Дульный тормоз-компенсатор и его назначение

Дульный тормоз-компенсатор (ДТК) – это специальное устройство, предназначенное для уменьшения отдачи огнестрельного оружия, использующее кинетическую энергию пороховых газов, которые выходят из ствола вслед за выпущенной пулей или снарядом. Помимо уменьшения уровня отдачи при выстреле (на уровне от 25 до 75 процентов в зависимости от конструкции) дульный тормоз-компенсатор уменьшает подброс ствола оружия, оставляя его на линии прицеливания, что сокращает время необходимое для производства следующего выстрела. Сегодня подобные устройства широко применяются в артиллерии и стрелковом оружии, главным образом, в автоматическом.

Дульный тормоз был известен еще до начала Второй мировой войны, но именно в годы войны и после ее завершения, данное устройство получило наибольшее распространение. Первоначально ДТК применялись в артиллерии, но с развитием и широким распространением автоматического стрелкового оружия они стали использоваться и на оружии малых калибров. Сегодня практические все современные пулеметы и автоматы оснащаются дульным тормозом-компенсатором по умолчанию. ДТК перенаправляет пороховые газы и действительно снижает отдачу и подброс ствола оружия при стрельбе. Они востребованы не только в моделях оружия военного назначения, но и в гражданских моделях, используемых стрелками-спортсменами. В то же время, изменяя направление движения пороховых газов, ДТК может усиливать звук выстрела, который слышит стрелок или артиллерийский расчет. При этом, чем эффективнее устройство, тем громче звук выстрела. Для спортсменов это не представляет особой проблемы, они обычно используют наушники, а вот в армейских подразделениях индивидуальные средства защиты органов слуха – скорее роскошь. Поэтому очень часто конструкторы армейского стрелкового оружия намеренно ограничивают эффективность ДТК.

Существующие сегодня дульные тормоза используют энергию некоторой части пороховых газов, которые выходят из канала ствола вслед за выпущенной пулей. Дульные газовые устройства более выгодны в энергетическом отношении, они не ухудшают баллистику оружия, помимо этого они отличаются высокой надежностью и простотой устройства. Эффективность использования подобных устройств значительным образом зависит от скорости, количества и направления движения отведенных назад пороховых газов. В то же время повышение эффективности их работы обычно сопровождается сильным действием пороховых газов на стрелка или установку, затрудняя процесс прицеливания, а также на грунт, что провоцирует демаскировку за счет образования пыли, которая поднимается пороховыми газами. За счет использования различных дульных газовых устройств конструкторы могут значительно уменьшить энергию отдачи стрелкового оружия или подвижных частей его автоматики, уменьшить пламенность выстрела, повысить кучность ведения огня из автоматического оружия и т.д.


Дульный тормоз-компенсатор и его назначение

Все дульные тормоза по их характеру воздействия на оружие можно разделить на три основных группы:

- дульные тормоза осевого действия, они обеспечивают снижение энергии отдачи оружия или ствола лишь в продольном направлении;

- дульные тормоза поперечного действия, они обеспечивают воздействие поперечной силы, направленной перпендикулярно оси канала ствола. Такие дульные тормоза часто также называют компенсаторами, обычно они применяются в образцах ручного огнестрельного оружия, в которых может возникнуть опрокидывающий момент, отклоняющий ось канала ствола в боковом направлении;

- дульные тормоза комбинированного действия, они обеспечивают как снижение силы отдачи в продольном направлении, так и создание поперечной силы, которая компенсирует опрокидывающий момент огнестрельного оружия. Такие дульные тормоза называют тормозами-компенсаторами. Именно они используются преимущественно в современных образцах стрелкового оружия.


Различные виды ДТК для автомата Калашникова


По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.

Дульные тормоза активного действия используют в работе удар газовой струи, выходящей из канала ствола по поверхности, которая закреплена на стволе оружия. Такой удар формирует импульс силы, направленный против действия отдачи оружия, благодаря чему обеспечивается снижение энергии отдачи всей системы.

В автоматических моделях стрелкового оружия наиболее распространены дульные тормоза реактивного типа, действие которых основано на использовании реакции истечения пороховых газов. Основное их предназначение – это снижение энергии отдачи ствола или всей оружейной системы за счет обеспечения симметричного отвода части пороховых газов в направлении отдачи. В момент вылета пули из канала ствола часть пороховых газов по специальным каналам в дульном тормозе отводится назад. Одновременно с этим под действием реакции истечения пороховых газов все оружие получает толчок вперед, энергия отдачи уменьшается. Чем больший объем газов будет отведен назад и чем выше будет их скорость движения, тем эффективнее отработает дульный тормоз.

В моделях дульных тормозов активно-реактивного типа объединяются между собой оба перечисленных выше принципа. В таких устройствах происходит удар газовой струи в направлении вперед (активное действие) и отбрасывание струи назад (реактивное действие). Подобное устройство было применено, к примеру, на самозарядной винтовке Токарева СВТ-40 образца 1940 года.

СВТ-40


Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.

Наряду с дульными тормозами в современных моделях автоматического стрелкового оружия очень широко используются компенсаторы – устройства, предназначенные для несимметричного отвода пороховых газов в стороны от оси канала ствола, что необходимо для стабилизации оружия во время ведения огня. Дульные тормоза-компенсаторы работают за счет воздействия пороховых газов, которые истекают из канала ствола в направлении обратном действию опрокидывающего момента. Типичные модели современных ДТК могут стабилизировать оружие при стрельбе в одной или двух плоскостях.

Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.


ДТК автомата АК-74М


На сегодняшний день к одному из самых известных и распространенных примеров применения дульного тормоза-компенсатора можно отнести знаменитый автомат Калашникова – АК-74. Данная модель автоматического оружия среди прочих изменений выделялась наличием принципиально нового по конструкции ДТК по сравнению с использовавшимся ранее устройством на автомате АКМ.

Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.

Источники информации:
http://bratishka.ru/archiv/2007/8/2007_8_9.php
http://weaponland.ru/publ/vspomogatelnye_mekhanizmy_i_prisposoblenija_strelkovogo_oruzhija_chast_i/17-1-0-247
https://zbroya.info/ru/blog/10445_dtk-ili-dulnyi-tormoz-kompensator-preimushchestva-i-nedostatki/
Материалы из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. федоров Офлайн
    федоров 26 августа 2018 07:35
    -9
    В народе их называют "пламягаситель" wink
    1. мыслитель Офлайн
      мыслитель 26 августа 2018 07:52
      +12
      Народ говорит - пламЕгаситель yes
      1. bistrov. Офлайн
        bistrov. 26 августа 2018 11:29
        +3
        Цитата: мыслитель
        пламЕгаситель

        Есть и сугубо "пламегасители",например, у ручного пулемета Дегтярева, ДП.
        1. Прим2 Офлайн
          Прим2 28 августа 2018 15:54
          0
          У винтовки СВД и пулеметов ПК и ПКМ а также на автоматах АК 74 с конверсионной доработкой стоят именно пламегасители "щелевого типа".Родина этих пламегасителей США и именно с американского пулемета М 60 они перекочевали на наше оружие.На первых моделях пулемета Калашникова ПК стояли раструбы пламегасители как у дегтяревских пулеметов ДП 27.Но когда нашим оружейникам попали в руки американские М 60 наши были поражены эффективностью дульных устройств этих пулеметов и естественно их скопировали и поставили на ПК и другие образцы.
      2. Хехехе, бугагахаха!

        Lingua latina non verpa canina est!

        laughing
    2. san4es Офлайн
      san4es 26 августа 2018 08:06
      +14
      Цитата: федоров
      В народе их называют "пламягаситель" wink

      ...Напрасно...ПБС и ДТК -- это разные приспособы hi

    3. Svateev Офлайн
      Svateev 26 августа 2018 10:04
      +11
      Цитата: федоров
      В народе их называют "пламягаситель"

      Это только в таком "народе", который не читает руководство по автомату. А в ст.11 руководства нарисованы и описаны и ДТК АК74, и пламегаситель РПК74. Это - два разных по конструкции и назначению устройства.
    4. konstantin68 Офлайн
      konstantin68 26 августа 2018 11:41
      0
      Пламегаситель-это другое устройство,в "народе" мы его именно так и называли-"дульник" или "компенсатор".
    5. Мещеряк Офлайн
      Мещеряк 27 августа 2018 10:12
      +2
      Цитата: федоров
      В народе их называют "пламягаситель"

      Валерий, не надо путать народ, пламегаситель и ДТК - это устройства с разными задачами, но есть и устройства комбинированные, например: тульский "Ночь-2". Очень эффективная штучка, но громоздкая.
    6. Скифотавр Офлайн
      Скифотавр 29 августа 2018 21:34
      0
      Цитата: федоров
      В народе их называют "пламягаситель" wink

      1 сентября этот народ в 1 класс пойдёт laughing
  2. Котище Офлайн
    Котище 26 августа 2018 07:44
    +20
    Уважаемый Сергей большое спасибо за статью!
    Есть рациональное предложение. Возможно стоит подумать о серии аналогичных статей, в целях борьбы с технической безграмотностью наших форумчан. К слову систематизация знаний еще никому не помешала, а тут для неофитов в самое яблочко!
    С уважением, Котище!
    1. Кузнец 55 Офлайн
      Кузнец 55 26 августа 2018 09:01
      +5
      Статье большой плюс . Так же поддерживаю предложение Котище , не каждый читатель ВО учился в военных училищах , да и там не все преподают .
      Спасибо автору , так держать !
      1. ProkletyiPirat Офлайн
        ProkletyiPirat 26 августа 2018 17:44
        +3
        скорее статье большой минус, ибо ничего нового, очередной вариант "фатального недостатка" - "это сделали не мы!".
        Да и вообще с инженерной точки зрения придумывать аж три варианта названий типов ДТК(активный, реактивный, активно-реактивный) это маразм!, принцип действия там один и тот же! это разница давлений с двух сторон одной плоскости. Отличаются они только статическим и динамическим соотношением этой разницы и площадью плоскости, что приводит к разной силе компенсации. По этой же причине даже пламегаситель и иногда ПБС могут выступать в роли компенсатора так как там тоже может возникать озвученное выше явление.
        1. Чарик Офлайн
          Чарик 27 августа 2018 16:55
          +2
          пбс глушит звук выстрела- компенсатор уменьшает отдачу-пламегас уменьшает вспышку на стволе ни пбс ни пламегас не компенсирует отдачу
          1. ProkletyiPirat Офлайн
            ProkletyiPirat 28 августа 2018 14:10
            0
            Цитата: Чарик
            ни пбс ни пламегас не компенсирует отдачу

            Внимательнее перечитайте мой комментарий, и особенно поищите в словаре что означает слово "может" которое вы явно пропустили...
    2. Curious Офлайн
      Curious 26 августа 2018 14:50
      +5
      "Уважаемый Сергей большое спасибо за статью!
      Есть рациональное предложение. Возможно стоит подумать о серии аналогичных статей, в целях борьбы с технической безграмотностью наших форумчан.
      "
      Конгениально, бороться с технической безграмотностью технической же безграмотногстью! Клин клином вишибать.
      У меня встречное предложение. Создать для борьбы с технической неграмотностью группу под руководством Шпаковского.
      Предложение позволю себе не аргументировать, аудитория может расценивать это по своему усмотрению.
    3. Мистер Кредо 27 августа 2018 01:57
      0
      Дельное предложение. Учитывая что ВО читают в основном гражданские и служившие срочку сто лет назад. Хорошо разбираться в военной технике могут только профильные спецы. А так хоть научно- популярное просвещение будет.
  3. san4es Офлайн
    san4es 26 августа 2018 07:53
    +8
    ДТК перенаправляет пороховые газы и действительно снижает отдачу и подброс ствола оружия при стрельбе.

    1. Nikolaevich I Онлайн
      Nikolaevich I 26 августа 2018 10:04
      +8
      Как справедливо сказано в одном анекдоте:"Ты не умничай! Ты рукой покажи !"
      Может быть,вместо того ,чтобы забивать в мозги читателей термины и слепить глазёнки яркими картинками-просто на пальцах разъяснить :что происходит с орудием(оружием) при выстреле ,когда ствол: а) без дульного тормоза;б)с дульным тормозом....почему,иной раз,стрелку бывает "не очень хорошо",когда он стреляет из оружия с реактивным дульным тормозом...как наличие или отсутствие ДТ влияет на откат (орудия).
      1. konstantin68 Офлайн
        konstantin68 26 августа 2018 11:46
        +3
        Цитата: Nikolaevich I
        Ты не умничай! Ты рукой покажи !"

        Кто хоть раз держал в руках АК-74,тот понял. А кто с ним спал-тот разобрался в принципе отвода очень давно,там ,в принципе,ничего сложного(про ДТК АК74).
        1. Nikolaevich I Онлайн
          Nikolaevich I 26 августа 2018 13:53
          +4
          Вообще-то,меня жутко интересуют ДТ арт.орудий ! Как-то я схватился с одним знакомым в споре о принципах работы дульных тормозов (ДТ) в артиллерии...высказывал свою точку зрения;но никак не мог его убедить !В общем,понимаю,что речь идёт о стрелковом оружии,но на уме -артиллерия... recourse
        2. Nikolaevich I Онлайн
          Nikolaevich I 27 августа 2018 01:29
          +4
          Цитата: konstantin68
          Кто хоть раз держал в руках АК-74,тот понял

          Я служил с АКМ...но вы уверены,что все "бойцы" ,в чьи руки попал АК-74,интересуются ,как устроен дульный тормоз-компенсатор и принципом его действия ? what
          1. Korax71 Офлайн
            Korax71 28 августа 2018 09:22
            -1
            Я вам по секрету скажу.большей части бойцов глыбоко фиолетово на принцип работы.двли в руки,научили заряжать-разряжать,направлять ствол в сторону цели,делать неполную разборку-сборку и всё.встречайте отечественного Рембо,с уверенностью,что он непобедим.причем это касается и срочников,и контрабасов.в свое время довелось немного ознакомится с программой кмп по изучению мат части вооружения,в частности подготовки сержантов.т ам материал дается в таком объеме,что сержант не только умеет применять любое оружие своего подразделения,но знает и устройство,и принцип действия в таком объеме,что из ящика зап частей в состоянии собрать любое стрелковое оружие своего подразделения.обьема знаний вполне хватает,чтобы проводить мелкий ремонт,н е прибегая к помощи арт мастера(у них это специально обученный мастер-сержант).с одной стороны,конечно,много излишней информация,но с другой стороны знания-сила.
          2. konstantin68 Офлайн
            konstantin68 28 августа 2018 12:25
            0
            Цитата: Nikolaevich I
            ,в чьи руки попал АК-74,интересуются ,как устроен дульный тормоз-компенсатор и принципом его действия ?

            Мне было интересно,там даже отверстия в первой камере выполнены несимметрично и на разных уровнях,дабы минимизировать эффект увода в сторону(АК по моему,влево уводило,хотя могу и ошибаться,давно это было).
  4. Svateev Офлайн
    Svateev 26 августа 2018 09:52
    +6
    Отличная статья!
    Единственная ремарка к фотографии
    Различные виды ДТК для автомата Калашникова

    Крайний справа - это не ДТК, а компенсатор АКМ. А в целом фотография интересная, я такого разнообразия ДТК для Калашниковых не видел ещё. Нет ли цифр эффективности показанных ДТК?
    1. sgapich Офлайн
      sgapich 27 августа 2018 04:08
      +1
      Цитата: Svateev
      Крайний справа - это не ДТК, а компенсатор АКМ.

      Вот как раз с крайним справа, да и с АКМ я и отслужил. Номер до сих пор помню.
  5. михаил3 Офлайн
    михаил3 26 августа 2018 10:18
    +3
    Всегда было любопытно, почему сейчас конструкторы таких систем не используют эжекционное кольцо по типу труб, когда то надеваемых на ствол пулемета Льюиса? Как мне кажется, удалось бы в значительной степени парировать разлет пороховых газов в стороны, плюс существенное улучшение охлаждения ствола автоматического оружия, да и в гашении звука выстрела может быть прогресс.
    1. bistrov. Офлайн
      bistrov. 26 августа 2018 11:04
      +5
      Цитата: михаил3
      эжекционное кольцо по типу труб

      Именно такое устройство используется в пулемете "Печенег"
  6. bk0010 Офлайн
    bk0010 26 августа 2018 10:52
    +1
    По ушам бьет с этой штукой куда сильнее, чем без нее. Если эффективность гашения отдачи можно поднять до 75%, так может можно 7.62x54 прицельно очередями с рук стрелять?
    1. konstantin68 Офлайн
      konstantin68 26 августа 2018 11:50
      +2
      Цитата: bk0010
      По ушам бьет с этой штукой куда сильнее, чем без нее. Если эффективность гашения отдачи можно поднять до 75%, так может можно 7.62x54 прицельно очередями с рук стрелять?

      Намного сильнее на уши стрелка влияют погодные условия,например сильный встречный ветер. Прицельно можно стрелять с рук и с ходу после "долгих практический занятий". У нас,например,ротный свинчивал дульник и ночью с руки такое вытворял,что любо -дорого. Да и мы могли кое-что.
  7. bistrov. Офлайн
    bistrov. 26 августа 2018 11:15
    +4
    Лично убедился в эффективном действии ДТК на винтовке Мосина,которая, как известно,довольно прилично "лягается",у меня доходило аж до ссадин возле ключицы.
    Из -за того,что дульная часть ствола у моей "мосинки" была рассверлена на глубину нескольких сантиметров, вероятно в результате приведения её к нормальному бою во время одного из ремонтов, я решил,чтобы даром не пропадал бездействующий кусок ствола ,превратить его в во встроенный дульный тормоз.Для чего сбоку,перед мушкой и под ней, в стволе винтовки просверлил два сквозных отверстия. Отдача резко уменьшилась,где-то процентов на 40. Насчет увеличения силы звука ничего не скажу,не обнаружил,как и повышения кучности.

    Хотя знаю,что не рекомендуется стоять сбоку от стреляющего из пистолета-пулемета ППШ,можно временно оглохнуть, а то и вообще получить разрыв барабанной перепонки из-за направленной сильной звуковой волны.Как известно,отверстия эффективного дульного тормоза у ППШ направлены в обе стороны и вверх,из-за чего при автоматической уменьшается как подброс ствола автомата вверх ,так и отдача .
  8. bunta Офлайн
    bunta 26 августа 2018 21:08
    +5
    В ДТК АК-74 щели в передней диафрагме служат для создания акустической завесы против газов истекающих из второй камеры. Поэтому ни один самопальный ДТК по акустике не может его превзойти. Все модели других ДТК, как бы их не пиарили, никаких существенных преимуществ перед штатным не имеют и не могут иметь.
    1. Прим2 Офлайн
      Прим2 28 августа 2018 16:09
      0
      Дорогой друг ДТК по словам наших оружейников это всегда компромисс между точностью и эффективностью.Что касается АК 74 то его "суперэффективный"ДТК приговорили к снятию на АК 74 ранних выпусков так как в рамках конверсионной переделки этих автоматов на них кроме новых телескопических прикладов и новых пистолетных рукояток а также планок пикаттини стали ставить щелевые пламегасители такого же типа как на пулеметах ПК.
  9. Slinqshot Офлайн
    Slinqshot 27 августа 2018 01:04
    +1
    . Комментарии в разы информативнее. А те, кто предлагает автору ликбезом заняться - по ходу, ПМ от АКМ не отличат.
  10. Tankist_1980 Офлайн
    Tankist_1980 27 августа 2018 11:12
    0
    Автор забыл упомянуть о еще одном возможном предназначении ДТК: эта возможность некоторых образцов (имеющих специальные "пики") конвоировать.