. Торы читаете))).... В истоки нашей славяно-арийской культуры окунитесь. Не стоит ахинею писать. "Звезду" в лапти обувать..
        http://annerbe.ucoz.com/Pictures/solar_171.jpg
    3. Rainger
      0
      22 мая 2012 09:22
      А где вы там свастику увидели - обычный "прусский" крест кажется...
  3. +5
    21 мая 2012 09:16
    Немцам надо отдать должное - хороший самолет получился, и достойный противник.
  4. Tirpitz
    +1
    21 мая 2012 09:28
    На восточном фронте воздушные бои происходили в большинстве случаев на высотах до 3 км, тут имели преимущество Ла-5 и Як-7.
  5. +7
    21 мая 2012 09:30
    Э. Хартманн говорил, что единственной проблемой Мессершмитта был взлет.

    Не только Хартманн так считал - требовалось мастерство для управления "тяжелым" левым крылом из-за реакции на ручке. (К тому же тут как тут было и шасси с узкой колеей,что привело к опрокидыванию примерно 5% из 33000 выпущеных Bf 109 .) На бетоне впрочем попроще , а вот на грунтовом аэродроме беда, машина непростая отсюда и налет и обучение
  6. +7
    21 мая 2012 09:34
    Есть летающие копии Ме-109, Спитфайров, Мустангов и другой авиатехники времен Второй мировой. И все это - за бугром.
    Штурмовиков Ил-2 было выпущено более 40 тысяч, истребителей Лавочкина - около 17 тысяч, Яковлева - около 30 тысяч. Почему бы и нам не иметь свои летающие памятники - в назидание потомкам?
    Смотрел сюжет по ТВ - собрали летающий МиГ-3, и тот отправили в Америку... Там, кстати есть и И-16, МиГ-15 - все у частных коллекционеров.
    1. +6
      21 мая 2012 10:07
      Цитата: TRex
      Штурмовиков Ил-2 было выпущено более 40 тысяч

      За годы войны было произведено 36 154 самолетов Ил-2, Ил-2КР и Ил-2У. По состоянию на 10 мая 1945 г. в составе воздушных армий фронтов насчитывалось 3289 самолетов Ил-2, Ил-2КР и Ил-2У, а также 146 самолетов Ил-10.

      Всего в годы войны было подготовлено и отправлено на фронт 356 штурмовых авиаполков, из этого числа 140 полков проходили переформирование в тылу один раз, 103 авиаполка — дважды, 61 — трижды, 31 — аза и 21 — пять раз.

      Боевые потери летчиков ВВС КА за время войны составили 27 600 человек, в том числе 7837 летчиков-штурмовиков, 11 874 — истребителей, 6613 — бомбардировщиков, 587 — разведчиков, 689 — вспомогательной авиации.

      Вечная им память.


      легендарных самолетов практически не осталось,а на те что есть нет финансирования.,или желания
      1. +3
        21 мая 2012 11:25
        igor67,

        12 августа 2012 года, в Москве пройдет авиашоу «Легенды мировой авиации» с участием самолетов Первой и Второй мировых войн, думаю наши представят кое-что,
        1. +4
          21 мая 2012 11:33
          Vadivak,
          было бы неплохо создать музей действующих експонатов авиации и бронетехники времен ВОВ и чем больше тем лучше,и на праздник победы на Красную площадь именно технику победы,плюс не укого даже язык не повернется осудить или обвенить в брязганье оружием.а современные образцы техники выставлять на показ в парках,так помню в детстве в конце70х,детьми лазили по танкам
          1. Sergh
            +3
            21 мая 2012 20:36
            Vadivak
            igor67
            Я в прошлом году говорил, у меня почти над домом с Чкалды (Новосиб) летом взлетел Ил-2, я сначала глазам не поверил, а как поближе он подошёл, сомнения отпали. Ходил по-кругу на высоте примерно 500-700 метров около получаса. У мужиков поспрашал, сказали, что полностью востановили с изготовлением конечно новых деталей по чертежам, но был разговор, что продали его за бугор, правда утверждать не буду, за что купил..., то очень жалко, такие вещи надо у себя оставлять, даже если коллекционерам продавать, то только своим без права пересечения границы.
            1. +1
              22 мая 2012 08:25
              Цитата: Sergh
              был разговор, что продали его за бугор,


              Как нечего делать, у нас-то и клубов раз-два и обчелся, я так думаю государству не надо, а толстосумы живут едой и бабами
          2. 0
            22 мая 2012 11:48
            С бронетехникой дело обстоит неплохо(в России).В Кубинке есть музей бронетехники,причём количество экспонатов просто поражает,и есть задел,чтобы меняться с другими музеями.А вот по авиационной технике-дело дрянь.Впрочем,у нас и этого нет.
      2. Индиго
        +2
        21 мая 2012 14:51
        http://www.youtube.com/watch?v=36-kWeeEMlk
        Есть люди, для которых поднять ИЛ 2 на "крыло" реальность ... Спасибо им за это ...
    2. +9
      21 мая 2012 10:09
      Цитата: TRex
      Есть летающие копии Ме-109, Спитфайров, Мустангов и другой авиатехники времен Второй мировой.


      А есть и не копии наприем принадлежащий Фонду Мессершмитта Bf-109G-4 "Rote Sieben" D-FWME (Красная семерка) был построен по лицензии фирмой Hispano (CASA) в 1954 году под заводским обозначением HA-1112M-1L (войсковое обозначение C.4K-75 "Buchon") все железки оригинальные. наши в начале 90-х годов восстановили шесть И-16 для новозеландской компании «Элпайн Файтер Коллекшн» (Alpine Fighter Collection). Все работы производились на базе Новосибирского завода №153, самолёты были приведены к стандарту И-16 тип 24. На истребители был установлен двигатель АШ-62ИР — «гражданский» вариант М-62 (родной двигатель позднего Ишака) производящийся до сих пор и устанавливающийся, в частности, на знаменитый «кукурузник» Ан-2.
      Восстанавливали их из руин и вот что получилось
      1. +1
        21 мая 2012 10:22
        Вадим! Мне кажется, что на Ан-2 стоит мотор 82 серии (Ла-5 и т.д.).
        1. +2
          21 мая 2012 10:28
          Н
          Цитата: TRex
          Вадим! Мне кажется, что на Ан-2 стоит мотор 82 серии (Ла-5 и т.д.).


          Нет, сам смотрел, на лавке была двухрядная звезда М-82 Швецова, с последующими модификациями, а М-62 однорядный «Райт Циклон (Wright R-1820)
        2. +3
          21 мая 2012 11:26
          На АН-2 АШ-62ИР, его еще ставили на легендарный ЛИ-2,
          жрет 95 бензина 150кг в час
          1. +2
            21 мая 2012 11:52
            Muxalet,
            может я отстал от жизни но помоему поршневая летала на авиабензине Б70, я этот бензин разбавлял с керосином и в Запар свой заправлял
            1. +3
              21 мая 2012 14:40
              Цитата: igor67
              поршневая летала на авиабензине Б70,


              Ан-2 Вид топлива: бензин Б 91/115, при использовании в Житгулях в чистом виде жег клапана и поршневую, разбавляли 76-м

              Б-70 "Нефрас" является чистым (без примесей и присадок) бензином и применяется в авиации для промывки фильтров и т.д. Только в технических целях. Для заправки самолётов никогда не использовался.
              1. +4
                21 мая 2012 16:28
                ну да мы его на промывке брали.а мыли им не только фильтры и весь планер перед покраской но в советское время
              2. 0
                25 мая 2012 16:32
                Б-70 применяли вместе с присадками, получая Б-91.
            2. +3
              21 мая 2012 17:29
              это раньше..:) а щас у нас жрет 95...так дешевле....есть ограничение по высоте..но более 4000м не карабкаемся
          2. +4
            21 мая 2012 14:31
            Цитата: Muxalet
            жрет 95 бензина 150кг в час


            Это да, бензин он жрет хорошо, Американцы просто млеют от этого расхода, хотя Ан-2 любят, машина зверь, летит с брошенным штурвалом
            1. +6
              21 мая 2012 17:40
              в принципе и может сесть с брошенным штурвалом...
              Вот даже существует такая байка

              "Довелось мне в начале девяностых лежать
              в госпитале с переломом ноги.Скучно не было. Народ в палате подобрался с
              чувством юмора; можносказать - душевный.

              Каждая травма, в том числе и вашего покорного слуги, достойна былаотдельного
              рассказа, смешного и поучительного, с претензией на Дарвиновскую премию.

              Только один изрядно поломанный парнишка упорно отмалчивался.И так, и этак
              раскручивали - молчит.

              Но - вода камень точит - раскололся парень!

              Оказался он курсантом летного училища, их на практику посылали опылять с
              кукурузников поля Родины. Летали по двое, а как освоились и запарка началась -
              по одному.

              Далее - от лица пилота:

              "Взлетел я очередной раз, набрал высоту, и тут спохватился -
              забылудовлетворить на земле малую нужду. Приспичило, в общем.Для таких случаев
              летуны используют гигиенические пакеты, кои потомвыкидывают за борт. Хвать -
              как на грех, ни одного пакета!

              А уже припирает. Открыл дверь в салон - лежит стопочка в самом
              хвосте!Автопилота в АН-2 нет.Поставил тримерра на вираж. Ладно, думаю, если
              быстро до хвоста и назадпробегу - ничего произойти вроде бы не может? Не учел,
              однако, чтосамолетик-то легкий.

              Когда я до хвоста добежал - центровка нарушилась, нос задрался, дверь всалон-то
              и захлопнулась. А открыть ее снаружи без специального ключаневозможно...

              Вот такой натюрморт: "Я в салоне "Летучего голландца" с
              пачкойгигиенических пакетов"..."

              Отсмеявшись, я сквозь слезы спросил:

              - Ты хоть пописать-то успел?

              - А как же! И не только пописать..."
        3. +1
          21 мая 2012 13:35
          Цитата: TRex
          Мне кажется, что на Ан-2 стоит мотор 82 серии


          АШ-62 (М-62). Стоял на И-16 и И-153
    3. +3
      21 мая 2012 11:34
      Цитата: TRex
      Смотрел сюжет по ТВ - собрали летающий МиГ-3, и тот отправили в Америку.


      На счету слесаря-сборщика Владимира Малого уже 21 ретро-самолет Як-7.
      большинство из которых будут принимать участие в зарубежных авиашоу или имитациях воздушных боев. В России такого рода продукцией почти никто не интересуется, хотя есть исключения, вот и в Украине например в ХАИ есть По-2
      1. 0
        11 марта 2017 13:33
        И в Новосибирске есть По-2. С перспективой постройки еще 5 штук...
    4. borisst64
      +5
      21 мая 2012 13:07
      Наши коллекционируют яхты, футбольные клубы и замки в Англии!
      1. 0
        22 мая 2012 11:36
        http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=qTnTahzTcGA

        Крылатая память Победы
    5. 0
      11 марта 2017 13:31
      В Новосибирске МиГ и летает регулярно. Ни за каким он не за бугром...
    6. 0
      11 марта 2017 13:35
      В Новосибирске он! И летает регулярно...
  7. +4
    21 мая 2012 09:38
    Несмотря на смерть и разрушения,которые он нёс ,этот самолёт просто прекрасен.Но,расточая комплименты оружию противника,не забываю,что наши деды успешно и эффективно действовали против люфтваффе на старых самолётах.Автору плюс
    1. +4
      21 мая 2012 13:56
      Даже самая прекрасная и безобидная игрушка в руках психа запросто превращается в орудие убийства...
      Почти по Хичкоку...:)
  8. +2
    21 мая 2012 10:09
    Хорошая историческая справка.
  9. войник
    +8
    21 мая 2012 10:13
    Художестненная востановка самолета кап. Стоянова - первый болгарский ас ВМВ. Летал на Месере. Победы - самостоятельно - 1 Б24, 2 Б17, 2 П38 и 1 П51, и в групу - три Б17.
    Представилься Богу 13 марта 1997г. Единственный болгарский летчик после конца ВМВ, удостоен высшей военной честью "Похорона под оружием" - прохода вооружонного звена изтребителей Миг 29 в парадном строю на малой высоте во время похороны.
    1. +7
      21 мая 2012 10:22
      Цитата: войник
      кап. Стоянова


      Почему же капитана? в ноябре 1944 за успешные действия против немецких войск в Македонии и Косово он был награжден третьим орденом "За Храбрость" и одновременно представлен к званию майора. В марте 1945 болгарская авиация получила 120 советских истребителей Як-9М, и Стоянов помогал молодым пилотам освоить их. В 1945 - 46 гг. майор Стоянов снова командовал 3-й авиагруппой 6-го истребительного полка,

      Звания:
      3 октября 1937 - подпоручик
      3 октября 1940 - поручик
      14 сентября 1944 - капитан
      22 октября 1944 - майор
      20 января 1992 - генерал-майор
      1. войник
        +1
        21 мая 2012 11:14
        Так художник нарисовал. Востановка камуфляжа да и сама машина от эго "капитанского периода". Так разписано и на фюзеляже - кап. за капитаном. Увеличите фото, увидите.
    2. -4
      21 мая 2012 15:56
      ....У этого Ме-109 опозновательные знаки Испанских ВВС.....
      1. войник
        +5
        21 мая 2012 16:30
        Все знаки стран Оси на самолетах и на танках унифицированные. Все являются вариантов креста на желтом фоне. Желтые полосы тоже наносятся на крылях, хвоста и носовую часть. Сходства велики, поэтому и путается часто.
        Национальных ВВС узнают по специфическим знакам. У Е В Бориса ІІІ воздушных войск специфики являются - Андреевский крест - что на крыле, хвостовю часть фюзеляжа и на хвостовой балке и национальная лента - болгарский триколер - белой, зеленый, красный на носовой части, ближе к кокпиту.
        На болгарских танков и самоходок - тот самой Андреевский крест.
        1. Sergh
          +1
          21 мая 2012 21:06
          Прошу пардона, малость перебью. А вот на заставке в статье подскажите, какой Эмиль, третий или четвёртый? Я определил , вроде как четвёртый, прошу простить, могу ошибиться.
          1. войник
            +2
            21 мая 2012 21:31
            На заставке, это востановлен Bf 109 E-4, так как выглядел во время "Битву над Британией". ИМХО
            1. Kibb
              +2
              21 мая 2012 21:58
              Цитата: войник
              Bf 109 E-4,

              Да, скорее всего E4
        2. 0
          23 мая 2012 10:01
          Найди отличия....на снимке самолет Ме Bf-109 B-2 гауптмана Handera (11 побед) из 1.J/88 ...сентябрь 1938 год
      2. 0
        23 мая 2012 10:13
        .................................................................на сколько я понимаю "Анреевский крест" у испанцев тоже присутствует......и ,что заминусовали......я прав..
    3. 0
      23 мая 2012 10:09
      Как говориться -Найди отличия....на снимке самолет Ме Bf-109 B-2 гауптмана Handera (11 побед) из 1.J/88 ...сентябрь 1938 год
  10. Dust
    +4
    21 мая 2012 10:16
    Да, уж слишком был хорош - к нашему сожалению...
  11. +5
    21 мая 2012 10:20
    мало фото сбитых.
  12. schta
    +8
    21 мая 2012 10:21
    Можно сказать, что "козырём" мессера была скорость. Наши ишачки и чайки уступали ему по этому показателю в начале койны, а яки и лавочки к концу войны уже превосходили его.

    Так что мессер начал за здравие, кончил за упокой. И это судьба не только мессера, но и танков и орудий и стрелкового оружия. Виной всему - экономика.

    Большую войну выигрывает тыл, товарищи.
    1. +7
      21 мая 2012 10:36
      Цитата: schta
      "козырём" мессера была скорость


      Есть разница между боевой скоростью и максимальной в горизонтальном полете, так вот на вертикали "Ишак" и "Эмиль" были примерно одинаковы, месс правда мог в любой момент свалить уходом в пике, а по горизонтали "Ишак его делал, а вот с появлением "Фридриха" шансы "Ишака" на победу уменьшились....
      1. +4
        21 мая 2012 14:15
        Цитата: Vadivak
        на вертикали "Ишак" и "Эмиль" были примерно одинаковы, месс правда мог в любой момент свалить уходом в пике, а по горизонтали "Ишак его делал


        109Е превосходил И-16 в вертикальном маневре и существенно. Поэтому наши пилоты на "Ишачках" старались вести бои на горизонтали.
        1. +2
          21 мая 2012 16:35
          Цитата: Alex
          109Е превосходил И-16 в вертикальном маневре


          Смотря кто был за штурвалом, вот почитайте воспоминания Голодникова

          И-16 28 и 29 типов Bf-109E превосходили. Скорость у них с «мессером» была одинаковая, зато по маневренности, в т.ч. и по вертикальной «Е» «ишаку» уступал.

          А.С. Странно. В любом справочнике сказано, что скорость И-16 28-29 типов на 3000 м в среднем 440-460 км/час, у Bf-109E – 570 км/час, а вы говорите одинаковая? А уж «превосходство И-16 в вертикальном маневре», это вообще что-то новенькое.

          Н.Г. На максимальной скорости в маневренном бою редко кто летает, точнее редко у кого получается.
          Динамика разгона у И - 16 была потрясающей, особенно с М - 63 . Это его второе уникальное качество, после горизонтальной маневренности. По динамике он превосходил все тогдашние отечественные истребители, даже новых типов. Тогда, ближе всех к нему по динамике разгона Як-1 был, но и он уступал.

          «Мессер» пикировал хорошо, уходил, И - 16 тут был хуже, «лоб» большой, на пикировании больше 530 км/час развить не давал.

          С Bf-109F 28-й и 29-й типы были примерно на равных, немного уступали, остальные типы, конечно, уступали сильно. На Севере «F» где-то в сентябре 42-го массово пошел, до этого в основном « Е » были. И - 16 тип 28, 29 уступая «F» по максимальной скорости и вертикальному маневру, имел преимущество по горизонтальной маневренности и по вооружению. На вертикали «F» был очень силен. Вроде догоняешь его, вот-вот, а он форсаж дает и отрывается.

          Запись беседы с Н.Г. Голодниковым
          1. +1
            22 мая 2012 12:14
            Да, И-16 по горизонтали, хорошо крутился. Но, у Мессера был двойной турбонаддув и он легко уходил по вертикали. У "ишачков", в этом случае, двигатель захлёбывался. Только МИГ-1, конструктивно, в этом вираже, начал соперничать.
  13. +2
    21 мая 2012 13:05
    Это самолёт- легенда. Много конечно зла натворил на нашей земле, но всё -же надо признать- по тем временам отличная техника.
  14. +2
    21 мая 2012 13:20
    Да мошина блеск сделана с умом.сравниваать с нашими не смысла другой технологический уровень гдето вычитал друдо затраты на один самолёт у немцев были выше в 2 раза по оборудованию в три раза чем советские .Но по потерям не всё ясно наши списывали на боевые всё что можно а немцы только то что упало и старались от ремонтировать все . Да крови попил немало мессер но с .неба опустили
    1. +4
      21 мая 2012 14:55
      В детстве попалась книга "Конструкции самолётов" под ред.Шульженко 1949 года издания. В ней были описания крыла и фюзеляжа Ме-109. Фюзеляж довольно оригинальной конструкции - шпангоутов как отдельных элементов не было, они образовывались отгибом краёв листов обшивки (из листов гнулись короткие цилиндры, по торцам которых получалось нечто вроде фланцев на трубах, только вовнутрь). У крыла оригинальный узел крепления- два шарнира один на лонжероне с горизонтальной осью вращения, другой на задней стенке с вертикальной осью. В принципе установить крыло можно было даже в одиночку, что и сделал Рабкин в НИИ ВВС в 1940 г., когда собрал купленный в Германии Ме-109Е (книга "Время, люди, самолёты", кажется так называется), не дожидаясь приезда представителя Мессершитта.
      Вообще конструкция очень рациональная и технологичная, все профили открытые, много штамповки. Турбомуфта привода нагнетателя позволяла избежать резкого провала в мощности при переходе границы высотности двигателя, что наблюдалась на советских, английских и американских самолётах во время переключения скоростей центробежных нагнетателей.

      Всего 2 года разницы между созданием И-16 и Ме-109, но технология из разных эпох. На И-16 крыло с ферменными лонжеронами из труб, такими же нервюрами, неработающая обшивка частично металлическая, частично полотняная. Фюзеляж - деревянный полумонокок. ( как ни странно, но изготовление деревянных самолётов требует более высокой квалификации рабочих чем цельнометаллических). И задняя (33%) центровка, что по тогдашним воззрениям должна была увеличить маневренность, на на деле привела к неустойчивости - строгость в управлении. Короткий бочкообразный фюзеляж (а Поликарпов всегда стремился к минимизации размеров) при большом миделе звездообразного двигателя ухудшал аэродинамику, плюс открытая кабина (ну тут уж требования ВВС, хотя изначально был фонарь). Но как впечатляющ высший пилотаж на И-16. Смотришь старую кинохронику и фильм "Истребители" - просто завораживает.
      А что касается Ме-109, в своём развитии он из легкого и маневренного истребителя (2700 кг) превратился в тяжёлый под 4 тонны, скоростной и не очень поворотливый. Кстати, англо-американцы считали лучшим немецким истребителем не мессер, а фокке-вульф-190.
    2. +6
      21 мая 2012 15:20
      Цитата: апро
      с нашими не смысла другой технологический уровень



      В смысле? Олег что Вы понимаете под технологичностью? Приведу выдержку Технологичный- Легко поддающийся обработке, позволяющий использовать в процессе производства наиболее экономичные технологические процессы.

      Например ЯК - 3 был очень технологичен. «Конструкция неправдоподобно груба. Качество сварки соответствует уровню деревенского кузнеца . Однако внешняя отделка прекрасна — как у гоночных машин, – 1956 год авиационный журнал «Айрилейп»,

      Это как Т-34 с немцами сравнивать, их танки дорогие, комфортные, удобные, а войну то не они выиграли, потому что как раз нетехнологичные
      1. +4
        22 мая 2012 14:29
        уважаемый Vadivak у меня родственник служил в армии в 1950-х годах механиком на як-9 весь ремонт эмалит и тряпка . наши самоёты делали плотники а немецкие авиастроители простота не всегда благо впрысковые с смлесью азота движки системы свой чужой системы ночного видения ктапультируемые кресла колличеством это не замениш.Отставание нашей техники вещь закономерная СССР только начал идустриализацию слабая кострукторская база не могут инжинера набраться опыта за 5 лет промышленность не могла дать многие материалы и комплектующие .Победили разумным компромисом возможносте нашей промышленности и мастерством лётчиков и авиационных командиров.
  15. 8 рота
    +6
    21 мая 2012 16:11
    Мессер - самолет неплохой, но главная его сила - это летчики, которым давали до 400 часов учебного налета. После летной школы летчика еще доводили в учебной части до кондиции. Именно поэтому немцы так легко завоевывали господство в воздухе в первые годы ВМВ. Наши имели налет перед войной раз в 5-10 меньше.
    1. +7
      21 мая 2012 16:41
      Цитата: 8 рота
      Именно поэтому немцы так легко завоевывали господство в воздухе в первые годы ВМВ. Наши имели налет перед войной раз в 5-10 меньше.


      Согласен но не только это. Немцы еще старались не ввязываться в воздушный бой, напал сбил, ушел. 109 для этого был идеальной машиной.
      1. 8 рота
        +2
        21 мая 2012 16:54
        Цитата: Vadivak
        Немцы еще старались не ввязываться в воздушный бой,


        Есть разная тактика: одно дело - свободная охота, другое - сопровождение бомберов. Если мессера сопровождали, то они и бились за своих бомберов. У немцев было больше свободной охоты в первой половине войны, когда они обладали для этого возможностями. Хотя у нас такой метод практиковался гораздо меньше, согласен.
  16. +5
    21 мая 2012 16:15
    Цитата: 8 рота
    . После летной школы летчика еще доводили в учебной части до кондиции. Именно поэтому немцы так легко завоевывали господство в воздухе в первые годы ВМВ.


    И поэтому они и проиграли ВМВ,резерва пилотов создать не смогли и в 1944-45 отправляли в бой уже без 400 часов учебного налета.а их города превратили в развалины.
    1. +7
      21 мая 2012 16:53
      Цитата: Kars
      И поэтому они и проиграли ВМВ,


      Факт.

      Кстати деревянные детали немцы использовали, на Bf 109G-5 имелась деревянная хвостовая часть фюзеляжа. Эта модификация называлась Bf 109G-5/U2. потом были еще деревянные Bf 109G-6/U2, Bf 109G-10/U2, Bf 109G-10/U4, Bf 109G-14/U4 Расчет конструкции проводили на дочерней фирме "Эспенлауб верке" в Риге. Так как деревянный хвост был тяжелее обычного, на маслобаке установили противовес. И винты были деревянные, что однако не афишировалось, европейцы ведь, не азиаты какие
  17. СеняЯ
    -2
    21 мая 2012 20:35
    Мессер 109 лучший истребитель второй мировой войны-это факт!
    1. Kibb
      +7
      21 мая 2012 20:47
      Цитата: СеняЯ
      Мессер 109 лучший истребитель

      Не существует такого оружия
      Один из лутших - это факт,но лично мне нравится Р51 и Як 3
      1. Kibb
        +3
        21 мая 2012 20:56
        Кстати карьера "Мессера" незакончилась Второй мировой
        Про испанца уже писал Vadivak, а вот чех S199
        1. +4
          22 мая 2012 08:51
          .....да интересный факт:- 25 самолетов чехословацкой построки были переданы ВВС Израиля в 1948 году и учавствовали в войне за независимость........и воевали на них выходцы из СССР летчики участники ВОВ,.......вот такие исторические странности бывают.......
          1. Wolkin
            +2
            22 мая 2012 18:26
            http://military-journal.com/index.php/home/215-messerchmitt-bf-109
            Послевоенная история Bf 109 продолжилась также и в Израиле, куда была поставлена партия S-199 «Mezdec» (Bf 109 чешской сборки, с двигателем Jumo 21 IF). Эти самолеты принимали участие в войне Израиля против Египта в 1948—1949 годах. Израильским пилотам этот истребитель не очень пришелся по душе — из-за плохой управляемости они прозвали его «упрямым мулом».
        2. Wolkin
          0
          22 мая 2012 18:25
          http://military-journal.com/index.php/home/215-messerchmitt-bf-109
          quote]Послевоенная история Bf 109 продолжилась также и в Израиле, куда была поставлена партия S-199 «Mezdec» (Bf 109 чешской сборки, с двигателем Jumo 21 IF). Эти самолеты принимали участие в войне Израиля против Египта в 1948—1949 годах. Израильским пилотам этот истребитель не очень пришелся по душе — из-за плохой управляемости они прозвали его «упрямым мулом».[/quote]
      2. +2
        22 мая 2012 08:33
        Цитата: Kibb
        лично мне нравится Р51 и Як 3


        Вещь. Но по мне лучший И-185. Первый боевой вылет И-185 9 декабря 1942 г., последний - 12 января 1943 г. Преследовалась цель создать у германского авиационного командования иллюзию наличия на Калининском фронте по крайней мере полка, вооруженного И-185

        Командир 728-го полка капитан В.С.Василяка в своем отчете


        Считаю, что самолет И-185 с мотором М-71 или М-82 и вооруженный 3 пушками «ШВАК» отвечает всем требованиям для ведения боевой работы. Надо считать, в настоящее время самолет И-185 является лучшим самолетом истребительного типа по своей простоте в управлении, по скорости, маневру (особо на вертикали), по вооружению и живучести. Летчики-фронтовики этого самолета ждут с нетерпением на фронте».
        1. Kibb
          +1
          22 мая 2012 09:58
          Цитата: Vadivak
          Но по мне лучший И-185.

          я про серийные, а так -да
        2. +4
          22 мая 2012 14:01
          Vadivak - Всё это так. Но не стоит забывать, что у немцев Ме-262 уже в 42-м году летал. И если бы не тупая упрямость Гитлера, неизвестно, насколько бы продлилась война. Так что И-185, или как его называли "бешеный ишак", не мог составить "Ласточке" конкуренцию, будь они оба запущены в производство. Но историю не переделать, и счастье, что "Ласточка" не попала на фронт в 42-м... А что касается И-185, так это был действительно отличный самолёт. Но смерть Чкалова реально "подрубила" авторитет Поликарпова у "Отца всех народов".
          1. Kibb
            +2
            22 мая 2012 14:51
            Цитата: Voodoo
            И если бы не тупая упрямость Гитлера

            Есть и другая сторона медали - Bf109 и Fw190 вполне справлялись со своими обязаностями до конца войны. А вот сотня -другая Альбатросов могла бы сильно подпортить союзникам высадку в Нормандии если не сорвать ее вообще. Так,что в данном случае Гитлер не так уж был не прав
  18. +5
    21 мая 2012 20:36
    Кажется никто не упоминал- у мессеров самым уязвимым местом была система водяного охлаждения. Если водянку пробивало, пулей или осколком от зенитки, долго он летать не мог, в противном случае движок перегревался и КАПУТ. Но вообще машина отличная. машина- символ. думаю у большинства слово "люфтваффе" ассоциируется с Ме 109 и J-87 Stuka
    И опять возникает восхищение, что наши деды смогли победить, не смотря на то, что у врага была и отличная техника и воевать враг умел очень хорошо
    1. +2
      21 мая 2012 20:51
      Цитата: bazilio
      И опять возникает восхищение, что наши деды смогли победить, не смотря на то, что у врага была и отличная техника и воевать враг умел очень хорошо

      Совершенно с Вами согласен yes - нашей стране пришлось воевать и, так сказать, с техническим германским гением (надо отдать немцам должное, они умеют строить красивую и смертоносную военную технику, и Ме-109 яркий тому пример).
    2. Kibb
      +1
      21 мая 2012 20:59
      Цитата: bazilio
      Если водянку пробивало,

      Это общая проблемма движков водяного охлаждения, а не исключительно Месера
      1. 0
        23 мая 2012 00:29
        Уважаемый Kibb, Вы не знаете сказывалось ли на потерях 109-го расположение бензобака. Лично меня озадачивало, что пилот сидит, можно сказать, верхом на бензобаке.
  19. ЭСКАНДЕР
    +2
    21 мая 2012 21:49
    Приветствую всех с уважением.
    Знаете, ребята, Bf 109 «Мессершмитт» отличался от многих истребителей своей универсальностью. Эти истребители сражались на нескольких театрах военных действий, приспосабливаясь под каждый. Не многие истребители 2 Мировой Войны могут этим похвастать. Восточный фронт, Западный, Африка… (везде свои нюансы и специфичный противник). Тут Вили надо отдать должное, как конструктору.
    О нацистской символике – это уже история (за исключением нездравого воображения вечно обиженных прибалтов и прочих иже с ними больных на голову).
    О техническом превосходстве Германии – его «подавляюще» не было.
  20. +6
    21 мая 2012 21:56
    Что сказать про "сто девятого"?.. Самолет легендарный. Один из самых удачных в истории мировой военной авиации... Изначально создавался с большими возможностями для модернизации, что было огромным для него плюсом, и чем немцы незамедлительно и пользовались... Кстати, именно на Вf.109 установили первый в мире двигатель с непосредственным впрыском (известный сегодня как т.н. "инжектор")...

    И предлагаю Вашему вниманию необычный авиа-арт - работу известного и талантливого американского художника Глена Ангуса (к сожалению ныне уже покойного)... Немного каг-бэ креативно и каг-бэ фэнтезийно, но вещь на мой взгляд интересная и отменная. И естественно посвящена она "Мессеру"...
    1. войник
      +5
      22 мая 2012 01:56
      Прошу не обижатся, уважаемый Василий, но Слейпнир с железным крестом и разодетая Валькирия со Шмайсером - этот Ваш Глен Ангус каг-бэ ... сексуально озобоченный laughing
  21. +3
    22 мая 2012 13:50
    Много про "месс" написано и прочитано. Достойный самолёт, достойный противник. И подтверждение этого - воспоминания наших пилотов. Практически никто к "мессу" не относился пренебрежительно, а наоборот - многие хотели воевать на таком. Просто "тогда" в слух об этом нельзя было говорить.
    Что касается технических особенностей, то многие решения перекочевали на наши самолёты.
    К примеру, после того, как наши изучили трофейный FW-190A-4, то соответствующим приказом было предписано нашим конструкторам внедрить к использованию в нашей боевой авиатехнике более 30-ти оригинальных технических решений в конструкции данного самолёта.
    Был ли "немецкий технический гений"? Наверное был. Недаром что наши, что америкосы за ним устроили настоящую охоту. Но что касается амеров, так его влияние может быть и не сильно на их экономике сказывалось, а нашу страну просто "взорвало" появлением новых отраслей науки и техники! Как не крути, немецкие технологии сильно повлияли на развите собственных.
    Например, на нашем химическом предприятии до сих пор успешно работает вывезенная из Германии после войны установка по производству этанола. Вот так...
  22. Kostyan
    -7
    22 мая 2012 20:03
    да у нас все отстой и шлак было..... но главный наш шлак это были дебильные военачальники....
    1. +1
      23 мая 2012 10:17
      .....Ты прав....у ВАС и было все шлак и отстой.....у НАС нет!
  23. Тваргг
    +2
    22 мая 2012 21:31
    Угу всё отстой всё шлак у нас..вообще всё плохо... А у немчуры всё класс и начальники умные все и красивые. И где они красивые оказались в 1945-м? А на каком здании рассписались наши воины и военачальники?
  24. zulu_1
    +1
    23 мая 2012 00:21
    Конёк 109-го - это динамика разгона и скороподъёмность.
    Первое в сочетании с отличной автоматизацией управления винто-моторной группы позволяло уйти от атаки пикированием.
    Для ухода из под атаки пилоту Bf-109G нужно было было всего то двинуть вперёд до упора сектор газа и, перевернув самолёт кверху "пузом",войти в пике. Пилоту прославленного Ла-5 нужно было выполнить в процессе преследования кучу операций :
    выставить сектор газа,
    выставить шаг винта,
    закрыть радиатор,
    управлять качеством топливо-воздушной смеси,
    переключать ступени нагнетателя

    Тут уж не до прицельной стрельбы.

    Последнее качество ( скороподёмность ) позволяло занять после отрыва позицию для атаки, войдя в восходящую спираль.

    Посдние модофикации Bf109K4 имели потрясающую скороподъёмность: до 24м/сек.
    1. +1
      23 мая 2012 11:31
      Наибольшая скорость пикирования была у ФВ-190 и Мустанга - около 1000 км/ч. А скороподъёмность по-моему у Як-3 с ВК-107. Также он за один боевой разворот набирал высоту больше 1000 метров.
    2. Wolkin
      +1
      23 мая 2012 16:24
      Горелв Сергей Дмитриевич 1920 г.р.
      312 боевых вылетов 60 боев 27 сбитых.

      — В кабине «лавочкина» управление двигателем, шагом винта отвлекало от пилотирования?
      — Убейте, не помню. Все делаешь автоматически. Обороты держишь максимальные и снижаешь, только когда подходишь к аэродрому. В бою винт облегчаешь, но не полностью. Были и другие тонкости, но все это было отработано до автоматизма, и я не задавался вопросом, что делать в той или иной ситуации. Качество сборки «лавочкина» было хорошим, жалоб никогда не было, правда, они все время были у нас новые. Мы же все-таки теряли и теряли.
  25. +1
    23 мая 2012 20:48
    Наши тоже хороши!!!
  26. 0
    26 мая 2012 10:05
    Achtung,achtung МИГ-3 auf dem himmel !!!! angry

    Москвы не отдадим...!!!
  27. 0
    26 мая 2012 10:21
    Achtung,achtung МИГ-3 auf dem himmel !!! angry

    Москвы не отдадим ...!!!!
  28. +1
    26 мая 2012 10:28
    Achtung,achtung МИГ-3 auf dem himmel !!!
  29. LUXVIAGRGOOD
    0
    1 июня 2012 04:57
    aldara reviews buy aldara cream aldara cream for skin cancer aldara canada aldara buy http://prescription-aldara.weebly.com aldara cream for warts cheap aldara aldara effectiveness aldara genital warts aldara over the counter [/url]http://cost-of-aldara.weebly.com topical aldara aldara uses aldara coupons aldara cream uk aldara.com
    aldara cream 5 aldara order generic for aldara aldara cream aldara gel http://aldara-generic.weebly.com imiquimod aldara aldara for sale aldara prices warts aldara aldara genital warts treatment [/url]http://buyaldara-online.weebly.com aldara for sale where to buy aldara cream aldara for genital warts aldara use aldara buy
    aldara for genital warts aldara without a prescription aldara for molluscum contagiosum aldara buy online aldara 5 cream http://buyaldara-online.weebly.com aldara effectiveness aldara coupons aldara order aldara cream molluscum aldara buy online [/url]http://aldara-prescription.weebly.com cost of aldara purchase aldara cream aldara online imiquimod aldara cream aldara cream molluscum
    aldara molluscum aldara skin cancer buy generic aldara aldara buy aldara for genital warts http://aldara-imiquimod.weebly.com skin cancer cream aldara cheap aldara aldara topical aldara wiki aldara molluscum [/url]http://buyimiquimod-aldara.weebly.com aldara for plantar warts aldara cream 5 aldara.com aldara for warts imiquimod cream aldara
    aldara no prescription aldara cream for skin cancer buy generic aldara cost of aldara aldara cream online http://buy-aldaranoprescription.weebly.com aldara cream skin cancer cream aldara buy aldara buy aldara cream aldara drug [/url]http://aldara-prescription.weebly.com aldara cream 5 purchase aldara aldara sale hpv aldara aldara basal cell carcinoma
    aldara use molluscum aldara aldara generic aldara order aldara molluscum contagiosum http://buyaldaranow.weebly.com order aldara aldara online pharmacy aldara cream molluscum aldara reviews aldara cream price [/url]http://buyimiquimod-aldara.weebly.com aldara cream aldara condyloma aldara order imiquimod aldara how does aldara work
  30. 0
    11 марта 2017 13:17
    Самолёт -солдат. Пусть и вражеский.
  31. Комментарий был удален.
  32. 0
    25 ноября 2017 02:28
    Никогда И-185 не был лучшим ни у нас (Ла-5Ф его првосходил), ни тем более в мире, и это при том, что он был прототипом. При запуске в серию лётные характеристики ещё бы ухудшились.